Обзор игры Baldur's Gate. Обзор игры Baldur's Gate Baldur's gate рецензия

В середине девяностых годов прошлого века жанр RPG переживал период застоя. Начали уходить в тень такие популярнейшие серии, как Wizardry и Might and Magic, иссяк некогда бурный поток игр по мотивам Advanced Dungeons & Dragons от компании SSI... Казалось, даже у ведущих разработчиков закончились свежие идеи.

Но пока признанные авторитеты мучительно старались преодолеть творческий кризис, их уже вовсю теснили молодые студии. Они не обладали опытом своих старших коллег, зато не боялись экспериментировать, и именно поэтому им удавалось открывать новые горизонты. Как Blizzard создала целый жанр action/RPG, выпустив Diablo, так и канадская BioWare осовременила классические CRPG, разработав Baldur’s Gate.

По количеству и качеству текстов Baldur’s Gate вполне могла поспорить с солидным фэнтезийным романом.

Возвращение драконов

После симулятора боевых роботов Shattered Steel , которому не удалось добиться успеха, канадцы решили попробовать свои силы в жанре ролевых игр, горячо любимых основателями BioWare Рэем Мьюзикой и Грегом Зесчуком. Первым делом разработчики взялись за создание нового изометрического движка Infinity Engine. Как только была готова демоверсия проекта с кодовым названием Battleground Infinity , ее показали издателям. Большинство из них с изрядным скепсисом отнеслось к перспективам новой игры в жанре RPG. Исключением стала компания Interplay , которая приняла самое деятельное участие в создании первой ролевой игры BioWare.

Прохождение Baldur’s Gate занимало до ста часов, а продолжительность второй части вдвое перекрывала эту и без того внушительную цифру.

Изначально Battleground Infinity создавалась как MMORPG, но издательство посоветовало разработчикам отказаться от чересчур амбициозной по тем временам задумки. Interplay владела правами на выпуск игр по мирам Advanced Dungeons & Dragons и с радостью предоставила лицензию своим новым партнерам. Постепенно начали вырисовываться очертания Baldur’s Gate какой мы ее знаем. Сегодня эта игра по праву считается классикой, но на момент выхода она была воистину революционной: BioWare не побоялась пойти наперекор практически всем правилам и канонам RPG под брендом AD&D.

Например, канадцы убрали вид от первого лица, который встречался почти во всех предшественницах Baldur’s Gate. А самой заметной находкой BioWare стала необычная боевая система. Разработчики поставили перед собой невыполнимую на первый взгляд задачу — сохранить тактическую глубину, присущую настольному первоисточнику, но в то же время сделать битвы динамичными, чтобы в Baldur’s Gate было интересно играть людям, далеким от AD&D.

Над оригинальной Baldur’s Gate работало около 60 человек, и почти для всех из них это был первый крупный проект в игровой индустрии.

Канадцы нашли простое и изящное решение проблемы. Бои в Baldur’s Gate разворачивались в реальном времени, но при этом человек мог в любой момент поставить игру на паузу, чтобы в спокойной обстановке оценить ситуацию, определиться с планом действий и раздать всем персонажам команды.

Недавно российские энтузиасты перенесли Baldur’s Gate на мобильные устройства под управлением операционной системы Android.

Изначально поклонники оригинальной настолки восприняли идеи BioWare в штыки. Но от их скепсиса не осталось и следа, когда выяснилось, что боевая система отлично работает и Baldur’s Gate точно воспроизводит правила AD&D. Впервые в истории компьютерных адаптаций AD&D в игре присутствовали все основные классы персонажей. Даже практически бесполезному барду в новой RPG нашлось место.

Другой подход

Baldur’s Gate отличалась новым подходом к повествованию. Что собой представляли практически все выходившие прежде игры по AD&D? В самом начале мы создавали партию из нескольких персонажей, после чего отправлялись зачищать от монстров бесконечные подземелья. На куцый сюжет никто не обращал внимания, а с NPC все общались исключительно ради получения новых заданий, которые обычно сводились к убийству окрестных чудищ. Сами герои отличались друг от друга расой, классом и набором способностей, но они были не более чем портретами, без характеров и жизненных историй.

Суммарный тираж двух частей Baldur’s Gate превысил четыре миллиона экземпляров.

Студия BioWare уделила повествованию куда больше внимания, чем ее предшественники. Основной сюжет не мог похвастаться особой оригинальностью и строился на жанровых клише: от главного героя - сироты с таинственным происхождением - до антагониста, мечтающего утопить мир в крови и добиться божественного могущества. Но сценаристы BioWare уже тогда доказали, что даже самую тривиальную историю можно отлично обыграть, припрятав пару-тройку сюрпризов.

Во второй части и дополнениях к ней размах событий увеличился на порядок.

Baldur’s Gate поражала обилием диалогов. Игрокам приходилось много общаться с жителями главного города и сопредельных локаций, а также с попутчиками и друзьями. Напарники перестали быть безликими болванчиками. Теперь каждый союзник, присоединившийся к отряду, обладал ярким характером, подробной биографией и собственными целями. Такие колоритные персонажи, как самовлюбленный и язвительный чародей Эдвин или добродушный варвар Минск со своим верным хомяком Бу оставались в памяти надолго. А если в команде оказывались герои с противоположными взглядами на жизнь, то приключения сопровождались постоянными перепалками. Порой эти споры могли привести к поножовщине. Именно такие нюансы делали героев Baldur’s Gate по-настоящему живыми.

Вместо заурядных гоблинов или огров в Baldur’s Gate 2 нам противостояли самые могущественные создания AD&D - вплоть до принца демонов.

То же самое можно смело сказать и об игровой вселенной. Каждый город, замок и подземелье были любовно нарисованы вручную, отчего мир был удивительно уютным. К тому же Baldur’s Gate поражала размерами - она была громадной даже по меркам девяностых, когда продолжительность в десятки часов считалась нормой, и с трудом умещалась на пяти дисках.

Словом, если вы хотите узнать, что такое классические компьютерные ролевые игры (CRPG), то можете просто поиграть в первую и вторую часть Baldur’s Gate - и всё. Феноменальная проработка характеров, запутанные и сложные подземелья, очаровательные, домашние, вручную слепленные квесты и прекрасно продуманная система продвижения, удивительная графика, тактические бои...

Справедливости ради скажем, что первая часть Baldur’s Gate была для канадцев пробой пера и потому не обошлась без недостатков. Разработчики не сразу смогли в полной мере раскрыть потенциал Infinity Engine - персонажам и декорациям недоставало детализации. К тому же игра поддерживала только скромное даже для 1998 года разрешение 640х480.

Прогресс персонажей в Baldur’s Gate также был ограничен. К финальной битве персонажи могли достигнуть только седьмого-восьмого уровня. По меркам Advanced Dungeons & Dragons они оставались салагами, которых легко мог прихлопнуть бы любой дракон или уважающий себя демон. Хорошо, что таких противников в игре не встречалось. Наконец, на каждый интересный квест приходилась пара-тройка заданий в духе «найди-убей-принеси». К счастью, все, чего не хватало оригинальной игре, поклонники нашли в Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn , котораясохранила и преумножила все лучшие черты первой части и сегодня считается эталоном жанра.

Что это было? Игра, вдохнувшая новую жизнь в фэнтезийные CRPG и принесшая BioWare всемирную славу.

Без этой игры не вышли бы

Чего бы мы лишились, если бы не было Baldur’s Gate

Planescape: Torment

Единственной студией, кроме BioWare, создававшей игры на движке Infinity Engine, была Black Isle . Уже в 1999 году авторы Fallout 2 выпустили на его основе Planescape: Torment . Как и Baldur’s Gate, новый проект использовал правила и один из сеттингов AD&D. Но на этом сходство исчерпывалось. Номинально Planescape можно было отнести к фэнтези-RPG, но по сути это была скорее интерактивная психологическая драма с глубоким философским подтекстом. Black Isle удалось рассказать одну из величайших историй в истории игровой индустрии - но, увы, для широкой аудитории она оказалась слишком сложна. Planescape не смогла повторить успех Baldur’s Gate.

Star Wars: Knights of the Old Republic

Естественно, успех Baldur’s Gate привлек к ее создателям внимание крупнейших компаний игровой индустрии, в том числе и LucasArts . Летом 2000 года, когда BioWare еще только заканчивала работу над Baldur’s Gate 2, стало известно, что канадцы согласились заняться ролевой игрой по «Звездным войнам». Выход Star Wars: Knights of the Old Republic стал поворотным моментом в судьбе BioWare. Игра унаследовала от Baldur’s Gate основные игровые механики, однако в Knights of the Old Republic разработчики сделали первый шаг к упрощению геймплея и кинематографической подаче сюжета. Этот путь впоследствии привел их к Mass Effect.

Ведьмак

Компания CD Projekt прославилась тем, что издавала в родной Польше полностью переведенные Baldur’s Gate и Planescape: Torment. Стоит ли удивляться, что, когда поляки решили заняться созданием собственных игр, главным ориентиром и источником вдохновения для них было творчество BioWare и Black Isle. К чести польских разработчиков, они не ограничились заимствованием задумок маститых коллег, но и вложили в «Ведьмака » множество собственных идей, и он оказался не заурядным клоном, а достойным наследником Baldur’s Gate.

Dragon Age: Origins

Как и Baldur’s Gate, Mass Effect открыла новую эпоху в истории RPG. Но BioWare не забыла о своих корнях и спустя всего два года выпустила игру, которую можно легко принять за ремейк Baldur’s Gate. Dragon Age: Origins дарила столько же волшебных эмоций и была очень близка своей прародительнице по духу, хотя два проекта BioWare разделило целое десятилетие. И то, что через столько лет игра, сделанная по лекалам Baldur’s Gate, стала хитом, можно считать лучшим комплиментом легендарному проекту.

Дисклеймер

Все нижеследующее является субъективным мнением автора на тему одиночного (соло) прохождения Baldur’s gate 2: Enhanced Edition и не претендует на истину в последней инстанции.

Цель данного гайда – рассказать о самой возможности одиночного прохождения этой действительно прекрасной игры. Подобное прохождение - интересный и непростой вызов каждому ценителю жанра, с лихвой окупающийся чувством удовлетворения от прохождения игры.

Гайд составлен на основе личного опыта соло-прохождения игры за разных персонажей и, следственно, не может считаться полным, а потому, если Вы заметили какие-то неточности или хотите дополнить гайд Вашими мыслями или замечаниями – оставляйте комментарии.

Хотя в сети существуют довольно качественные переводы игры на русский язык, во избежании неточности все критические термины, имена и названия даны на оргинильном языке.

Как пользоваться гайдом

Если Вы не знакомы с классами, специфику и краткое резюме по каждому из них я дам в начале раздела. Вам останется только выбрать наиболее интересный для Вас вариант и познакомиться с ключевыми особенностями его создания и использования.

Архетипы:

  • Arcane – кастеры – это маги и волшебники. Обладают внушительным арсеналом заклинаний буквально на все случаи жизни, от прямого урона молниями и вызова тварей из преисподней, до некромантии и изощренных спеллов вроде whish.
    Предпочитают дистанционный бой и совершенно не годятся для боя ближнего.
    Средняя сложность на старте игры и легкая прогулка ближе к концу.
  • Divine – кастеры – это священики, боепопы и прочие служители высших сил. Идут в ближний бой под защитой и усилениями от огромного количества заклинаний.
    Средняя сложность на старте игры и средняя сложность end game-а.
  • Воины – файтеры, монахи, варвары и прочие. Очень разношерстная компания, но с общей тягой к ближнему бою. Много защиты(АС), хитов, отличный урон и богатый арсенал оружия, но слабая защита от магии (в большинстве случаев) и негативным эффектам.
    Легкий старт и высокая/средняя сложность end game-а.
  • Разбойники – воры, убийцы, карманники и прочие романтики с большой дороги. Для любителей ударов в спину, ловушек и тех, кто стремится исследовать контент игры по максимуму. Класс предоставляющий самые обширные возможности.
    Тяжелый старт и средняя сложность end game-а.
Если Вы ранее не пробовали проходить игру в одиночку (или вообще не играли в нее, но хотите пройти ее одним персонажем), рекомендую начать знакомство с классов: Wizard, Wizard/Fighter, Cleric/Fighter или Paladin.

Ботхи - первый промежуточный босс Baldur"s Gate 2.
Назывет себя сестрой Иреникуса, но не ясно имеет ли в виду биологическое родство или говорит о схожести судеб.
В прошлом эльф, за свои злодейства была изганана и лишилась статуса и эльфийской души. Ныне вампир, руководящий тайной организацией стремящейся захватить теневую власть в городе.
Садистка, убийца и просто красавица.

По профилю - вампир, 25 уровень, CE
HP 120
AC -1
STR 24
DEX 24
CON 20
INT 15
WIS 15
CHA 14

Cold 100%
Electricity 100%
Magic 75%
Magical cold 10%

Дама агрессивная и истеричная. отлично дерется в ближнем бою, имеет 3 атаки в раунд, THACO 4 (попадает хорошо), стандатрный вампирский набор + что-то вроде domination, который пытается наложить на нашего персонажа. И, конечно, куча миньонов в придачу.
Если Вы воин - вставайте в проходе и работайте сначала по миньоном, а затем, как закончатся ее подручные, по Бодхи. Не давайте себя окружать, берите максимальную защиту и не забывайте про голову. Потеря управления над вашим персонажем - проигрыш.
Поможет rage, защита от нежити, клирический обкаст и прочее.
Если маг - работайте по площади, вызывайте саммонов в виде мечей или демонов и, возможно, Вы вообще не увидите Бодхи.

Joneleth Irenicus

Иреникус, он же Айреникус, он же глав.гад Baldur"s Gate 2, истезавший нашего протагониста в своих мрачных катакомбах, мотивируя это поисками какой-то там скрытой силы.
Вдаваться в его историю я не буду, скажу лишь что он был могущественным эльфийским магом, стремящимся стать богом. В своей жажде власти он зашел слишком далеко и был проклят и изгнан богами, своим народом и любовью всей жизни - королевой эльфов Suldanessellar.
Потеряв свою "эльфийскую душу" он начинает разрушаться, отсюда отметины на его лице и следы хирургии, и решает посветить свою жизнь мести и попыткам доказать всем (включая самого себя) свою крутость. Словом, все по учебнику психологии.

По профилю - эльф, wizard, 30 уровня, NE
HP 96
AC 0
STR 13
DEX 18
CON 14
INT 18
WIS 18
CHR 17

Сражается магией. Это стандартный набор спеллов начиная от маг.ракет, MS и прочих direct damage спеллов и заканчивая стандартными TS + много обкаста.
+ форма Slayer, что делает его относительно неплохим воином и миньоны демоны.

Впрочем, несмотря на все это, врят ли его убийство будет ли Вас сложной задачей. К моменту завершения игры Вы, скорей всего, уже перевалите порог 20-ого уровня и будете одеты в лучшие вещи в игре, и встреча с ним, будет проще чем бой с twisted ruins или с его сумасшедшей сестрой.

Пара слов об Enhanced edition

Серии baldur"s gate более 15-лет, так что нет ничего удивительного, что ее решили обновить и, прости господи, подкрасить в переиздании Enhanced edition.
Хорошо это вышло или нет - пусть каждый решит для себя (из тех конечно, кто помнит как выглядит оригинал), я хочу лишь рассказать о некоторых важных изменениях, которые так или иначе относятся к теме одиночного прохождения этой игры.
Если Вы посчитаете важным добавить что-то, что я упустил - дайте знать.

Возможность создавать партии с нуля
Да, теперь у нас, как в серии icewind dale, есть возможность заранее создать партию манчкинов и, дав им имена, "Mage", "Cleric/Fighter", "Blackguard", "Theif" уничтожить все живое. Конечно, ни о каком отыгрыши и внутрипартийных отношений речи не идет, но пройти игру будет значительно-значительно проще.
Еcли у Вас не получается пройти игру одном персонажем или Вы просто хотите попробовать несколько разных комбинаций, сделайте команду по своему вкусу.

Advanced AI
Интересное новшество. Это, по-сути, продвинутый искусственный интеллект сопартийцев. Которые теперь сами решают каким оружием им пользоваться, кого атаковать, какие заклинания использовать и так далее.
Если играете от одного персонажа, советую отключить эту функцию как можно скорее, иначе Ваш персонаж начнет творить невероятно глупые вещи. Сделать это можно в окне статистики (record), кнопка customize,а затем scripts.
Если играете с группой, Вы новчиок или по каким-то причинам не хотите особенно заморачиваться - оставляйте. Хотя в этом случае лучше ставьте story mode.

Уровни сложности
Лично я никогда не видел смысла ставить сложность отличную от core rules, которые играются по правилам 2.5 редакции DnD. Все что распологается выше или ниже - это уже изменение базовых правил (читай математики и удачи). Сделать из игры Dark Souls все равно не выйдет, а вот извратить те правила, по которым функционирует мир - легко.
Впрочем, для тех кто собирает ачивки, разрабы приготовили парочку, если Вы пройдете игру на сложном или невозможном уровне.
Ну, и, конечно, так называемый story mode или "пройди игру без паузы". Что это я, честно гвооря, не смотрел, но если Вы хотите легкой и ненапряжной игры - стоит попробовать.

Ачивки
Их, я уверен, ждали многие. Порядка 100 ачивок в BG2 и BG2TOB (одна из которых на соло прохождение).
Большинство получите по ходу прохождения сюжета, часть связана с убийством ключевых монстров (о них я написал выше) и получением/достижением определенных показателей (Lore, Hit points etc).
В одиночном прохождении получить все будет довольно сложно, так что если Вас интересует именно эта часть игры, лучше проходите командой.
Полный список ачивок можно найти хотябы

Новые классы
Их в последнем адпейте 1.5. Есть кит клерика, но он, по сути, мало чем отличается от остальных, так что осатется на откуп ролевикам, а вот второй - shaman (шаман), это уже новый полноценный класс со своими уникальными вещами и способностями.
Шаман - этакий sorcerer от мира друидов. Он также заучивает заклинания раз и навсегда, но пользуется списком заклинаний друидов. Помимо него имеет несколько уникальных спеллов(защитные и усиливающие) и собственную уникальную механику - призыв духов.
Пока мы танцуем (не можем двигаться и атаковать), у нас есть шанс вызвать бесплатного духа или нескольких к себе на помощь, самый крутой из которых air elemental, что...не круто.
Для одиночного прохождения, если уж Вы хотите поиграть друидом, лучше выбрать оборотня или кит avenger.

Заключение

На этом завершается наш экскурс в мир одиночного прохождения Baldur"s Gate 2:EE.
Получилось довольно обширно и, местами, излишне подробно, но сказать хотелось многое.

Baldur"s Gate действительно прекрасная серия, наравне с planescape torment и серией fallout, ставшая культовой для целого поколения игроков. Прекрасный ролевой мир, интересная история, продуманная механика и простор для отыгрыша все это то, что сделало ее одним из лучших творений легендарной BioWare.

Мне остается только пожелать Вам удачи на просторах Фаеруна в сражениях за свое наследние.
Belm 2) Silver Hilt (дропается с Kruin в 6 Главе, мимо не пройдете, он потребует у Вас Silver Blade);
3) 7.500 GP

Silver Sword , Двуручный меч +3

1) Pommel Jewel of the Equalizer (получится в самом начале, на первом уровне Лабы Иреникуса);
2) Blade of the Equalizer (дропается с Elder Orb в Подземелье Бехолдеров в Underdark);
3) Hilt of the Equalizer (найдете в Подземелье Иллитидов в Underdark);
4) 7.500 GP

The Equalizer , Длинный меч +3/+4

Чувство предвкушения — именно с ним запускаешь Baldur"s Gate II: Enhanced Edition. Ностальгия смешивается с ожиданием увидеть обновленную графику, какой-никакой дополнительный контент, улучшенный интерфейс. Одна из лучших ролевых игр всех времен, шедевр BioWare 13-летней выдержки, требует к себе особого отношения. Выдающийся экспонат «старой школы» нужно реставрировать осторожно, чтобы ненароком не вызвать гнев у повзрослевших поклонников. И разработчики вроде бы понимали ответственность, вроде бы действовали из лучших побуждений, но не оправдали ожиданий. Наступили на свои же грабли, оставленные после выпуска . «Улучшенное издание» получилось сырым, как половая тряпка в разгар уборки.

Тем не менее, в это удивительное приключение уходишь с головой. История отпрыска бога Баала увлекает с первых минут благодаря нетрадиционному началу и бодрому темпу повествования. Протагонист находится в клетке, его пытает маг-психопат, и кажется, недолго ему осталось стонать в языках пламени. На счастье, в катакомбы мага врывается воровская банда и начинает погром. Герой, воспользовавшись суматохой, выбирается на волю, собирает отряд из таких же неудачников и отправляется искать выход из опасного лабиринта.

Но это только начало долгого путешествия. Политические интриги, заговоры, предательства, попытки разобраться с проблемами говорливых напарников — события и персонажи мелькают друг за другом. Оторваться сложно. Тем более здесь позволяют действительно отыгрывать избранную роль, принимать далеко идущие решения, и многое зависит от того, кем вы играете и как.

Издание Baldur"s Gate II: Enhanced Edition включает в себя как оригинальный Shadows of Amn, так и дополнение Throne of Bhaal. Всё в одном. Авторы добавили поддержку широкоформатного разрешения, слегка подретушировали графику, доработали интерфейс. Появилась кнопка «быстрого сохранения», что очень востребовано, учитывая сложность игры. Здесь дворовые хулиганы элементарно могут завалить героическую партию по дороге в ночлежку, не говоря уж про боссов и монстров. Сохраняться нужно много и часто.

И стоило бы рукоплескать товарищам за адаптацию легендарной игры под современные компьютеры и мониторы. Вышеперечисленного уже достаточно, чтобы заплатить за Enhanced Edition, но... очень много технических недоработок.

Экран то двигается при подведении курсора мышки к краю, то не двигается. Во время сна соответствующий ролик то включается, то не включается. При нажатии на кнопку «быстрого сохранения» игра пару раз вылета на «рабочий стол» Windows, а после загрузки все враги на уровне возрождались. Ремарки персонажей относительно тех или иных событий иногда запаздывают. Например, девушка может восторгаться оставшейся далеко позади библиотекой, переступив порог лаборатории. И все эти сюрпризы вываливаются на голову в течение первого часа игры!

Впрочем, это дело поправимое, если, конечно, у авторов когда-нибудь проснется желание поработать над ошибками. Неприятно другое они не стали исправлять реальные проблемы оригинального Baldur"s Gate II. Остались прежние дыры, позволяющие быстро заработать много-много денег. Поиск пути, как и прежде, работает некорректно. Шесть персонажей в составе партии разбредаются в разные стороны, если их легкомысленно послать в другую часть карты. Во время сражений приходится за ручку, матерясь, управлять болванчиками, которые так и норовят отправиться в обход и где-нибудь застрять. Неприятно, что фигурки героев не стали перерисовывать, и их размытые пиксели теряются на фоне похорошевших декораций. Неприятно, что разработчики не подумали о тех людях, которые незнакомы с некогда популярной ролевой системой Advanced Dungeons & Dragons. Новички просто потеряются в пространных описаниях, пытаясь свыкнуться с логикой, в корне отличающейся от современных компьютерных ролевых игр.


Отдельно стоит отметить, что дополнительный контент, включающий четырех новых напарников с их собственными сюжетными линиями, создавался абы как. Речь не о связанных с ними миссиях, они как раз хороши. Но как только вы здороваетесь с новыми героями, они открывают рты, и их плохо поставленные голоса наждачной бумагой проходятся по нервам. Хуже этого только их безэмоциональные (но громкие!) охи во время сражений, идущие вразрез с экспрессивными воплями товарища Минска.

Diagnosis

У Baldur"s Gate II: Enhanced Edition слишком много технических проблем, чтобы можно было рекомендовать игру к покупке. С одной стороны, это широкоформатная версия легендарной ролевой игры BioWare с доработанным интерфейсом, что нельзя не приветствовать. Авторы постарались, добавили новый контент, чтобы удивить поклонников новыми героями. С другой стороны, они не вылечили старые болячки, зато наплодили новых, не подумали про то, насколько изменились компьютерные ролевые игры за прошедшие годы, и что новичкам будет ужасно сложно разбираться с диковатой по сегодняшним меркам системой Advanced Dungeon"s & Dragons.

Впрочем, игру можно купить и сейчас, положить на виртуальную полку и ждать исправления ошибок, чтобы потом окунуться в новое удивительное приключение в компании Минска и его хомячка.

  • Легендарная ролевая игра BioWare: Baldur"s Gate II: Shadows of Amn и Throne of Bhaal в одном издании
  • Новые интересные герои со своими миссиями
  • Обновленный режим The Black Pits II в формате гладиаторских боев хорошо подходит для мультиплеера
  • Широкоформатное разрешение, подретушированная графика, кнопка «быстрого сохранения»

Contra:

  • Огромное количество самых разных и неожиданных технических недоработок
  • Очевидные проблемы оригинала так и не исправили
  • Отвратительные голоса новых героев
  • Нет хорошего объяснения особенностей ролевой системы Advanced Dungeon"s & Dragons для новичков
  • Модели героев следовало перерисовать в первую очередь, их фигурки воспринимаются плохо различимой кашей из пикселей

Разработчик: Overhaul Games
Издатель: Beamdog
Жанр: RPG
Похожие игры: Baldur"s Gate II: Shadows of Amn, Baldur"s Gate II: Throne of Bhaal
Платформы: PC, Mac, iOS (2014 г), Android (2014 г)
Системные требования: Intel Core 2 Duo, 256 Мб ОЗУ, 2,5 Гб на жестком диске, совместимая с Direct X 9.0c видеокарта.
Модель распространения: цифровая доставка

На радость, как фанатов, так и просто геймеров всего мира, замирающих от волнения при одном только упоминании серии Baldur’s Gate , вышло издание . BG - игра в жанре RPG, великая, основополагающая для всего жанра серия, выполненная по правилам настольной ролевой игры Dungeons & Dragons второго издания, созданная хорошо известной многим геймерам BioWare. Выделяется отличной проработанной вселенной с нелинейным сюжетом, замечательным вниманием к мелочам, от манеры поведения, привычек главного персонажа и его спутников, до того, как выглядит то или иное выбранное оружие в его руке (с поправкой на графику конца 90-х годов).

Я пройду здесь с закрытыми глазами сказал Minsс, выпустив пустую бутылку из рук...

Что до самого издания Baldur’s Gate 2: Enhanced Edition , то разработкой занималась студия Overhaul Games - подразделение цифрового магазина Beamdog, основанного выходцем из BioWare Трентом Остером. Издание объединяет оригинальную Baldur"s Gate II: Shadows of Amn и дополнение к ней – Throne of Bhaal . Они предлагают нам пройти путь молодого воина, по совместительству сына (или дочери) бога убийц Баала. По старой доброй традиции, распутывать все узелки замечательного повествования будем, сражаясь плечом к плечу с компьютерными товарищами, коих можно взять с собой до шести. Наши друзья-попутчики, как заведено в серии , играют далеко не последнюю роль. Они являются очень интересными, продуманными, со своими привычками и особенностями персонажами, с которыми у нас в пути будут случаться споры, интриги, любовные романы. Спутники время от времени могут проявлять слабость характера или, наоборот, делом доказывать свою преданность. А, кроме того, наши попутчики являются неотъемлемой частью происходящих событий и не прочь частенько показать свой характер, привычки и убеждения.

Проверим у кого магия лучше?

Путь мы будем держать сквозь самые необычные места, в их числе – пиратский остров, подземелье вампиров, логово драконов, подводный город и даже ад. Посещая данные места, мы столкнёмся с полчищами опасных врагов, в том числе и кровожадных монстров. Все локации сделаны с душой и вниманием к мелочам. Важной частью игры являются второстепенные квесты. Они радуют игрока увлекательными и интересными мини-историями, которые часто пересекаются между собой, а решения, принятые в них, могут дать о себе знать, когда вы о них уже забыли. Также задания, помимо силовых разборок, изобилуют интересными головоломками. Но если вы предпочитаете силовое решение, к вашим услугам огромный выбор оружия со своей историей, характеристиками и, например, умением разговаривать или самому нападать на противника. Где ещё такое можно увидеть? Всё также можно использовать игровую паузу, включив которую, можем спокойно продумать тактику боя, потому что игра славится высокой сложностью, которая не прощает легкомысленных действий со стороны игрока.

Вы осмелились на меня напасть. Да вы хоть знаете с кем вы столкнулись!

Кроме этого, новое издание получило обновленную и улучшенную арену The Black Pits 2: Gladiators of Thay, более 30 новых локаций и 4 новых персонажей. Что до технической части, то, по словам Трента Остера, авторы изучили немало пользовательских модификаций и исправили многие из существующих изъянов оригинальной игры. Также стоит отметить поддержку широкоформатных мониторов, немного переработанные графические эффекты, обновленный дизайн уровней, доработанный интерфейс и улучшенный многопользовательский режим. Графика почти не изменилась. Лишь, как сказано выше, немного похорошели графические эффекты. Перед нами всё то же графическое исполнение конца 90-х, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Которые, конечно, идут не в плюс посетившему наши ПК в 2013 году изданию Baldur’s Gate 2: Enhanced Edition .

Что сразу встаёт преградой на пути к ознакомлению с проектом, так это русская локализация. С этим у Baldur’s Gate постоянные проблемы, которые начались ещё с первой части, русская локализация которой вышла только в 2010 году, на 12 лет позже англоязычного оригинала.

Радости:

  • Новые квесты
  • Улучшенный мультиплеер
  • Поддержка широкоформатных мониторов
  • Доработаны мелкие технические детали
  • Немного улучшены спецэффекты
  • Новые персонажи
  • Всё та же культовая Baldur’s Gate

Гадости:

  • Почти не изменённая графика конца 90-х
  • Отсутствие локализации

Оценка переизданию: 7.5

В итоге, что мы имеем с выходом переиздания второй части игры серии Baldur’s Gate : совсем чуть-чуть посвежевшая картинка, за счёт немного улучшенных визуальных эффектов, поддержка широкоформатных мониторов, появление новых локаций, доработана техническая часть. Всё это даёт игре, хоть и совсем маленький, но всё-таки глоток воздуха. Но лишь для того, чтобы к ней вернулись фанаты и игроки, знакомые с серией Baldur’s Gate . А вот все, кто не знаком с серией, скорее всего, пройдут мимо, увидев морально устаревшую картинку и отсутствие локализации. Но, несмотря на то, что издание вышло с минимальными изменениями, и новых игроков скорее всего не привлечёт, хочется всё-таки замолвить словечко в защиту самой игры. Если вы неравнодушны к глубоким, продуманным, сделанным с душой играм в жанре RPG, увлекающим в своё повествование на долгие часы, это как раз та игра, которая вам нужна. Серия Baldur’s Gate является ярким примером шедевра штучной выделки, к которому, как и к хорошей книге, вы захотите вернуться ещё не раз.

Александр Поплавский

Совершенных вещей не бывает. Вспомните все ролевые игры, в которые вы играли. Нудная прокачка, серенький дизайн и простенькая графика (или ее полное отсутствие), странные звуки и незапоминающийся саундтрек…

…в конце декабря 1998 года команда разработчиков, состоявшая из бывших врачей, выпустила в свет Мессию жанра CRPG, его Альфу и Омегу. Этим проектом было сказано все. Не являясь CRPG по D&D в привычном понимании этого жанра, BG стал самым лучшим проектом по фэнтезийным сеттингам за всю историю CRPG.


Дело в том, что вы – обыкновенный паренек (а может, и девушка), который живет в тихом Кэндлкипе, обители знания и мудрости Побережья Меча, которое, в свою очередь, находится на западном берегу континента Фаерун, мира Забытых Королевств. За каждым словом в предыдущем предложении стоит целая история, многочисленные легенды и сказания. Мир D&D – по праву считается одним из наиболее проработанных и масштабных сеттингов. Разбирать саму суть вселенной в данном очерке мы не будем, но поверьте: происходящее на экране – капля в море героических подвигов безымянных героев D&D.

Собственно, перейдем к генерации персонажа. Нельзя сказать, что выбор классов поражает воображение – нет. В игре все в меру. Восемь профессий – ничего особенного, но такое же количество специализаций у магов... Став чародеем-специалистом, вы получите большой бонус к своим навыкам в профильной школе волшебства, но заметно ослабнете в других колдовских изысках. Пройти игру специализированным персонажем – это чрезвычайно сложно и в высшей степени почетно. Кроме того, вы можете стать бойцом, бардом, вором… Имеет ли смысл перечислять все классы? Я думаю – нет. Тем более, что перед выбором своего пути в мире BG вам предстоит решить вопрос, связанный с вашей расой и полом. Мужчины имеют какие-то преимущества перед женщинами только на бумаге – оба варианта имеют право на жизнь. А вот насчет расы придется долго раздумывать. Очевидно, что лучший боец – дварф, а вор – халфлинг, но не стоит выбирать кого-либо, кроме человека, на роль паладина. Этот класс вам будет попросту недоступен. Каждая раса обладает своими бонусами и пенальти, таким образом, тот же полурослик слабее и проворнее простого человека, который, в свою очередь, крепче эльфа. На мой взгляд, если вы не видите себя в роли паладина, то оптимальная раса для вас – полуэльф. Не обладая ощутимыми пенальти, он унаследовал человеческую мощь и эльфийскую невосприимчивость к некоторым пакостям вроде магии подавления разума. Даже если вы рискнете стать паладином, готовьтесь к тому, что плохих паладинов не бывает, бывают паладины павшие, что в BG означает – воин…


Кроме того, можно выбрать сразу несколько классов и создать так называемого мультиклассового персонажа. Очень сложно извлечь реальную выгоду от такого персонажа хотя бы потому, что опыт будет набираться неимоверно долго и вы можете банально не дожить до очередного уровня. Так что создать из своего бойца неплохого мага или вора вам не удастся. При неверном использовании навыков мультиперсонажа, вы очень скоро закончите игру, осознав, что управляете непонятно кем и непонятно зачем. Как вариант: можно взять воина и со временем (уровне эдак на пятом) задуалить его под мага. Опять же, не каждой расе доступен этот фокус, а суть его проста: останавливая в развитии предыдущий класс персонажа, вы фактически заставляете его прогрессировать в новом. Вариант для экспериментаторов. Если вам совершенно не нужно, чтобы в конце было мучительно больно – не рискуйте понапрасну.

Далее нам предстоит самое сложное – распределить бонусные очки по параметрам персонажа. В принципе, их не так много, все – стандартные – Сила, Мудрость, Ловкость и т.д., но в BG каждый из приведенных выше пунктов играет важную роль. Не имеет смысла вбухивать все очки в силу воина – первый же маг сможет наслать на него безумие и добить волшебной стрелой. Слишком умный маг хорош только до того момента, пока до него не добрались туповатые, но очень сильные враги, после чего ему приходится использовать природную (читай: заранее сгенерированную) ловкость, дабы увернуться от ударов супостатов. Что? Говорите, все очки вложили в интеллект и харизму? Чтож, это ваш выбор. В таком случае имеет смысл… Но не будем переходить к разбору наших многочисленных снадобий, магий и прочих вкусностей. Дело в том, что даже abilities нам не дадут спокойно распределить. Кнопочка «reroll» каждый раз выдает новые параметры, не факт, что через два-три часа тыканий в «рассчитать» вам не выдадут персонажа с характеристиками 18-18-18-16-16-16 – это идеал, который можно достичь, если вам не жалко ваш палец. И время. Если же учесть тот факт, что сгенерированный в начале Baldur"s Gate персонаж вполне может стать тем героем, с которым вы пройдете всю сагу о детях Баала от начала и до самого конца, то экономить на времени и силах на данном этапе... не разумно, что ли.


...ну а так как нам персты дороги как память, мы сразу же бросаемся в бой, схватив первого попавшегося под руку персонажа. Суть в том, что наш приемный отец Горайон в последнее время чем-то обеспокоен. Дело даже не в тайне, которой окутана история с железом: вся руда, которую добывают в Нашкеле, через несколько часов становится непригодной для выплавки железа. И не в том, что отношения между южным государством Амн и великим городом Baldur’s Gate в последнее время накалились до такого состояния, что местное население роет окопы, дабы выжить в войне двух государств. Дело в том, что что-то пошло не так, Горайон хочет уберечь нас от невиданной опасности, которая приближается к Кэндлкипу. Сегодня же ночью мы уйдем из него, а пока…

…а пока нам предстоит выполнить пару тренировочных заданий из разряда «найди-принеси». Даже в таком спокойном месте, как Кэндлкип, в самом начале игры вас поджидают два наемных убийцы, которые призваны слегка продвинуть вас по сюжету и обучить простейшим навыкам ведения боя. Бой происходит в реал-тайме, но по сути он пошаговый, так как единицей времени в AD&D 2 является раунд – 6 секунд. Дабы у вас не создавалась привычная иллюзия из разряда «сколько раз щелкну – столько и ударит», сразу скажу: нет, не ударит. Если на один удар уходит два раунда – даже не рассчитывайте, что персонаж вдруг ускорится. Мы тут серьезными делами занимаемся. А такие дела подразумевают соответствующий подход к ним. Нажимаем «пробел» и получаем долгожданную паузу на лечение, расстановку бойцов и смену слотов быстрого оружия. При попытке войти в инвентарь вы можете заметить (не заметите - вам же хуже), как здоровье вашего персонажа пошло на убыль. Нет, ваш рюкзак не ядовит, просто вход в него снимает игру с паузы. К слову, необязательно останавливать игру вручную – гибкая система настройки авто-паузы, позволит вам «подвешивать» происходящее на экране начиная со случая, когда вы заметите врага, и заканчивая смертью персонажа. Не лишним в бою представляется применение магии, но если во время произнесения заклинания в заклинателя воткнуть пару стрел – не сомневайтесь – спелл пропал зря.

К слову, магия - штука сложная. Если друид или священник получает заклинания автоматически (пардон, «от своего Бога»), то несчастный маг необходимое заклинание должен найти, выучить (как? У вашего мага низкий интеллект?..) и уже потом приступать к его применению.

Кстати сказать, магические эффекты в игре, как и графика вообще, выполнены на высочайшем уровне. На высочайшем уровне для плоских ролевиков с изометрическим видом, естественно. Кропотливо прорисованные модели персонажей, изменяющие свой облик при смене экипировки, порхающие бабочки над полянками на «пустой» локации, красочные погодные эффекты и красивая водичка. BG в графическом плане – безупречен, его внешний облик под стать внутреннему содержанию, что я считаю самым важным в любой игре вообще.


А тем временем, пока мы разбирались с технической стороной вопроса, наш персонаж уложил-таки первого киллера и получил за это… господи, да за крыс дают больше очков опыта! Вот вам первая неожиданность – вспомните хоть одну игру, где первый уровень вы получали… самое ранее – через три часа после начала игры?! Такой подход интересен, он дает нам понять: вы застряли тут надолго. Мифическая планка для BG в 89 000 очков опыта была повышена в дополнении к нему Tales of The Sword Coast до 161 000. Развею ваши сомнения: нет, это не много. Один-два уровня – максимум. Всего же, с учетом адд-она, вам удастся прокачаться от силы до 8 level’а, и то – при удачном стечении обстоятельств, так как экспы дают мизер, враги сильны, а соратников всего 5.

Да, интересный момент – периодически в ваших странствиях вам будут встречаться герои, которые не прочь присоединиться к вам. Одно дело, если это ваши старые друзья Халид и Джахейра, совсем другое – окаменевшая Браувен – не каждый и догадается расколдовать ее, не то, что взять в команду… А такие кадры, как она, нам очень пригодятся: пройти игру шестью воинами вам вряд ли удастся. Коварные злодеи с больно бьющими молниями, темные подземелья со смертоносными ловушками и банально непробиваемые монстры, которых только магией и возьмешь. Выбрав нужное построение для вашей партии, вы без труда пройдете по извилистому коридору, благо на интеллект компаньонов жаловаться не приходится. Расположившиеся в авангарде бойцы методично рубят в капусту все живое в радиусе метра, пока клерики поднимают скелетов, а маги призывают на помощь магические стрелы. Только вот незадача – в случае смерти вашего персонажа вам придется отстегнуть кругленькую сумму в ближайшем храме за его воскрешение… Правда, если в момент смерти герой развалился на… ошметки, то ошметки и воскреснут. Можно поступить проще и загрузить последнее сохранение, вот только… вот только стандартный для ПК игр чит под названием «save/load» в BG имеет интересные особенности. Ладно, пусть нам нельзя сохраниться во время боя, но тот факт, что после загрузки карты количество монстров на ней увеличивается – пугает. Зеленый боец, забравшийся на излишне недружелюбную территорию, рискует постоянными загрузками развести на локации уйму тяжелых врагов и не выберется с карты никогда. К слову, в адд-оне первые же враги предлагают нашим прокачанным партийцам серьезные задачки. Не все так просто.


По ходу дела, все, о чем осталось рассказать – банальные вещи. Глубочайшее погружение в атмосферу игры посредством большого количества внутриигровых легенд и сказаний о Фаеруне, встречи с легендарными героями, великолепная система диалогов, многочисленные побочные квесты, тонны оружия, десятки заклинаний и зелий, более 100 часов игры (и это только для оригинального BG) Кстати, первый BG занимает 5 – с адд-оном – 6 дисков, что само по себе не очень удобно, а посему в 2000 году был произведен специальный выпуск первых частей сериала под названием Original Saga на 3-х дисках.

Лучшая CRPG прошлых лет, кто знает, может, и современности, обладающая потрясающим миром, ролевой системой и просто классным геймплеем, который, втянув геймера в мир Забытых Королевств, не отпустит того ранее, чем через 120 часов непрерывной игры и то только в том случае, если игроку удастся узнать все секреты Фаеруна и проникнуть в глубь величайшей ролевой легенды.

Удивительное дело, но если верить сайту playstationmuseum.com, в свое время мы с вами, чуть было не лишились одного из лучших эксклюзивов, может быть, за всю историю ПК. Точнее, сам Baldur"s Gate чуть было не лишился своего статуса "эксклюзива". Выход версии BG для PS был намечен на весну 2000-ого года, но... Истинные причины отказа Interplay поддерживать разработку приставочной версии оригинального BG, конечно, навсегда остались тайной, но сам этот факт, безусловно, весьма интересен.