Stronghold crusader прохождение 33 миссия forum thread. Подсказки для игры Stronghold: Crusader. Режимы «Стронгхолд Крусадер»

Stronghold: Crusader - является стратегией в реальном времени. Грубо говоря, аддон к Stronghold, но является отдельной игрой. Была разработана студией Firefly в 2002 году. Основная тема игры - крестовые походы. Посмотреть прохождение игры Stronghold Crusader вы можете чуть ниже.

Смотреть видео прохождение миссий Stronghold Crusader

Зайдя в компанию Stronghold Crusader, вы увидите, что всего вам предстоит 50 миссий. Как правило, расположены они в порядке сложности, но всё таки вам будут попадаться сверхсложные миссии, после которых уже легче.

На видео выше вы можете посмотреть прохождение любой миссии с комментариями на русском. Отлично подойдет тем, кто застрял на определённой миссии и израсходовал уже всех куриц. Смотрите как действует автор и старайтесь в точности повторить его действия. Не забывайте, что в игре можно менять скорость. На скорости 20 играть проще, т.к. компьютерный противник будет развиваться с такой же скоростью. При скорости 100, у врага может быть построен целый замок, пока вы возводили дополнительные склады и рынок.

Секреты Stronghold Crusader

При прохождении игры Stronghold Crusader полезно знать некоторые секреты. Я поделюсь с вами самыми полезными.
  • Противникам вроде Абдула, Ричарда и других можно перегородить барбаканы хижиной лесоруба с внешней стороны (когда их замок будет полностью построен), тогда они не смогут направить войска на вас, а также добывать ресурсы.
  • Практически со всеми ремесленными сооружениями работает такая вещь: выбираем хижину лесоруба, жмём паузу (кнопка P английская), жмём чтобы строение прекратило свою работу (Z - спать), потом жмём возобновление и отжимаем паузу. В результате к хижине пойдет второй лесоруб. Итог: в одной хижине работают 2 лесоруба и приносят в 2 раза больше древесины. Очень полезный секрет Stronghold Crusader , который поможет вам при нехватки ресурсов. Такой трюк можно проделывать практически с любыми постройками, у которых есть функция сна.
  • Добыча камня. Если каменная руда расположена недалеко от вашего замка, то вы можете оградить склады каменоломен стеной, чтобы к ним не было доступа. Только ограждать необходимо не в плотную, а с некоторым отступом от самого склада каменоломни. После чего размещаем волов (бычки, что носят камень) вплотную со своим складом. Вол будет мгновенной загружен и пойдет доставлять камень.

Это самые главные секреты. Конечно, при просмотре прохождения миссий Stronghold Crusader они вам наврятли понадобятся, а вот когда будете проходить сами, то вполне вероятно.

Ну вот мы уже столкнулись к этому моменту с определенными трудностями, однако успешно смогли их преодолеть. До завершения компании остались всего ничего — каких-то 15 миссий.

36 Путь с Вершин

Нам выдают 2000 золота и Кабана. Против нас 2 Змеи и 2 Ричарда с 4000. Интересная миссия. И сложная.

Одна из Змеюк нас отделяет от Кабана. Перепутал сторону, видать. Ну ничего, строим башню там, где металл, и заводим лучников. Начинаем отстрел врагов. Одновременно с этим юг перегораживаем рвом с водой и стеной. На севере есть лес, начинаем активную вырубку. Про Лорда не забываем — им тоже можно постройки сносить.

После выноса недруга — отстраиваем металл и занимаемся обороной. Ров с водой, баллисты, ещё пару башен и т.д. В центре врятли получится что-то построить надолго — там постоянно кто-то бегает и чудит. Но у нас есть дороженный металл! На него можно купить что угодно. На западе можно тоже башню воткнуть и защитить добычу леса и камня.

Не забываем про катапульты врагов. Баллисты на башнях очень пригодятся. Обновление забора по периметру не помешает. Ремонтируем и башни, иначе снесут и будет обидно. Используем лесорубов как щит — пусть лучше их режут, чем войска. Если найдем средства в этой мясорубке, то десяток арбалетчиков здорово облегчат жизнь. Можно ещё пару башен с одними баллистами чуть сзади поставить — пригодятся.

Как только оборона начнет справляться без постоянной корректировки, строим отрядик из 20-30 лучником, 10-15 арбалетчиков. Начинаем осаду Змеи на юго-востоке. Идем по краю. Там нашей дерзкой вылазке орды нападающих врагов мешать не должны. Действуем стандартно — сносим башни катапультами, подводим стрелков под щитами и завершаем атаку ассасинами. Но после победы не стоит расслабляться — совсем рядом Ричард. С его стен лучники могут достреливать до наших позиций.

Кстати о Ричарде. Теперь его очередь! Если остались катапульты — приступаем к осаде. Если же надо восстановить силы, то теперь на краю карты вполне можно построить несколько пашен. Катапульты и нежных ассасинов следует беречь от арбалетчиков, которыми Ричард может контратаковать. Помучиться придется. Не как с Саладином, конечно, но с наскоку Ричарда не взять. А после всех мучений у нас ещё один Ричард на сладкое. Что с ним делать мы уже знаем, да и он догадывается, так что сопротивляться особо не должен.

Кабан, кстати, молодец. Вместе со мной все атаки пережил. Даже в конце помогал. Показушник.

37 Преисподняя

Мы против 3-х Калифов. У всех по 10000 золотых. 2 Калифа на нашей стороне и один Калиф, так сказать, бонусный на другом берегу.

Ну раз одни Калифы, значит будут отжигать по полной, решил я. Так что строил на старте яблони — подешевле, а для сложно инфраструктуры не было времени. Параллельно со стройкой я решил рашнуть ближайшего Калифчика. Всадниками и копейщиками. Вынес лагерь наемников и вырезал население. В общем, первый товарищ вылетел из игры, оставив победителю, ну то есть мне, деньгу и ресурсы.

Что дальше? А ну его на фиг — отбиваться с 2-х сторон. И проход на восток я перегородил рвом. На западе сделал также. Остался проход на севере, где фермы. Но там уже красовались 2 моих башни с меткими лучниками.

Ждать у моря погоды Калиф на севере не стал — начались поджоги моих яблонь. Ну да леший с ними, они дешевые. А вот лучников постепенно с ближайшей башни снесли. Ну нечего! Денег полно, нанял ещё. Продал нефть и металл. Добавил баллисты и начал обстрел надоевшего негодяя. Лес есть и еда есть. Начал производство луков. Постепенно охранять замок Калифа на севере остался только один Лорд. Ассасины передали ему привет. Теперь у меня камень, металл и бескрайние поля.

Странно себя последний Калиф вел — очень пассивно, возможно забаговал. За что и поплатился.

38. Ассасины

Мы с 7000 золота против 3-х Саладинов с 10000. Сложная и долгая битва. Только почему карта называется ассасины я не понял.

Прям на старте воткнул широкую башню рядом с ближайшем Саладином и начал обмен любезностями. Места очень мало, но все для счастья есть, а именно: металл, камень и лес. Нету разве что жратвы.

В одном проходе ведется активнейшая перестрелка. Остальные два прохода попытался забаррикадировать рвом, но не успел — прискакали конные лучники. Параллельно с этим пошла ощутимая контратака наемными мечниками от ближайшего Саладина. Пришлось отбиваться уже на своем маленьком кружочке. Лучников ввел прям на замок. Отбиться получилось, плюс рвом законопатил один из проходов, успел между атаками.

Ещё по башне с лучниками и баллистами построил с каждой стороны. Дело пошло — атаки отбиваются с минимальном ущербом. Начал обстрел ближайшего Саладина требушетами с башен. Ну а как только появилась возможность напасть через брешь в стене — убийцы закончили страдания бедолаги.

Пошли очень сильные атаки оставшихся врагов. Иногда орды останавливались возле рва и огребали без моих потерь, а иногда перли со стороны павшего своего товарища. Доходили почти до замка. Ко всему прочему — ещё и дерево кончилось. Лесорубы пошли к центру, где их поджидали недовольные таким сопротивлением патрули. Пришлось слегка увеличить путь прохода до цели — рвом. Арбалетчиков добавил, плюс все теже лесорубы здорово тормозили. Враг доходить перестал.

Ну а чуть погодя вынес и последнего Саладина. Опять же, далеко не сразу. Денег у них накоплено много.

39. Багровые Небеса

У нас 3000 золота. Против нас целых 2 Ричарда и Волк с 10000. Сложная миссия, хотя и попроще предыдущей.

Металл, камень и дерево. Воткнул сразу 3 башни совсем рядом с замком. Лучников туда и баллисты. Огородился немного заборчиком и начал луки производить.

Экономика заработала. Приходилось, конечно, жратву постоянно покупать, но где ж её тут взять-то? Построил ещё несколько башен по периметру. Просто для баллист. Нанял несколько арбалетчиков. Атакуют враги очень мощными силами из тяжелой пехоты, арбалетчиков и иногда катапульт. Так что бронебойные средства тоже должны присутствовать.

Через какое-то время я стал уверен в своей обороне. Начал копить войска и пошел на Южного Ричарда. Было тяжело там воевать. Требушеты не так далеко достают, как хотелось бы, а катапультами не удобно подбираться. Но после сноса башен и довольно напряженной осады Ричард пал.

Теперь у меня есть жратва… Плюс металл и камень. Пошел на второго Ричарда и начал осаду. С этим было попроще, даже не смотря на близость Волка. Продавил его экономикой.

А вот Волк что-то вообще невообразимое отстроил. Пришлось закапывать что он там накопал. Хотя ничего сложного больше не было — пал он тоже быстро.

40. Дюны

У нас 4000 и союзник Ричард. Против нас группа из 4-х Кабанов с 2000.

Осторожнее со львами в начале игры! Лучше с ними сразу разобраться, пока они лучников не сгрызли. Начинаем вырубку лесов. Ставим башню возле камня чуть южнее Ричарда, так мы заодно и Кабана начнем обстреливать. На севере можно также освоить камень и металл, но там охрана нужна, иначе постройки быстро снесут.

Жратвы нет, но её нет ни у кого и это скорее плюс, чем минус — враги не так быстро развиваются как могли бы. Как только хоть немного появятся деньги — закупаем ассасинов и выносим первого Кабанчика — там уже только стены должны оставаться.

Второй Кабан не далеко, к тому же ослаблен Ричардом. Чего время тянуть? Выносим и его. Во время всего этого процесса не забываем и про оборону — остальные Кабаны начнут присылать довольно увесистые отряды. Опасность не столько из-за того, что их много, они ещё быстрые и сильно бьют. Лорда вынесут в два счета. Так что на нашей базе хотя бы одна башня с 15-20 лучниками должна стоять. А ещё лучше рядом с Лордом хотя бы парочку наемных мечников приставить.

Оставшихся Кабанов выносим как обычно. Сносим башни, затем лучниками убиваем арбалетчиков и ведем пехоту. Там враг должен быть уже потрепанный — Ричард катапультами с башен их активно обстреливал.

41. Гора Грома

Нам дают 3000. Против нас 2 Калифа и Ричард с 40000. Кошмарная миссия. Я её прошел только после прохождения всей компании.

Кажется, что все не так плохо на старте — камень, металл, дерево, полно пашень. Но не тут-то было. Ричард как-то совсем с катушек съезжает и начинает присылать просто дикие орды с катапультами. А Калифы вырезают все живое в неприкрытых местах. Чаны с водой хоть пару штук стоит построить — лишними не будут.

Ставим сразу 3-4-башни с баллистами рядом с замком и нанимаем лучников. Самое важное — заводим на башни щиты, без них нам просто не выжить. Ставим яблони вместо пшеницы — нет у нас времени налаживать производственную ветку. Дома, лесорубов и прочее ненужное ставим в уголок карты — там места полно и безопасно.

Огораживаемся заборчиком. На этом этапе уже должны приехать катапульты от Ричарда. Сносим их баллистами и заделываем разрушенные стены, чиним башни. Пытаемся дальше выжить в этом аду. Постепенно строим пшеничку и пекарни. Башня на краю северного холма с баллистой может здорово помочь. Нужны арбалетчики, иначе продавят. Как всегда медаль за отвагу получают лесорубы, которые будут здорово сдерживать врага — строим лесопилки у самых стен.

Налаживаем производство лучников. Строим церкви и продолжаем увеличивать количество пекарен. Пытаемся прокопать ров вдоль стен. Там где идет обстрел катапультами строим многослойные стены.

Как будет время между атаками — выводим отряд лучников и катапульт по краю карты на Калифа и начинаем сносить башни. Действуем осторожно и отходим к стенам, если Калиф решит контратаковать. Давим без остановки. В конце концов Калиф разориться и мы ему отомстим. Теперь можно вздохнуть чуть свободнее. Восстанавливаем армию и идем ко второму Калифу — там уже не надо опасаться таких мощных контратак — будет проще. Выносим гада, но опасаемся нефтяных ловушек.

При желании можно расширить базу, теперь Ричард обречен. Однако осаждать его будет очень проблематично — он на холме и будет яростно сопротивляться. С другой стороны, хорошо, что это не Саладин. Так что вынести его, после стольких мучений — вопрос времени.

42. Долина Надежд

У нас 2000 монет и союзник Саладин. Против нас 3 Ричарда с 8000. Простая миссия. Два Ричарда находятся на другой стороне реки и будут воевать с Саладинов, а как мы знаем, Саладина так просто не взять. Так что по факту у нас всего 1 противник.

Ставим башню со старта рядом с Ричардом. Начинаем обстрел, пока он не очухался. Между нами металл — его огораживаем. Лордом сносим постройки. Можно также у других Ричардов на центре фермы копейщиками посносить. Как только появятся денюжка на хотя бы десяток ассасинов — выносим бедолагу.

Теперь у нас огромные запасы металла на севере, но там лучше держать охрану. Атаковать нас, конечно, будут, но основное направление атаки у врагов — Саладин. Можно ему помочь — башню рядом воткнуть с войсками, но по хорошему он и сам справится. В моем варианте он вообще сам второго Ричарда заборол.

Ну и совместными усилиями добиваем последнего врага.

43. Воины Пустыни

7 Крыс с 10000. Правда у нас тоже 10000. Веселая миссия.

Стартуем и тут же закупаем лучников и ассасинов. Выносим Крысу на севере. Параллельно с этим ставим пару башен поближе к двум других врагам. Начинаем обстрел, попутно огораживаясь заборчиком, чтобы со всех направлений не отбиваться. В этот момент уже должны пойти в атаку копейщики от остальных противников. Но у нас есть ассасины, которые с легкостью этих гостей вырубят. В принципе, если удачно и быстро все сделать, то можно и ещё одну вражину вынести, но я рисковать не стал.

Рядом с нами находится камень — добываем его, копим войска. Места у нас полно, так что можно постепенно налаживать производство лучников. На севере можно отгрохать фермы и каменоломни, но желательно их охранять. Начинаем производство хлеба.

Ну а как наладим промышленность, то выбираем время между атаками и выносим сначала одного соседа, а потом и второго. На юге теперь у нас тоже появились поля для жрачки.

44. Пытка Песком

Нам дают 4000 золота, а также врагов в количестве 6 штук. 2 Кабана, 2 Змеи и 2 Крысы. У врагов по 2000.

Уже воевали мы на этой карте — повторяем схему. Огораживаемся рвом на востоке, где металл, на западе, где камень и на севере, оставляя проход и место для пашен, а также забора от стрел. Ставим пару башен на севере, заводим туда лучников и начинаем налаживать производство. Сразу на нас не попрут, но и нам идти в ранний раш смысла нет — очень далеко противники.

3 башни, укомплектованные баллистами и лучниками, со всеми справятся. Я бы советовал штук 10 арбалетчиков ещё нанять и щиты на башни завести — тогда все вообще в шоколаде будет. К металлу и камню не лезем, хлеб и луки — вот наш бизнес.

Как только накопим войска — идем отвоевывать металл на востоке. Там его много, а враг легкий — Крыса. Выносим для кучи и соседнего Кабана. Занимаем шахты. Ну а дальше все просто.

45. Песчаная Буря

Против нас 4 Султана с 40000. У нас же в кармане только 3000.

В чем сложность этой миссии я не понял — проходится очень легко. У нас металл, камень, дерево и пашни. Места полно. А враг далеко. Развивайся — не хочу. Единственное что — на башнях у меня кроме лучников были ещё и арбалетчики и баллисты. Они атаку наемных мечников просто не замечали.

Ну а как соберем войска — идем по краю карты и выносим крайнего врага. Там самая большая опасность — это подъем, т.к. катапульты имеют неосторожность стрелять по себе подобным. И ещё вместо привычных лучников лучше арбалетчиков использовать — они быстрее мечников вынесут.

46. Ночной Кошмар

6 вражин. Кабан, Султан, Саладин, Змея, Крыса и Ричард. У нас и у них по 2000 золота. Задание сложное, правда кошмар, только у меня это дневной кошмар был.

Ставим пару башен с баллистами рядом с металлом для обороны от катапульт. За счет металл развиваемся, копим силы, налаживаем производство луков. Идем гасить Ричарда на востоке. После сноса Ричарда можем ещё наладить производство хлеба.

Ну а потом выносим всех остальных. Проблема тут может быть только в том, что идти придется по болоту — скорость войск малая.

47. Забытое Море

Мы в команде с Ричардом и 3000 золота. Против нас 2 Султана и 2 Саладина с 40000. Простая миссия.

У нас полно ресурсов: камень, металл, дерево и земля под пашни. Из центра на нас не попрут — справа нас защищает Ричард. Так что огораживаемся заборчиком на всякий случай (Саладин все же может всадниками прискакать) и строим пару башен рядом с Султаном. Всю базу нам, конечно, не удастся охватить, но экономику подорвать вполне хватит. Копим денюжку, налаживаем поставки хлеба и производство лучников. Все как всегда.

Можно, конечно, Ричарду и помочь, построив рядом с его стенами свою башню, но он должен и сам справиться. Как накопим штук 20 ассасинов, выбираем время между атаками Саладина и идем выносить Султана слева. Далее по шапке даем Саладину. А после и всем остальным.

48. Преисподняя

Калиф, Кабан и 2 Ричарда против нас. У всех по 10000. Задание сложное.

Места мало. Катастрофически мало. Кроме этого,ещё и не все постройки позволяют строить. С ходу ставим башни с требушетами и лучниками. Начинаем террор Ричарда на севере. У нас есть места для пашен, но нет места для прочей инфраструктуры. Так что яблони. Калиф будет присылать своих орлов иногда — чаны с водой пригодятся. На западе есть камень и металл. Однако много там не построить.

На востоке есть брод и через него постоянно будут переть недруги. Стены помогут лишь на короткое время — их будут очень быстро сносить. Лесорубами тоже не стоит увлекаться — нам нужно пополнение армии нормальными войсками. Придется постоянно ремонтировать башни и нанимать подкрепление (баллист-то у нас нет в этой миссии)

Пытаемся разорить Ричарда на севере. Катапульты и высокая башня в этом деле будут очень полезны. Ну а по завершению умерщвления первого врага у нас появится наконец-то жизненное пространство и поля на севере. Теперь можно наладить производство хлеба.

Ну раз мы дожили до такого состояния, то дальше все просто — Калиф уже разорился из-за обстрела наших катапульт. Далее Здоровенный, но бестолковый замок Ричарда. И Кабан со своими арбалетчиками на сладкое. Ничего серьезного.

49. Величайшая из Войн

Нам дают аж 2-х союзников. Калифа и Султана. Против нас будут 3 Ричарда и 2 Кабана. У нас 3000, у врагов 40000.

Задание не сложное. Вокруг нас обширнейшие поля, лес, металл и камень. Ставим сразу по 2-3- башни с обоих сторон и огораживаемся забором. Не спешим — копим ресурсы и войска. Помогаем по мере сил Султану справа, иначе его запросто могут вынести. Калифу можно и не помогать — у меня он вполне спокойно отбивался сам. Только ругался часто.

Начинаем вылазки и давление на Кабана справа. Султан периодически будет атаковать мощными силами. Бестолково, правда, ими распоряжаться он будет, но тем не менее. Его можно вовремя на кого-нибудь натравить. Калиф же нас игнорирует.

Снести первого Кабана будет не просто — постоянно идет атака от других наших врагов. Однако атаки эти не бесконечные и момент между ними найти можно. Далее идем на Ричарда. Ресурсов накоплено у него много — придется немного помучиться. После будет все проще и проще, с каждым поверженным врагом.

50. Последняя победа

На этой карте нам предстоит сразиться со всеми известными нам врагами сразу. Крыса, Змея, Кабан, Волк, Султан, Саладин, Ричард и Калиф. У всех по 10000 золота. Понятное дело, что будет ох как не легко…

У нас мало место. Есть поля на севере и лес на севере и юго-западе. Есть немного камня на востоке и юге. Ещё немного металла на юге.

Что делаем? Рашим Кабана. Если продавить получилось — начинаем развиваться. Если нет, то можно начинать заново — нас раздавят.

Занимаем центральные металл и камень, ставим несколько широких башен с баллистами и лучниками. С востока могут стрелять баллисты, но после постройки стен обстрел должен прекратиться. Башни должны доставать до Саладина. Металл и камень будут постоянно поджигать. Чаны с водой врятли помогут, но построить их все же стоит. Арбалетчики очень даже помогу, только вот где б их взять. Пытаемся найти момент для решительной атаки и выноса Саладина.

После этого все станет гораздо проще. Выносим башни дальше, окончательно обезопасив добычу камня и металла, копим войска. Домики теперь можно строить на месте разрушенного замка Саладина — они будут под прикрытием. На востоке же обширные площади для жратвы.

Калифа и Султана придется выносить одновременно — слишком уж близко стоят их замки. Придется, правда, постоянно следить за передвижениями армий их союзником. Вовремя отступаем к своим стенам, нечего просто так терять войска.

Волк. Волка так просто не взять. Но нам спешить некуда — ресурсов море, оборона надежна. Затем разворачиваемся на Ричарда — с ним будет проще. Ну и последним падет Крыса.

Поздравляю с прохождением!

Прохождение Stronghold Crusader HD за крестоносцев

Stronghold Crusader HD. Прохождение 36-50. was last modified: 27 июня, 2019 by admin

Stronghold Crusader — увлекательная и развивающая компьютерная игра. Она представляет собой и посвящена крестовым походам, которые проходили на Ближнем Востоке.

на протяжении многих лет оригинальная игра популярна среди пользователей персональных компьютеров. Она несложная, но отличается разнообразием применения стратегий и тактик.

Особенности игры Stronghold Crusader

Игроку Stronghold Crusader принадлежит прохождения пятьдесят миссий. Как правило, они расположены в порядке повышения сложности. Однако иногда в начальных миссиях случаются сверхсложные, после которых значительно легче проходить следующие этапы.

В игре Stronghold Crusader можно менять скорость. На меньшей скорости играть гораздо проще, так как ваш компьютерный противник будет не спеша развиваться с той же скоростью. Если играть на скорости 100, то пока вы сведете только рынок и дополнительные склады, ваш враг может восстановить целый замок.

Персонажи игры Stronghold Crusader

В игре есть большое количество различных персонажей. Они помогают главному герою бороться с многочисленными испытаниями: с голодом, чумы, пожара. Главная опасность — нападение мощных и достаточно сильных противников. Основная фигура игры — лорд, которого необходимо постоянно защищать. Гибель главного персонажа означает окончание игры.

Крестьяне обеспечивают своего хозяина-лорда продовольствием. Присутствующие в Stronghold Crusader рабочие должны добывать железо, камни и дерево. Важная роль в игре отведена воинам. Чтобы прохождения было удачным, необходимо постоянно увеличивать ряды войск. Их надо нанимать из числа незанятых крестьян, булавочников, мечников, копьеносцев и лучников.

В игре Stronghold Crusader можно быть хорошим лордом. Он заботится о своих людях: хорошо питать, строит для них корчмы, освобождать от налогов и прочее. Все эти действия повышают его популярность, но его народ начинает лениться и наблюдается значительное уменьшение производительности. За счет этого создается недостаточное количество оружия, продовольствия и продуктов производства. В результате это приводит к проблемам в защите замка.

Лорд-тиран облагает народ непомерными налогами и при необходимости задействует палачей. Тогда его народ начинает работать в полную силу и повышается производительность труда. Однако есть и минус — популярность лорда неуклонно падает, в результате чего люди могут навсегда покинуть замок. Это может привести к плачевным результатам, и главного героя некому будет защищать и кормить.

Оптимальный вариант — найти «золотую середину». Крестьян надо обложить посильными налогами. Налогообложение можно успешно компенсировать корчмы или церкви, что сбалансирует доходы от налогов и не приведет к снижению популярности лорда.

Для войск следует построить казарму. На строительство казармы нужно камни, которые могут получить рабочие. В стратегической игре можно также воспользоваться услугами наемных воинов. С их помощью можно значительно быстрее преодолеть потенциального противника.

Чтобы построить лагерь для арабских наемников или сарай, в котором живут крестьяне, нужно добыть дерево. Все, что выращено и добыто крестьянами, можно успешно продавать или покупать в специальной передвижной лавке, которая также строится из дерева. Излишки оружия, которое производят ремесленники, тоже можно продавать.

Самое интересное в Stronghold Crusader — это противостояние команд, которые применяют различные стратегические и тактические приемы. При этом у каждого из участников есть определенная задача. В игре следует учитывать расположение замка лорда, расположение железодобывающих шахт и каменоломен. Необходимо первому захватить месторождение, не дав противнику это сделать. Самое главное — самостоятельно и смело принимать важные решения, тогда победа будет за вами.

Наверное каждый игрок знает что в этой игре самая дорогая башня это круглая это так, но не самая эффективная, на самом деле самая лучшая и эффективная башня квадратная башня, эта башня как бы закрывает людей от стрел сверху деревянной крышой, например от конных лучников которые в большинстве стреляют сверху, а не наискась как делают это большинство остальных лучников, у круглой же башни наоборот весь верх открыт по этому сидящие на ней люди более уязвимы для лучников.
Если хотите много еды, то делайте так: в игре ставьте пару пшеничных полей 4 мельницы кучу пекарен.

А я ещё на некоторых миссиях делаю так:
Замок строить как можно ближе к указателю, откуда выходят вражеские солдаты. Но не на самой последней точке, а немного подальше, чтобы можно было сделать укрепления замка, в особенности нужны башни! Тогда как только вражеские солдаты подходят к указателю - вы сможете их обстрелять ещё до того, как они разгруппируются!

Когда замок у врага построен, то можно построить несколько лесопилок или привязей для волов прямо у входа в чужой замок, чтобы враг не мог выйти. Он сразу разрушает все постройки снаружи и постепенно - внутри. В общем, всю экономику заводит в дальний угол. Но смотрите: надо обставить весь вход в замок, т. к. враг в конце-концов разрушит свой барбакан. Нельзя оставить ни щёлки!
Хочу сразу всех предупредить, что подобный опыт удаётся провести со многими игроками, но с некоторыми не всё так просто. Иногда Калиф, Волк (если он построил огромный замок со рвом), Крыса пробивают проход. Но чаще всего этот приём бесполезен над Змеем и Кабаном (50/50). За остальных же можно особо не волноваться.

Как расправляться с легкими противниками.
Крыса. У него замок без рвов, с ровными стенами, легкотня. Подгоняем осадную башню или бригаду асассинов, отправляем на стены банду рокеров (т.е. пехотинцев - они в кожанках и круто выражаются!), мочим слабаков крысы, взбираемся на его замок и мочим его самого.
Змея. тут чуть посложнее. Стены кривые - башню не подгонишь, рвы неровные, до фига лукменов. Подгоняем тьму осадных рабочих, взбираемся на стены рокерами, устраиваем потасовку и стены чисты!
Если подойти сбоку, можно захватить барбакан асассинами, после чего то же самое - берем штурмом замок и рубим его обитателей в куски.
Султан. Стены кривые, поэтому осадная как правило не помогает.
Опять же, либо захватываем барбакан асассинами, либо отправляем по осадным рабочим рокеров на стены. Тут есть такой нюанс: едва барбакан захвачен, к вам выходит толпа мечников, поэтому наготове необходимо держать своих пикменов или мечников. Далее, через двор не лезем - огнеметчики. Зачищаем стены и отправляем на них стадо арбалетчиков. Дело в том, что центральный замок султана будет полностью забит пращниками и мрочей малышней, через которую, однако, сложно пробиться пикменам. Арбалеты выкашивают их всех и ваша армия штурмует замок султана.
Кабан. Тут дело сложнее. Со стен спуска нет, с башнями они не контактируют, осадные башни бессмысленны. Рациональнее захватить асассинами барбакан или пробить стену таранами-катапультами, ввести армию в пролом (опасайтесь узкостей - волчьи ямы!), замочить банду кабановских рокеров и его самого. Толпой идти нецелесообразно, иначе вы потеряете в ямах слишком много людей.
Да, прикол. Пробиваю я намедни катапультами стену замка Кабана, ввожу туда 70 пикменов, в этот момент барбакан открывается и орда рокеров Кабана пробегает мимо моей армии, устремляясь к моему замку, где их и перещелкали из арбалетов.
Еще прикол. Брать стреляющих в приступ - значит обрекать из на верную смерть. Вражеские лукмены и арбалетчики выкашивают стреляющих в первую очередь. Я, когда играю против неск. противников, лукменов и арбалетов оставляю в замке - охранять, пикменов, рокеров, инжиков отправляю в атаку.
Не могу привести пособия при игре с Волком, Саладином, Ричардом, т.к. у меня проц Atlon AMD K6/450 пятилетней давности.
Спасибо за внимание!!!

Мой секрет очень хорошо проходит с калифами.
Просто поставьте в плотную к месту где собираются крестьяне лесопилку или привязь для волов. Если он пошлёт араб. мечников повторите попытку и всё ОК.
Когда калиф ставит огневые баллисты поставьте прямо вплотную к ним лесопилки и они сгорят.

Насчет еды, с помощью пшеничных полей и пекарен, полностью согласен.
Теперь про оборону.
Я стены почти не строю. очень редко когда. я ставлю большие башни, квадратные или круглые забиваю их до отказа лучниками, а на лестницы ставлю пару-тройку меченосцев. Как правило противник не доходит до башен.
Бывают уровни, когда достаточно тесно враги расположены друг к другу. В этом случае удачно будет свою большую башню воткнуть как можно ближе к замку противника, ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ЭТО НУЖНО В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ИГРЫ. Быстро нанимаем лучников забиваем башню. ВСЕ, вражеский замок парализован. Позже башня снабжается катапультой и тогда замку конец.
Атака.
Атакую я конными лучниками. Большой армадой 100 - 150 голов. плюс 30 меченосцев и пара тройка катапульт.
Вариант 1:
Конными лучниками сметается все с башен и парализуется замок, катапультами пробиваются стены и рушатся башни. меченосцами валится главный.
Вариант 2:
Катапультами под прикрытием армады конных лучников рушим большую часть башен с вражескими лучниками, а дальше Вариант 1.
Кстати катапульты и трибушеты стреляют дальше если ими "Атаковать местность" Все что попадает внутрь круга сносится... а башенные катапульты если не достреливают до замка противника, атакуйте местность перед замком и перелетами будете крошить замок.
Кстати, в этой игре комп подыгрывает нашим противникам. а именно в том смысле, что если у вас есть союзник, основной удар все равно будет нанесен по вам и хоз строения в первую очередь будут сносится ваши.
Удачи.

Еда в миссиях совсем не обязательна, для этого нужно построить три пивоварни и подождать пока охват населения дойдет до 100% и на абаре щелкнуть не выдавать, но для поддержания эля вам необходимо три хмельника и три пивоварни.

Тут есть такой фокус, ассасины хоть и наемники, они офигенно чикают меченосцев, но против пикменов они просто бесполезный перевод денег-отсюда вывод, чтобы завалить волка и ричарда, ассасины незаменимые бойцы. Деньги можно заработать очень простым способом, ставишь много каменоломен и много привязей волов, ведь известно что камень набирается в геометрической прогрессии, но это еще пол дела, основные бабки можно заработать на железе, оно тебе особенно не понадобится т. к. производить армию долго, а вот покупать оружие продавая железо очень быстро, главное грамотно заставить залежи рудниками, чтобы их поместилось как можно больше.
P.S. железо кроме как для производства оружия больше нигде не требуется.

Моя тактика довольна проста.
Я строю 200-250 конных лучников, полностью уничтожаю воинов противника и потом 7-9 асанинов хватает на лорда, ах да, я сначала строю конных лучников и отправляю их и когда воинов, кроме лорда у противника не остаётся я намечаю цель-лорд, и потом делаю асасинов.
Работает когда противник далеко от вас, если он близко и 1, то на все деньги асасинов и всё!

Ну а я делаю вот как: чтобы враги не использовали катапульты и не ломали стены, я достраиваю замок и делаю щель и от неё лабиринт внутрь замка.
Весь лабиринт заполняю волчьими ямами и на стены лабиринта ставлю парочку инженеров с кип. маслом. И обязательно должен быть выход из лабиринта.

Чтобы враги не лезли на стены со всех сторон, можно снести ворота в одном месте (или вообще их не строить). Вместо ворот поставить две башни, на расстоянии 1 квадратика друг от друга, можно продолжить эту дорожку шириной в 1 квадратик стенами. Башни и стены забиваются стрелкАми и наёмниками, которые кидают огненные гранаты. Враг, устемляющийся в проход, сначала попадает под обстрел, а прорвавшийся идёт сквозь огонь. На выходе ставлю десяток рыцарей или иных пехотинцев. Это работает всегда.

Для обороны на подходах к крепости или лишения врага ресурса ставлю квадратную башню или круглую, реже ворота, вблизи ферм или каменоломен. На ворота можно загнать стрелков, а ворота закрыть. На башни также загоняются стрелки, после чего лестница разрушается, чтобы у врага не было соблазна залесть на башню. Стрелки сверху могут обстреливать всех, не опасаясь пехоты.

Михаил Кашаев (Mike The)

Мой город стоял всем смертям назло

И стоял бы еще целый век.

Но против зла город выдумал зло,

И саванам стал ему снег.

Возможно, солнце взойдет еще раз

И растопит над городом льды,

Но я боюсь представить себе

Цвет этой талой воды.

Наутилус Помпилиус

Каждый год игровая индустрия делает стремительный рывок в направлении визуального качества новых продуктов. Но получается, разработчики уделяют все меньше и меньше внимания тому, что мы называем "геймплей". В результате на прилавки попадают красивые пустышки, бьющие рекорды продаж, но не способные удержать вас за компьютером более часа.

Stronghold — редкий пример современной игры, где основной акцент сделан не на графику, а на общую игровую концепцию, требующую времени, чтобы в ней разобраться, но с лихвой окупающую затраченные усилия.

Интерфейс

В этом плане оригинальностью игра не блещет, ну и слава богу. Первое, что бросается в глаза кроме пресловутой карты, — озлобленный пейзанин в правом углу, держащий в руках доисторический талмуд. На его страницах отображаются ключевые данные о положении вещей в вашем поселении. Верхняя цифра соответствует уровню вашей популярности, средняя показывает состояние казны, а нижняя отвечает за количество построенного и заселенного жилья.

В левой нижней части экрана располагается основная панель управления вашим поселением. С помощью шести небольших пиктограмм в ее нижней части мы выбираем тип зданий, который хотим построить, а на самой панели — конкретное здание. Постройка происходит мгновенно, без необходимости ожидать окончания работ.

Также эта панель используется для выделения требуемых подразделений из группы войск. То есть, выбрав некоторое количество солдат, мы получаем полную информацию о том, кем же конкретно в данный момент командуем. Теперь, щелкнув по тому или иному типу войск на основной панели, мы можем отделить от общей толпы, например, только лучников или только рыцарей.

Еще одного интересного эффекта можно достичь, щелкнув правой кнопкой мыши на любой части игрового экрана: после этого вокруг курсора появляются импровизированные панельки. Верхняя позволяет взглянуть на местность с иного ракурса, правая — уменьшить/увеличить масштаб, нижняя — сделать постройки гораздо ниже, дабы иметь возможность нагляднее оценить расположение зданий и войск (практически такой же эффект дает нажатие клавиши "пробел"), а левая убирает с экрана панель меню.

Первые шаги

Спешу вас успокоить: разобраться в интерфейсе — это еще ничего не значит. Начинать всегда нелегко, но придется;) Итак, первым делом заложите свой замок. Затем зернохранилище. Далее распределите по карте несколько избушек дровосеков. Когда работы будут завершены, определите наиболее приемлемый вид еды, в соответствии с которым станете развивать свою пищевую промышленность. На первых этапах это избушки охотников и зерновые фермы, в дальнейшем можете экспериментировать с остальными постройками, но для начала рекомендую ограничиться стандартным набором.

Если с живностью все примерно ясно, то зерно просто так в пищу не пригодно и требует дальнейшей переработки. Сперва его необходимо перемолоть в муку, а затем отнести в пекарню для выпечки хлеба. Это потребует создания еще нескольких зданий, а именно мельницы и пары хлебопекарен. Теперь ваши люди как минимум не умрут с голоду.

Следующим пунктом в развитии вашего поселения должно стать налаживание временной обороны. Не стоит размахиваться на возведение монументальных укреплений, постарайтесь ограничиться минимумом войск и крепостных стен, вложив основные средства в развитие инфраструктуры.

Лучшее, что здесь можно посоветовать, — десяток лучников на возвышенности, недоступные для прямых атак неприятеля.

Далее стратегия в корне ничем не отличается от вышенаписанного. Балансируя на грани производительности и военной стабильности, ведем общее развитее своего поселения, постепенно расширяя оборонительные ряды и возводя укрепления.

Основные понятия

Популярность

Среди всех показателей, характеризующих положение вещей в поселении, одно из первых мест занимает уровень вашей популярности в народе. Зеленое улыбающееся лицо означает, что все в порядке. Желтое — что уже далеко не все удовлетворены вашим правлением. А если лицо станет красным, то крестьяне начнут покидать замок.

Поэтому внимательно следите за уровнем популярности, отображаемым в правом нижнем углу, и не допускайте, чтобы он опускался ниже 50.

Существует всего семь способов повлиять на настроение крестьян, но главных факторов — два: продовольствие и налоги .

Еда

Изменение пищевого рациона в зернохранилище — один из самых простых и наиболее эффективных способов повлиять на популярность. Имеет значение как количество еды, так и ее разнообразие.

Изначально крестьянам выдается полная (одинарная) порция. Уменьшение рациона вызовет негативный эффект, но сбережет запасы пищи, в то время как увеличение вызовет противоположный эффект.

Налоги

Устанавливаемый уровень налогов также влияет на вашу популярность, и если в казне много золота, то имеет смысл время от времени раздавать его крестьянам.

Интересного эффекта можно добиться, увеличивая порции еды и одновременно поднимая налоги (либо наоборот). Таким образом получается, что мы в значительной мере расходуем один из ресурсов, одновременно придерживая другой.

Сооружение стен

Стены выбираются из категории "Строения замка ". Строить их можно как поэлементно, — размещая на карте лишь одну секцию, так и растягивая всю стену целиком на любое расстояние. Таким образом, выбрав "создание стены " из списка, вы передвигаете курсор мышки до тех пор, пока результат вас не удовлетворит.

Если в вашем резерве достаточно камня или дерева, а условия рельефа не мешают возвести данный вид укреплений, то, отпустив кнопку мыши, вы получите готовое сооружение.

Стены можно строить любой толщины, причем пробить многослойные укрепления намного сложнее, чем одинарные.

Сооружение ступеней

Крепостные стены — залог спокойствия любого города, но если вы хотите по возможности полностью воспользоваться предоставляющимися возможностями, то элементарно не забудьте обеспечить своим солдатам доступ на них.

Лестницы строятся точно так же, как и стены, но должны присоединяться либо к вашим стандартным стенам, либо к краю сторожки. Для их строительства выберите "Лестницы " и передвигайте указатель мышки к секции стены. Теперь нажмите и удерживайте левую кнопку мыши, одновременно отводя ее в сторону. Вы увидите, как появляются очертания лестницы; когда результат вас устроит — отпустите кнопку мыши.

Фактор страха

Продуктивность рабочих во многом зависит от того, насколько суровым правителем вас считают. Чем лучшего мнения о вас люди, тем выше ваша популярность, но тем хуже они работают. Соответственно, если вы прослыли тираном и узурпатором, то уровень популярности останется невысок, но, опасаясь кары, крестьяне будут трудиться с большим усердием.

В зависимости от того, что вам кажется наиболее разумным в тот или иной момент, влиять на мнение народа можно, размещая вокруг своего замка либо развлекательные сооружения (сады, статуи, агавы...), либо устрашающие (виселицы, плахи, выгребные ямы...).

Религия

Возведение религиозных зданий вызывает приток священников, которые начинают благословлять вас и ваш народ, тем самым поднимая уровень популярности. Правда, эффект благословения быстро проходит, и его приходится постоянно повторять.

Чем больше людей из вашей деревни посещает религиозные заведения, тем больший бонус к уровню популярности вы получите. И не забывайте, что с развитием поселения люди захотят все более впечатляющих и дорогих религиозных зданий. Если их не строить, то уровень популярности начнет снижаться.

Трактир

То же самое, что и Таверна.

Перенаселение

Если все идет нормально, то со временем общая численность ваших вассалов будет увеличиваться. Дабы не столкнуться с проблемой нехватки жилья, старайтесь своевременно возводить новые хижины. Если же положение вещей станет критическим, то об этом незамедлительно напомнит индикатор, располагающийся в правом нижнем углу экрана.

Перенаселение также может произойти, если несколько домов были разрушены вами или уничтожены врагом.

Ярмарки и выставки

По ходу игры в ваш замок будут заезжать путешественники и устраивать ярмарки и прочие развлечения. Пока они в городе, вы получите временный бонус к общему уровню популярности. Но, к сожалению, эти события носят временный характер ибо не в ваших силах контролировать кочующих актеров.

Здания

Крепость

Самое важное здание в игре, и оно должно быть построено первым. Здесь не только живет и держит последний рубеж обороны во время осады Лорд, но и находится ваша казна. Щелкнув левой кнопкой мыши на этом здании, вы увидите панель управления казной и получите возможность устанавливать уровень взимаемых налогов.

Крепость также является домом для некоторых ваших людей, начиная с восьми человек и более, — в зависимости от размеров здания.

Бараки

Создание бараков — первый шаг на пути к формированию боеспособной армии. Щелчок на здании откроет панель воинской повинности. Если возле вашего бивачного костра есть свободные крестьяне, а в арсенале — необходимое оружие, то можете просто щелкнуть на типе войск, который хотите тренировать, и они будут созданы. Требования по необходимому для каждого типа войск оружию будут высвечиваться на панели, когда вы наведете курсор на иконки солдат.

Арсенал

Как следует из названия, арсенал служит для хранения производимого ремесленниками оружия. Всего в арсенале одновременно может быть размещено не более 64 единиц и не более 4 видов вооружения. В случае необходимости расширения арсенала поместите рядом с уже имеющимся еще один, иначе после переполнения производство оружия неизбежно застопорится.

При создании войск новоиспеченные солдаты самостоятельно возьмут нужный им вид оружия.

Деревянные ворота

Как и прочие фортификационные сооружения из дерева, эти ворота не отличаются особой прочностью. Они скорее создают иллюзию защищенности, но стоит лишь врагу нанести удар, как от дубового основания ничего не останется.

Разумеется, открыть или закрыть ворота вы сможете в любое время, но при приближении врага они закроются автоматически.

Альтернативным применением данного вида ворот может стать регулирование перемещения по карте диких животных.

Деревянная платформа

Простая древянная платформа дает вашим войскам преимущество в высоте, что позволяет вести стрельбу на более дальнюю дистанцию и получить дополнительную защиту от летящих снарядов.

Данный тип платформы должен строиться рядом с деревянной стеной.

Каменные ворота

Каменные ворота на порядок превосходят своего деревянного собрата. Поскольку враг всегда рассматривает ворота как самый легкий путь проникновения в замок, то по возможности постарайтесь своевременно заменить деревянный экземпляр на каменный.

В случае необходимости и при наличии рва вокруг здания каменные ворота можно также доукомплектовать подъемным мостом.

Подъемный мост

Подъемный мост позволяет крестьянам переходить ров, окружающий ваш замок. Очень важно построить его прежде, чем приступать к выкапыванию рва, ибо мост имеет ограниченную длину и в итоге его попросту может не хватить.

Поднимать и опускать мост можно так же, как открывать и закрывать обычные ворота.

Водяной ров

Какой бы крепкой ни была стена, разрушить можно что угодно. Поэтому следующим уровнем обороны после возведения крепостных стен должен стать ров с водой. Несмотря на трудоемкость процесса, поверьте, он того стоит. Главное — не забыть вовремя разместить подъемные мосты, ибо вы нечаянно можете запереть себя в своем же замке.

Гильдия инженеров

Это здание позволяет вам обучать высотников и инженеров, которые в дальнейшем будут изготовлять ваши осадные машины. Щелкнув мышью на этом здании, вы увидите панель найма рекрутов, при помощи которой вы можете платить за них золотом.

Таким образом, если у вас есть свободные крестьяне и достаточное количество денег, то вы можете создать соответствующий отряд.

Гильдия подземщиков

Здесь все обстоит так же, как в случае с гильдией инженеров, только заместо оных вы имеете возможность создавать отряды подкопщиков.

Волчья яма

Это смертоносные замаскированные ловушки, выкопанные с целью предоставить как можно больше неприятностей вашим врагам. Волчьи ямы невидимы для неприятеля и абсолютно безопасны для своих.

Ямы со смолой

В отличие от волчьих ям, на дне их не заостренные колья, а добытая из болот смола. На первый взгляд, никакой опасности для врага это не представляет, но, будучи подожженной, смола способна нанести существенный ущерб кому угодно. Пламя начнет перекидываться с ямы на яму, и если повезет, то через некоторое время все неприятельское войско окажется в огненном аду.

Поджечь смолу можно с помощью горящих стрел.

Жаровня

Жаровни используются лучниками для поджигания стрел и должны строиться на стенах замка. После завершения строительства любой лучник, находящийся рядом с жаровней, будет зажигать свои стрелы перед стрельбой.

Эффективность подожженных стрел ненамного выше обычных, поэтому жаровни в основном используются для поджигания ям со смолой.

Плавильная печь

Это здание позволяет вам перерабатывать смолу в кипящее масло. Когда в плавильной печи начнет работать инженер, он станет носить смолу с вашего склада и варить ее до тех пор, пока не будет получено масло. Чтобы назначить туда инженера, выберите одного из уже имеющихся, а потом переведите курсор мышки на печь.

Печь вмещает максимум 9 кусков смолы. После ее заполнения назначенные вами инженеры начнут собирать масло в горшки, которые можно будет ставить на стены и во время осады выплескивать на головы атакующих.

Конюшня

Когда вы построите конюшню, то в ней начнут выращивать рыцарских коней. Всего конюшня вмещает до 4 жеребцов. Когда вы начнете комплектовать всадников, кони должны уже быть у вас в наличии.

Также не забывайте, что в промежутках между битвами лошадям нужен отдых, поэтому можете сразу забыть о постановке производства верховых рыцарей на конвейер, ограничившись лишь четырьмя на каждое здание конюшни.

Башня периметра

Эти небольшие каменные башни относительно дешевы при постройке и поэтому идеально подходят для использования в первой линии обороны. Они значительно крепче стен и позволяют размещающимся на них лучникам вести огонь на значительно большую дистанцию.

К сожалению, фундамент башен не слишком крепкий, что делает их уязвимыми для подкопщиков. Доступ к башне обеспечивается постройкой рядом крепостной стены.

Большая башня периметра

Эту башню сложнее разрушить, чем предыдущую, но она все еще остается уязвимой для атак подкопщиков.

К остальным преимуществам можно отнести еще большую дальность стрельбы и количество вмещаемых людей.

Квадратная башня

В этой большой каменной башне достаточно свободного места для размещения мангонеллы или баллисты. В отличие от предыдущих версий, у квадратных башен есть прочный фундамент, благодаря которому они недоступны для подземных атак подкопщиков.

Также они выдерживают сильный огонь, имеют большую высоту и вмещают многочисленный гарнизон.

Круглая башня

Самая сильная и наиболее дорогая из всех башен в игре. Благодаря круглой форме она может выдерживать атаки вражеских метательных орудий. Как и в квадратной башне, в ней можно разместить мангонеллу или баллисту. Она защищена от атак подкопщиков, имеет хороший обзор и вмещает солидный гарнизон. Другими словами, были бы деньги, а остальное приложится... ;)

Производственные здания

Хранилище

Здесь хранятся все ваши ресурсы, кроме золота, еды и оружия. Все хранилища располагаются рядом с крепостью, что облегчает защиту от врагов. Дополнительные области под хранение ресурсов могут быть отведены лишь по соседству с уже имеющимися, поэтому, развивая свой замок, постарайтесь оставить место для возможного расширения хранилища.

Внешний вид хранилища даст вам примерную информацию о степени его заполненности; щелкнув же мышкой, вы сможете получить точные цифры.

Хижина лесоруба

Древесина необходима для возведения практически всех зданий. Поэтому первое, что сопутствует успешному развитию любого поселения, — несколько хижин лесорубов. Располагать их стоит по возможности ближе к лесу, ибо основное время лесоруб тратит на перемещение между домом и поваленным деревом, и лишь собрав нужное количество древесины, относит ее в хранилище.

Если в хранилище недостаточно места, то заготовка древесины приостановится, а дровосек будет ошиваться около своей хижины, пока место не освободится.

Каменоломня

Эта постройка позволяет вам добывать камень, который необходим для возведения оборонительных сооружений. Строить ее следует около светло-серых валунов.

Когда в каменоломню прибудут трое рабочих, они начнут добывать камень и, придавая ему правильную кубическую форму, складировать вокруг. Когда место закончится, работа прекратится и возобновится вновь лишь с появлением оного.

Но прежде чем использовать камни в строительстве, их необходимо переправить на склад. Для этого вам понадобятся воловьи повозки.

Привязь быков

Привязь быков необходима исключительно для перевозки добытых камней из каменоломни в хранилище. Как только прибудет погонщик быков, он начнет погрузку камня. Таким образом, для оптимального производства старайтесь уравновешивать камнедобывающую отрасль и количество привязей быков.

За один раз быка можно нагрузить не более чем 8 блоками.

Шахта по добыче руды

Железо необходимо для создания наиболее продвинутого оружия, поэтому, решив начать милитаристскую кампанию, постарайтесь обеспечить свою промышленность его бесперебойным поступлением. Шахты железной руды могут располагаться там, где вы найдете покрытые ржавчиной вершины холмов.

На добыче руды занято два человека. Один непосредственно добывает и плавит руду, а второй доставляет ее на склад.

Варка смолы

Смола является незаменимым элементом в обеспечении обороны любой крепости. Она используется не только для заполнения смоляных рвов, но и для выливания на головы незадачливых врагов. Поэтому если вы ждете серьезного вторжения, то постарайтесь своевременно запастись тягучей черной жидкостью.

Установку для получения смолы можно поместить там, где есть черные нефтяные пузыри на болотах. Для добычи и доставки достаточно одного человека.

Рынок

Рынок жизненно необходим, это двигатель экономики. После того как он будет построен, в ваш замок начнут приезжать купцы, чтобы продавать и покупать товары. Щелкнув на рынке, вы увидите панель, где можно выбрать те или иные товары, которые вы готовы продать, а также оценить ассортимент продукции, предлагаемой купцами.

Продовольственные здания

Дом охотника

Одним из наиболее быстрых и легких способов накормить ваших людей является охота на оленей. Их кочующие стада выглядят весьма заманчиво, поэтому, расположив на карте несколько охотничьих постов, вы сможете вести отстрел животных, тем самым обеспечив стабильный приток пищи.

Но в каждом деле нужна мера, так что смотрите не переусердствуйте, ибо, ведя чересчур активный отстрел, вы можете полностью истребить поголовье и остаться без удобного источника пищи.

Молочная ферма

Эта ферма позволяет вам производить сыр. Сюда придет молочник, дабы пасти коров. Как только тех станет три штуки, он начнет их доить и потом доставлять в хранилище сделанный из молока сыр.

Препятствием для развития молочных ферм является изготовление кожаных доспехов, потому что кожевникам постоянно будут требоваться коровьи шкуры.

Пшеничная ферма

Пшеничные фермы — это первое звено одной из самых продуктивных цепочек производства еды в замке. Собранное зерно доставляется на склад, где и хранится до помола.

Пшеничные фермы не могут располагаться на возвышенностях или неровной местности. Если ферма находится далеко от замка, то вы можете не успеть вовремя собрать весь урожай, и тот начнет гнить.

Ферма по выращиванию хмеля

Здесь дела обстоят во многом идентично пшеничной. Вам опять-таки не следует располагать ферму на возвышенностях и вдалеке от замка, ибо несобранный вовремя созревший хмель через некоторое время начнет гнить.

Собранный хмель также хранится на складе.

Фруктовый сад

Это самая большая из всех ферм. Здесь выращивают яблоки. По мере созревания садовник будет относить их в хранилище, снабжая вас еще одним видом пищи.

Сады должны находиться на равнинной плодородной местности, желательно не слишком высоко.

Городские здания

Дом

Наличие жилья определяет максимальное количество населения, которое может проживать в вашем замке. Изначально несколько крестьян могут жить в крепости, но со временем она переполнится, и вам потребуется возводить дома для своих подопечных. Каждое размещенное жилище будет увеличивать потенциальное население на 8. Текущее и максимальное количество населения отображается в правом нижнем углу экрана.

Но не спешите чересчур активо привлекать крестьян, ибо в случае неналаженного продовольственного сектора вы рискуете слишком быстро истощить запасы продовольствия. А если попытаетесь уничтожить уже заселенные дома, то это в значительной степени скажется на вашей репутации.

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Религиозные строения

Существует три типа религиозных зданий: часовня, церковь и собор; чтобы они работали, в каждом из них должен находиться священник, который будет ходить по замку и благословлять ваших людей. Чем больше благословленных людей у вас будет, тем выше станет ваша популярность.

Со временем благословение пропадает, и людей надо благословлять по новой. Поэтому один священник может эффективно следить лишь за определенным количеством народа и со временем перестает справляться со своей работой.

По мере роста населения, для поддержания религиозного охвата вам понадобятся все новые церкви. Сложности также могут возникнуть, когда ваше поселение перерастет в небольшой город, и люди начнут требовать более дорогую церковь, а затем и собор. Игнорирование их пожеланий негативно скажется на вашей популярности.

Аптека

В обычное время полезность аптеки весьма сомнительна. Врач в основном бродит по окрестностям в поисках целебных трав и кореньев, никоим образом не влияя на общий уровень позитивных показателей. Но стоит в городе объявиться чуме, как развитие медицины становится незаменимым фактором существования города.

Также врач может быть полезен, если враг начнет забрасывать катапультами в город дохлых животных с целью распространения болезней.

Устрашающие сооружения

Страх является одним из факторов, как нельзя лучше стимулирующих общий уровень производительности труда. Размещая вокруг города виселицы, плахи, дыбы и тому подобные атрибуты, вы можете запугать народ до такой степени, что это принесет вам реальную пользу, например, в виде дополнительной корзины яблок или лишних единиц зерна, доставляемого в хранилище.

Но не стоит усердствовать, ибо с каждым новым подобным сооружением значительно снижается уровень вашей популярности, что в итоге не приведет вас ни к чему хорошему.

Развлекательные сооружения

Противоположностью устрашающих сооружений являются развлекательные. Если вам хочется прослыть хорошим и добрым хозяином, то постарайтесь уделить особое внимание этому пункту. Размещение в окрестностях города таких сооружений, как сады, парки, агавы и даже танцующий медведь, успокаивает ваших людей, уменьшая фактор страха и увеличивая вашу популярность.

Естественно, есть и негативная сторона, — отдыхающие люди будут все меньше времени уделять своим непосредственным обязанностям, и со временем вы неизбежно ощутите снижение производственного потенциала.

Оружейные здания

Мастерская по изготовлению луков

Здесь изготовляют луки и арбалеты, используя дерево из ваших запасов. Если оного достаточно, то оружейник самостоятельно сходит на склад за древесиной, а затем отнесет в арсенал готовые луки. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на луке или арбалете в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.

Мастерская по изготовлению копий

Здесь работают рабочие, изготовляющие копья и пики, используя запасы древесины с вашего склада. Если дерева достаточно, то оружейник самостоятельно сходит на склад за древесиной, а затем отнесет в арсенал готовое оружие. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на копье или пике в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.

Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.

Мастерская кузнеца

Задача кузницы — изготовление мечей и булав из запасов железа на вашем складе. Если железа достаточно, то оружейник самостоятельно сходит за ним на склад, а затем отнесет в арсенал готовое оружие. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской. Когда место появится, то щелчком на мече или булаве в меню мастерской можно определить вид вооружения, который будет изготавливаться со следующего производственного цикла.

Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.

Мастерская кожевенника

Кожаные доспехи во много раз повышают боеспособность вашей армии. После того как кожевня построена, туда придет кожевница, которая начнет водить коров с ваших молочных ферм, сдирать с них шкуру и шить доспехи. Уже готовые доспехи складируются в арсенале.

Из каждой коровы получаются 3 кожаных доспеха. Если вы увидите, что поступление молока в ваши хранилища падает, то можете на время приостановить работу и впоследствии возобновить ее.

Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.

Мастерская оружейника

Железный доспех на порядок превосходит кожаный. Для его производства используется хранящееся у вас на складе железо. Если его достаточно, то мастер самостоятельно сходит за ним на склад, а затем отнесет в арсенал готовую продукцию. Если в арсенале не окажется свободного места, то он будет ждать рядом со своей мастерской.

Если размещать мастерскую возле крепостных стен, то она, в отличие от других зданий, будет сооружаться в виде пристройки.

Здания для переработки продуктов

Амбар

Это здание, где хранится ваша еда. Щелкнув на нем, вы вызовете панель, где слева будет показано текущее количество пищи, количество потребляемой пищи и то, как долго она может храниться. Кнопки справа контролируют рацион и, соответственно, то, с какой скоростью еда будет изыматься из хранилища.

Таким образом, варьируя данный показатель, вы можете влиять на свой уровень популярности, который зависит от количества пищи, потребляемой крестьянами.

Не забывайте, что в ваших силах расширить объем хранилища, построив рядом еще одно. Если вы не сделаете этого вовремя, то из-за отсутствия места для складирования полуфабрикатов и готовой продукции все городское производство может попросту застопориться.

Экран хранилища также показывает вам, сколько потребляется видов пищи. Дабы получить дополнительный бонус, постарайтесь предоставлять своим людям более-менее разнообразный рацион.

Мельница

Выращенное вами зерно вовсе не является конечным продуктом. Следующая стадия его переработки — помол и складирование уже в виде муки. Мельники самостоятельно возьмут со склада заготовленное зерно, отнесут его на мельницу и принесут обратно муку. В случае отсутствия на складе зерна мельница бесполезна.

В отличие от остальных заведений, мельница задействует сразу трех рабочих, что позволяет ограничиться лишь несколькими постройками данного типа.

Пекарня

Полученная мука — также лишь промежуточный этап. Теперь она должна попасть в пекарню и превратиться в хлеб. Пекари самостоятельно заберут со склада муку, испекут хлеб и положат его туда же. В случае отсутствия муки пекарня абсолютно бесполезна, и пекарь будет простаивать без работы.

Как видите, процесс получается долгим, но, несмотря на трудоемкость, не забывайте, что это наиболее эффективный и стабильный способ обеспечить крестьян пропитанием.

Пивоварня

После того как у вас будет несколько плантаций хмеля, имеет смысл закладывать пивоварню и приступать к приготовлению эля. Пивовар самостоятельно пойдет на склад, возьмет хмель, приготовит эль и отнесет его на склад. Не забывайте, что в отсутствие хмеля (урожаи которого очень любит уничтожать долгоносик) пивоварня бесполезна.

Таверна

Весь цикл производства эля рассчитан на поднятие общего уровня вашей популярности в народе. Таким образом, каждая работающая таверна дает вам дополнительный бонус. Впрочем, не стоит забывать, что краеугольным камнем, как всегда, станет быстрое истощение запасов эля на складе и как следствие — полное пропадание положительного эффекта.

Установки юнитов

Удерживать местность

Данная функция позволяет четко привязать воина к его местоположению. В режиме удержания местности воин будет атаковать только подошедших вплотную врагов, игнорируя всех остальных. Если воин обладает дистанционным оружием (лук, арбалет...), то он начнет стрелять по врагам, как только те окажутся в зоне попадания.

Защитное положение

Солдаты, получившие приказ находиться в защитном положении, будут покидать свой пост при приближении врага и вступать с ним в бой. По окончании битвы они возвращаются на исходные позиции.

Режим агрессии

В данном режиме юниты будут выслеживать врага, находящегося на значительном расстоянии. Разбив неприятеля, солдаты начнут поиск очередной жертвы.

Военные юниты

Лучники

Говоря о возведении замка, мы автоматически подразумеваем ведение обороны, по возможности не прибегая к рукопашным схваткам. Так что основной упор приходится делать на войска, способные поражать неприятеля на расстоянии. Не обладая никакой броней, лучники практически бессильны в рукопашных схватках, но являются одним из самых дешевых и мобильных подразделений в игре.

Особенно хорошо применять формирования лучников против не защищенных доспехами воинов, а также использовать для поджигания ям со смолой.

Требования для постройки: лук

Копьеносцы

Это первые юниты ближнего боя, которые станут доступны для производства. Отсутствие брони делает их одними из самых быстрых солдат в игре и позволяет им отбрасывать со стен лестницы, а также перепрыгивать через рвы с водой.

Еще одним преимуществом является то, что копьеносцы могут пользоваться лестницами, забираясь на вражеские крепостные стены.

Требования для постройки: копье

Воины с булавами

Это следующий шаг по лестнице прогресса. Воины с булавами облачены в кожаные доспехи и все еще остаются достаточно мобильными войсками, при этом неплохо выступают в рукопашном бою и могут взбираться по лестницам на крепостные стены, но все еще уязвимы для атак лучников.

Требования для постройки: кожаная броня, булава.

Арбалетчики

В отличие от лучников, арбалетчики гораздо медлительнее. Это выражается как в передвижении, так и в скорости перезарядки. Но зато их болты легко пробивают металлическую броню, нанося ощутимый ущерб даже тяжеловооруженным рыцарям.

Требования для постройки: кожаная броня, арбалет.

Пикинеры

Тяжелые пики и металлическая броня делают пикинеров крайне медлительными при передвижении, но эффективными в обороне. Старайтесь размещать их в узких местах, чтобы враг не мог пройти мимо, а был вынужден вступить в бой со "стальной фалангой".

Требования для постройки: пики, железная броня.

Мечники

Это ваши элитные пешие солдаты. Тяжелая броня делает их самыми медленными юнитами в игре, но если они добираются до врага, то наносят сокрушительные удары.

Использовать мечников можно как в обороне, так и в нападении. В последнем случае отряда тяжело вооруженных воинов вполне достаточно, чтобы под дождем из стрел проделать брешь в крепостной стене.

Требования для постройки: меч, железная броня.

Рыцари

Посадив мечников на лошадей, вы получите стремительные и смертоносные войска. Они, конечно, не смогут взбираться на башни и крепостные стены, но от них этого и не требуется. Основной задачей рыцарей являются вылазки в стан врага с целью нанесения точечных ударов и своевременное "затыкание" дыр в своей обороне.

Требования для постройки: меч, железная броня, лошади.

Инженеры

Пожалуй, это самые разносторонние и полезные юниты в игре. С их помощью сооружаются все виды осадного оборудования в замке и вне его, равно как производится кипящая смола.

Таким образом, если вы хотите нанести врагу максимальный ущерб, то вам просто необходимо в совершенстве освоить управление не только войсками, но и инженерами.

Эти юниты создаются в гильдии инженеров.

Шахтеры

Эти специальные юниты могут бурить туннели под вражескими стенами или башнями. Они создаются в гильдии подкопщиков.

Требования для постройки: золото.

Высотники

Если вы видите, что разрушить вражеские стены вам не под силу и нет возможности вырыть подкоп, то можно попробовать прибегнуть к помощи высотников. Эти юниты, оснащенные длинными лестницами, способны обеспечить вам быстрый доступ на вражеские стены.

Производство (они создаются в гильдии инженеров) высотников недорого, но они крайне уязвимы для любых атак неприятеля, и в частности для лучников, так что их применение далеко не всегда приводит к положительным результатам.

Требования для постройки: золото

Черные монахи

Специфический и весьма сомнительный юнит. Из оружия у монахов есть только посох, но его неказистость с лихвой заменяется свирепостью самих монахов, фанатично преданных своему делу.

Осадная война

Здания по производству осадного оборудования

Перво-наперво, для того чтобы запустить производство осадных машин, вам нужны инженеры. Выбрав инженера, щелкните на иконке "осадное оборудование", чтобы увидеть список механизмов, доступных для строительства. Выбрав осадное орудие, щелкните левой кнопкой мышки на том месте, где бы вы хотели его разместить, и увидите появившуюся палатку, в которой, собственно, и будет вестись работа.

Щелкнув на палатке, вы можете посмотреть, сколько времени осталось до завершения строительства. И не забывайте, что пока строительство не завершено, инженеры являются крайне уязвимыми для атак неприятеля, так что постарайтесь обеспечить их полноценную защиту.

Для управления любой осадной машиной требуются люди. Чтобы обеспечить боекомплект, выберите свободных инженеров, а затем щелкните на осадном орудии, которое вы хотели бы укомплектовать. Для обслуживания различных видов осадного оборудования требуется различное количество людей.

Рудниковые туннели

Другой способ сломить сопротивление противника — выкапывание тоннелей. Тоннели выкапываются практически под любыми защитными сооружениями, а затем вместе с ними обрушиваются. Чтобы сделать это, выберите строителя тоннелей (шахтера), щелкните на иконке "копать ". Теперь определите место, откуда должен начинаться тоннель (помните, что длина любого тоннеля ограничена, и по достижении максимального размера он самопроизвольно обрушится).

Оказавшись под землей, шахтер самостоятельно начнет копать по направлению к ближайшей вражеской постройке, дойдя до которой, подожжет опоры, удерживающие землю, тем самым обрушив своды.

Таким образом можно уничтожать практически все вражеские постройки, за исключением крупных башен и сооружений, окруженных рвами.

Копание рвов

Это грязная работа, но она во много раз увеличивает оборонительный потенциал вашего замка. Сперва вам необходимо разработать план будущего рва. Вы делаете это, выбирая "копать " из категорий строений замка. Если вам вдруг не понравятся перспективы работ, то вы в любой момент сможете отменить их.

Если же план оказался приемлемым, то выберите несколько юнитов и отдайте им распоряжения по развитию проекта. Как только работы будут завершены, ров необходимо заполнить водой; для этого также выберите несколько человек и щелкните уже на готовом рве.

В заключение не забудьте укомплектовать ров несколькими подъемными мостами для беспрепятственного передвижения в замок и обратно своих людей.

Заполнение рвов

Вы можете также засыпать вражеские рвы. Для этого выберите группу солдат, наведите мышкой на ров и, когда появится указатель в виде лопаты, отдайте вашим людям распоряжение по засыпанию рва.

Кипящее масло

А куда нам спешить... пока требучеты работают, можно и передохнуть.

До Женевской конвенции далеко, но если бы она существовала в средние века, то по степени жестокости и разрушительной силе данный вид оружия наверняка попал бы в какую-нибудь десятку.

Чтобы экипировать инженеров горшками кипящего масла, вы должны вменить кому-нибудь в обязанность его кипячение. Сперва выберите инженера и, щелкнув на оном, отрядите его следить за печью. В его обязанности будет входить отслеживание наполненности печи и заполнение горшков других инженеров.

Последующие инженеры, направленные к печи, будут получать горшки с кипящим маслом, которое они теперь смогут использовать против нападающих.

Катапульты

Данные осадные механизмы позволяют уничтожать вражеские укрепления с относительно большого расстояния. Они мобильны и точны, но наносят средний урон. Низкая траектория полета снаряда позволяет точно попасть в здание, но приходится следить, чтобы снаряд достиг своей цели, не зацепившись за какой-нибудь утес или здание.

Альтернативной возможностью ведения огня является забрасывание осажденного замка мертвыми животными с целью возникновения эпидемий. Для этого выберите иконку "Запуск коровы " из меню катапульты и определите цель.

Для обслуживания катапульты необходимо двое инженеров.

Переносные щиты

Это прекрасное средство избежать огня неприятеля. Если на подступах ко вражескому замку вас встречает ливень стрел, то использование щитов — один из лучших способов уменьшить потери живой силы. Для управления щитом требуется один инженер.

Баллиста

Баллиста используется при обороне замков, разместить ее удобнее всего на одной из больших башен, чтобы увеличить дальнобойность орудия.

Применять баллисту целесообразно при разрушении вражеских осадных орудий и против тяжелых рыцарей. Для обслуживания необходимо два инженера.

Стенобитное орудие

Являясь самой медленной боевой единицей в игре, стенобитное орудие с лихвой компенсирует этот недостаток своей разрушительной силой. Если этот "танк" доползет до крепостных стен, то брешь в обороне вам обеспечена. Стрелы неспособны причинить тарану сколь-нибудь ощутимый вред, поэтому лучшим способом разрушить стенобитное орудие являются короткие вылазки кавалерии в стан врага.

Для управления тараном необходимо четыре инженера.

Осадные башни

После возведения эти разлапистые передвижные конструкции дают вашим войскам быстрый доступ на вершины вражеских стен.

Для использования башни направьте ее к стене; когда расстояние будет достаточным, она остановится и перекинет выдвижной мост. Теперь ваши войска могут беспрепятственно подняться на стены. Для управления башней требуются четыре инженера.

Мангонелла

Мангонелла — эквивалент катапульты, но в отличие от нее, специализируется не на разрушении стен, а на уничтожении живой силы противника. В качестве снарядов тут используются россыпи в меру крупных булыжников, неспособных причинить ощутимый ущерб зданиям, но зато буквально прорубающих просеки во вражеских рядах.

К отрицательным особенностям можно отнести то, что мангонеллы никогда не отличались точностью, так что, приказав вести стрельбу в одном направлении, вы можете быть неприятно удивлены непонятно куда летящими камнями.

Для функционирования требуются два инженера.

Требучет

Если вам недостаточно силы и дальнобойности катапульт, то лучшим выходом будет использование требучетов. Эти ужасающие машины способны зашвырнуть целую каменную глыбу на огромное расстояние. Причем снаряд, летящий по параболе, способен произвести разрушения и в самом городе.

Отрицательной чертой можно назвать невозможность ведения прицельного метания и неспособность к передвижению, причина которой — общие размеры механизма.

Как и катапульты, требучеты могут перебрасывать через стены мертвых животных с целью возникновения эпидемии.

Для обслуживания механизма необходимо 3 человека.

The End

Что можно сказать напоследок... Несмотря на кажущуюся перегруженность общей концепции и сложность взаимодействия игровых элементов, уже через несколько часов пребывания в средневековом мире вы начнете ориентироваться в окружающей обстановке не хуже заправского феодала.

Данное руководство поможет вам освоить особенности конкретных зданий и юнитов, но никогда не заменит собственного опыта. Дерзайте...