Новая японская карта мира. Жирная земля: Убервальд

Как это часто случается, оказалось, что загадки Плоской Земли тоже бывают разными. Просто загадки. И загадки с двойным и даже тройным дном, поэтому, уважаемый читатель, к этому вопросу стоит вернуться!

…Официально самые ранние сохранившиеся карты плоского мира датируются VIII веком нашей эры. Они запечатлели далёкую от современной систему географических представлений. Раннесредневековые карты Плоской Земли, согласно тому, что мы знаем на сегодняшний день, бывали двух основных типов.

Первый — это «зональные» карты. Они именуются так в связи с тем, что античные учёные делили земно мир на пять широтных зон. Римский поэт Публий Овидий в своей поэме «Метаморфозы» писал:

"…Земля с пятью полосами. На серединной из них от жары обитать невозможно. Две под снегом лежат глубоко, а двум между ними Бог умеренность дал, смешав там стужу и пламень".

Второй тип карт Плоской Земли — «ойкуменический». Ойкуменой древние греки называли весь известный мир. На этих картах показана Азия, Европа и Африка, окаймлённые кольцом Мирового Океана. Но уже ко времени создания этих карт большинство изображений на них безнадёжно устарело. Становится очевидным, что воображение картографов сильно волновали легендарные библейские народы Гог и Магог. Им всегда находится место на этих картах. Даже Роджер Бэкон видел задачу географической науки в том, чтобы выяснить, откуда и когда придут Гог и Магог на погибель и разорение мира.

На ойкуменических картах Плоской Земли можно встретить изображения диковинных зверей и чудовищ. Перед нами, таким образом, география, полностью изолированная от реальной практики. Только в XIII веке практический опыт путешественников и крестоносцев вынуждает западноевропейских географов пересмотреть старую картину мира Плоской Земли.

Вот, например, карта XI века из списка "Комментариев ко сну Сциниона". Её автор — Амвросий Феодосии Макробий. Эта карта находится в настоящее время в Германии, в Государственной библиотеке г. Бамберга и представляет собой классический образец "зональной карты Плоской Земли". На ней «необитаемая» зона включает в себя большую часть Чёрного моря. На других средневековых картах граница этой холодной, необитаемой зоны пересекает реку Танаис (Дон). Ну а что касается Каспийского моря, то оно является ни чем иным, как одним из заливов Мирового океана!

Курьёзный вариант «зональной» карты Плоской Земли VIII века из списка "Книги о природе вещей" Исидора Севильского (Баварская библиотека, Мюнхен) вызывает просто недоумение. У неё, как и у большинства средневековых карт, ориентация восточная (по-латыни восток — это "ориенс")… Исидор представил зоны в виде кругов, расположенных на плоской Земле. В результате на севере карты, то есть в её левой части, оказались рядом и «арктический», и «антарктический» круги. Охарактеризованные как "холодные, необитаемые".

Рассмотрим карту Плоской Земли XI века из списка «Этимологии», также принадлежащую перу Исидора Севильского. Водное пространство — расположенное посреди карты Средиземное море — с прилегающими морями и реками. Естественно, что наиболее приближено к реальности изображение территории Западной Европы. На севере Франции дана «Норманния». Это одна из самых ранних карт, где Скандинавия показана как два полуострова. До этого она считалась системой островов! Внизу и слева от города «Керсона» (Херсонес Таврический) имеется надпись "Скифия Нижняя". Над Танаисом и Меотидскими болотами (так прежде именовалось Азовское море) нарисованы три квадрата с надписью "Алтари Александра". А на южном берегу Нила, который, по мнению составителя карты, течёт почти параллельно южному побережью Африки, — "лагерь Александра"…

Качество карт Плоской Земли — исключительно высокое.

В настоящее время сохранилась, учитывая различные источники, то ли половина, то ли четверть реальной карты Плоской Земли…

Однако имеются косвенные данные о том, что на карте значились и Гренландия, и Аляска! Правда, исследователь этого вопроса Н.Эйдельман в одном из сборников турецкого исторического общества за 1937 год обнаружил цветную копию ещё одной карты мира. Она была создана Пири Рэйсом в 1528 году. На ней видны: Гренландия, Лабрадор, Флорида, Нью-фаунленд.

И тут началось! Как мог турецкий адмирал, современник Колумба, составить такую полную карту мира? Откуда ему было известно о существовании Антарктиды? Да, многие специалисты полагают, что на картах адмирала указана Антарктида! Много можно спорить о том, откуда узнал турецкий флотоводец о том, что будет открыто только через 300 лет!

"Неверный по имени Коломбо, генуэзец, открыл эти земли. В руки названного Коломбо попала одна книга, в которой он прочитал, что на краю Западного моря, далеко на Западе, есть берега и острова. Там находили всевозможные металлы и драгоценные камни. Вышеназванный Коломбо долго изучал эту книгу…"

Судя по «Бахрийе», был экземпляр этой книги и в руках Пири Рэйса. А датирует он её надписью на полях карты временами Александра Великого (Македонского). Речь здесь идёт ни о чём ином, как об Америке, которая была обозначена на таинственных картах Плоской Земли четвёртого века до нашей эры.


Эксклюзивное видео:


В 1531 году появилась ещё одна уникальная карта Плоской Земли французского математика и географа Оронцио Финея. На ней конфигурация пояса Антарктиды не просто соответствует современным картам. Это было бы ещё, как говорится, туда-сюда! Но кольцо Антарктида изображёно с горными реками и хребтами! Без ледового покрытия!

Но, раз мы затронули эту тему, будет необходимым упомянуть ещё об одной карте Плоской Земли. В октябре 1965 года Уэлльский университет (США) опубликовал изданную в 1440 году в Берне карту «Винланд», неизвестный автор которой за 52 года до Колумба указал берега нынешней Канады и Северной Америки. При этом он использовал некоторые данные средневековых арабских картографов.

В венгерском университетском городке Надьсомбате, в иезуитской картографической мастерской, по заказу Ватикана и Габсбургов копировались любые доступные рукописи и секретные карты Плоской Земли. Так вот, на карте 1599 года точно указаны морские пути викингов через Гренландию до американских берегов и их поселения, возникшие задолго до Колумба!

Познавательное видео:


…А теперь внимательно прочитаем слова Америго Веспуччи из его небольшой по объёму книги-дневника, известной как "Mundus novus":

"…Никто из наших предков не имел ни малейшего понятия о странах, которые мы видели, и о том, что в них находится: наши знания далеко превзошли знания предков. Большинство из них считало, что южнее экватора нет материка, а только беспредельный океан, который они назвали Атлантическим…"

Эта запись, как нетрудно заметить, находится в некотором противоречии сама с собой. Действительно, с одной стороны, о географических знаниях предков великий Веспуччи был, прямо скажем, невысокого мнения. А с другой — оказывается, судя по его же словам, существовало некоторое меньшинство, которое считало, что материк-пояс южнее экватора есть!

Кстати сказать, испанский кувшин для вина, изготовленный в XIV веке, был поднят со дна морского вблизи от острова Габо в 1964 году, хотя ни о каких плаваниях испанских моряков к берегам Австралии в то время нам совершенно НЕИЗВЕСТНО! Но не является ли это свидетельством плавания каких-то таинственных моряков средневековья к берегам Австралии задолго до её официального открытия?

А вот о каком случае рассказывает Н.Непомнящий: "…В конце 70-х годов нашего века профессор Фобс Тейлор проанализировал коммерческие отчёты и таможенные списки грузов, которые каждое судно ввозило в Бристоль и вывозило оттуда. И начиная с 1479 года он подметил какую-то несуразность… Согласно декларациям большинство капитанов вело торговлю с Ирландией. Однако этому не соответствовал странный характер грузов и чрезмерно длительные вояжи. Например, один из кораблей якобы сплавал в Ирландию и вернулся обратно за… 115 дней. Это ВТРОЕ больше нормы! Отсюда Тейлор сделал вывод, что истинный маршрут был намеренно скрыт. Каков же он был в действительности?"

А вот ещё несколько примеров.

Аристотель, Сенека, Элиан и Диодор Сицилийский упоминали о том, что римляне располагали сведениями о землях, лежащих в нескольких неделях пути за Гибралтаром!

…Ещё задолго до Колумба "отцы церкви", особенно это касается греческих богословов, выдвинули тезис о том, что Бог после грехопадения Адама отнюдь не разрушал Рая. Он только перенёс его на "противоположную землю", в недоступные для людей места. Эта "противоположная земля", по богословской мифологии, должна была находиться за океаном. Сейчас есть множество материальных свидетельств того, что берега Америки посещались (и не раз) викингами, а до них — римлянами, а до них — финикийцами…

Что же касается Китая, для жителей Поднебесной Колумб никогда не являлся героем. В одном китайском историческом журнале он именуется очень конкретно и ёмко — "колониальный пират". Китайские исследователи утверждают, что путь к берегам Америки был проложен в V веке буддийским монахом Хун Шеном. Китаеведы-синологи давно знали о путешествии монаха в загадочную страну Фусан, которая, судя по описанию, находится в 20 000 ли (11 500 км) к востоку от Китая. Если это так, то Фусан — это северо-западная часть Америки. Многие исследователи полагают, что самый ранний контакт Китая и Америки продолжался с 700 г. до н. э. и до примерно 400 года до н. э.!..

И после всего этого исследователи держат в своих руках примитивнейшие, никуда не годные зонально-ойкуменические карты Плоской Земли VIII-Х века!

Что же всё-таки произошло с географическими знаниями человечества? И куда исчезли для представителей Нового Времени, например, те документы IV века до н. э., на которые ссылался Пири Рэйс?..

Экспедиции Тура Хейердала на «Кон-Тики» и «Ра» убедительно продемонстрировали всему миру, что для того, чтобы пересечь Океан, вовсе не обязательны металлические корабли-гиганты. Можно обойтись судами, изготовленными из дерева и даже из тростника! Остальное сделают мужество, мореходный талант, настойчивость и удача.

Хотя, кто знает, очень возможно, что морские корабли глубокой древности были куда совершеннее, чем думают многие…

Суда доколумбовой эпохи могли пройти путь Колумба в полосе пассатов, дующих со скоростью 5–8 метров/сек. Здесь всегда хорошая погода. А древние о пассатах знали. Оставалась, правда, проблема определения координат Плоской Земли.

И тем не менее недавние исследования принесли достаточно веские свидетельства того, что океанские путешествия VI–VII тысячелетий до н. э. имели не случайный, а регулярный характер! Имеются в виду найденные при раскопках на берегу залива Кэмбэй в Индии, неподалёку от городка Лоталь, остатки морского порта, возникшего в пятом тысячелетии до нашей эры! Город имел обширные пристани, торговые склады, а позднее — даже сухой док для ремонта судов!

А печати, которыми лотальские купцы метили свои товары, оказались абсолютно идентичны печатям, обнаруженным в поселениях Бахрейнских островов.

Значит, в принципе, океанскую навигацию Плоской Земли сдерживал вовсе не технический прогресс. Но тогда что?.

«Новости литературы» продолжают публикацию карт миров фантастики. Сегодня мы представляем вашему вниманию собрание карт Плоского Мира, придуманного сэром Терри Пратчеттом.

Плоский Мир покоится на спинах четырёх слонов, которых держит гигантская черепаха, Великий А,Туин, плывущая сквозь космическое пространство.

Этот мир населен различными расами: тролли, гномы, эльфы, големы, вампиры, оборотни, зомби - все они не просто сосуществуют в этом мире, но и борются за свои права и равенство при приеме на работу. Действие большинства книг серии происходит либо в Анк-Морпорке, либо в Ланкре – небольшом горном королевстве. Наравне с живыми персонажами здесь есть и самый настоящий Смерть – антропоморфическая сущность мужского рода, обитающий в свей отдельной реальности – едва ли не самый живой из персонажей Пратчетта.

«Я утверждал, что карты Плоского Мира никогда не будет. И вот она перед вами .» - такими словами предваряет атлас мира его автор.

Атлас Плоского мира, нарисован Стивеном Плейером, под руководством Терри Пратчетта и Стивена Бриггса. На русском языке еще не издавался.

Карта снабжена небольшими эссе, в которых описывается жизнь и открытия самых знаменитых путешественников и дискографов Плоского Мира. На карту нанесены все географические локации, когда-либо упомянутые в книгах цикла Плоского Мира, вплоть до книги «Интересные времена». Карту составлял Стивен Бриггс, используя не только все вышедшие книги о Плоском Мире, но также черновики, наброски и заметки, предоставленные ему Терри Пратчеттом.

«Обитель Смерти», карта владений Смерти, придуманная Терри Пратчеттом и нарисованная Полом Кидби. Четвёртая карта из серии карт вымышленной вселенной Плоского мира.

Каждый нуждается в месте, где он мог бы спокойно отдохнуть после забот трудового дня. Каждый, в том числе и Смерть, который создал в пространстве между мирами свои собственные владения.

Его дом, созданный по образцу загородных особняков, окружён золотыми пшеничными полями, за которыми на горизонте высятся горы. При доме есть сад с фруктовыми деревьями, поле для гольфа, лабиринт, пруд с скелетообразными рыбками и пасека с ульями и пчелами, которые дают мёд чёрного цвета.Его слуга Альберт выращивает настоящие овощи на настоящем огороде.

Пространство внутри дома больше, чем это кажется снаружи. Сердце дома - библиотека, где хранятся книги с жизнеописаниями всех живущих или живших существ, а также хранилище жизнеизмерителей.

«Путеводитель по Ланкру» - географическая карта Ланкра, нарисованная Полом Кидби, под руководством Терри Пратчетта и Стивена Бриггса.

Карта мира, к которой мы привыкли с детства и которой почти ежедневно пользуемся в Google Maps, - не совсем правильная. Россия на ней гигантских размеров; Гренландия больше Южной Америки; экватор расположен не посередине, а материки вытянуты у полюсов. Это равноугольная проекция Меркатора .

Проекцию придумал в Средние Века Герард Меркатор (1512-1594), бельгийский географ и картограф, чтобы представить круглую Землю на двухмерной плоскости для нужд мореходства. На ней сохраняются углы между направлениями (что бы это ни значило), но искажаются размеры материков.

Спустя 500 лет два умных парня сделали карту интерактивной, открыв людям глаза на реальный удивительный мир. Получилось игрушка покруче Pockemon Go, где можно переставлять страны местами и сравнивать. Автор статьи ушел играть в 12, вернулся только в пять вечера…

Пока Хиллари Клинтон обвиняет русских хакеров во взломе почты демократической партии США, сравним Россию и Америку. России больше.

Но всего в полтора раза…

На территории России могло бы поместиться две Европы и две Австралии, Южная Америка, Африка и Азия почти целиком… Почему Россия при «переезде» выглядит меньше? Это и есть проекция Меркатора. Перемещая страны, можно их сравнивать, но нельзя забывать о том, что это лишь игра воображения. Другими словами, таких размеров была бы Россия, если бы находилась на месте Африки, Австралии и так далее…

Австралия на карте выглядит крошечной - где-то на отшибе мира. Но она размером с Америку.

Больше Европы и лишь немногим уступает Китаю.

США, Австралия и Индия помещаются на территории Африки. К слову, на интерактивной карте можно не только двигать страны, но и вращать их на 360 градусов. Очень удобно.

Что такое Гренландия? Раньше я думал, что это огромный ледяной материк, который почему-то называют островом.

Примерно с европейскую часть России…

Но вот настоящая Гренландия! По площади - как Демократическая Республика Конго. В проекции Меркатора площадь суши растягивается у Северного и Южного полюсов и, наоборот, чуть сужается на экваторе.

Кстати, о полюсах. Антарктида даже не помещается на карту. Полюса на ней изобразить нельзя - она плоская.

Но что будет, если поместить ее в Атлантический океан? Мы нашли Атлантиду!

Передвинем ее в Россию и Антарктида снова выезжает за края, растягиваясь до бесконечности. Так выглядел бы Ледяной материк на месте Российской Федерации.

Самые большие страны Африки…

Представим, Африка пытается захватить мир. Похоже на рассыпанные на столе горошины M&M’s.

Америка захватывает мир…

Россия… Я просто передвинул их в район Северного полюса.

Поместим США в Средиземном море и получится Римская империя. Такой она когда-то была. Еще интересный нюанс: американские города по климату точно совпадут в европейскими. Ведь погода в Чикаго примерно как в Болгарии, Флорида похожа на Египет, а Калифорнию легко перепутать с Испанией…

Наоборот: шесть крупных европейским стран (Испания, Франция, Италия, Германия, Польша, Румыния) на территории США. Вывод: Европа целиком может переехать в Америку. И еще место останется.

Другая бывшая империя - Британская. Маленькая островная страна успела наследить по всему миру.

Я где-то прочитал, что на территории России поместится 78 Италий. Проверил: поместилось 23. Но это потому, что Италия стала больше.

Япония по форме напоминает Байкал.

В мире всего четыре места, где можно полюбоваться на гейзеры: Исландия, Камчатка, Новая Зеландия и Йеллоустонский национальный парк в США. Вот что будет, если поместить Исландию в каждое из них… Она крошечная.

«Московская область» на территории Испании.

Крошечный остров мог бы затеряться где-то в Средиземном море. И никто бы не заметил.

Или в Мексиканском заливе…

Мадагаскар идеально помещается в Охотском море.

А Ямайка - в Белом… Но им бы это не понравилось.

Слышал про страну Новая Каледония?

Ничего удивительного…

Наконец десятка самых больших стран на экваторе - так лучше всего сравнивать их размеры. Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир. Что Алжир делает в десятке? Вот и я удивился…

Продолжая разговор о читательских предпоЧтениях библиотекарей Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина, представляем еще одну грань (или сектор) круга чтений автора поста о зарубежном ироническом детективе Елены.

Сегодня речь у нас пойдёт об английской литературе. А точнее – о творчестве одного их самых популярных сегодня в Великобритании писателя, создателе очень интересного и необычного мира.


«В далеком и далеко не новом комплекте измерений, в том крыле Космоса, которое никогда не предназначалось для полета, клубящиеся звездные туманы дрожат, расступаются и...
Смотрите...
То приближается Великий А"Туин, черепаха, медленно плывущая по межзвездному проливу. В Ее мозгу, превышающем размерами город, с геологической медлительностью ворочаются мысли, и все они - о Бремени.
Большую часть Бремени составляют четыре исполинских слона, на чьих широких, загорелых под светом звезд спинах покоится диск Плоского мира, окаймленный пенистой гирляндой грандиозного водопада и накрытый нежно-голубым куполом Небес.

О чем думают слоны, астропсихологии установить не удалось».

Итак, знакомьтесь: Дискворлд, или Мир Диска, или Плоский мир, как называют его в некоторых русских переводах.

А вот и его создатель – сэр Терренс Дэвид Джон Пратчетт,

то есть нет – вот его создатель - сэр Терренс Дэвид Джон Пратчетт, более известный читающей публике как Терри Пратчетт, один из ярчайших авторов иронической фэнтези.

Очень трудно за короткое время обзора рассказать о писателе, создавшем много интересных и очень разных книг, о мире, которому посвящено более сорока романов, но буду пытаться…

Есть такая мудрая фраза: «Мир уцелел, потому что смеялся». Хороший юмор необходим, как глоток воздуха, ибо уметь посмеяться над собой и над обстоятельствами — чем не путь существования в нашем безумном мире? И здесь весьма кстати придется остроумная книга, легко и изобретательно повествующая о серьезных вещах, ненавязчиво заставляющая задуматься о вечных проблемах нашего с вами бытия...

Именно такие книги составляют "Плоский мир" — самый популярный цикл иронической фэнтези, когда-либо и кем-либо писавшийся, давно уже обретший во всем читающем мире культовый статус. Книги Пратчетта – это, безусловно, интеллектуальное чтение, но, пожалуй, никогда ещё умные книги не были написаны столь весело и увекательно.

Зеркало всех прочих миров — вот истинная суть творения Пратчетта. Вселенная Discworld , его обитатели и события, происходящие с ними, могут быть абсолютно фантастичны. Но сквозь них проглядывают знакомые черточки, и за лукавой улыбкой автора перед читателем во весь рост встают вполне реальные проблемы нашего мира. А самое главное – яркие и узнаваемые характеры. Если авторы-реалисты придерживаются правды факта, то в книгах Пратчетта – правда жизни. А фантастическое допущение нисколько не мешает её восприятию, наоборот, позволяет увидеть в знакомой ситуации что-то новое, не скрытое шелухой обыденности.

Но вернёмся ненадолго к самому автору Плоского мира.
Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года, т.е. ему 62 года. Еще учась в Высшей технической школе Уайкомба, напечатал первый рассказ в ученическом журнале. Сразу после окончания учебы стал журналистом криминальной хроники, затем работал пресс-атташе сразу трех АЭС. В 1971 г . вышел его первый роман "Люди ковра". Настоящий успех пришел в 1983 г . с публикацией романа "Цвет волшебства", с которого и начался грандиозный цикл Discworld.


Ныне Пратчетт является одним из самых читаемых британских писателей, за вклад в литературу он удостоен в 1998 году звания Кавалера Ордена Британской Империи, а в феврале 2009 года он был посвящён в рыцари.


Все романы цикла регулярно входят в число общенациональных британских бестселлеров, что для фантастики — редкость. В получившем широкую известность списке ББС «200 лучших книг всех времён и народов» - 14 книг Пратчетта. Ряд книг экранизирован (в трёх экранизациях в эпизодических ролях появлялся и сам автор).

По нашему телевидению показывали «Цвет волшебства» и «Санта-Хрякус». Вышло также несколько компьютерных игр. Романы Пратчетта переведены практически на все основные языки и многократно издавались во всем мире. Суммарный тираж его книг уже перевалил за 50 миллионов экземпляров.

По книгам Пратчетта фанами проводятся фестивали, ролевые игры, разыгрываются костюмированные представления, так называемые косплеи. Вот, кстати, и сам Пратчетт на одном из подобных мероприятий.

Кроме магистральной серии, Пратчетт написал ещё несколько книжек «плоскомирья» для детей, есть и иллюстрированные книги, и сочинённые в соавторстве со Стивеном Бриггсом псевдонаучные труды, и шикарные путеводители: «Улицы Анк-Морпорка» и «Карта Плоского мира», «Наука Плоского Мира» и «Кулинарная книга нянюшки Ягг» и многое-многое другое, увы до сих пор не изданное на русском языке, но частично доступное в Интернете в любительских переводах.

А ещё Пратчетту очень повезло с иллюстраторами, с работами которых мы ещё ознакомимся.

В настоящее время писатель живет в Сомерсетшире вместе с женой Линн и дочерью Рианной, которая пошла по стопам отца и тоже стала журналисткой и писательницей. Сэр Терри увлекается астрономией, альпинизмом и компьютерными технологиями.

Но давайте всё же поближе познакомимся с миром Диска и его обитателями.

Темы книг о Плоском мире весьма различны и вполне серьёзны. Тут и размышления о подлинном и мнимом героизме, и проблема свободы мысли и слова, и исследования сути власти... Религия и журналистика, закон и порядок, сказки и равноправие, волшебная сила искусства и мысли о смерти, Шекспир и Призрак Оперы, вампиры и драконы, ксенофобия и патриотизм, Смерть и вера...

В общем, Плоский мир — место, куда можно погрузиться всерьёз и надолго.

Как вы помните, ПМ представляет собой диск, стоящий на спинах четырех слонов, которые в свою очередь опираются на панцирь огромной космической черепахи. Такая громоздкая конструкция, по всей видимости, не смогла бы удержаться в пространстве, если бы не имела бы, по словам автора, «высокого волшебного потенциала и крайне низкого индекса реальности». Благодаря вышеупомянутым законам в Плоском Мире живут не только люди, гномы, тролли и – время от времени – эльфы, как реальные существа из плоти и крови (или кремния), но и герои народной фантазии. Такие как зубная фея, песочный человечек, Санта-Хрякус (аналог Санта-Клауса) и Смерть – антропоморфная сущность, воплощение воображения людей об этом явлении.

Смерть в Плоском Мире – вообще очень интересный и харизматичный персонаж. Во-первых, это он. Ну, по крайней мере, насколько можно определить гендерную принадлежность антропоморфной сущности. Это высокий скелет, с мечом или косой, ездящий на белом коне по имени Бинки, любящий кошек и живущий за пределами реальности, в уютном коттедже с видом на пруд с золотыми рыбками и пшеничные поля. Он следит за песочными часам, в которых отмеряется жизнь каждого человека, и когда подходит срок, взмахом косы разрезает нить, удерживающую душу при теле. Однажды, когда Смерь вынужденно отстранился от дел, началось такое: умирать люди не перестали, но город заполонили живые мертвецы… (роман «Мрачный жнец»)

Единой хронологии книг Дискворлда, как ни стараются создать её фанаты цикла, нет. Но книги можно разбить по циклам.



Цикл о хроническом неудачнике волшебнике-недоучке Ринсвинде, с которого, собственно говоря, всё и началось, и цикл книг о городской страже непосредственно связаны с величайшим городом Плоского Мира Анк-Морпорком. Двуединый мегаполис контрастов — респектабельный Анк и бандитский Морпорк. "Город видел потопы, пожары, нашествия кочевых орд, множество революций и драконов — и все это Анк-Морпорк пережил".

Он "...полон жизни, как заплесневелый сыр в жаркий день; он громогласен, как проклятие в храме; ярок и блестящ, как пролившееся и играющее на солнце масло; многоцветен, как синяк, и кипит суетой, деловой активностью и всякого рода бурной деятельностью…»

Над Анк-Морпорком возвышается Башня Искусств, вокруг которой со временем образовался Незримый Университет - высшая школа магии.

А вот и Ринсвинд - самый трусливый и незадачливый волшебник на Диске. Ринсвинд высок и тощ, его подбородок украшает общипанная бороденка. Он одет в темно красный балахон с вышитыми потускневшими блестками магическими знаками, который видел лучшие дни, а возможно, и лучшие десятилетия. На голове Ринсвинд носит остроконечную шляпу с помятыми и обвислыми полями, на которой кто то большими серебряными буквами вышил: «Валшэбник» (вообще орфография и грамматика Плоского мира явно предвосхитили пресловутый «олбанский» язык Интернета). Сверху шляпу венчает звезда, потерявшая большую часть блесток.

Он труслив и осторожен, но его постоянно настигают неприятности. Стоит ему на минутку расслабиться и попытаться отдохнуть, как судьба подкидывает ему испытания. Его девиз: «Я бегу, следовательно, я существую». К нему безуспешно пытается прийти Смерть, чтобы забрать его душу, но он то спасается в последний момент, то оказывается не в том месте, где его ожидала бы гибель. Со временем песочные часы его жизни начинают искривляться, а песок в них течет вспять. Ринсвинд известный знаток лингвистики и практической географии — он может крикнуть «Помогите!» на четырнадцати языках и умолять о пощаде еще на двенадцати.


С Ринсвиндом мы знакомимся уже в самой первой книге «Цвет волшебства» и её продолжении «Безумная звезда» Всё начинается с того, что в Анк-Морпорк прибывает из Агатовой империи первый турист Двацветок. И пусть у него не геройская внешность - маленький, лысый и тощий человечек, одетый в короткие штаны, доходящие до колен и рубашку неестественно яркой расцветки – его желание стать туристом в этом мире по истине героическое. По характеру Двацветок доверчив и невинен, как дитя, но куда бы он со своими доверчивостью и невинностью ни пошел, он несет с собой разрушение и ужас. Он доверчив и доброжелателен абсолютно со всеми, даже с теми, кто открыто покушается на его жизнь и имущество. Двацветок просто уверен, что мир — прекрасное место для жизни и что с туристом никогда ничего плохого произойти не может.

Итак наш Двацветок, вполне рядовой работник страховой компании, накопив немного (по меркам Агатовой Империи) денег, отправляется в отпуск в далекий Анк-Морпорк, чтобы ознакомиться с достопримечательностями города и вживую увидеть прославленных героев-варваров Пупземелья. В таверне он знакомится с горе-волшебником Ринсвиндом и нанимает его гидом.


Первым делом они становятся косвенными виновниками очередного поджога Анк-Морпорка, затем они попадают в храм ужасного Бэл-Шамгарота откуда с большим трудом уносят ноги. Далее судьба заносит их горе Червберг, где живет народ, летающий на драконах. После различных перипетий, герои чуть не срываются в бездну с Края Диска, но их спасает морской тролль и они попадают в загадочное островное государство Крулл. Однако и на острове опасности не оставляют героев в покое. Правители Крулла как раз собирались запустить за Край диска космический корабль, чтобы экспериментальным путем установить пол Великого А’Туина. Но Ринсвинд с Двацветком угоняют корабль и оказываются за пределами Края.

В этом цикле ещё много интересных романов и замечательных персонажей.

Ещё один персонаж этого цикла, который будет нам, безусловно, интересен – это библиотекарь Незримого университета.

Да-да, не удивляйтесь, это орангутанг. Когда-то он был обычным волшебником, но неконтролируемый выброс магии из магических книг превратил его в обезьяну (только не вздумайте так его назвать). Впрочем, при этом он сохранил и здравый смысл, и острый ум. Собратья-волшебники предлагали превратить его обратно, но он отказался – так гораздо удобнее доставать книги с верхних полок. Вот только лексикон у него несколько своеобразен: у-ук, э-эк, о-ок… Это не мешает товарищам понимать его, но вот обзор магической литературы для коллег он вряд ли мог бы провести.

«Библиотекарь с благосклонностью относился к чтению в целом, но читатели действовали ему на нервы. Было нечто кощунственное в том, как они брали книги с полок и изнашивали слова своим чтением ».

Кстати, Терри Пратчетт – создатель Британского общества защиты орангутангов.

Туристическое бюро «Мира фантастики» предлагает вам путеводитель по миру Диска! Это, быть может, самый весёлый из фантастических миров - и один из самых парадоксальных. Неудивительно, если учесть, что некоторые его части вообще не были досозданы местными богами. Кстати, боги на Диске абсолютно реальны и имеют привычку бить стёкла в домах атеистов.

Мы не можем гарантировать, что путешествия по Диску будут абсолютно безопасны, зато они точно не дадут заскучать - потому что произойти может вообще что угодно. Аномалии времени, пространства, магии, других миров - к вашим услугам!

На великом А’Туине

…Звёздная черепаха Великий А’Туин, чей панцирь покрыт коркой замёрзшего метана, изрыт метеоритными кратерами и отшлифован астероидной пылью. Великий А’Туин, чьи глаза похожи на древние моря, а мозг размером с континент, по которому скользят маленькие сверкающие ледники-мысли. Великий А’Туин, обладатель огромных, медлительных ласт и отполированного звёздами щитка, медленно, с трудом плывущий сквозь галактическую ночь и несущий на себе всю тяжесть Диска. Огромный, как миры. Древний, как Время. Безропотный, как кирпич…

Ну, вообще-то, тут философы заблуждаются. На самом деле Великий А’Туин оттягивается на полную катушку.

Главная достопримечательность мира Диска - сам мир Диска.

Есть много миров, которые одиноко вращаются в космическом вакууме вокруг своих солнц, или не менее одиноко летят куда-то через Вселенную, или представляют собой скопления обитаемых планет… Но, как правило, все они по устройству похожи - шарики разных цветов, населённые разумными, не особо разумными и совершенно неразумными расами. Иногда для разнообразия к шарикам прилагаются луны или звёзды смерти - но это не слишком меняет общую картину.

Совершенно иное дело с Диском.

Звёздная черепаха Великий А’Туин медленно, взбивая гигантскими ластами пространство, плывёт по межзвёздному проливу вдоль берегов Бесконечности, порой поворачивая огромную голову, чтобы щёлкнуть клювом в сторону пролетающей кометы. Зачем - сложно сказать: комета вряд ли испугается, да и пищевой ценности она не представляет… Возможно, носителю мира просто хочется поразвлечься. Не так уж часто это происходит, если большая часть твоих мыслей - о Бремени.

Выглядит это примерно так (художник Джино д’Ачилле)

Лишь изредка - и по весьма уважительной причине - Великий А’Туин покидает приятные космические глубины и направляется на солнечное мелководье. Причина эта понятна каждой уважающей себя черепахе, независимо от размеров. Именно там, на побережье света, где магия опасно слабеет и прогибается под реальностью (что становится нешуточной угрозой для Диска), из каменных сфер, долгое время круживших вокруг звезды, вылупляются маленькие черепашата - чуть крупнее астероида, ещё блестящие от желтка, но уже со своим вполне комплектным Бременем. Потомство надо сопроводить во взрослое плавание - так что пассажирам приходится потерпеть. В конце концов, должны же как-то создаваться новые миры.

Большую часть Бремени - действительно тяжёлого, даже для космической черепахи, - составляют четыре огромных, изрядно загорелых под звёздным светом слона: Берилия, Тубул, Великий Т’Фон и Джеракин. Которые, в свою очередь, работают подставкой для собственно Диска, имеющего диаметр десять тысяч миль и накрытого небесным куполом.

С Диска стекает бесконечный Краепад - это моря Диска переливаются через Край в космическое пространство. А в туманном воздухе над Краепадом висит Краедуга - восьмицветная радуга. Но мы, уроженцы немагического мира, увидим её как семицветную. Восьмой цвет - это октарин , и его способны видеть только волшебники, у которых в глазах, помимо привычных нам палочек и колбочек, есть ещё и восьмиугольники. Октарин образуется благодаря эффекту рассеивания солнечного света в интенсивном магическом поле и, по словам волшебников, напоминает светящийся зеленовато-жёлтый пурпур.

На диске именно октарин - а отнюдь не чёрный - противоположен белому

Впрочем, не факт, что увидеть Краедугу - к добру. У Края морские течения усиливаются и с какого-то момента повернуть корабль обратно уже не удастся. Будьте осторожны!

Если посмотреть в небо диска

…там мы тоже увидим кое-что интересное.

У диска есть своя луна - она находится ближе, чем солнце, и светит не отражённым, а своим собственным светом. Относительно солнца она неподвижна, так что её половина выжжена намертво и дочерна, - на другой же живут лунные драконы, питающиеся серебристой травой. Когда луна повёрнута серебристой стороной, на Диске наступает полнолуние, новолуние же означает, что на Диск смотрит выжженная сторона.

Зодиак Диска составляют шестьдесят четыре созвездия: Небесный Пастернак, Корова Небес, Летучий Лось, Переплетённая Верёвка, Две Толстые Кузины, Маленькая Скучная Группа Блёклых Звёзд и другие.

Благодаря тому, что местное крошечное солнце движется вокруг Диска, а сам Диск вращается со скоростью один оборот в восемьсот дней, времён года там не четыре, а восемь. Солнце всходит и заходит не на фиксированном «востоке» и «западе», а постоянно смещаясь и за год описывая полный круг. Средняя температура же зависит от того, насколько близко к Краю находится местность. Холода ожидают тех, кто живёт возле Пупа, то есть центра Диска; чем дальше от Пупземелья, тем теплее.


Этим аномалии не исчерпываются. Свет движется с дозвуковой скоростью - из-за того, что распространяется в сильном магическом поле. Вода - благодаря тому же магическому полю - бывает сухой: это можно наблюдать в Обезвоженном океане. В этом агрегатном состоянии она похожа на серебристый песок, но по ней могут ходить корабли. В Обезвоженном океане обитают даже рыбы - естественно, уникальных пород, не похожие на тех, что известны нам по содержимому океанариумов и тарелок.

Свет можно улавливать в резервуары из отполированного кварца и хранить, пока он не понадобится, - чем с успехом пользуются волхвы, обитающие у Великой пустыни Неф, что на материке Клатч. Говорят, такие резервуары после нескольких недель хорошей погоды представляют собой поистине потрясающее зрелище, особенно если наблюдать с высоты.

Куда направиться?

Рассказывать о мире Диска можно вечно, но отпуск не бесконечен. Так что, прежде чем покупать билет, стоит выбрать, куда именно хочется отправиться. Четыре континента (с точки зрения географии вообще-то два, но Безымянный, Клатч и Противовесный принято считать по отдельности - как у нас Европу и Азию), множество островов и стран, самые разнообразные народы, населяющие их, - в общем, есть над чем призадуматься.

Мы опишем наиболее интересные места, ни в коей мере, конечно же, не претендуя на всеохватность огромного и интереснейшего мира Диска. А чтобы помочь определиться с выбором, предлагаем тест - в лучших традициях нашего мира, где все любят выяснять, какой вы йогурт в Средиземье.


Земля разумных груш и покорных людей: Агатовая империя

Агатовая империя (называемая в Анк-Морпорке и странах Безымянного континента также Ариенталией) - одна из самых могучих и богатых стран в мире Диска. Если судить по части изобретательства, она весьма прогрессивна: иконограф, очки, бумажные деньги и страхование были созданы именно здесь.

Исторически сложилось так, что Агатовая империя ещё и весьма закрытая страна. Но причиной тому служат не течения (как, допустим, в случае с Круллом и континентом ХХХХ), а политика властей - поддерживаемая, впрочем, большинством населения. Там, где правитель - в данном случае Император - приравнивается к богу, вечно происходит что-то подобное…

Члены Красной Армии собрались на сходку. Собрание открыли пением революционных песен. Поскольку неповиновение властям нелегко даётся гражданам Агатовой империи, песни носили названия типа «Мы Планомерно Движемся Вперёд, При Этом Лишь Слегка Не Повинуясь И Следуя Правилам Хорошего Тона».

Терри Пратчетт «Интересные времена»

Великая Стена в представлении Джоша Кирби

Агатовая империя занимает весь Противовесный континент. Это самая крупная страна в мире Диска. При этом на всё огромное по протяжённости побережье насчитывается ровно один порт - Бес Пеларгик. Во всех остальных местах Агатовая империя ограждена от прочего мира Великой стеной - абсолютно отвесной, в двадцать футов высотой. Что характерно, Великая Стена была построена даже на обрывах и по периметру входящих в состав империи островов.

Контакты иностранцев и подданных империи долгое время были максимально ограничены - а чтобы уменьшить сладость запретного плода, распускались слухи о том, что за Стеной вообще ничего нет. А моря, острова, континенты, люди, которые видны за стеной, - всего лишь иллюзии. И неважно, что из моря можно выловить рыбу, а с человеком поздороваться или подраться, - мало ли что случается в призрачном мире.

В агатском языке самоназвание страны - омоним слова «вселенная». Аналогично совпадают слова «иностранец» и «привидение», и они лишь чуть-чуть - на мазок кисти - отличаются от слова «жертва». Так что невинные записки путешественника Двацветка, озаглавленные «Как я провёл отпуск», стали величайшей диссидентской литературой Агатовой империи, самиздатом, который копировали от руки и распространяли внутри революционного подполья. Двацветку, который ранее был скромным страховым агентом, пришлось часть своей биографии посвятить тюрьме. Но с тех пор, как власть захватил Коэн-варвар, карьера его стремительно пошла вверх, до великого визирства включительно.

Двацветок, первый турист Плоского мира

Порядки в Агатовой империи стали полиберальнее - что чрезвычайно кстати, учитывая, насколько страна интересна в туристическом плане. Так, большое количество октарина на Противовесном континенте породило весьма своеобразную флору. Знамениты ореховые лозы вул с западных плантаций провинции Реигрид - обратнолетние растения, которые, если их посадить в этом году, плодоносят в восьми предыдущих. Вино из орехов вул позволяет заглянуть в будущее - ведь с точки зрения ореха оно представляет собой прошлое.

Не менее известны и рощи из груши разумной, которая понимает человеческую речь, даже будучи срезанной и обработанной. Изделия из этой древесины будут следовать за своим хозяином сквозь пространство и время. Именно из груши разумной - чья древесина ещё и не восприимчива к магии - получаются наилучшие посохи для волшебников. Чаще всего они делаются с внушительным набалдашником, чьё применение весьма разнообразно, как гласит фольклор. (Текст песни «На волшебном посохе нехилый набалдашник» мы не приводим из цензурных соображений - однако вы сможете услышать её в любой таверне на Диске).

Сундук из груши разумной - куда больше чем просто багаж! Прачечная, телохранитель, плавсредство, питомец - применений не счесть!

Ещё одна особенность Агатовой империи связана с геологией Противовесного континента: изрядную часть его составляют золотоносные породы. Так что ценится золото там весьма дёшево, из него делают дождевые трубы и черепицу. Это способствует украшению городов, в том числе столицы Агатовой империи - Гункунга, одного из двух крупнейших городов Диска (второй - Анк-Морпорк).

Во всяком случае, он красив при взгляде сверху. Потому что с высоты человеческого роста Гункунг более всего напоминает огромный базар, где лавки сливаются с домами, а нечто, болтающееся на верёвках, может быть и товаром, и сушащимся бельём, и обедом. Впрочем, это лишь добавляет колорита.

Библиотекарь незримого университета - орангутан, однако родом он не с Бангбангдука. Он вообще исходно человек - просто с магами ещё и не такое случается

Интерес представляет и остров Бангбангдук , родина орангутанов (библиотекарь Незримого университета Анк-Морпорка, думаем, с нами согласится). Только берегитесь молотобоя - это хищное растение может напасть даже на человека, хотя обычно предпочитает мелких животных. Его особая примета - кувалда посреди листвы. Если увидите подобное, просто обойдите стороной эту недружелюбную флору.

Комфортнее всего в Ариенталии будут чувствовать себя жители Китая или Японии. Китайцам она напомнит о Нефритовой империи, особенно если посетить Закрытый город в столице или погулять вдоль Великой стены. Японцам - о времени «политического чуда» (надеемся, Агатовая империя пойдёт и в сторону «экономического чуда» - предпосылки к этому есть). Да и сама концепция туризма японцам очень близка, а нынешний великий визирь (второй человек государства) - первый в мире Диска турист.

Волна над краем: Крулл


О существовании Крулла не всем известно даже на Диске. Это древнее королевство располагается на одноимённом острове, что по форме напоминает волну, и находится буквально на самом Краю - настолько, что самая высокая его часть, «гребень волны», немного выступает за Диск. Упускать такое зрелище было бы со стороны крулльцев невероятной глупостью - а это качество им не свойственно. Поэтому там, где остров свешивается за Край, построен огромный амфитеатр на несколько десятков тысяч человек.

Зрители могут любоваться не только космическими пейзажами. На арене амфитеатра находится чудо инженерной мысли - подъёмное устройство, позволяющее отправлять научно-исследовательские экспедиции за Край (и порой даже возвращать их обратно). Таким образом астрозоологи изучают особенности жизнедеятельности Великого А’Туина и стоящих на нём слонов.

Это не единственный масштабный проект крулльцев. Ещё больше впечатляет Окружносеть, опоясывающая весь Диск по периметру, - длина её составляет тридцать тысяч миль. Она улавливает все крупные объекты, что несут за Край воды Окружного океана. А далее моряки семи флотов, патрулирующих Окружносеть, сортируют добычу… и вот тут нельзя не сказать о, как бы повежливее, этической двусмысленности. В сеть попадают не только бочки с вином или тюки с материей, но и унесённые течениями корабли с людьми (а также гномами, троллями и другими жителями Диска). И основу процветания Крулла - страны сытости и праздности, управляемой мудрецами-философами, что стремятся постичь тайны мироздания, - составляет в том числе и рабство.

Никто не знает, куда вы попадёте, сорвавшись с диска. Это-то и пугает больше всего

У попавших в беду моряков (которых без Окружносети ждал бы исключительно полёт за Край) вариантов мало: либо покориться и дать вырвать себе язык, либо почти наверняка покончить с собой, перебравшись через Окружносеть и спрыгнув с Края (а это действительно очень страшно), либо попытаться сбежать на один из трёхсот восьмидесяти островов вокруг Крулла - что, на самом деле, лишь отсрочит выбор между первым и вторым вариантами.

Я не стану рабом! - крикнул Ринсвинд. - Да я скорее за Край прыгну!
Волшебник сам изумился тому, как решительно прозвучал его голос.

Терри Пратчетт «Цвет волшебства»

Так что рекомендуем хорошо всё просчитать, прежде чем отправляться в Крулл. Впрочем, сторонникам экстремального туризма - если всё вдруг пройдёт хорошо - будет о чём рассказать. Остров Крулл красив и сам по себе (горы, по большей части укрытые зелёными лесами, живописные белокаменные или созданные на базе кораблей дома, что поднимаются вверх, уступ за уступом) - а уж какие уникальные виды открываются с Края! Рубиновые глаза гигантских слонов напоминают алые звёзды, их бивни подобны исполинским скалам - и всё это великолепие меркнет перед мощью одного лишь плавника Великого А’Туина…

Чтобы комфортно себя чувствовать на Крулле, надо либо там родиться (причём в свободной семье) и принять такой уклад жизни как должное, либо каким-то образом сохранить или воспитать в себе древнегреческое мышление, а по прибытии на остров ухитриться не попасть в рабство. Нам кажется, что для туриста с нынешней Земли это фантастика.

Дуракам полработы не показывают: континент ХХХХ

Континент ХХХХ (он же Четыре Икса, Форэкс, Террор Инкогнита или Ужастралия) - одно из самых загадочных мест на Диске. Причина этого в том, что он создан намного позже, чем остальной мир, другим богом (виден другой «авторский почерк»), а главное - не доделан. В буквальном смысле.

Миллионы лет назад его создали тридцатитысячелетним. Только, поскольку время там течёт как ему вздумается, он на самом деле всё ещё новенький. Его не подогнали под остальной Диск, не обстругали и тем более не ошкурили, и в ткани мироздания континент ХХХХ более всего напоминает кусочек паззла, положенный в общую картину не той стороной. А вертеть здоровенный континент (да ещё в девяти измерениях сразу) довольно трудно.

На происходящем в Ужастралии это отражается напрямую и весьма разнообразно. Прошлое, настоящее и будущее там причудливо перетекают друг в друга, порождая причудливые завихрения, парадоксы и прочее макраме. Для находящегося на Форэксе в порядке вещей увидеть среди древних наскальных рисунков свой портрет. И даже автопортрет.

Ринсвинд в XXXX в представлении Джоша Кирби

Такие аномалии не могли не сказаться на климате. Большую часть времени на континенте ХХХХ абсолютно сухо: там крутится гигантская облачная спираль антициклона, не дающая воде пролиться на сушу. И хотя в Форэксе много рек, воды там чаще всего нет. Внезапно пошедший дождь для ужастралийцев становится не только благом, но и источником проблем. Приходится отменять регату - если в Занудь-реке полно воды, как верблюды смогут тянуть яхты?

С водой у жителей ХХХХ отношения непростые. Отправиться оттуда в дальнее плавание затруднительно: опасные течения так и норовят отнести зазевавшееся судно к Краепаду. Но можно посмотреть на это иначе: ужастралийцы убеждены, что Террор Инкогнита - лучшее место в мире, и уплывать оттуда попросту незачем. Этот оптимизм достоин отдельного упоминания - ведь речь идёт о континенте, где почти всех ядовитых змей съели ядовитые пауки…

Взяв наугад одну книгу, Смерть прочёл текст на обложке:
- «АПАСНЫЕ МЛЕКАПИТАЮЩИЕ, РЕПТИЛЬИ, АМФИБЬИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, МЕДУЗЫ, НАСЕКОМЫЕ, ПАУКИ, РАКОБРАЗНЫЕ, ТРАВЫ, ДЕРЕВЬЯ, МХИ И ЛИШАЙНИКИ ТЕРРОР ИНКОГНИТА». - Его взгляд пробежался по корешку. - ТОМ 29, - добавил он. - ПОДТОМ В. ОТЛИЧНО.
Он окинул взглядом притихшие полки.
- ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ПРОЩЕ, ЕСЛИ Я ЗАПРОШУ ИНФОРМАЦИЮ О БЕЗВРЕДНЫХ СУЩЕСТВАХ ВЫШЕНАЗВАННОГО КОНТИНЕНТА?
…Смерть подхватил одинокий листок. Внимательно ознакомившись с его содержанием, он на секунду перевернул бумажку - на тот случай, если что-то написано на обороте.
- Можно взглянуть? - спросил Альберт. Смерть передал ему листок.
- «Отдельные овцы», - прочёл Альберт вслух.

Терри Пратчетт «Последний континент»

Надеемся, это не отбило у вас охоту посетить Ужастралию. Ведь эта местность весьма интересна для любознательного туриста. Экстремалы вдоволь налюбуются красотами пустыни - там можно добраться до огромной Красной Скалы, где расположен источник времени, встретить говорящего кенгуру и найти под камнями сыр и пудинги.

А жаждущим культурного досуга можно смело рекомендовать столицу Форэкса - Пугалоу. Там есть Оперный театр, похожий одновременно на открытую коробку тканей и корабль, готовый к отплытию, есть свой собственный магический Незримый университет (чья башня снаружи не превышает по высоте двадцати футов, а изнутри возвышается над городом на полмили) и многочисленные сочинители баллад, всегда готовые воспеть подвиги очередного вора, приговорённого к смертной казни.


Ни в коем случае не пытайтесь украсть овцу! Более того, не дайте ни малейшего повода себя в этом заподозрить. Не удивляйтесь необычному виду ужастралийцев: помимо представителей обычных на Диске рас вроде людей, гномов или троллей, вы можете встретить крокодила-трактирщика или овцу в рабочем комбинезоне, рассказывающую о шардоне из Ржавой долины. Примите как факт: вы в порядке, помощь психиатра не требуется. И на всякий случай не говорите с аборигенами о погоде.

И ещё. В Ужастралии на удивление неплохое пиво! Думаем, жители Австралии и Новой Зеландии будут чувствовать себя на континенте ХХХХ почти как дома. Кстати, многие места Форэкса чрезвычайно киногеничны…

Время в пирамидах: Джейлибейби

Джейлибейби глазами Джоша Кирби

Если вы устали от постоянно меняющегося мира, если у вас стресс от необходимости постоянно реагировать на что-то новое, истинно целебное воздействие на вас окажет Джейлибейби. Эта маленькая страна - всего лишь две мили в ширину и сто пятьдесят миль в длину - весьма своеобразно обходится со временем: фактически здесь оно течёт по кругу. И хотя люди в Джейлибейби, как и везде, рождаются и умирают, вокруг них, по большому счёту, ничего не меняется. Всё так же живительной илистой водой разливается река Джель, давшая название государству, всё так же крестьяне выращивают дыни и чеснок, всё так же фараоны, в которых джейлибейбцы верят, как и в своих (не известных более нигде на Диске) богов, обретают сверхспособности…

Правда, с экономикой тут неважно. Постройка многочисленных пирамид, благодаря которым и можно проделывать такие штуки со временем, дело чрезвычайно разорительное. А если не двигаться по пути прогресса, в конце концов окажешься банкротом. То, что ещё как-то мог позволить себе в древние времена наш земной Египет, в конце концов привело Джейлибейби к логичному итогу: а как иначе, если у соседей по миру уже вовсю новое и новейшее время, а тут оно всё дряхлеет и дряхлеет?..

Рай рабов и философов: Эфеб

Крулл не единственная страна на Диске, где разрешено рабство. Правда, в городе-государстве Эфебе ситуация совсем другая. Как ни странно, Эфеб называют «колыбелью демократии», и это во многом правда: уже несколько тысячелетий в стране держится выборная власть. Раз в пять лет там избирают тирана, который обязан обладать безупречной репутацией и предоставить доказательства чистоты помыслов и деяний (а после избрания он, как правило, оказывается маньяком и преступником).

У тирана в течение этих пяти лет практически неограниченная власть… но кое-чего сделать он всё же не может. Например, отменить рабство - против этого слишком много протестов. Со стороны рабов.

Дело в том, что, согласно эфебским законам, хозяин должен кормить своих рабов три раза в день (причём один раз - качественным мясом), заботиться об их жилье, предоставлять им раз в неделю выходной, а раз в год - оплачиваемый двухнедельный побег… О том, чтобы бить раба или плохо с ним обращаться, и речи нет - это серьёзное преступление. Раб - это, знаете ли, собственность, а уважение к собственности - одна из основ государства. И хотя рабы имеют право освободиться после двадцати лет рабства, желающих воспользоваться этим не наблюдается.

Когда-то в Эфебе была великая Библиотека, но потом её сожгли, чтобы не досталась завоевателям

Поездку в Эфеб, в отличие от Крулла, наше турбюро рекомендует. Вы сможете полюбоваться на чудесные пейзажи Клатчианского побережья Круглого моря, живописные развалины и беломраморные дворцы, познакомиться с философами, живущими в бочках с саунами (не пугайтесь мокрых голых стариков, бегущих по улице с криком «Эврика!», - они обычно безобидны)…

Желающие могут пощекотать себе нервы, попытавшись пройти по Лабиринту (не советуем делать это без проводников! И помните: каждый проводник знает лишь свою часть Лабиринта). А для любителей литературы напоминаем: именно в Эфебе находится самая большая немагическая библиотека на Диске!

Жирная земля: Убервальд


Это, судя по всему, самая крупная страна Безымянного континента: она простирается до самого Пупового пика горы Кори Челести. Но утверждать что-либо насчёт географии Убервальда можно лишь с оговорками. И вот почему.

Для начала, хотя Убервальд - вполне освоенная разумными жителями местность, точных карт её не существует. Поросший густыми вековыми лесами, иссечённый горными хребтами и быстрыми реками, что изобилуют водопадами, а также имеющий, по сути, две погодные опции - «жуткий холод» и «палящий зной», он не жалует заезжих картографов. Тот, кто не знает этой местности, уходит с известных троп на свой страх и риск - даже если им никто не заинтересуется с гастрономической точки зрения, блуждать в здешних чащобах можно долго. А местным жителям карты как-то без надобности.

К тому же Убервальд, строго говоря, не совсем страна - это множество отдельно стоящих городов и замков, между которыми нет границ. Кроме того, в Овцепикских горах живут кланы троллей, а под землёй, в своём королевстве, обитает множество гномов - но это всё равно не добавляет Убервальду внутреннего единства. А жаль, иногда это бы не помешало. Потому что в Убервальде могут возникнуть некоторые проблемы…

Проблема номер один - вервольфы. Хотя многие их семейства богаты и ведут свою родословную уже многие столетия, жить с такой особенностью, как оборотничество, нелегко - социальная адаптация вервольфов оставляет желать лучшего. Что может приобретать разные формы - от охоты на людей до убийства своих родственников, если они не соответствуют представлениям о правильных оборотнях.

Дельфина Ангва фон Убервальд - стражница из анк-морпоркской полиции. Эх, если бы все оборотни были настолько цивилизованными…

Проблема номер два - вампиры. К чести убервальдских упырей, многие из них «завязали» и перешли на кровь животных - хоть эта замена и похожа на замену виски лимонадом. Они торжественно носят чёрную ленту с надписью «Ни капли!» и входят в Лигу Воздержания. Но «многие» не значит «все». Кроме того, даже самый волевой и законопослушный вампир иногда может сорваться - хотя потом ему будет очень стыдно. Возможно.

Проблемой номер три могут стать гномы - но это вряд ли коснётся туристов. Вы же не собираетесь заниматься крупными торговыми сделками и заключать договоры о поставке полезных ископаемых? Хотя по их части Убервальд уникален. Железная руда, уголь, золото, серебро - это, конечно, важные составляющие благосостояния убервальдцев, но одно ископаемое не имеет аналогов не только в нашем мире, но и на Диске. Это жир земли.

Разумеется, Ваймс знал эту легенду. Когда-то на панцире Великого А’Туина стояли пятеро, а не четверо слонов, но один то ли оступился, то ли был стряхнут в результате некоего катаклизма. Ссыпавшиеся в глубокую дыру валуны похоронили слоновью тушу глубоко под землёй. Дальше потянулись тысячелетия, а там, в глубине, что-то варилось и растапливалось. Такова история происхождения жира земли.

Терри Пратчетт «Пятый элефант»

Мощнейшие месторождения топлёного жира, белого твёрдого жира, светлого нутряного жира… Освещение, моющие средства и даже еда! Даже если вы заблудитесь в бескрайних убервальдских лесах, голодная смерть вам почти наверняка не грозит. Жировые источники и жировые гейзеры к вашим услугам. Правда, иногда попадаются ГХТ (горелые хрусткие твари) - обычно это гигантские доисторические животные… но, во всяком случае, они хорошо прожарены! Да и дрова, если их сначала обмакнуть в масляный фонтанчик, будут гореть куда лучше.

Пятый элефант, запечатлённый Джошем Кирби за миг до столкновения

Так что - рекомендуем. Изумительной красоты пейзажи, туристические маршруты разной сложности, вкуснейший горный воздух и много мрачноватой романтики. Незабываемый отпуск гарантирован! Определённое сходство со своей родиной (хотя и не всегда с современной) в Убервальде найдут румыны, венгры, австрийцы и, конечно же, русские. Только присмотритесь к двуглавой летучей мыши - гербу Убервальда, к его знаменитым деревянным куклам, что вкладываются друг в друга, к его экономике…

Чудеса на карнизе: Ланкр

Но и в малых странах Диска встречаются чрезвычайно интересные места. Таков, например, Ланкр - королевство с населением всего в шестьсот жителей (включая гномов и троллей, которые не признают Ланкрскую Корону). Самая населённая его часть располагается на узком карнизе над равнинами Сто, а всё остальное - это небольшой кусочек огромного массива Овцепикских гор.



Всей площади у Ланкра примерно 400 квадратных миль. Впрочем, число это достаточно приблизительное, и не только из-за трудностей измерения в негостеприимных скалистых местностях. Дело ещё и в том, что Овцепикские горы - особенно та часть, где находится Ланкр, - располагаются в русле мощного течения магических потоков. И сказывается это буквально на всём - включая расстояния и размеры помещений.

Благодаря этому же Ланкр славится на Диске как место происхождения большинства волшебников и ведьм. Самые знаменитые ведьмы нынешнего времени - Эсмеральда Ветровоск (уважительно именуемая Матушкой Ветровоск) и Гита Ягг (к которой принято обращаться Нянюшка Ягг) - тоже ланкрийки.

Гита Ягг известна не только магическими достижениями, но и литературными. Её перу принадлежат «Сказки Мамаши Ягг Для Маленьких (с картинками)», «Поваренная книга Нянюшки Ягг» и «Лакомая Отрада» (последняя была запрещена к изданию по соображениям цензуры). Самое же известное её поэтическое произведение - «Песня про ёжика». (Текст не приводится из цензурных соображений - но вы сможете её услышать в любой таверне на Диске). Впрочем, есть мнение, что песня исходно народная, а Нянюшка Ягг просто дополнила текст.

Вещие сестрички, аэрофотосъёмка Пола Кидби

Ланкр славится мастерами кузнечного дела. Развитию этого ремесла способствовали как залежи железной руды, так и угроза со стороны эльфов из параллельного мира - из-за парадоксов магического поля тут существовало минимум два прохода в другое измерение. Сейчас оба запечатаны пломбами из метеоритного железа и местность считается безопасной. Изделия же местных искусных ковщиков, без сомнения, украсят ваш дом.

Любителям спелеотуризма можем порекомендовать обширные и живописные Ланкрские пещеры, простирающиеся под всем королевством. Правда, перемещение в них требует осмотрительности из-за хронопарадоксов: не удивляйтесь, если увидите самого себя (и уж тем паче не причиняйте себе вред!). А ценителям пейзажей наверняка придутся по душе прозрачные ледниковые озёра и изумрудные горные луга, на которых пасутся стада овец, - это тоже заслуженная гордость Ланкра. Трогательное сходство Ланкра со своей родиной обнаружат англичане, проживающие в сельских местностях вроде Ланкашира, и швейцарцы.

Обитель богов: Пуп

Боги Плоского мира в представлении Пола Кидби

В Пупземелье, между горой Улсканраход (чьё название означает «Кто этот идиот, который не знает, что такое гора?») и Водоворотными равнинами, находится самая высокая часть Диска, Пуп. Её вершина - гора Кори Челести. Высота её составляет 10 миль, а на самом её верху находится дворец Данманифестин - что в переводе с божественного языка значит «Достало уже проявляться». Именно там и живут могущественнейшие боги Диска. Как несложно догадаться, к своим почитателям они спускаются с большой неохотой и крайне редко.

Это и неудивительно. На Диске бог остаётся богом, лишь пока в него верит достаточное количество народа. Как только вера слабеет, неудачник переходит в разряд малых богов, вынужденных жить там, где ещё можно собрать крохи почитания, то есть внизу. В особо же запущенных случаях бог попросту исчезает. Впрочем, нередко появляются и новые боги - в мире, насыщенном магией, вера творит чудеса.

Из-за такой неустойчивости нельзя сказать, что на Диске боги находятся в самом привилегированном положении. Ибо подлинным бессмертием - независимо от того, верят в них или нет, - обладают не они, а Сверхъестественные создания вроде Смерти или Времени.

Анк-Морпорк

Анк-Морпорк, вид сверху. Особенно художнику удалась неповторимая фактура реки Анк

В мире есть более крупные города. В мире есть более богатые города. В мире наверняка есть более красивые города. Но ни один город во множественной вселенной не может соперничать с Анк-Морпорком по части запаха.

Великие и Древнейшие, которые знали о вселенных всё и вдыхали запахи Калькутты, !Ксрк-!а и центрального Марспорта, единодушно согласились, что даже эти великолепные образчики назальной поэзии - не более чем частушки в сопоставлении с одами пахнущего Анк-Морпорка.

Можно говорить о козлах. Можно говорить о чесноке. Можно говорить о Франции. Валяйте. Но если вы не нюхали Анк-Морпорк в жаркую погоду, вы не нюхали ничего.

Терри Пратчетт «Безумная звезда»


Истинная жемчужина Диска - Анк-Морпорк, крупнейший порт, торговая и научно-магическая столица всего этого в высшей степени неплоского мира. Многие жители Земли - таллиннцы и нью-йоркцы, пражане и лондонцы - могут увидеть в нём сходство с родными городами, но на самом деле Анк-Морпорк чрезвычайно самобытен. Порой даже чересчур. Хотя что может быть чересчур для истинного любителя экзотики?

Анк-морпоркцы ласково называют свою родину «Большим Койхреном» - в честь известного очудноземельского овоща (который достигает двадцати футов в высоту, покрыт здоровенными колючками цвета ушной серы и пахнет муравьедом, пообедавшим в особо ароматном муравейнике).

Анк-Морпорк вольготно расположился в устье реки Анк - которая до того протекла через все равнины Сто и собрала оттуда изрядную часть глинистой взвеси. Впрочем, в месте её впадения в город - у Водных ворот - по ней ходить пешком ещё нельзя, а там, где она вытекает из города, у Речных ворот, уже вполне можно.

Подробная карта Анк-Морпорка

Кстати, один из девизов Анк-Морпорка гласит: «Merus in pectum et in aquam», что на старом лататинском наречии означает «Чист душой и водой». Два гиппопотама на гербе - дань истории города и той героической бегемотихе, что выкормила двух братьев-близнецов. По преданиям, впоследствии они и стали основателями Анк-Морпорка. Ныне же Медный мост украшают восемь статуй гиппопотамов, глядящих на море. Если городу будет угрожать опасность, они поведут себя как истинные патриоты Анк-Морпорка. То есть удерут со всех ног.

Река делит город на две примерно равные части: более богатый Анк и менее состоятельный Морпорк (включающий трущобный район под названием Тени). Следить за своим кошельком стоит везде, но в Морпорке рекомендуем как минимум удвоить бдительность. К чести Анк-Морпорка скажем: когда городскую стражу возглавил командор Сэмюэль Ваймс, преступлений в городе стало совершаться намного меньше.

Ночная стража Анк-Морпорка, запечатлённая Полом Кидби

Анк-Морпорку свойственны многие черты мегаполиса. Он многонационален - тут проживает наибольшая гномская диаспора на Диске, немало троллей, несколько меньше вервольфов и вампиров… Перечислять всех разумных жителей Анк-Морпорка будет чересчур долго - так мы дойдём и до говорящей дворняги по кличке Гаспод.

Это крупный промышленный центр, а благодаря близости к Круглому морю и наличию весьма востребованного порта - ещё и судостроительный. В городе множество лавок, рынков (особенно стоит отметить знаменитый Скотный рынок) и прочих заведений, где можно купить, продать и пообедать. Нельзя не попробовать знаменитые булочки с сосисками у Себя-Режу-Без-Ножа Достабля. Но запаситесь активированным углём или другими таблетками для желудка. И не надо пищать, гавкать или мяукать у его прилавка - столь прозрачные намёки считаются моветоном.

Клик-башни в окрестностях Анк-Морпорка. Но лучше воспользуйтесь почтой, её недавно возродили (как показано в телефильме «Опочтарение»)

О новостях как в Анк-Морпорке, так и в изрядной части Диска вы можете узнать из многочисленных газет. Благодаря тому, что сеть клик-башен - местного аналога телеграфа - ныне протянулась по всей равнине Сто, изрядной части Овцепикского региона и Убервальда и дотянулась до самой Орлеи, информационная изоляция вам не грозит. Правда, без вай-фая пока придётся обойтись.

Административная структура города сложна: все сферы жизни находятся в руках представителей более чем трёхсот Гильдий. Сколько их точно - пожалуй, знает только патриций Хэвлок Ветинари, лучший правитель Диска (а может, и не только Диска). Складывается впечатление, что Ветинари знает о городе вообще всё - по крайней мере, всё, что ему требуется. Сам он закончил с отличием школу наёмных убийц в одноимённой гильдии и сейчас занимает в этой школе должность проректора. Кстати, это самое престижное учебное заведение в АнкМорпорке, дающее прекрасное образование - особенно в области гуманитарных наук.

Патриций Витинари: коварный и абсолютно незаменимый. Он ещё и в «Игре престолов» неплохую должность занимал!

Крупнейший центр научно-магической жизни на Диске - Незримый университет Анк-Морпорка. К сожалению, гарантировать, что вы сможете осмотреть этот выдающийся памятник архитектуры, мы не можем: своё имя он носит не зря. Вернее было бы назвать его «Университет, который виден только тогда, когда ему самому этого захочется или когда уже не отвертеться».

Впрочем, если вам повезёт, вы сможете им полюбоваться - но только снаружи. Башенки, высокие стрельчатые окна, живописные арки, цветники и клумбы, изящные переходы между зданиями (всего их насчитывается одиннадцать) - это стоит того, чтобы потратить некоторое время и подкараулить удачный момент.

Впрочем, главную башню Университета трудно не увидеть

В городе бытуют две поговорки: «Все дороги ведут в Анк-Морпорк» и «Все дороги ведут из Анк-Морпорка». Спорить, какая из них правдивее, бессмысленно - лучше просто там побывать. Пожалуй, если где-то и можно узнать саму душу этого прекрасного мира, то именно в Анк-Морпорке. А к запаху придётся просто привыкнуть.

Просто сказка: Орлея


Тем, кто в путешествиях отдаёт должное кулинарии, стоит посетить Орлею - город поваров и карнавалов. Как известно, изысканная кулинария процветает там, где не хватает обычных, простых продуктов, - а в Орлее, находящейся на побережье Болотного Моря в дельте реки Вьё, где большая часть земли занята тропическими болотами, не так-то много картошки или пшеницы. Поэтому орлейский повар, как говорят, способен приготовить незабываемый гастрономический шедевр даже из грязи, сухих листьев и приправ.

Вещие сестрички неплохо провели время в Орлее в романе «Ведьмы за границей» (рисунок Сэнди Найтингейл)

Нет, вы не попали в сказку. К счастью. Сказка некоторое время назад закончилась, так что Орлея стала практически безопасным местом. Да, в болотах живут крокодилы, - но это, согласитесь, такие пустяки по сравнению с Доброй Феей! Сказочная правительница - это чудовищно… К счастью, теперь у власти дочь Барона Субботы, что гораздо лучше, поверьте!

Вам туда не надо!

Искренне надеемся, что вы никаким образом не попадёте из мира Диска в другие измерения (и не столкнётесь с теми, кто в них обитает). Почему? Ну, например, потому, что вернуться оттуда живым и не изменившим своей сущности не удавалось, кажется, никому из простых смертных. Даже тем, кто одарён способностью к магии, сгинуть там куда легче, чем выжить… Так что расскажем о мерах предосторожности в мире Диска.

Дамы и господа глазами Джоша Кирби

К сожалению, из-за того, что эльфы умеют очаровывать и гипнотизировать людей, противостоять им сложно - а неподготовленному человеку невозможно. Так что лучше с ними просто не встречаться. И носите с собой что-нибудь железное, да покрупнее - это хоть как-то собьёт с толку врага.

Во-вторых, старайтесь избежать внимания Аудиторов - жителей ещё одного измерения, соприкасающегося с Диском. Это чрезвычайно неприятные сущности (впрочем, они о нас думают не лучше). Опасность Аудиторов даже не столько в том, что они любят во всём разбираться (точнее, разбирать на составляющие, до атомов включительно), а в том, что саму жизнь они полагают грязным пятном на простыне Вселенной. Ну и по мере возможностей - а кое-какие у них есть - стараются эту простыню почистить.

А в-третьих, берегите себя. Смерть , конечно, вдумчивый и вежливый собеседник (хотя он говорит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАПИТЕЛЬЮ), и побывать в его доме, тоже находящемся в отделённом от Диска пространстве, может быть небезынтересно (вы когда-нибудь видели ванную с трубами без отверстий и полотенца из камня? а светящуюся лошадь? а песочные часы-жизнеизмерители? да и вообще место, где время не течёт и где невозможно постареть?) Но всё-таки на встречу с ним лучше не торопиться.

Смерть в отпуске, запечатлённый Полом Кидби

* * *

Кстати, эти карточки - с сайта discworldemporium.com

Мы, конечно, описали (и то весьма кратко) лишь несколько интересных мест в мире, что несёт на своей спине Великий А’Туин. К сожалению, объёмы буклета не позволяют рассказать обо всех достопримечательностях Диска. Нам пришлось обойти своим вниманием и Щеботан, родину величайшего изобретателя Леонарда Щеботанского, и тропики Говандоленда, где находится потерянный храм Оффлера, бога крокодилов, и воображаемых драконов из Червберга, и города равнины Сто…

Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наше туристическое бюро гарантирует: после первой же поездки на Диск вам захочется возвращаться туда снова и снова. Откройте для себя мир Диска! Приятных путешествий!