Как изготовить логические блоки дьенеша. Логические блоки Дьенеша — игра, помогающая решать логические задачи дошкольникам. Занятия с областями

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет . С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет . Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие». Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее. Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.

Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам». Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.

После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.

Блоки Дьенеша | Произвольные игры

Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.

Выборки

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.

  1. Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

Выборка по цвету

2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:

  • желтые квадраты и прямоугольники;
  • толстые и круглые фигуры;
  • маленькие и толстые треугольники;
  • синие и плоские фигуры.

Выборка по цвету и форме. Желтые квадраты и прямоугольники

Развиваем умение систематизации

Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.

Блоки разделены на ряды по толщине.

Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый-….

Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…

Конструирование

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .

В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.

Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение . За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.

Произвольное конструирование простейших объектов

Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.

Произвольное конструирование. Конструирование объектов из реальной жизни для «продвинутых конструкторов»

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.

Альбомы для блоков Дьенеша

Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Мне очень понравился альбом «Лепим нелепицы» (Babadu). На нём стоит маркировка «с 4-ёх лет», но если Вы увлеченно занимались с малышом развитием, то даже в неполные три года он может подойти. Этот альбом выгодно отличается красочным оформлением. Кстати, если у вас «развитый» ребенок 4-ёх лет, имейте ввиду альбом ему может быть уже не интересен. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм, размеров, объемов. Ниже я привела кликабельные фото разворотов.









Второй альбом в нашем арсенале «Маленькие логики» (Babadu). Он предназначен для малышей от двух лет. Оформление иллюстраций альбома достаточно скромное. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм и размеров.







Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит. Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.

Купить блоки Дьенеша и журналы для занятий по ним можно тут: My-shop .

На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё. Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и математический планшет с резинками (). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка. В ближайшее время постараюсь написать об этом подробней.

Валентина Розпутняя
Мастер-класс для педагогов «Блоки Дьенеша»

Мастер – класс

ТЕМА : «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер : Розпутняя Валентина Александровна

Место проведения :г. Кондопога МДОУ №20 «Колосок» корпус 9

Цель : повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи :

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша . Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша .

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности .

Оборудование и материалы : презентация, наборы блоков Дьенеша , сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша .

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша .

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш , всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» .

Дидактический набор «Логические блоки » состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) (покажите блок такого цвета , такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например : не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков , в своей работе я использую набор плоских фигур.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться , изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем : математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша .

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад» , «Автотрасса» , «Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж» , «Засели домики» ). («Дорожка» , «Найди пару» , «Поймай тройку» , «Домино» ).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не» , «и» , «или» , умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса» , «Построй дом» , «Раздели блоки » ).

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса» , еще одно название этой игры – «Построй дорожку» . В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса» .

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

В нашем детском саду работа с блоками ведется уже на протяжении 20 лет во всех возрастных группах, разработана система занятий с применением Логических блоков .

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают , что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания :

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру) ;

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету) ;

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру) . (играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые) .

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не» , «и» , «или» .

И сейчас я хочу познакомить вас с одной из игр, которая называется «Раздели блоки » . И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками , мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,

Хочу обратить ваше внимание,

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы : 1-сюжет (завязка,

второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками :

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов по-знания) : обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3- подведение итогов

Анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

Акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях) ;

Созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

14 СЛАЙД Игра «Раздели блоки-1 »

Цель : развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» .

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь) .

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме .

Когда дети научатся делить блоки между игрушками , играем в эту игру с обручем.

Например, блоки - это цветы , а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места : внутри обруча и за обручем.

Цель : развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» .

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок - «желтые» .

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне) .

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые) Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые) .

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило : если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре) ; можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.) .

Игра «Раздели Блоки – 3 »

Цель : развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не» , «и» , «или» , доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блоки для строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков : 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так , чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие) Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие) Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков , которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети . Каждый раз указывается другое сочетание свойств - оснований разбиения блоков .

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца - все треугольные, у лисы - все маленькие, или у волка - все большие, у зайца - все синие, у лисы - все толстые; у волка - все желтые, у лисы - все красные, у зайца - все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки) окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами» .

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится : 1-е - внутри всех трех обручей, 2-е - внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е - внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е - внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е - внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е - внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е - внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е - вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым : засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами . Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем - все треугольные, на желтом - все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем - все большие, в желтом - все желтые и т. д.

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе ? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Если в нашем детстве все разнообразие ограничивалось пособиями Никитина, то сейчас просто глаза разбегаются В этой статье я не буду перечислять их все, а хочу рассказать об одном, может быть, не очень известном, но совершенно уникальном пособии для развития логического мышления ребенка. Это блоки Дьенеша (Ozon , KoroBoom). Мы с Таисией так много играли с ними (и сейчас периодически их достаем), что я по праву могу назвать блоки Дьенеша одним из самых используемых развивающих материалов в нашем доме.

Блоки Дьенеша. Что это такое?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.

Преимуществом набора также является его относительно невысокая цена (если сравнивать с другими популярными логическими играми). А из недостатков же могу отметить, что блоки не так уж легко найти в продаже. В популярных интернет-магазинах их долгое время совсем нельзя было купить, недавно пособие появилось на Ozon , еще есть в магазине KoroBoom .

Блоки Дьенеша. Альбомы заданий | Скачать

Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.

В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.

Примеры самых простых альбомов:

Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года) (Ozon , KoroBoom )

Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года) (Ozon , KoroBoom )

Маленькие логики (Ozon , KoroBoom )

Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.

Некоторые альбомы заданий можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоков

Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности . Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Приступим

  • Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

  • Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена , а на вторую – синие и треугольные .

    Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Синий, красный, желтый блок

Большой и маленький блок

Толстый и тонкий блок

, , , — блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, - не синий, - не круглый, - не толстый, - не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ . Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

    Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

  • Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

  • Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков .

    Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы . Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы ; одинаковой формы и одинакового размера ; разной формы и разного размера и т.д.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

  • Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку и полного человечка – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.

  • Альбом заданий «Лепим нелепицы»

Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы» (Ozon , KoroBoom ). Если честно, мне он понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с блоками Дьенеша.

Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой

Да, и скачать альбом можно ЗДЕСЬ .

  • Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера

Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.

  • Знакомимся с понятием пересекающихся множеств

На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет

Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей

Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.

С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.

В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.

Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.

  • Игра «Блоки путешеству ют»

По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.

Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина:), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.

В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.

  • Ищем клад

Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:

Первый, самый простой . Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.

Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».

Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть занятия на видео.

  • Игра «Волшебное стеклышко»

Занятие будет интересно примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.

Первый вариант игры . Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось .

Второй вариант игры . Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).

Когда малыш освоится с занятием, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.

Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам

Еще хочу обратить ваше внимание на палочки Кюизенера (Ozon , KoroBoom ), о них часто говорят в одном контексте с блоками Дьенеша, действительно эти два материала отлично дополняют друг друга и в некоторых играх даже используются одновременно. Палочки Кюизенера явно заслуживают отдельной статьи

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша . Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня .

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.


Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Ольга Рыболовлева