Отчет работы по триз. мбдоу «подольский детский сад» старшая группа. Дидактические творческие игры с элементами триз и ртв Игры триз в подготовительной группе

Марина Гришина
«Игры с волшебником Наоборот» Открытое занятие в подготовительной группе (ТРИЗ).

«Игры с волшебником Наоборот» открытое занятие по ТРИЗ в подготовительной группе.

Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»

Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора,воображение.

Ход занятия

Предварительно в группе перевернуть все что можно, договориться с гостями, что когда дети входят в группу - гости стоят спиной.

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание на гостей и на то, что в группе что-то изменилось. (ответы детей)

Воспитатель Я догадалась. Сегодня утром,когда я шла по коридору, встретила волшебника Наоборот. Давайте проверим… если мы сейчас гостям скажем «До свидания, постойте пожалуйста» Гости повернутся и сядут. Давайте попробуем. (Дети говорят «До свидания»….Гости поворачиваются,садятся)

Воспитатель в группе находит письмо.

«Дорогие ребята, меня зовут волшебник Наоборот, я очень хотел с вами поиграть, но вас, к сожалению, не было в группе, поэтому я оставил в конверте карточки с играми. Поиграйте в них, пожалуйста, а мне нужно спешить в другой детский сад. Здравствуйте»

Воспитатель Давайте посмотрим,в какие игры предлагает нам поиграть волшебник.

Игра «Пинг-понг» или «скажи наоборот»

Нужно встать напротив друг друга. Один говорит слово,а напротив ребенок говорит ему слово наоборот.

Далеко – близко

Высоко – низко

Потолок – пол

Потерял – нашел

Грустный – веселый

Злой – добрый

Хорошо – плохо

Идет – стоит

Утро – вечер

Больной – здоровый

Умный – глупый

Толстый – худой

Старый – молодой

Стройный – сутулый

Чистый – грязный

Воспитатель Молодцы! А теперь я приглашаю вас занять свои места. Достает следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает послушать стихотворение:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

«Стой!» - сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в избу, а мужик стоял.

Лошадь ела булки, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Дети смеются. Второй раз читает стих-е,разбирая каждую строчку (как должно быть правильно)Проводится анализ стихотворения; в каком варианте было смешнее и почему,как «устроены» смешные предложения.

Воспитатель Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

Тогда я прочту еще раз (читает еще раз)

Воспитатель Достает из конверта следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает размяться немного.

Физкультминутка

Я вам буду говорить действия, а вы должны сделать наоборот.

Руки вниз!

Руки вверх!

Ковру встать на мальчиков;

Ковру встать на девочек;

Повернуться ко мне лицом;

Ладошам хлопнуть в девочек;

Ладошам хлопнуть в мальчиков;

Повернитесь ко мне спиной;

Стульчикам сесть на ребят.

Воспитатель достает следующую карточку. Ребята, вы все знаете сказки? А волшебник Наоборот предлагает поиграть в игру «шифровка». Он зашифровал сказки,а мы должны их отгадать. Но помните,что сказки эти зашифровал волшебник Наоборот.

Игра «Шифровка» (каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)

Босая собака (Кот в сапогах)

Кубик (Колобок)

Проснувшееся чудовище (Спящая красавица)

Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)

Сарай – Сараич (Терем – Теремок)

Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)

Собакина будка (Кошкин дом)

Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)

Подаренная луна (Краденное солнце)

Воспитатель Молодцы! Все сказки отгадали, а в конверте еще что-то есть. (Достает картинки)

Ребята! Волшебник нам предложил поиграть еще в одну игру.

Фантазирование «Наоборот»

последовательность обсуждения:основная функция (назначение)предмет.

Например:Лампочка-светит;

Не-предмет имеет противоположную функцию.

Например:Не-лампочка поглощает свет.

Обратная функция должна описываться антонимами, а не простым отрицанием.

Расческа

Анти-расческа: лохматит

Для чего нужно:

Придать прическе пышность

Сниматься в фильме ужасов

Испугать бандитов

Просушить волосы

Зонтик

Анти-зонтик: Пропускает дождь

Для чего нужно:

Можно освежиться

Можно взять в пустыню при пожаре

Лампочка

Анти-лампочка: поглощает свет

Для чего нужно:

Можно смотреть диафильм

Спать днем, когда яркое солнце

Играть в приведения

Воспитатель Ребята, вы так интересно рассказывали о чудо- предметах. Мне и гостям захотелось увидеть, как же они выглядят …анти- лампочка поглощает свет…

Воспитатель подводит итоги Я вижу, что многие уже нарисовали свои анти- предметы. Какие замечательные рисунки у вас получились (анализ работ)

Рисунки мы соберем и отправим волшебнику Наоборот.

Воспитатель Понравились вам игры?Что было самым интересным для вас? (Анализ занятия)

Прощаются с гостями.

Бызова Екатерина

Цель : Формирование мыслительных операций диалектического характера.

Задачи :

1. Учить детей находить объекты с противоположными значениями признаков.

2. Учить находить противоположности значения разных признаков в одном объекте (функция – анти функция) .

Ход игры:

В гости к детям приходит Волшебник «Наоборот» , он предлагает поиграть в игру «Загадочный коврик » .

На коврике расположены 4 игровые дорожки, поверх которых располагаются картинки с изображением объектов рукотворного мира и сказочных героев, фишки для 4-х игроков. Считалкой определяется, кто ходит первым. Ребенок бросает кубик с обозначением количества передвижения от финиша.

Например : Выпало число точек 4, ребенок передвигается по дорожке, переворачивает картинку и называет значение признака данного объекта. А кто-то из детей называет противоположное значение того же объекта, называя функцию и анти функцию этого объекта. Если ход ребенка заканчивается на стрелке, то необходимо передвинуться по направлению стрелки. Выигрывает тот, кто назовет все значения признаков и их противоположности.

Примечание : Набор картинок с изображением объектов, может быть каким угодно, по желанию педагога. Кроме картинок с изображением объектов, используются картинки с изображением сказочных героев. Эта игра предназначена для детей подготовительной логопедической группы .

Публикации по теме:

При создании дидактическая игры - музыкального развивающего коврика "Вместе весело шагать!" я ставила следующие задачи: 1. Развивать мелкую.

Занятия по математике стараюсь с детьми проводить в разнообразных формах, использую разнообразные методы, приемы, дидактические игры и упражнения,.

Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира человек использует ещё и осязание. Главная.

Дидактическая игра "Волшебный коврик" Пособие имеет свою практическую ценность, так как может использоваться в работе с детьми как с подгруппой,.

Светлана Теребова
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ »

В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр , разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ , в целях развития творческого воображения . Содержание творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение .

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

В каждом человеке заложена творческая искра . У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач , развитие в той или иной степени творческого воображения , которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве .

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Его необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления , гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности . Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества . Ведь воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое , опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Актуальность

Никому не секрет, что у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом, к сожалению, снижается. Поэтому идеей подагога служит желание удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Развитие творческих способностей и детского воображения происходит в условиях деятельности, которая в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей – это творческие дидактические игры . Такие игры , благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяют ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, развивать воображение и фантазию, творить и видеть конечный продукт.

Нередко, мы педагоги, сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие или нехватка элементарных изобразительных навыков у детей, что затрудняет развитию творческого воображения и полёту их фантазии. Для решения этой проблемы, в работе с детьми необходимо использовать разные дидактические и творческие игры , игры-фантазии , которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать «лёгкость» , «память» , «смелость» руки, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, сенсомоторные умения, речь, чувства.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить .

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия и воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы , придумывает новые игры . Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т. д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения . Родители и педагоги обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение ? Существует множество разнообразных способов. Вот некоторые из них :

Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.

Воображение формируется в процессе творческой переработки того , что произошло. Поэтому надо рисовать все то, что дети видели, рассказывать обо всем, что пережили.

Обязательно поощрять рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсуждать вместе с ребенком задуманный сюжет, помогать, мысленно, увидеть задуманное.

Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение .

Предлагать детям всевозможные конструкторы! Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение .

Использовать для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения .

Творческие дидактические игры , игры-забавы , развивающие упражнения для дошкольников.

Средний возраст

Игра - упражнение «Три краски»

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Руководство : предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

«Пуги-вуги» игры и упражнения с пуговицами

Цель : развивать воображение, логическое мышление

1. Руководство : раскатать на доске для лепки слой пластилина и предложить детям выкладывать пуговки, составляя узоры или соответствовать инструктажу педагога.

2. Руководство : предложить детям «дорисовать» рисунок пуговками на заготовленных пластилиновых основах.

«Камешки на берегу»

Цель : учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Руководство : используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Педагог рассказывает : «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.

Усложнение для старшего возраста : нарисовано до10 камешек и предложить детям придумать историю про свой камешек : как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель : развитие творческого воображения

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

«Цветы»

Цель : упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга. Учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение .

Руководство : из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветы, используя карточку-образец.

Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель : развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Руководство : в присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

«Что это такое?»

Цель : учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

«Потеряшки»

Цель : учить детей наматывать нитку на игрушку киндер-сюрприза, пряча ее в «кокон» . Развивать координацию и согласованность обеих рук.

«Веселые прищепки»

Цель : развивать мелкую моторику рук, согласованность движений рук. Развивать творческое воображение .

Руководство : детям предлагается выбрать заготовку для будущей игрушки - елочка, гусеница, цветок и т. д. Необходимо закончить образ, дополняя его прищепками /ежику – иголки из прищепок/.

«Павлин»

Цель : учить детей моделировать хвост и крылья птицы по собственному замыслу. Развивать творческое воображение , фантазию.

Руководство : из различных заготовок перьев павлиньего хвоста, изготовленных из разных фактурных материалов, предложить детям выложить на макете павлина его хвост.

Старший возраст

«Волшебные картинки»

Цель : учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Руководство : детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Упражнение «Волшебная мозаика»

Цель : учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Руководство : используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

«Витражи»

Цель : учить детей витражному дизайну; закреплять цвета, оттенки, форму, ориентировку на плоскости. Развивать творческое воображение .

Руководство : на карточках, имитирующих витражные окна, дети выкладывают мозаичные узоры из разноцветных пластиковых стеклышек, цветных камушков, фольги.

«Цветы»

Цель : упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга; учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение .

Руководство : из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветочные букеты не опираясь на образец.

«Юный модельер»

Цель : учить детей моделировать комплекты одежды, сочетая их по признакам : цвет, вид ткани, сезонность. Развивать творческое воображение , фантазию.

Руководство : используя готовую заготовку девочки-модели дети подбирают для нее наряд в виде лоскутков ткани, накладывая ее под трафареты.

«Сказочное животное /растение/»

Цель : развитие творческого воображения .

Руководство : предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных /растений/.

«Волшебники»

Цель : развитие эмоциональности и творческого воображения .

Руководство : без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый» .

«Неоконченный рисунок»

Цель : развитие творческого воображения .

Руководство : детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

«Спиральки - пружинки»

Цель : учить концентрировать внимание, развивать координацию и согласованность движений рук. Развивать воображение.

Руководство : на заготовленных тренажерах-спиральках, дети создают узор из нити, наматывая ее в произвольной или заданной траектории, имитируя способ изготовления поделок в технике ганутель.

«Солнышко»

Цель : учить детей плести несложные узлы в технике макраме; развивать мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение и способности.

Руководство : на готовой модели солнышка, с прикрепленными на него лучиками из бельевой веревки, дети завязывают произвольные узелки. В последствии завязывают узлы в технике макраме, создавая из низ узоры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Павлин»

Игра «Солнышко» Игра «Веселые прищепки»

Игра «Юный модельер»

Игра «Цветы» Игра «Спиральки-Пружинки»

Игра «Витражи» Игра «Красивое платье»

Игра «Потеряшки» Игра «Пуги-Вуги»

Список использованной литературы

1. Гин С. И Знанятия по ТРИЗ в детском саду . Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск : ИВЦ Минфина, 2008 г. - 112 стр.

2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия . Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера» , 2010. – 144с. ,8илл.

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА, 2007. – 780с.

Юлия Залазаева
Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Методы и приемы ТРИЗ.

1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.

2. Метод фокальных объектов (МФО) . Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Фантастическое животное: обезьянозаяц - умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

Новая игрушка: говорящий мячик - прыгает и поет песенки.

3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д.

В чем живут жидкие человечки?

В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?.

5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Реальная составляющая - поймал старик неводом рыбку.

Фантастическая составляющая - говорит человеческим голосом, и плавает в море.

Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?

7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.

«Хорошо - плохо»

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

«Что умеет делать?»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.

Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

Пример: - Что может мяч?

Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

«Все в мире перепуталось»

Цель:

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

«На что похоже»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель:

Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)

На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)

Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).

«Раньше-позже»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.

Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

Пример: - Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

«Один, два, три, ко мне беги»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

«Где живет?»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.

Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

«Мои друзья»

Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.

Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).

Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.

Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.

«Волшебный светофор»

(метод системного анализа, с 4-х лет).

Цель:

Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.

Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.

«Наоборот»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

Пример: Острый – тупой,

быстрый – медленный,

холодный – горячий,

разъединять - соединять…

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

«Чем был - чем стал»

(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Помоги герою»

(метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

«Лимерики»

(от анг. - вариант сказочной небылицы).

(метод каталога, с 6-ти лет).

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,

Вторая строка – характеристика героя или его действие,

Третья строка - реализация действия,

Четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

Как не ссориться с мамой?

Как помочь себе фантазировать?

Как не промокнуть под дождем?

Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

Как не пустить медведя в Теремок?

Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

Что сделать безудержно веселое?

Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

На чем еще можно рисовать?

Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

Что будет, если уничтожить всех волков?

Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

Как сделать необычную льдинку?

Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

Как можно поприветствовать хорошего человека?

Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

Как достать сосульку с крыши?

Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

Куда в группе можно спрятать куклу?

Куда я спрятала конфету?

Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

Как найти самого умного человека в королевстве?

Чем вреден комар? Чем комар полезен?

Как можно определить время, если нет часов?

Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

Придумать новое природное явление.

Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

Придумать насекомое с необычными свойствами.

Отчет работы по ТРИЗ

МБДОУ «Подольский детский сад» старшая группа

Воспитатель

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. «ТРИЗ» по программе, для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Какие методы и приемы развития творческого мышления и воображения вам знакомы?

Метод тактильный, зрительный: использую вопросы, подсказки, загадки, дидактический материал, схемы.

Метод проб и ошибок – а что было бы, если бы… , обсуждение с положительной и отрицательной стороны данного объекта, ситуации, предмета.

Метод мозгового штурма - вопрос-ответ, допускаются хоровые (каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, дать оцъ (по форме, по цвету, по свойствам, по характеру, по ситуации)

Метод символической аналогии(графической) – описывать или обозначать символами предметы, объекты; н –р: сказка «репка» по схеме.

Метод эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека. (превращение в бабочек, ветерок, цветы и тд)

Метод противоречий – хорошо, плохо. систематизация, активитизация знаний о предмете, обьекте.

Системный анализ – обобщать, анализировать, систематизировать. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

Метод использования загадок, досказки, сочинения, превращения…

3.Используете ли вы элементы ТРИЗ? Какие? Элементы методики применяю в работе с детьми старшей группы, соблюдая принцип проведения занятий - от простого к сложному, т. к.занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных . Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом. В изобразительной деятельности включаю использование разных нестандартных материалов. На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой с использованием поролона, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, затем тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Рисование перышком, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ- у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

4Какое мышление приобладает у детей дошкольного возраста?

Наглядно –образное.

5.В чем проявляются творческие способности детей вашей группы.

В работах по Изо - самостоятельно творить поделки, рисунки. Имеют желание участвовать в импровизациях, инсценировках по сказкам, сценкам.

6.Как вами организована развивающая среда по развитию у детей творческого мышления и творческих способностей. Имеются зоны уголков в группе, это –Уголок ПДД, патриотического воспитания, сенсорный, опытно –экспериментальный, книжный, кукольный, физкультурный, музыкальный, ряженья, математический, папка «Методическая копилка», учимся –играя (схемы, картинки, альбомы тематические.

7. Какую литературу вы изучили по данной теме.

Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Опыт работы вывел правила, выполнение которых на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ приведет к положительному результату.

Правило 1.

Не давать малышам для постоянного пользования игрушки, пособия, с которыми педагог будет проводить , чтобы у них не пропал интерес.

Правило 2.

Во время игротренинга все лишнее убрать из поля зрения, чтобы ничего не отвлекало

Правило 3.

Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими — до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.

Правило 4.

Организуя работу с детьми по ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Правило 5.

Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов мозгового штурма и фокальных объектов, где проблемы решаются посредством нескольких идей.

Правило 6.

Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

Правило 7.

Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.

Правило 8.

Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т. е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ не эффективно.

Правило 9.

Вместе с детьми необходимо растить родителей — ТРИЗовцев. Причем уровень ТРИЗовской образованности у последних должен быть на несколько порядков выше, чем у детей. Это будет способствовать развитию малышей не только в детском саду, но и в семье.

Цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:

Воспитать качества творческой личности;

Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:

развитие воображения

оригинальность мышления

способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации

Знакомить с основными графическими изображениями в нетрадиционной технике работы с помощью нетрадиционных инструментов и материалов.

Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.

Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.

Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.

На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

«Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

«Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.

Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.

Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.

Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали.

Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.

Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т. д

Темы занятий для детей средней группы

Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)

Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)

Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)

Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)

Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)

Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)

Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)

Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)

Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)

Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)

Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)

Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)

Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)

Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)

Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)

Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)

Занятие 17. Домовенок Кузя.

Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)

Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)

Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)

Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)

Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)

Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)

Занятие 25. Украшение рубашки узором.

Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)

Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)

Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)

Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)

Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)

Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)

Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)

Занятие 33. Солнышко лучистое.

Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Организация работы с родителями

Использовались следующие формы работы:

– Проводились родительские собрания

– Открытые занятия

– Консультации: «ТРИЗ в детском саду», «Развивайте творческие способности у дошкольника», «Чем можно рисовать».

– Консультации в газете «Радуга» (газету выпускает педагогический коллектив детского сада)

– Индивидуальные беседы: по созданию в семье условий для занятий изобразительной деятельностью.

– Совместные организации и проведение развлечений

– Участие в конкурсах рисунков

– Выставка книг с иллюстрациями лучших отечественных мастеров книжной графики (Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и др.)

– Знакомство родителей с достижениями ребенка, создание экспозиции из детских работ, выполненных на занятиях в сентябре и мае (рисунки каждого ребенка помещаются рядом).

Развивая творческие способности в изобразительной деятельности, мы убедились и четко следуем тому, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, попробуйте, научить детей всему тому, чему мы учим наших детей.

Список литературы.

1. Альтшуллер «ТРИЗ». – М, 1997.

2. Доронова детей изобразительной деятельности. – М., 2005. – 96 с.

3. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985.

4. Казакова с детьми дошкольного возраста.– М., «Аркти» 2004

5. Любимова детей не только мыслить, но и чувствовать.– Чебоксары, 1994.

6. Ляшко игру – к творчеству, Обнинск, 1994.

7. Никашин подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1992.

8. Петухова изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении, – Йошкар-Ола, 2007 – 76 с.

9. Софронова технологии в детском саду, Йошкар-Ола, 2008, — 100 с.

10. Софронова изобразительной деятельности как социально-педагогической системы, Йошкар-Ола, 2002.

11. Страунинг по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, .– Обнинск.

Актуальность данной проблемы определяется общества. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире.

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Понимание выше перечисленного, необходимость воспитать талантливого человека и дало толчок к принятию и использованию ТРИЗ-РТВ технологии.

Цель ТРИЗ-РТВ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателя инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ-РТВ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ-РТВ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.