Картотека дидактических игр " подготовительная группа". Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры для детей 5 7 лет

Екатерина Елаева
Дидактические игры для детей 5–6 лет

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ

1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

3. «МОЁ ОБЛАКО» .

4. «НАСЕКОМЫЕ» .

5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» .

6. «ДА ИЛИ НЕТ» .

7. «ЦВЕТЫ» .

8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» .

9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» .

10. «ОХОТНИК» .

11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» .

12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ» .

15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом) .

16. «НАЙДИ ПАРУ» .

17. «ЛЕСНИК» .

18.«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I

19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II

20. «ПРИДУМАЙ САМ» .

21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ» .

22. «ПТИЦЫ» .

23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные) .

24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» .

26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» .

27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

32.«ХОРОШО – ПЛОХО» .

33. «ДОБРЫЕ СЛОВА» .

34. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА» .

35. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ» .

36. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

37. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

38. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

39. «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

40. «ЧТО ЗА ЧЕМ?»

41. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ» .

42. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ» .

1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры . Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.

Растения : вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.

2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры .Воспитатель называет время года : «Осень» . Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

3. «МОЁ ОБЛАКО» .

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры . Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

4. «НАСЕКОМЫЕ» .

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры . Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч,следующий отвечает : «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» .

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры . Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.) .

6. «ДА ИЛИ НЕТ» .

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени .

Ход игры . Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

7. «ЦВЕТЫ» .

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры . Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» .

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры . Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями : стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы) ; идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники) .

9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , узнавать предметы по описанию.

Ход игры . Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

10. «ОХОТНИК» .

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры . Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро» , «пруд» ). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте,он произносит такие слова : «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …» . Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит : «Зайцем» , делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера» , «пруда» ) или прошёл дальше.

11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» .

детей о живой и неживой природе.

Ход игры . «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч) . Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель) .

12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры . Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры .Дети делятся на две группы : одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ» .

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры . Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом) .

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры . Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом (не бывает) ; снег зимой (бывает) ; мороз летом (не бывает) ; капель летом (не бывает) .

16. «НАЙДИ ПАРУ» .

Цель. Развивать у детей мышление , сообразительность.

Ход игры . Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит : «Подул ветер. Все листочки разлетелись» . Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду : «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

17. «ЛЕСНИК» .

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена) .

Ход игры . Выбирается «лесник» , остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит : «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов, давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику» . Выигрывает тот , кто больше набрал семян и не ошибся.

18. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I

детей о том

Ход игры . «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч.Тот отвечает : «Машина» . После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос : «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том , что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры . Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч.Он заранее договаривается с детьми : педагог называет предметы,а дети отвечают одним словом : «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит : «Машина!» , ребёнок отвечает : «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

20. «ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)

Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры .Предложить детям опорные слова : осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

(вариант 2)

Ход игры . Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему : «Времена года» , «Одежда» , «Цветы» , «Лес» . Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным,например : «Цветы, насекомые, раскрылись» . Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ» .

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники) .

Ход игры . Дети будут «белочками» и «зайчиками» , а один ребёнок – «лисой» . «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне.По сигналу : «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

22. «ПТИЦЫ» .

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры . Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные) .

Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры . Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить : как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры .

24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1) .

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры . Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию.Педагог говорит : «Цветы!» и бросает мяч ребёнку.Он отвечает : «Ромашка, василёк, мак» .

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды . Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» .

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том , что сделано руками человека, а что – природой.

Ход игры . «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос : «Что создано природой?» Дети отвечают.

26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» .

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение : «Я надела тёплую шубу, потому что…» . Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года .

Ход игры . Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.

28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры .Воспитатель говорит : «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры . Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры .Воспитатель говорит детям : «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими.Я сейчас буду называть растения вперемешку : дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.Например : берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т. д.

31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры . Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза) ; красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.

32. «ХОРОШО – ПЛОХО» .

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры . Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

33. «ДОБРЫЕ СЛОВА» .

Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры .Педагог говорит : «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.

34. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА» .

Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

35. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ» .

Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.

Ход игры .Водящий описывает любое растение в следующем порядке : форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.

36. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения) ; развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры . Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да» , если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет» , если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

37. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры . Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу.Например : «Что будет, если сорвать все цветы?. уничтожить бабочек?»

38. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры . Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать , что растёт в лесу.Воспитатель говорит : «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов.Другим детям педагог говорит : «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

39. «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

Цель. Учить детей группировать растения по месту произрастания; описывать их внешний вид.

Ход игры . Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его, затем выдать покупку.

40. «ЧТО ЗА ЧЕМ?»

Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры . Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

41. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ» .

Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

Ход игры . Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

42. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ» .

Цель. Закреплять знания детей о насекомых .

Ход игры . Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог.Например : начало слова ко… Дети подбирают слова (комар) . Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок , набравший больше фишек.

Дидактическая игра «Ч исловое лото»

Цель: уточнение и обобщение представлений о количестве и ; закрепление умения сравнивать группы разнородных предметов по двум признакам.

Материал: три большие карты, разделённые на 6 клеток. В каждой клетке изображены по-разному расположенные матрёшки от 1 до 6. Набор из 18 карточек с числовыми фигурами. Количество и расположение кружков в числовых фигурах соответствует количеству и расположению матрёшек.

Водящий показывает карточку с числовой фигурой и спрашивает: «У кого столько же матрёшек и расположены они, как кружки?» Игрок, которому подходит эта карточка, должен ответить, сколько у него матрёшек, и только после этого получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет всех матрёшек карточками с числовыми фигурами.

Дидактическая игра «З агадки »

Цель: уточнение, обобщение представлений о цвете, величине, ; закрепление умения сравнивать форму предмета с эталоном; .

Материал: три большие карты, разделённые на 8 клеток. На первой карте изображены большой и маленький оранжевые круглые апельсины, большой и маленький фиолетовые круглые шарики, большой и маленький красные прямоугольные флажки, большой и маленький жёлтые треугольные воздушные змеи. На второй - большой и маленький зелёные овальные огурцы, большой и маленький жёлтые овальные лимоны, большой и маленький синие треугольные флажки, большой и маленький фиолетовые ромбовидные фонарики. На третьей - большой и маленький коричневые квадратные дома, большая и маленькая голубая прямоугольная книга, большое и маленькое чёрные круглые колёса, большой и маленький чёрные треугольные зонтики.

Набор из 24 карточек с геометрическими фигурами разной величины и цвета: большой и маленький оранжевые, фиолетовые, чёрные круги; большой и маленький красные, голубые прямо-угольники; большой и маленький жёлтые, зелёные овалы; большой и маленький синие, чёрные треугольники; большой и маленький коричневые квадраты; большой и маленький фиолетовые ромбы. Величина фигур и соответствующих им предметов одинакова.

Водящий показывает карточку с геометрической фигурой и спрашивает: «Угадайте, что это?» Игрок должен найти соответствующий предмет на большой карте и объяснить, почему он похож на эту геометрическую фигуру. После этого водящий отдаёт ему маленькую карточку.

В повторных циклах игры дети могут меняться большими картами.

Дидактическая игра «О вощи и фрукты»

Цель: закрепление представлений о цвете и величине предметов, умения ориентироваться в трёх признаках объекта одновременно и называть их.

Материал: набор из 30 плашек домино (8х4 см), разделённых линией на две части. На плашках нарисованы овощи и фрукты разного цвета и величины (большие и маленькие). Среди 30 плашек 7 плашек-дублей.

Комбинации изображений на плашках могут быть такими: 1 - пусто - большое красное яблоко, 2 - большое красное яблоко - маленький жёлтый помидор, 3 - маленький жёлтый помидор - большой зелёный перец, 4 - большой зелёный перец - маленькое жёлтое яблоко, 5 - маленькое жёлтое яблоко - большой розовый помидор, 6 - большой розовый помидор - маленькая зелёная груша, 7 - маленькая зелёная груша - большой красный перец, 8 - большой красный перец - маленькое зелёное яблоко, 9 - маленькое зелёное яблоко - большой жёлтый помидор, 10 - большой жёлтый помидор - маленький красный перец, 11 - маленький красный перец - большая зелёная груша, 12 - большая зелёная груша - маленький розовый помидор, 13 - маленький розовый помидор - большое жёлтое яблоко, 14 - большое жёлтое яблоко - маленький зелёный перец, 15 - маленький зелёный перец - большой красный помидор, 16 - большой красный помидор - маленькая жёлтая груша, 17 - маленькая жёлтая груша - большое зелёное яблоко, 18 - большое зелёное яблоко - маленький красный помидор, 19 - маленький красный помидор - большой жёлтый перец, 20 - большой жёлтый перец - маленькое красное яблоко, 21 - маленькое красное яблоко - большая жёлтая груша, 22 - большая жёлтая груша - маленький жёлтый перец, 23 - маленький жёлтый перец - большое красное яблоко.

Дубли: 1 - два маленьких жёлтых помидора, 2 - две маленькие зелёные груши, 3 - два больших жёлтых помидора, 4 - две большие зелёные груши, 5 - два маленьких зелёных перца, 6 - два больших зелёных яблока, 7 - два маленьких красных яблока.

Водящий раздаёт каждому игроку и себе по 5 плашек, остальные кладёт в запас лицевой стороной вниз. Затем начинает игру с любой плашки. Игроки поочерёдно выкладывают по одной плашке к любому концу дорожки, подбирая идентичное изображение. В случае отсутствия нужной плашки ребёнок берёт её из запаса. Если эта плашка не подходит, игрок пропускает ход. Выкладывая плашку, ребёнок должен назвать овощ или фрукт, его цвет и величину. Если игрок неправильно подобрал плашку или назвал цвет и величину предмета, он лишается хода. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои плашки в дорожку.

Дидактическая игра «Н айди детёнышей» (автор Т.В. Христовская)

Цель: обобщение представлений о животных и их детёнышах; развитие грамматического строя речи, пространственных ориентировок.

Материал: набор из 15 больших карт (20х20 см) и 60 маленьких карточек (5х5 см). На больших картах в центре изображены взрослые животные (смотрят вправо): кошка, собака, коза, овца, свинья, курица, индюшка, корова, лошадь, гусыня, утка, зайчиха, медведица, волчица, ежиха. На маленьких карточках нарисованы их детёныши (по 4 к каждому животному, при этом 2 детёныша смотрят вправо, 2 - влево). Фон у всех карточек зелёный («трава»).

Водящий раздаёт детям и себе большие карты, маленькие оставляет у себя, спрашивает, какие животные нарисованы, говорит, что нужно найти детёнышей этих животных и расположить их рядом с мамой. Варианты игровых заданий:

а) сверху; б) снизу; в) слева; г) справа;

д) два сверху от мамы и два снизу; е) так, чтобы два смотрели на маму и два в сторону.

Ребёнок должен сказать, чей это детёныш. После этого водящий отдаёт ему карточку. Выигрывает тот, кто первым соберёт всех детёнышей своего животного и расположит их в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «О ткуда что берётся»

Цель дидактической игры: уточнение и обобщение представлений о взаимосвязи явлений природы, труде человека; развитие связной речи, предпосылок логического мышления.

Материал: набор из 30 плашек домино (8х4 см), разделённых жирной цветной линией на две части, в каждой из которых нарисована картинка. Среди 30 плашек 5 плашек-дублей с одинаковыми картинками в обеих частях.

Изображения на плашках могут быть такими: 1 - пусто - яйцо, 2 - цыплёнок - гусеница, 3 - бабочка - бутон, 4 - цветок - бревно, 5 - табуретка - почка, 6 - лист - вишни, 7 - варенье - рулон ткани, 8 - платье - зелёный помидор, 9 - красный помидор - головастик, 10 - лягушка - фасоль, 11 - стручок - кирпичи, 12 - дом - семечко, 13 - подсолнух - утёнок, 14 - утка - туча, 15 - дождь - саженец, 16 - дерево - малёк, 17 - рыба - жёлтый одуванчик, 18 - пушистый одуванчик - клубок ниток, 19 - носок - росток, 20 - растение - колос, 21 - хлеб - цыплёнок, 22 - курица - жёлудь, 23 - дуб - корова, 24 - молоко - ёлка, 25 - шишка - пусто. Дубли: 1 - два листа, 2 - две лягушки, 3 - две утки, 4 - два носка, 5 - две шишки.

Водящий раздаёт каждому игроку и себе по 5 плашек, остальные откладывает в запас лицевой стороной вниз. Начинает игру с плашки «пусто - яйцо». Затем дети поочерёдно продолжают игру по часовой стрелке, подбирая нужные плашки и выкладывая из них дорожку.

Правильно подобрав плашку, игрок должен назвать изображение и объяснить, почему оно подходит, например: «Из ниток вяжут носок (носки)» или «Из почки распускается лист (листья)» и т.п. Игрок может выкладывать свою плашку только после того, как назовёт предмет и расскажет, откуда что берётся. Если у ребёнка нет подходящей плашки, он берёт одну из запаса. Если и она не подходит, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто правильно выложит все свои плашки в дорожку.

Последовательность плашек в дорожке может быть любой, важно соблюсти соответствие двух картинок, находящихся рядом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

ЦЕЛЬ ИГРЫ:
1.Формирование полноценной звуковой стороны речи:
а) воспитание артикуляционных навыков,
б) правильного звукопроизношения,
в) воспроизведение слоговой структуры,
г) развитие фонетического восприятия;
2.Овладение элементами грамоты;
3.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: модели домиков из ДСП, модели звуков в виде человечков - « Звуковички», схематические модели звуков в виде кружков красного, синего и зеленого цвета с деталями - нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении определенного звука, предметны картинки, фишки.
Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 1. « В каком домике живет звук? Перед детьми выставлены несколько ранее изученных моделей звуков в виде человечков - «Звуковичков». Ребенок выбирает «Звуковичка», правильно произносит звук, называет букву, которая соответствует этому звуку и вывешивает его в модель домика: в красном домике «живут» гласные звуки; в синем- согласные твердые звуки; в зеленом- согласные мягкие звуки. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Победил тот, кто больше всех правильно «расселил» звуки в домики.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 2. « Кто больше?» Воспитатель показывает детям модель ранее изученного согласного звука, например звук «П» просит « расселить твердый и мягкий звук «П» по своим домикам - синий и зеленый. Затем дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на твердый и мягкий звук «П». За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 3. «Фонетические сказки». Воспитатель предлагает детям послушать сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке «А»». «-Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда - очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.»
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто придумал самую интересную сказку.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 4. « Загадки поющих звуков, или подскажи словечко». В этой игре дети закрепляют знание артикуляции гласных звуков. Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…

ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 5. « Где спрятался звук?» В звуковом домике воспитатель выставляет модель звука « Звуковичка». Дети дают характеристику этому звуку: гласный /согласный, твердый \ мягкий, звонкий \ глухой. На столе перед детьми воспитатель выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.

ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 6. « Собери слово». Воспитатель раздает карточки с картинкой и пустыми клеточками - «домиками». У каждого ребенка на столе лежит коробка с моделями звуков в виде кружков. Воспитатель дает детям задание собрать из моделей звуков - « Звуковичков», слова, изображенные на карточке, т.е. « поселить каждого «Звуковичка» в свой домик».Побеждает тот, кто быстрее всех соберет слово.

Виктория Дмитриева

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай- ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не ста ло"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.



Дидактическая игра "Звуковые ча сы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.


Дидактическая игра «Волшебный шк аф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.



Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 — 6 лет выполняют это с большим увлечением.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы — понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины

наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также учитывает изменение в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

Как закончить игру? (Это важно для того, чтобы дети вновь захотели в нее играть.) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.

Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества проявлялись и какие социальные, нравственные качества сформировались; например, радость не только от своих успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.

В конце игры воспитатель обязательно оценит как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось.

Организация дидактических игр детей старшей группы требует, таким образом, от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их проведению: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор материала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры (где будут сидеть и двигаться дети, где будут прятать предметы, куда положить материал для игр), и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить свою роль от ее начала и до конца.

При подборе материала для игры детей старшей группы воспитатель предусматривает его использование в творческой, спортивной игре. Например, в игре «Магазин» продаются не просто игрушки, а спортивный инвентарь: ракетки, мячи, скакалки, воланчики, судейский свисток, сетка и пр. «Купив» такие предметы, ребята берут их с собой на прогулку и там организуют спортивные развлечения.

Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Шестилетние дети самые старшие в детском саду, поэтому они должны быть активными, у них должно быть сформировано желание помочь младшим, сделать для них занимательную игру, поиграть с ними, научить их интересно играть. Все это воспитатель учитывает, организуя игры своих воспитанников.

Игры с предметами

Не ошибись!

Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила . Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия . Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о предметах, которые окружают их в групповой комнате.

Воспитатель в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в групповой комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.

— А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

Подойди, Вика, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Вика сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

Воспитатель подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

— Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Не ошибись!». У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

— Из пластмассы, — отвечают дети.

— А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...

— Металлические.

— А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) — будем складывать предметы...

— Деревянные.

— В эту корзинку положим все предметы...

— Стеклянные.

— Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Считалочкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

Кто подойдет, пусть возьмет!

Дидактическая задача . Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на участке (если игра проводится на участке), узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, память, мышление и речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что недавно у них на занятии была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

— Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в группе есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую- либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

— Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». Это ножницы, — говорит Вова.

— Пойди, Вова, принеси и положи ножницы на стол.

— Отгадайте, что это такое, — продолжает игру следующий участник. — Машина, колеса, как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит. Работает в колхозе.

Отгадавший («Это трактор!») подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе воспитателя. Заканчивается игра отыгрыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

— Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

— Чем похожи ложечка и самосвал? — недоумевают дети и смеются. — Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Знаешь ли ты?

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровое правило . Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровое действие . Подбирать картинки с изображением разных видов спорта (см. рис).

Ход игры . Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла и др. Дети называют их.

— А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре, а также воспитывается интерес к спорту. Игру можно закончить беседой о советских спортсменах —- чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем воспитатель предлагает предметы, которые использовались в игре, взять с собой на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

Чья одежда?

Дидактическая задача . Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика и др.

Игровые правила . По рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям. За правильный ответ игрок получает фишку.

Игровое действие . Одевание кукол в рабочую одежду.

Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

— Посмотрите, дети (на картинке летчик гражданского аэрофлота), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворения из книги Л. Куклина «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя —

Об этом расскажет вам книжка моя.

Шахтер

На трудовую вахту

Шахтер поедет в шахту.

Шахтеры носят каски —

Каски-безопаски.

Он спустится под землю

На лифте скоростном.

Брезентовая роба

Топорщится на нем.

И домнам, и заводам

Доставят в нужный срок

Шахтерскую добычу —

Отборный уголек!

Электросварщик

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом — посмотри поутру:

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов...

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и др.

Затем воспитатель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

Вершки и корешки

Дидактическая задача . Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1 . После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй —- по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары.

Настольно-печатные игры для детей 5-6 лет

Кто построил этот дом?

Дидактическая задача . Систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей, желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

Игровые правила. Подбирать маленькие карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Кто первым закроет все клетки на карте, тот получает фишку. Обмен картами. Кто больше получит фишек, тот объявляется победителем в игре.

Игровые действия . Поиск карточек. Соревнование.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители, отделочники. Проводится небольшая беседа о содержании картинок, об этапах в строительстве дома, о людях, машинах, инструментах, используемых на стройке. Воспитатель показывает маленькие картинки, на которых изображены детали большой карты. Затем предлагает детям взять по одной большой карте и по сигналу (стучит кубиком о стол) подобрать нужные машины, закрыть ими клетки на картах. Кто первый и без ошибки найдет нужные карточки и назовет правильно все механизмы, тот и побеждает.

Игра может быть продолжена, тогда дети обмениваются картами или меняется состав играющих.

Закончить игру можно беседой с детьми о бережном отношении к своему дому, к. зеленым насаждениям возле него, т. е. ко всему, что создано трудом людей.

По этому же принципу проводится игра на тему «Транспорт». В ней систематизируются, углубляются знания детей о том, какими средствами передвижения пользуются люди по земле, по воде, в воздухе.

Для игры готовят большие карты с изображением земли, неба, моря. К ним дети подбирают маленькие карточки с разными видами транспорта: например, для большой карточки, где нарисована земля, подбирают такие картинки, как автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, электричка, метро и др.

Как и в первой игре, здесь количество картинок должно быть одинаковым. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет все пустые клеточки на больших картах.

Гости Москвы

Дидактическая задача . Уточнять, закреплять знания детей о столице нашей Родины — Москве (см. рис), воспитывать любовь к главному городу нашей страны, желание больше узнать о ее достопримечательностях.

Игровые правила. Описывать картинку с видами Москвы, отгадывать по описанию часть города, находить одинаковую картинку.

Игровые действия . Выбор гидов, имитация поездки туристов на машине по Москве.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, как много гостей приезжает в Москву из других городов, союзных республик и других стран. Все хотят увидеть наш красивый город, его достопримечательности.

— Мы сегодня поиграем в гидов. Гид — это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересно о том, что они увидят. У меня в руках машина (игрушечная «Волга»). Вот на ней вы и будете возить гостей. Каждый гид покажет только одно место, а в другое повезет гостей другой гид. Посмотрите, у меня в руках кубик. На нем есть цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6. И на игровом поле картинки тоже имеют свой номер. Если кубик упадет так, что сверху будет цифра 3, то надо будет везти гостей к этому месту, на картинке вы увидите цифру 3. Ехать по улице на машине надо так, как указано стрелками. Остановившись, надо рассказать, что это за здание или место в Москве, что могли там гости увидеть. А все остальные внимательно слушают. Кто первым отгадал это место, находит такую же картинку у себя на столе и показывает ее. Если ответ правильный, он становится гидом; так же с помощью кубика определяет, куда ему повезти гостей, что показать, о чем рассказать.

Для данной игры необходимо иметь два комплекта одинаковых картинок (открыток), из числа которых подбираются знакомые детям виды, места, сооружения.

Воспитатель в конце игры благодарит гидов за хорошую работу, выражает уверенность, что гости столицы были довольны своей экскурсией.

Усложнение в игре возможно за счет увеличения картинок на игровом поле.

Эту игру можно проводить с целью закрепления знаний не только о Москве, но и родном городе, селе. Воспитатель использует наборы открыток о многих городах. Если будет два комплекта открыток о своем городе, он сможет с успехом проводить игру-путешествие с детьми по родному городу, селу, совхозу. Необходимо только из наборов картинок отбирать сюжеты, отражающие знакомые детям достопримечательности родного города.

Собери картинку

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам.

Игровое правило . За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Ход игры . Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например, сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами и др.). Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

— Но сейчас у нас еще одно правило: сложить надо быстро. Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, — уточняет правила игры воспитатель.

Раздав картинки по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картины. Кто первым сложил картину, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Воспитатель обращает внимание на тех, кто не может еще быстро выполнять правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9 — 12).

Зоологическое домино

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровое правило. Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.

Игровые действия. Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, но при этом надо перемешать карточки и взять другие.

По такому же принципу проводится игра «Ботаническое лото», в процессе которой усваиваются, систематизируются знания детей о растениях.

Путешествие по городу

Дидактическая задача . Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровое правило. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры . Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мама с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других — труд людей (строителей, почтальона, водителей, маляров и т. д.); транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл); здания и украшения города (почта, магазин — посудный, книжный, продовольственный, фонтан, сквер, скульптура).

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной — посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой — на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей — картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой — рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.

Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.

Что где растет?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Игровое правило . Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Ход игры . Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

В этой игре вызывают трудность названия злаков, грибов, поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается.

Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее вводят карточки с новыми видами растений.