Игры для формирования лексико-грамматических операций. Формирование грамматического строя речи. Закрепление знаний и способов действий

Картотека игр по развитию речи

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле?-Белка.

Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.

Кто живёт в гнезде?-Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье?-Пчёлы

Кто живёт в норе?-Лиса.

Кто живёт в логове?-Волк.

Кто живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2.

Педагог:-Дети:

Где живёт медведь?-В берлоге.

Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Пример: Тема «Весна»

Педагог:-Дети:

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Педагог:-Дети:

Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Педагог:-Дети:

Горячий-холодный

Хороший-плохой

Умный-глупый

Весёлый-грустный

Острый-тупой

Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог:-Дети:

Солнце – что делает?-Светит, греет.

Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.

Снег – что делает?-Темнеет, тает.

Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает?-Звенит, капает.

Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Педагог:- Дети:

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Педагог: -Дети:

Рукавички из меха-меховые

Таз из меди-медный

Ваза из хрусталя-хрустальная

Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуд – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый –ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Педагог:-Дети:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Педагог:-Дети:

Овощи -картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Педагог: 0Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – -намочит нас, бывает холодным.

Педагог:Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы,петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог


ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Кто как передвигается»

Цель:

Инструкция : Скажи, кто как передвигается?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как передвигается.

(Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает)

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос.

(Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кош­ка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудах­чет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка кря­кает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).

Игра « Узнай по описанию»

Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

Инструкция : послушай загадку и скажи, о ком она.

    Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

    Желтый, овальный, кислый. Что это?

    Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

    Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее.

Игра «Сравни и объясни»

Цель: работа над многозначными словами.

Инструкция : подумай, как появилось слово?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.

Лексический материал : Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет

частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать «сыплет ливень»?

Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Инструкция : Отгадай предмет по названию его частей.

Оборудование: предметные картинки.

Лексический материал : Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог .

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать названия частей предмета и отгадать, что это за предмет. После правильного ответа предъявляется картинка с отгадкой, ребенка просят заново назвать все перечисленные части и показать их.

2. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Из чего – какой?»

Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н -.

Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.

Инструкция : послушай и ответь на вопросы.

Ход проведения : ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:

Сок из моркови какой?

Паста из томата какая?

Салат из свеклы какой?

Суп из картофеля какой?

Пюре из яблок какое?

Игра «Кто что делает?»

Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

Что делает мальчик?

Что делает девочка?

Что делает попугай?

Игра «Назови ласково»

Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция : сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка ». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.

Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.

Инструкция и ход проведения:

Жили два брата. Одного звали ИК , он был малень­кий и худенький. А другого звали ИЩ , он был высокий домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК ? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА ?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ро­тик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ . Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете от­вечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал : большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детены­шей)?»

Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

Инструкция и ход проведения : На доске картинка по сказке «Три медведя».

Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказ­ку «Три медведя»)

Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медве­дица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и мед­вежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш на­зываются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детены­ша (можно и детенышей во множественном числе) живот­ных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)

3.ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Игра «Огород»

Цель: обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.

Инструкция и ход проведения: - Сейчас я, приглашаю вас в огород.

Есть у меня огород

Каждый год на нем растет:

Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).

Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

Игра «Что с чем?»

Цель: уточнение формы творительного падежа

Инструкция : рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Ход проведения. Ребенку предлагается:

1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

Игра «Зимние забавы»

Цель: составление простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция : рассмотри картинки и скажи, что делают ребята.

Ход проведения . Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, чем заняты ребята зимой. Обращается внимание на последовательность слов в предложении, их связь друг с другом.

Игра «Где что растет?»

Цель: употребление существительных в форме предложного падежа.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция : растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Ход проведения. На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Дети отвечают на вопросы и передвигают картинки. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Игра «Сравни»

Цель: составление предложений с союзом «а».

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция : дополни предложения.

Ход проведения. Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок подходящие по смыслу предложения. Затем ему необходимо воспроизвести предложение самостоятельно с опорой на картинки.

Обогащение словарного запаса с помощью настольных игр.

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых - «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.

Примерный материал для «Зоологического лото»:

1.домашние животные : конь, корова, свинья, овца, собака, кошка, курица, петух, гусь, утка, индюк;

2.дикие животные : волк, заяц, лиса, медведь, белка, ёж, синица, дятел, скворец, сорока, воробей, кукушка;

3.зоопарк : слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра, кенгуру, бегемот, носорог, попугай, страус, обезьяна;

4.животные Севера : морж, тюлень, чайка, песец, полярная сова, белый медведь, морской котик, кит, дельфин, северный олень, горностай, белая куропатка.

Данное лото используется для проведения различных игр.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме.

Первый вариант.

Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие (прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.

Второй вариант.

Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображением животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.

Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.

Первый вариант.

Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие, а дети называют нужное животное.

Для справок : конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк лопочет, утка крякает, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, ёж фыркает, синица свистит, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.

Второй вариант.

Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображением животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.

Игра «Домашние и дикие».

Цель: различение групп домашних и диких животных.

Ход игры. Для игры берутся предметные картинки из групп «Домашние животные» и «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Главная картинка «забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условленной группы (две главные или две второстепенные), выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.

Игра «Угадай по описанию».

Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.

Ход игры. У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл свои картинки фишками.

Примерные картинки для игры: медведь, волк, ёж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.

Для справок:

  • лохматый, косолапый, бурый;
  • голодный, серый, злой;
  • колючий, маленький, серый;
  • маленькая, быстрая, рыженькая;
  • трусливый, прыткий, белый;
  • хитрая, ловкая, рыжая;
  • крупная, рогатая, добрая;
  • пушистая, ласковая, серая;
  • сторожевая, сильная, верная;
  • белый, крикливый, домашний;
  • огромный, добрый, толстый;
  • полосатый, хищный, злой;
  • опасный, мощный, гривастый;
  • смешная, озорная, быстрая.

Игра «Кто что делает?»

Накоплению глагольного словаря способствует лото «Кто что делает».

Цель: уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий.

Ход игры: у детей карточки с изображением сходных действий. Ведущий называет действие, дети рассматривают свои сюжетные картинки, и тот ребенок, у которого есть нужная картинка, составляет предложение. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильно составил предложения по своим сюжетным картинкам.

Слова-действия для называния: шьёт, вышивает, вяжет, моет, стирает, купает, бежит, прыгает, скачет, несет, везет, ведет, строит, чинит, ремонтирует, поливает, наливает, выливает.

Автор представляет дидактическую игру «Кто как передвигается » для использования детьми старшего - подготовительного дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами. Родителями, специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста Автор представляет дидактическую игру «Кто как передвигается » для использования детьми старшего - подготовительного дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами. Родителями, специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия на дидактическую игру.

1.Фамилия: Касьянова Лариса Анатольевна

2.Должность: воспитатель.

3.Название методической разработки: дидактическую игру «Кто как передвигается»

4. МДОБУ детского сада №38 мо Кореновский район

Автор представляет дидактическую игру «Кто как передвигается » для использования детьми старшего - подготовительного дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами. Родителями, специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Цели и задачи игры:

1.Активизация словаря, расширение употребления глаголов в речи.

2.Развитие умения соотносить название предмета и действия.

3.Закрепление навыка правильной постановки вопроса к действию (гл.)

4.Развитие умения опираться на опыт. Развитие наблюдательности.

На большом центральном столе беспорядочно разложены картинки с изображением животных.Дети делятся на две команды. Каждому участнику предлагается выбрать себе картинку с изображением животного и объяснить,как оно передвигается.Например, ребенок кладет на стол своей команды картинку. Объясняет: «Улитка ползает» и т.п. После того, как основное задание будет выполнено, воспитатель предлагает детям быстро назвать животных, которые «ползут», «летят», «плывут» и т.д.побеждает команда, участники которой допустили меньше ошибок.

Заведующий МДОБУ д/с № 38

С.Л. Бурлакова

(Документ)

  • Волкова Л.С. Логопедия (Документ)
  • Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах (Документ)
  • Практическая работа по курсу Психолингвистика (Лабораторная работа)
  • Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей (Документ)
  • Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия (Документ)
  • Епифанова В.И. Разделение воздуха методом глубокого охлаждения. Том 1 (Документ)
  • Беккер Н.П., Coвaк M. Логопедия (Документ)
  • Якобсон Р. Язык и бессознательное (Документ)
  • Епифанова В.И. Разделение воздуха методом глубокого охлаждения. Том 2 (Документ)
  • n1.doc

    Игра № 4 «Кто как передвигается»

    медведь ходит, переваливается

    Волк рыщет

    Лиса бегает, хвостом виляет

    Белка прыгает с ветки на ветку

    Заяц прыгает

    Кабан бегает

    Бобёр плавает

    Олень, лось, зубр ходят, бегают

    Рысь лазает, бегает

    ёж бегает

    Игра № 5 «Артисты»

    Попросите ребёнка изобразить, как передвигается тот или иной зверь.

    Игра № 6 «Кто как голос подаёт»

    рычит, воет, скулит волк

    Тявкает, скулит лисица

    Хрюкает кабан

    Фыркает ёж

    Цокает зубками белка

    Трубит олень, лось

    Рычит рысь

    Мычит зубр

    Игра № 7 «Кто где живёт»

    медведь зимой спит в берлоге

    Волк в логове

    Лиса в норе

    Заяц под кустом дрожит

    Бобёр в хатке на берегу

    Белка в дупле

    ёж в норке

    Зубр в пуще

    Кабан в чаще

    Игра № 8 «Кто чем питается»

    Объясните, пожалуйста, детям, что животные делятся на хищников и травоядных. Итак, кто что любит:

    Медведь мед, малину, ягоды, рыбу, падаль

    Кабан жёлуди, падаль

    Лиса кур, гусей, зайцев

    Волк овец, телят, зайцев

    Рысь мясо других животных

    Зубр траву, листья

    Лось, олень траву, ветки, кору, сено, соль

    ёж яблоки, грибы, мышей, змей

    Белка орехи, шишки, грибы, морковь

    Заяц капусту, кору молодых деревьев

    Игра № 9 «Мама, папа, я - целая семья»

    Папа Мама Детёныши

    Волк волчица волчонок

    Медведь медведица медвежонок

    Лис лиса лисёнок

    Кабан кабаниха кабанёнок

    Лось лосиха лосёнок

    Олень олениха оленёнок

    ёж ежиха ежонок

    Заяц зайчиха зайчонок

    Белка бельчонок

    Рысь рысёнок

    Игра № 10 «Он и она»

    Выл Выла Охотился Охотилась

    Волк волчица лис лисица

    Игра № 11 «Один - много»

    Волчонок - волчата лосёнок - лосята

    Бельчонок - бельчата рысёнок - рысята

    Вспомните, пожалуйста, в каких сказках встречаются эти, уже полюбившиеся нам животные.

    Какими чертами наделил их мудрый и наблюдательный русский народ?

    Как всегда, счастья и успехов Вам и Вашим детям!

    6. Семья: родственные и возрастные отношения

    Очень важно для дальнейшего развития ребенка, в том числе речевого, понимание его отношений в системе семьи. Поговорим?

    «Когда твой дедушка был молодым человеком, он встретил твою бабушку, тогда совсем юную. Они полюбили друг друга и поженились. А теперь давай подумаем и ответим:

    Кто дедушка для бабушки? (Муж)

    Кто бабушка для дедушки? (Жена)

    Жили-были молодые дедушка и бабушка. И вот у них родился ребенок - твой будущий папа. Подумай и ответь:

    Кто бабушка для твоего папы? (Мама)

    Кто дедушка для твоего папы? (Отец)

    Кто папа для бабушки и дедушки? (Сын)

    Папа рос-рос и вырос большим. Однажды он встретил маму, молодую и красивую. Они полюбили друг друга и сыграли веселую свадьбу. Подумай и скажи:

    Кто папа для мамы? (Муж)

    Кто мама для папы? (Жена)

    Стали мама и папа жить вместе. Сначала у них родилась девочка, а потом - мальчик. Нет мальчика? А может, кто еще будет? Как ты думаешь:

    Кто папа и мама для девочки и мальчика? (Родители)

    Кто девочка для мамы и папы? (Дочка)

    Кто мальчик для папы и мамы? (Сын)

    Как дочка и сын ласково называют своих родителей?

    Как папа и мама ласково называют свою дочку?

    Как папа и мама ласково называют своего сына?

    Кто девочка для дедушки и бабушки? (Внучка)

    Кто мальчик для дедушки и бабушки? (Внук)

    Как дедушка и бабушка ласково называют внука и внучку?

    В конце 19-го века в книге «Малышам» Л.Н. Толстого наши прадедушки и прабабушки читали рассказ «Бабушка и внучка».

    «У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку»

    Меняются времена, вместе с ними меняется наша жизнь, но неизменными должны оставаться доброта, взаимная забота и понимание. Вот как мог бы выглядеть такой рассказ - на все времена - в конце века 20-го:

    «Когда дети были маленькими, взрослые заботились о них: кормили, поили, купали, баюкали, одевали, учили ходить и говорить, гуляли и играли со своими малышами, делали им подарки.

    И вот дети подросли. Теперь они помогают взрослым. Убирают свои игрушки, книги, вытирают пыль, ходят в магазин за покупками. Да мало ли еще дел, где требуется помощь и поддержка? В выходные и праздничные дни члены большой семьи собираются вместе. В этой семье все любят друг друга и заботятся друг о друге. Это крепкая дружная семья».

    И что немаловажно: такой рассказ о семье мог бы получиться у каждого малыша. Однако непременное условие: ему обязательно должны помочь родители. И беседа эта может состояться впервые за просмотром семейного альбома. Не надо ждать долго, начните такой разговор прямо сейчас!

    В три - четыре года некоторые дети путают родовые понятия. Знакомо это и тем, кто общается с еще не усвоившими русский язык детьми других национальностей.

    Но даже если у ребенка не было и нет такой проблемы, с ним не помешает уточнить понимание окончаний прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Это будет хорошей пропедевтической работой для дальнейшего, уже школьного, усвоения сложных грамматических категорий русского языка.
    Итак, игра.

    Приготовьте для нее фотографии бабушки и дедушки.

    «Раз, два, три, четыре, пять... Про кого хочу сказать?»

    он отдыхал - она отдыхала уважаемая ~ уважаемый

    Она читала - он читал добрый - добрая

    Она рассказывала - он рассказывал заботливая -заботливый

    Он смотрел - она смотрела старенькая - старенький

    Он слушал - она слушала любимый -любимая

    Она жалела - он жалел моя – мой

    Покупал – покупала

    Готовила - готовил

    Дарила - дарил

    Смеялся - смеялась

    Для второй игры нужны фотографии мамы и папы.

    Милый - милая он работал - она работала

    Ласковая - ласковый она убирала - он убирал

    Красивый - красивая он гладил - она гладила

    Спокойная - спокойный он стирал - она стирала

    Хороший - хорошая он подметал - она подметала

    Заботливый – заботливая она мастерила -он мастерил

    Любимый - любимая она устала - он устал

    Спал - спала

    Читала - читал

    Пел - пела

    Танцевал - танцевала

    Бегала - бегал

    Плавал - плавала

    Смеялся - смеялась

    Жалела - жалел

    Для этой игры понадобятся фотографии брата и сестры.

    он играл - она играла жалела - жалел

    Она училась - он учился смеялся - смеялась

    Он занимался - она занималась хохотала - хохотал

    Она читала - он читал пел - пела

    Он считал - она считала бегала – бегал

    Она решала - он решал прыгала – прыгал

    Он трудился - она трудилась рисовала –рисовал

    Он помогал - она помогала лепил -лепила

    Она убирала - он убирал танцевала - танцевал

    Не устал - не устала

    Родной -родная

    Милая - милый

    Забавный - забавная

    Младшая - младший

    Старший - старшая

    Бабушка, мама, сестра, дочь -женщины

    Дедушка, папа, брат, сын - мужчины

    Мужчины во всем помогают женщинам, женщины заботятся о мужчинах.

    Игра «Кто старше?»

    Папа или сын Мама или дочка

    Игра «Кто младше?»

    Дедушка или внук Бабушка или внучка

    Папа или сын Мама или дочка

    Дедушка или папа Бабушка или мама

    Игра «Исправь Незнайку»

    Внук старше дедушки Дедушка моложе внука

    Бабушка моложе внучки Внучка старше бабушки

    Сын старше папы Папа младше сына

    Мама младше дочки Дочка старше мамы

    Бабушка младше мамы Мама старше бабушки

    Дедушка моложе папы Папа старше дедушки

    Старших надо уважать!

    Игра «Подскажи словечко»

    Я иду - мы идем Я леплю - мы... Я читаю - мы..

    Я пою-мы... Я хвалю - мы... Я считаю-мы..

    Я танцую-мы... Я люблю - мы... Я пишу - мы...

    Я рисую-мы... Я играю - мы... Слышу я - мы..
    Вместе все у нас, друзья, все мы - дружная семья!

    Азбука вежливости

    Наша первая игра заключается в том, что участники попеременно называют вежливые слова и обращения. Выигрывает тот, за кем последнее слово... Хотя... Проигравших в этой игре нет, в выигрыше все: и дети, и родители!

    Добрые слова не лень

    Повторять мне трижды в день.

    Только выйду за ворота,

    Всем идущим на работу,

    Кузнецу, ткачу, врачу,

    «С добрым утром!» -я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед

    Всем идущим на обед.

    «Добрый вечер!» - так

    Встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    Дорогие друзья, в нашей игротеке есть незатейливая игра. Игра совсем простая, но играют в нее и дети, и взрослые с удовольствием. Количество зависит от возраста играющих, помните нашу формулу; возраст ребенка ± 1. Для игры нужны 5-7 разноцветных сигнальных кружков, сердечек, условно (произвольно) обозначающих «волшебные» слова. Может быть, для удобства припоминания с обратной стороны вы напишете первую букву слова: С - спасибо, 3 - здравствуйте. Ведущий по очереди предъявляет сигналы. Участники называют «волшебные» слова. Каждому ребенку хочется быть ведущим в этой игре!


    Друзья, вот вам на всякий

    Стихи о школьнике одном.

    Его зовут..., а впрочем,

    Мы здесь его не назовем.

    «Спасибо», «здравствуйте»,

    «простите»

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык.

    Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече

    «Добрый день».

    Казалось бы, слова простые,

    А он стесняется, молчит,

    И, в лучшем случае, «здорово»

    Он вместо «здравствуйте!»

    И даже вместо «до свиданья»

    Не говорит он ничего

    Или заявит на прощанье:

    «Ну, я пошел... пока...

    Всего...»

    Талантливый детский поэт А. Шибаев даже загадки-складки сочинил о «дорогих словах». Наш опыт показывает, что дети с удовольствием

    их и отгадывают, и загадывают:


    Дядя Саша огорчен,

    Рассказал он вот о чем:

    Видел Настю-октябренка

    Я на улице сейчас.

    Настя - славная девчонка,

    Настя ходит в первый класс.

    Но... давно уже от Насти

    Я не слышу слово

    А слово-то какое -

    очень дорогое!

    Он про внучку говорил:

    Экая досада –

    Я портфель ей подарил,

    Вижу - очень рада!

    Но нельзя ж молчать,

    Как рыба,

    Ну сказала бы

    Слово-то какое -

    Очень дорогое!

    Встретил Витю я, соседа...

    Встреча грустная была:

    На меня он, как торпеда,

    Налетел из-за угла...

    Но - представьте! - зря

    Ждал я слова

    А слово-то какое -

    Очень дорогое

    А вот уже другой поэт спрашивает, какое слово забыла Маша:

    Маша знала слов немало,

    Но одно из них пропало,

    А оно-то, как на грех,

    Говорится чаще всех.

    За подарок, за обедом

    Это слово говорят,

    Когда вас благодарят.

    Обучая детей вежливости, нужно предупреждать и агрессивное поведение, и жадность, и неаккуратность. Вот пара ситуаций:


    • Мальчик в детском саду забрал все игрушки себе, жадничает, играет один,

    • Мальчик принес игрушки в детский сад и поделился ими со своими друзьями.
    «Скажите, ребята из детского сада: каким надо быть, а каким быть не надо?» Таким вопросом-«присказкой» вы можете сопровождать обсуждение сложившихся ситуаций. А может быть, вам помогут стихи А. Барто «Ежели вы вежливы»:

    Был вежлив этот мальчик Нет, ежели вы вежливы,

    И, право, очень мил: То вы благодарите,

    Отняв у младших мячик, Но мячиков у мальчиков

    Он их благодарил, Без спросу не берите!

    «Спасибо» говорил.

    С малых лет нужно учить детей правильно обращаться к взрослым, говорить им не «ты», а «вы». Ваш ребенок - это Ваш полномочный представитель. Глядя на него, окружающие могут судить о взаимоотношениях в Вашей семье. Бывает, что малышам трудно правильно выговорить имя, отчество воспитателя. Извинитесь за него и найдите компромисс. Приятно, когда дети сами придумывают ласковые имена. Автоматизируя поставленный звук «Ш», мы играем в игры «Назови ласково»:

    Договорились? Отлично!

    Маша - Машенька, Машутка (дети не останавливаются и добавляют: Машуля, Машуленька), Даша - Дашенька, Дашутка, Миша - Мишенька, Мишутка, Паша - Пашенька, Пашутка. Красиво, не правда ли? И еще. Немного о «пустых» словах. Давайте вместе исключим их из употребления.

    «Город ЗВУКОВ и БУКВ»

    «Приготовьте ваши ушки, и вы услышите, приготовьте ваши глазки, и вы увидите...» Таким образом, чуть загадочно пробуждаете интерес, способствуя концентрации детского внимания, так учителя-логопеды стараются начать каждое новое занятие. Ведь процесс логопедического воздействия непрост. Задача перед нами стоит нешуточная: научить. А дети - дошкольники по природе своей познают мир, играя. Осознание процесса придет к ним позже. А пока мотивация учения уступает приоритетное место естественному желанию играть. Так давайте учиться играя: и на занятиях, и дома.

    Закономерная гордость каждого родителя, чей ребенок в 2, 3, 4 года уже знает буквы. Мамы и папы тут же стараются научить его складывать слоги. Но это не всегда получается. К сожалению, простое запоминание букв - а ведь ребенок, имеющий прекрасную зрительную память, запомнил их легко, как рисунки, - это еще не показатель развития. И, если ваш ребенок таков, значит, стоит попробовать обучать его глобальному чтению,

    Развесив дома таблички с короткими подписями, обозначающими предметы, их признаки и действия. Метод глобального чтения - это интересная методика. У нее есть много достоинств. Есть и недостатки. Мы не будем их сейчас обсуждать. Мы работаем с детьми, которые не произносят, смешивают или заменяют звуки в собственной речи. Поэтому перед нами, наряду с другими, стоит задача развития слухового восприятия, звукового анализа и фонематического слуха. Следовательно, первоначальный материал для нашей работы - не БУКВЫ, а ЗВУКИ речи.

    Давайте вспомним и разберемся: БУКВЫ мы ВИДИМ, ЧИТАЕМ и ПИШЕМ. Можем ощущать рукой, если буква пластмассовая, сможем вылепить из пластилина или сложить из палочек. ЗВУКИ мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ. «Мой ребенок не умеет выговаривать букву Р», - слышим мы от встревоженной мамочки. «У ребенка звуки Р, РЬ - нулевые. В речи заменяет Р на Л, РЬ на ЛЬ», - так выглядит заключение учителя-логопеда. Уловили разницу?

    Ребенок любит сказки и веселые истории, в которых звуки невидимки шутят и шалят, а буквы-непоседы, меняя свой облик, превращаются в другие буквы.

    Звуки, буквы...

    Дай им волю

    Нашалятся они вволю"

    Вот что писал детский поэт А. Шибаев:

    А ну-ка, буквы, станьте в ряд: И сразу три, четыре, пять

    Я - командир, - вы мой отряд! Спросили осторожно:

    Сказала буковка одна: - Немножко можно поиграть?

    Ты приказал - мы стали. - Ну что ж, немножко - можно

    Уже чуть-чуть устали... Я поиграть и сам не прочь...

    Давайте пригласим наших детей в необыкновенное путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. Только представим, что такой город существует, и вот уже шагаем по его улицам. Смотрите, все улицы и дома здесь разноцветные. Вот красная улица, на ней указатель ГЛАСНЫЕ. А вот район СОГЛАСНЫХ. В синих домиках здесь проживают ТВЕРДЫЕ согласные. В зеленых


    - МЯГКИЕ согласные. А здесь есть дома со звонкими колокольчиками на парадных. Догадались? Правильно, здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. А на других домиках вообще нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Но что такое, почему мы не встречаем никого на улицах этого города? Город пуст? Нет, он полон невидимых обитателей. Слышите? Вот голоса ГЛАСНЫХ звуков:


    А на улице СОГЛАСНЫХ слышится перекличка твердых и мягких:

    З
    ВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ звуки отзываются из своих окон на звон колокольчиков

    А ГЛУХИЕ глухо вторят им:

    Долго ходили мы по улицам загадочного пустынного города, пока не очутились на главной площади КРАСИВОЙ РЕЧИ. Здесь у фонтана, где собрались все обитатели города, мы услышали историю, которая многое нам объяснила. Оказывается, город этот не всегда был населен только звуками - невидимками. Жили здесь и буквы. Но однажды напал на город злодей БУКВОМОР с целой свитой жуков БУКВОЕДОВ и погубил все буквы, только голоса-невидимки от них остались.

    Как же помочь жителям этого города? Как выручить их? Мне кажется, выход есть. Он хоть и не мгновенный, хоть и требует известных усилий и стараний, зато беспроигрышный и очень результативный. Надо всем детям срочно научиться правильно говорить свои звуки и приступить к изучению букв.

    Господа родители! Помогите нам, пожалуйста. Перед нами карта страны Письма. Сколько здесь интересных названий, они подсказывают, чем и где можно писать:

    Выучили буквы, узнаем их в ряду других, умеем превращать одну в другую, меняя расположение их элементов? Правильно произносим звуки, не путаем и не смешиваем артикуляцией но близкие? Теперь самое время задуматься о слиянии букв в слоги:

    Так, длительно протягивая М до А, постепенно сокращая путь, ребенок научится читать слоги-слияния. А что обозначает этот слог? Ничего. Но вот сколько слов, в состав которых он входит: мама, машина, малина, матрешка, зима

    Бессильным окажутся злые чары любого колдуна перед такой совместной работой и заботой друг о друге. Перефразируя М. Шварца, можно будет сказать о вас: «Если вы родители «учители», «любители» и «сказкорассказатели», «примероподаватели», тогда вы не родители, а просто «восхитители»!»

    Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?

    Уважаемые господа!

    Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:


    • Знает ли он своё полное имя (Иван, Юлия, Александр, Роман)?

    • Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?

    • Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?

    • Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда?

    • Хочет ли учиться в школе?

    • Что знает о школе, о труде учителя?

    • Что больше всего любит делать:

      • играть;

      • заниматься;

      • трудиться?

    • Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию?

    • Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?

    • Как общается со взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?

    • Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли назвать соседей числа (у 5 - 4 и 6)? Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?

    • Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах окружающей действительности?

    • Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?

    • Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть, начиная не только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.). Попросите назвать соседей определённого дня - предыдущий и последующий дни.

    • Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?

    • Умеет ли ориентироваться в пространстве:

      • относительно себя: что справа, слева от него, над, перед, за ним и т.д.;

      • относительно заданного объекта: что справа от стола, слева от окна и т.д.;

      • на листе бумаги: середина, верхний, нижний, правый, левый края;

      • разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой левый глаз, левой рукой правое плечо и т.д.

    • Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить серию движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)?

    • Может ли отхлопать ритмический рисунок:

      • простой - ! - !!!

      • сложный - !! - !!!.

    • Знает ли стихи и сказки?

    • Какая любимая книга, почему?

    • Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?

    • Сможет ли разложить последовательно серию картини составить рассказ?

    • Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?
    Например, известный рассказ «Упрямые козлы»:

    На мосту два козла стукнулись рогами. И упали два козла в речку вверх ногами. Почему? Мостик был слишком узкий, а козлы очень упрямыми.