Занимательные задания по биологии. Занимательная биология. Биологические загадки, игры, викторины, КВН. Уроки биологии. Внеклассная работа по биологии Головоломки по биологии

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе ,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук )

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Называем так домишко,

Хлам где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

(Сарай - сайра )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С «Б » - он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В » обитает.

(Комбат - вомбат )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

С первой «С » - огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш » - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

(Страус - Ш траус)

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

НА СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».

◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

НА СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

◘ Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

◘ Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

◘ Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

◘ Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

◘ Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

◘ Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

(Борец)

◘ Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

(Мушки)

◘ Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

(Коромысло)

◘ Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

(Грифон)

◘ Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

(Водолаз)

◘ Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

(Тур)

◘ Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

(Секрет)

◘ Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

(Телескоп)

◘ Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

◘ Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

(Немки)

◘ Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

(Вахта)

◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

(Юла)

◘ Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

(Волчок)

◘ Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

(Шип)

◘ Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

(Перевязка)

◘ Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

(Топорик)

◘ Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

(Портниха)

◘ Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

(Кабачок)

◘ Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

(Трюфели)

◘ Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

(Стопа)

◘ Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

(Таз)

◘ Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

(Лопатка)

◘ Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

◘ У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

◘ У кого есть горлышко , но нет шейки ?

(У бутылки, у графина)

◘ У кого есть зубы , но нет языка и рта ?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

◘ У кого есть ушко , но нет головы ?

(У иголки)

◘ У кого есть кисти , но нет рук ?

(У винограда, у рябины)

◘ У кого есть спинка , но нет животика ?

(У стула, у дивана)

◘ У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?

(У стола, у табуреток, у дивана)

◘ У кого есть ручки , но нет ножек ?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

◘ У кого есть нос (носик) , но нет лица ?

(У корабля, у чайника)

◘ У кого есть лицо , но нет головы ?

(У ткани, у одежды)

◘ У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

◘ У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?

(У спички, у булавки, у луковицы)

◘ У кого есть почки , но нет желудка и печени ?

(У дерева)

◘ У кого есть косточки , но нет скелета ?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

◘ Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

◘ Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

◘ У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

◘ У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?

(У сна)

◘ Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

◘ Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

◘ Кто бежит без ног ?

(Река, ручей, время)

◘ Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

◘ Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

◘ Кто без глаз , а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

◘ Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

◘ У кого есть усы , но нет лица ?

(У клубники, огурцов, кабачков)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

◘ Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?

(Правильно писать пя тнистый пи тон.)

◘ С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

◘ Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?

(Курица - Куда? )

◘ Какого рода кольраби?

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

◘ Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

◘ Название какой змеи может быть наречием?

(Уж)

◘ Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?

(Попугай)

◘ Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

(Летающих насекомых - рой.)

◘ Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?

(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

◘ Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?

(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)

◘ Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

◘ Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?

(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

◘ Правильно ли написано слово «тели фон»?

(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

◘ Правильно ли написано слово «каретт а»?

(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

Занимательные задания

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

5. Ребус

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры – органические вещества.

6. Кроссворд “Наука о клетке”

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

8. Кроссворд “Растительная клетка”

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

9. Кроссворд “Строение клетки” По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки. По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80–95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры - органические вещества.

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.

По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:

  • Бутенко Р.Г. Жизнь клетки вне организма. М.: Знание, 1975.
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Сады и парки мира. - Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1964, 1970.
  • Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973.
  • Жизнь растений / Под ред. А.А.nbsp;Федорова. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1.
  • Ивченко С.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972.
  • Тимирязев К.А. Жизнь растений. Л.: Молодая гвардия, 1950.
  • Травкин М.Н. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.
  • Головоломки (логические головоломки).

    В данной рубрике вам представлено множество головоломок, логических головоломок. Каждая головоломка имеет ответ, чтобы его увидеть, необходимо нажать на слово «Ответ», расположенный ниже головоломки.

    Решение головоломок, логических головоломок заставляет мозг думать и тренирует мышление, логику, память. В мозгу появляются новые связи, т.е. опыт решения новых для него задач, что приводит к развитию мозга.

    Головоломки, логические головоломки этого раздела рассчитаны на разный возрастной контингент и подходят для решения: взрослым, студентам, подросткам, школьникам, детям. То есть имеются как сложные головоломки, так и простые головоломки.

    Головоломка – это задача, для решения которой, очень часто, требуется сообразительность, логическое мышление, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня. Поэтому решение головоломок, логических головоломок этого раздела поможет вам как проверить, так и повысить ваше логическое мышление, сообразительность, память и нестандартное мышление.





    Головоломка по биологии и математике одновременно.
    В лаборатории исследуют новый тип очень интересных бактерий.
    Каждая из этих бактерий размножается на две бактерии
    с периодичностью в одну минуту.
    В 20:00 вечера пробирка была наполовину заполнена бактериями.
    Как вы думаете, в какое время эта пробирка будет полностью
    заполнена бактериями?


    Ответ

    Головоломка о домашних животных.
    У Светы есть домашние животные: кошки и собаки.
    Из всех ее животных только одно не является собакой,
    при этом все ее питомцы, кроме одного - кошки.
    Как вы думаете, сколько всего у Светы кошек и собак?


    Ответ

    Головоломка о фруктах.
    Представьте себе, что у вас есть пустая корзина под фрукты.
    Рядом стоит корзина в два раза большая по объему,
    которая полностью, доверху заполнена яблоками.
    Всего в большой корзине 240 яблок.
    Как вы думаете, сколько яблок можно положить в пустую корзину?