Инди игры данная информация была. Создание игры с нуля глазами инди-разработчика. Представим, что принято решение справляться своими силами

Мы рассмотрели, с чего начать свой путь в игровой индустрии. При этом, большинством начинающих геймдевелоперов движет желание начать разработку той самой игрой мечты. Сегодня поговорим о том, как это делать если вы инди-разработчик. Кстати, посмотреть проекты, которые инди-разработчики начинали у нас в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе “Менеджмент игровых проектов” можно в разделе проекты выпускников . Итак, в зависимости от уже имеющихся навыков и не желая начинать с работы в игровой студии, у начинающего разработчика встаёт выбор из двух вариантов развития событий:

  • Полностью положиться на свои силы
  • Собрать команду (обычно, из таких же энтузиастов)

Представим, что принято решение справляться своими силами

В этом случае, оценив свои навыки, геймдевелопер принял решение, что вполне способен потянуть разработку игры своими силами. Он обладает навыками программирования или, например, имеет высокий скилл в графическом дизайне и способен довести до ума проект с помощью движка -конструктора, не предполагающего написания кода. Если проект не претендует на непомерные амбиции и строится вокруг определённых механик – задача становится вполне посильной. Все проблемы начинаются при построении пайплайна и частых упущениях в отдельных этапах.

С чего начать и на что обратить внимание

Во-первых, разработка проекта предполагает прежде всего время. В зависимости от масштаба это будет примерно от трёх месяцев до бесконечности. Чтобы такого не произошло, нужно чётко рассчитать время, которое разработчик сможет выделить на завершение всех необходимых задач. Если это игра, которая делается свободными вечерами - очевидно, что сроки увеличатся в несколько раз. Если было принято не самое популярное, но всё же периодически встречающееся решение – сосредоточиться только на разработке игры, нужно определиться с источниками дохода или сразу заложить бюджет, при наличии которого не придется заниматься вопросами собственного выживания.

Для начала, лучше всего озаботиться составление графика – сроки/нужные ассеты/задачи и бюджеты. Для этого может подойти любой бесплатный таск-менеджер типа Wunderlist, Trello или OneNote. С ними нужно сверяться каждый день и забивать туда все изменения. Таким образом, можно отслеживать ход выполнения проекта и заранее строить необходимые прогнозы, оптимизируя и перестраивая процессы. Это еще и поможет с мотивацией и самоконтролем. Так как строить расчёты и планировать задачи под одного человека намного проще, оптимизация бюджета будет разобрана более детально на примере следующего варианта.


Второе решение – сбор инди-команды

Допустим, у вас есть чёткое понимание игровой индустрии, организации процесса разработки процесса и в целом довольно ощутимый багаж знакомства с игровыми проектами. При этом есть загвоздка - вы не попадаете в число совсем прикладных специалистов, вроде программистов/художников/композиторов и т.д. Для того, чтобы стать специалистом в любой прикладной сфере потребуется скорее всего огромный объём времени, но даже для организации процесса придётся вникнуть во все хотя бы на определённом уровне. Нужно чёткое понимание, чем конкретно занимаются люди в вашей команде и на какие задачи сколько времени будет уходить. Как и в первом случае, понадобится рассчитать сроки и сформировать бюджет. За исключением тех средств, которые понадобятся как минимум для того, чтобы обеспечить хотя бы какое-то более-менее собственное существование. Как и в случае инди-одиночки, бюджет проекта может варьироваться или его может не быть вовсе. Тогда команда будет состоять из одних лишь энтузиастов. Подобные проекты выходили в свет и по такой системе работают фактически все команды неофициальных локализаций, но обычно, это не самая хорошая схема. Практика показывает, что люди, работающие на энтузиазме, либо “перегорают” в течение нескольких месяцев, либо, так или иначе ставят свои интересы и проблемы всегда на первый план и не готовы уделять проекту достаточное количество времени. Лучше всё же закладывать хотя бы какой-то бюджет – он может быть даже ниже среднего, но это все равно сильно мотивирует и позволяет жить энтузиазму куда дольше.

При таких бюджетах можно рассчитывать только на таких же людей – кто будет гореть, как и вы сделать проект и стараться всеми силами довести его до релиза. Вопрос – где найти таких людей? Не стоит рассчитывать, что это будут высококлассные специалисты, поэтому стоит сосредоточиться только на тех задачах, которые нужны конкретно для данного проекта. В лучшем случае, команда будет постепенно расти, осваивая новые горизонты, но времени на постоянное освоение новых задач скорее всего не будет. Перед формированием бюджетов и сроков нужно составить чёткое техническое задание и геймдизайн документ. Это то, с чего начинается создание любого игрового проекта. Когда все задачи известны, бюджеты выделены, а сроки подсчитаны, начинается формирование команды.


Препродакшн

У проекта уже определён графический стиль, уже известна платформа, возможные движки, жанр и в целом, сформирован общий вижн. Это значит, что уже можно приступить к поискам как минимум художника, программиста и геймдизайнера. Если игра обещает быть тематической или нацелена на определённый сеттинг – имеет смысл отправиться на поиски во все тематические сообщества: соц.-сети, порталы, тематические сайты, фан-группы по похожим играм – как минимум, везде есть раздел с фан-артом. Можно отобрать сразу несколько приличных работ, посмотреть аккаунты художников и дизайнеров (обычно у всех, кто имеет серьёзное отношение к созданию арта, есть аккаунты на deviantart и behance). Программисты и геймдизайнеры тоже попадаются в таких сообществах, но куда реже. Клич бросить всё равно имеет смысл, но лучше делать это в том числе в группах, связанных с нужными движками, программированием и уже непосредственно геймдевом. Обычно, это всё же люди, которые уже решили для себя идти в эту сферу и есть много таких, которые тоже не знают с чего начать и ищут себе команду – объединяйтесь! На геймдев-конференциях вероятность найти нужных людей тоже возрастает – вы попадаете в концентрацию сферы игровой индустрии и их определённо имеет смысл посещать по целому ряду причин. Начиная от поиска нужных специалистов и энтузиастов, заканчивая саморазвитием.

Юридическое сопровождение может быть самым разным, начиная от открытия ООО, заканчивая наймом через фриланс-площадки. При наличии какого-либо бюджета проекта – второй вариант проще и обеспечивает подтверждение ваших финансовых отношений на случай возникновения споров. Самые известные у нас площадки – Fl.ru и Upwork.com. На первой больше сегмент РФ и СНГ, на второй специалисты со всего мира. Если цель – зафиксировать отношения, FL вполне подходит, на Upwork – более мощная платформа, но процент площадки выше и её имеет смысл использовать только в случае необходимости поиска аутсорсера.


Оптимизация доступных ресурсов

При формировании бюджета в таких условиях очень важно использовать все возможности для сокращения расходов, но при этом только тех, которые не будут в ущерб самому проекту. Для написания музыкального сопровождения не обязательно обращаться к отдельным людям или компаниям. Звуки с бесплатной лицензией можно найти на freesound.org, полную лицензию на использования уже готовых треков можно купить по довольно лояльным ценам на audiojungle (примерно 25-70$ за трек). Большинство графических ассетов/паков и плагинов под нужные задачи доступны в сторе самого движка (Unity, Unreal) или на аналогичных ресурсах. Если проект всего один, не предполагает гигантских масштабов, а в команде меньше 10 человек – нет большого смысла закупать подписки на масштабные таск-трекеры типа Jira или Redmine. Достаточно стандартного набора Google docs, Trello, Slack и Telegram. Мы так же рассматриваем тот вариант, когда вся команда находится на “удалёнке”, а не сидит где-то в офисе – полноценный рабочий день вам не нужен, разбивайте выполнения задач по времени. Кто что и когда делает не имеет особо сильного значения, если работа выполняется в сроки. Лучше всего сосредоточиться именно на таком построении процесса и иметь в виду, что любые бесплатные инструменты, отвечающие поставленным задачам, станут не только решением, но и помогут сократить бюджет. Сроки стоит всегда закладывать с запасом – минимум два месяца. В силу разных обстоятельств что-то может сдвигаться, даже люди на проекте могут меняться – это тоже нужно учитывать. Всё учесть не получится практически никогда, но, если просчитана большая часть возможных проблем, а роли в проекте и с ними связанные задачи чётко распределены – риски значительно снижаются.

Что делать с игрой на релизе – это уже отдельная история. Искать издателя, издавать самим, привлекать дополнительные инвестиции или выходить в краудфандинг - каждая команда решает уже в силу слишком многих обстоятельств. Это тоже имеет смысл продумать заранее, но иногда цель может заключаться в том, чтобы игра просто хотя бы увидела свет и послужила стартом к более серьёзным проектам и новым перспективам. Сейчас маркетинговые бюджеты слишком разнятся в зависимости от платформы и способов продвижения, но как минимум, вам ничто не мешает создать коммьюнити проекта и сообщать все связанные с ним новости, при этом поддерживая активность потенциальной аудитории.

Papers, Please; Her Story, Stardew Valley, The Stanley Parable, Minecraft и Braid – это игры, созданные всего 1 человеком.

Punch club был разработан командой из нескольких человек.

Blizzard Entertainment была основана тремя выпускниками Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Из всех примеров видно, что такие случаи встречаются и имеют право на жизнь. Всё определяют поставленные цели, упорство и желание дать проекту увидеть свет. Большая часть негативных обстоятельств решаема и всё зависит от готовности вовремя перестроиться и уметь быстро принимать ряд решений в зависимости от ситуации. От команды будет зависеть фактически всё – это люди, с которыми у вас должны быть схожие цели, взаимопонимание и схожее отношение к тому, что вы делаете. В противном случае получится басня о лебеде, раке и щуке, где даже старание с упорством не сдвинут телегу с места. Задать одно направление – ваша главная цель.

Желаем вам успешных проектов и приглашаем присоединяться к обучению на программе “Менеджмент игровых проектов ” и запускать новые хорошие игры вместе!

Эта статья будет полезна людям класса «Я хочу создать игру», к которой мы относим нашу студию. Мы не стремимся стать следующими Zynga или Activision . Мы хотим быть маленькими и полезными.

Если вы сейчас в аналогичной ситуации или вы разработчик одиночка, пытающийся зарабатывать на жизнь с помощью инди-игр, эта статья будет полезной для вас. У меня нет ответов на все вопросы, далеко нет. Мы все еще продолжаем учиться.

1. Необходимость способностей к бизнесу

Чтобы начать зарабатывать на жизнь посредством инди-игр, вам придется начать вести свой бизнес.

Если вас это пугает и вам это неинтересно, тогда немедленно найдите себе склонного к коммерции творческого партнера по бизнесу.

Вам нужно нанять хорошего бухгалтера (днем с огнем не сыщешь!) и проконсультироваться у таких организаций, как Business Link .

Нет ничего сложного в основах ведения бизнеса. Ваш бухгалтер должен быть в состоянии помочь вам с теми вещами, с которыми вы не разобрались.

2. Реалистичный план продаж

Сколько денег может заработать инди-игра? Мы знаем, что статистически, лишь небольшая доля инди-игр может продать более миллиона экземпляров!

Я думаю, что оптимальная продолжительность проекта амбициозной инди-игры составляет 1,5 — 2 года, но это только мое личное мнение.

3. Концепция, Эстетичность, Геймплей

В действительности, никто не знает какие игры будут хорошо продаваться, пока они не будут выпущены в продажу.

Тем не менее, есть некоторые моменты, которые позволят вашей игре стать достойным продуктом:

Концепция

Не существует формулы для создания отличной концепции. Вы пытаетесь предчувствовать, на что обратит внимание более широкий круг людей, или предугадать определенную нишу, которая, как вы думаете, пустует.

Почти нет никакого смысла давать такого рода советы. Запомните, что очень важно учитывать мнение людей о вашей концепции. Вот четыре игры, которые, по моему мнению, имеют очень сильную концепцию. Они проиллюстрируют мою точку зрения лучше, чем очередной абзац моей писанины:

  • Retro City Rampage
  • Farmville
  • Uplink
  • World of Goo

Как только вы столкнетесь с каждой из этих игр, вы легко поймете о чем я говорю, и почему вы получаете удовольствие играя в эти игры. Это и есть цель концепции.

Эстетичность

Люди придут из-за графики, а останутся из-за геймплея. Вам нужно и то и другое. Я не говорю о дорогой AAA графике. Я имею в виду что-то, что будет оказывать мгновенное массовое визуальное воздействие. Даже у Dwarf Fortress такое есть.

Вам необходимо разработать способ создания блестящего, оригинального внешнего вида, по очень низкой цене. Это нелегко, но будучи находчивым инди-разработчиком, вы должны поступить по умному!

Lexaloffle сделали это, воскресив забытую графическую технику в низком качестве, но поразительным способом..

Вот почему у их трейлера более 200 тысяч просмотров.

Наконец, две вещи, которые никогда не повредят: детализация и наполнение. Как только ваша игра будет визуально функционировать, вернитесь и наполните её: забавными вещами, анимацией, причудливыми деталями, скрытыми областями, движением графики в меню.

Совершенство является результатом оттачивания мелких деталей в ручную: рецензенты и покупатели обязательно заметят, приложенные вами усилия.

Геймплей

Игра с хорошим дизайном включает в себя сильное схватывание абстрактных систем управления и реальный, практический итеративный подход: навыки, которые находятся на противоположных сторонах. Если вы хорош как разработчик, а с остальным у вас проблемы, как можно раньше подключите к разработке сторонних людей.

Хочу предупредить, что большинство геймеров считают практически невозможным оценить геймплей игры без достойного арта.

Геймдизайн это навык, который совершенствуется всю жизнь — это призвание. Многие люди уверены, что они бы преуспели в этом, будь у них возможность. Эти люди неправы.

Если ваш геймплей не достаточно хорош, чтобы люди могли порекомендовать вашу игру своим друзьям, тогда вы не продадите нужное количество копий. И это факт.

4. Сделайте модели оплаты частью вашего дизайна

Подумайте о своей модели оплаты, как о части дизайна вашей игры.

Бесплатные игры, включающие в себя виртуальные товары, сейчас предлагают максимально возможный потолок с точки зрения дохода на PC и Mac. Они позволяют людям, которым нравится игра, платить больше. Они также охватывают небольшую сумму дохода от игроков, которые приобрели только полную версию игры.

Однако, если у кого-то высокие доходы, это не значит, что вы должны к этому стремится. Возможно, это просто не подойдет вашему типу игры. Мы сейчас относимся к классу «Я хочу создать игру». Вы делаете это потому, что у вы хотите её создать, а не потому, что вы хотите выручить как можно больше денег.

Таким образом, традиционная форма продажи «заплати один раз» по прежнему очень жизнеспособна, особенно для частных лиц и маленьких компаний.

Если вы выберите продажу в виде «заплати один раз», я бы настоятельно вам порекомендовал изучить DLC (прим.пер.: загружаемый контент — форма распространения цифрового медиаконтента через Интернет) и способы предложить более ценные вещи клиентам, которые искренне любят вашу игру. Возможно, заплатив один раз, игроки получат большую свободу действий и сильнее окунутся в игру. А вы сможете легко заполучить преданных фанатов, которые будут счастливы приобрести дополнительный контент.

Такое поведение может привести к более существенным отношениям с вашими покупателями: вам не нужно будет клянчить у людей большее количество денег каждые 5 секунд.

Хороший пример долгосрочной заинтересованности покупателя к игре — Penny Arcade. Они делают продукты (и проводят мероприятия), которые любят их фанаты. У них действительно взаимовыгодные отношения с их аудиторией. Нет никаких возражений против того, чтобы инди-студия позаимствовала такой подход.

5. Начните принимать предварительные заказы

Предварительные заказы являются очень сильным средством для инди-разработчиков, создающих игры «заплати один раз».

Когда кто-то предзаказывал нашу предстоящую игру Frozen Synapse , он мгновенно получал копию бета-версии, а также бесплатную копию игры для друга. Это принесло нам определенный успех. Нужно было дождаться, когда в бета-версию станет интересно играть и отладить её перед выходом. Я призываю всех последовать нашему примеру.

Мы решили не добавлять демо-версию в предварительный заказ. Поэтому, предварительные заказы делали только те, кто были увлечены концепцией игры.

Хотя, я считаю, это уменьшило количество предварительных заказов. Но это также помогло создать группу поддержки, которая значительно помогла нам с разработкой. Когда игра будет готова достичь более широкой аудитории, демо-версия станет лучшим решением.

Однако, если бы у вас была простая в использовании и доступная для загрузки альфа версия игры, как например Minecraft, нет никакого оправдания отсутствию демо-версии на раннем этапе.

Вы должны принять решение исходя из того, что будет лучше подходить вашей игре.

6. Онлайн победит пиратство

Пиратство является серьезной проблемой для инди-разработчиков. Фактически, ваша игра нуждается в онлайн компоненте, для покупателей, которые хотят платить. Только очень добродушные люди станут покупать то, что можно получить бесплатно в другом месте и без негативных последствий.

Есть множество способов решить эту проблему путем введения онлайн компонентов. Но я призываю вас сделать это не во вред покупателю. Не заставляйте игру обращаться к серверу без особой причины, придумайте занимательную онлайн особенность, которая добавит интерес и ценность вашей игре.

7. Прямо и в обход

Чтобы получить достойный успех на PC-игрой для загрузки, следует появится на каждом крупном портале. Каков секрет попадания на порталы? Сделайте популярную игру и заблаговременно предоставьте информацию об этом!

Не полагайтесь только на дистрибьюторов, продающих вашу игру. Чтобы получить значительные деньги от прямых продаж нужно следующее:

Понятный сайт, который позволит легко получить информацию о вашей игре, со страницей для покупки и скачивания демо-версии.

Потратьте время на оптимизацию вашего сайта и его настройку для последующих изменений

Маркетинговый план, основанный на генерации трафика

Ваш сайт не должен быть роскошным и особо притягательным (при условии, что ваша игра сама по себе выглядит хорошо). Он должен быть простым и рабочим.

8. Спрос и предложение

Некоторое время назад я написал большую (прим. пер.: вскоре она будет переведена), в которой есть все, что я хотел бы сказать на этот счет.

Добавлю только, что ваше активное появление в блогах, социальных сетях и видео, напрямую связано с вашим успехом. Привлекайте внимание, без ущерба для себя и других.

9. Владейте данными статистики

Вы должны иметь хорошую веб-статистику на вашем сайте. Это единственный самый полезный совет по маркетингу, который мне кто-либо давал. Без этого, вы не будете знать, почему ваша игра продается или не продается. Сервис Google Analytics чрезвычайно мощный и бесплатный. Рекомендую.

10. Сотрудничайте с другими инди-разработчиками, и с инди-сообществами

Все чаще инди-разработчики объединяются для сотрудничества. Взгляните на кросс-маркетинг в таких играх, как Super Meat Boy или в проектах, как Cliffski’s ShowMeTheGames.com. Активное сотрудничество с сообществами инди-игр действительно может принести пользу вашей работе, главное не вступать в разборки, и не вести себя вызывающе.

11. Используйте мероприятия обдуманно

Не тратьте много денег на события. Я пока не нашел такого человека, кто бы мне предоставил статистику о доходе, после покупки большого стенда на какой-нибудь выставке.

Определенно, попытайтесь найти легальные способы, чтобы пойти на фестиваль бесплатно.

В любом случае, отправляйтесь на выставки и рассказывайте о своих играх. Всегда есть незначительный шанс завести новое полезное знакомство.

Если вы находитесь в Великобритании (и даже если нет) я советую вам поддержать Gamecity — это событие резюмирует то, почему я хочу быть частью игровой индустрии.

12. Делайте и не сдавайтесь

Упорство наиболее важная черта, которая вам нужна, как инди-разработчику. Вам нужно делать ошибки, учиться на них, и продолжать двигаться дальше.

Для того, чтобы заниматься этим, вы должны это любить. Вот почему место действия инди-игр — самое лучшее место в этом жестоком мире!

Компьютерные и мобильные игры размножаются чуть ли не почкованием: за 2016 год в самом популярном игровом магазине Steam вышло больше 4000 игр для PC, а в 2017 году этот показатель превысил 7600 - получается, что в среднем ежедневно появлялась 21 новая игра. У мобильных разработчиков конкуренция еще жестче : в App Store выходит от 1500 игр в месяц, а в сентябре 2016 года их было почти 47 000. Растет и число компаний-разработчиков - в том числе небольших инди-студий, - но большинство из них умирают еще до запуска первого проекта или сразу после. Чтобы понять, как обстоят дела в совсем не утопическом мире инди-разработки, T&P поговорили с представителями трех российских студий.

Как все устроено

Рабочие процессы в инди-студии могут строиться совсем не так, как в крупных компаниях. Организовать пять человек куда проще, чем 50, но при этом руководитель должен здраво оценивать силы своих немногочисленных подчиненных и ставить разумные дедлайны.

В маленьком коллективе часто дружат все и со всеми, что может как мотивировать сотрудников, так и отвлекать от работы. В поиске золотой середины между хобби и работой спасает искренний интерес к проектам - без него не выживают.

Выстроить классические отношения «начальник - подчиненные» в инди практически нереально, приходится уповать на ответственность каждого. Основная задача руководителя здесь - создать идеальные условия для команды и не мешать людям делать свою работу, говорит Олег Паршенцев.

Олег Паршенцев: Инди-студия отличается от крупной компании как небольшой семейный ресторанчик отличается от ресторана с сотней посадочных мест и тремя звездами Мишлен. Когда ты работаешь в маленьком коллективе, нет отношения «not my job» - каждый митинг проходит в бурном обсуждении задач и попытках найти максимально эффективные решения. Каждый знает общую цель и видит, как его действия приближают к ней команду.

Александр Мелкозеров: Иерархия у нас очень отличается: она горизонтальная. Работы не так много, как в крупных компаниях, поэтому узкоспециализированные люди есть, а вот отдельных руководителей нет. Среди наших сотрудников никто не работал в крупных компаниях.

Сергей Глухов: Зачастую работа в инди не так хорошо выстроена, как в крупных компаниях, но это не про нас. На выстраивание и оптимизацию пайплайнов разработки потрачено много усилий, и это дало свои плоды. Конечно, есть свои особенности: главные проблемы - нехватка рук и суперсжатые сроки.

Место для творчества

Казалось бы, в инди-студии больше простора для творчества, но и здесь не без подводных камней. Один из важнейших навыков - уметь вовремя остановиться, переделать что-то, пока не поздно, или же вовсе прекратить разработку, говорит Александр Мелкозеров. Но в целом прогноз для творческих людей скорее положительный. Сергей Глухов отмечает, что в инди-студиях рамки для творчества шире - как минимум потому, что нет ощущения «винтика в системе». Работа каждого разработчика значима и заметна, и работать куда приятнее, когда ты видишь, что идея не пропала даром.

Александр Мелкозеров: Самое сложное в работе инди - это выбор. Если мы не угадаем, будут убытки. Важно постоянно отслеживать, что выходит на рынок и какие механики и решения пользуются спросом у пользователей.

Олег Паршенцев: Главная особенность творческого процесса - переделки. Много переделок. Ввели в игре новый магазин волшебных предметов и сделали под него визуал? Будьте готовы изменить его два, три, пять раз - до тех пор, пока игрок не начнет кликать на этот магазин и тратить свое золотишко.

Без самообразования никуда

В геймдеве мало кто верит в профильное образование. Есть специальности, для которых правильный бэкграунд необходим: например, если собираешься заниматься монетизацией игры, нужна математика, и совсем не на любительском уровне. А вот языки программирования, программы для художников, менеджмент игровых проектов вполне возможно освоить самостоятельно. При приеме на работу художники показывают портфолио, геймдизайнеры выполняют тестовое задание - никого не просят показать диплом.

Александр Мелкозеров, инженер по специальности, рекомендует всем начинающим побольше тренироваться, смотреть чужие работы, использовать GitHub и приходить на работу с хотя бы небольшим, но практическим опытом разработки. В Ростове-на-Дону, где находится его студия, хорошие специалисты в дефиците - Александр готов доучивать новых сотрудников, если видит в них потенциал. Такой сценарий возможен и в Москве: наставничество в инди-студиях - обычная практика.

Образование не заканчивается никогда: год отставания в IT идет за десять, поэтому на одном опыте далеко не уйдешь - нужно следить за достижениями лидеров рынка и постоянно учиться новому.

Александр Мелкозеров: Институты не учат тому, чему нужно. Им нужно объединяться с практиками, делать что-то совместное. Такой симбиоз мог бы изменить ситуацию с кадрами на рынке.

В 2016 году мы приняли участие в международном акселераторе GameFounders - это нам очень помогло, и я советую всем начинающим студиям использовать подобные возможности.

Олег Паршенцев: Когда я выбирал специализацию, университета, где можно было бы обучиться чему-либо из геймдева, не было. Поэтому только курсы, книги, конференции, подкасты, паблики, новостные порталы и многое другое. Сейчас информации огромное количество, и большая часть - в свободном доступе, главное - постоянно совершенствоваться.

Как заработать

Важно поймать баланс: создавать игры, в которые сотрудники готовы играть сами (иначе не получится делать по-настоящему классные вещи) и которые при этом будут приносить прибыль (потому что даже самые мотивированные энтузиасты не протянут без зарплаты долго). Александр Мелкозеров рассказывает, что у его студии было много провалов, - справиться можно только одним способом: экспериментировать и смотреть на реакцию аудитории. Люди готовы платить за нечто удивительное, чего никогда не сделает ни одна крупная студия. Но для подстраховки инди-студии берут подработки - выполняют чужие заказы в качестве аутсорс-разработчиков.

Александр Мелкозеров: Всем энтузиастам: как можно больше показывайте и рассказывайте о вашем проекте экспертам, наставникам, потенциальной аудитории, собирайте максимум фидбэка. Самое плохое, что вы можете сделать, - не показывать игру никому до самого релиза, когда уже будет поздно.

Чего ждать от работы в инди-студии

С одной стороны, в инди-компанию устроиться легче, с другой - есть шанс, что игра, которой предстоит заниматься, просто не увидит свет. К чему еще готовиться?

Олег Паршенцев: Индустрия только с виду такая пушистая, а на деле… Ты хочешь быть художником и рисовать классные штуки в крупной компании? Будь готов пару лет делать сапоги или кристаллики. Тебе нравится придумывать игры, и ты хочешь быть геймдизайнером? Добро пожаловать в увлекательный мир экселевских таблиц и аналитики. Я могу продолжать так долго. Однако если это действительно любимое дело всей жизни, ты будешь получать несказанное удовольствие даже от копания в таблицах.

Ну, а чтобы открыть свою студию, нужен опыт либо деньги, за которые этот опыт можно купить. Лучше, конечно, и то и другое, потому что, имея опыт и не имея денег, придется тратить третий важный ресурс - время.

Александр Мелкозеров: Если вы никогда не работали в геймдеве, не идите в инди! Пойдите в крупную компанию и посмотрите, как все устроено. Если вы придете сразу в инди без понимания внутренней кухни, ошибки, которые неизбежны, отобьют все желание дальше развиваться в сфере. Нужно быть готовым к тому, что придется делать все и сразу.

Петя, вернувшись со школы, снова взялся за большой том об искусстве программирования – родители были очень удивлены, когда их сын попросил не новую игру на свой день рождения, а несколько больших книг о программах.

Петя – юный программист, дизайнер и сценарист в одном лице. Уже месяц он носит концепцию своей будущей игры – оригинальной, крутой, с большой изюминкой посередине , до которой еще никто не додумался. Свои замечательные идеи он записывает в толстую тетрадь на уроках, а после переносит в электронный вариант, создавая дизайн-документ. Петя особо не задумывается о будущем: перед глазами лишь перспектива огромного успеха, больших денег и всемирного признания.

Но возможностей у юного Пети маловато, огромные книги о продвинутом программировании пока что не дали знаний о том, как стоит делать хорошие игры. Поэтому Петя, с тетрадью в руках, гонимый слепым энтузиазмом, отправляется в поисках своего игрового издательства. Цель одна – получить требуемые ресурсы: команду разработчиков, дизайнеров, деньги на реализацию проекта и кучу времени. Об успехе своего детища Петя не задумывается – он в нем уверен.

Увы, план Пети не сложился – издателю идеи не нужны, как и энтузиасты, влеченные лишь оригинальной концепцией. Золотое окно для авторов идей давно закрыто – это факт.

И дело в нынешнем игрострое: создание игры сегодня – это бизнес, в котором существует не только успех, но и риск. Цена Петиного новшества может дорого обойтись издателю.

Это бизнес, Петя.

Горькая правда заключается в том, что с оригинальной идеей Петя не представляет абсолютно никакой ценности для индустрии – идеи есть у всех, они не в дефиците. В книге для начинающих кодеров, которую родители подарили нашему герою, так и написано: наличие концепции еще не дает гарантии успеха, а лишь обеспечивает его предпосылки.

Да и оригинальность-то сейчас никому не нужна – как ранее писалось, из-за большого риска. Чтобы обезопасить свой бюджет, издатель создает общепринятую обыденность, проверенную и выгодную. Все Баттлафилды, Коды, Мобы и подобные создаются в процессе изучения рынка и желаний самих игроков. Существует целая игровая мода, на которую ориентируется издатель. Казалось бы, такой подход – непринятие оригинальности – не нацелен на успех, но в реальности же подобная компания оказывается самой выгодной.


Сама идея – вещь бесформенная. Ее основное свойство – это изменение. Как бы не хотелось юному Пете, его новшество не будет таким, каким он его задумывал – идея потеряет свою изначальную форму. В этом стоит винить процесс реализации: все задачи и их решения, все альтернативы приведут задумываемый идеал к продукту релиза. Это изменение может повлиять на структуру концепции, как положительно, так и отрицательно. Длительное преобразование идеи может привести к фиаско – крутая игра, которую Петя планирует, имеет шанс провалиться на релизе только из-за непринятии задумки игроком.

Но Петя не сдался и решил сам разрабатывать свою игру. Читая тонны литературы, смотря тысячи видео-уроков, рисуя и практикуясь, он пришел к моменту реализации. Взяв в правую руку идею, а в левую – энтузиазм, Петя приступил к долгой и изнурительной работе. Быть может, он создавал игру на телефон или на PC – сути не изменяет: Петя работал 24 часа в сутки, семь дней в неделю, чтобы его задумка обрела форму.

Момент релиза. Петина игра оказалась совсем недурной – может, не то, что задумывалось сначала, но результат воодушевил создателя. Работа закончена, все последние штрихи сделаны – пора выпускать игру в общий доступ. Тут и приходит момент огорчения: игру никто не скачивает, она не находится в топах, не приносит славу и деньги. Со слезами на глазах Петя задает немой вопрос: «Почему?» .


Все просто, Петя. Твоя игра никому не интересна, и дело не в ее качестве. Идея, отходя на второй план, уступает банальному принципу «Что ты можешь предложить». Выделение из серой массы всех свежих (и не очень) игр не приведет к успеху только из-за отсутствия уникального предложения. Иными словами – из-за отсутствия правильной подачи в Рекламе. Казалось бы, реклама – вещь второго плана и не требует внимания на стадиях разработки. Но это не так – проект с самого начала реализации должен сконцентрировать внимание на рынке, создать уникальное предложение для игрока. -разработчик обязан организовать достойное место в предложениях для своей будущей игры.

Маркетинг – сложная штука, чуждая для Пети. Он не виноват, что его задумка не обрела своего фаната и не одарила автора горой денег. Независимый разработчик – это одно. А что делают крупные игровые издания? Для команды разработчиков готовится определенный документ со всеми пожеланиями, требованиями и ограничениями. Ответом студия соглашается на все нюансы, оговаривает количество человек, работающих над игрой, и цену вопроса. Главной темой в документе является, конечно же, игра. Все менеджеры, аналитики, маркетологи зарождают основу проекта – дают жанр, тематику. Все, что интересно и будет интересно игроку учитывается и преобразуется в план, который в итоге отправляется будущему создателю – разработчику. Уже он думает о реализации проекта: о сюжете, об аспектах.

Не оставляя мечты о славе, Петя приступил к новой работе. На этот раз он настроился более чем серьезно. Спрашивая одноклассников, что бы они хотели видеть в игре, Петя анализировал и создавал целую систему вариантов преображения своей задумки. Он находился на самом сложном этапе разработки – на подготовительном.


Во время подготовки разработчик, под руководством издателя, работает над описанием преимуществ и особенностей будущей игры. Как правило, идея проекта вырабатывается коллективно – всеми членами студии. Каждый дизайнер, кодер, звукорежиссер, сценарист вносит свое представление о конечном результате. В таком случае, начальный замысел размывается до неузнаваемости. Подготовка к разработке – тот самый момент, когда студия старается не только сохранить первоначальную идею, но и улучшить ее.

Итогом подготовительных работ внутри студии является целый документ, на котором выражены все представления о будущей игре, все ее особенности, все аспекты. Такой документ отправляется к издателю и считается конечной целью работы, к которой должен стремиться разработчик.

Этот документ должен присутствовать и у инди-создателя – он поможет обеспечить целостность идеи и увеличить шанс успеха. Обычно независимые энтузиасты с подобным планом ищут помощь в реализации – либо стараются пропихнуть документ издателю, либо ищут помощи у таких же независимых разработчиков. Но наш Петя не имеет денег для оплаты наемного дизайнера, а его возраст не внушает доверия потенциальным спонсорам – поэтому к разработке он приступил один.

Сегодня независимый разработчик имеет все шансы обрести успех – краудфандинги, всевозможные сообщества тестеров и разработчиков, цифровые распространители смогут помочь любому проекту. К примеру, программа Early Access в Steam уже обеспечила многих разработчиков нужной монетой, благодаря чему их программы достигают финиша в разработке. Или группы начинающих тестеров и кодеров, готовых работать за идею. Все предлагаемые возможности в Интернете дают огромный шанс людям воплощать свои идеи материально, в цифровом виде. Рано или поздно, спектр всех доступных услуг будет расширяться, как и доступность в реализации.


Немного поразмыслив, Петр решил привлечь группу игроков для тестирования игры. Проект добрался до стадии Альфа и способен показать все свои основные фичи. Которые, кстати говоря, пришлись по вкусу тестерам. Но не все так оптимистично: тестер – человек критичный, его задача найти все изъяны и сообщить о них создателю. При этом он способен внести в игру что-то свое, предложив задумки на ранней стадии тестирования. Так, к Петиной головной боли прибавилась еще масса предложений и проблем, способных выбить из колеи любого разработчика.

Вообще, игра на стадии тестирования требует огромного количества ресурсов, времени и сил, которых недостает любому независимому разработчику. Альфа-тест обязует создателя экспериментировать, вносить что-то новое, порой даже идти на поводу у тестеров, не отходя от намеченного результата. Именно на этой стадии определяется дальнейшая судьба проекта и делается выбор – разработчик либо пасует, либо идет до конца, невзирая на все тонны критики. как бы говорит создателю: «Зачем ты это делаешь? Бросай все эти глупости». Разработчик же должен кратко и твердо ответить «Нет», а после продолжить изнурительную работу. Проект на стадии беты выходит на финишную прямую, которая не такая легкая, как кажется.

И вот снова – конец разработки. Готовая игра, как итог долгих месяцев трудной работы, лежит перед Петром и смиренно ждет релиза. Петя же в раздумьях: а что, если не получится? Снова перевоплощать идею в новый образ? Независимый создатель задается этим вопросом каждый раз в преддверии релиза, как любой другой автор пьесы опасается провала перед выходом на сцену. Подобные волнения чужды крупным студиям, но вполне знакомы одиночным разработчикам.


Реалии таковы: идея сегодня – не главное. Оригинальность заменяется проверенными решениями, что-то новое отвергается не игроделами, а сообществом геймеров. Сама идея способна свернуть горы, но за этими горами может находиться консерватор, который не хочет нового, ему нужно старое. Независимому разработчику нужно лишь смириться и для успеха делать то, что принято народом.

Что случилось с Петей? Может быть, его игра все-таки вырвалась в топы, а идея – понравилась людям. А может и наоборот – чего-то не хватило для успеха. Вообще говоря, инди-создатель должен прекрасно понимать одну простую истину: без горького опыта не удержать победы. Его работа должна заключаться в создании множества вариаций и совершения великого числа попыток. Его обязательные качества – терпение и трудолюбие. Его главный двигатель – идея.

Инди-игра с нулевым бюджетом.

Как ее разработать, как продать и зачем это вообще нужно.

Мы предлагаем вашему вниманию расширенный и обновленный вариант доклада, который представляли в рамках КРИ 2012, а также в школе компьютерной графики Scream School (Британская высшая школа дизайна).

Чтобы сделать великую игру, необходимы три вещи: потрясающая идея, опытная команда и куча денег.

Это слова Дэниэла Вавры - человека, в свое время создавшего игру Mafia, а ныне занимающего пост творческого директора студии Warhorse. В случае с инди-проектами, как правило, нет ни опытной команды, ни денег. Что остается? Только идея!

Почему сейчас лучший момент, чтобы разрабатывать инди-игры?

Ответ прост - сейчас они “в тренде”. Игроки обратили внимание на проекты от начинающих разработчиков, им нравится в них играть и они готовы платить за них пусть небольшие, но деньги.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 2003-м году, когда компания Valve представила сервис STEAM. Игры начали перебираться с полок магазинов в направлении интернета, и это здорово повлияло на инди движение. Если раньше игроки не считали серьезной игру, пока издатель не упакует ее в коробку, то теперь проекты AAA класса стоят на одной виртуальной полке с инди в том же STEAM. Чтобы издавать игры в цифре, можно обойтись без крупных бюджетов и любой разработчик может сам выступить в роли издателя.

Интерес к инди подогрел невероятный успех Маркуса Перссона с его Minecraft. Еще на стадии беты незавершенная игра сделала разработчиков миллионерами. Примерно тогда же вышли Braid, Super Meat Boy - наверняка, для вас это не пустые звуки.

В последнее время растет популярность Independent Games Festival - ежегодного инди-фестиваля, который проходит в рамках Game Developers Conference. Фестиваль проходит с 1999-го года, но если до 2005-го там побеждали проекты вроде Fire And Darkness или Shattered Galaxy, то с 2005-го и дальше гран-при берут довольно известные игры. Gish, Darwinia, Crayon Physics Deluxe - скорее всего, вы о них уже слышали.

Чтобы представить свою игру на IGF в основном зачете, нужно заплатить сумму в 95$. Для студентов и школьников есть возможность выступить в отдельной номинации совершенно бесплатно, но, учитывая количество подаваемых заявок, конкуренция там намного выше.

Есть интересные конкурсы и поменьше масштабом. К примеру, Ludum Dare, где разработчики делают игры на заданную тему в сжатые сроки. Среди победителей встречаются отличные работы.
Существует российский аналог этого конкурса - Gaminator, который проводится на силами портала gamin.ru. Там все то же самое, только сроки на разработку свободнее - дается чуть больше двух недель на игру. Если вы хотите попробовать свои силы - здесь ваш проект по достоинству оценит и прокомментирует постоянное комьюнити сайта.

Еще один аргумент в сторону инди тренда - это разнообразные Indie Bundles. Несколько разработчиков объединяются и представляют набор из своих игр по очень выгодной цене, а игроки дружно поддерживают эту инициативу рублем. В результате каждый из разработчиков получает крупную сумму наличных и, как приятное дополнение, хорошее освещение игры в прессе. Игроки же получают хорошую скидку на известные проекты - таким образом, от бандлов выигрывают обе стороны.

Чтобы представить примерный масштаб - в ходе продажи The Humble Indie Bundle V было продано 599,003 наборов общей стоимостью 5,108,509 $. По 500-600 тысяч долларов каждому из
участвующих разработчиков - согласитесь, неплохо.

Интересное движение началось и на сайте KickStarter, где общими усилиями собирают средства на реализацию различных проектов. Разработчики дружно зашевелились, когда Тим Шейфер разместил там свою новую игру Double Fine Adventure в начале 2012-го года. Тим рассчитывал собрать 400000$, но в итоге получил почти три с половиной миллиона. За ним последовали inXile entertainment с Wasteland 2 и Stainless Games с Carmageddon: Reincarnation. Даже новую часть Ларри проспонсировали! Начинающим разработчикам на такой прием рассчитывать не стоит, но небольшую сумму денег на KickStarter собрать вполне реально. Главное, чтобы у вас был надежный друг в США с доступом к Amazon Payments. Создатели KickStarter уже обещают снять это ограничение, но пока без такого друга ничего не получится.

Последний аргумент касается самих игроков. Неспроста ту же Diablo III дружно минусуют на Metacritic - за десять лет разработки все новые идеи в игре можно сосчитать по пальцам одной руки. Среди игроков, конечно, есть консерваторы, которым это даже нравится, ну а те, кто хочет что-нибудь поинтереснее, скорее всего, станут смотреть в сторону новых проектов. И следующие 60$ они потратят не на одну раскрученную игру, а на десяток инди.

STEAM Greenlight

Решительные меры в пользу современных инди-разработчиков обещали принять и в STEAM. В последний день августа наконец-то запустился их сервис Greenlight. Теперь пользователи могут голосовать за понравившиеся игры, и лучшие из них будут появляться на полках STEAM наравне с обычным ассортиментом. Отправить свою игру на рассмотрение в STEAM можно было и раньше, но реально надеяться на публикацию могли только победители известных конкурсов. Последний же год большинство заявок и вовсе оставляли без ответа.

Прошло всего пара недель с момента запуска Greenlight, но определенное впечатление о сервисе уже сложилось. Первые несколько дней отправить игру в базу мог любой пользователь совершенно бесплатно и этим тут же воспользовались десятки “троллей”. На голосование выставили все начиная от Origin-эксклюзивов с Half-Life 3, и заканчивая порно-симуляторами. В Valve быстро переоценили ситуацию, но вместо логичного ввода предварительной модерации, они подчистили мусорные заявки и ввели 100$ платеж за право размещать игры в Greenlight. Собранные деньги обещают отправлять на благотворительность, но для некоторых инди-авторов даже такая сумма может стать неподъемной.

Первая десятка игр, получивших зеленый свет уже определена - среди них отличный мод Cry of Fear, Project Zomboid, а также несколько долгостроев, длительное время собирающих деньги на Desura - Kenshi и Towns. Одобрили к публикации и модификацию Black Mesa Source, но пока с официального сайта многие уже скачали ее и прошли, на STEAM релиз до сих пор не состоялся.

Очень грустно, но сервис далеко не с лучшей стороны показывает самих игроков. Любители боевиков, к примеру, не стесняются минусовать в Greenlight квесты и разводят нешуточные баталии в комментариях. Доходит до всплесков ненависти в духе “А пошли вы все…”. Рассуждать об играх как искусстве на подобном фоне проблематично…

Вообщем, инициатива со стороны Valve была хорошая, но пока сервис еще сырой и непродуманный - остается пристально следить за его развитием и верить в светлое будущее.

Сделай сам

Возьмите в руки камеру, снимите что-нибудь. Неважно, насколько мелкое и нелепое, неважно кто в кадре. Напишите в титрах, что вы режиссер. И все - вы режиссер. Остается только торговаться за бюджет и гонорары.

Джеймс Кэмерон

Что нужно сделать, чтобы выпустить собственную игру? С чего начать?

Во-первых, нужна команда разработчиков. Для типичной игры потребуются как минимум программист и художник. Без программиста не будет вообще ничего, а без художника можно сделать разве что текстовый roguelike. Если вы рассчитываете на какое-то продвижение проекта в прессе - было бы неплохо взять в команду еще и PR-менеджера со знанием английского языка.

Учитывая, что бюджет на разработку игры, как правило, нулевой, будущих разработчиков стоит искать среди своих друзей. Наверняка у вас есть одаренные знакомые, которые как раз думают, куда приложить энергию. Одногруппник решает задачи по программированию за десять минут? Знакомая девушка отлично рисует пони, летающих в облаках? Друг лучше всех играет блюз? Здорово! Их таланты можно смешать в одном флаконе и посмотреть, что из этого получится.

С командой определились. Теперь стоит собраться в одном месте и подумать, как будет выглядеть ваша будущая игра. Лучше всего запастись бумагой с ручками и записывать все идеи, которые рождаются во время мозгового штурма. Пиксель арт и стилизация под ретро? Манипуляции со временем? Новый жанр, не имеющий аналогов? Все это вполне может сработать. Для инди нет никаких запретов, более того - чем вычурнее идея, тем больше шансов, что вас заметят. Главное - планируйте реальную игру, на разработку которой у вас хватит сил. Если в голову пришла мысль сделать mmorpg для всех жителей Земли разом - это, конечно, хорошо, вот только даже Blizzard вряд ли возьмется за игру такого масштаба.

Рассчитывайте свои силы трезво - лучше сразу договориться про определенные сроки. Одного месяца на первую игру вполне должно хватить. Художник как раз нарисует десяток героев и локации, а программист успеет написать несложный движок. Энтузиазм имеет свойство кончаться и если на месяц его обычно хватает, то позже у кого-то появляются новые дела, другой разработчик начинает лениться… В итоге игра рискует вообще не дожить до запуска.

В процессе разработки старайтесь показывать промежуточные версии всем друзьям - так вы проверите работоспособность игры на различных компьютерах, и сможете лучше сбалансировать проект на основе их отзывов.

На что еще обратить внимание? По возможности старайтесь выпустить игру не только на PC, но и под Mac и Linux. На этих платформах есть множество игроков, поддерживающих инди - поделившись с ними игрой, вы сможете обрести верных союзников. В связи с этим вашему программисту стоит обратить внимание на кроссплатформенные движки вроде набирающего популярность Unity или полумертвого Flash.

Также среди вашей потенциальной аудитории находятся обладатели слабых ноутбуков с маленькими экранами. Последние хиты у них на компьютере не запускаются, а поиграть иногда все-таки хочется. Человек покупает инди, которая подходит по системным требованиям, но вот сюрприз - разрешения экрана 1024x600 игре оказывается маловато. Если вы не хотите читать гневные отзывы в комментариях к своему проекту, лучше заранее поработать над этим вопросом и сделать поддержку для самых маленьких разрешений экрана.

"В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса”

Билл Гейтс

Чтобы рекламировать игру, в первую очередь нужно сделать для нее сайт. Сайт - это очень важное место, куда будут обращаться за информацией как пресса, так и игроки. Не обязательно сильно заморачиваться с дизайном - главное, чтобы сайт был информативным и понятным. Посетитель должен легко найти краткое описание по игре и подборку демонстрационных скриншотов с концепт-артом. Если у вас есть трейлер (чисто геймплейный и/или просто в духе игры) - его стоит разместить на самом видном месте. Видео отлично подходит, чтобы продемонстрировать основные идеи игры.

На сайте обязательно должен быть размещен пресс-пак. Это логотип, все скриншоты и трейлеры по игре, упакованные в одном архиве. Не забудьте оставить свои контакты. Лучше всего, если это будет именно адрес электронной почты, а не отдельная страница с формой для связи. Если вы хотите, чтобы пресса о вас хорошо отзывалась, хотя бы сделайте работу журналистам чуточку проще.

Чтобы держать связь с прессой, нужно грамотно готовить и рассылать свои пресс-релизы. В идеале стоит обратиться к одному из зарубежных PR-агентств - потратив несколько сотен долларов, вы получите грамотную рассылку по своему проекту. Если же денег совсем нет - пресс-релизы придется писать самим. Вот несколько нюансов:
1) Пишите грамотно. Если пресс-релиз на английском, и он содержит кучу ошибок - это очень плохо.
2) Общайтесь вежливо. “Здравствуйте”, “До свидания”, “С уважением”, “Мы ответим на все ваши вопросы”, “Если вы не хотите получать от нас письма - мы можем убрать ваш email из нашего списка” - вот в таком ключе стоит писать.
3) Краткость - сестра таланта. Журналист вряд ли дочитает до конца трехстраничную историю о том, как вы позавтракали, пошли выгуливать собаку, чуть не попали под машину, и внезапно вам пришла в голову идея игры. Лучше ограничиться перечислением основных особенностей проекта и кратким пересказом сюжета.
4) Если есть возможность - предложите рабочую версию для обзора (но только если игра более-менее работает и вам за нее не придется краснеть). Журналистам всегда интереснее пощупать проект самим, нежели фантазировать об игре и переписывать пресс-релиз своими словами.
5) Можно использовать графику в оформлении письма, но не перегибайте палку. Одного красивого скриншота или арта для пресс-релиза будет достаточно. Все остальное собирайте в пресс-пак и добавляйте ссылку на скачивание в конце письма.
6) Держите связь. Если журналист ответил на ваше письмо и хочет узнать какие-то подробности - вы должны полностью удовлетворить его интерес. Единственное - не соглашайтесь ни на какие взятки. Редко, но встречаются порталы, где об игре предлагают написать хороший обзор за деньги. Такую прессу мало кто читает, так что лучше с ними не связываться.

Куда рассылать готовый пресс-релиз? Пройдитесь по популярным игровым сайтам и загляните в раздел с контактами. Как правило, там есть форма для ваших новостей или email для связи. Если игра интересная, а пресс-релиз ее здорово преподносит - не сомневайтесь, о ней обязательно напишут.

Как попасть в магазины?

Если у вас уже есть рабочая версия игры (желательно финальная) и запущен промо-сайт, то можно переходить к выбору площадки для издания проекта. Если до этого дня игровой магазин у вас ассоциировался только со STEAM - вас ждет неожиданное открытие. На самом деле таких магазинов больше десятка и у всех есть своя аудитория.

Процесс размещения игры практически везде идентичен. Для начала вы заполняете анкету, где рассказываете о себе, о проекте, даете все возможные ссылки на публикации о нем и на рабочую версию, чтобы сотрудники интернет-магазина сами могли попробовать вашу игру.

Далее возможны два варианта развития событий. Первый - ваша игра не понравилась или не подходит для данного интернет-магазина. Как правило, отказы вежливые, логичные и вовсе не обидные. К примеру, на запрос о размещении “Retention” с одного из магазинов нам ответили: “Игра отличная, прошли с удовольствием, но у нас 80% аудитории - это женщины за 40 и им интереснее играть в покер с собаками”.

Удивительно, но самые грубые отказы приходили от STEAM. Если игра не понравилась - вы получите короткий текст, который они рассылают всем разработчикам под копирку. “Игру не берем. В соответствии с нашей политикой публикаций, мы не комментируем наши решения. Спасибо за понимание”. Что им не понравилось, да и запускал ли хоть кто-то в Valve ваше детище - остается только гадать.
В интернете можно найти историю, как одна компания посылала свою игру в STEAM и получила отказ. Они не стали унывать - наладили контакт с издателем, выпустили игру в коробках и неплохо заработали на продажах. После этого они еще раз обратились в STEAM с уже раскрученным проектом.… И получили слово в слово то же письмо в ответ. Вот такой STEAM непреклонный.

Второй вариант - позитивный. Если игра понравилась, то вам дают зеленый свет. После этого нужно подписать контракт, где обговариваются все условия, и оформить страницу игры в магазине.
С контрактом не возникает особых проблем - вы просто печатаете его на принтере, подписываете, сканируете подписанную версию и отправляете по email. В ответ приходит новая версия с уже двумя подписями - с вашей стороны и со стороны магазина. Связываться с бумажной почтой не требуется и это радует.
В большинстве случаев, все права на игру остаются за разработчиком и никакой эксклюзивности от вас не требуют. Поместив игру в одном магазине, вы можете послать ее еще в десять и собирать общую прибыль. Главный нюанс связан с оплатой - в магазине Desura, к примеру, минимальная сумма перевода составляет 500 долларов. Пока продажи не перевалят за эту черту - никаких денег вы не получите. Если проекты не очень раскрученные - вполне возможно, вы выпустите две или даже три игры, прежде чем наберете нужную сумму. Также не забывайте о процентах, которые магазин и PayPal забирают себе. Как правило, чуть больше 30% уходят “мимо кассы”.

Первая специализируется на инди-проектах и бесплатных модах, поэтому у нее уже есть подходящая аудитория. Также у Desura есть неплохой клиент по типу STEAM’овского, но, увы, из версии в версию в нем остаются несколько досадных ошибок. Скачивание игр иногда “подвисает” на 99 процентах и раздосадованные игроки тут же начинают делиться эмоциями в комментариях к вашей игре. Одному из наших проектов “Inner Dream” Desura вообще сорвали запуск. Первые 24 часа скачанная игра в принципе не запускалась из-за ошибки администратора. Как результат - около тысячи человек не смогли в нее поиграть, а часть из них своими голосами быстро отправили рейтинг в сторону единицы.

Это, конечно, печально, но все равно Desura остается одним из лучших аналогов STEAM, и мы не перестаем ее рекомендовать.

Второй магазин IndieVania обходится без отдельного клиента и в целом выглядит проще Desura, но у него есть пара весомых плюсов для разработчиков. Создатели сервиса сами являются инди-разработчиками - это компания Alientrap, авторы таких игр как Capsized и Nexuiz. Им отлично знакомы проблемы инди, поэтому с помощью IndieVania их стараются решать. Во-первых, этот магазин вообще не берет проценты с продаж. Все деньги за вычетом налога PayPal (5% + $0.05) в полном объеме попадают к вам в кошелек. Перевод происходит мгновенно - как только игрок оплатил покупку, деньги тут же у вас на счету.
Во-вторых, здесь можно по-разному играть с ценами. Одна из доступных опций - “заплати, сколько хочешь”. Если вы ей воспользуетесь, то игроки смогут сами выбирать цену. Можно разрешить им скачивать игру бесплатно, либо поставить минимальный платеж в 1$. В этом случае многие заплатят тот самый доллар, однако, встречаются и игроки, которые переводят сумму в 4-5 раз больше полной стоимости игры.

Вообще и на Desura и на IndieVania частенько появляются оригинальные проекты, практически не освещенные в прессе. Есть смысл туда периодически заглядывать, когда обычные игры успели поднадоесть.

Повторимся, есть множество других игровых магазинов: GamersGate, Impulse, BeamDog... Можно рассылать свой проект хоть во все сразу, но от этого не выиграют ни игроки, которым удобнее хранить всю свою коллекцию в одном месте, ни вы сами, потратив кучу времени, подписывая контракты. Если вашему проекту обещают хорошую рекламу, центральное место на витрине и всевозможную поддержку - тогда смысл подумать есть, но публикуя игру на обычных условиях сложно на что-то рассчитывать. Зато когда игра уже вышла и вы решили подправить ошибки, выпустив патч, загружать его на каждый из 10 магазинов - это целая история. Где-то файлы передаются через веб-интерфейс, где-то - через отдельную программу. Да и как запустить патч синхронно, если на одном магазине его одобрят уже завтра, а на другом только через неделю. Такая головная боль - вам оно надо?

У многих на слуху портал Good Old Games (gog.com), который не так давно превратился в игровой интернет-магазин. Увы, но попасть туда “с улицы” довольно сложно - авторы больше ориентируются на издание классики, о чем, при попытке предложить свою игру, тут же и сообщают. Вечно издавать игры 90-х не получится, так что в будущем они может и откроют двери для инди. Правда, скорее всего, только для игр в духе ушедшей эпохи.

Похожая ситуация и с Humble Store - зачатками интернет-магазина, который можно обнаружить в недрах сайта Humble Indie Bundle. С его помощью можно приобрести некоторые игры из бандлов, сюда же порой ведут ссылки с виджетов на сайтах разработчиков. Есть вероятность, что когда-нибудь этот проект заработает в полную силу, но пока его будущее туманно. Вообще очень странно продавать STEAM-ключи в обход самого STEAM - получается этакий магазин-зеркало. Есть ли в нем смысл?
Если вам интересно, как сейчас выглядит Humble Store - вот для примера страничка с игрой BIT.TRIP RUNNER: http://www.humblebundle.com/store/product/bittriprunner
Через него же продают и альфа-верию Voxatron, которая все еще находится в разработке: http://www.lexaloffle.com/voxatron.php

Alpha funding

Отдельное слово нужно сказать про схему Alpha funding, которая была использована в случае с Minecraft. Идея в том, что еще на стадии разработки игрокам предлагают предзаказ продукта по сниженной цене с возможностью попробовать ранние альфа-версии прямо сейчас. Схема получила распространение на различных бандлах, проектах с KickStarter, а на Desura даже есть отдельный раздел для таких игр.

Alpha funding в первую очередь выгоден самим разработчикам, так как позволяет заработать еще до выхода игры. Увы, но благодаря их непостоянности, игроки теперь относятся с подозрением к подобным проектам. Если Minecraft добрался до версии 1.0, то часть альфа-проектов либо ведут слишком медленно, либо вообще забрасывают на полпути. Долгострой Cortex Command продавали еще на Humble Indie Bundle 2 в 2010-м, Voxatron на одноименном бандле в конце 2011-го, и это еще далеко не худшие варианты - в эти игры хотя бы можно более-менее комфортно играть. Некоторые альфа-проекты предлагают игроку, только что пожертвовавшему 20 долларов, пару фигурок, бегающих по пустыне и пустые заготовки меню при попытке сделать хоть что-нибудь. Получит ли от этого удовлетворение покупатель? Едва ли.

Если вы хотите попробовать alpha funding в своем проекте, то лучше сразу иметь на руках более-менее работающую версию для игроков, а также вести подробный блог разработки с постоянными обновлениями. В таком случае у людей будет хоть какая-то уверенность, что они не платят деньги за пшик. Ну и какие-то бонусы для покупателей вроде поименных благодарностей в титрах тоже работают в плюс.

Возьмите нас с собой

Если вы хотите поучаствовать в какой-нибудь акции вроде инди-бандла или специальной распродажи, то внимательно следите за игровыми анонсами. Как только вы увидели, что кто-то планирует подходящее мероприятие - тут же пишите им и предлагайте свой проект.

Из собственного опыта - нам удалось поучаствовать в акции Because We May (http://www.becausewemay.com), которая проходила в мае-июне этого года. Идея в том, что инди-разработчики одновременно снижали цены на свои игры просто потому, что они могут это сделать и не зависят от политики издателей. По итогам акции мы наблюдали подъем в продажах, но не такой серьезный, как у хедлайнеров распродажи. Тем не менее, подобный опыт можно назвать положительным.

Если вы хотите поучаствовать в инди-бандле, то тут очень многое зависит от самой игры. Причем, не только от ее качества - в бандлах мелькают и довольно посредственные проекты, а от технических характеристик. Если посмотреть на прошлых участников популярных бандлов, то больше шансов у мультиплатформенного проекта (PC + Mac + Linux), который попадает к покупателю в виде DRM-Free версии и STEAM/Desura ключей.

Существуют бандлы, которыми занимаются определенные издатели. Если ваша игра им понравится - вы получите предложение на издание проекта с последующим участием в бандле. Сохранить верность инди или подписать этот контракт - решать только вам.

… Profit?

Что в итоге? Не стоит загадывать с первых секунд разработки, что ваша дебютная игра прославится на весь мир. Одной идеи для этого может не хватить - сыграют свою роль и бюджет и время. Ту же инди-Amnesia делали три года и потратили на разработку 360 000 $. Это, на минутку, квартира в Москве и неплохой спорткар у подъезда.

Также не стоит надеяться, что игру от неизвестного разработчика поддержат тысячи игроков на KickStarter. Это Project Eternity от Obsidian собирает больше миллиона долларов за первый же день. Новичок же может рассчитывать на 10-20 тысяч долларов, да и то, если пообещает хорошие подарки спонсорам, а также целый месяц будет постоянно рекламировать свой проект.

Заработать миллионы на первой игре практически нереально, так что с ходу рассчитывать на славу Notch’а не стоит. Тем более, для него Minecraft был уже не первой и даже не десятой игрой. Какое-то количество продаж у первого проекта определенно будет, но деньги тут далеко не главное.

Самое ценное, что вы получите - опыт. Одно дело прочитать, как описывают процесс другие люди, и совсем другое - опробовать его на себе. Если вы не остановитесь - уже вторая игра окажется на голову лучше первой. Вместо того чтобы разбираться с техническими вопросами, вы потратите больше сил на саму игру, а отзывы покупателей подскажут, что они хотят от вас увидеть.

Да и чувство, что проект, который вы создали, кому-то нравится, здорово вдохновляет. Если вы еще не видели Indie Game the Movie - обязательно посмотрите. Этот фильм отлично передает ощущения разработчиков насчет всего, что касается их игр. Braid, Super Meat Boy или ваша собственная игра - не имеет значения. Накал страстей будет одинаковым.

Ловите волну и кто знает, может уже следующий проект станет хедлайнером известного бандла, а сам Notch напишет про вас твитт!

Врезка 1:
Retention - Первая игра Sometimes You

Наша первая игра Retention - это небольшой арт-проект, который проходится от начала и до конца всего за 10 минут. Мы постарались, чтобы игрок за эти минуты смог получить какие-то новые и необычные ощущения, и, если верить обзорам в прессе, нам это удалось. В Retention мы собрали необычный жанр (интерактивный фотоальбом), больше двух сотен обработанных фотографий из личных альбомов и атмосферный саундтрек, который был написан еще до начала разработки, но хорошо вписался в общую картину. Чуть больше месяца заняла основная часть разработки, еще пара месяцев ушли на перевод и рекламу игры.

Один из самых сложных моментов разработки был в августе 2011-го, когда в STEAM неожиданно вышла Trauma. У Trauma с Retention практически одинаковые завязки, да и на фотографии опираются обе игры. Было очевидно, что про это сходство напишет в своей рецензии каждый второй журналист. И если Trauma в августе уже выпустили, то Retention еще только находилась в процессе разработки - так ведь и в плагиате могут обвинить! Тем не менее, мы смогли собраться с силами и довести игру до релиза. Мы слишком верили в проект, чтобы вот так взять и бросить его.

Перед вами один из первых скриншотов игры, которая в итоге стала Retention. Вы не поверите, но изначально это было 1D фэнтези с волшебниками и драконами. Та идея пока ждет своего часа.

Немного опыта о публикации в STEAM

Valve со мной связались после трейлера и поста на RPS (“Rock, Paper, Shotgun”, www.rockpapershotgun.com), как раз в тот момент, когда я собирался отправлять им проект. Потом было длительное рассмотрение, после которого я подписал NDA, и мне дали доступ к Steamgames и Steam API (апи очень удобный, поставляется с примером на все возможные функции, можно подключить к проекту довольно быстро). Потом ещё два месяца игра лежала в готовом виде на Стиме (похоже у них всё распланировано на месяцы вперёд), ближе к концу этого периода был подписан договор о распространении, и установлена конкретная дата релиза. В день запуска возникли проблемы с загрузкой видео, сервер подняли только к вечеру, поэтому релиз был сдвинут на 1 день. Я абсолютно не знал чего ожидать от продаж, в первую неделю было заработано в 3 раза больше чем за всё время до Стима.

Опытом поделился Алексей Абраменко - разработчик “Intrusion 2”.