Diablo 3 игромания. С места в карьер

Хитовые игры обречены на ремастеры и порты. То, что Diablo III однажды заскочила на консоли, в корне изменило судьбу проекта, и теперь игру можно выпустить на всём, что подключается к интернету. Как говорится, всё по заветам Тодда Говарда. Релиз Switch от Nintendo стал новым витком развития проекта, и разработчикам пришлось обмозговать, как это будет реализовано на портативной платформе. Думали они недолго.

В основе, разумеется, консольное управление. Меню торговцев и инвентарь сделаны с колесом разделов, а умения поставлены на отдельные удобные клавиши, тогда как оформление шкалы жизни отображается крайне минималистично в виде полоски, а не сферы. Новые предметы можно надеть прямо во время подъёма с пола, но тогда непонятно, насколько изменяются параметры. Более того, что именно добавляется и насколько это усиливает основное свойство (например, урон или броню), можно посмотреть, лишь зайдя в инвентарь, а изменение побочных параметров (например, прибавка к жизни) так и вовсе отображается только у надетой вещи. Ну что поделать, консольщики должны страдать, раз теперь студия Blizzard стала отправлять боярские эксклюзивы на низшие платформы.

Но поговорим о новом релизе. У версии для Switch есть одна приятная и одна неприятная особенности. Первая заключается в том, что играть можно не просто в портативном режиме, а на каждом из джойконов. То есть всю команду для походов по сюжету и в свободной игре можно укомплектовать из сидящих рядом друзей. Сохранять свой прогресс они, конечно, не смогут, но почему бы просто не составить компанию и не поиграть за персонажей основного игрока? Да, очень приятный геймерский опыт, пусть и с очень ограниченным управлением - всё-таки на джойконе нет нескольких полезных кнопок.

Однако если вы всё-таки собрались запускать Diablo III в портативном режиме, то готовьтесь к неприятностям. Многие пользователи Switch привыкли снижать яркость экрана и тем самым экономить заряд батареи (а то ведь большие проекты уплетают его за обе щеки и просят добавки уже через два-три часа). Но играть в Diablo III и экономить энергию - это всё равно что где-то в Гарлеме безлунной ночью смотреть «Люка Кейджа» на ворованном ламповом телевизоре. Кроме вашего персонажа не видно абсолютно ничего. Повезёт, если поход продвигается по ярким локациям, но таковых в игре не очень-то много. И вот так вот приключения в подземельях могут легко посадить зрение, потому приходится, ругаясь, выкручивать яркость обратно и смотреть, как быстро утекают минуты, данные на бесперебойную игру.

В остальном эта версия не отличается от того, что уже было выпущено на других платформах. Основная кампания, дополнение Reaper of Souls, новый класс Некромант, а также приятные маленькие добавки: декоративные крылья, рамочки для портрета, питомцы, стяги над головой, плюс один эксклюзивный набор доспехов. Сборка, может, и полная, но всё равно не абы какая большая и интересная для людей, с игрой давно знакомых. Разве что они проводят много свободных минут в туалете или гуляя по местам, не обделённым розетками…

Успела завоевать сердца как молодых игроков, ни разу не запускавших оригинальные части, так и старичков, которые до сих пор с улыбкой на лице рассказывают о многочасовых пробежках по темному миру Санктуария. После ее анонса, на Petition Online успела появиться петиция, написанная недовольными новой цветовой гаммой; незадолго до релиза разработчики провели закрытое тестирование, по итогам которого игру залатали аж восемнадцатью патчами; а спустя годы в интернете едва ли не каждый день можно наткнуться на популярные мемы вроде «Diablo 3 не выйдет никогда» . Но, несмотря на все опасения, одна из главных игр последних лет все же добралась до релиза.

Все в лучшем виде

С первого взгляда кажется, что это все та же игра. Изменились движок и история, локации немного расширились и стали ярче, появился онлайн аукцион. А дальше? Поэтапно двигаясь от одного квеста к другому, герой словно пересекает кровавый океан: тысячи зомби, тысячи скелетов, тысячи импов, оживших деревьев, мертвецов, духов, демонов и мерзких червей – и ни один из них не настроен доброжелательно. Все то же самое, что было раньше: наверняка не одна мышка отправится в мусорную корзину из-за сломанной левой клавиши. А 35 видов анимации смерти для каждого NPC – не повод хвалить Blizzard Entertainment .

Расставшись с жизнью, враги охотно разбрасываются какими-нибудь предметами. Практически всегда бесполезное оружие, доспехи, щиты, засоряющие инвентарь, сбагриваются торговцам за бесценок. Хотя иногда из всего этого хлама удается найти что-то исключительное – Diablo всегда была игрой, где цифра 13 против 12 приносит огромную радость. Золото же практически никогда не тратится у лавочников, предлагающих одно барахло, зато крайне необходимо для развития кузнецов и ювелиров. Инвестиции в несколько тысяч монет заставляют местных ремесленников работать намного усерднее: принесете несколько ингредиентов и на зависть всем крутой меч, арбалет или камень, улучшающий характеристики, мигом окажется у вас в инвентаре.

Хотя, обращать внимание нужно и на другие параметры. Всего в игре пять классов (колдун, варвар, чародей, монах, охотник на демонов). Как и прежде для усиленных атак персонаж тратит дополнительный ресурс: теперь мана есть только у колдуна, у варвара - ярость, а у охотника на демонов вообще два сосуда – один для защитных приемов, другой для атакующих. Увы, авторы почему-то решили отказаться от дерева умений в пользу последовательных навыков. С каждым следующим уровнем персонаж получает какой-нибудь пассивный бонус, новую атаку или способность. Не понравилось – оставляйте все как есть, третьего не дано.

Осторожный мейк-ап

Blizzard Entertainment упростила не только ролевую систему. Проигрывать приходится уже не так часто, как раньше – практически все враги очень медлительны. Даже если они возьмут персонажа в плотное кольцо, у вас все равно найдется не один выход. Играя за монаха или варвара можно вообще не думать о сложности, ведь эти персонажи - два самых сильных героя в игре: то ли баланс не докрутили, то ли для новичков упростили. Сменить же сложность на более высокую не получится до того, как не пройдете игру на «нормальной» до конца.

Впрочем, есть десятки мелочей, которые упростив Diablo 3 , не сделали ее хуже: порталы открываются бесплатно, для того, чтобы взять «выпавшее» с убитых золото, достаточно на него встать, оружие ломается гораздо реже, штрафы за смерть не такие большие, а вместо наемников к персонажам присоединяются попутчики со своими умениями и сменяемой экипировкой.

Менее мрачная стилистика тоже совсем не повредила игре и не кажется совсем уж яркой: по полянам здесь по-прежнему не бегают зайчики, а после дождя на небе не наблюдается радуга. Зато после каждого убитого пол на время заливается лужей крови, изо рта ведьм льются реки рвотной массы, а толстяков буквально вспарывают живущие внутри твари. Готические постройки, соборы, обветшалые деревенские домики выглядят достаточно симпатично. Появление же солнечных локаций воспринимается как глоток свежего воздуха, ведь даже десяток разных подземелий через пару часов игры сливается в однообразную дорожку.

Вот такая она, Diablo 3 . О ней можно говорить часами и рассказать лишь чуть-чуть, а можно сказать парочку коротких предложений и таким образом перечислить весь ворох маленьких нововведений. Престарелая механика цепляет точно так же, как во времена предыдущих частей. К тому же авторы не стали отказываться от кооператива, поэтому всегда можно сделать свою игру публичной и побегать с другом или с каким-нибудь французом или азиатом. А большего ни фанатам оригинала, ни тем, кто не знаком с и не надо.

Одиннадцать с небольшим лет понадобилось Blizzard для того, чтобы на свет появилась третья часть великой и могучей Diablo – игры, которая популяризировала целый жанр. Игры-легенды, ни больше ни меньше. Одиннадцать лет, подумать только! За это время иные игровые серии успели появиться и кануть в небытие. Но не Diablo!

Diablo III

Жанр action/RPG
Разработчик Blizzard Entertainment
Издатель Activision Blizzard
Сайт diablo3.com

Оценка

Динамизм боев, кооперативное прохождение, интересные схватки с боссами

Отсутствие ролевой системы даже в зачаточном состоянии, спорный дизайн, слабый сюжет, отвратительная и крайне неудачная DRM

Что-то похожее на продолжение Diablo

Повелитель Ужаса вернулся и намерения его серьезны как никогда. Фанаты в восторге, Diablo 3 в первый же день бьет все рекорды по продажам игр для персональных компьютеров – за первые 24 часа продано более 3,5 миллионов копий. И это не учитывая 1,2 миллиона игроков, получивших свою копию Diablo 3 бесплатно, в качестве подарка за годовую подписку на World of Warcraft. Вот только говорят ли эти космические цифры о том, что все хорошо в мире Санктуария? Увы, есть и плохие новости.

И первая из них касается графического стиля игры. Еще вторая часть дьявольской трилогии умудрилась потерять большую часть мрачной готичности, которая была присуща оригиналу, ну а третье пришествие Дьявола и вовсе стало похоже на World of Warcraft в изометрии. Кстати, запомните это выражение, вернемся мы к нему по ходу обзора еще не раз. Diablo 3 буквально заиграла новыми красками, но это понравилось далеко не всем. Да и с технической стороны картинку вряд ли можно назвать прорывом – модели персонажей угловаты, а текстуры окружения выглядят смазанными. Зато появилась физика, конечности монстров бодро разлетаются во все стороны, различные деревянные конструкции поддаются разрушению, а местами игроку даже позволяют использовать для убийства окружающие предметы – обрушить на врага участок стены или сбросить на толпу монстров огромную люстру? Да пожалуйста, но только в строго отведенных для этого местах.

Кстати про бои. Несмотря на то, что основа геймплея осталась прежней – закликивать толпы монстров до посинения, изменения заметны буквально во всем. Игра явно пошла по пути упрощения. Параметры персонажа? Считайте что пропали, теперь они поднимаются автоматически с повышением уровня и, так же как в World of Warcraft, привязаны к предметам. Причем следить за балансом особо не нужно – определяетесь с главным параметром вашего класса (например у варвара это сила, а у охотника на демонов ловкость) и собираете вещи дающие прибавку к нему.

Деревья умений? Забудьте. Навыки вы теперь тоже получаете при повышении уровня, как и руны их улучшающие. Сменить набор умений с одного на другой можно абсолютно в любой момент времени, хоть в бою. Слотов, отведенных под навыки стало шесть, причем некоторые из умений иногда выглядят совершенно бесполезными на фоне других. Это не совсем так. Действительно, в однопользовательской игре одни навыки по эффективности сильно перевешивают другие, но в кооперативе все становится на свои места. К примеру, от двух магов, ориентированных на заклинания школы льда толку сильно меньше, чем от связки лед плюс электричество. Впрочем, про кооператив мы поговорим чуть позже.

Здоровье теперь пополняется не только бутылками, система использования которых тоже была переработана, но и выпадающими из врагов сферами. Сперва такой шаг вызывал недоумение, но на более высоких уровнях сложности вы понимаете зачем это было сделано – там возможность мгновенно подлечиться совсем не лишняя. А вот сами бои стали гораздо динамичней благодаря тому, что мана/энергия полностью восстанавливается за считанные секунды.

Отдельного упоминания заслуживают бои с боссами – наверное, впервые в серии здесь появилась хоть какая-то тактика (очень напоминающая все тот же World of Warcraft) и справится одним лишь закликиванием выйдет далеко не всегда. По крайней мере при игре соло, потому что в кооперативе боссы проходятся очень быстро. Доходит до абсурда – часто стайку врагов, возглавляемых элитным демоном убить сложнее, чем последнего босса в акте.

Как ни странно, на этот раз разработчики практически не использовали свой излюбленный прием – раскрасить модельку врага в пять разных цветов и получить в итоге пять разных монстров. Это откровенно радует. Монстры, кстати, все как на подбор знакомые по предыдущим частям, за некоторыми исключениями, конечно же. Да и вообще ощущение дежавю не покидает ни на минуту во время игры. Вам маршрут «Тристрам – некий город в песках – крепость варваров» не кажется знакомым? Я все боялся, что после Кальдеума (так здесь называется аналог Лут Голейна из второй части) меня забросят в джунгли Кураста. Но вместо этого моя магичка отправилась прямиком на север, к подножию горы Арреат, и на том спасибо. Вторая половина игры, кстати, Blizzard удалась лучше первой. Тут и задания интереснее и обстановка как-то веселее. Подготовка к отражению атаки демонической орды радует гораздо больше бесконечных вылазок в одинаковые подземелья.

Разочаровывает в игре и сюжет. Пускай он и раньше не особо бросался в глаза, но все-таки он был не самым плохим. А сейчас первые два акта предлагают игрокам какую-то совершенно пресную и откровенно скучную тягомотину. На «плохишей», которые в духе комиксов для детей младшего школьного возраста берут паузу, чтобы рассказать о своих злодейских планах смотришь с удивлением и некоторой брезгливостью. После второго акта это, к счастью, заканчивается и от сюжета не остается практически ничего, кроме редких вставок на движке игры и обязательных роликов при переходе между актами.

Разработчики, конечно, пытаются как-то поддержать атмосферу и рассказать историю чуть детальней, посредством разбросанных тут и там дневников Декарда Каина и других путешественников, да только им это не очень удается. Как не удаются и драматические моменты – на них смотришь с полным безразличием. Несколько спасают ситуацию напарники, при создании которых в Blizzard явно поглядывали в сторону одной небезызвестной канадской компании.

Напарников доступно трое – храмовник, вор и заклинательница, и с ними теперь можно говорить. У каждого из компаньонов своя история, свой характер и свои мотивы. У них вроде бы даже складываются какие-то отношения между собой – вор спрашивает протагониста как бы поделикатней подкатить к заклинательнице, храмовник жалуется на вора…

Помимо боевых спутников за игроком из города в город плетутся и ремесленники, выполняющие роль пункта приема бесполезного магического хлама (а это чуть более, чем 90% найденных вами вещей) и хорадрического куба заодно. Да-да, теперь превращением маленьких камней в большие занимается ювелир и при чем за деньги, тот факт, что мы его обучали за свои кровные, дедушку не особо волнует. Кузнец, в свою очередь, разбирает магическое барахло на запчасти из которых вы потом можете выковать себе новые предметы со случайными чарами. И именно это, а не убийство боссов, станет вашим основным источником хорошей экипировки на первые несколько дней реального времени.

Первое прохождение отнимет у вас около двух десятков часов, причем именно отнимет, потому, что уровень сложности Normal это на самом деле длинный скучноватый туториал. Тут вам продемонстрируют доступные умения, покажут какие есть монстры, что они умеют делать (некоторые навыки, впрочем, противники приберегают для высоких уровней сложности), как себя вести на боссах, познакомят с системой крафта, дадут возможности найти кое-какую одежонку и поднакопить денег. Все.

Проходить Normal откровенно не интересно, потому что никакого вызова игрокам он не предлагает и единственное, от чего вы можете умереть, так это от лагов. А случаться это будет чаще чем хотелось бы, особенно во время боев с боссами. Собственно, из 20 с хвостиком часов, потраченных мною на первое прохождение, три я провел в попытках убить Diablo. И столько времени понадобилось мне не на то, чтобы понять тактику, а на борьбу с лагами и пресловутой ошибкой 37.

Играть на более высоких уровнях сложности гораздо интересней. Тут уже взять врагов нахрапом не получается, так что приходится внимательней выбирать навыки, а порой даже и комплекты одежды, выманивать монстров чуть ли не поодиночке и двигаться, двигаться, двигаться…

В кооперативе тоже не всегда расслабляешься, стоит зазеваться или убежать далеко от группы и есть все шансы схлопотать несколько весьма неприятных плюх от редкого или элитного врага. Кооператив сам по себе штука удобная. Во-первых из-за того, что лут каждому игроку выпадает свой и делить его ни с кем не нужно. Во-вторых у игроков есть возможность выбирать нужный квест (всегда можно вернуться на главу назад и помочь товарищу, заодно и подзаработать). Сила монстров привычно увеличивается с каждым присоединившимся игроком, равно как и скорость прокачки. А вот компьютерных напарников в кооперативную игру брать не позволяют – они коротают свободное время в лагере.

Еще одно нововведение Diablo 3 – аукцион, на котором вы можете продавать ненужный лут за виртуальные деньги. На самом деле советую заглядывать на него как можно чаще, не смотря на то, что сделан он чертовски неудобно. Зато на аукционе можно за разумные деньги прикупить себе доспехи с более сложных уровней, что значительно ускорит и прохождение игры, и прокачку персонажа. Разработчики обещали возможность торговать и за деньги вполне реальные, но она по непонятным причинам задерживается, как и PvP-режим.

Не смотря на описанные минусы Diablo 3 хорошая игра и умеет приносить удовольствие тогда, когда она не лагает. В случае же лагов желание удалить ее раз и навсегда будет посещать вас с удручающей настойчивостью. Игра у Blizzard получилась очень динамичная и быстрая, с тоннами лута, тысячами врагов, интересными боссами и морем столь популярных сегодня достижений. Просто это не совсем та Diablo, которую многие ждали. И мне почему-то кажется, что если бы игру в таком состоянии, в котором она вышла сейчас сделала бы не Blizzard Entertainment, а какая-то малоизвестная студия, шумихи и шквала позитивных оценок было бы ощутимо меньше.

Стоит ли покупать Diablo 3 ? Стоит! Но потом. Когда приведут в порядок сервера, когда пропадет задержка, разберутся со взломом учетных записей, запустят PvP и аукцион за реальную валюту. Как только все это произойдет – смело идите в магазин. Только не ждите от игры каких-то откровений и тогда она вас не разочарует. Удачной охоты.














Вышедшая на ПК, была типичной онлайн-игрой со всеми прилагающимися к подобным играм преимуществами и проблемами. Из-за онлайн-аукциона, который разработчики ввели в игру, значительно нарушился баланс игрового процесса, из-за чего вы могли бегать сутками по подземельям, выбивая из врагов дешевые безделушки, которые никак не могли помочь вам продвинуться дальше по внутренней социальной лестнице Diablo. Что, впрочем, не мешало получать удовольствие от простого однопользовательского избиения демонов.

Однако серьезные игроки, желавшие чего-то большего, чем простого прохождения кампании, плюя на всё, заходили на торги и за реальные деньги покупали нужное себе оружие или броню.

Diablo 3 для PlayStation 3

Да, аукцион Diablo III стал настоящей «золотой жилой» для разработчиков, которые, несмотря на сильное нарушение баланса, не смогли отказаться от легкого заработка. С выходом консольной версии жадные разработчики из студии Blizzard все же одумались и вспомнили, что они являются в первую очередь «народной» студией, которую любят уже третий десяток лет вовсе не за маникальную страсть к деньгам. Версия игры для консолей отказалась от аукциона и теперь легендарные вещи, доступные ранее только для покупки, стали выпадать по мере прохождения игры, каждые 3-4 часа. Кому-как повезет. Персонаж, наконец, получает те вещи, которую ему положены по классу, а не в хаотичном порядке, как это было в версии игры для ПК. Ну, по большей части, конечно. Не все совсем гладко, но в целом Diablo 3 для PS3 и Xbox 360 - куда более цельная и стабильная игра, чем в варианте для PC. Также разработчики поработали над балансом и изменили его в лучшую сторону. Именно таких мелочей не хватало игре, которые, казалось бы, являются техническими моментами, но которые в корне меняют все. Впрочем, не стоит переживать и владельцам PC - все нововведения и мелкие доработки им также доступна, а аукцион в скором времени закроется. Праздник случится.

Самой же большой загадкой до выхода игры на консолях оставалось управление. Ведь, как известно, Diablo всегда была игрой, в которой приходилось делать миллионы кликов на мышке. И насколько будет отзывчивым управление на геймпаде, волновало многих. К счастью, управление оказалось простым и понятным - все нужные действия прямо под рукой и ненужно тянуться к какой-нибудь дальней клавише на клавиатуре, как это было в ПК-версии. На удивление управление на геймпаде намного проще и удобнее, чем на мышке и клавиатуре, что стало большим сюрпризом даже для самых больших скептиков. Не будем лукавить, Blizzard было, на что опираться. Давным-давно первая Diablo уже выходила на PlayStation One, где могла похвастаться весьма неплохим управлением и раскладкой. То же и здесь. Все специальные умения доступны по нажатию кнопки - управление интуитивно-понятное.

Вообще, главное достоинство Diablo 3 в версии для домашних игровых приставок заключается в кооперативном режиме. Да, да Diablo 3 - одна из лучших кооперативных игр за все поколение. Играть с напарником (а их может быть до 4-х на одном экране) - огромное удовольствие. Разные классы дополняют друг друга, к тому же никто не мешает поменять героя во время прохождения. Взаимовыручка, дележка лута, поиски предметов - вместе намного веселее, чем в одиночку. И, главное, работает все без каких-либо нареканий. Гладко, стабильно, увлекательно. Знаем, о чем говорим. И продолжительность Diablo 3 весьма велика, но не настолько, чтобы игра успела надоесть до конца.

Ведь помимо собственно боев (которые на низших уровнях сложности все-таки очень простые) Diablo 3 держит у экрана отлично-проработанным миром, интересными героями (да, да, плоскими, как в бразильских сериалах, но тем не менее, колоритными) и, конечно, потрясающими видео-роликами. Лучше Blizzard их сегодня делают единицы. CG-вставки Diablo 3 не менее впечатляют, чем в творениях Square Enix. Еще одно достоинство - насыщенность диалогами и "книгами" о мире игры. Да, тем, кто будет играть в русскую версию, повезло. Игра переведна на твердую пятерку. Это касается и диалогов и энциклопедии по миру игры (которую, положа руку на сердце, читать действительно интересно).

Но, к сожалению, в консольной версии Diablo 3 не обошлось без недостатков. Точнее, мелких недочетов. Самым неприятным из которых является картинка. На текстуры высокого разрешения мощности стареньких PS3 и Xbox 360 хватило не слишком. Поэтому консольным игрокам, в плане графики, досталась не самая лучшая версия. Впрочем, ничего ужасного - все четко, картинка "чистая", тормозов нет. Игре не мешает.

Что же, Diablo 3 - по-прежнему веселая и динамичная игра, которую на сей раз можно проходить, лежа на диване перед экраном большого телевизора, в компании с друзьями или родственниками. Для всех ценителей жанра Action -RPG , Diablo 3 - обязательная покупка, впрочем, как и для тех, кто ищет хорошую кооперативную забаву на недельку другую.

26 10


Если бы в игровой индустрии работали букмекерские конторы, принимающие ставки на успех того или иного проекта, то накануне выхода очередной игры студии Blizzard они бы наверняка сворачивали лавочку на неделю-другую. Какой смысл работать, если все и так знают, что это будет хит с оценками в районе 9-10 баллов? Вот и Diablo 3 вопреки критикам сорвала овации публики. Как и 16 лет назад «Дьябла» заставила тысячи человек запереться в квартирах и без перерыва на еду и сон «закликивать» орды нечисти. Ее сюжет продолжает историю Diablo 2, опять сводит вас с архангелом Тираэлем и предлагает в финале убить неугомонного Дьявола. Игровая механика все та же: разносим в клочья сотни монстров, фанатично прокачиваем героя, не менее фанатично собираем «лут» и раз в 5 минут бегаем в город, чтобы продать что-нибудь ненужное, купить что-нибудь нужное, посетить кузнеца или ювелира да и вообще передохнуть.

Однако третья часть довольно сильно отличается от второй по духу. Diablo 2 представляла собой готическую RPG, в которой никто не носится за игроком с подсказками и не пытается ублажать его. Diablo 3 на этом фоне выглядит доброй феей с волшебной палочкой. Открывать портал в город и идентифицировать предметы здесь можно совершенно бесплатно и в любой момент. Экипировка изнашивается медленно и ломается в основном при гибели персонажа, быстрое перемещение включено по умолчанию, золото можно собирать, просто пройдя по нему, а на карте появились удобные маркеры активных квестов.


Кузнеца и ювелира теперь можно прокачивать, чтобы у них появлялись новые возможности для создания или улучшения экипировки

Не нужно больше гадать, куда девать синие бутылочки с «маной». Их попросту нет - вообще. Каждый из пяти классов - варвар, колдун, чародей, монах и охотник на демонов - тратит на спецприемы и активные навыки особый вид энергии. Она, как это сейчас принято, восстанавливается сама по мере убийства врагов. Понятно, что с момента выхода второй части прошло 12 лет - за это время и в самой индустрии, и в жанре action-RPG слишком многое изменилось. Сотрудники Blizzard не проигнорировали моду и сделали игрокам «приятно и удобно». Мы и сами привыкли к комфорту, и не хотим возвращаться во времена, когда нужно было постоянно чинить экипировку и полчаса раскладывать в инвентаре свитки идентификации и бутылочки с зельями.

Больше всего вопросов у фанатов Diablo вызывает система развития персонажей: теперь львиная ее доля автоматизирована и протекает вообще без вашего участия. Характеристики наращиваются сами, а активные и пассивные умения становятся доступны по очереди на определенных уровнях. То же самое происходит и с рунами, которые добавляют различные эффекты к умениям. Выбирать, что и как учить, вообще не нужно. Теоретически вы должны тасовать умения и навыки под конкретные ситуации, например, делать ставку на лечение или на возможность ослеплять врагов. Но при первом прохождении это едва ли понадобится. Игра кажется настолько простой, что невольно удивляешься: разве предыдущие части были такими?


Вы не только экипируете напарников, но и выбираете, какое умение на определенном уровне нужно использовать

Создание и улучшение предметов драгоценными камнями представляется лишней тратой времени. Постепенно игра чуть усложняется, но до самого финала она практически играет сама в себя. Вам остается лишь пару раз умереть при встрече с самыми крупными боссами. С одной стороны, это здорово. Наконец-то вы можете целиком и полностью посвятить себя зачистке адских чертогов и не отвлекаться на цифры в меню. Но иногда доходит до смешного. Например, одна из главных злодеек, приспешница Белиала, ведьма Магда, пол-игры напускает на нас страху, а потом склеивает ласты секунд за тридцать. Особенно если к ней явился монах или варвар: в классах персонажей, увы, есть проблемы с балансом, и эти две разновидности героев явно круче остальных. Подозреваем, что этот в ближайшее время исправят.

Любопытно, что в некоторых аспектах Diablo серьезно изменилась, а в несущественных, на первый взгляд, мелочах, наоборот, осталась старомодной. Собирать все предметы по нажатию одной кнопки или как золото, просто пройдя по ним, нельзя. Как нельзя и указать герою врага, чтобы он бил его автоматически, а вы тем временем активировали умения. Как в старые добрые времена, нужно кликать, кликать и еще раз кликать. В кровь пальцы вы, конечно, не сотрете, но при должном тщании мышцы укрепите. Понятно, что Diablo 3, как и любая игра серии, рассчитана на неоднократное прохождение, и разработчики предупреждали, что нормальный уровень сложности, дескать, ознакомительный, а вот на более высоких игроки уже получат на орехи. Они, разумеется, правы, но во многих клонах Diablo сложность распределялась куда более равномерно и адекватно.


Боссы используют внушительный арсенал спецприемов - на высоком уровне сложности они могут сделать отбивную даже из сильного героя

Как бы ни критиковали Diablo 3, ее хочется пройти хотя бы один раз, и противиться этому желанию нет сил. В игре сохранилась магия: хочется выбить из противника какой-нибудь редкий предмет и добраться до очередного босса, который наконец-то заставит вас попотеть. Хочется насладиться отличным дизайном локаций. К тому же теперь со всей этой красотой можно взаимодействовать, например, обрушивая на врагов люстры, разбивая шкафы и выискивая в полу тайники. Более того, хочется следить за сюжетом. Сценаристы умело разыгрывают перед вами эпизоды с замечательно озвученными диалогами, неожиданными встречами и всякими драматическими поворотами. Сама по себе фабула проста как философия немытого варвара с топором, зато подана она на высшем уровне.

Периодически встречаются и разные задания для разных классов, и неожиданные квесты. Плюс вместо наемников, присоединяющихся к главному герою за деньги, игроки получили полноценных компаньонов. У каждого есть своя история, которую можно постепенно раскрывать в уникальных для каждого класса диалогах. Ну, а для тех, кто в таких играх ценит прежде всего возможность пройти сюжет на высочайшем уровне сложности, да еще и в теплой дружеской кампании, Diablo 3 и вовсе покажется раем. Потому что на более высоких уровнях сложности и в кооперативе действительно приходится чаще думать, грамотно подбирать экипировку, улучшать ее, тасовать активные умения и творчески дополнять их рунами.

У любого проекта Blizzard есть фантастическое число поклонников, которые готовы придираться к любой мелочи. Речь не о буре недовольства из-за неработающих серверов. Просто сама игра достаточно серьезно изменилась, и не все оказались готовы с этим смириться. Diablo 3 выглядит, как современная action-RPG с сочной цветовой палитрой. Она стала более динамичной, удобной и, если хотите, податливой. Но вряд ли кого-то оставит равнодушным гениальный дизайн игры, великолепный кооператив и возможность прохождения на разных уровнях сложности. Перед нами очередная качественная, вылизанная до блеска работа Blizzard - лучший Diablo-клон за последние 12 лет.