Шахматы основы теории. Правила игры в шахматы для начинающих: стратегии, комбинации, тактика. Когда были изобретены шахматы

День добрый, дорогой друг!

Вы когда –нибудь думали над первым ходом? Хотя бы минуту? Я тоже обычно не думаю. Максимум три-пять секунд. А вот Давид Бронштейн, в свое время один из сильнейших претендентов на шахматное чемпионство, обдумывал первый ход минут 15, а то и более. Причина по его словам: стратегия игры в шахматы с конкретным противником требует подготовки и раздумий.

Небольшая ремарка: лучший способ изучить стратегию в шахматах — обучение: Отличным подспорьем для вас станет специальный сборник видеокурсов .

Что такое стратегия в шахматах?

Делал это за доской перед началом партии. Ваш покорный слуга отнюдь не призывает следовать методам Давида Ионовича. Он прослыл неисправимым оригиналом и даже чудаком.

Большинство опытных шахматистов готовится к партии загодя, что более чем разумно. Ясно одно: партия не должна развиваться на «обум лазаря». Должна быть стратегия. На худой конец, просто какой-то план в голове.

Если вы любите играть позиционно, или комбинационно, то это не стратегия. Это ваш стиль игры.

Очевидно, что играя в шахматы, важно руководствоваться определенными принципами. К примеру, в дебюте для начинающих:

  • Быстрое развитие
  • Удобное размещение фигур
  • Организация взаимодействия фигур
  • Овладение центральными полями

Но это тоже не стратегия.

Стратегия в каждой партии конкретна и в ее основе лежит план. Когда шахматист ищет наилучший ход, перебирая варианты, ему обычно не приходят в голову общие шахматные принципы и законы.

Общие принципы в шахматах не используются непосредственно. Их назначение в другом: они обогащают нашу интуицию. В процессе игры мы перебираем варианты и делаем ход, соответствующий изученному и понятому нами принципу.


“Для успеха в шахматах требуется умение двигать массами разнородных сил, выигрывать время, использовать оплошности соперника” – писал русский мастер И.Шумов более ста лет назад.

И не просто «двигать», а вести сражение по определенному плану, созданному с учетом конкретных обстоятельств.

Основная мысль: Стратегия всегда конкретна . Она зависит от того, кто ваш соперник и текущей оценки ситуации.

Кто ваш Боб?

Боб – это образное название вашего соперника.

С кем вы играете? Каждый шахматист имеет особенности и предпочтения. Этот дебютчик, этот цейтнотчик, а этот — счетчик. Если вы знаете эти особенности, ваша стратегия должна их учитывать.

Ваш соперник любит двигать пешки от короля и пренебрегает защитой? Прекрасно, сыграйте Сg5 и на h6 – Ch4, провоцируя g7-g5. Пешки же назад не ходят, а голый кроль рано или поздно начнет бегать под шахами «как потерпевший».

Любит атаковать? Хорошо считает варианты? Тяните его в свое болото, например в эндшпиль. Там он заскучает и обязательно начнет «пахать».


Как начинать играть“стратегически”? Давайте разберем пример в картинках.

Пример реализации стратегии

Предположим, нам предстоит партия белыми с шахматистом Х. Мы знаем:

  1. Этот шахматист «атакер», предпочитает сложные обоюдоострые позиции с обилием комбинационных возможностей
  2. Он играет испанскую партию, предпочитая острые варианты типа контратаки Маршалла.
  3. В данной турнирной ситуации его устроит ничейный исход

Наша стратегия:

  1. По дебюту создать позицию с пешечной структурой, выгодной для перехода в эндшпиль
  2. Стремиться к упрощениям (его ничья устраивает) и переходу в чуть лучшее окончание
  3. Реализовать небольшое преимущество в эндшпиле.

Итак, поехали

1.e2-е4 е7-е5 2. Кg1-f3 Kb8-c6 3.Cf1-b5 a7-a6

Выбираем разменный вариант испанки:


4 Cb5:c6 d7:c6


Пункт первый нашей стратегии выполнен. Сдвоение черных пешек на ферзевом фланге дает белым преимущество на противоположном фланге.

Например, если мы снимем с доски все фигуры, кроме пешек, окончание будет в пользу белых. Они могут организовать проходную пешку. В то время, как черные это сделать не могут.

Переходим ко второму пункту нашего плана.


4.d2-d4 e5:d4 5.Фd1:d4

Мы знаем, что нашему соперника по турнирной ситуации устраивает ничья и можем рассчитывать, что он оценит размен ферзей как кратчайший путь к ничейной гавани.


Тем более, что уклонение от размена ухудшает позицию черных. Например на 6… Фd8-е7 следует 7.Сс1-g5 с темпом.

5…. Фd8:d4 6.Kf3:d4


Следующий этап нашей стратегии – дальнейшие упрощения. В идеале мы стремимся к примерно такой позиции:


В этом окончании у белых отличные шансы на выигрыш. По сути у нас лишняя пешка, ибо три белые пешки успешно сдерживают на ферзевом фланге четыре черные пешки.

Задача –образовать проходную пешку в центре. Собственно этого дело техники – эндшпиль выигран для белых.

В игре не все так просто

Понятно, что в практической игре редко бывает все так просто.

Уже на стадии планирования стратегии мы должны учитывать, что в реальной партии будем встречать постоянное противодействие противника, который проводит в жизнь свой план и мешает реализации нашего. В таком столкновении замыслов и развивается борьба за доской.


Почти всегда в наш план по реализации стратегии придется вносить коррективы по ходу. Реальные факторы позиции могут меняться. Этого не нужно бояться и пугаться по ходу партии. Таковы законы шахматной борьбы.

Небольшое резюме:

Стратегия в шахматах – понятие конкретное. Это путь к успеху в партии, основанный на плане с учетом личности соперника, его предпочтений, турнирной ситуации.

Стратегия не является константой. Шахматы – противоборство. Соперник будет вам мешать. Важно не впадать в панику, если что-то пошло не по плану и быть готовым к переоценке ситуации.

А разве в жизни не так? Изменения появляются постоянно и часто диктуют нам выбор решений. Однако жизненная стратегия у нас есть. Или должна быть. Иначе ветер перемен может прибить нас совсем не к тем берегам, куда мы бы хотели. Шахматы во многом отражение жизни. И в этом их актуальность, привлекательность и полезность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Шахматная партия на первый взгляд очень проста. Разве сложно запомнить как ходят фигуры, и передвигать их соответственно правилам? Да, именно так рассуждает новичок или любитель, который еще не совсем знает все секреты шахмат. Для начала нужно познакомиться с азами стратегии. Какие правила нельзя нарушать при игре в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Знать основные принципы и направленность шахматной партии. Давайте более подробно рассмотрим все эти элементы.

Основные принципы шахматной стратегии


Любой игрок, который хочет закончить партию победой, должен выполнять следующие принципы шахматной стратегии:
  • анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске
  • намечать дальнейший план
  • постоянно вести расчет вариантов, и выбирать наилучшие

Стратегия, анализ, план


Анализ и оценка позиции . Что имеется ввиду. Для начала нужно выявить материальное ли равенство на доске?(кто не понял о чем речь, то ему следует познакомиться с , там описано какая фигура сколько "стоит"). Затем игрок должен оценить позицию королей (как своего, так и противника), и сделать вывод чей король стоит лучше (то есть в центре он, под атакой или уже сделал рокировку). Дальше нужно анализировать расположение пешек - есть ли "изоляторы", проходные пешки, связанные проходные. После этого оценить чьи фигуры стоят лучше . Может быть у соперника конь на краю доски или "плохой" слон, или как его называл мой тренер, - "большая пешка" - то есть слон, который не имеет ни одного поля чтобы пойти, или имеет всего 1-2 поля, так как ему преграждают дорогу собственные пешки. На основании всех этих выводов, их совокупности, и делается оценка позиции, и принимается решение о дальнейшей игре, построении плана, или же о фиксировании ничьи.

План в шахматной партии . Чтобы намечать план, а не играть бездумно, как это делают начинающие, нужно более менее уже иметь понятие в шахматах. Книга, которую я советую к прочтению всем, - это книга Нимцовича - " ". Книга ярко описывает все основы шахматной партии, без которых вам просто не стать хорошим шахматистом. Книга очень большая, по-моему там около 500 страниц, так что придется потрудиться чтобы ее прочитать.

Самые основные принципы стратегии и построения плана можно систематизировать в следующий ряд:

  1. Ладьи должны работать по открытым линиям.
  2. Ладьи должны врываться на 7-ю (или 2-ю) горизонталь и работать по ней.
  3. Нежелательно ходить одной и той же фигурой в дебюте два или более раз.
  4. Не стоит гоняться за пешками, порой , важнее любой фигуры.
  5. Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски
  6. Бей центральную пешку, как бы тебе не было потом плохо (в пределах разумного,конечно)

Согласитесь, не все из нас могут с уверенностью сказать, что умеют хорошо играть в шахматы. Большинство людей знакомо только с тем, как перемещаются фигуры, с их названиями и с тем, в каком порядке они стоят. Но шахматы - это одна из самых интересных игр. Достаточно сложно догадываться, куда может привести вас тот либо иной ход, и кто же победит. Многие из тех, кто далек от этой увлекательной игры, да и начинающие игроки спрашивают: "А правда, что профессиональные шахматисты знают практически все чужие ходы и могут предсказывать действия противника?" Не стоит удивляться, но это по-настоящему так. В шахматах дебюты - это тактики и стратегии, при которых можно заранее предугадать действия соперника.

Общие сведения

В шахматах дебюты появились больше двух сотен лет назад. А в XIX веке они уже стали высоким искусством. В то время шахматы были очень популярной игрой, они заняли почётное место среди прочих состязаний. Тогда проводилось большое количество чемпионатов, им уделяли намного больше внимания, чем в наше время. А гроссмейстеры посвящали много времени созданию стратегий, которые позволяли им победить с минимальным количеством потерь. Представьте, задолго до того, как появились компьютеры, можно было просчитать игру на пять, или максимум на десять ходов! Вы, наверно, задаётесь вопросом, о том, а как же повлияло на игру в шахматы изобретение компьютера. Был совершен огромный прорыв, так как появилась возможность просчитывать сложнейшие алгоритмы и задачи. Именно с помощью компьютера в шахматах дебюты помогали просчитывать ходы даже на двадцать переходов. Это делает игру предсказуемой, не так ли? К большому сожалению, пользование этими автоматическими расчётами сделало своё дело, превратив игру разума в механическую - ты можешь предвидеть, что сделает твой противник, и всегда будешь знать, как лучше пойти.

Стратегии дебютов

Главные принципы дебютов.

  • Как можно скорее развить фигуры.
  • Обязательно контролировать центр.
  • Обеспечить безопасностью королю.
  • Всячески противодействовать противнику.
  • Связать свой план игры с миттельшпилем и эндшпилем.

Существуют дебюты в шахматах за белых и черных - например, "Шотландская партия". Этот вариант привлекает игрока тем, что он сам выбирает направление борьбы. При этом черным фигурам приходится подстраиваться под тактику. Какие же бывают дебюты? Перечисляем.

  • Открытые.
  • Полуоткрытые.
  • Полузакрытые.
  • Закрытые.
  • Фланговые.

Довольно часто не различают полузакрытый и закрытый дебют, объединяя их в один - закрытый. К этой же категории можно отнести и фланговый. Кроме того, все дебюты подразделяют по корректности. Так, они могут быть правильными и неправильными. Не следует также забывать о том, что дебюты в шахматах для 1 разряда несколько отличаются от других.

Тактики сегодня

Именно в ХХ веке началось активнейшее развитие дебютов, создавались абсолютно новые начала. Во второй половине указанного столетия исследование тактик по сути сводилось к обдумыванию некоторых вариантов, которые возникали в уже знакомых началах. В конце века сказал: «… шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем…». Из-за того что в шахматах дебюты развивались несколько веков, а также появились мощные компьютеры и качественные программы, к сожалению, сама по себе тактика перестала быть самой творческой частью игры. Практически все существующие варианты прошли тщательный анализ. Сегодня, как уже говорилось, просчет доходит до 15-20 хода, а может, и ещё дальше.

Дебюты в шахматах для начинающих

Из-за такой проработанности требования к игре становятся очень серьёзными. Поэтому все начинающие игроки обязательно должны знать основные варианты дебютов. А профессионалу в наши дни невозможно играть без них. Он должен иметь огромный набор дебютов, плюс еще и тщательно их проработать. Из-за этого большинство шахматистов критично относятся к дебютам. Они считают, что начальная стадия партии "чудовищно закомпьютеризирована". Негодование вызвано тем, что в стадии дебюта почти нет места искусству шахмат. Считается, что тактики и стратегии - это не самая сложная вещь в шахматах. Большинство игроков, даже начинающих, благодаря знанию основных дебютов могут на одинаковом уровне сражаться с противником сильнее них. Шахматы Фишера называют способом ухода от проблем изучения тактики, так как в них невозможно заучивать варианты из-за случайной позиции фигур в начале игры.

Заключение

Но все начинающие игроки обязательно должны учить дебюты. Без них они не будут представлять какого-либо интереса для противника, даже обладая теми или иными навыками. В наше время в шахматах дебюты очень популярны, и поэтому раздумывать о их значении и плюсах не имеет смысла. Именно поэтому для того, чтобы научиться играть, нужно просто изучать их. А кое-какие следует даже заучить - велика вероятность того, что на игровой доске они вам понадобятся.

Шахматное информационное пространство. Алгоритм ы мышлени я человека и компьютера. Концептуальный подход к исследованию и структуре ШИП

(Изначально текст предназначался для педагогов.)

( Так как оператор графического редактора FORNIT транслирует не

всю графическую информацию - возможны искажения текста. Постепенно я отредактирую текст и исправлю ошибки)

Современное научное представление об информации очень точно (в моем понимании) сформулировал Норберт Винер , "отец" кибернетики. А именно:

Информация вездесуща и всепроникающа! Она участвует во всех процессах мира материального и идеального. Философы и ученные, определяя понятие информации, склоняются к присвоению ей статуса фундаментальной категории в системе мироздания.

В моем понимании информация сама по себе - пассивна: это - то многообразие свойств составляющих элементов и их внутренних отношений, что содержится внутри формы ( in form …) (объекта, системы). До тех пор, пока психи ка человека не вступила в контакт с содержанием системы, информация пассивна. Образно говоря, она спит. То есть, информация всегда есть результат взаимодействия психи ки с объектом, системой.

Даже великий Н. Винер не смог обойти в своем определение информации такое субъективное понятие, как человеческие чувства. Только гносеологические способности человеческой психи ки позволяют раскрывать информационное содержание системы, структурировать информацию и превращать ее в объективные знания, в той или иной мере отражающие реальные свойства исследуемого объекта. Опираясь на объективно-субъективное (интуитивное) понимание информации, рассмотрим шахматы под этим углом зрения.

Любой ход в шахматах - это та или иная порция информации. Специфика динамического единоборства в шахматах необходимо придает каждой порции информации (ходу) разрушительные (деструктурирующие) и созидательные (структурирующие) свойства. Свойства фигур (наборы стрел) /2,3/ и практически бесконечное множество их сочетаний на 64 клетках существенно влияет на величину порции информации. Элемент сказки - превращение пешки и динамические свойства фигур вносят в игру динамическую неустойчивость, то есть возможность возникновения временного информационного хаоса с извлечением выгоды для одной из противоборствующих сторон.

Иными словами в шахматах возможны своеобразные информационные всплески - комбинации - своеобразные информационные гейзеры, нарушающие плавный ход событий.

Определение 1 . Практически бесконечное множество состоит из такого количества элементов и их взаимосвязей, что их полный пересчет со скоростью 2- 4 элемента в секунду потребует времени большего, чем время жизни человека.

С точки зрения математики такие множества конечны, а для человека они практически бесконечны. Вся Вселенная и сам человек состоит из бесконечных и практически бесконечных систем разного уровня и организации.

Определение 2. Шахматное информационное пространство (ШИП) или шахматная информационная среда (ШИС) - это виртуальное (в смысл е - не материальное) практически бесконечное множество элементов (ходов) и их сочетаний, образующих цепи или древа ходов, каждый из которых в момент реализации генерирует двухуровневую информацию. Структурирующую: генерация информации, упорядочивающей мою позицию и деструктурирующую: разрушающую позицию партнера. Следует различать подпространства: теор етическое, практическое и возможное (не познанное на практике и не исследованное теор етиками) Сумма этих трех подпространств равна ШИП . Реальное сочетание элементов этих подпространств, собственно, и составляет практическую шахматную партию или реализованное шахматное древо. Граничные условия шахматного информационного пространства задают статические и динамические правила, определяющие исходные элементы в виде набора стрел и их взаимодействие.

Психи ка человека - основной источник и регулятор информации в шахматном пространстве - сама является негласной частью этого пространства.

Рассмотрим более подробно структуру и свойства ШИП. Первое очевидное свойство ШИП: на самом деле существует два ШИП.

Первое ШИП: нематериальное или виртуальное. В природе его не существует. Оно существует лишь в воображении. Реально существует только шахматная доска и наборы фигур - реальное ШИП, в котором реализуется конкретный ход. (Решение, принятое в виртуальном ШИП) с помощью фигур на шахматной доске. Принятие решения (выбор хода и вариантов) осуществляется мысленно - в идеальном шахматном пространстве и без передвижения фигур. Практический ход делается после принятия решения по правилу: тронул фигуру - ходи ею. В реальной партии наличие фигур на доске облегчает пролонгацию (моделирование в пространстве и времени) положения фигур при анализе, но часто мешает, так как при большой глубине анализа необходимо помнить какие фигуры «ушли» с доски и какие остались. При игре в слепую материальные атрибуты - шахматная доска и фигуры не используются. То есть, все- таки, сначала ход моделируется в виртуальном ШИП, лишь затем проявляется на шахматной доске. Виртуальность ШИП означает, что все посетители этого пространства в силу его свойств и правил поведения в нем, должны пользоваться методом теор етического моделированияпри принятии решений. От первого и до последнего хода! То есть, шахматист, прежде чем сделать ход должен создать теор етическую, мысленную (виртуальную) модель этого хода или варианта, с учетом наиболее вероятного виртуального варианта критики этой модели со стороны партнера.

Любой ход в партии означает проверку на практике теор етической модели этого хода или варианта.

Определение 3. Таким образом, шахматная партия - это своеобразная материализация на шахматной доске виртуальных теор етических вариантов, созданных психи кой игрока в ШИП.

Наиболее квалифицированные посетители ШИП вполне комфортно чувствуют себя в нем без материальной атрибутики - шахматной доски и фигур. То есть, игроки такого уровня заменяют практический этап шахматной партии (ход или вариант) теор етическим моделированием практики - высший пилотаж!

Необходимо отметить, что существует потенциал ьная возможность материализовать виртуальный ШИП путем прямой записи на какой-либо носитель всех возможных ходов и их сочетаний. Но это практически невыполнимо по причинам изложенным ниже. Реализованное шахматное древо (шахматная партия) состоит из согласованной цепочки поочередных ходов партнеров, преследующих одну и ту же главную цель. Как и в спорте, побеждает тот, кто первым достигает цели.

То есть, побеждает тот, кто на практике доказал, что его виртуальная теор етическая модель шахматного древа более жизнестойка чем у партнера.

Определение 4. Шахматная партия в рамках алгебры логики представляет собой сложное логическое высказывание (предикат), состоящее из цепочки взаимозависимых собственных высказываний и высказываний противника. Причем, ваш партнер активно оппонирует, критикует и проверяет на истинность вашу логику и утверждает свою. Истинность всей цепочки высказываний (шахматное древо) равна единице, если вы поставили мат. Ничья означает, что сила логики ваша и партнера эквивалентны. Проигрыш означает, что ваша логика с изьяном.

Определение 5. С точки зрения теор ии информации ход в ШИП означает логическое высказывание той или иной степени сложности. То есть, в зависимости от сложности и информационной наполненности высказывания, каждый шахматный ход содержит разное количество (порция) и качество информации.

Специфика единоборства: партнеры поочередно критикуют и проверяют на практике истинность логического высказывания оппонента, придает каждой порции (ходу) информации качества структурирующие (созидающие, консолидирующие мою позицию) и деструктурирующие. (Разрушающие, дестабилизирующие позицию партнера)

Таким образом, каждый ход и вся партия в ШИП рождается в соавторстве критически настроенного партнера. Причем, чем критичней настроен соавтор, тем информативней, качественней, скажем просто - красивей общий плод: шахматная партия!

Логические алгоритм ы шахматного мышлени я

Определение 6. Алгоритм классический. В реальности, построение общего шахматного древа (партии) происходит по более сложному сценарию (алгоритм у). Если позиция не содержит предпосылок для комбинации, то высококлассный игрок предваряет свой ход собственной «критикой»: теор етический объективный анализ наиболее вероятных высказываний (ходов или вариантов) партнера. И соответствующий объективный анализ собственных высказываний, (ответных ходов и вариантов) придуманных в виртуальном пространстве ШИП.

То есть, шахматист выполняет аналитическую работу по дешифровке намерений партнера и при мысленном проектировании ответных вариантов.

Этот алгоритм теор етического прогно зирования или моделирования событий наиболее распространен в современных шахматах, но и наиболее трудоемок, поскольку требует большого объема счетной, вариативной работы. Им пользуются все: от любителя - до гроссмейстера. Для определенности назовем его, например АЛГРОСС (алгоритм гроссмейстера). Или АЛКЛАСС (алгоритм классический).

Полностью, на 100% он не гарантирует успех, поскольку однозначно смоделировать психи ческую деятельность партнера и тем более прочитать его мысли на много ходов вперед - пока никто не в силах.

Компьютерный алгоритм

Определение 7. Практически таким же алгоритм ом пользуются программист ы, разрабатывающие шахматные программы для компьютеров. Соревноваться с компьютерной программой в глубине просчета вариантов - бессмысл енно. Критерии оценки позиции - здесь человек более разнообразен и непредсказуем - и в этом его сила! Заложить в программу интуитивное понятие гармонии, красоты позиции - пока не в силах ни один программист .

Вообще говоря, проблема человек - компьютер несколько надуманна, искусственно раздута СМИ. На самом деле в поединок с человеком вступает не компьютер, а другой человек в лице программист а (группа программист ов). Компьютер опосредованно усиливает, так сказать, «силу мысли» программист а за счет технических возможностей железного друга. Например, компьютер, пользуясь интернетом, может найти наиболее вероятный (взвешенный) ход из опубликованной базы данных всех сыгранных на данный момент партий. То есть, просто сделать выборку известного варианта с максимальным удельным весом. Никакого творчества от компьютера здесь не требуется.

Поединок начинается тогда, когда заканчивается база данных и вступает в силу программа выбора хода по собственному алгоритм у. На этой стадии соревнуются глубина расчета компьютера (программа, созданная человеком) и творческие, интуитивные способности человека. Как известно, интуиция - дама капризная. Ждать постоянства от нее на протяжении всей партии - нереально. Поэтому, человек со своим биологическим компьютером, хотя бы один сбой в течение партии совершит. Для железки - этого подарка для получения преимущества вполне достаточно.

Определение 8. Алгоритм красоты. Существует и широко распространен второй алгоритм выбора хода и вариантов. Теор етически в ШИП всегда существует наиболее сильный (красивый, гармоничный) ход или вариант. Поэтому, если он найден, то остальные ходы и варианты рассматривать необязательно: красота хода или варианта - это сила мысли!

Как говорится, вы свое дело сделали - пусть думает партнер. Как правило, такой экономный способ мышлени я (логика) требует применения интуиции и наличия большого практического опыта, а также врожденного чувства гармонии. Этот алгоритм используют в условиях дефицита времени или для отдыха, восстановления работоспособности психи ки.

АЛГАРМ (алгоритм гармонии), или АЛКРАС (алгоритм красоты). Все эти алгоритм ы анализа и выбора хода и вариантов дают положительный эффект при условии, что оба партнера принимают решения по одним и тем же законам логики. Необходимо отметить, что АЛГАРМ не противоречит и совместим с АЛГРОСС.

Можно утверждать, что результат квалифицированного применения АЛГРОСС должен совпадать с результатом квалифицированного применения АЛГАРМ. Разные виртуальные ветви шахматного древа могут пересекаться, срастаться в некоторых точках или иметь равнозначное направление роста, то есть иметь равную силу.

Определение 9 . Алгоритм парадоксальный. Третий алгоритм принятия решений в ШИП, как раз и заключается в том, что в определенных позициях при выборе хода или варианта обычные законы логики не применимы.

Невозможно в ограниченное время просчитать все варианты или нельзя применить АЛГАРМ, так как в таких позициях резко изменяется вариативность и изменяются законы гармонии и понятие красоты. Происходит резкая смена логических алгоритм ов. Смена логических ценностей. То есть, возникает ситуация шахматной комбинации. Например, самая сильная фигура - ферзь теряет свою стоимость и просто мешает достижению конечной цели и, поэтому от нее нужно избавиться. Или любая другая фигура (фигуры) попадает под парадоксальную логику (рушатся ценностные критерии и логика капитала).

Назовем этот алгоритм , например АЛКОМБ (алгоритм комбинационный) или АЛПАР (алгоритм парадоксальный).

Определение 10. Шахматная комбинация. То есть, в ШИП существуют логические ситуации, когда ради достижения более высоких целей необходимо пренебречь обычной логикой (АЛКЛАСС и АЛГАРМ ) внутренних взаимоотношений элементов. И принять решение вопреки стандартной логики. Эта парадоксальная ситуация называется шахматной комбинацией.

Парадоксальных ситуаций в ШИП вполне достаточно - практически бесконечное множество шахматных комбинаций с разнообразной логической начинкой. Причем, комбинация может возникнуть в рамках АЛГРОСС или АЛГАРМ, совершенно неожиданно. Впрочем, признаки начала комбинации существуют: в разделе шахматное геометрическое пространство эти признаки рассматриваются подробнее. Ситуация шахматной комбинации - это творческая ситуация, схожая в главном с любым видом творчества человека. О творческом человеке принято говорить, что он обладает нестандартным мышлени ем, неожиданной логикой, непредсказуемостью. Все эти качества как раз и означают, что личность обладает парадоксальной логикой мышлени я, то есть, творческой.

Парадоксальная логика опирается на хорошо развитую интуицию и чувство гармонии и отрицающая логику капитала (АЛКЛАСС и АЛГАРМ ). То есть, эта логика напрямую связана с творческим началом личности, интуитивным мышлени ем индивида. Именно поэтому красивая комбинация дает чувство удовлетворения автору и даже соавтору.

Вывод 1 . Шахматы позволяют простыми средствами удовлетворить потребность творчества любой личности и в любом объеме. Именно в этом секрет, притягательность и вечная молодость шахматного искусства.

Вывод 2. Если партнер при анализе выбора хода или варианта использует нормальную, обычную логику, в то время как его оппонент обоснованно применил при оценке позиции парадоксальную логику, то «правильный» партнер с его правильной логикой совершит ошибку. А «не правильный» партнер, применивший парадоксальную, более высокого уровня логику, добьется успеха и сэкономит силы.

Определение 11 . Таким образом, в ШИП одновременно может применяться трехуровневая логика. Точнее формулируя, психи ка игрока должна использовать три вида логических алгоритм ов принятия решений, базирующихся на трех различных логиках. Для образности, назовем эту систему алгоритм ов: - АЛГОРИТМ ГОРЫНЫЧА (три головы).

ПОЛЕ МЫШЛЕНИ Я

Формально индивидуальные особенности мышлени я конкретной личности в ШИП или в другом информационном пространстве можно представить в виде вектора мышлени я , раскладываемого по трем координатам: АЛКЛАСС, АЛГАРМ и АЛПАР.

Определение 12 . Эти три координаты образуют своеобразное поле мышлени я в пространстве человеческой психи ки. (Инстинкты, интеллект, интуиция)

Определение 13 . Можно ввести понятие уровня мышлени я личности : этоабсолютная величина вектора мышлени я, которая пропорциональна силе мышлени я личности, точнее, силе творческих способностей. Направление вектора будет характеризовать индивидуальные особенности мышлени я: более или менее интуитивное; более или менее интеллектуальное и т.п. Теор етически ясно, что таких различных по величине и направлению векторов может быть столько - сколько существовало, существует и будет существовать человеческих личностей на планете Земля. Если одна из координат близка к нулю, то поле мышлени я превращается в плоскость мышлени я.

Определение 14 . Если принять во внимание, что каждая из трех «координат» поля мышлени я каждой личности представляет собой некоторый интервал значений, то мышлени е конкретной личности будет представлять собой конус с определенным телесным углом и объемом.

Можно ввести новое понятие: конус способностей личности или творческий конус и измерять его в радианах (творческих) А объем конуса, пропорциональный силе и мощности всех способностей личности - можно измерять в единицах ума: 1 умч = 1 алгросс х 1алгарм х 1 алпар. Очевидно, что чем больше телесный угол конуса способностей - тем шире диапазон способностей личности. Пояснение: 1умч = единице умственных способностей человека.

Оставим психологам определение единицы измерения логики классической, гармоничной и парадоксальной. Это темы не одной диссертации…

Интересен факт совпадения «трехмерности» пространства человеческой психи ки: инстинкты+интеллект+ интуиция, трехмерности поля мышлени я человека и трехмерности физического пространства. Это наводит на интересные и глубокие размышлени я, но не будем отвлекаться. Пояснение: каждый из трех алгоритм ов реализуется конкретной личностью на определенном уровне, определяемом уровнем его способностей. Более высокий уровень логики опровергает более низкий уровень. На практике это означает, что более высокий уровень предполагает более глубокое и качественное прогно зирование вариантов событий в ШИП. Сколько таких уровней логики в ШИП пока никто не подсчитывал. Я думаю, что логических уровней и уровней мышлени я личности существует ровно столько, сколько существует и будет существовать в будущем индивидуальностей мыслящих нестандартно.

Вывод 3. В ШИП ориентируются и принимают решение, используя пространство мышлени я психи ки с многоуровневой логикой Горыныча. Причем, та же логика, все ее разновидности, используется и в научном мышлени и, во всех отраслях знаний и видах творческой деятельности человека, так как психи ка у человека одна и неделимая.

Вывод 4. Шахматы принадлежат к семейству творческой деятельности человека!

Вывод 5. Следовательно, шахматы как игра, представляют собой своеобразный полигон, модель и тренажер научного мышлени я, позволяющий прививать, развивать и воспитывать культур у мышлени я и все, что с ней связано.

Теор ема 1. При одновременном и обоснованном применении нормальной и парадоксальной логики, последняя всегда побеждает (опровергает) нормальную логику любого уровня. То есть, АЛПАР является высшим, творческим уровнем мышлени я в ШИП и в других сферах жизнедеятельности человека также.

Доказательство . Вся история шахмат и развития науки однозначно доказывают теор ему.

Культур а мышлени я предполагает органичное знание и использование общих закономерностей мышлени я. Законы мышлени я человека не зависят от объекта исследования, от рода практической деятельности. Поэтому шахматы являются своеобразным тренажером, развивающим и тренирующим все возможные уровни мышлени я личности, формирующим личное поле мышлени я.

Теор ема 2 . Применение АЛПАР резко снижает Вариативность достижения цели в ШИП.

Доказательство. Шахматная комбинация (Использование АЛПАР ) реализуется конкретным набором ходов, как правило, в одном форсированном варианте. Иногда таких вариантов бывает более, одного но они всегда форсированы, то есть неизбежны (Как колея на дороге). Если применять только АЛКЛАСС и АЛГАРМ, то возможны различные варианты достижения конечной цели, так как различные ветви шахматного древа в ШИП могут быть равноценными или пересекатся. Вариативность использования АЛКЛАСС и АЛГАРМ заведомо больше единицы.

Ради объективности, следует упомянуть о существовании четвертого логического алгоритм а - отсутствие всякой логики. Как говорится, логика от фонаря или метод тыка и т. п. Для определенности его можно назвать АЛФОН или АЛТЫК . Реальная шахматная партия (и любая деятельность человека) «конструируется» в ШИП из применения в разных пропорциях вышеперечисленных трех алгоритм ов и АЛТЫК .

Определение 15. Итак, ход в ШИП - это высказанная мысль (логическое высказывание) той или иной степени сложности. То есть шахматный ход может состоять из нескольких сложных мыслей, объединенных в высказывание общей логикой. Вариант или цепочка ходов - это логически согласованные, взаимосвязанные мысли. Каждая мысль и все шахматное древо формируется в условиях жесткой (разрушающей теор етическую модель партнера), объективной и конструктивной критики партнера и самокритики. Все теор етические построения (варианты и ходы) в виртуальном ШИП проверяются на истинность практически в реальном ШИП, на шахматной доске.

Вывод 6. То есть, концептуально шахматы по своей внутренней сути и методолог ии принятия решений моделируют любую научную систему или теор ию. В науке любая теор ия или любая ее часть может быть подвергнута критике в печати или проверена экспериментом любым компетентным оппонентом. Именно эта демократическая процедура гарантирует относительную истинность и силу научных знаний.

Единственное отличие науки от шахмат - временной темп в ШИП в сотни и тысячи раз ускоренный, чем в науке. Партию можно сыграть за час, а формирование научной теор ии может длиться десятилетиями.

Более того, в ШИП часто применяется нестандартная (парадоксальная) логика, гораздо чаще, чем в науке. В науке парадоксальная логика применяется при смене теор етических парадигм, например, теор ия относительности Эйнштейна, опирается на другой аксиом атический базис, чем теор ия Ньютона. Причем, парадоксальность относится, только к базису. Все надстройки над базисом опираются на одни и те же законы логики, вне зависимости от времени создания научной теор ии.

Выводы 7. Напрашивается сами собой:

1.) Шахматы представляют собой самодостаточную, то есть внутренне непротиворечивую самосогласованную научную систему - ШИП.

2.) Концептуально шахматы, как научная система, по своей внутренней структуре и методолог ии принятия решений (поиска истины), моделируют любую научную систему или теор ию.

3) Систематические занятия шахматами в той или иной мере развивают научно - системное, творческое мышлени е любого человека. Ребенок, школьник в силу его «незамутненности» природного ума, наиболее благодатный субъект для занятий шахматами.

4) Шахматы, несомненно, станут обязательным школьным предметом, наиболее эффективно развивающим творческие способности личности, формирующим основы системно-научного мышлени я и воспитывающего положительные черты характера личности.

Рассмотрим структурные составляющие ШИП. Возможное подпространство - практически бесконечное множество всех возможных первых, вторых, третьих и т.д. и сочетаний ходов белых и черных фигур, не сыгранных практически и не подвергшихся анализу теор етически (не опубликованных в теор етических исследованиях).

Теор етическое подпространство - практически бесконечное множество устоявшихся, проверенных на практике аналитических вариантов дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, опубликованных в шахматной литературе (теор ия шахмат), плюс неопубликованные теор етические исследования (домашние заготовки).

Практическое подпространство - практически бесконечное множество сыгранных на данный момент партий. Динамика взаимоотношений подпространств: возможное подпространство перетекает в практическое и теор етическое, а теор етическое в практическое, но их сумма постоянна. Граничные условия ШИП - это свойства шахматных фигур и шахматная доска. Все возможные перемещения фигур ограничены правилами и границами доски.

Наконец, самая важная составляющая ШИП, без которой невозможно его существование - психи ка человека. Психи ка как известный персонаж Бомарше и там и здесь, она негласный и главный участник всех взаимоотношений человека с миром материальным и идеальным. О структуре психи ки и ее гносеологических способностях поговорим позже.

Мощность шахматного информационного пространства и творческие

потребности человечества. Научное обоснование индуской народной мудрости

Человек рожден для творчества, как птица для полета! Творчество всегда рождается в преодолении хаоса и бессистемности в стремление к высшим сферам гармонии. Наш 21 век, век высоких технологий и индивидуального комфорта, максимально защищает человека от внешней среды. Большинство человечества живет в каменных городах, удовлетворяя свои потребности посредством разнообразных технических посредников.

На общем фоне растущей изоляции человечества от природы, уменьшается его горизонт для проявления творчества. Но сама потребность человека к творчеству неискоренима.

Шахматное море или шахматное информационное пространство 1.2 действительно обладает удивительными свойствами, требующими детального исследования.

Свойство ШИП: удовлетворять творческие запросы субъекта любого масштаба, (от комара - до слона), учитывая, что бывают «звери» и покрупнее (в интеллектуальном смысл е), чем слон, пожалуй, наиболее удивительное. Индусская мудрость утверждает, что шахматное море (ШИП ) заведомо удовлетворит творческие потребности любого человека и не слишком при этом обмелеет. Действительно, мощность ШИП настолько велика, не смотря на то, что это множество счетное - не хватит жизни всего человечества для перебора всех возможных вариантов. При коэффициенте ветвления ходов - 10 число возможных шахматных партий в 50 ходов, различающихся хотя бы одним ходом равно

Играть в шахматы для начинающих - непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.

Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.

Стратегия и тактика в шахматах

Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход - также являются тактическими приёмами.

Разберём наименее очевидные из них.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Двойной удар.

Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:

Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.

Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.

Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.

Вилка.

Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.

Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.

Связка.

Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.

Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».

Размен . Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.

Жертва . Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.

Основные комбинации и ловушки в шахматах

Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.

Перекрытие .

Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:

Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.

Белые делают неожиданный ход:

На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.

Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.

2. Чёрные забирают ладью слоном.

В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.

Блокирование .

Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.

Всё станет понятно на примере:

Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.

Ход белых:

Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.

Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:

Итог

Мы рассмотрели основные шахматные комбинации и тактические приёмы. В качестве бонуса предлагаем просмотреть видео по теме.

Также известно, что информация не задерживается в голове без практики. Самое время сыграть в шахматы, закрепив полученные знания в реальной игре!

Ниже вы можете посмотреть видео урок игры в шахмат

Шахматы для начинающих видео