Тест: Какая вы шахматная фигура? GAMBITER – это мир интеллектуальных игр онлайн Промежуточное тестирование для детей по шахматам

Доброго времени суток, дорогой друг!

В шахматах важно «набивать руку». Больше играть и решать задачи. Тесты по тактике для начинающих шахматистов, представляемые в сегодняшней книге, сделаны по методике, которую авторы считают наиболее эффективной.

Наименование: Тесты по тактике для начинающих шахматистов

Выход в печать: 2005 год

Объем 152 страниц

О чем эта книга?

Данная книга это задачник для начинающих шахматистов. По мнению авторов, уже изданные в разное время подобные материалы, в большинстве своем имеют существенный недостаток.

А именно, они содержат явные и неявные подсказки. Например, те же стандартные « » или того чище – «Мат в 2 хода, матует конь».

Авторов таких задачников понять можно. Они стремятся сделать материал более доступным для новичков. Однако есть и существенные недостатки в таком подходе. И главный из них – несоответствие с практической ситуацией.

В реальной партии никто же не подойдет и не скажет: «Вася, здесь мат в два хода».

Сильные шахматисты говорят:

Если в задании знаешь, что нужно сделать, его сложность снижается как минимум вдвое. Ибо возникает разрыв между теорией и практикой

То есть, чем более явные «подсказки» в задаче, тем меньше эффективность. Хотя совсем избегать их, наверное, — неразумно, у ребенка может пропасть , если ему не удается совсем ничего решить.

Однако количество таких «подсказок» должно быть минимальным и по мере обучения снижаться.

В настоящей книге таких подсказок почти нет. Авторы ставят перед собой задачу научить думать самостоятельно.

Об авторе

Конотоп Сергей Валентинович — высшей категории, заслуженный работник физической культуры и спорта Московской области, заслуженный работник образования Московской области.


Как говорилось выше, форма подачи материала в данной книге принципиально отличатся от подобных задачников.

Дается 50 тестов по 12 позиций в каждом. Время на выполнение теста – 1 час. Тематика примеров обширна, очередность случайна. Остается лишь один путь: изучать позицию, анализировать, выделять главное и делать выводы, предлагать решение.

За решение начисляется определенное количество баллов. Сумма набранных баллов позволит судить об уровне вашей подготовки.

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Министерство образования и науки Республики Тыва

Тестовые задания по шахматам

курса «Шахматы - школе»

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

г.Кызыла РТ

2014 - 2015 учебный год

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» за второй год обучения

I полугодие

Вариант 1

А) Россия; В) Индия;

Б) Китай; Г) Тува.

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 48; В) 50;

Б) 64; Г) 16.

3. Что такое диаграмма?

А) Начальная позиция; В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры.

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

А) Ферзь; В) Слон;

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А) Король; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

8. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король; В) Конь;

Б) Ферзь; Г) Слон.

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция; В) Нотация;

Б) Дневник; Г) Запись.

11. Нападение на короля называется:

А) Мат; В) Пат;

Б) Ничья; Г) Шах.

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат; В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие; Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

А) Ничья; В) Пат;

Б) Рокировка; Г) Мат.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка; В) Ладья;

Б) Ферзь; Г) Конь.

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню; В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам; Г) Пяти пешкам.

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» . Второй год обучения

(I полугодие)

Вариант 2

1. Какая страна родина шахмат?

А) Россия; В) Индия;

Б) Китай; Г) Монголия.

2. Сколько горизонталей на шахматной доске?

А) 16; В) 8;

Б) 64; Г) 32.

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?

А) Вертикали; В) Диаграммы;

Б) Горизонтали; Г) Диагонали.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь; В) Слон;

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?

А) Король; В) Пешка;

Б) Конь; Г) Ферзь.

7. Фигура, которая может прерватиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:

А) Конь; В) Ладья;

Б) Слон; Г) Пешка.

8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия.

10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:

А) Рокировка; В) Связка;

Б) Мат; Г) Стратегия.

11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:

А) Мат; В) Пат;

Б) Ничья; Г) Вечный шах.

12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение.

13. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка; В) Вилка;

Б) Крышка; Г) Тарелка.

14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?

А) Двойной шах; В) Открытый шах;

Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура:

А) Стратегия; В) Гамбит;

Б) Дебют; Г) Комбинация.

А) Ферзь; В) Король;

Б) Ладья; Г) Пешка.

Литература

1) Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

4) В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: Просвещение 1991г.

Ответы на вопросы «Тестовые задания по программе «Шахматы-школе». Второй год обучения (I полугодие)

Вариант I

1) В

2) Б

3) Г

4) В

5) В

6) В

7) Б

8) Б

9) В

10) В

11) Г

12) А, В,Г

13) Г

14) А

15) Г

16) В

Критерии оценок:

15-16 баллов-«5»

14-12 баллов-«4»

11-8 баллов-«3»

7 и меньше-«2»

Вариант II

1)В

2)В

3)Г

4)В

5)В

6)А

7)Г

8)В

9)Б

10)В

11)В

12)Б

13)В

14)В

15)В

16)В

Критерии оценок:

15-16 баллов-«5»

14-12 баллов-«4»

11-8 баллов-«3»

7 и меньше-«2»

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе».

Второй год обучения .(II-е полугодие)

1. Нынешний чемпион мира по шахматам:

а) Ананд Вишванатан б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен г) Владимир Бузыкаев

2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными :

А) Жертва б) Отвлечение

В) Атака г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

а) Ладья б) Слон

в) Пешка г) Конь

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника б) За ладью

в) За короля г) За голову

5. Запись шахматной партии называется:

а) Запись б) Нотация

в) Игра в) Дневник

6. Как оценивается ценность шахматных фигур:

а) В рублях б) В пешках

в) В долларах г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

а) Шах б) Пат

в) Цугцванг в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый б) Линейный

в) Двойной г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат :

10. Чемпион Республики Тыва по шахматам среди женщин:

а) Монгуш Айлаана б) Ондар Дусия

в) Манзырычы Херелмаа г)Ойдуп Арсения

11 . Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль б) Дебют

в) Миттельшпиль г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка б) Шах

в) Мат г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит б) Дебют

в) Эндшпиль г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

в) Достижение материального преимущества г) Отставание в развитии

15 . Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат б) «Вечный шах»

в) Мат г) Ничья

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии :

а) Слоном б) Конём

в) Ферзём г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов :

а) Тренер б) Судья

в) Композитор г) Претендент

Литература

1)Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.

5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.

6) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г.

Ответы на вопросы тестовых заданий по программе «Шахматы-школе»

Второй год обучения

1) А

2) Г

3) Г

4) В

5) Б

6) Б

7) В

8) Б

9) В

10) А

11) В

12) В

13) А

14) Б

15) Г

16) В

17) Б

18) В

Критерии оценок:

17-18 баллов-«5»

12-16 баллов-«4»

11-7 баллов-«3»

6 и меньше баллов-«2»


Партией, то роль какой фигуры вам подошла бы больше всего?

Ответьте на несколько простых вопросов и узнайте, какая шахматная фигура соответствует вашему характеру.

5. Сможете сыграть в шахматы с завязанными глазами?



Шахматы с завязанными глазами являются настоящим турниром со своими мировыми рекордами. Игроки делают все свои ходы с завязанными глазами. Как правило, есть посредник, который слушает и делает тот ход, который назвал противник. Играть таким способом могут по-настоящему сильные шахматисты. Выдающийся результат показал в 1960 году венгр Янош Флеш, который сыграл с завязанными глазами с 52 оппонентами подряд, и выиграл 31 партию.

4. Безграничные возможности



После того, как каждый из игроков сделал первые 3 хода, число возможных ходов в игре возрастает до более 9 миллионов. Если вам нравится математика, то можете взглянуть на Число Шеннона, которое представляет собой минимальное количество неповторяющихся шахматных партий. Для сравнения будет интересным упомянуть, что количество атомов в наблюдаемой Вселенной меньше, чем число Шеннона.

3. Шахматы и мозг



Часто от психологов можно услышать, что шахматы являются эффективным способом улучшить работу памяти. Они помогают человеку лучше решать комплексные задачи и придумывать интересные идеи. Неудивительно, что эта игра рекомендуется специалистами, как инструмент борьбы с болезнью Альцгеймера. Кроме этого, всё больше школ открывает шахматные классы, так как было доказано, что эта игра улучшает успеваемость детей в школе.

2. Турка – первый шахматный автомат



В 18 веке был придуман шахматный автомат, который мог "самостоятельно" думать и играть с любым желающим. Он представлял собой деревянный ящик, на котором сидела восковая фигура в натуральную величину, одетая в турецкий наряд, а перед ней находилась шахматная доска.

Перед началом игры, дверцы ящика открывались, и зрители могли увидеть очень сложный механизм, находящийся внутри автомата. После этого дверцы закрывались, и автомат заводился ключиком. Этому автомату проиграли как Наполеон Бонапарт, так и Бенджамин Франклин.

На самом деле, внутри ящика сидел сильный шахматист, спрятанный за системой зеркал. Он-то и выигрывал у всех.



Эта партия состояла из 269 ходов, длилась 20 часов и 15 минут и закончилась ничьей. Теоретически, в одной шахматной игре можно сделать более 5 000 ходов, всё зависит от особых правил (правило 50 ходов и троекратное повторение позиции), а также от плохой игры шахматистов.

Правило 50 ходов - игрок может потребовать ничью, если за последние 50 ходов не была взята ни одна фигура, а также не было сделано ни одного хода пешкой.

Троекратное повторение позиции – повторяются одни и те же ходы. В таком случае игрок может предложить ничью.

Тест по шахматам

    Всего на шахматной доске 64 клетки, из которых сколько белых и черных___________________________________________________

    Соответственно шахматная доска это квадрат _____ на ____ клеток

    Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть какой ? _______________________________

    В шахматной партии принимает участие сколько видов фигур ? ____

    У каждой стороны по сколько фигур в начале игры_______________

    Ходят пешки только ________________________________________.

    После своего первого хода пешка передвигается только на _____ клетку вперед за один ход.

    Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали _______________ и ____________________________

    С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах – правила ______________. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.


Перед ходом

После хода



    Какаая фигура ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры.


    Ниже указаны легкие задачи для того, чтобы запомнить, как ходят ладья и слон.


Ход белых
Каким ходом белый слон может, одновременно напасть на черную ладью и коня?

Ход черных
Ладья может ударить белого слона. Выгоден ли такой удар черным? Обоснуйте свой ответ

    Какая фигура ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. __________________________________________

То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. Схематично указано на диаграмме ниже.


    ________________ – самая главная фигура.

Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.

    Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на _____________ клетку.


    То есть, находясь в середине доски король пробивает ________ полей.

«Тестовые задания по физической культуре».

«Шахматы школе»

Инструкция по выполнению теоретических заданий

3 класс «Шахматы школе»

Вам предлагаются 15 вопросов, соответствующих требованиям к минимуму знаний учащихся 3 классов основной школы по предмету «Физическая культура» Шахматы школе

К каждому вопросу предложено 4 варианта ответа. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные ответы, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса.

Внимательно читайте вопросы и предлагаемые варианты ответов. Ваша задача заключается в выборе одного из четырех вариантов ответа, который, по Вашему мнению, является правильным. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.

Выбранные Вами ответы отмечайте в соответствующих квадратах бланка ответов любым знаком, позволяющим получить однозначное представление о сделанном Вами выборе.

Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество, номер школы и класс, в котором Вы учитесь.

Желаем успеха!

Максимальный балл- 15

Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа

Тест используется для актуализации знаний, полученных ранее, создания проблемных ситуаций, определения уровня понимания и усвоения нового материала.

1.Как переводятся слово "шахматы"?

а) Властитель умер

б) Спасти короля

в) Король умер

г) Береги короля

2.Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?

3.Какой шахматной фигуры не существует?

а) Король

4.Согласен ли ты что каждое шахматное поле квадратное?

в) наверное

г) круглое

5.Сколько всего полей в центре?

6.Сколько белых полей в любой черной диагонали?

7.Сколько на шахматной доске горизонталей?

8.Сколько всего фигур и пешек имеется у каждого игрока в начале партии?

9.Сколько клеток на шахматной доске?

10.Какая шахматная фигура ходит буквой «Г»?

в) король

11.Какая фигура в шахматах самая сильная?

б) король

12.Какой из этих спортивных терминов относится к шахматам?

а) рашпиль

б) гамбит

г) эндшпиль

13.Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) лопатка

14.Как называется середина шахматной партии?

а) миттельшпиль

б) гамбит

в) цугцванг

г) мед-тайм

15.Сколько белых полей в горизонтали?

Ответы

№ вопроса

Вариант ответа