Знакомство с шахматной доской.docx - Занятие по шахматам «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Мастер - класс "там клетки черно-белые чудес и тайн полны" презентация на тему Сухин шахматы там клетки черно белые

Тема: «Там клетки чёрно­белые чудес и тайн полны ».
Цель: Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми
терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь,
вертикаль, диагональ.
2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета
шахматной доски.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Ход занятия:
­ Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на
нее (Показывает карту, на которой написано «Там клетки чёрно­
белые чудес и тайн полны»)
­ Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы,
ребята, знаете?
­ Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что­то
поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и
названий с групповым помещением)
­Кажется, я догадалась. Черно­белое Королевство находится где­то
здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.
Дети по карте ищут дорогу и находят большую
демонстрационную шахматную доску с названием Черно­белое
Королевство.
­ Вот мы его и отыскали, узнали, что это за королевство.
­ Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство
называется Черно­белым?
­ Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске
есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным
образом, кто скажет как именно.
­ А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?
­ А черных?
­ А каких полей больше черных или белых?

­ Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В
шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева
направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые
расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько
вертикальных улиц?
­ А сколько горизонтальных?
­ Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом
горизонтали.
­ Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и
они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они
всегда одного цвета или белые или черные.
­ Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную
белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их?
Самые короткие черные диагонали. Сколько их?
Дети тренируются показывать диагонали.
­ Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной
доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей
она состоит?
­ Сколько в центре белых полей?
­ А черных?
­ Правильно. Ребята, почему­то Королевство совершенно пустое и
никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что­то
случилось?
­ Но кто­то для нас оставил маленькие шахматные доски, только
они какие­то странные, все белые. (Показывает заранее
приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное,
жители Черно­белого Королевства просят нас о помощи, и хотят,
чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые
поля. Попробуем?
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
­ Молодцы! Все справились с заданием.
­ Каких чудес и тайн полны ещё чёрно­белые клетки в Шахматном
Королевстве, мы узнаем на следующем занятии.

Мастер-класс

«Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»

1 слайд (представление)

Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе многие великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

2 слайд

Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось.

Моя любовькшахматамначалась в детстве, в двенадцать лет, когда меня родители записали в шахматный кружок. Так началась моя шахматная жизнь. Эта игра не покидала меня никогда!

3 слайд

Поэтому для меня стало очень важно научить ребят своей группы играть в шахматы и привить им любовь к этой игре.

4 слайд

Тем более, что игра в шахматы решает ряд задач: …

Реализация данных задач и достижение цели организуется посредством дополнительной образовательной услуги (другими словами – кружковой деятельности). Это кружок «Шахматное королевство»

5 слайд

С чего же следует начинать обучение шахматной игре? Наверное, вы догадались- с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, передвижением фигур. Поэтому, в процессе обучения используюразные методы и приемы как: чтение шахматных сказок, рассказов, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам,

6 слайд

рассматривание рисунков, изготовление шахматных фигур из пластилина, бумаги. Очень нравиться детям, когда используется сказочно-игровой метод очеловечивания шахматных фигур.

Многие сказки и истории придумываем сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не, очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Не вызывает сомнений, что взрослые в состоянии придумать для ребенка какие-то «околошахматные» игры, типа лото, пряток, смогут сделать вместе с ним простейшие, но занятные рисунки. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно малыш заинтересуется шахматами, и наступит новый этап - от азов к основам теории.

7 слайд

Сегодня я хочу познакомить вас с шахматными фигурами, правилами игры и некоторыми дидактическими играми, которые помогут Вам открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Обучение дошкольников игре в шахматы я классифицировала на шесть тематических блоков. Каждый блок включает разные формы и методы работы… .

8 слайд блоки

9 слайд

Выход педагогов.

А теперь уважаемые участники, настало время отправиться нам в сказочное королевство шахматных чудес! Но перед этим путешествием надо немного набраться сил, предлагаю отдохнуть.

Все подданные шахматного королевства следят за своим здоровьем и занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку.

Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи,

В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения

Охватить нам нужно всех. для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

Молодцы, мы хорошо размялись, займите свои места….

10 слайд

Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Возьмите шахматную доску и расположите ее таким образом, чтобы в нижнем углу с правой стороны у каждого из игроков был квадрат белого цвета.

Посмотрите внимательно на доску и скажите, из чего она состоит?

На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета.

11 слайд

Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас возьмите фишки и выложите на своей доске линии.

12 слайд

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем с ними знакомство.

В этой стране - Король с королевой живут без корон, ладья без весел, без хобота слон, конь без копыт, седла и уздечки, а рядовые - не человечки.

13 слайд

А теперь без спешки идут на место пешки. Пешки – выставляются вторым рядом перед другими фигурами. Найдите пешки и поставьте их на доску.

14 слайд

Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

Ладья, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

15 слайд

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Ставьте их на доску.


16 слайд

Меж коней заключены наши славные слоны. Ставьте их на доску.

17 слайд

И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.

Запомните: белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Король – самая главная фигура в королевстве. Поставьте фигуры на доску.

18 слайд

Для знакомства и закрепления знаний о фигурах и пешках я использую стихи, загадки, сказки.

А теперь проверьте правильно ли вы расставили шахматные фигуры?

19 слайд

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Наши войска уже готовы! Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее.

Раз, два, три войска собери!

Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

20 слайд

Игра «Шахматная шкатулка». Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Отгадав загадку, найдите фигуру в мешочке на ощупь.

Загадки

1. Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

2.Вперёд и назад ходит браво,

Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её ..... (Ладья)

3.Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это… (конь)

4.Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)

5. Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это… (слон)

6.Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

7. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат. (Пешки)

8. Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

21 слайд

Перед следующей игрой хотела бы спросить кто из путешественников знает, как ходят фигуры?

Знают:

Игра «Живые шахматы» педагог должен пройти ходом своей фигуры.

22 слайд

Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает компьютер: и считает, и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание,

23 слайд

укреплять память, развивать аналитические способности и воображение, помогает вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький, непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее.

24 слайд

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

25 слайд

26 слайд

Свой мастер-класс я хочу закончить словами известного во всем мире шахматиста А. Алехина: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни».


Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.