Определение игры и ее автор. Что такое игра. Требования к организации игры

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ИГРА»

В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Многие ученые пытались дать определение понятию «игра».

До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез».

Карл Гросс был первым автором, который попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.

П.П. Блонский в 30-е годы ХХ века доказывал, что игра - только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же всё серьёзно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.

В противовес этому, Д.Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказывал, что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.

Одно из определений: игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие, - дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только на третьем году жизни ребенка.

В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. Налицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Итак, ИГРА - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.

Для человека ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Это одна из важнейших функций игры – научить ребенка помнить и выполнять правила, еще одна функция игры – это формирование целостной картины мира. Вживаясь в роль выдуманного персонажа, ребенок учится понимать эмоции и состояния других людей. Самостоятельная и главная ценность игры состоит в том, что в ней ребенок моделирует свою будущую жизнь и самого себя, каким он хочет быть. И, конечно, игра учит ребенка верить в себя. В игре дети приобретают навыки общения..

В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Характерная особенность игры - её двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными жизненными обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Итак, в качестве обобщения запомним два определения игры –

Психологическое: «Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта»

Дидактическое: «Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами».

КЛАССИФИКАЦИИ ИГР

Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам. Строго говоря, единой классификации не существует: «своя» разработана в дошкольной педагогике, практической психологии, в дополнительном образовании и т.д.

Базовая классификация игр отражается аббревиатурой АДИК. Игры подразделяются на: А - азартные, Д - дидактические, И - информационные, К - комбинаторные. Все существующие игры содержат, как правило, сочетание этих элементов классификации.

ВИДЫ ИГР

Классификация игр, используемая нами в работе по организации образовательной работы и детского досуга, связана с самой спецификой методики и технологии работы с учащимися объединения.

Давайте рассмотрим следующие виды игр:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.

КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ

Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Эти игры развивают чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание, физические качества, координацию движений, выносливость, волю и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Длительные игры, «символический двойник отношений в группе» или основа длительной досуговой программы. Их использование целесообразно в сплоченной группе, где уже сформировался «общий стиль» жизни детей.

Сюжет игры строится на основе любимого всеми детьми литературного произведения, фильма и т.п. дети выбирают себе роли - «имена», проигрывают стиль поведения, конкретные действия героев игры (переписка, «ведение бортового журнала», ритуал приветствия и т.п.). В ходе такой игры появляется много предметов-символов, а «список героев» может пополняться новыми, выдуманными самими детьми. Игра часто возникает «изнутри» коллектива. Роль педагога состоит в том, чтобы заметить общий интерес детей и использовать его в педагогических целях, самому подключившись к игре в качестве одного из участников (естественно, найдя себе адекватную роль).

ДЕЛОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование отношений, характерных для данного вида работы;

Организационно-деятельностные игры – «коллективная мыследеятельность», игра, способствующая формированию представления о способах и методах мышления, используемых людьми, выполняющими общую деятельность в повседневной жизни.

Творческая активность личности в таких играх обусловлена тем, что они позволяют почувствовать значимость своего «Я», происходит снятие напряженности, нерешительности и нарастание «мобилизующей напряженности» на основе усиления интереса к игровому процессу.

Основных правил в такой игре должно быть немного, они должны быть представлены вместе с задачами играющих групп в словесной или бланковой (графической) форме, сочетая реальный и игровой контекст. Играющие разделяются на несколько игровых групп, внутри каждой из которых также есть свои роли (сюжетные и психологические: инициаторы, лидеры, критики, счетоводы). В качестве примеров деловых игр можно привести такие как «Проект театра», «Филармония», «День самоуправления» и т.п.

Понятно, что игра может использоваться как на занятиях, так и на переменах, в досуговой деятельности. Весьма удачный прием – придумывание игр совместно с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, и как средство диагностики и закрепления образовательного материала).

    «Игра всегда является как будто формой того или иного серьезного поведения; она является "разыгрыванием" серьезной жизни человека, ее, так сказать, представлением» (Д. Н. Узнадзе);

    «Под игрой понимаются действия, лишенные практической цели, а только воспроизводящие, имитирующие определенные практические действия» (Л. Б. Ительсон);

    «Игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от деятельности» (Философский энциклопедический словарь);

    «Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Г. М. Коджаспирова).

    «Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки» (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990).

    «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Г.К. Селевко).

    «Игра - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности» (В.С. Селиванов).

2.3. Признаки игровой деятельности

(по материалам книги О.С. Газмана «Неклассическое воспитание:

…В фундаментальном исследовании игры француз­ского философа Роже Кайуа дается достаточно целостная картина этого феномена, включающая как объективные, так и субъек­тивные ее характеристики. В книге «Игры и люди» Кайуа дает следующие признаки, объединяющие все виды деятельности, обозначаемые словом «игра». Это деятельность:

    Свободная: игрок не может быть к ней принужден, иначе игра тут же потеряет свою привлекательность;

    Обособленная: она ограничена точными временными и пространственными, заранее определенными границами;

    Неопределенная: ее развитие и результат нельзя заранее предвидеть; у игрока всегда есть инициатива и определенная свобода проявить находчивость;

    Непродуктивная: не создает ни продукта общественно ценного, ни материальных благ, ни каких-либо новых элементов, кроме перераспределения собственности (имеется в виду игровой - О. Г.) внутри группы игроков; в конце игры ситуация идентична начальной;

    Регламентированная: подчиняется условиям, отменяющим обычные законы и временно вводящая новую, един­ственно имеющую силу закономерность. (В этой связи Кайюа делает любопытный комментарий: «В этом ограниченном игрой пространстве и отведенном времени путаные и сложные законы обычной жизни заменяют на точные, понятные придуманные правила, которые надо воспринимать такими, какие они есть, и которые обеспе­чивают правильное течение игры. Обманщик, если и нарушает правила, все равно делает вид, что их соблюдает. Поэтому надо отдать справедливость авторам, подчерки­вающим, что нарушение правил не губит игру. Обманщик не ставит под сомнение правило, он лишь злоупотребляет лояльностью других игроков. Настоящим же разрушителем игры становится тот, кто ее отрицает, видит абсурдность в условности правил...»);

    Иллюзорная: сопровождается специфическим ощуще­нием какой-то второстепенной реальности или полной нереальности по отношению к повседневной жизни.

Все авторы, пытавшиеся обозначить признаки игры, а тем более дать ее дефиницию, сталкиваются с одной и той же трудностью. Любой признак, взятый отдельно, сам по себе может быть отнесен не только к игровым явлениям. Скажем, мальчик свободно и добровольно берет у мамы тяжелую сум­ку, чтобы ей помочь. Свобода и добровольность есть. А игры может не быть.

…Разорвать этот круг противоречий не представляется возможным, если смотреть на игру одновременно с нескольких позиций: историка, философа, психолога, самого ребенка. Надо выбрать какую-то одну точку отсчета. Таковой, на наш взгляд, является психологическая доминанта игры: взгляд на нее с позиций самого играющего (субъекта деятельности).

Возьмем пример: мы видим двух мальчиков, бегущих друг за другом. Можно предположить, что они спешат на электричку или в кино, но один сильнее и поэтому бежит быстрее. Можно допустить, что один догоняет другого, чтобы его ударить, подраться. Но можно предположить, что дети играют в «догонялки» или устроили игру «кто быстрее добежит». Выявить, что же на самом деле происходит, можно лишь одним способом: определить психическое состояние человека, которое, конечно, связано с его намерением. В каком состоянии мальчик бежит? В состоянии агрессивного аффекта, характерного для драки, деловой озабоченности («чтобы не опоздать») или веселого напряжения, которое побуждается игрой?

Таким образом, доминантной характеристикой игры мы считаем психическое состояние субъекта игры, которое мы обозначаем как игровое состояние. Игровое состояние представляет собой сложный комплекс переживаний, которые испытывает всякий играющий. Различные типы игры и различ­ные стадии дают этому состоянию свои особые эмоциональ­ные оттенки, выдвигают свои составляющие его доминанты.

С той или иной мерой приближения к истине игровое состояние в различных играх и на различных стадиях игры можно было бы описать в таких выражениях, как «радость условности», «увлеченность отвлеченностью», «предвкушение неожиданности», «веселая озабоченность», «наслаждение импровизацией», «напряженная активность», «приятная сосредоточенность», «легальная симуляция», «азарт испытания», «коммуникативный энтузиазм». Иначе говоря, игровое состояние есть ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или соци­альной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или со­ревнования.

Суммируя признаки игры, называемые ведущими специалистами в этой области, можно сказать, что детские игры - это, во-первых, занятия субъективно значимые, приятные, самостоятельные, активные и добровольные (необязатель­ные). Во-вторых, имеющие аналог в реальной действитель­ности, но отличающиеся своей неутилитарностью и небуквальностью воспроизведения. В-третьих, возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функций организма или качеств личности, за­крепления достижений или снятия напряжения.

ИГРА

play) Деятельность, которой занимаются ради нее самой, ради удовольствия, которое она приносит, без учета серьезных целей и задач; обычно противопоставляется РАБОТЕ или выполнению других социально либо биологически необходимых действий. Для психоаналитиков игра представляет интерес по нескольким причинам. Это деятельность, в которой одновременно задействованы функции, обычно противопоставляемые в теории, поскольку

а) субъект одновременно выражает ФАНТАЗИЮ и адаптируется к внешнему МИРУ (см. АДАПТАЦИЯ)

б) в индивидуальное ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) субъекта включено в общение, а в случае, когда он играет один, ею деятельность могут наблюдать другие. Поскольку игра - это деятельность, которая в некотором смысле "не считается", "будучи понарошку" или "понарошку в жизни", и поскольку здесь действия "играются", а не происходят по-настоящему, то цензура, ТОРМОЖЕНИЕ и ВИНА временно "не работают"; в результате игра дает свидетельства желаний, ТРЕВОГ и т.д., которые в других случаях вытесняются (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Поэтому игра используется детскими аналитиками как замена СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ: игры, которые придумывает ребенок с игрушками, данными ему психоаналитиком, используются как свидетельства, выявляющие природу бессознательных фантазий ребенка. Даже психоанализ взрослых имеет некоторое сходство с игрой, поскольку клиническая ситуация отделена от остальной жизни, аналитик не влияет на высказывания пациента, и свободная ассоциация дает полный простор игре воображения. игровая терапия обычно относится к неинтерпретативной терапии детей. сексуальная игра - либо эвфемизм, например, в случае петтинга, либо обозначение допубертатного или детского сексуального поведения.

ИД (id) Латинское слово для обозначения "it" -"оно, это", использованное английскими переводчиками Фрейда, чтобы перевести его "das Es" - термин, который Фрейд заимствовал у Гроддека для обозначения неорганизованных частей ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА. Переводчики Гроддека предпочитают "the IT". Исторически Ид является потомком БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, точно так же, как ЭГО является потомком СОЗНАТЕЛЬНОГО. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, Ид предшествует Эго на пути развития, т.е. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ начинается как недифференцированноеИД, часть которого развивается в структурированное Эго. Ид "содержит все, что присутствует при рождении, вес, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах" - Freud (1940). "Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположное Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей… Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия" - Freud (1933). Это понятие - один из многих примеров любви Фрейда к объяснению психических явлений как оппозиции полярных сил. ИД примитивно, ЭГО - цивилизованно; ИД - неорганизованно, ЭГО - организованно; ИД следует ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЭГО - ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ; ИД эмоционально, ЭГО рационально; ИД подчиняется ПЕРВИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые игнорируют различия и забывают о противоречиях, о пространстве и времени, а ЭГО подчиняется ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые являются аналитическими и уважают законы противоречий и категории пространства и времени. Резюме, в котором приведены аргументы против понимания психической жизни с позиций подобных противоположностей и в пользу того, что психика структурирована изначально, см. Rycroft (1962).

ИГРА

Винникотт относил себя к тем исследователям, которые придерживаются взглядов на игру как на разновидность творческого процесса (Шиллер, Гроос, Ранк, Хейзинга, Колло, Брунер). Свободная игра с использованием игрушек и игровых предметов, дериватов переходных объектов или феноменов, создаваемых в метафорическом воображаемом пространстве (подобно детским забавам без жестко устанавливаемых правил) расширяет возможности диалога между матерью и ребенком. Таким образом, термин игра используется Винникоттом в прогрессивном, креативном значении. Если истинная Самость (унаследованная диспозиция ребенка) развивается благодаря спонтанным жестом, то игра становится средством выражения этой истинной Самости.

Игра является "работой" ребенка, и для некоторых она становится формой психотерапевтического сотрудничества. В оптимальных условиях игра представляет собой активность Я, минимально катектированную либидинозной или агрессивной энергией. Игра происходит не только в потенциальном пространстве между ребенком и матерью, но и между пациентом и терапевтом. Если психотерапия осуществляется в точке пересечения двух игровых полей, то есть пациента и терапевта, то тогда свободные ассоциации и аналитическая интерпретация составляют игровую канву двух субъективных миров - канву, облегчающую проявление истинной Самости пациента. Неслучайно между игровыми символами и символами сновидений существует тесная взаимосвязь. Эта концепция игры может быть легко экстраполирована на область развития речи и речевых игр.

ИГРА

активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Играми называются и некоторые формы жизнедеятельности животных. Появление игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у коих поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и коим требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится деятельностью ведущей в возрасте дошкольном; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей возраста дошкольного игра - ведущий тип деятельности. Игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (-> игра деловая) и других науках. Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры детей входят:

1) роли, взятые на себя играющими;

2) игровые действия как средство реализации этих ролей;

3) игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;

4) реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерная особенность игры - ее двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы коего сохраняются в любой коллективной игре:

1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

ИГРА

форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра

Термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными. В качестве критериев предлагалось настроение, степень возбуждения и вид деятельности, но все это подвержено субъективным оценкам. Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребенок играет, просто потому что классифицируем его поведение таким образом. Наиболее распространенные характеристики игры: а. Добровольна. б. Не направлена на достижение какой-либо явной цели. в. Подразумевает повторение уже усвоенных действий. г. Может сопровождаться «игровыми сигналами» - например, определенным тоном голоса, подчеркнутыми движениями и жестами.

Игра

Генезис. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Структура. В игре принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия.

ИГРА

Значений этого термина много, но во всех них основное место занимает представление о том, что, так или иначе, играет, предполагает развлечение или восстановление, действие, которое не обязательно принимать всерьез. Исследовались многие виды игры, и авторы часто создают специальные термины для их обозначения. Три класса, выделенных Пиаже, позволяют обозначить рамки современных исследований: (а) игры мастерства (строительство, копирование, проектирование); (б) игры с правилами (игры в шарики, военные игры, прятки и т.д.); (в) игры-притворства и фантазии. См. следующие статьи о других специальных формах.

ИГРА (GAME)

последнее определение Берна) серия трансакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате. ИГРА (определение Джоинса) процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который (1) находится вне осознания Взрослого; (2) не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения и (3) который приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека.

ИГРА

деятельность, дающая возможность человеку реализовывать свои желания, выражать свои фантазии и доставляющая ему удовольствие. В психоанализе игра используется в процессе терапевтической работы с детьми. Она служит объектом исследования, позволяющим выявлять бессознательные желания ребенка и раскрывать те глубинные процессы и переживания, которые оказываются скрытыми, часто ускользающими от понимания их со стороны родителей, воспитателей.

Изучая работу психики, З. Фрейд обращался к игровой деятельности детей. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он изложил свое понимание самостоятельной игры полуторагодовалого ребенка, наблюдение над которым позволило ему раскрыть смысл детской игры. У ребенка обнаружилась беспокойная привычка забрасывать под кровать или в угол комнаты те маленькие предметы, которые попадали ему в руки. Забрасывая различные предметы он выражал свое явное удовольствие, сопровождающееся произнесением громкого «о-о-о-о!», что, по мнению матери и наблюдателя, означало «прочь». З. Фрейд заметил, что маленький ребенок использовал все свои игрушки для того, чтобы отбрасывать их прочь и таким образом играл с ними. У ребенка была деревянная катушка, обвитая ниткой. Он никогда не тащил ее по полу, используя в качестве тележки, а неизменно бросал ее за сетку своей кроватки. При исчезновении катушки он произносил протяжное «о-о-о-о!», затем вытаскивал катушку за нитку из кроватки и ее появление сопровождал радостным возгласом «тут!».

Наблюдения за повторяющейся игрой ребенка привели З. Фрейда к заключению, что данная игра была тесно связана с культурной работой ребенка над собой, с ограничением его влечений, относящихся к тому, что он больше не сопротивлялся уходу матери из дома. Ребенок возмещал отказ от удовлетворения своих влечений посредством находящихся в его распоряжении предметов, исчезновение и появление которых он мог осуществлять по своему собственному желанию. В интерпретации З. Фрейда «отбрасывание предмета, так что он исчезает, может быть удовлетворением подавленного в жизни импульса мщения матери за то, что она ушла от ребенка и может иметь значение упрямого непослушания: «Да, иди прочь, мне тебя не надо, я сам тебя отсылаю». Данные наблюдения за игрой полуторагодовалого ребенка привели основателя психоанализа к пониманию того, как согласовывалось с выдвинутым им принципом удовольствия мучительное переживание ребенка, вызванное его расставанием с матерью и повторенное в виде игры. На основе своих наблюдений З. Фрейд пришел к утверждению, что «и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки».

Рассматривая проблему фантазирования и художественной деятельности взрослых людей, З. Фрейд проводил сравнение между этими видами деятельности и детской игрой. Он исходил из того, что каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту: ребенок создает для себя собственный мир, приводит предметы этого мира в приемлемый для него порядок, всерьез воспринимает и этот мир, и свою игру, охотно подкрепляет свои воображаемые объекты и ситуации видимыми предметами реального мира. В работе «Художник и фантазирование» (1906) основатель психоанализа провел параллели между поэтом и играющим ребенком. Подобно играющему ребенку, поэт создает фантастический мир, всерьез воспринимает его и в то же время четко отделяет его от действительности. Родство между детской игрой и литературной деятельностью закреплено, по мнению З. Фрейда, в языке. Не случайно произведения писателей называют драмами, трагедиями, а лиц, зрелищно изображающих соответствующие сюжеты, – актерами. Сравнительный анализ литературного творчества и детской игры позволил З. Фрейду выдвинуть такие идеи, которые были соотнесены им с наблюдениями над детьми, что как раз и нашло свое отражение в вышеупомянутом рассмотрении игры полуторагодовалого ребенка. Так, в контексте работы «Художник и фантазирование» основатель психоанализа подчеркнул: «Из кажимости поэтического мира проистекают, однако, очень важные последствия для художественной техники, ибо многое, что, будучи реальным, не смогло бы доставить наслаждение, все же достигает этого в игре фантазии, многие, собственно, мучительные сами по себе переживания способны стать источником удовольствия для человека, слушающего или наблюдающего художника».

С психоаналитической точки зрения, игра и фантазия являются такими видами деятельности, которые продолжают друг друга. Вместе с тем имеется различие в поведении играющего и фантазирующего человека. Ребенок играет, обычно не скрывая своих игр от взрослых людей. Взрослый человек часто стыдится своих фантазий, скрывает их от других людей и оберегает их как некую тайну. Игрой детей управляют желания, помогающие воспитывать ребенка. Среди желаний ребенка наиболее значимым является желание быть большим, взрослым. Ребенок имитирует в игре то, что ему известно из жизни взрослых. Психоаналитик наблюдает за игрой ребенка или участвует в ней вместе с ним, тем самым имея возможность выявить те или иные желания играющего ребенка и подметить отношения, имеющие место между ним и его родителями. В процессе игры у ребенка нет оснований скрывать свои желания, чувства, переживания. Другое дело взрослый человек, который, как замечал З. Фрейд, с одной стороны, «знает, что от него ждут уже не игр или фантазий, а действий в реальном мире», а с другой стороны, среди вызывающих его фантазиями желаний находятся такие, которые он вынужден скрывать и поэтому «он стыдится своего фантазирования как ребяческого и запретного».

Психоанализ взрослых людей основывается на методе свободных ассоциаций. Детский психоанализ, в рамках которого свободное ассоциирование ребенка оказывается проблематичным, опирается на игру маленьких пациентов. В процессе детской игры психоаналитик изучает различные реакции ребенка, степень его агрессивности или страдания, его установки в отношении к различным предметам и людям. Игровая техника при анализе детей использовалась такими психоаналитиками, как М. Кляйн, А. Фрейд. Она используется и современными психоаналитиками, работающими в сфере детского психоанализа.

Игра

в психологии развития) - деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, И. направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. И. называют также некоторые формы поведения животных. И. изучается в психологии, философии, этнографии, культурологии, педагогике, теорий спорта, военного дела, управления и в других науках, по-разному трактующих феномен И. Начало разработки теории И. связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта. Попытку систематического изучения детской И. предпринял в конце XIX в. К. Гроос, считавший, что биологический смысл И. - в предупражнении инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория «предупражнения»). Ф. Бойтендайк отмечал, что в основе И. лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения - к освобождению, слиянию, повторению; играют только с такими предметами (образами), которые сами играют с играющими. К. Бюлер считал И. деятельностью, совершаемой для получения «функционального удовольствия», В. Штерн - «зарей серьезного инстинкта», 3. Фрейд - средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э. Эриксон - средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних конфликтов, К. Коффка - проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании И. не служит целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни). В отечественной психологии детская И. исследовалась М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Е.А. Аркиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой и др. М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность И. - ее процессуальность, вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой; содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его внутреннюю сущность. П.П. Блонский считал И. основным видом активности ребенка, в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни. Проблему создания теории детской И. поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую И. как ведущий тип деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка И. возникает как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов. Центральный момент И. - мнимая ситуация: «то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в И. становится правилом поведения». Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая И. с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил к И. с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию И. Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка: он начинает действовать со значениями, а не с вещами, но действует с ними, как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения. И. создает зону ближайшего развития, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. В И., писал С.Л. Рубинштейн, совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по своему внутреннему содержанию: «В этом основная особенность игровой деятельности, и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». Д.Б. Эльконин определяет И. как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. И. создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала И. как воспитательное средство. В настоящее время разные формы И. - ролевые, инновационные, деловые, организационно-деятельностные и т.п. - используются в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации исследований и решения задач управления производством, экономическими и социальными процессами. А.А.Вербицкий, М.В.Дубровина

ИГРА

один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социальной действительности через воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. И. обеспечивает таким образом интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Особую роль в развитии дошкольника играют подвижные игры разной интенсивности, способствующие физическому развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы (см. Игры виды, Игры подвижные)

это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИГРА

игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения.

Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыток энергии, к-рый и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование. Спенсер дополнил эту теорию указаниями на подражание как источник И. и на упражнение как ее функцию. Предметом спец. исследования И. животных и человека стала впервые в работах К. Гроса (1899). И., по данным Гроса, возникает только у тех животных, врожденные инстинктивные формы поведения к-рых оказываются недостаточными для приспособления к изменчивым условиям существования; для них И. и есть такая форма жизнедеятельности, в к-рой происходит предварит. приспособление инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. Грос. считал И. формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит назв. «Теория предупреждения». Существенную поправку в теорию Гроса внес К. Бюлер, к-рый считал, что стремление к И., к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности. Такое удовольствие он называл функциональным, а И. определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую. Др. аспекты И. выделил голл. зоопсихолог Ф. Бейтендейк (1933). Он выделил 4 осн. особенности И., связывая их с характерными чертами поведения, свойственными дет. организму: ненаправленность движений; импульсивность; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость, застенчивость. Анализируя возникновение И. в ходе эволюц. развития, он пришел к заключению, что И. распространена только у плотоядных животных, являющихся прирожденными охотниками, а из травоядных - только у обезьян, к-рых сближает с охотниками то, что формой добывания пищи у них служит схватывание предметов. Бейтендейк пришел к выводу, что И. всегда связана с к.-л. предметом, к-рый содержит много новизны и сам как бы играет с играющим. В противоположность Гро-су Бейтендейк считал, что в основе И. лежат не отд. инстинкты, а более общие влечения, находящиеся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бейтендейк следует за 3. Фрейдом, считавшим всю жизнь и деятельность проявлением изначальных биол. влечений. Грос. и Бейтендейк, при определенном различии подходов, рассматривали И. животных как внеш. выражение глубинных инстинктов или влечений и отождествляли И. животных и человека. Они не видели качеств, отличия ребенка, развивающегося в обществе и усваивающего обществ. опыт, от детенышей животных, лишь приспосабливающихся к условиям существования благодаря наследственно-фиксир. видовому опыту. Особый интерес представляет иссл. Ж. Пиаже (теория преобладающего влияния И. на развитие дет. интеллекта, 1945), рассматривавшего И. (в связи с развитием символич. функции) как деятельность, в к-рой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрич. позицией.

В отеч. марксистской лит-ре вопрос. о происхождении и содержании И. был поставлен Г. В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Плеханов считал, что И. возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Необходимость ист. исследования для построения полноценной теории И. подчеркивал Е. А. Аркин. Разработкой теории И., выяснением ее социальной природы, внутр. структуры и значения для развития ребенка занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Иссл. путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне ист. развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии дет. И. На ранних ступенях развития общества, когда осн. способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, И. не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в спец. подготовке будущего охотника, скотовода и т. п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы, пращи, арканы и т. п.), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли И.- у п-ражнения. Дет. орудия увеличивались вместе с ростом детей, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответств. и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют И.-упражнениям детей, над к-рыми надстраиваются И.-с оревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и обществ. смотром достижений детей.

С усложнением орудий труда и дальнейшим разделением труда в обществе дети постепенно исключаются из недоступных для них сфер производств. деятельности. Сложные орудия труда при уменьшении их размера для детей теряли свои осн. функции, сохраняя лишь внеш. сходство. Это привело к появлению сначала изобразит, игрушек, а затем игрушек, лишь напоминающих предметы, с к-рыми действуют взрослые. Возникает сюжетно-ролевая (или сюжетная) И. (см. Детские игры), в к-рой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую к.-л. действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в осн. чертах обществ. отношения и трудовую деятельность взрослых. В ролевой И. воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение обществ. отношений и трудовых функций.

В индивидуальном развитии совр. ребенка И. имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. И. есть практика развития ребенка, ведущая деятельность в дошк. детстве. Ист. развитие И. не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая И., служащая важнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошк. возрасте. В ролевой И. ребенок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях. Характерную особенность игровых условий составляет замещение реальных предметов, с к-рыми действуют взрослые, игрушками, что имеет существ, значение для выделения ребенком социальных отношений между людьми. Ролевая И.- форма моделирования ребенком социальных отношений в тех проявлениях, к-рые ему доступны, и тем самым - их выделения. В этом заключается ее осн. функция и значение для развития личности ребенка в детстве. Содержание ролевой И. имеет важнейшее воспитат. значение. На это указывал уже И. М. Сеченов. Свою особу он ассоциирует со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами, сначала, разумеется, чисто внешними Сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить все его свойства; а потом путем анализа любить, как говорится, только последние. Здесь вся моральная сторона человека» (Избр. произв., 1953, с. 106). Значение содержания И. для воспитания неоднократно подчеркивал К. Д. Ушинский: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (Собр. соч., т. 8, 1950, с. 439-40). Значение И. как важного средства воспитания формирующейся личности всегда подчеркивалось в сов. иед. теории.

Содержание ролевой И. реализуется ребенком во взятой им на оебя роли. Всякая роль содержит определенные правила поведения. Подчинение им составляет важнейший момент всякой ролевой И. С подчинением правилам связано удовольствие, к-рое получает ребенок в И. Эту связь впервые подчеркнул Выготский в форме парадокса: «Ребенок в игре плачет как пациент и радуется как играющий». Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется не привлекательностью ситуации, а правилами роли. Тем самым во всякой ролевой И. обязательно присутствует борьба с непосредств. импульсами, необходимость подчиняться взятой на себя роли, формируются формы произвольного поведения.

Весьма важно, что часто И. носит коллективный характер. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отд. участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли. В коллективной И. создается дет. сообщество, хотя и воспроизводящее жизнь взрослых, но живущее как самостоятельный, в известном смысле само деят. коллектив. Возникающие в ходе И. собственно игровые отношения и отношения по поводу И. оказывают своеобразное влияние на личность ребенка, в частности на развитие речи и навыков общения. Ролевая И., возникшая как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире, преобразует эту потребность в конкретную ее форму - осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую. Поэтому И. имеет важное значение для формирования социальных потребностей ребенка, в частности для формирования готовности к шк. обучению.

Действия ребенка с заместителями реальных предметов в ходе развития И. сокращаются и становятся все более обобщенными, превращаясь в действия со значениями предметов. Это является существ, предпосылкой к формированию собственно умственных действий с опорой не на предметы, а на слова, являющиеся носителями предметных значений и, следовательно, важной предпосылкой перехода к собственно речевому мышлению. Уже в дошк. возрасте появляются и др. формы И., в частности И. с правилами, специально создаваемые взрослыми или передающиеся из поколения в поколение. Разнообразные дидактич. и подвижные И. способствуют развитию восприятия отд. вещей, наблюдательности, формированию обобщений и др. сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и т. д.

В младшем шк. возрасте И. и ее роль в развитии постепенно отодвигается на второй план. Ведущей деятельностью ребенка становится учение. Ролевые И. приобретают иное содержание.

Большое распространение изучение игр и игровой деятельности получило за рубежом. Внимание ученых привлекают фундаментальные иссл. И. Хейзинги, Р. Кайуа, Ж. Жироду и др. о месте игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации.

Сложности игрового феномена, многообразию игровых элементов в жизни детей соответствует множественность теоретич. подходов и рекомендаций. Наряду с когнитивной теорией Пиаже большое распространение имеет подход, предложенный Ш. Бюлер, выдвигающей на первый план развитие в игровой деятельности сенсомоторных процессов, а также концепция аффективного (эмоционального) значения игры Дж. Леви. Ведется поиск общей теории, способной объединить оба подхода.

В иссл. Ж. Шото и Р. Коэй прослеживается возрастная динамика игрового поведения детей. Так, данные Коэй (1985) подтверждают, что в игровом поведении ребенка дошк. возраста по-прежнему преобладает имитационная (сюжетно-ролевая) И. Кульминац. фаза строит.-конструктивной И. приходится на детей пяти лет, а уд. вес предметно-манипулятивной имитац. игры остается одинаково высоким у детей от 3 до 9 лет. В то же время в сравнении с данными М. Вилика (1936) совр. ребенок значительно больше, чем его сверстник 50 лет назад, играет в И. с предметами, предпочитая те, к-рые стимулируют подвижную И.

Разрабатываемые за рубежом программы приобщения детей к И. касаются в основном решения 3 задач: поощрение спонтанной И., включение в И. символики, стимулирование умственного развития. Вопросы социальной детерминации игровой деятельности ставятся узко - как влияние микросреды. Характер обществ. ценностей и идеалов не учитывается.

Внимание заруб. исследователей привлекает само деят. характер дет. И. как явление, доступное пед. влиянию. Описываемая через понятие «внутренний контроль поведения» само деят. И. предполагает овладение игровой стратегией, игровыми навыками, умением вести И. интенсивно и планово, проявлять свободную фантазию и подчиняться правилам реальной жизни (действовать в двух планах - реальчом и воображаемом: К. Бюлер, 1930; Деси, 1975, и др.).

Важное место отводится влиянию игровых групп на стимуляцию развития детей. Опираясь на иссл. Пиаже, Выготского, Эльконина, Дж. Ныосона и Э. Ньюсона и др., Коэй делает вывод, что возможность игрового общения со сверстниками оказывает огромное влияние на усвоение навыков социального поведения и стимулирует умственное развитие детей. В этой связи вызывают тревогу данные об уменьшении частоты совм. И. детей в 80-х гг. по сравнению с 40-ми гг. (К. Варне, 1971).

В США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. выходят ежемесячные и ежеквартальные журналы, массовыми тиражами издаются пособия по И. Созданы Междунар. ассоциация в защиту дет. игры (Стокгольм), Междунар. совет по дет. И. и игрушкам.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, Соч., т. 14, М., 1925; Аркин Е. А., Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Леонтьев А. Н., Психол. основы дошк. игры, в его кн.: Избр. психол. произведения, т. 1, М., 1983; У ш и н с к и и К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, Соч., т. 8, М., 1950; Эльконин Д. Б., Психология игры, М., 1978; Выготский Л. С., Игра и ее роль в психич. развитии ребенка, ВП, 1966, № 6; Вопросы зоопсихологии, этоло-гии и сравнит, психологии, под ред. К. Э. Фабри, М., 1975; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; его же, Das Seelenleben des Kinders, В., 19?3 (в рус. пер,- Душевная жизнь ребенка, К., 1916); В u-h l e r K., Die Krise der Psychologie, Jena; B u у t e n d i j k F. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., 1934; Piaget J., La forma-tion du Symbole chez lenfant, Nchat.- P., 1946; HuizingaJ., Homo ludens. A study of the playelement in culture, Boston, 1955; K o o i j R., G r o o t R., Thats all in the ca-me: theory and research, practice and future of childrens play, Rheinstetten, 1977; Hans J., The play of the world, Amherst, 1981; Kreuzer K. J. (Hrsg.), Handbuch der Spielpadagogik, Bd 1-2, Dusseldorf, 1983; С ha n an G., Francis H., Toys and games of children of the world, Barcelona - P., 1984.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое игра для дошкольника?

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.

Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Каков ребенок в игре, таков он будет и в труде. Здесь начинается процесс самовоспитания.
Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей - не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать, выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

Чему учит игра:

  • Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:

Роль взрослого в детской игре

Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре.

Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка - помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

  • Заводила и тренер

В этой роли ваша задача - предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло.

  • Арбитр

Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты.

  • Игрок

Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Главное - знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей.

Игра – фактор воспитания.

План.

  1. Что такое игра для дошкольника и младшего школьника.
    2. Какие бывают игры.
    3. Позиция взрослых в игре ребенка.

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. П.Ф.Лесгафт говорил о том, что игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

А.С.Макаренко считал, что игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа. Он говорил, каков ребенок в игре, таков он будет и в труде.

Игра – потребность растущего организма, его мышечных и интеллектуальных усилий. Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Здесь начинается процесс самовоспитания.

Игры бывают с готовыми правилами (строительные, конструктивные, познавательные), дидактические, ритмичные, хоровые, игры – упражнения, занятия, тренировочные. Игры – шутки, забавы, подвижные, спортивные, игры без правил, которые придумывает сам ребенок, ролевые игры .

Дорогие родители!

Игра для вашего ребёнка - это эффективный метод развития интеллекта и характера. Лучшее средство развития эмоций.

В игре осуществляется профилактика психических расстройств и отклонений в поведении.

Удачи Вам и творчества в совместных играх с детьми!

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ и ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ.

Подвижные игры .

Оздоровительный эффект русских народных игр.

Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,

Преодолевает страх неожиданного воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.

Игра «Прятки» способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.

Игра «Жмурки» способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.

Разминка.

Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)

Подвижные игры.

Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки».

Прощание.

Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см. «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие на миролюбивой, благотворной ноте.

Пояснение: прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм - организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.

Семейное рисование.

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

(Ну… конечно, если очень захочется…)

Значение семейного рисования.

Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.

Разминка.

Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.

Семейное рисование.

Упражнение 1. «Диалог красками».

Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.

Упражнение 2. Семейная картина.

Все члены семьи на одном большом листе рисуют по - желанию любые предметы или сюжеты. Затем психолог предлагает объединить всё нарисованное одной общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у, рисующих, сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.

Упражнение 3. Оберег.

Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками.

Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). Психолог не участвует в упражнении. После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.

Пояснение: после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.

Семейная сказкотерапия.

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.

В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.

Занятие 1. Читаем вслух.

Пояснение: читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально.

Занятие 2. Сочиняем сказку с оптимистичным концом.

В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.

Пояснение: в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и

Мысленно прийти к оптимистичному завершению сказки.

Как играть с детьми

ХудшаяЛучшая

Как играть с детьми Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей - не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

Почему дети с таким удовольствием играют друг с другом

Замученным заботами взрослым жизнь детей представляется идиллической. Но при этом мы забываем, что любой ребенок должен постоянно выполнять разные обязанности, преодолевать всевозможные трудности и избегать опасностей. Дети должны подчиняться взрослым, часто не понимая почему, и, как правило, без права голоса в принятии решения. Они должны переносить сильные психологические и физические нагрузки, которые становятся все больше по мере их взросления. Каждый день приносит новые проблемы, и дети вовсе не всегда уверены в том, что достаточно хорошо выполняют задания, соответствуют своим и чужим требованиям, правильно строят отношения с родителями, братьями, сестрами и друзьями. При всем этом им не ясно, будут ли учитываться их собственные интересы.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать: выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых, в мире их целей и проблем.

Играя, дети :

Учатся уважать правила и процедуры;

Учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;

Становятся более терпимыми;

Привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;

Получают представления о том, насколько важно быть честным и корректным.

Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:

Улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;

Развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;

Научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;

Легко и непринужденно общаться с другими;

Научиться правильно распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.

Устраивая игры для детей, особенно важно самим хорошо знать правила и иметь при себе все необходимое для игры. Необходимо также помочь детям создать игровую атмосферу, проследить, чтобы площадка для игр была удобной и безопасной, а игра проходила правильно. Кроме того, важно представлять, что надо делать, для того чтобы исполнить роль организатора игр как можно лучше.

Естественно, различные игры предъявляют разные требования и развивают разные способности. Поэтому чем больше дети играют в разные игры, тем это лучше для их развития.

Роли взрослого в детской игре

Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре. Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка - помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

Организатор игр должен исполнять сразу три роли, подробно описанные ниже.

Заводила и тренер

В этой роли ваша задача - предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло. Необходимо убедиться в том, что правила игры поняты и приняты всеми ее участниками. Можно вносить новые предложения и подсказывать детям новые идеи. Например: «…А теперь мы можем поиграть в игру, в которой нужно прятаться…», «…А теперь мы можем поиграть в игру, где нужно разгадывать загадки».

Вы предложили игру и объяснили ее правила. Теперь очень важно, чтобы игра проходила без осложнений. Например, если нужно разбить игроков на команды, то вы обязательно должны принимать участие в этом процессе: предложить подбросить монетку или рассчитаться на первый-второй.

Арбитр

Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты. Важно не ставить никого из участников в неловкое положение. При разрешении споров необходимо ссылаться на правила игры, а не на ваш авторитет взрослого.

Будет хорошо, если роль судьи и ведущего возьмет на себя один из детей. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость. Особенно эффективно этот способ действует в том случае, когда ребенок по каким-то причинам игнорирует игру. Предоставляя ему роль судьи, вы включаете его в игровой процесс.

Игрок

Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Ваше участие в игре может стать необходимым, если требуется определенное количество игроков, а детей на одного меньше, или нужно заменить кого-то, кто не может продолжать игру. Это будет иметь огромное значение для детей и увеличит в их глазах ценность игры. Однако необходимо соблюдать правила и помнить, что вы должны поставить себя в равные условия с другими игроками.

Главное - знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей. Кроме того, необходимо знать общие закономерности процесса игры, уметь управлять им, подстраиваться под конкретных игроков, знать, какую игру предложить в той или иной ситуации.

Чтобы хорошо запомнить правила различных игр, мы советуем вам время от времени перечитывать эту книгу. Она поможет освежить в памяти то, во что вы сами играли в детстве, оживит вашу фантазию, так что вы сможете самостоятельно придумать множество увлекательных игр. Но кроме того, мы советуем вам заниматься этим просто для себя, чтобы не забыть «ребенка внутри вас».

Практические указания

Подготовьте площадку для игры заранее, тщательно осмотрите ее. Активные игры всегда сопряжены с некоторой степенью риска, поэтому осмотр площадки является важнейшим моментом подготовки к игре. Попросите детей помочь вам оценить всевозможные препятствия, убрать мешающие предметы, обратите их внимание на то, где расположены ступеньки. Найдите сами или попросите детей указать различные источники опасности: осколки стекла, острые предметы и т.д. Примите во внимание, что шумные игры иногда мешают соседям, а самим играющим могут помешать собаки, мебель (если игра проводится в помещении), цветы в палисаднике (если игра проводится на улице) и пр. Постарайтесь выбрать игру с учетом всех этих обстоятельств. И не забудьте на всякий случай приготовить аптечку. Хорошую службу сослужит вам обычный свисток, если вдруг понадобится остановить игру или собрать всех детей вместе.

Начать следует с игры, в которой детям будет легко познакомиться друг с другом и которая предполагает равную степень участия всех игроков. Правила игры должны быть несложными и легко объяснимыми. Когда дети перезнакомились, и на площадке возникла игровая атмосфера, можно перейти к играм более сложным и физически напряженным.

Обратите внимание на степень активности группы. Игры принесут пользу и доставят удовольствие только тогда, когда все участники будут настроены на игру. Обязательно отметьте для себя, нет ли среди детей тех, кто боится соревнования, и дайте таким детям возможность войти в ритм игры постепенно, шаг за шагом.

Степень сложности игры необходимо выбирать с учетом возможностей самых слабых игроков. Если вы будете ориентироваться только на сильных, это приведет к разделению играющих внутри группы на «хороших» и «плохих» игроков, что в свою очередь, отрицательно скажется на общем настрое.

Доверьтесь своей интуиции, которая не подведет, если вы установите постоянный контакт с каждым и будете внимательно наблюдать за игрой.

Вмешивайтесь в игру только в том случае, если иначе нельзя. На атмосфере игры плохо сказываются чрезмерные ограничения и большое количество правил. Вы должны рассчитывать на то, что одного вашего присутствия будет достаточно для создания нормальной игровой атмосферы. Но при этом быстро и решительно вмешивайтесь, если во время игры случилось нечто непредвиденное: кто-то пострадал, сильно ухудшилась погода, возникла серьезная ссора или дети потеряли интерес к игре. Своим поведением подавайте пример соблюдения правил и уважительного отношения к другим.

При решении большинства вопросов игроки должны полагаться не на вас, а на себя, и помнить, что нужно соблюдать правила и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Если же вы решили, что должны вмешаться в происходящее, будьте предельно мягки и не давите на игроков. Если во время игры один или несколько игроков слишком явно диктуют условия остальным, попытайтесь изменить ситуацию, предложив детям другую игру, в которой особую роль будут играть не столько личные качества, сколько взаимодействие или все игроки будут по очереди оказываться в центре внимания.

Сделайте все от вас зависящее, чтобы ни один ребенок не стал объектом притеснения остальных, чтобы к мнению каждого прислушивались.

Когда дети играют в игру, которая им нравится, они, как правило, интуитивно учитывают желания и возможности других игроков, поэтому не стоит навязывать игры и правила насильно – ничего хорошего из этого не выйдет.

Дети сами весьма часто меняют правила игры, так что вы можете спокойно поступить точно так же. Иногда целесообразно изменить правила, чтобы своевременно и точно среагировать на особенности поведения конкретной группы, учитывая время, отведенное для игры, имеющиеся у вас под рукой материалы и т.д. Игра станет от этого только интересней, поэтому не бойтесь экспериментировать. Вполне возможно, что при подготовке к празднику вам и вашим детям понравится самим придумывать игры. Изобретение игр может быть очень увлекательным занятием, и чем больше игр вы знаете, тем легче вам будет создавать свои собственные.

Запаситесь маленькими подарками-сюрпризами для детей. Вы можете положить их у всех на виду в специальную коробку. Победитель или самый смелый, вызвавшийся играть первым участник может выбрать себе подарок. Это будет признанием смелости игрока. Иногда очень полезно награждать каждого участника игры. Если вы точно не знаете, как распределить призы среди игроков, вынесите этот вопрос на обсуждение всей группы. Некоторые игры представляют для детей ценность сами по себе, без поощрений и призов.

Детям старше 10 лет нравится чередовать игры, рассчитанные на взаимодействие, с играми-соревнованиями. Дети от 3 до 7 лет, которым еще сложно привлекать к себе внимание и выстраивать социальные связи, предпочитают кооперативные игры.

Из книги: Фопель К. Игры для детских вечеринок/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 160с.