Битое поле шахматы пешка. Битое поле в шахматах – полные правила. Должны ли вы применять правило взятия на проходе

Ходы

В шахматной партии противник делают ходы поочередно. Начинают белые. Фигуры могут перемещаться по определенным правилам, которые описаны ниже. Поля, которые очередным ходом могут занять фигуры противника, и некоторые поля, которые могут занять пешки противника, называются битыми полями. Вам запрещены ходы, после которых Ваш король оказывается на битом поле. Ход, во время которого вы снимаете с доски фигуру или пешку противника называется «взятием». В отличие от некоторых игр в шахматах взятие не обязательно.

Пешка

  • Пешка может ходить по вертикали на одну клетку вперед, если эта клетка свободна. Исключение составляет, ход пешки с исходной позиции. С исходной позиции пешка может совершить ход или на две клетки вперед, если обе клетки свободны, или на одну клетку, если она свободна.
  • С любой позиции пешка может совершить ход по диагонали на одну клетку вперед, если на этой клетке находится фигура противника. Фигура противника при этом снимается с доски. Принято называть поля, находящиеся от пешки по диагонали на одну клетку вперед – битыми полями. Если последним ходом противника был ход пешкой на две клетки вперед, и при этом пешка пересекла поле, битое вашей пешкой. То очередным Вашим ходом можно снять пешку противника с доски и передвинуть Вашу пешку, битое поле которой было пересечено, на это поле. Такой ход называется «взятием на проходе».
  • Когда пешка очередным ходом достигает последней от своей позиции горизонтали (самой дальней), она этим же ходом должна быть заменена на одну из фигур своего цвета – ферзя, ладью, слона или коня. При этом не имеет значение, сколько таких фигур уже имеется на доске.

Конь

  • Шахматный конь может переместиться на ближайшую клетку, которая не соединена с клеткой коня ни вертикалью, ни горизонталью, ни диагональю. Если на этой такой клетке находится фигура противника, то она снимается с доски. Говорят, что конь ходит буквой «Г»: он может переместиться на две клетки по вертикали или горизонтали, а потом на одну клетку перпендикулярно начальному перемещению. Конь является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.
  • Конь не может занять клетку, на которой стоит фигура или пешка его цвета.

Слон

  • За один ход шахматный слон может переместиться на любое число клеток по диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а слон занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматный слон не может перепрыгивать через фигуры и пешки. В начале партии у каждого игрока имеется по два слона. Один слон может ходить только по белым полям - белопольный слон, второй по черным полям - чернопольный слон.

Ладья

  • За один ход шахматная ладья может переместиться на любое число клеток по горизонтали и вертикали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ладья занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматная ладья не может перепрыгивать через фигуры и пешки. За исключением рокировки короля, которая описана ниже.

Ферзь

  • За один ход шахматный ферзь может переместиться на любое число клеток по горизонтали, вертикали и диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ферзь занимает освободившуюся клетку. Можно сказать, что ферзь объединяет в себе возможности ладьи и слона.
  • Шахматный ферзь не может перепрыгивать через фигуры и пешки.

Король

  • Шахматный король за один ход может переместиться на любое соседнее поле, если оно не занято собственными фигурами и пешками, и это поле не бито. Или говоря по другому, король может переместиться на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали, если на этой клетке нет собственных фигур и пешек и она не атакована фигурами или пешками противника. Если король перемещается на клетку, занятую фигурой или пешкой противника, последние снимаются с доски.
  • Король может совершить рокировку. Рокировка - одновременное перемещение короля и собственной ладьи. Король сдвигается на два поля в сторону ладьи, а ладья перемещается на клетку пройденную королем. Рокировка выполняется за один ход и допустима при следующих. условиях:
    • Король и перемещаемая ладья не сделали ни одного хода.
    • Между королем и перемещаемой ладьей нет фигур.
    • Король не находится на битом поле, не проходит битое поле и не попадает на битое поле.
    Рокировка на королевский фланг, белые в правую сторону, черные в левую, называется короткой рокировкой. Рокировка на ферзевый фланг, белые в левую сторону, черные в правую, называется длинной рокировкой.

Таким образом, король будет надежно защищен, и о его безопасности можно заботиться в меньшей степени.

Рокировку можно делать, если соблюдаются следующие правила:

Ни король, ни ладья, с которой делается рокировка, не делали до этого ни одного хода.

Между королем и ладьей нет других фигур.

Королю не объявлен шах. То есть, если вам объявили шах, то рокировку в этот момент делать нельзя.

Поле, через которое перепрыгивает король и поле, на которое он становится не пробивается фигурами противника.

Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что участие в ней принимают две фигуры. Рокировку можно делать только один раз за партию.

Взятие на проходе.

Взятие на проходе - это ход, при котором пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле. Как вы помните, из 3-го урока. своим первым ходом пешка может пойти на два поля вперед, то есть одно поле перепрыгнуть. Если это поле, пробивается пешкой соперника, то она может совершить взятие.

Наглядно это выглядит так:

1) Белая пешка только что пошла на два хода вперед. Поле, которое она перепрыгнула пробивает черная пешка

2) Черная пешка сбивает белую. При этом становится на битое поле

Таким образом, черная пешка ударила белую и при этом встала на битое поле, а не на поле где стояла белая пешка, как это бывает при обычных ударах. При этом совершить взятие на проходе можно только на следующий ход, иначе потом это право утрачивается.

Это правило не всегда воспринимается легко с первого раза. Прочтите ещё раз:). Когда я учился играть, то понял только со второго раза.

В следующем уроке мы повторим понятия "шах" и "мат" поговорим о возможных результатах шахматной партии.

подскажите, а если вместо черной пешки показанной на рис. будет находиться к примеру чёрный слон, он имеет такие же права как и пешка, бить на проходе? или эта возможность существует исключительно для пешек?

Светлана, функциональное значение такое как и при обычных ударах. Играя нужно принимать во внимание, что можно наносить такие удары на проходе. Если например белая пешка дойдет до 5-й линии, она не позволяет сразу 2-м черным пешкам шагнуть на 2 клетки вперед, так как ударит их по правилу на проходе.

Логично предположить — если оно есть, значит, для чего-то нужно, конечно, кроме обычного битья пешки.

Извините новичка, а в чём вообще смысл "взятия на проходе", в чём его функциональное значение?

владимир алексеич, вот как белая пешка на диаграмме пошла на 2 поле вперед, только сразу, следующим своим ходом черная пешка может ударить белую на проходе. Если черные вместо этого сделают другой ход, то потом своим следующих ходом ударить на проходе уже не смогут.

"При этом совершить взятие на проходе можно только на следующий ход, иначе потом это право утрачивается" Следующий ход — после чего??

Борис: нет, так бить нельзя. Взять можно именно когда она перепрыгивает одно поле, поэтому называется "взятие на проходе".


А вы играете в шахматы по современным, официальным правилам, уверены?

Посмотрите какие заблуждения касаемо правил игры в шахматы встречаются у любителей, возможно и в вашей игре они есть.

У белых на доске есть ферзь, но это не мешает пешкам превращаться в ферзей.

1) Пешка, когда доходит до последней горизонтали, может превратиться только в фигуру, которую до этого съели. Это заблуждение берет свои корни в Италии. Именно там вплоть до 19 века играли по таким правилам. Например, если был съеден только слон, то и пешка может превратиться исключительно в слона, а если все фигуры целы и на доске, то пешка так и оставалась пешкой на последней горизонтали. В современных правилах игры в шахматы пешка может превратиться в любую фигуру , то есть если ваши 5 пешек дошли до конца, то у вас может быть хоть 5 ферзей или 5 коней и т.п., на ваше усмотрение.

2) Шахматист упорно двигает своего короля к последней горизонтали шахматной доски, потому что думает, что достигнув ее, получит пешку. Можно сколько угодно ходить королем или другими фигурами по любым клеткам доски, но пешки вы не получаете ни при каких условиях .

3) Многие начинающие стараются в начале игры поставить шах вражескому королю, думая, что если шах сделан, то король не сможет рокироваться. Но это не так, если король не сделал хода, а просто защитился от шаха, то он сохраняет право на рокировку .

4) Дети, плохо понимающие концепцию шаха и мата, просто съедают короля, и считают, что выиграли партию. Им нужно объяснять, что короля есть нельзя , если он под шахом, а соперник этого не видит и делает другой ход, то нужно исправить его ошибку. Тоже касается и хода королем на битое поле.


Взятие на проходе. Черна пешка ходит на 2 поля и белые берут эту пешку на проходе

5) Большинство любителей не знакомы с правилом взятия на проходе, хотя оно появилось в далеком 1490 году. Что такое взятие на проходе? Это когда пешка ходит на две клетки через битое поле, которое находится под ударом пешки соперника и соперник следующим ходом может взять своей пешку вашу. Его пешка перемещается на битое поле, а ваша съеденная пешка снимается с доски. Взятие на проходе возможно только непосредственно в ответ на ход пешки через битое поле, на следующих ходах пешки взять на проходе невозможно.

Если у вас возникают какие-либо вопросы касаемо , то можете задать свой вопрос в комментариях, мы обязательно на него ответим.

В этом уроке мы познакомимся ещё с двумя правилами в шахматах. Они были специально взяты в отдельную тему, так как их не всегда сразу запоминают начинающие шахматисты.

Мы уже говорили о том, что король самая важная фигура на шахматной доске, и, потому, он нуждается в постоянной защите. Обычно в начале партии борьба завязывается в центре. Именно там, где расположен король. Потому встает вопрос, куда его спрятать от потенциального обстрела фигур соперника. Ответ - сделать рокировку!

Рокировка - это ход в шахматах, при котором король перепрыгивает через одно поле вправо, или влево, а ладья закрывает его, вставая на соседнее поле.

Рокировку могут делать и белые и черные. Рокировка бывает короткая и длинная. Короткая делается в сторону королевского фланга, длинная в сторону ферзевого фланга. Визуально как делают рокировку белые и черные показано на диаграммах ниже.

Таким образом, король будет надежно защищен, и о его безопасности можно заботиться в меньшей степени.

Рокировку можно делать, если соблюдаются следующие правила:

  1. Ни король, ни ладья, с которой делается рокировка, не делали до этого ни одного хода.
  2. Между королем и ладьей нет других фигур.
  3. Королю не объявлен шах. То есть, если вам объявили шах, то рокировку в этот момент делать нельзя.
  4. Поле, через которое перепрыгивает король и поле, на которое он становится не пробивается фигурами противника.

Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что участие в ней принимают две фигуры. Рокировку можно делать только один раз за партию.

Взятие на проходе - это ход, при котором пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле.
Как вы помните, из 3-го урока , своим первым ходом пешка может пойти на два поля вперед, то есть одно поле перепрыгнуть. Если это поле, пробивается пешкой соперника, то она может совершить взятие.

Наглядно это выглядит так:

Таким образом, черная пешка ударила белую и при этом встала на битое поле, а не на поле где стояла белая пешка, как это бывает при обычных ударах. При этом совершить взятие на проходе можно только на следующий ход, иначе потом это право утрачивается.

Сегодня поговорим про правила Рокировка, взятие на проходе, превращение пешки.

Каждый шахматист не по разу за партию сталкивается с этими правилами

Но начнем по порядку:

Правила рокировки были описаны мной ранее

Стоит лишь повториться когда рокировку делать нельзя:

  1. Король или ладья двигались с места
  2. Мешают стоящие между королем или ладьей фигуры
  3. Королю объявлен Шах
  4. Существует битое поле на пути короля

Взятие на проходе забывают порой даже самые сильные шахматисты. Этот необычный ход был придуман как будто чтобы спутать и без того разрывающихся на запоминание всех правил шахматистов.

Про превращение пешки много написать не получится, но это однозначно мечта каждого маленького пехотинца: пройти до конца доски и превратиться в ЛЮБУЮ шахматную фигуру кроме короля. Итого например у Вас может быть 9 ферзей, или, например 10 ладей и т.д.

Так вот, взятие на проходе можно сделать только пешкой, об это проще и лучше посмотреть наглядное видео: