Правила игры в бильярд несложные. Русский бильярд. Пирамида. Общие правила игры. Обучение с тренером

Практически каждый мужчина любит по окончанию рабочей недели сходить с друзьями поиграть в бильярд.

Даже те, кто не являются ярыми приверженцами данного вида увлечения, охотно соглашаются составить компанию.

Обучиться этой игре несложно: для начинающих достаточно выучить основные правила каждого вида бильярда.

Сегодня широко распространены виды игры в русский бильярд, американку, пирамиду и восьмерку, с правилами которых можно ознакомиться ниже.

Русский вариант считается распространенной разновидностью лузного бильярда, где все шары должны закатываться игроками в специальные ячейки.

Основными критериями называют наличие большого стола, мячей диаметром 68-70 миллиметров и луз определенного размера.

Чтобы обучиться игре, рассмотрим правила русского бильярда, необходимые к ознакомлению для новичков:

  1. На старте партии 15 шаров располагаются пирамидой, при этом крайний верхний должен находиться на отметке задней линии стола.
  2. Все элементы неподвижные, забитый мяч вне правил не засчитывается.
  3. Штрафы назначаются при двойных ударах, пропихах, нажимах и промахах.
  4. Мяч считается призовым, когда удар прошел по всем правилам, и он закатился в лузу. Тогда бильярдист имеет право повторного удара.

Русский вариант считается классикой, его правила просты и понятны. Главное отличие от американского бильярда — разница используемых шаров.

Перед тем, как играть, участники должны разыграть право первого удара.

Американский вариант для начинающих

Наиболее популярным считается американский вариант бильярда, где любой закатившийся шар считается призовым.

Начиная игру, стоит руководствоваться общими правилами, а также придерживаться следующих:

  1. Выигрывает партию тот игрок, который первый забьет 8 мячей.
  2. Все 16 шаров могут быть как битком, так и прицельным средством для удара.
  3. 15 мячей расставляются пирамидой, один из них будет прицельным – он кладется на вершине пирамиды.
  4. Игра заканчивается во время ничьей, выигрыша или проигрыша. Ничья назначается при условии закатывании по 7 шаров от каждого игрока.
  5. Допускается делать отыгрыш: например, если после удара мяч ударился о борт и другой шар.

Неправильно забитый шар или тот, который был загнан по-штрафному, устанавливается у заднего борта.

Важно! Шарики американки значительно отличаются от русского бильярда: они окрашены разными цветами, причем 8 из них имеют сразу два цвета. Каждый из них имеет номер.

Кратко изложенные правила американки должны помочь новичкам за непродолжительное время освоить данный вид бильярда.

Игра в пул

Главное отличие игры пул – каждый участник играет своим цветом.

Данный вид игры имеет свои разновидности, которые определяют количество задействованных элементов. Чтобы освоить вид игры, предлагаем ознакомиться с краткими правилами.

Обратите внимание! Каждый игрок должен заказывать лузу, куда партнер обязан загнать шар.

Рассмотрим основные нюансы пула, чтобы уметь вести свободную игру и победить оппонента:

Как играть в снукер

Игра снукер рассчитана на продвинутый уровень оппонентов. Главная сложность заключается в правильной расстановке и дальнейшем подсчете очков.

Рассмотрим правила снукера:

  1. В игре используются 15 красных, 1 желтый, 1 зеленый, 1 коричневый, 1 синий, 1 розовый и 1 черный шар. Они дают такое количество очков по порядку: по 1 очку за каждый красный и далее – 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
  2. Белый элемент является битком, его загонять в лузы запрещено.
  3. На столе размещают мячи: треугольник с красными шарами, а также черным и розовым в одной части стола.
  4. Синий размещают на центральной линии, а остальные – на противоположной части.

  5. Разбивание начинается с линии дома – туда устанавливают белый мяч.
  6. При первом ударе необходимо попасть только по красному элементу.

Выигрывает тот игрок или та команда, которые наберут большее количество очков, чем соперники.

Важно! Если мяч не попал в лузу, право хода передается оппоненту.

Когда красные элементы на столе закончились, игроки переходят к закатыванию остальных цветных шаров.

Русская пирамида, восьмёрка и другие разновидности бильярда

Бильярд считается наиболее популярной мужской игрой: она не только развивает спортивный азарт, но приносит удовольствие.

Каждый год, не исключая 2018, проходят чемпионаты по разным видам этой игры.

Рассмотрим основные разновидности бильярда, их нюансы:

  1. Девятка. Разновидность пула, где целью является игра по заказу. Здесь используется 9 шаров, а мяч с данной цифрой загоняют в лузу последним.
  2. Карамболь. Используются сразу два битка, третий — красный. Особенность заключается в отсутствии луз на столе, а выигрывает тот, кто своим битком коснется красного элемента, а потом шара партнера.
  3. Московская пирамида – другое название Сибирка или комбинированный бильярд. Главная цель – первым забить 8 мячиков. Такая же цель присутствует в игре восьмерка, которая называется пулом.
  4. Ленинградский, другое название – Невская пирамида. При игре пользуются правилами русского бильярда, однако очки засчитываются за элементы, загнанные в лузу: как битки, так и прицельные.
  5. Колхоз. В такой партии участвуют минимум 3 человека. Каждый игрок забивает тому, что стоит от него: например, первый забивает третьему, тот забивает второму, а второй первому.

    На выходе читается разница пропущенных и забитых мячей.

Обучившись таким несложным правилам популярной сегодня игры, можно смело отправляться с друзьями в ближайший бильярдный клуб и весело проводить время.

Полезное видео

Бильярд - отличный способ весело провести время и поиграть в азартную игру. Чтобы научиться нормально играть в бильярд, достаточно сыграть в него несколько раз. Обычный обыватель наверняка даже не представляет, сколько существует видов бильярда. А сегодня мы с вами поговорим о русском бильярде и его правилах.

Правила игры в русский бильярд

Первое, что нужно сделать, - это собрать шары в бильярдном треугольнике. Разместить их нужно на задней линии. Она находится посередине между крайними и средними лузами. В этом треугольнике помещается 15 штук.

Первый удар наносится по отдельному шару красного цвета - битку. Его забивать в лузу не нужно. Он должен врезаться в игровые шары - они белого цвета. И их необходимо закатывать в лузы.

Этот удар наносится с передней линии. Она расположена с противоположной стороны от задней линии. Расстояние между этими линиями равно половине бильярдного стола.

Кий - инструмент для нанесения ударов по битку. Перед ударом необходимо смазать его бильярдным мелом. На вид они выглядят как маленькие кубики синего цвета. Для хорошей игры необходимо освоить правильную технику нанесения удара. При ударе одна нога обязательно должна стоять на полу. Нельзя садиться на стол и наносить удар - это является нарушением правил.

А также есть и другие нарушения:

  1. Нанесение удара до полной остановки шаров после удара предыдущего игрока.
  2. Нанесение удара вне очереди.
  3. Удар по битку нанесён неправильно.
  4. Касание руками шаров.
  5. Шар выскочил за пределы бильярдного стола.
  6. Биток упал в лузу.
  7. Биток в движении не задел ни одного белого шара.

Игрок, нарушивший правила , пропускает ход.

В бильярд играют два игрока. Каждый из них по очереди наносит удары по битку. При попадании белого шара в лузу после удара игрока, он наносит его ещё раз.

Каждый белый шар, упавший в лузу, перемещается на полку. У каждого игрока есть полки, на которых лежат забитые шары. Он считается забитым, если он остановился рядом с лузой, но потом упал в неё. Это должно произойти до полной остановки других белых шаров. Если это произошло после остановки, например, кто-то из игроков потряс стол, то забитым он не считается.

Если ваш уровень начинающий или любительский, то игра ведётся либо по очкам, либо по количеству шаров. Профессионалы играют только по количеству .

Так, для победы необходимо забить 8 штук . Так как всего в игре их участвует 15, то 8 является достаточным количеством для победы.

Если вы играете по очкам, то здесь немного другая концепция. Все шары имеют свой номер от 1 до 15. Это число и является очками. То есть, если вы забили шар, на котором написана цифра 9, это значит, что вы заработали 9 очков. В конце игры все очки подсчитываются.

Этот вариант идеально подходит для начинающих либо просто для людей, играющих в бильярд для удовольствия. Иными словами, для тех, кто не имеет в этом деле профессионального интереса .

Профессионалы же, считают игру по очкам несправедливой. И, в принципе, с ними можно согласиться. Представьте, если первый игрок забьёт 6 шаров с самыми большими очками, а второй игрок другие 9. По очкам выиграет тот, кто сбил меньше шаров. А в бильярде главное, - это сколько шаров вы закатили.

Пирамида

Существует несколько разновидностей игры в бильярд . Некоторые из них называются пирамидами. О них мы сейчас и поговорим. Наиболее известные из них:

Профессиональные игроки в бильярд считают правильным играть в пирамиды только для развлекательных целей. При подготовке к соревнованиям, они стараются играть по утверждённым правилам.

Вот что нужно сделать для того , чтобы обучиться игре в русский бильярд:

  1. Видео прекрасно поможет вам понять суть игры. Посмотрите несколько обучающих видеороликов о том, как играть в русский бильярд правильно.
  2. Посетите бильярдный клуб и попросите обучить вас профессионала.
  3. Поработать над техникой удара. Именно правильный удар по битку является залогом успеха в игре.
  4. Поиграть в различные пирамиды, о которых было сказано выше. Они тоже увеличивают навыки.

При игре в бильярд не нарушайте правила техники безопасности. Ни в коем случае не стоит размахивать кием, и класть руки на стол во время движения игры. Известны случаи с ушибами пальцев. А главное - играйте правильно, и тогда, у вас все получится.

Теперь вы знаете как научиться играть в русский бильярд . Если вы действительно захотите этому научиться, то начинайте прямо сейчас. И тогда, вы точно будете постоянно выигрывать у своих друзей.

Все мероприятия по русскому бильярду проводятся на инвентаре согласно техническим требованиям Федерации Русского бильярда. Основные параметры: размер стола 3600 х 1800 мм; размер шара 68 – 70 мм, размер угловых луз 72 + 1 мм, средние лузы 80 + 1мм.

1.1. Расстановка шаров

Перед началом партии все 15 прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу, при этом передний шар располагается на задней отметке, а основание пирамиды должно быть параллельно заднему борту.

1.2. Удар

Удар – собственно удар кием по битку и последующее движение шара (шаров).

Удар по битку должен выполняться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

В момент удара все шары должны быть неподвижны, а не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие шары должны быть выставлены.

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола (вращающийся на месте шар считается движущимся).

Двойной удар, пропих, нажим и промах – неправильные удары, за которые налагается штраф.

Двойной удар – удар, при котором наклейка кия касается битка два раза.

Пропих – удар, при котором игрок проталкивает одновременно биток и прицельный шар.

Нажим – удар, при котором биток вдавливает соприкасающийся с ним или близко расположенный к лузе прицельный шар в эту лузу либо, вдавливая бортовой шар, перемещает его в другую позицию.

Промах – удар, при котором биток не касается ни одного прицельного шара.

1.3. Розыгрыш права выбора удара

Игроки располагаются у переднего борта по разные стороны от продольной линии. Место игроки определяют по взаимному согласию или жребием. Затем они устанавливают по одному шару в доме и одновременно производят удар, посылая шары к заднему борту. Право выбора удара получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту.

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • пересек продольную линию;
  • коснулся длинного борта;
  • упал в лузу или выскочил.

Если правила нарушили оба соперника или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право сам произвести удар либо уступить его сопернику.

1.4. Положение шара

Положение шара на игровой поверхности стола определяется положением его центра относительно разметки стола.

Шар, стоящий точно на линии, считается расположенным за ней относительно игрока, выполняющего удар.

1.5. Начальный удар

Игрок, определенный розыгрышем права выбора удара, выполняет начальный удар в первой партии.

1.6. Сыгранный шар

Шар считается сыгранным, если в результате правильного удара шар падает в лузу. За игроком сохраняется право на следующий удар.

Шар, отразившийся от скобы лузы на игровую поверхность стола, сыгранным не считается.

1.7. Зависший шар

Если при ударе шар останавливается в створе лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в нее до окончания этого удар, такой шар считается сыгранным. Если же зависший шар падает в лузу после окончания удара или сотрясения стола, этот шар не засчитывается, судья устанавливает его на прежнее место, игра продолжается.

Если игрок выполняет удар по зависшему шару, а затем последний до соударения с битком падает в лузу, судья восстанавливает прежнее положение шаров, удар повторяется, штраф при этом не налагается.

1.8. Отыгрыш

Отыгрыш – это удар, установленный правилами конкретной игры.

1.9. Выскочивший шар

Выскочившим считается шар, покинувший при ударе игровую поверхность стола и не упавший в лузу.

Выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку после удара, штраф при этом не налагается, а сыгранные шары засчитываются.

Если выскакивает биток, на игрока налагается штраф, забитые при этом шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола согласно правилам конкретной игры.

Если покинувший игровую поверхность стола шар задевает над ней кий, одежду и т.п. игрока, это считается нарушением правил, и налагается штраф. Если такой шар возвращается на игровую поверхность стола, он остается в игре, а если покидает ее – считается выскочившим.

Шар остается в игре, если он, отразившись от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора, возвращается на игровую поверхность стола. Нарушением правил это не считается.

1.10. Выставление шаров

Не заказанный, забитый с нарушением правил и выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Если задняя отметка занята, то шар выставляется как можно ближе (но не в плотную) к мешающему шару на продольной линии в сторону заднего борта, а если эта часть продольной линии занята, то в сторону центральной отметки.

Если выставляется несколько шаров, первый из них выставляется аналогично, а остальные располагаются вплотную друг к другу.

Запрещается любая разметка кроме установленной.

Запрещается использование бильярдного инвентаря (за исключением кия) для измерения расстояния между шарами, шаром и бортом и т. п.

1.13. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как игроком не был сыгран шар или имело место нарушение правил.

Если на выполнявшего удар игрока налагается штраф, его соперник, оценив игровую позицию, имеет право потребовать от игрока выполнить следующий удар: «Играй дальше».

1.14. Вмешательство соперника

Если соперник нанесет удар не в свою очередь или коснется какого-либо шара, на него налагается штраф, судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается.

1.15. Вмешательство постороннего лица

Если шары приходят в движение в результате вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем воздействия игрока), судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, например падения осветительного прибора.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнования.

1.16. Незафиксированный выигрыш

Если по недосмотру судьи и игроков игра продолжается несмотря на то, что один из игроков выиграл партию (сыграл 8 шаров либо набрал 71 очко или более), сразу после обнаружения этого обстоятельства ему присуждается победа в партии, даже если после незафиксированного выигрыша на него был наложен штраф или соперник тоже закончил партию.

1.17. Штраф

Штраф на игрока налагается в следующих случаях:

  • если удар выполнен не наклейкой кия;
  • если удар выполнен не в направлении продольной оси кия;
  • если при выполнении удара ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • если очередной удар выполнен до окончания предыдущего удара;
  • если в результате удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола;
  • за туш любого шара на игровой поверхности стола в любой момент игры – кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т. п.;
  • при неправильном ударе по битку, соприкасающемуся с прицельным шаром;
  • за двойной удар;
  • за пропих;
  • за нажим;
  • за промах;
  • если начальный удар выполнен по битку, расположенному вне дома;
  • за невыполнение правил отыгрыша;
  • за нанесение запрещенной разметки;
  • за вмешательство в игру соперника.

Если при ударе нарушено несколько правил, штраф налагается в одинаковом размере.

Шары, забитые с нарушением правил, не засчитываются и выставляются на игровую поверхность стола.

Казалось бы, что может быть проще, чем катать шары? На самом деле, игра в бильярд является одной из самых сложных, так как все элементы одинаково важны: сила удара, стойка, угол и т. д. Чтобы стать игроком высокого уровня, необходимо много тренироваться и прилагать максимум усилий. Однако понять самые элементарные техники и суть игры в теории можно за несколько минут. Как правильно играть в бильярд? Для начала нужно прийти в заведение и арендовать стол. Тщательно следует отнестись к выбору кия, обратить внимание на наклейку, которая приклеивается на конец. Она должна быть сделана в виде сферы и хорошо держаться. Если возле стола есть мел, то можно начинать играть.

Правила русского бильярда

Существует два самых популярных вида этой игры во всём мире: русский и американский. Рассмотрим их по порядку. Как правильно играть в русский бильярд? Для начала нужно взять специальный треугольник, расположить его так, чтобы вершина стояла на определённой точке (на столе будет видно). В треугольник вкладываются все шары, кроме одного. Игру можно начать с любой стороны. Тот шар, который не находится в треугольнике, предназначен для первого удара. Его необходимо расположить на другой специальной точке в противоположной стороне.

Игрок наносит первый удар, и если какой-либо из шаров попал в лузу, он продолжает. В случае неудачного результата, право бить переходит к другому игроку. Здесь различают два удара в бильярде: «чужой» и «свой». Первый выглядит так: игрок бьёт по шару, который, в свою очередь, толкает другой шар в лузу. «Свояк» - это когда первый шар бьётся о другой и сам залетает в лузу. Такой удар характерен только для русского вида игры.

Американский бильярд

Правила игры в (пул) значительно отличаются от русского. Здесь партия проходит быстрее, легче и веселее. Для новичка этот вид бильярда является наиболее приемлемый, так как лузы на несколько сантиметров шире и при желании можно запустить в одну сразу несколько шаров.

Как правильно играть в бильярд американка? Для начала необходимо также собрать пирамиду шаров, а на противоположную сторону поставить белый шар (все удары будут проводиться по нему). Затем игрок, кому выпал первый ход, разбивает треугольник. Соперникам нужно решить, какими шарами будет играть каждый из них. Здесь есть полосатые и цветные шары. Игроки должны забивать битки только своего типа. Кроме этого, есть чёрный шар, который необходимо загнать в лузу последним. Если он залетит во время игры, тот игрок, кто бил, считается проигравшим. Партия считается правильно сыгранной, если один из соперников закатал все свои шары, а затем и чёрный.

Основные ошибки новичков

Как правильно играть в бильярд? Чтобы научиться этому искусству, нужно, прежде всего, сильно захотеть. Одним из самых очевидных способов является посещение бильярдного клуба с друзьями. Просто начинать играть, следить за другими, более опытными игроками, прислушиваться к советам и стараться повысить свой уровень. Так делают около 95% процентов всех новичков, и это основная их ошибка. Дело в том, что далеко не все играющие рядом люди являются профессионалами, и их советы могут навредить.

Чтобы избежать такое развитие событий, необходимо сразу учиться правильно, и для этого нужно общаться только с игроками высокого уровня. Игра на уровне интуиции не приведёт к успехам. Никто ещё таким путём не научился правильно бить по шару, видеть игру и управлять ей.

Первые шаги

Как и в любом другом деле, в бильярде есть теория и практика. Безусловно, процесс игры очень важен для того, чтобы стать профессионалом. Но никто ещё не отменял теоретическую часть. Для начала следует изучить правила игры. Как уже было отмечено, есть несколько видов бильярда, основными из которых являются русский и американский. Каждый для себя выбирает тот, который ему ближе.

Кроме этого, есть школы бильярда, где за определённую плату из любого человека сделают хорошего игрока. Но не обязательно посещать это заведение, чтобы стать профессионалом. Как это ни странно, существует литература по бильярду, и её довольно много. Большинство новичков не интересуются этим, и их навыки не будут сильно эффективными. Это очень важный шаг, помогающий в будущем строить правильную тактику. Благодаря книгам, можно постичь азы этой игры, знание которых сделает процесс обучения интересней и быстрей.

Выбор стойки

Правильная стойка - половина успеха. Под этим термином понимается положение корпуса во время удара. Однако чтобы научиться правильно вставать в стойку, не обязательно бить по шарам. Для начала нужно взять кий, и примерно в десяти сантиметрах от его тяжёлого конца обхватить пальцами. Инструмент не должен болтаться, но и напрягать руку тоже не стоит.

Потом нужно подойти к столу для бильярда, и тонкий конец кия положить на его край перпендикулярно. Правую ногу нужно расположить под кистью правой руки. Левую ногу нужно оттянуть влево и поставить на полметра впереди правой. Затем левую руку нужно подставить под кий. Он должен ходить между большим пальцем и костяшкой указательного. Остальные пальцы играют роль опоры. Ладонь должна находиться на столе, а костяшки приподняты.

Затем нужно положить голову так, чтобы подбородок находился на десять сантиметров выше кия. Обычно у новичков всегда болит плечо, но это хороший знак. Значит, он сделал всё правильно, при регулярных тренировках неприятное чувство уйдёт.

Удары в бильярде

При ответе на вопрос как правильно играть в бильярд, опытные игроки отвечают: сначала нужно научиться бить по шарам. Рекомендуется перед каждым действием использовать мел, который помогает создать трение. После этого нужно выбрать шар, по которому лучше ударить и направление, куда он в итоге попадёт. Затем следует воспользоваться правилами становления в стойку. Её нужно сформировать так, чтобы линия удара проходила через центр шара, по которому следует бить и совпадала с этим направлением.

Во многих заведениях проводят турниры по бильярду, и при возможности их лучше посещать. Там играют профессионалы, и, наблюдая за их действиями, можно отметить для себя что-то важное. Следует помнить, что перед ударом нужно провести несколько разминочных движений. Взгляд должен быть направлен сначала на точку, куда попадёт биток, затем проверить в центр ли шара упирается кий, и в конце обратить внимание на уровень прицеливания.

Значение удара и стойки

В любой школе бильярда основное внимание уделяется именно этим компонентам. Как ни крути, без правильной стойки и верно поставленного удара в этой игре делать нечего. Эти навыки со временем ухудшаются, поэтому нужно постоянно их тренировать. Причём необязательно это делать во время партии. Можно самому прийти в заведение, арендовать стол для бильярда и отрабатывать удары.

Прежде чем переходить к этому компоненту, нужно уметь правильно становится в стойку. Ведь сделать хороший удар без верного подхода практически невозможно. Поэтому в специализированных школах сначала тренируют стойку. Также рекомендуется смотреть видеоуроки и посещать турниры по бильярду. В большинстве случаев, вход на соревнование бесплатный, но полученный опыт бесценный.

Упражнения для новичков

  • Тренировка «холостого» удара. Здесь необходимо несколько раз проводить кием вдоль линии, нужно следить за тем, не уходит ли он в сторону.
  • Удар по «своему» шару в лузу. Сделать это довольно просто, но в процессе будет вырабатываться сила и точность.
  • Удар по «чужому» шару. Потихоньку нужно стараться внедрять в тренировки другой биток и пытаться попадать по нему.
  • Резаные удары.

Эти шаги представляют собой некий алгоритм, которому нужно следовать при постановке удара. Даже опытные игроки иногда тренируются, поставив два шара на среднюю линию стола. Из этого положения существует масса вариантов выхода. Самый простой - забить «чужой» шар в среднюю лузу.

При этом «свой» может отскочить куда угодно, и следующий удар будет выполнять довольно сложно. Поэтому в игре огромное значение имеет расположение шара после удара. Профессионалы могут сделать клапштос (удар по центру битка), при котором «свой» шар останется на месте. Если ударить с оттяжкой, биток покатиться назад и есть вероятность попадания в противоположную лузу. Если пробить с накатом, «свой» покатится за другим и, возможно, залетят сразу два битка. Такая тренировка позволит отточить мастерство в разных видах ударов, если такая ситуация возникнет во время игры, появится множество вариантов.

Обучение с тренером

Многие считают, что работа с профессионалом необходима на пути к игроку высокого уровня. В этом есть своя правда. Мы уже рассмотрели, как правильно играть в бильярд и что нужно для этого. Если стоит цель - стать то самостоятельного обучения не хватит. В этом случае работа с тренером является обязательной.

Играть постоянно среди экспертов - дорогого стоит. Ведь тренируясь с лучшими, быстрее развивается мастерство. Когда уже все основы будут пройдены, можно научиться разным фишкам. В бильярде их огромное количество, что только стоит или винт. Безусловно, выполнять такие удары очень сложно, но если постараться, можно стать мастером игры.

Некоторые советы от профессиональных игроков:

  1. Первый удар, разбивающий треугольник, называется «разбоем». Для успешного его выполнения биток рекомендуется ставить не в центральную точку, а на 10-15 см левее или правее.
  2. Чтобы пробить сильно, нужно правильно встать. Ноги на ширине плеч, правая на линии кия, носок левой под прямым углом.
  3. Чтобы удар получился хорошим, нужна опора. Нельзя дёргать руку, кий следует расположить между большим и указательным пальцем.
  4. Высоту опоры нужно отрегулировать так, чтобы кий упирался на 1-2 мм выше центра битка.
  5. Для мягкого удара нужно правильное расположение кия. Он должен лежать на подушечках бьющей руки. Во время прицела вес необходимо держать на отставленной ноге, затем резко перенести его на переднюю и сильно пробить. Если сделать всё верно, удар получится отличным.

Общие правила пирамиды

1. Бильярдное оборудование и аксессуары

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей "Пирамиды" следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию".

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

Примечание: При игре в "Свободную пирамиду", "Комбинированную пирамиду" и "Динамичную пирамиду" допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" битком служит цветной шар.
4.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

5. Соударение битка с прицельным шаром

5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами "Свободной пирамиды", "Комбинированной пирамиды" и "Динамичной пирамиды") штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п. 14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.(Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола

При выполнении удара по битку, по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия - биток - прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.

Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит до другого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит до любого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток - прицельный шар" и "прицельный шар -биток".
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр, по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в "Комбинированную пирамиду" удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.

Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

23. Шар на краю лузы

23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

29. Штрафы

29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при двойном ударе (см. п. 18);
(8) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.