Правила игры американский бильярд пул. Общие правила игры в пул. Инструкции для судей

Правила пула

Освоить правила американского пула легко! Бильярд популярен во многих уголках мира и относится не только к развлечениям, но к серьезному виду спорта. У него есть много разновидностей, например снукер, кайзер, пул.

Правила пула считаются более простыми и делают его весьма популярным. Основная особенность этого вида бильярда — шары уменьшенного размера, которые легко закатить в лузу даже новичку. Если в русском бильярде лузы имеют ширину 72-76 мм, а шар диаметром 70 мм, то в американском это 88,5 мм и 52-57мм соответственно.

Шары для пула – это 15 разноцветных и 1 белый — биток. Первые 8 шаров окрашены полностью, а оставшиеся имеют широкую полосу посередине.

Основные правила игры в пул

Перед началом игры разыгрывают право определения первого удара. Игроки выбирают одинаковые шары и одновременно выполняют удар от передней линии, стоя по разные стороны стола, так чтобы шар ударился о другой борт.

Чей шар остановится ближе к передней линии, имеет право на первый удар, либо может отказаться в пользу соперника. Иногда игроки заменяют розыгрыш просто жеребьевкой.

Пирамида устанавливается с помощью специального треугольника. При этом передний шар ставится на центральную точку, остальные шары стоят плотно за ним. Первый удар производиться с руки из «дома».

При заказных играх разбивка не является заказным ударом.

Удар по битку наносится наклейкой на острие кия. Если кий коснулся битка более одного раза, то засчитывается фол, как и при проскальзывании кия, киксе.

После разбивки игроки разыгрывают шары. Первый забитый шар, полосатый или целый, определяет, какие игрок будет забивать в дальнейшем. Соответственно шарами соперника становятся шары другого вида.

При заказной игре до удара игрок должен объявить шар, а в некоторых играх, лузу, в которую должен попасть. Очки начисляются за упавшие в лузу шары в ходе правильного удара. Удар считается завершенным, когда закончено движение всех шаров на столе.

Если шар не попадает в лузу, объявляется фол, в лузу попадает биток или не заказанный шар, то игру продолжает соперник.

Виды американского бильярда

Свои особенности имеют правила разновидностей пула.

Самый известный и доступный вид – это «восьмерка». В этой заказной игре участник объявляет шар и лузу, в которую тот будет отправлен. Игрок правильными ударами отправляет в лузы 7 своих шаров и заканчивает черным шаром с номером 8.

Следующий вид игры в американский бильярд или пул — «девятка». Правила ее отличаются тем, что игроки не объявляют заказы. При ударе белый биток сначала касается шара с наименьшим номером.

Игра идет до тех пор, пока девятка не отправится в лузу.

Пул 10 похож на «девятку», но относится к заказным. В этой игре используют 10 шаров.

Игра «от борта» подразумевает забивание шаров после касания их хотя бы один раз о борт. Один из самых зрелищных видов игры в пул. Правила игры в пул приравнивают один забитый шар к одному очку.

«Ротация» ведется до достижения одним из игроков 61 очка. При ударе сначала биток касается шара с самым маленьким номером на столе. Очки начисляются по номеру шара.

Более сложная игра «в одну лузу» начинается с выбора игроком одной из дальних угловых луз. Смысл игры в том, чтобы забить в нее 8 шаров быстрее соперника.

Новичкам решившимся играть в бильярд поначалу правила такой лузной игры как пул могут показаться сложными. Но прежде чем делать выводы стоит заглянуть с друзьями в бильярдную и попробовать. Тем же, кто стремиться к вершинам в данном виде спорта может начать посещать секции.


Игра бильярд «Американка» сегодня является очень популярной. В основном за бильярдным столом можно увидеть мужчин. В эту играет как младшее, так и старшее поколение. Вот уже много лет подряд она также является и международным видом спорта. Эта игра получила столько внимания из-за того, что для нее требуется сильная выдержка, тактичность и четкость. Если вы захотите поиграть дома, то для этого вам понадобится бильярдное оборудование, то есть специальный стол, а также шары вместе с дополнительными элементами, которые должны будут соответствовать всем требованиям Всемирной ассоциации пула.

Количество игровых шаров на бильярдном столе

Для того чтобы начать, необходимо знать все основные правила игры в бильярд «Американка». Итак, игра будет вестись при помощи шестнадцати шаров. Все, кроме одного, имеют свой определенный номер. Номерные шары от одного до семи имеют «цельный» цвет. От девяти до пятнадцати «полосатые», это значит, что посередине они поделены полоской определенного цвета. Во время игры в бильярд «Американка» данные шары будут поделены между игроками.

Под номером 8 расположен черный шар, именно его необходимо для победы забить в определенную лузу раньше противника. Однако его нельзя забивать раньше всех своих шаров. Даже если шар случайно попадет в лузу, это будет считаться проигрышем того игрока, что это сделал. У белого шара номера нет, его еще называют «битком». Все удары в игре будут происходить исключительно при помощи него.

Расположение шаров на столе

В игре бильярд «Американка» правила точно указывают, как нужно расположить шары. Для этого используют треугольник, в который плотно помещают все шары, кроме белого. Передний шар должен располагаться на задней отметке. Задняя отметка — это место на бильярдном столе. В следующий ряд нужно поставить по одному из шаров разных цветов, то есть один «цельный» и один «полосатый». В третьем ряду по центру ставят черный шар, а по бокам два разных. Для четвертого ряда используют по два шара из «цельных» и «полосатых». В последнем ряду ставят все не использованные ранее шары. Есть одно правило, что стоящие шары в последнем ряду по бокам должны быть разной расцветки. Однако часто используют другой способ расстановки в бильярд «Американка». Русская пирамида в этом случае устанавливается так, чтобы шары как можно больше чередовались.

Возможность первого удара

Для того чтобы начать игру, необходимо определиться, кто же будет разбивать этот треугольник. Чтобы это сделать, оба противника ставят два любых шара в части стола «дом». Шары должны быть на одной линии, а также едином расстоянии от центральной продольной линии. Соперникам необходимо одновременно нанести удар по шару. Выигрывает тот, чей шар после касания противоположного борта максимально близко окажется на своем изначальном месте. Правила игры в бильярд «Американка» уточняют, что если шар одного участника коснулся бокового борта, то он проигрывает. В том случае, если такая ошибка произошла у двоих игроков, нужно будет переигрывать. Но практически всегда, если вы идете с другом в бильярдную, то будет намного проще просто договориться.

Начало партии

После того как определись с тем, кто будет первый бить, можно начинать партию в бильярд «Американка». Удар по белому шару должен наноситься только наклейкой (это резиночная часть на кие). Если же удар произошел другой частью кия или рука коснулась шара, то это засчитывается за ошибку, при которой меняется игрок. В бильярде ошибка называется фолом. Если треугольник разбит, но ни один из шаров не попал в лузу, то игру продолжает соперник. В том случае, если «биток» вылетает за стол или же попадает в лузу, то его необходимо вернуть на первоначальное место. Но есть и другое правило, что белый шар можно поставить на любую точку на столе. Как вы будете играть, нужно договориться заранее с вашим соперником.

Также многие думают, что пирамида считается разбитой только в том случае, если хотя бы четыре шара коснулись бортов. Если же этого не случилось, соперник может сделать выбор, оставить все как есть, или же самому переиграть. Такое правило также следует обсудить перед игрой.

Выиграть с первого удара можно только в том случае, если черный шар попадает в лузу. Такой расход событий случается крайне редко. Когда черный шар вылетает с бильярдного стола, то его возвращают на стол и ставят на определенную точку. Фол же засчитывается тогда, когда после первого удара «биток» попадает в лузу.

Ход игры

Как только пирамида была разбита, игрокам необходимо забить любой шар, кроме черного. Как только один из шаров оказывается в лузе, стол принято считать закрытым. Если игрок забыл «полосатый» шар, то их ему и нужно будет забивать. Если же «цельный» - значит, играть будет ими.

Во время игры в бильярд «Американка» может произойти фол, он засчитывается в том случае, если игрок ударил «битком» по шару противника или же восьмому. Также игрок получает фол, если, помимо его шара, в лузу попал и шар противника. В результате фола происходит смена игрока.

Существуют некоторые запреты, относящиеся к удару. К примеру, кий ни в коем случае не должен скользить по шару. Или же когда после удара любой из шаров задевает кий, то будет зачтен фол. В игре может произойти ситуация, что «биток» и любой иной шар будут очень плотно стоять друг с другом, в этом случае нельзя будет бить точно прямо.

Конец партии

Как только все «свои» шары были забиты, необходимо также забить и черный. Его следует забивать в определенную лузу. Луза, в которой должен будет оказаться восьмой шар, находится противоположно месту, куда попал последний ваш забитый шар. В том случае, если игрок забил 8-й шар ранее, то ему засчитывается поражение.

Играя в бильярд «Американка», вы или ваш соперник можете также получить фол. Это происходит в случае, если: был нанесен двойной удар, шары были задеты рукой, одеждой или же другой частью кия, кроме необходимой. Когда «биток» после удара находится в лузе или шары вылетели за стол, то это также фол. Вероятность получения фола большая в игре бильярд «Американка». Правила в данной игре вы лично можете корректировать. Есть определенные особенности, которые необходимо обсудить перед началом со своим соперником.

Общие правила бильярда (WPA)

Общие правила применимы ко всем играм, которые упоминаются в данных правилах, если только нет противоречия дополнительных правил конкретной отдельно взятой игры. Кроме того, аспекты, которые не имеют прямого отношения к правилам игры, например, такие, как требования к оборудованию и организации соревнований, определяются Инструкциями пула.

Различные виды игры в пул проводятся на столе с плоской поверхностью, покрытой сукном и ограниченной резиновыми упругими бортами. Игрок использует палку (кий) для удара по битку, который, в свою очередь, ударяет по прицельному шару. Целью является забить прицельные шары в шесть луз, расположенных по периметру стола. Игры различаются в зависимости от того, в какие шары должен быть произведен удар согласно правилам и каковы требования для победы в матче.

1. Обязанности игрока

Игрок обязан знать все правила, положения и предписания, применимые к соревнованию. Несмотря на то, что судейская коллегия турнира должна прилагать все возможные усилия, чтобы в положенное время обеспечить всех игроков необходимой информацией, конечная ответственность лежит на самом игроке.

2. Раскат для определения очередности игры

Раскат является первым ударом в матче и определяет очередность игры. Игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет играть первым.

Судья располагает по одному шару с каждой стороны стола за передней линией и поблизости от нее. Игроки должны выполнить удар приблизительно одновременно, так чтобы шар коснулся заднего короткого борта и, вернувшись обратно, остановился ближе к переднему короткому борту, чем шар соперника.

Раскат считается выполненным неверно и автоматически проигрывается, если:

  • шар перекатывается на половину стола соперника;
  • шар касается заднего борта более одного раза;
  • шар падает в лузу или выскакивает за пределы стола;
  • шар касается длинного борта; или
  • шар останавливается в створе угловой лузы за губой переднего борта;

Раскат также считается неправильным, если совершено любое нарушение из категории фолов, не связанных с прицельными шарами, кроме нарушения Правила . Игроки должны выполнить раскат заново в том случае, если:

  • удар по шару сделан игроком после того, как шар соперника коснулся заднего борта;
  • судья не в состоянии определить, чей шар остановился ближе к переднему борту;
  • оба удара выполнены неверно.

3. Использование игроками оборудования

Оборудование должно отвечать соответствующим требованиям WPA. В общих чертах, игрокам не разрешается привносить в игру какие-либо новшества. Разрешенным считается нижеследующее применение. Если игрок не уверен в легальности использования определенного вида оборудования, ему следует обсудить это с организаторами турнира до начала игры. Оборудование должно использоваться только в таких целях и таким образом, для которых оно предназначено (см. Правило ).

  • Кий - игроку разрешено менять кии в течение матча, например, использовать кий для разбоя, перескока и игровой кий. Он также может использовать встроенный в конструкцию кия или отдельный удлинитель в целях увеличения длины кия.
  • Мел - игрок может наносить мел на наклейку кия для предотвращения киксов, и может пользоваться своим собственным мелом, в случае если его цвет совместим с цветом сукна на столе.
  • Машинки - игрок может использовать до двух машинок для поддержки кия во время удара. Конфигурация (способ расположения) машинок остается на усмотрение игрока. Он может использовать собственную машинку, если она похожа на стандартные.
  • Перчатки - игрок может применять перчатки для улучшения функциональности хвата и/или кистевого упора (моста).
  • Тальк - игроку разрешается использовать тальк (присыпку) в разумном количестве, что определяется судьей.

4. Выставление шаров

Шары выставляются (возвращаются в игру на столе) путем их размещения на продольной линии как можно ближе к задней отметке и между задней отметкой и задним бортом, при этом не сдвигая каких-либо шаров, которые этому мешают. Если шар не может быть выставлен на заднюю отметку, он должен быть помещен на стол, вплотную касаясь (если возможно) соответствующего мешающего шара. Однако если рядом с выставляемым шаром оказывается биток, выставляемый шар не должен касаться битка; следует оставить небольшой зазор. Если вся продольная линия от задней отметки до борта занята другими шарами, то шар выставляется выше задней отметки и как можно ближе к ней.

5. Игра битком с руки

Играя с руки, игрок может расположить биток в любом месте игровой поверхности стола и может перемещать его до тех пор, пока не выполнит удар. Игроки могут использовать для перемещения битка любую часть кия (включая наклейку, но не ударным движением вперед). В некоторых играх и при большинстве начальных ударов (разбоев пирамиды) расположение битка может быть ограничено пространством за передней линией стола в зависимости от правил конкретной игры, и в таком случае могут вступать в действие Правила и .

Если игрок должен играть с руки из-за передней линии, а все прицельные шары находятся за нею, он может попросить выставить на заднюю отметку тот из шаров, что находится ближе всех к линии. Если два или более шаров находятся на одинаковом расстоянии от линии, игрок может выбрать любой из равноудаленных шаров. Шар, который расположен точно на передней линии, можно играть.

6. Стандартный заказной удар

В тех играх, где от игрока требуется объявлять заказ ударов, при каждом из них следует назвать шар и лузу, в которую предполагается его забить, в том случае, если это не очевидно. Подробности удара, такие как попадания в борта или соударения с другими шарами либо их падение в лузы, значения не имеют. При каждом ударе можно заказать только один шар. Чтобы заказной удар был засчитан, судья должен убедиться в том, что был выполнен предполагаемый удар, поэтому, если существует вероятность сомнения, к примеру, при выполнении дуплета, комбинации и других подобных ударов, игрок должен обозначить шар и лузу. Если судье или сопернику не ясно, какой удар будет выполнен, они имеют право уточнить заказ.

В заказных играх игрок может объявить «отыгрыш» вместо забиваемого шара и лузы, и в таком случае право удара после его выполнения переходит к сопернику. Правила конкретной игры определяют, следует ли выставлять шары после отыгрыша.

7. Стабилизация шара

После того, как шар вроде бы остановился, он иногда может слегка стабилизировать свое положение, как правило, вследствие небольших неровностей стола или самого шара. В случае, если это не приводит к падению шара в лузу, такое его поведение считается нормальным, и возвращать шар на место не следует. Если же в результате такой стабилизации шар падает в лузу, его как можно более точно возвращают в исходное положение. Если стабилизировавшийся шар падает в лузу в процессе выполнения удара или как раз перед ним, и это сказалось на результате удара, судья восстанавливает первоначальную позицию, и удар повторяется. Игрок не наказывается за выполнение удара во время стабилизации шара. См. также.

8. Восстановление позиции

В случаях, когда необходимо восстановить позицию шаров на столе или почистить их, судья прилагает максимум старания, чтобы вернуть шары на их прежнее место. Игроки обязаны принять решение судьи в отношении расположения шаров.

9. Внешнее вмешательство

Если в процессе выполнения удара имеет место внешнее вмешательство, оказывающее влияние на исход этого удара, судья должен восстановить шары на их позициях, предшествовавших удару, и удар следует повторить. Если вмешательство не оказало влияния на удар, судья восстанавливает позиции шаров и игра продолжается. Если исходное положение шаров восстановить невозможно, ситуация признается патовой.

10. Уточнение решения и процедура протеста

Если игрок считает, что судья принял неверное решение, он может попросить судью изменить решение (или отсутствие такового), но объявление окончательного вердикта остается за судьей.

Однако если игрок считает, что судья неправильно применяет правила игры, он может обратиться в соответствующий апелляционный орган за решением вопроса. Судья должен приостановить игру на время рассмотрения апелляции (См. также часть (4) Правила). Совершенные нарушения правил должны быть объявлены четко и своевременно

11. Признание поражения

Если игрок признает поражение, он проигрывает матч. Например, если игрок развинчивает свой составной игровой кий во время подхода соперника у стола в решающей для соперника партии матча, это считается признанием поражения в матче.

12. Патовая позиция

Если судья считает, что нет продвижения к окончанию игры, он объявляет о своем решении, и с этого момента у каждого игрока есть по три подхода к столу. Затем, если судья определяет, что продвижения по-прежнему нет, он объявляет о патовой позиции. Если оба игрока согласны, они могут признать позицию патовой и без трех подходов. Процедура при патовой позиции определяется правилами каждой конкретной игры.

Тренировочные и развлекательные игры

Удар при движушихся шарах

Фолом является начинать удар, в то время как какой-либо из шаров, находящихся в игре, находится в движении или вращается.

Неспортивное поведение

Обычно за неспортивное поведение определяется такое же наказание, как за значительное нарушение, но судья может вынести наказание в зависимости от его оценки произошедшего. Среди прочих вариантов наказания - предупреждение; наказание за стандартное нарушение, которое пойдет в зачет трех фолов подряд, если такое правило применимо к игре; поражение в партии, сете или матче; дисквалификация с турнира с возможным лишением всех завоеванных призов, кубков и рейтинговых очков.

Неспортивным поведением является умышленное поведение любого рода, которое вредит репутации спорта или которое мешает либо влияет на течение игры до такой степени, что она более не может быть честной. Это включает:

  1. попытки отвлечь соперника;
  2. изменение положения шаров в игре иным способом, кроме как нормальным ударом;
  3. выполнение удара умышленным киксом;
  4. продолжение игры после объявления фола или приостановки игры;
  5. тренировки в течение матча;
  6. нанесение разметки на стол;
  7. задержку игры;
  8. ненадлежащее использование оборудования.


Неправильное расположение битка

Если биток должен быть сыгран с руки и его расположение ограничивается пространством за передней линией, фолом является выполнение удара, располагая биток перед линией или непосредственно на ней. Если игрок не уверен, расположил он биток за линией или перед нею, он может попросить судью вынести определение на этот счет.

Неправильная игра из-за передней линии

Если биток должен быть сыгран с руки из-за передней линии, а шар, в который биток попадает первым, также находится за линией, удар является фолом, если только биток не пересек переднюю линию до соударения с шаром. Если подобный удар выполнен намеренно, это является неспортивным поведением.

Биток должен либо пересечь переднюю линию, либо попасть в шар, который находится перед линией или непосредственно на ней, в противном случае удар является фолом, и соперник получает биток с руки в соответствии с правилами конкретной игры.

Забитый шар

Шар считается забитым, если он приходит в состояние покоя в лузе ниже игровой поверхности стола или попадает в систему ската шаров. Шар, который находится на самом краю лузы и частично опирается на другой шар, считается забитым, если устранение поддерживающего шара приведет к падению первого шара в лузу.

Если шар останавливается возле края лузы и остается очевидно неподвижным в течение пяти секунд, он не считается забитым, если впоследствии он сам собою упадет в лузу. Судья должен принять меры, чтобы в течение этих пяти секунд не был совершен другой удар. Шар, отраженный из лузы обратно на игровую поверхность, не является забитым. Если биток касается шара, который уже является забитым, то он также считается забитым в лузу независимо от того, останется он в лузе или нет. Судья должен вынимать забитые шары из переполненной или почти заполненной лузы, но ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на игрока, производящего удар.

Шестерка

1. Тип игры

«Шестерка» является разновидностью «Ротации» , в которой биток должен вначале коснуться прицельного шара с наименьшим номером. Если это условие соблюдается, то любой забитый шар засчитывается. Таким образом, если игрок коснувшись битком единицы затем карамболем забивает шестерку, то он выигрывает партию. «Шестерка» - весьма скоротечная игра, в которой используется только шесть прицельных шаров, и, как правило, заканчивается за один игровой подход.

2. Количество игроков

Обычно двое, но возможно участие и большего количества игроков.

3. Использумые шары

Прицельные шары пронумерованные с 1-го по 6-й плюс биток.

4. Расстановка шаров

Шары расставляются в виде усеченной треугольной пирамиды (ряды 1-2-3) с единицей на задней отметке и шестеркой в центре второго ряда. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Цель игры

Забить правильным ударом шестерку.

6. Ведение счета

За сыгранные шары очки не начисляются. Побеждает игрок забивший правильным ударом шестерку.

7. Разбитие

Игрок выполняющий начальный удар должен либо произвести открытое разбитие, либо правильным ударом забить прицельный шар. Если ни одно из этих требований не выполнено, вступающий в игру соперник имеет право выполнить удар с руки из дома, или переустановить пирамиду и произвести разбитие заново.

8. Правила игры

  1. В соответствии с требованиями правильного удара, игрок вначале должен коснуться битком прицельного шара с наименьшим номером, а затем:
    • либо забить любой прицельный шар,
    • либо довести до борта прицельный шар или биток.
    Невыполнение этих требований считается нарушением.
  2. Каждый правильно забитый шар дает право игроку продолжать серию до первого промаха.
  3. Если игрок правильным ударом забил шар, он обязан продолжить серию. Он не может объявив «отыгрыш» забить, а затем выставить прицельный шар.
9. Шары забитые с нарушением

Все выставляются. Штраф не налагается. (Если для игры используется жетонный стол, то выставляется только шестерка).

11. Выскакивание за борт или падение битка в лузу

Соперник получает право удара с руки.

12. Штрафы за нарушения

Соперник получает право удара с руки. Тем не менее, в случае когда один из игроков совершил три нарушения подряд, начинают действовать правила описанные в п. 8.4 . При этом серия игрока завершается, очки не начисляются.

Card Ball

1. Тип игры

Комбинация карточной игры и пула. Прежде всего - это игра на деньги, величина выигрыша/проигрыша зависит от заранее обговоренной стоимости карты, оставшейся на руках.

2. Количество игроков

Количество игроков - от 2 до 6.

3. Используемые шары и карты

Стандартный набор шаров пронумерованных с 1-го по 15-й и биток и колода из 52 карт.

4. Расстановка шаров

5. Цель игры

Игра выиграна, если у играющего нет на руках карт. Это может случиться, если играющий забил все нужные шары или шары, соответствующие его картам вышли.

6. Соответствие карт и шаров

«Туз» = шар 1, 2 = шар 2, …,10 - шар 10, «валет» = шар 11, «дама» = шар 12, король = шар 13. Шары 14 и 15 - вспомогательные.

7. Разбитие

Удар должен удовлетворять требованиям открытого разбития.

8. Правила игры

Цель игры - сбросить все свои карты. В игре должны забиваться только те шары, которые соответствуют картам игрока, выполняющего удар.

Каждому игроку раздается 7 карт. Разбой выполняет игрок, выигравший предыдущую партию. Порядок подхода игроков к столу определяется количеством карт, оставшихся в конце предыдущей игры. Игрок, имевший большее количество карт, играет последним. Если карт было поровну, то первым бьет игрок, у которого была наивысшая по номиналу карта.

Например, если у вас две «дамы», два «короля», по одной карте 4, 6 и 8, то Ваша цель - забить шары 12 - «дама», 13 - «король», 4, 6 и 8. Игрок, выполняющий удар, удаляет карту, соответствующую правильно забитому шару. Если в приведенном выше примере игрок забивает шар 12, он сразу же удаляет две «дамы». Если у другого игрока тоже есть карта «дама», то он должен её сбросить до того, как придет его очередь выполнять удар.

Игрок продолжает игру до тех пор, пока забивает шары правильным ударом. В случае фола или если игрок забил шар, которому нет соответствующей карты у этого игрока, то ход переходит другому игроку.

Шарам 14 и 15 нет карточного аналога, и они могут использоваться для отыгрыша или для улучшения позиции на столе.

Если два игрока одновременно сбрасывают все карты после удара (больше чем один игрок может иметь такие же карты), тогда выигрывает игрок, выполнявший удар. Ничья решается вытаскиванием карты наибольшего значения.

9. Правильный удар

При выполнении любого удара (включая разбитие пирамиды) разрешается играть по любому шару, но затем необходимо:

  • забить шар, соответствующей карте игрока;
  • либо забить шар 14 или 15;
  • или довести любой шар до борта после контакта битка с любым шаром.
10. Нарушения

В случае нарушения из колоды вытаскивается карта (карты). При этом если на столе нет шара, соответствующего данной карте, то карта откладывается в сторону и игрок берёт следующую карту из колоды.

В случае фола ход переходит к следующему игроку.

Игрок может быть наказан только единожды в течение одного игрового подхода. Если к игроку применимы различные штрафы, то из них выбирается самый строгий.

Одиночный фол

В этом случае игрок, нарушивший правила должен вытянуть из колоды одну карту:

  • неправильно выполненный удар;
  • падение битка в лузу;
  • выскакивание за борт шара;
  • выскакивание за борт или падение битка в лузу.
Двойной фол

В этом случае игрок, нарушивший правила должен вытянуть из колоды одну карту.

  • если игрок забивает шар, соответствия которого нет у него в картах;
  • забивание одновременно правильного и неправильного шара.

Если прицельный шар выскакивает за борт, то это считается фолом.

Выскочившие шары должны размещаться на столе в виде прямого ряда после завершения удара. Одиночный шар выставляется на заднюю отметку. Если нужно выставить более чем один шар, то они размещаются в ряд по порядку возрастания номеров от задней отметки в направлении заднего борта.

Это считается фолом. Следующий игрок играет с руки из дома по шарам вне дома.

Боульярд

1. Тип игры

«Боульярд» представляет собой лузную бильярдную игру, в которой используется тот же принцип набора очков, что и в боулинге. Это одна из немногих игр, которая может быть с успехом использована в качестве тренировочного упражнения без партнеров, так как в ней, так же как и в боулинге, существует максимально возможное число набранных очков, к которому следует стремиться. Периодически играя в «Боульярд», можно легко оценить уровень своей игры.

2. Количество игроков

Любое число.

3. Используемые шары

Любые десять прицельных шаров плюс биток.

4. Расстановка шаров

Треугольная пирамида (ряды 1-2-3-4) с вершиной на задней отметке.

5. Цель игры

Набрать в десяти сериях большее количество очков, чем соперник (соперники). При игре в одиночку - набрать максимально возможные 300 очков в десяти сериях («пирамидах»).

6. Ведение счета

За каждый правильно забитый шар независимо от номера засчитывается одно очко. Приведенный ниже в «Правилах игры» порядок ведения счета полностью соответствует принципам начисления очков за сбитые кегли при игре в боулинг.

7. Разбитие

Перед началом каждой серии («пирамиды») игрок производит свободное разбитие (при этом не налагается никаких требований к доведению шаров до борта, и кроме того, не штрафуется выскакивание за борт и падение битка в лузу). Все шары, забитые при разбитии, выставляются, после чего игрок начинает свою серию ударом с руки из дома. (Свободное разбитие производится перед началом каждой серии.)

8. Неправильно забитые шары

Если это происходит при выполнении первой попытки какой-либо серии, то игрок приступает ко второй попытке ударом с руки из-за передней линии.

11. Штрафы за нарушения

За каждое нарушение вычитается одно очко. Если нарушение совершено в первой попытке, то игрок приступает ко второй ударом с руки из-за передней линии.

Сорвиголова

1. Тип игры

Очень популярная в Америке игра «Сорвиголова» является скорее развлечением, нежели серьезной тренировочной игрой. Она доставляет большое удовольствие играющим, скоротечна и очень проста. Это идеальная игра для нечетного числа участников.

2. Количество игроков

Трое или пятеро.

3. Используемые шары

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, шаром № 6 в одном углу и шаром № 11 - в другом. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Распределение шаров по группам

При игре втроем первому игроку достается группа шаров 1 - 5, второму 6 - 10, третьему 11 - 15. При игре впятером первый игрок получает шары группы 1 - 3, второй 4 - б, третий 7 - 9, четвертый 10 - 12 и пятый 13 - 15.

6. Цель игры

Правильно забивая в лузы шары своих соперников, сохранить на столе только лишь шары (или шар) своей группы.

7. Ведение счета

За забитые шары очки не присуждаются. Побеждает игрок, сохранивший на столе хотя бы один шар своей группы, в то время как правильно забиты все без исключения шары его соперников.

8. Разбитие

Вступающий в игру первым должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру вторым может (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) после установки шаров заново произвести разбитие сам. Все забитые при разбитии шары остаются в лузах.

9. Правила игры

  1. При выполнении правильного удара биток должен коснуться вначале прицельного шара соперника. Кроме того, необходимо, чтобы после этого (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. Невыполнение указанных требований влечет за собой фол. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.
  2. Если игрок при неправильном ударе забивает шары своих соперников, то они выставляются. Если же при неправильном ударе падает шар своей группы, то он остается в лузе. Если игрок так или иначе забивает в лузу последний шар своей группы, то он выбывает из игры (см. также правило игры № 3).
  3. Если правильно забит последний шар одного из играющих, то он выбывает из игры либо до конца партии, либо до того момента, когда один из оставшихся в игре соперников не совершит какого-либо нарушения правил. После этого на стол выставляют по одному шару каждого из остальных участников, и все выбывшие из игры ранее вновь вступают в игру согласно принятой в данной партии очередности нанесения ударов.
  4. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) все шары соперников оказываются в доме, то по усмотрению играющего ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.
  5. Если играется несколько партий, то партнеры производят удары в том же порядке, в каком они выбывали из игры в предыдущей партии. (Разбивает игрок, выбывший первым; победитель производит удар последним; остальные - в порядке выбывания.)

Шары соперников выставляются, а шары играющего остаются в лузах, при этом штраф не налагается.

11. Выскочившие прицельные шары

См. «Неправильно забитые прицельные шары» .

Вступающий в игру партнер играет с руки из дома.

13. Штрафы за нарушения

Серия играющего заканчивается, и, кроме этого, выставляются по одному из ранее забитых шаров каждого соперника, при этом выбывшие из игры партнеры вновь вступают в игру. Если же при совершении нарушения все шары одного из остальных участников в полном составе остались на игровой поверхности стола, то такое нарушение никак не отражается на его игровой ситуации.

Ковбой

1. Тип игры

«Ковбой» сочетает элементы карамболя и лузного бильярда. Правила игры очень необычны: последним ударом биток сыгрывается в лузу карамболем от единицы.

2. Количество игроков

Любое число.

3. Используемые шары

Единица, тройка, пятерка плюс биток.

4. Расстановка шаров

Единица ставится на переднюю, тройка - на заднюю, а пятерка - на центральную отметку.

5. Цель игры

Первым набрать 101 очко. Ведение счета. Первые девяносто очков (но не более) можно набрать любым из нижеследующих способов:

  1. забив в лузу какой-либо из прицельных шаров: количество набранных при этом очков совпадает с номером шара;
  2. сыграв карамболем по двум прицельным шарам - одно очко;
  3. сыграв карамболем по трем прицельным шарам - два очка.
Очки от 91 до 100 (включительно) можно набирать, лишь выполняя карамболи вторым или третьим способами (см. выше).

Победное 101-е очко можно набрать, лишь сыграв би-тек карамболем от единицы в заказанную лузу, при этом биток до падения в лузу не должен коснуться никакого другого прицельного шара.

Если игрок при выполнении одного удара использует несколько способов набора очков, то отдельные результаты суммируются. Таким образом, за один удар можно набрать максимум 11 очков.

Начальный удар. Начинающий игру с руки из дома должен нанести удар таким образом, чтобы вначале биток коснулся тройки. В противном случае соперник имеет право либо (1) потребовать повторения начального удара, либо (2) выполнить его сам.

6. Правила игры

  1. Любой правильный результативный удар дает играющему право продолжить свою серию.
  2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после касания битком прицельного шара либо биток, либо один из прицельных шаров дошел до борта. В противном случае объявляется фол.
  3. После завершения любого удара все забитые прицельные шары выставляются на те же исходные позиции, что и в начале игры. Если соответствующая отметка занята, то шар остается вне игры до тех пор, пока она не освободится. Однако если в игру вступает игрок, набравший 100 очков, а место единицы занято, то все шары расставляют заново, так же как и в начале игры, после чего он играет с руки из-за передней линии.
  4. При подходе к рубежу 90 очков игрок должен выполнить такой удар, чтобы достичь в точности этой суммы. Если же он превысит 90 очков, то ему объявляется фол.
  5. При наборе очков от 91 до 100 (с помощью одних лишь карамбольных ударов) падение в лузу какого-либо прицельного шара рассматривается как нарушение и наказывается фолом.
  6. Если удар выполняет игрок, набравший 100 очков, то наказывается фолом падение битка в незаказанную лузу, непопадание по единице и задевание битком любого другого прицельного шара.
  7. Падение битка в лузу не считается нарушением лишь при правильном выполнении последнего удара, приносящего победное 101-е очко.
  8. Игроку, совершившему три нарушения подряд, за-считывается поражение в партии.
7. Неправильно забитые шары

Все выставляются согласно правилу игры № 3 (см. выше), при этом штраф не налагается. Исключение составляют случаи, оговоренные правилами игры № 4 и № 5.

8. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, при этом штраф не налагается.

9. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

10. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются, однако серия играющего заканчивается, и все набранные в такой серии очки не засчитываются. Если нарушение не сопровождалось выскакиванием за борт или падением в лузу битка, то вступающий в игру партнер принимает сложившуюся на столе позицию.

Сорок одно

1. Тип игры

«Сорок одно» представляет собой необычную и увлекательную игру, которую с успехом можно использовать в качестве развлечения, а также в тех случаях, когда собираются вместе игроки самого различного уровня. Поскольку ни один из участников не знает номер «горошины» своего соперника (соперников), то использовать защитную тактику весьма затруднительно. Кроме того, правила игры разработаны таким образом, что шансы всех партнеров в значительной степени уравниваются.

2. Количество игроков

От двух до пятнадцати (хотя, как правило, предпочитают играть втроем, вчетвером или впятером).

3. Используемые шары

Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток. Кроме того, используется набор из пятнадцати занумерованных «горошин» (шариков), а также непрозрачный пластиковый сосуд для их перемешивания.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с произвольным расположением шаров.

5. Присвоение личных номеров

После того как шары расставлены, но игра еще не началась, каждый из участников достает из сосуда одну из «горошин» с номером от единицы до пятнадцати. Номер «горошины» является личным номером участника и держится в секрете.

6. Цель игры

Набрать такое количество очков, которое вместе с личным номером в сумме составит в точности сорок одно очко.

7. Ведение счета

За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых совпадает с его порядковым номером.

8. Разбитие

Вступающий в игру первым должен произвести открытое разбитие. Забивать при этом какой-либо прицельный шар в лузу необязательно, однако нарушение требований, предъявляемых к открытому разбитию, влечет за собой фол.

9. Правила игры

  1. Любой шар, забитый при правильном ударе, засчи-тывается. Игрок может наносить удар по любому шару, при этом не требуется заказывать прицельный шар, лузу или вид удара.
  2. При каждом подходе к столу игрок имеет право произвести лишь один удар (независимо от его результата).
  3. Неправильно забитый шар наказывается фолом и не засчитывается.
  4. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после касания битком прицельного шара либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
  5. Если при выполнении удара с руки из дома (например, при падении в лузу битка) все шары оказываются в доме, то ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.
  6. Если один из участников набрал в точности сорок одно очко, то он должен до нанесения соперником очередного удара незамедлительно объявить о своей победе, представив в качестве подтверждения свою «горошину». В противном случае он должен сделать это после того, как до него снова дойдет очередь произвести удар. Если же за это время какой-либо другой участник наберет в точности сорок одно очко и надлежащим образом заявит об этом, то именно ему присуждается победа в партии.
  7. Если игрок набирает больше чем сорок одно очко, то он должен сразу же (до нанесения соперником очередного удара) заявить о «переборе». Все забитые им ранее шары выставляются, после чего он при желании может получить новую «горошину» и продолжить игру. Если же игрок своевременно не объявил о «переборе», то он дисквалифицируется до конца партии. При игре вдвоем победа в этом случае автоматически присуждается сопернику.
  8. Если на столе не остается ни одного шара и при этом ни один из участников не набрал в точности сорок одно очко, то победа присуждается игроку, набравшему наибольшее количество очков. Если же два игрока или более набирают одинаковое количество очков, то партия признается ничейной.
10. Неправильно забитые прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

11. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, при этом штраф не налагается.

12. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии.

13. Штрафы за нарушения

За каждый фол игрок выставляет один из ранее забитых им шаров. Если же до совершения нарушения игрок не забил ни одного шара, то штраф за такое нарушение не налагается.

Горошина

1. Тип игры

«Горошина» рассчитана на любителей пула, предпочитающих такую групповую игру, в которой каждый участник играет индивидуально и в которой, кроме того, присутствует элемент везения (не столько в самой игре, сколько при розыгрыше «горошин»). В ней, кроме того, в значительной степени уравниваются шансы игроков самого различного уровня.

2. Количество игроков

Двое и больше, однако лучше всего играть вчетвером, впятером или вшестером.

3. Используемые шары

Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток. Кроме того, используется набор из пятнадцати занумерованных «горошин» (шариков) и непрозрачный сосуд для их перемешивания.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу и тройкой в левом. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Розыгрыш личных номеров

После того как шары расставлены, но игра еще не началась, каждый участник извлекает из сосуда одну «горошину». Номер «горошины» является личным номером участника и сохраняется в секрете.

6. Цель игры

Правильно забить прицельный шар, номер которого совпадает с личным номером участника.

7. Ведение счета

За забитые шары очки не присуждаются. Побеждает игрок, правильно забивший прицельный шар, номер которого совпадает с его личным номером.

(Вариант. Игрок, правильно забивший свой прицельный шар, получает по два очка от каждого из своих соперников. Если же «собственный» прицельный шар кого-либо из игроков забит не им, то игрок, забивший данный шар, получает одно очко, а игрок, чей шар забит в лузу, теряет одно очко. Участники, чьи прицельные шары забиты другими, продолжают наносить удары в порядке принятой очередности. Однако если игрок до начала нанесения следующего удара не объявит о том, что его собственный шар забит другим, то он дисквалифицируется до конца партии, а игрок, забивший его прицельный шар, получает не одно, а два очка. Если ни одному из участников не удалось забить свой прицельный шар, то партия заканчивается сразу после того, как последний «собственный» шар оказывается в лузе. В следующей партии очки удваиваются, а разбитие в ней производит игрок, забивший последний «собственный» шар в предыдущей партии.)

8. Разбитие

Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1), приняв сложившуюся на столе позицию, выполнить удар с руки из дома или (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

9. Правила игры

  1. Правильно забитый прицельный шар дает право играющему продолжить свою серию.
  2. Игрок, правильно забивший прицельный шар в лузу, обязан нанести следующий удар. Он не имеет права объявлять отыгрыш с последующим выставлением забитого шара.
  3. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.
10. Неправильно забитые прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

11. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

12. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

13. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар выполняется с руки из-за передней линии).

Мистер и Миссис

1. Тип игры

Игра «Мистер и миссис» соединяет в себе элементы «Ротации» и «Просто пула». Ее правила строго дифференцированы для участников с существенно различным уровнем игровой подготовки.

2. Количество игроков

От двух до шести.

3. Используемые шары

Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой справа, тройкой слева и пятнадцатым шаром в центре. Все остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Цель игры

Набрать большее, чем соперник (соперники), суммарное количество очков.

6. Ведение счета

За каждый правильно забитый шар присуждаются очки, число которых равно его номеру. Как только один из участников набирает такое суммарное количество очков, что его соперники уже не могут его догнать (при игре вдвоем - 61 очко), то игра заканчивается. Если два или более участников набирают одинаковое количество очков, то победа в партии присуждается игроку, правильно забившему последний прицельный шар.

7. Разбитие

При разбитии биток должен коснуться вначале единицы. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново нарушитель произвел повторное разбитие.

8. Правила игры

  1. Любой правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.
  2. Если удар производит более опытный игрок, то биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером. После этого необходимо, чтобы либо (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар, либо (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
  3. Менее опытный участник может наносить удар по любому шару на свой выбор, независимо от его номера. Ему не нужно заказывать шар, лузу или вид удара. Любой правильно забитый им шар засчитывается.
  4. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение. Если в игре принимает участие более двух человек, то все шары, забитые дисквалифицированным игроком, остаются в лузах.
  5. Если более опытный участник играет с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) и при этом шар с наименьшим номером оказывается в доме, то он может быть выставлен на заднюю отметку.
  6. Если удар с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) выполняет менее опытный игрок и при этом все прицельные шары оказываются в доме, то по его усмотрению ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара или более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.

Все выставляются, штраф не налагается.

10. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

12. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются. После нарушения, не сопровождавшегося вылетом за борт или падением в лузу битка, вступающий в игру соперник принимает сложившуюся на столе позицию. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение в партии.

Нечет

1. Тип игры

Описанная ниже разновидность «Нечета» представляет собой одну из наиболее интересных командных игр в пул. Основанная на правилах игры в «Ротацию», она отличается, однако, особой методикой ведения счета. Четыре игрока различного уровня разбиваются на две команды таким образом, чтобы максимально уравнять шансы обеих сторон. При желании в нее можно играть и один на один.

2. Количество игроков

Четверо, по два в каждой команде. (При желании количество игроков может быть увеличено, однако лучше всего играть двое надвое.)

3. Используемые шары

Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу, тройкой в левом и пятнадцатым шаром в центре. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Цель игры

Первыми набрать 21 очко.

6. Ведение счета

За каждый правильно забитый нечетный шар команде присуждается одно очко, а за четный - ноль очков. Кроме того, два дополнительных очка присуждаются команде, набравшей при розыгрыше одной пирамиды 61 очко и более, при этом суммируются номера всех правильно забитых шаров (четных и нечетных). (Если обе команды набирают по 60 очков, то каждой присуждается по одному дополнительному очку.) Таким образом в каждой «пирамиде» разыгрывается до десяти очков. После розыгрыша каждой пирамиды в протоколе фиксируется текущий счет. Партия (до 21 очка) заканчи- -вается после розыгрыша трех-пяти пирамид. Команде, первой набравшей 21 очко, присуждается победа в партии.

7. Разбитие

Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново предыдущий игрок произвел разбитие повторно, или (2) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, или (3) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам. Приведенные требования к разбитию вступают в силу каждый раз, когда в ходе партии на стол выставляется новая пирамида.

8. Правила игры

  1. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
  2. Игрок, правильно забивший прицельный шар, обязан произвести следующий удар. Отыгрыш с последующим выставлением шаров не допускается.
  3. Если при розыгрыше «пирамиды» одна из команд набрала 61 очко или более (то есть получила право на дополнительные два очка), а на столе остались одни лишь четные шары, то розыгрыш заканчивается; при этом считается, что игрок, забивший в лузу последний, «результативный» шар, забил и все остальные «нулевые» шары.
  4. Каждую последующую «пирамиду» разбивает игрок, забивший последний шар при розыгрыше предыдущей «пирамиды».
  5. В ходе партии очередность нанесения ударов остается неизменной.
  6. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.
  7. Если игрок совершает три нарушения подряд, то его команде засчитывается поражение.
9. Неправильно забитые прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

10. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

11. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

12. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из дома). Если игрок совершает третье нарушение подряд, то вступает в силу правило игры № 8.

6. Разбитие

Участник, вступающий в игру первым, должен (1) положить в заранее заказанную лузу какой-либо прицельный шар (его номер заказывать не требуется) или (2) после соприкосновения битка с пирамидой довести до борта биток и по крайней мере два прицельных шара. Нарушение этих требований рассматривается как неправильное разбитие, после чего соперник имеет право либо (а) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (б) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново нарушитель произвел повторное разбитие. Так продолжается до тех пор, пока либо разбитие будет выполнено правильно, либо соперник примет сложившуюся позицию. Если участник, вступающий в игру первым, совершает три неправильных разбития подряд, то ему засчитывается поражение в партии.

7. Правила игры

  1. Каждый правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.
  2. Правильно забитым считается любой шар, кроме единицы (см. ниже), упавший после удара в заказанную лузу. При объявлении заказа не требуется указывать не только номер шара, но и такие подробности, как комбинации, касания, карамболи (все это допускается).
  3. Прежде чем произвести разбитие, участник, вступающий в игру первым, должен объявить, какую из двух средних луз он выбрал в качестве «прицельной» для единицы. Соответственно, сопернику в качестве «прицельной» для единицы достается противоположная средняя луза.
  4. Единица считается забитой правильно, если игрок, во-первых, заказал единицу в качестве своего прицельного шара и, во-вторых, сыграл ее в свою прицельную лузу.
  5. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром (1) упал в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
  6. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) все прицельные шары оказываются в доме, то ближайший к передней линии прицельный шар по усмотрению играющего может быть выставлен на заднюю отметку. Если два шара и более отстоят от передней линии на одинаковое расстояние, то на заднюю отметку может быть выставлен любой из них.
8. Неправильно забитые прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

9. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

10. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

Вступающий в игру соперник играет с руки из-за передней линии.

11. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются. После нарушения, не сопровождавшегося вылетом за борт или падением в лузу битка, соперник принимает сложившуюся на столе позицию. Игроку, совершившему три нарушения подряд, засчитывается поражение.

2. Количество игроков

Два игрока или две команды.

3. Используемые шары

Стандартный набор шаров пронумерованныx с 1-го по 15-й и биток.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида. Все шары располагаются в произвольном порядке.

5. Цель игры

Набрать восемь очков прежде, чем это сделает противник. Каждый правильно забитый шар - одно очко.

6. Ведение счета

Перед ударом игрок обязан заказать прицельный шар и лузу. Если заказанный шар был забит в объявленную лузу посредством дуплета, комбинационного удара, карамболя или абриколя (или сочетанием перечисленных приемов), то считается, что шар сыгран правильно, а игроку начисляется одно очко. При этом нет необходимости уточнять как именно будет сыгран шар.

Защитываются только заказанные шары. Все остальные - забитые случайно или с нарушением правил - выставляются в конце серии. Примечание: игрок может заказать любое количество шаров. В этом случае шары защитываются если только все они забиты. Если хотя бы один шар не упал в лузу, то все остальные выставляются, а серия играющего завершается.

7. Абриколи

Простые абриколи не защитываются. Абриколь выполнен правильно если только вначале биток отразился от борта, который не связан с заказанной лузой (или если биток отразился от двух и более бортов перед тем как коснуться прицельного шара).

8. Разбитие

Игрок, выполняющий разбитие, должен либо забить в лузу заказанный шар, либо довести до борта по крайней мере два прицельных шара. В противном случае он наказывается одним штрафным очком. Вступающий в игру соперник обязан принять сложившуюся на столе позицию и произвести удар. Игроку выполнявшему разбитие в долг записывается одно очко т.е. он обязан выставить первый правильно забитый прицельный шар.

Весь последующий ход игры регулируется Общими правилами пула . (Правильный отыгрыш: после контакта битка с прицельным шаром, хотя бы один из них должен дойти до борта).

9. Нарушения и штрафы

2. Количество игроков

3. Используемые шары

Стандартный набор шаров пронумерованные с 1-го по 15-й и биток.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с пятнадцатым в центре. Угловые шары выбираются таким образом, чтобы ни одна из пар номеров не равнялась в сумме пятнадцати. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Цель игры

Первым набрать пять очков (крибиджей) из восьми возможных.

6. Определение крибиджа

Крибидж - это пара привильно забитых прицельных шаров, сумма номеров которых равна пятнадцати. Всего существует семь обычных крибиджей: 1-14, 2-13, 3-12, 4-11, 5-10, 6-9 и 7-8. Никакие другие комбинации шаров не являются крибиджами за исключением пятнадцатого, который сам по себе становится крибиджем когда забиты все семь пар.

7. Ведение счета

За каждый правильно сыгранный крибидж игроку начисляется одно очко.

8. Разбитие

Игрок, выполняющий начальный удар, обязан произвести открытое разбитие. В противном случае удар квалифицируется как нарушение. Вступающий в игру соперник имеет право обязать нарушителя переустановить пирамиду и повторно выполнить начальный удар (так до тех пор, пока не будут соблюдены требования открытого разбития), либо произвести разбитие самостоятельно. При выполнении начального удара заказ не требуется. Если при этом в лузу падает прицельный шар, то игрок может продолжить свою серию.

9. Правила игры

  1. Чтобы набрать очко (крибидж), нужно забить два парных шара в течении одной серии. Если игрок правильно сыграл один шар, то при следующем ударе он должен забить соответствующий ему парный шар. В противном случае объявляется фол.
  2. Если игрок набрал одно очко, то он продолжает свою серию, пытаясь набрать еще крибиджи.
  3. Если игрок «закрыв» крибидж, при следующем ударе забил несколько шаров, которые между собой не образуют крибидж, то он может выбрать любой из соответствующих парных шаров на столе, а затем обязан закрыть все «крибиджи». В противном случае объявляется фол. Если во время сыгрывания крибиджей опять случайно был забит шар, то игрок также обязан «закрыть» и этот крибидж. Таким образом, игрок должен действовать, руководствуясь описанным принципом, пока остается хотя бы один «незакрытый» крибидж. В противном случае объявляется фол. Все «незакрытые» крибиджи выставляются.
  4. Если игрок правильно сыграл шар, но затем не смог забить соответствующий ему парный, то первый шар выставляется.
  5. Выполняя удар, игрок должен вначале коснуться битком прицельного шара, а затем забить любой прицельный шар, или довести любой шар до борта. При невыполнении этих требований играющему объявляется фол.
  6. Игроку, нарушившему правила три раза подряд, засчитывается поражение в партии.
  7. Если пятнадцатый шар был сыгран, когда на столе еще остались парные шары, то он выставляется непосредственно после удара (не серии), при котором он был забит.
  8. Если игрок получает право удара с руки из дома (например, при падении битка в лузу), а все прицельные шары расположены в доме, то, по требованию игрока, ближайший к передней линии шар может быть выставлен на заднюю отметку. В случае, когда два или более шара находятся на одинаковом расстоянии от линии дома, игрок имеет право выбрать любой из них.
10. Прицельные шары забитые с нарушением

Все выставляются. Штраф не налагается.

11. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются. Удар квалифицируется как нарушение.

12. Выскакивание за борт или падение битка в лузу

Соперник играет с руки из дома.

13. Штрафы за нарушения

Серия нарушителя заканчивается. Штрафные очки не взимаются (за исключение случая описанного в п. 9.6 ). Вступающий в игру соперник имеет право принять сложившуюся на столе позицию, либо произвести удар с руки из дома.

Цель игры

Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив шары своей группы, правильным ударом забивает восьмерку.

Заказ

При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (то есть, удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности. Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника. Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

Расстановка шаров

Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной.

Попеременное разбитие

Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

Начальный разбой

Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома) (1) забьет какой-либо прицельный шар, или (2) доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар или (2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам либо уступить его нарушителю. Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома. ПРИМЕЧАНИЕ. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу. Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (Г) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной удар или (2) произвести удар с руки из дома. Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома. ПРИМЕЧАНИЕ. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии.

Термины игры

Открытый стол

Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных). ПРИМЕЧАНИЕ. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, то есть, на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

Выбор группы шаров

Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.

Правильный удар

При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем (1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар или (2) биток, или один из прицельных шаров должен дойти до борта. ПРИМЕЧАНИЕ. До соударения с легальным шаром он может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол.

Отыгрыш

Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив до удара отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

Ведение игры

Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

Игра с руки

Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

Неправильно сыгранные шары

Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

Выскакивающие за борт шары

Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно "Общим правилам пула".

Игра по восьмерке

Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки,

Зачтение поражения

Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений: восьмерка забита с нарушением правил; восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара; во время игры восьмерка выскочила за борт; восьмерка забита не в заказанную лузу; восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.

Патовая позиция

Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается "патовой". После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается. ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в "Восьмерку" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правила игры в пул" в других словарях:

    Игры - получить на Академике актуальный промокод на скидку Conte или выгодно игры купить с дисконтом на распродаже в Conte

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пул (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Пул 8, или «восьмёрка» (англ. eight ball) разновидность американского пула. В настоящее время является самой известной дисциплиной пула, особенно среди игроков любителей[источник не указан 801 день]. Цель игры… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шашки (значения). Шашки … Википедия

    Шашки Международные шашки, доска 10×10. Количество игроков 2 Диапазон возрастов 5+ Время установки 10 60 секунд Длительность партии 1 минута – несколько дней Сложность правил Низкая Уровень стратегии Высокий Влияние случайности … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Американка. Не следует путать с Пул. Американка, или Свободная пирамида одна из разновидностей игры в русский бильярд. Также термином «Американка» часто называют американскую… … Википедия

=> Правила игры в pool

Правила игры в *пул* (Pool).

Pool с английского на русский переводится как бильярд. То есть это примерно одно и то же. Можно сказать, что *пул* - это бильярд, в который играют американцы, а русский бильярд - это *пул*, в который играют русские.

Различий достаточно - в американском бильярде стол меньше, лузы шире, существуют ограничения, по каким шарам когда можно бить и куда их забивать. Стало общепринятым называть американский бильярд *пулом*.

Не умоляя ни каких достоинств русского бильярда надо заметить, что *пул* - игра гораздо более динамичная и непредсказуемая. Видимо поэтому *пул* более распространен в ночных клубах, бильярдных и даже в кафе.

Настоящие правила являются ознакомительными для новичков. Если кто-то чувствует в себе силы и хочет узнать больше подробностей, то их можно посмотреть на www.pool.ru

Расстановка:

По общим правилам игра в *пул* ведется 16-ю шарами. 15 из них пронумерованы. От 1 до 7 шары *целые* - каждый одного цвета. От 9 до 15 *полосатые* или *половинчатые* - поделены пополам белой полосой. В процессе игры целые и полосатые шары делятся между противниками.

Шар под номером 8 - черный, его необходимо забить в конце игры в определенную лузу раньше противника для победы, и нельзя забивать, даже случайно, раньше, чем будут забиты все свои шары.

Белый шар без номера называется *биток*. Все удары оба противника наносят кием по нему. Тот в свою очередь должен ударить свой (*целый* или *полосатый*) шар и не попасть в лузу.

Перед началом игры шары выставляются треугольником, все должны плотно касаться друг друга. Передний шар располагается на задней отметке. Во втором ряду располагается один целый и один полосатый шары. В третьем: в центре восьмерка, по краям один *целый* и один *полосатый* шары. В четвертом ряду через один 2 *целых* и 2 *полосатых* шара. В последнем пятом ряду находятся оставшиеся шары, при этом угловые должны быть разными - *целым* и *полосатым*.

Иногда шары расставляют и другим способом. Основные правила - рядом не должны стоять *целый* и *полосатый* шары одного цвета, они должны по максимуму чередоваться.

Как утверждают правила, первый удар должен быть разыгран. Почему-то в Твери это практикуется редко. Тем не менее вкратце опишем эту процедуру. Розыгрыш проводится до расстановки шаров на столе. Оба игрока устанавливают два одинаковых шара (желательно два *битка*, но можно и два *полных* шара) в *доме* левее и правее центральной продольной линии (ее нет на поле, но легко представить по точкам). Одновременно наносят удары в сторону противоположной стенки. Шары должны коснутся ее одни раз и вернуться как можно ближе. При этом шар не должен попасть в лузу, коснуться боковых стенок, закатиться на половину противника, коснуться другого шара. Совершивший ошибку - проиграл. Если ошибку совершили оба - переигрывают. Тот игрок, чей шар без ошибок оказался ближе к стенке дома, имеет право выбора, кто первый будет бить. Действительно, проще сразу договориться:)...

Удар по *битку*, промах по лузе, удар с руки:

Удар по *битку* должен быть нанесен обязательно наклейкой (это такая резиночка на острие кия). Любой другой удар, а так же касание шаров рукой или одеждой, засчитывается за ошибку, или фол, как принято говорить у бильярдистов.

Если вы сделали правильный удар по *битку*, он попал по прицельному шару, но тот не попал в лузу, этот удар не засчитывается за ошибку, а игру продолжает противник.

Удар с руки - в случае, если *биток* вылетел со стола, или попал в лузу, то его возвращают на стол. Игрок располагает шар в *доме*, а удар наносит за его пределы. При этом *биток* не должен коснуться других шаров до тех пор, пока не пересечет линию *дома*. Если удар наносится битком по шару, который находится внутри *дома*, его необходимо нанести через отражение *битка* от дальней короткой стенки.

Впрочем появились новые правила - удар с руки не обязательно из *дома* - а слюбой точки на столе. Игрокам желательно заранее договориться, по каким правилам играть.

Первый удар наносится с руки (из *дома*). Даже если какие-то шары закатились в лузы стол считается открытым - то есть *целые* и полосатые шары не поделены между игроками. По некоторым правилам после разбития как минимум четыре шара должны коснуться стенок. Если этого не произошло противник имеет право выбора - либо оставить все как есть, либо переиграть первый удар. Использовать это правило или нет - надо договориться заранее. Чаще всего в Твери это правило не действует.

Если после первого удара *биток* закатился в лузу - засчитывается фол. Если закатился 8-ой шар - засчитывается выигрыш. Если после первого удара 8-ка вылетела со стола (что очень трудно представить) она возвращается на стол и ставится на *точку*.

Распределение *целых* и полосатых шаров между игроками:

После первого удара игроки наносят удары по *битку*, а тот в свою очередь должен ударить любой шар, кроме 8-го. Если в результате один шар попал в лузу - то стол становится закрытым. Тот шар, что попал в лузу определяет, какие шары становятся шарами игрока - целыми или полосатыми. Если шар был *целый* - в дальнейшем этот игрок должен наносить удары битком по целым шарам до тех пор, пока они все не окажутся в лузах. Если игрок попадает битком по 8-му шару или шарам противника - засчитывается фол, даже если это привело к попаданию в лузу своего шара. Так же засчитывается фол, если вместе со своими шарами после удара в лузу закатывается шар противника.

После того, как все *свои* шары забиты, необходимо забить битком 8-ой шар в строго определенную лузу. Она находится диаметрально противоположно той лузе, в которую закатился последний *свой* шар.

Поражение:

Поражение засчитывается, если 8-ой шар после удара попал в лузу до того, как были забиты (или *сыграны* в бильярдной терминологии) не все *свои* шары. Тоже самое происходит, если 8-ой шар вылетел со стола (кроме первого удара), даже если после отражения от посторонних предметов опять попал на стол. И если 8-й шар попал не в свою лузу - опять поражение. В общем, Вы выигрываете, только если после всех сыграных *своих* шаров забиваете без фола 8-й шар в *свою* же лузу, или если проиграл ваш противник.

Есть правило, которое защитывает ничью - это если оба игрока подрят совершат по три ошибки. В Твери встречатеся редко. Об этом желательно договориться заранее.

Фол, или ошибка:

По общим правилам правильный удар - это если вы нанесли удар по *битку*, а тот в свою очередь первым попал по своему шару (по *целому* или *половинчатому*, пока они на столе, или по 8-му после). Если при этом в лузы закатились только *свои* шары - вы продолжаете игру. При этом сам *биток* должен остаться на столе.

Практически во всех других случаях признается фол. То есть в игру вступает противник и при этом он имеет право на повторный удар, если выполнил правильный удар, но не сумел забить ни одного *своегo* шара. Если противник сам совершил ошибку - право на повторный удар теряется.

За ошибку считаются следующие случаи: нанесение двойного удара; если задеты шары рукой, одеждой, машинкой, или другой частью кия (кроме наклейки); если после удара *биток* попадает в лузу; если шары вылетают со стола (кроме 8-го, так как засчитывается поражение); если забиты *чужие* шары; если *биток* первым задел чужой или 8-ой шар и проч.

Так же запрещены некоторые удары. Например, когда кий скользит по шару. Или ударяет его дважды. Или после удара какой либо из шаров задевает кий. Особый случай - когда *биток* стоит вплотную к шару, по которому бьют. Такой удар называется *пропих*. В этом случае разрешается только *режущий* удар - то есть нельзя бить прямо.

Что делать, если шар выпадает со стола?

Есть разные способы возврата. На спортивных состязаниях позиция восстанавливается, и делает это судья. Есть способ - шар ставят к стенке в том месте, где он пересек границу стола. В Твери принято поступать следующем образом - шар ставит на стол противник, в любую точку, но обязательно к стенке.

Итог

А не пора ли прекратить читать и перейти к делу? Давно доказано, что бильярд - это один из самых благоприятно воздействующих на здоровье видов спорта. Он расслабляет, тренирует сосредоточенность и объединяет мыслительные процессы с моторикой. За одну игру игрок находит вокруг стола около 1,5 километров. Главное, что бы в помещении было не накурено.