Портрет гиперактивного ребенка приложение лютова монина

“Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” (1997, с. 4) Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы на

казания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

1.1 Что такое гиперактивность?

"Гипер..." - (от Греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на... превышение нормы.Словоактивный” пришло в русский язык из латинского. "Activus" означает "действенный, деятельный". Первоначально этот термин в России употребляли только в коммерческом смысле (начало XIXвека).

Авторы психологического словаря относят к внешнимпроявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие отрицательные моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гипер-активности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существует много мнений о причинах возникновений гиперактивности: в одних случаях это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционированияголовногомозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

1.2 Портрет гиперактивного ребенка

Наверное, в каждой группе детского сада встречаютсятакиедети, которым трудно долго сидеть на одном месте, долгомолчать.не суетиться. Они, как правило, создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что многодвигаются, вертятся на месте, суетливы, импульсивны. Зачастуюу гиперактивных детей плохая координация движений, поэтомуони,двигаясь, задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, тем самым создавая конфликтные ситуации чутьнена каждом шагу. Известный американский психолог Вайолет Оклендер так характеризует гиперактивных детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, вероятно, каждому воспитателю знаком нарисованный портрет.

1.3 Диагностика гиперактивного ребенка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Поэтому воспитателю важно знать основные отличия поведенческих факторов одной категории детей от другой. Ниже приведенная аблица поможет в этом.

Таблица 2. Как отличить гиперактивного ребенка от тревожного.

Кроме того, тревожный ребенок социально не разрушителен, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение за детьми, беседы с родителями и сотрудниками детского учреждения (музыкальным работником, психологом, методистом).


Проблема гиперактивности весьма актуальна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения.

В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей.

В книге описаны игры для детей младшего возраста — до трех лет (некоторые из предлагаемых игр рекомендуются с рождения).

Предлагаемые авторами игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач: развить эмоциональную сферу ребенка, его интеллектуальные способности, выработать у него навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в книге представлены основные теоретические сведения о младшем возрасте — они помогут лучше понять особенности взаимодействия с малышом и ключевые задачи его развития на данном этапе.

Игры для детей от трех до семи лет

Представленные игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач по развитию эмоционально-волевой, физической и познавательной сфер ребенка. Также данные игры позволят ребенку усовершенствовать свои навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Игры на управление гневом. Набор развивающих карточек

Множество игр на управление гневом, которые: научат детей справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями; покажут им способы выражения гнева в приемлемой форме; разовьют у детей коммуникативные навыки и эмпатию; выработают умение контролировать своё тело.

Игры-приветствия для хорошего настроения

Предлагаемые игры, которые можно использовать не только в работе с детьми, но и в подростковых группах и даже на взрослых тренингах, помогут психологу и педагогу в достижении самых разных целей:

зададут оптимистичный конструктивный настрой;
будут стимулировать творческую активность;
обеспечат сплоченность группы и ее слаженную работу;
помогут сформировать навыки социального взаимодействия.

Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители

Книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий.

Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.

Проблемы маленького ребенка

Книга - справочник по возрастным кризисам и другим особенностям развития ребенка раннего возраста (до трех лет). В ней приводятся примерные таблицы норм: что должен уметь ребенок в возрасте от года до трех. Тут же и сборник разнообразных игр для любого возраста, анализ детских рисунков, тексты колыбельных, советы на все случаи жизни.

Особое внимание отводится кризису трех лет. Особенность поведения в этом возрасте: ребенок часто вступает в конфликт с самим собой, «хочу», «уже не хочу» и «опять хочу» мелькают с завидной скоростью. Авторы дают подробное определение кризису и советуют, как справиться с различными ситуациями.

Психологическое консультирование детей и подростков. Фрагмент

Книга «Психологическое консультирование детей и подростков» знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков.

Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно-психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.

Психология переговорного процесса: Электронное учебное

Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с переговорным процессом и психологическими особенностями его различных аспектов.

В учебном пособии раскрывается представление о ситуации, в которой возможны переговоры, функции и виды переговоров, дается представление о динамике переговорного процесса, стратегиях и тактических приемах на переговорах. В пособии представлено описание различных стилей ведения переговоров, которых придерживаются его участники, рассмотрены виды психологического влияния оппонентов друг на друга, а также основные социально-психологические моменты, влияющие на ход переговорного процесса.

Пособие включает следующие разделы: введение в теорию переговоров; структура и динамика переговоров; стратегия и тактические приемы на переговорах; переговоры в ситуации конфликта; опосредованные переговоры; переговоры и продажи; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.

Электронное учебное пособие для дистанционного обучения.

Психология семьи: Электронное учебное пособие

Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с концепциями отечественной и зарубежной психологической науки, рассматривающими семью как многоуровневую и многофункциональную систему.

В учебном пособии дается научное представление о наиболее значимых понятиях в области брака и семьи: установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, формы брака и семьи, состав, функции, жизненный цикл развития семьи, гармоничная и дисгармоничная семья, нормативные и ненормативные кризисы развития семьи и др.

Изложение материала пособия опирается на исследование и анализ роли семьи в формировании личности, супружеских проблем, детско-родительских отношений в семье, динамики семейных отношений, вопросов психологической помощи семье.

Пособие включает следующие разделы: функции, состав семьи и виды семей; жизненный цикл развития семьи; психологические особенности семейных отношений; психологическая помощь семье; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.