Определи порядок расположения фигур сверху вниз. Автоматическое расположение фигур. Повторное создание макета фигур

Каждый шахматист должен уметь записывать расположение фигур на доске и шахматный поединок. Для этих целей и придумана шахматная нотация – своеобразный язык мудрой игры!
Зная, как обозначаются поля и фигуры (см. уроки №1 и №2), можно легко записать расположение всех фигур на шахматной доске. Для этого к сокращенному обозначению каждой фигуры добавляется обозначение поля, на котором она находится. Как видите, все просто!
Вначале записи указывается расположение белых фигур, а затем – черных. Сначала пишется положение короля, затем ферзя, ладей, слонов, коней и пешек. Одинаковые фигуры записываются в порядке их расположения от вертикали «a» до «h», а при расположении фигур на одной вертикали – от 1-й до 8-й горизонтали.
Давайте запишем положение фигур в начальной позиции (№1 ).

Белые: Крe1, Фd1, Лa1, Лh1, Сc1, Сf1, Кb1, Кg1, пп. a2, b2, c2, d2, e2, f1, g1, h1
Черные: Крe8, Фd8, Лa8, Лh8, Сc8, Сf8, Кb8, Кg8, пп. a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7

А вот как записывается позиция на диаграмме №2 .

Белые: Крf4, Сc6, Сc7
Черные: Крd2, Сc3, Сf1, п. c2

Не представляет сложности и запись ходов целой партии или какой-то позиции. Так как любой ход это перемещение фигуры с одного поля на другое, то для его записи указывается буквенное обозначение фигуры, затем пишется поле на котором эта фигура стояла; и в самом конце – поле, на которое эта фигура пошла.
Разберем несколько примеров. В начальной позиции (№3 ) первым ходом белый конь пошел на поле f3.

Запись этого хода будет выглядеть так: 1.Kg1–f3.
Цифра с точкой перед названием фигуры означает порядковый номер хода. Для большей наглядности между полем, где стояла фигура и полем, куда она пошла, ставится тире.
Если ход делается с взятием какой-то фигуры, то вместо тире ставится знак двоеточия «:». Буквенное обозначение сбитой фигуры в записи ходов не указывается.
На диаграмме №4 восемнадцатым ходом белый слон побил черную ладью.

В нотации этот ход будет смотреться так: 18.Сb2:h8 .

Часто в шахматных книгах приводятся комментарии, которые начинаются с хода черных. Для обозначения хода черных после порядкового номера ставятся три точки «…». Например, запись 23…Фс1:с8 означает, что двадцать третьим ходом черный ферзь с поля с1 побил какую-то белую фигуру на поле с8.

При ходе пешкой пишется только начальное и конечное поле. Например, запись 1.e2–e4 означает, что первым ходом белая пешка пошла с поля e2 на поле e4. Запись 12…с7–с6 означает, что двенадцатым ходом черная пешка пошла с поля с7 на поле с6.
Если пешка достигает поля превращения (белая – 8-й горизонтали, а черная – 1-й), то после обозначения полей ставится сокращенное обозначение фигуры, в которую эта пешка превратилась.
На диаграмме №5 черная пешка сороковым ходом превращается в ферзя.

В записи этот ход будет выглядеть так: 40…e2–e1Ф .
Короткая рокировка обозначается «0–0 », а длинная: «0–0–0 ».
Условное обозначение шаха: «+ ». Мат имеет символ «# ».

На диаграмме №6 (исходная позиция) и №6а белые сделали длинную рокировку и одновременно объявили шах черному королю.

№6 №6а

В нотации этот ход будет записан так: 1.0–0–0+
Заметим, что если при рассмотрении какой-то позиции из книги, журнала и т.п., предшествующие ходы не указаны – счет ведется с первого хода!

Внимание! В некоторых шахматных изданиях обозначение шаха после хода не ставится, а мат обозначается символом «х».

В шахматной литературе, вы можете также встретить приведенные ниже символы. Постарайтесь их запомнить.

«! » – Хороший, сильный ход;
«!! » – Отличный, очень сильный ход;
«? » – Слабый ход, ошибка;
«?? » – Очень плохой ход, грубая ошибка;
«?! » – Сомнительный ход;
«!? » – Ход, представляющий опасность для соперника, но при лучшей защите противник избегает неприятностей.
После шахматных ходов иногда стоят значки, обозначающие оценку позиции. О них мы поговорим позднее. Некоторые шахматные издания используют также дополнительные значки. Расшифровка этих символов обычно приводится в конце книги.
А теперь поговорим непосредственно о записи самой партии. Здесь важно отобразить все ходы белых и черных в той последовательности, которые были сделаны на шахматной доске. Причем, ход белых и ответ черных считается за один ход!
Запись ходов может вестись двумя способами: в столбик и в строчку .
1) Запись ходов в столбик применяется в турнирных партиях на специальных бланках. В этом случае с левой стороны пишутся ходы белых, с правой стороны – черных. Ниже приведена запись четырех первых ходов шахматной партии, в которой был разыгран популярный дебютный вариант.

1. е2–е4 е7–е5
2. Кg1–f3 Kb8–c6
3. Cf1–c4 Kg8–f6
4. Kb1–c3 d7–d6

(Диаграмма №7 )

2) В шахматной литературе применяется (для экономии места!) запись ходов в строчку. Пример такой записи приведен ниже:
1.e2–e4 e7–e5 2.Фd1–h5? Кb8–c6 3.Сf1–c4 Кg8–f6?? 4.Фh5:f7# (диаграмма №8 ).
Подобный мат, получивший название «детский», часто встречается в партиях юных шахматистов.

Рассмотренная выше система записи ходов носит название «полной нотации ». Наряду с ней применяется и так называемая «сокращенная нотация ». Ее суть заключается в том, что разыгрывая партию, мы знаем, на каком поле стоит та или иная фигура. Поэтому, после номера хода записывается только название фигуры и поле, на которое она пошла.
Вот как в сокращенной нотации будет записана предыдущая партия: 1.e4 e5 2.Фh5? Кc6 3.Сc4 Кf6?? 4.Ф:f7# .
В сокращенной нотации, если на одно и то же поле могут пойти две одноименных фигуры (например, два коня или две ладьи), то после обозначения фигуры добавляется буква той вертикали или цифра той горизонтали, на которой стояла эта фигура перед ходом.
На диаграмме №9 и №9a показан случай, когда дописывается буква после названия фигуры.

№10 – исходная позиция с ладьями на вертикали «e». №10a – позиция после хода ладьи.
Правильная запись этого хода в сокращенной нотации: 1.Л2e5+ .

В сокращенной нотации только взятие пешкой отличается от взятия другими фигурами. Для сравнения, приведем запись взятия конем какой-нибудь фигуры: 1.Кc3:b5 (полная нотация) и 1.K:b5 (сокращенная нотация).
А вот как выглядит запись, когда пешка берет какую-то фигуру: 1.f4:e5 (полная нотация) и 1.fe (сокращенная нотация).

Как видите, в сокращенной нотации при взятии пешкой после номера хода пишется буква вертикали, на которой она стояла, а затем – буква вертикали, на которую она перешла после взятия!

Сокращенная нотация требует меньше места для записи. Но, чтобы избежать разночтений, её нужно вести очень внимательно. Особенно при записи ходов одноименных фигур!
В заключение урока покажем еще несколько разновидностей сокращенной нотации, применяемых в шахматной литературе. Например, в книгах по теории дебютов применяется дробная система записи ходов. После номера хода стоит дробь, в числителе которой находится ход белых в сокращенной нотации, а в знаменателе – ход черных в сокращенной нотации.
Иногда вместо русских буквенных обозначений фигур используются английские аналоги.
Король – К; Ферзь – Q; Ладья – R; Слон – B, Конь – N. Пешка, как и в русском варианте, без буквенного обозначения.
Особой популярностью в современной шахматной литературе пользуется сокращенная нотация, в которой вместо буквенных обозначений фигур печатаются их символы. Вот как в этом случае будет записан «детский мат» (№8 ):

Начинающим шахматистам на первых порах мы рекомендуем записывать ходы только в полной нотации. После того, как вы научитесь механически записывать ходы, можно переходить к сокращенному варианту.




1

Цель. Выявление способности ребенка дей­ствовать в соответствии с инструкцией; закрепле­ние понятия «величина предметов» (большой - ма­ленький, больше - меньше).

Назови геометрические фигуры, нарисованные в квадратах слева. «Перенеси» их в квадраты справа по указанию стрелочки. Фигуры большего размера уменьшай, а меньшего - увеличивай.

Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигуры. Из каких фигур они состоят?


2

Цель. Выявление уровня сформированности вос­приятия формы, его способ­ности производить анализ расположения фигур в пространстве. Развитие устойчивости внима­ния, целенаправленности деятельности. Активи­зация словаря.



  • Рассмотри и назови геометрические фигуры, помещенные на стра­нице слева. Сначала называй меньшую по величине фигуру, за­тем - большую. Например, круг в квадрате, круг в овале, овал в круге.

  • Тебе нужно перенести каждую меньшую по величине фигуру на но­вое место - на соответствующие фигуры большего размера.

3

Цель. Выявление способности детей устанав­ливать тождество, сходство и различие в рисунках. Развитие зрительного анализа, наблюдательности.

Рассмотри коврики. Чем они похожи? Чем отличаются? Нарисуй в рам­ках справа такие же коврики.



4.

Цель. Выявление уровня сформированности мыс­лительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Развитие наглядно-образных представлений, спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.

«Почини» наволочку на подушку. Подбери из разных кусочков ткани такой, который подходит по размеру, цвету и рисунку.



5

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности, способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Развитие внимания и зрительной памяти.

Найди закономерность в изображении предметов. Что должно быть изображено в пустой клеточке?

Назови грибы. Какой из них ядовитый? Какой гриб нужно нарисо­вать в пустой клеточке? Запомни последовательность рисунков в каждом ряду. Закрой таблицу листом бумаги. Заполни по памяти таблицу справа.



6

Цель. Выявление способности зрительно воспри­нимать и дифференцировать цвета, правильно называть цвета и оттенки, узнавать и называть геометрические фигуры, указывать их цвет и ве­личину; пересчитывать геометрические фигуры, указывать их количество; составлять рассказ-описание.


  • Рассмотри клоуна. Какой формы заплатки на его костюме?

  • Сравни заплатки одинакового цвета. Чем они отличаются?

  • Сравни одинаковые по форме заплатки. Чем они отличаются?
Составь рассказ про клоуна.





Цель. Определение целенаправленности восприятия, характера эмоциональных реакций. Формирование умения устанавливать идентичность предметов на основе зрительного соотнесения. Развитие внимания, самоконтроля, речи.

"ассмотри рисунок. Найди в нем предметы, нарисованные в клетках, юставь рассказ по сюжетной картинке.




8

Цель. Выявление способности к поиску закономер­ности в расположении хорошо знакомых букв и цифр. Развитие устойчивости и концентрации внимания.




Определи закономерность так же, как ты это сделал в первом задании с буквами. Нарисуй нужную цифру в пу­стой клеточке.


9

Цель. Выявление сформированности процессов анализа, синтеза, сопоставления. Развитие спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.



Рассмотри образец одея­ла для куклы. Ира собира­ет из лоскутков такое же одеяло. Какие кусочки ткани ей нужно на него нашить?



Выбери фломастеры нуж­ного цвета и заполни пус­тые клетки рисунками с образца.


10

Цель. Выявление особенностей зрительного вос­приятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.

Друзья пошли гулять со своими собаками, но поводки запутались. Оп­редели, где чья собака. Скажи, как зовут собаку каждого мальчика.



//

Цель. Выявление умений устанавливать законо­мерности в расположении рисунков, удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Наблюдение за деятельностью ре­бенка (ее темпом, а также ловкостью и коорди-нированностью движений рук).

Перед ребенком выкладывают вряд карточки, об­ращают его внимание на чередование рисунков, предлагают продолжить ряд.

Найди закономерность в расположении фигур и предметов и про­должи ряд.



12.

Цель. Выявление сформированности объемно-про­странственного мышления, наблюдательности, особенностей речевого развития.

Двери замка закрыты на три замка. Помоги Коту в сапогах подо­брать к ним ключи. Вспомни сказку. Расскажи, чем закончилась ис­тория для Кота и его хозяина.



13

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности в расположении фигур, определение спо­собности удерживать инструкцию, особенностей самоконтроля. (Задание выполняется в опреде­ленном темпе, отмечается наличие ошибок.)

Найди закономерность в расположении фигур и продолжи ряд.



14.

Цель. Определение уровня развития образного мышления, понимания нелепости ситуации.

Внимательно рассмотри картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник?



15

Цель. Формирование приемов соотносительного и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), умения работать в соответствии с образцом.

Нарисуй справа лису, как показано на образце, и раскрась героев сказки. Из какой сказки эти персонажи? Вспомни и расскажи тот фрагмент сказки, который изображен на рисунке.



16.

Цель. Формирование приема совмещения двух и более признаков, развитие зрительно-моторных навыков.

Найди в нижней части страницы и нарисуй в пустом квадрате подходящую по цвету, форме и рисунку бабочку.



17

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа, развитие тонкости анализа.

Ученик, складывая геометрический рисунок из отдельных квадратов по образцу, допустил ошибки. Рассмотри работу ученика. Какие квадраты выложены неправильно?

Выбери из предложенных квадратов такие, которые позволят исправить ошибки ученика.

Помощь : 1 вид помощи - раздели образец и работу ученика на четыре квадрата. Для этого соедини точки сверху вниз и слева направо.

2 вид помощи - вырежь нужные квадраты и наложи их на рисунок в том месте, где допущена ошибка.


18

Цель. Формирование приемов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку.

Рассмотри рисунки. Назови, что изменяется от одного рисунка к другому. Не нарушая данного условия, дорисуй ряд.

* Те признаки, которые не чередуются, а изменяются, дети изменяют произвольно, по своему усмотрению.


19

Цель. Формирование приема соотносительного анализа, умения руководствоваться в работе образцом.

Найди ошибки в работе ученика. Обведи их красным карандашом.

Рассмотри рисунки. Дорисуй недостающие части в каждом рисунке так, чтобы они стали одинаковыми. Что у тебя получилось?*


20

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, умения работать по многозвеньевой инструкции.

Раскрась цветы в вазе разными карандашами так, чтобы в середине букета был желтый цветок, а красный находился между желтым и голубым.

Нарисуй ниже такие же фигуры так, чтобы квадрат был между ромбом и треугольником, а круг - справа от ромба.


21

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков.

Рассмотри ряды фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови и напиши над стрелкой признак или признаки, которые изменяются.

Признаки следует обозначать так: ЦВЕТ - Ц; ФОРМА - Ф; РАЗМЕР - Р; ТОЛЩИНА - Т.



22

Цель. Формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.

Определи эмоциональное состояние людей на каждом рисунке. Подбери подходящее по смыслу слово и закончи предложение.

Измени каждое предложение по образцу:

«Из-за того, что Миша...., он....».

Слова для справок: 1) рада, расстроен, сердита, зол;


  1. обрадовалась, расстроился, разозлился, рассердилась;

  2. радостная, сердитая, злой, расстроенный.

23

Цель. Формирование приемов синтезирования объекта (восполнение недостающих звеньев целого), восприятия объекта как целого.

Рассмотри внимательно картинку. Догадайся, что на рисунке закрыто листом бумаги. Объясни свой ответ.

Составь рассказ по картинке.


24

Цель. Формирование приема обобщения на основе выделения признаков предъявленного объекта (конкретного или абстрактного), различения существенных и несущественных признаков, объединения понятий по существенному признаку.

Из шести картинок выбери две такие, которые можно объединить в группу и дать ей одно общее название. Объясни свой ответ.

Из шести слов выбери два таких, которые можно объединить в одну группу по существенному признаку.


  • мороз снег лед осень дождь коньки

  • корень слово подлежащее окончание прилагательное правило

  • остановка автобус колесо трамвай билет шофер

  • сладкий хитрый яркий красный красивый добрый

25

Цель. Формирование приема синтезирования, восприятия объекта как целого.

Рассмотри картинки. На них изображены начало и конец истории, которая произошла с мальчиками. Придумай, что случилось с мальчиками на реке. Нарисуй две недостающие картинки.

Прочти начало и конец рассказа. Дополни очень коротко его содержание так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ в тетрадь.

Саша и Коля договорились в выходные пойти в кино.

Поэтому Коля остался у Саши и помог другу.


26

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков, формирование умения располагать предметы в ряд по какому-либо признаку.

Рассмотри ряды объемных фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови, какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным в каждом из рядов.




Ребенку для изображения толщины фигуры можно предложить использовать ее схематическое обозначение; * JKs * - толстая фигура; А> - тонкая фигура,

например:


27

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости.

Прочитай задачу. Подчеркни красным карандашом только те
данные в условии, которые потребуются, чтобы ответить на
вопрос задачи. Зачеркни синим карандашом лишние данные
из условия.

Андрей, Игорь, Сережа и Вова участвуют в соревнованиях по бегу-Андрей бежит за Игорем. Игорь бежит медленнее Вовы. Сережа бежит быстро. Кто из мальчиков бежит впереди всех?

Используя рисунок, реши задачу. Проведи на файле отрезки,
показывающие, как бежал каждый из мальчиков. Убери из
файла лист бумаги, которым были закрыты правильные
ответы, и проверь свою работу.


Цель. Формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать пере­носный смысл пословиц.



  • Прочти пословицы. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди лишнюю пословицу.

  • Рассмотри рисунки. Соедини стрелками рисунок и подходящие ему по смыслу пословицы.

  • Наряд соколий, а походка воронья.

  • Очи орлиные, а крылья комариные.

  • И воробей не живет без людей.



  • Пчела жалит жалом, а человек-словом

  • Одна пчелка не много меду натаскает.

  • Одним конем всего поля не объедешь.

  • За двумя зайцами погонишься -одного не поймаешь.

  • Трусливому зайке и пенек - волк.

  • Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.




29

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим со­отнесением их пространственного расположе­ния), развитие тонкости анализа.

Какие детали в рисунке справа расположены не так как на рисунке слева?

Какими квадратами нужно заменить детали в узоре справа, чтобы рисунки стали одинаковыми?

Помощь: раздели рисунки на квадраты размером 1,5 см на 1,5 см. Сравни каждый элемент узоров в отдельности и найди несоответствующие части.


30

Цель. Формирование умения правильно использовать (упот­реблять) предлоги, обозначающие пространственные отно­шения.

Покажи котенка внутри шкафа, собаку за коробкой и перед коробкой, абажур над столом, котенка под креслом, за шкафом, в шкафу, на стуле, в ящике стола.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:


  • Куда спрятался котенок? (В шкаф, за шкаф, под кресло.)

  • Где сидит котенок? (На стуле, в ящике.)

  • Где находится собака? (За коробкой, перед коробкой.)
Составь словосочетания, отвечая на вопрос «Где находится...?». Напри­мер: Котенок в шкафу .



31

Цель. Формирование с помощью схемы навыков выделе­ния предлогов как самостоятельных отдельных слов.


Я буду читать предлоги, а ты показывай, где находится человечек-предлог (в коробке , под коробкой , на коробке , за коробкой , вылезает из коробки).

Запомни слова-предлоги «на», «за», «под» и др. Составь предложение с любым предлогом.


Цель. Развитие читательского интереса у детей ше-сти-семилетнего возраста в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, разви­тие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению. Закрепление употребления предлогов.

Помоги зайчатам спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчи­ка к месту, куда он хочет спрятаться, согласно оставленной им записке.

Предварительная работа . Взрослый читает слова на отдельных карточках, предвари­тельно сделав их ксерокопии с данного рисунка. Прочитав вслух карточку, взрослый размещает ее на рисунке, предлагая ребенку запомнить, что на ней написано. Так отра­батывается каждая карточка.


33 Цель. Профилактика биографии и дислексии. Вы­бор правильного изображения печатной буквы сре­ди пар или рядов букв, напечатанных зеркально. Активизация лексикона.

Покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изобра­жения пальчиком в каждой паре или ряду. Придумай 2-3 слова с каж­дой из этих букв в начале слова.



34

Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов. Развитие памяти, внимания, интереса к буквам и слогам.

Прочти написанное на карточках (с помощью учителя). Рассмотри картинки. Соедини линиями карточки так, чтобы получились слова. Прочитай слова.



35

Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов.

Прочти написанное на карточках под картинками. Составь слова, со единив слоги на карточках линиями.



36

Цель. Профилактика дисграфии и дислексии. Раз­витие логического мышления, зрительного и слу­хового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изобра­женных буквами.

В каждом рисунке спряталось слово. Рассмотри внимательно пер­вый рисунок. Догадайся, какое слово в нем спряталось. Прочитай его, обводя указкой буквы. Такие слова-картинки называются изо­графами. Разгадай остальные изографы, помогая себе указкой. На­зови предметы, изображенные при помощи букв.



37

Разгадай изографы. Прочитай слова, обводя буквы указкой. Назови предметы, изображенные при помощи букв.

38

Цель. Составление целого из семи асимметричных частей. Запоминание слов, прочитанных взрос­лым. Глобальное чтение доступных ребенку слов. Соотнесение слова и картинки.

Рассмотри рисунок. Прочитай слова на карточках. Соедини каждую часть картинки с подходящей карточкой. Сложи из частей целую кар­тинку.


Цель. Определение в тексте порядка следования предложений, расположенных в нарушенной по­следовательности.

Рассмотри картинки по порядку. Прочитай выделенные слова. Под­бери к каждой картинке соответствующее предложение.



40

Цель. Обучение составлению рассказа по серии последовательных картинок.

Рассмотри картинки. По ним можно составить рассказ. Картинки пере­путаны. Подумай и определи последовательность событий. В малень­ких квадратах поставь нужные цифры. Прочитай карточки с предложе­ниями и подумай, к каким картинкам они относятся. Для какой картин­ки карточки не хватает? Составь предложение по этой картинке.


Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые», дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу (птицы - насекомые).

Рассмотри картинки, помещенные в верхнем ряду. Три из них можно

Объединить в одну группу и назвать обобщающим (общим) словом, а

Четвертая - лишняя. Назови обобщающее слово. Какой предмет

Лишний? Почему?

Назови каждую картинку. Постарайся произносить слово так, чтобы

Первый звук в нем был ясно слышен. Чем похожи эти слова? Напиши

В маленьком квадрате букву С.

Рассмотри картинки во втором ряду. Распредели все картинки на две

Группы: насекомые и птицы.



42

Цель. Обучение построению высказываний. За­крепление знания названий трудовых обязаннос­тей, соответствующих различным строитель­ным специальностям.

Прочитай каждую карточку и соедини ее с соответствующей картинкой. Расскажи о работе штукатура, плиточницы, монтера, стекольщика, маляра, которых ты видишь на рисунках. Как назвать общим словом все эти профессии?

Составь предложения, соединив карточки с названиями строитель­ных специальностей и карточки с описанием трудовых действий. Кто какую работу должен выполнять?



43

Цель. Обучение построению высказываний о на­значении отдельных предметов (из 2-3 предложе­ний). Формирование обобщающего понятия «меди­цинские принадлежности», введение в активный словарь точных наименований предметов.

Рассмотри рисунки. Расскажи, какие медицинские принадлежности нужны врачу, а какие - медицинской сестре.

ДОПОЛНИ РАССКАЗЫ.

Врач послушал сердце и легкие больного. Измерил давление тономе­тром. Потом измерил больному температуру тела. (Что было дальше?)

Медицинская сестра взяла вату, пипетку и глазные капли. (Что было дальше?)

Врач посмотрел горло больного, узнал, какая у него температура, и ве­лел медицинской сестре срочно принести шприц. (Что было дальше?)


Цель. Исследование импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

Найди картинки к следующим словам (предметам и действиям).

Ледоход, берлога, листопад, осень, скворцы, зима, ветер, озимые, поле, стога сена, всходы, льдины, грибы, скворечник, весна, гроздья рябины,новоселы.

Дует, всходят, прилетели, спит, плывут, срывает, висят, тает, зеленеют,

Щебечут, кружатся, зимует, осыпаются.

Назови слова со звуком [л] ([л"]). Определи его место в слове.

Ребенок, который готовится пойти в школу должен уметь ориентироваться на двумерной плоскости. Уверено располагать геометрические фигуры на плоскости, таким образом, как указано в задании. При этом четко и подробно объясняя свои действия.

Начинаем с расположения предметов на плоскости, или на листе бумаги, в заданном направлении, то есть снизу вверх или сверху вниз. В качестве предметов возьмем простые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Расположите фигуры на белом листе сверху вниз, объясните свои действия ребенку. Важно, чтобы ребенок не просто кивнул головой, а повторил ваши действия сам на другом листе бумаги и при этом объяснил свои действия: я располагаю сверху вниз предметы: треугольник, под ним квадрат, под ним круг.

Затем повторите те же действия, но теперь снизу вверх, затем слева направо и справа налево. Ребенок при этом обязательно должен объяснять свои действия развернуто. В дальнейшем это поможет ребенку в обучении и литературе, русскому языку, математике и другим предметам.

После того, как ребенок стал уверенно выполнять задания, продолжите занятия следующим образом: Сначала расположите фигуры на листе бумаги в три ряда по три фигуры в ряд. Расскажите ребенку какая фигура в центре, какая слева от неё, справа, сверху, снизу. Опишите все фигуры. Теперь попросите ребенка, уже самостоятельно, расположить геометрическую фигуру, например, зеленый треугольник в центре листа. Затем слева от центральной фигуры попросите расположить другую фигуру, например красный круг. Затем следующую фигуру, желтый квадрат, попросите расположить сверху от красного круга. Снизу от центральной фигуры – синий прямоугольник и так далее, полностью заполните лист бумаги фигурами 3 х 3. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его описать расположение предметов. С чего он начал и чем закончил: В центре я расположил(а) зеленый треугольник, слева от него я положил(а) красный круг и так далее. С помощью этих занятий ребенок не только научится ориентироваться на плоскости, но и будет развивать память.

Игра – запомни

Расположите на листе бумаги геометрические фигуры, например, так:

  • первый ряд – синий квадрат, пусто, красный круг;
  • второй ряд – в центре желтый треугольник;
  • третий ряд – справа зеленый прямоугольник;

Дайте ребенку время на запоминание расположения фигур, затем уберите фигуры. Теперь ребенок должен по памяти восстановить расположение фигур, сопровождая свои действия подробными комментариями. Когда ребенок будет уверенно и правильно выполнять задания, усложняем: Также располагаем четыре – пять фигур в произвольном месте, но количество предложенных фигур для выполнения задания должно быть больше, чем фигур, которые предложены для запоминания, то есть если для запоминания предложены желтый квадрат, красный круг, синий треугольник и зеленый прямоугольник. После запоминания, смешайте эти фигуры с другими такими же, но других цветов – красным и синим квадратом, зеленым и желтым треугольником и так далее. Теперь ребенку придется выбирать из большего количества предметов разных цветов.

С помощью определенных типов Соединенных документов, таких как блок-схемы и сетевые схемы, вы можете с помощью фигур изменить макет и настроить команды макеты в меню фигуры для быстрого перемещения фигур на нужное место после их появления на рисунке. страниц.

Команда « изменить макет фигур » часто работает быстрее, чем перетаскивать каждую фигуру в новое место на рисунке. Например, если вы обновляете крупную блок-схему, чтобы включить новый процесс, вы можете добавить и подключить фигуры, составляющие процесс, а затем с помощью команды изменить макет фигуры снова разложить обновленный документ.

Если команда изменить макет фигур не дает нужных результатов, вы можете воспользоваться командой " настроить макет " в меню " фигура " для выполнения указанных ниже действий.

    Управление расположением фигур на странице документа

    Изменение способа маршрутизации соединительных линий между фигурами

    Изменение объема свободного места между фигурами

Повторное создание макета фигур

    В меню фигура выберите команду изменить макет фигур .

Команда " изменить макет фигур " лучше подходит для подключенных документов, таких как блок-схемы, сетевые схемы, организационные диаграммы и схемы с иерархией.

Команда « изменить макет фигур » также лучше подходит, когда фигуры соединены в правильном порядке. Например, в схеме сверху вниз должна быть соединена с верхней фигурой, а конечная точка соединителя должна быть соединена с нижней фигурой.

Настройка макета фигуры

    Выполните одно из следующих действий:

    • Чтобы создать макет страницы целиком, убедитесь, что ни одна фигура не выделена.

      Для размещения части страницы выделите эти фигуры.

    В меню фигура выберите команду настроить макет .

    В списке Применить параметры к выберите вариант или Текущая страница .

    В разделе Размещение выберите нужные параметры размещения.

    • Стиль. Выберите этот параметр, чтобы настроить стиль расположения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно. Нажмите кнопку циклически для чертежей без направления, например для сетевых документов.

      Направление Выберите этот параметр, чтобы указать направление, используемое для размещения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

      Выравнивание Выберите этот параметр, чтобы указать способ выравнивания фигур. Этот параметр доступен только в том случае, если выбран стиль размещения иерархии .

      Интервал . Выберите этот параметр, чтобы настроить интервалы между фигурами.

    В разделе соединительНые линии выберите нужные параметры соединителя.

    • Стиль. Выберите этот параметр, чтобы указать тип пути к документу или маршрут, который используется для соединения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

      Вид. Выберите этот параметр, чтобы указать, что соединительные линии являются прямыми или изогнутыми. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

    Чтобы применить выбранные параметры соединительной линии, установите флажок Применить стиль маршрута для соединителей .

    Чтобы увеличить страницу документа, когда фигуры размещаются, установите флажок увеличить страницы по размеру документа .

    Нажмите кнопку ОК .