Нарисовать 20 ориентирование по карте. Ориентирование на местности по карте. Просто и доступно и всё понятно. Выбор маршрута и ориентиров

Сегодня уже далеко не каждый турист умеет пользоваться компасом. А зря! Несмотря на то, что GPS-навигаторы понятны, практичны и удобны, у них есть значительный минус: зависимость от источника энергии. Т.е. если батарея разрядилась, испортилась, или навигатор по какой-либо причине перестал определять ваше местонахождение, вам остается полагаться только на внешние ориентиры (мох, звезды и т.д.). Но гораздо лучше иметь при себе такую незаменимую и достаточно надежную вещь, как компас.

Но для того, кто не умеет ориентироваться по компасу, данный инструмент будет бесполезен (если только вы не собираетесь с помощью стекла разводить костер). А потому, приведем краткую и понятную инструкцию ориентирования по компасу на местности.

Виды туристических компасов

Для начала, разберемся с тем, какие виды туристических компасов бывают.

Первым делом, вспомним старый и хорошо известный с советской эпохи компас Адрианова. К слову, Адрианов - русский военный картограф, который, собственно, сконструировал компас с подсветкой (на фосфорной основе) еще в 1907 году.

Преимуществами данного инструмента является то, что указатель стрелки, стороны света, а также указатель мушки визира подсвечивается в темноте. Кроме того, он вполне надежен и пользуется большой популярностью у туристов в постсоветских странах. Минусом в его использовании является то, что магнитная стрелка неустойчива при движении.

Также бытует мнение, что некоторые компасы этого вида радиоактивны. Это касается старых компасов, в которых для подсветки использовались радиоактивные элементы.

В спортивном ориентировании (подобные мероприятия мы проводим в рамках одно-, двухдневных походов, следите по ссылке , чтобы не пропустить) наиболее популярны жидкостные компасы. За счет того что внутренний его объем залит жидкостью (керосин и т.п.), стрелка при ходьбе или беге не колеблется. Это достаточно удобно, когда нужно быстро ориентироваться и достигать объектов.

Также среди туристов популярны планшетные компасы. Они удобны тем, что в них есть линейка с указателем и лупа. Это помогает точнее ориентироваться по карте.

Кроме того можно выделить компас-брелок, наручные компасы, компас на палец.

Но самое главное при выборе данного предмета, кроме внешней привлекательности и удобства в использовании, убедиться в его функциональной пригодности и исправности.

Поскольку рынок перенасыщен товарами из Китая, необходимо перед покупкой обязательно проверить компас следующим образом. Для начала проверяем, соответствует ли направление магнитной стрелки географическому северу. Если с этим все в порядке, подносим к компасу металлический предмет, например, нож. Стрелка должна отклониться от первоначальной позиции. Затем предмет забираем. После этого стрелка должна вернуться в исходное положение без видимых отклонений.

Во всех туристических компасах используется свойство намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитных силовых линий Земли. При этом для сверхточного ориентирования (например, на судах) делается поправка на то, что магнитные линии Земли не полностью совпадают с географическими меридианами. А соответственно, рассчитывается угол между географическими и магнитными меридианами.

Как пользоваться компасом?

Для начала разберем основные термины, связанные с ориентированием по компасу.

Составные части компаса Адрианова:

  • Корпус;
  • Вращающееся кольцо визира;
  • Магнитная стрелка;
  • Тормоз стрелки;
  • Шкала с градусами (лимб);
  • Мушка визира;
  • Указатель отсчетов визира;
  • Нулевое деление шкалы (север);
  • Целик визира.

Наверняка, вы не раз слышали такое понятие, как азимут. Разберемся, что же это такое.

Азимут (при ориентировании по компасу) - это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном на север (совмещенным с нулевым делением шкалы) и направлением на какой-либо удаленный предмет.

Отсчитывается азимут исключительно по часовой стрелке (см. картинку выше).

Теперь перейдем непосредственно к подробной инструкции по тому, как пользоваться компасом.

Как ориентироваться по компасу?

Итак, у нас есть компас, карта местности и некий объект на карте до которого нам нужно добраться. Как правильно пользоваться компасом и картой, чтобы достичь заданной цели?

Снимаем фиксатор стрелки. Ждем, пока стрелка остановится, и указатель покажет направление на север. При этом держим компас в горизонтальном положении поодаль от металлических предметов. Верх карты всегда ориентирован на север (слева - запад, справа - восток, внизу - юг).

Для определения азимута нам необходимо совместить север компаса с севером карты. Сами также становимся лицом на север. Центр компаса необходимо совместить с местом нашего положения на карте.

Для того чтобы определить свое местонахождение на карте необходимо сориентироваться по объектам, которые находятся в зоне вашей видимости. В этом поможет умение читать карту: учесть рельеф (возвышения, низины), реки, тропы и дороги. К примеру, перед нами река или дорога, участок который направлен на север. Ищем, где на карте есть такие участки. Или мы видим вдалеке гору под определенным углом к северу (азимут). Находим, при перемещении компаса по карте, в какой точке угол будет соответствовать тому, что мы видим.

После того, как мы определили наше местоположение, выбираем цель, которой нам нужно достичь. Снова совмещаем север карты с севером компаса. Совмещаем указатель направления на компасе (указатель отсчета визира) с направлением к объекту на карте. Вращаемся до тех пор, пока направление магнитной стрелки не совпадет с севером на колбе. Теперь можно начинать движение по указателю на компасе, наблюдая за тем, чтобы север стрелки был постоянно совмещен с севером на колбе. Двигаясь в заданном направлении, мы достигнем необходимого объекта.

Ориентирование по компасу без карты

Теперь предположим, мы пошли в лес по грибы без карты, но компас с собой захватили (чтоб не оставлять по пути крошки, которые могут съесть птицы).

Чтобы не заблудиться, нужно выбрать четкий протяженный объект, который будет служить вам ориентиром. Например, это может быть дорога или река. Итак, мы стоим на дороге. От нее уходим в лес по примерно перпендикулярной линии. Отойдя немного, но оставляя дорогу в зоне видимости, поворачиваемся к ней лицом. Достаем компас и приводим его в активное состояние. Поворачиваем его до тех пор, пока указатель стрелки не совпадет с нулевой шкалой. Далее по центру компаса проводим воображаемую линию к нашему объекту (дороге). Фиксируем азимут нашего возвращения. Противоположная сторона линии (указатель мушки) покажет нам направление движения в лес. При движении вглубь леса желательно периодически проверять, не слишком ли мы отклонились от заданного направления.

Чтобы применить полученные знания на практике, возьмите с собой компас в Поход на Байкал или, если решитесь отправиться с нами в Киргию, в горный поход Поход по Киргизии, Иссык-Куль .

Можно создавать целую цепь объектов для ориентирования, фиксируя значения азимута.

Если вы решили вернуться к заданному объекту, берем компас так, чтобы линия (указатель мушки) показывал вперед. Далее разворачиваемся вместе с компасом так, чтобы север стрелки совпал с севером шкалы. Теперь можно двигаться в сторону, куда обращен ваш взгляд.

Кроме компаса, есть другие распространенные способы ориентирования на местности. Выделим среди них наблюдение за Солнцем и Полярной звездой. Как ориентироваться по звездам? Найти Полярную Звезду (в созвездии Малой Медведицы) - она всегда находится на севере. Если вам нужно определить стороны света по Солнцу, необходимо пронаблюдать, где оно восходит и где садится. Соответственно восход - это восток, а закат - запад.

Больше информации о компасах можно почерпнуть из видео:

Теперь вы знаете, как правильно пользоваться компасом и сориентироваться на местности, а значит, не только не заблудитесь, но и поможет другим выбраться из лесу.

Ориентироваться на местности по карте – заключается в определении по карте своего местоположения (точки стояния), в опознавании окружающих местных предметов и подробностей рельефа путем сличения местности с ее изображением на карте, а также в установлении относительно опознанных пунктов и ориентиров местоположения интересующих нас объектов.

Сущность ориентирования составляют три основных элемента:

Опознавание местности, на которой находишься, по
известным ее признакам и ориентирам;

Определение местоположения (своего и интересующих объектов);

Отыскание и определение направлений на местности. Ориентирование по карте слагается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.

Ориентирование карты заключается в придании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором все направления на ней были бы параллельны соответствующим направлениям на местности, а верхняя (северная), сторона ее рамки обращена на север.

Ориентирование карты производится преимущественно по линиям местности, и ориентирам (Рис. 19 а,б). Лишь там, где их нет или не видно, карту ориентируют по компасу.

Карту можно ориентировать приближенно - на глаз или точно - с помощью визирной линейки и компаса.

Ориентирование карты по линиям местности производится при наличии прямолинейных участков дороги, линий связи и т. п. Для этого поворачивают карту так, чтобы изображение линейного знака на карте совпало с этим предметом на местности, а изображения всех других объектов, расположенных справа и слева от этой линии, находились с тех же сторон на карте.

Рис. 19 а.Ориентирование карты по направлению дороги.

Если известна точка нашего стояния на карте (например, на перекрестке дорог, у моста и т. д.), то карту можно ориентировать по направлению на любой ориентир, обозначенный на карте и видимый на местности. Для этого прикладывают линейку к двум точкам на карте (отдельный камень- точка местонахождения, мост- ориентир) и, визируя вдоль линейки, поворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на дальнем от вас конце линии визирования.




Рис. 19 б.Ориентирование карты по направлению на ориентир.

Ориентирование карты по компасу производится следующим образом:

а) устанавливают компас на карту, так чтобы линия 0°-180° совпала с вертикальной линией координатной сетки, а ноль был направлен к северной стороне рамки;

б) поворачивают карту с установленным на ней компасом до тех пор, пока северный конец стрелки подойдет к делению, соответствующему величине поправки направления. Если поправка меньше 3°, то ее не учитывают.

Рис. 20. Ориентирование карты по компасу.

Определение на карте точки своего стояния производится различными способами.

По ближайшим ориентирам на глаз - самый простой и распространенный способ приближенного определения точки своего стояния. Ориентировав карту и опознав на ней и на местности два-три ближайших ориентира, определяют на глаз свое местоположение относительно этих ориентиров и наносят в соответствии с этим точку своего стояния на карту. (см. Рис. 21)

Рис. 21. Определение точки стояния по ближайшим ориентирам на глаз.

Промером пройденного расстояния - определяют точку своего стояния в условиях плохой видимости. При этом точку своего стояния определяют, отложив на карте по масштабу расстояние, пройденное от исходного ориентира, опознанного на местности и карте, в каком-либо определенном направлении.

Засечкой по ориентирам пользуются на открытой местности. При движении по дороге или вдоль какого-либо линейного объекта ориентируют карту и опознают на ней ориентир, видимый на местности. Затем прикладывают линейку на карте к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, направляют линейку, а ориентир, поворачивая ее вокруг выбранного условного знака; точка пересечения линии визирования с изображением дороги и будет искомой, точкой стояния.

Рис. 22.Засечка по ориентирам.

Визированием по карандашу пользуются на открытой местности. При движении по дороге или вдоль какого-либо линейного объекта ориентируют карту и опознают на ней ориентир, видимый на местности. Устанавливаем карандаш вертикально на условный знак опознанного ориентира, не изменяя положение карты, проводим визирную линию через ориентир и карандаш, отмечаем свою точку стояния на линейном объекте. (см. Рис 23.)

Рис. 23. Визирование по карандашу

Определение точки стояния упрощается, если выбранный ориентир находится на линии, перпендикулярной к направлению движения, или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым на местности (рис. 24).

При движении по направлениям, не обозначенным на карте, определение точки своего стояния производится засечкой не менее чем по двум ориентирам (третий - для контроля). Ориентировав карту по компасу, опознают на карте выбранные ориентиры, затем так же, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на каждый из них и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих линий и будет точкой стояния. Эти способы называются способами обратнойзасечки (рис.25).

Важнейшей задачей ориентирования является нахождение и выдерживание нужного направления движения в любых условиях.

Направления на местности определяются горизонтальными углами, образуемыми с каким-либо установленным или обозначенным на местности направлением, принимаемым за начальное. Они измеряются в градусной мере или в делениях угломера.

Начальным, или, как его иначе называют, ориентирным, направлением может служить любое направление, проходящее через точку нашего стояния и какой-нибудь хорошо видимый с нее удаленный объект местности - ориентир. При ориентировании по сто­ронам горизонта за ориентирное направление прини­мается северное направление магнитного меридиана. Оно определяется по компасу, а при отсутствии прибора - приближенно, на глаз, по небесным светилам и различным признакам. Направления относительно магнитного меридиана определяются магнитными азимутами.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0° до 360°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления

Задача ориентирования не ограничивается лишь отысканием и выдерживанием направления движения, а органически входит как составной и начальный элемент в обязанности командиров (начальников) и их подчиненных по изучению местности, разведке противника (отысканию преступников), организации целеуказания, взаимодействия и передвижения подразделений.

Ориентирование может быть:

Топографическо е - определение сторон горизонта и места своего нахождения относительно них;

Тактическое - определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника (или относительно групп розыска, захвата и разыскиваемых преступников и т. п.);

Общее - приближенное определение своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Оно применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а используется лишь заранее составленная схема или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту;

Детальное - точное определение своего местоположения и направления движения. Оно применяется приориентировании по карте, аэрофотоснимку, по навигационным приборам, при движении по азимутам, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в иных необходимых случаях.

Ориентирование должно быть непрерывным как по времени, так и в пространстве. Это значит, что в ходе выполнения служебно-боевых задач оно должно осуществляться систематически, по мере продвижения по местности так, чтобы при любых условиях, в любой момент и в любом месте уверенно и точно знать свое местонахождение относительно известных ориентиров, объектов своих действий, исходного и конечного пунктов движения.

Основными способами ориентирования на местности являются:

По карте (аэрофотоснимку);

С помощью навигационной аппаратуры;

По компасу (по сторонам горизонта);

По ориентирам.

На практике все эти способы тесно переплетаются между собой и дополняют друг друга.

Для ориентирования на закрытой или однообразной местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне, в районах, подвергшихся сильным разрушениям в результате ядерных ударов), в условиях плохой видимости (ночью, в туман, в метель, при задымлении и т. п.), а также при отсутствии карты используют компас и определяют направления по азимутам, т. е. ориентируются по сторонам горизонта. При этом способе задача ориентирования решается лишь частично, так как он позволяет определять на местности только направления.

Глава 5. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ

Карта-основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Значение карты как средства ориентирования особенно возросло в современном бою, когда подразделения быстро перемещаются на большие расстояния днем и ночью, часто действуют самостоятельно при решении многих боевых задач.

Оборудование боевых и специальных машин наземной навигационной аппаратурой не умаляет значения карты. Эта аппаратура используется в комплексе с топографической картой, а не заменяет ее.

При ориентировании на местности командиры подразделений обычно пользуются топографическими картами масштабов 1:50000 и 1:100000.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).

5.1. Ориентирование карты

Ориентировать карту-это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.

Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно прочаденное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров-перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз. Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (рис. 63), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так ке, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте.

При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 64). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно.

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров.

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис. 65). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная)-влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

5.2. Определение на карте точки своего стояния

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.


По створу.
Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:

-по створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.


Засечкой
точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

5.3. Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам выполняется по крупномасштабной карте и включает изучение местности, выбор маршрута и ориентиров по его участкам, определение магнитных азимутов (дирекци-онных углов) направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности в направлении движения оценивают главным образом ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода.

Выбор маршрута и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и от условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевой обстановке и скрытный выход к указанному пункту.

Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направлений движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (например, постройки башенного типа,перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки).

При выборе ориентиров на участках маршрута необходимо учитывать способ выдерживания направления движения и точность, которую он обеспечивает. Например, точность выдерживания направления движения по компасу составляет 0,1 пройденного расстояния. Если расстояние между ориентирами на участке маршрута будет 6 км, то при выходе к очередному ориентиру отклонение может быть 600 м. На отыскание ориентира на местности в этом случае потребуется много времени.

Опытным путем установлено, что расстояния между j ориентирами по маршруту движения не должны превышать 1-2 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу-6-10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей иоткрытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 73.

Определение магнитных азимутов. Магнитный азимут направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту этого направления. При переводе дирекционного угла (истинного азимута) в магнитный азимут учитывается поправка направления (магнитное склонение) для данного листа карты. Взаимозависимость между магнитным азимутом, диррекционным углом и истинным азимутом показана на рис. 74.

Дирекционный угол (a)-угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки на карте и направлением на предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки. Он может иметь значение от 0 до 360°.

Истинный азимут (А)-угол между северным направлением истинного меридиана (боковой стороной рамки карты) и направлением на предмет, отсчитанный по ходу часовой стрелки. Истинный азимут, как и дирекционный угол, может иметь значения от 0 до 360 0 .

Сближение меридианов (Сб)-угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. На топографических картах СССР величина сближения меридианов не превышает ±3°.

Магнитное склонение (Ск)-угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Еслисеверный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад-отрицательным.

Поправка направления (ПН) - угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридиа-нов:

ПН = (± Ск) - (± Сб).

Данные о магнитном склонении, сближении меридианов и величине поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов (истинных азимутов) к магнитным азимутам выполняется по формулам:

Ам= a -(±ПН);

Ам=А-(±Ск).

Измерение по карте дирекционных углов. Дирекци|нные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артиллерийским кругом. Они обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°. Для более точного измерения углов используется хордоугломер (см. разд. 6.2).

Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:

Ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы прямая пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки. Если ориентир и точка стояния расположены в одном квадрате сетки, то эту линию продолжают до пересечения с вертикальными линиями координатной сетки других квадратов;

Прикладывают транспортир к линии координатной сетки, как показано на рис. 75, и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

В нашем примере дирекционный угол с точки А (отдельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геодезический пункт) - 302°.

Артиллерийский круг представляет собой целлулоидную пластину, по внешнему срезу которой нанесена шкала в делениях угломера. Цена одного деления равна 0-10. Большие деления, соответствующие 1-00, оцифрованы от 0 до 60; при этом ряд красных цифр нанесен в возрастающем порядке по ходу часовойстрелки, а ряд черных цифр - против хода часовой стрелки.

При измерении дирекционного угла артиллерийский круг устанавливают на карте так, чтобы его центр совпал с точкой пересечения линии определяемого направления и вертикальной линии координатной сетки, а нулевой штрих-с северным направлением этой линии. Затем снимают отсчет по красной шкале круга против линии определяемого направления.

Измерение по карте истинных азимутов выполняют транспортиром или артиллерийским кругом так же, как и измерение дирекционных углов. При этом измеряют угол в точке пересечения истинного меридиана с направлением на предмет. Линией истинного меридиана в этом случае может быть либо одна из сторон рамки карты - западная или восточная, либо линия, проведенная параллельно ей.

При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное. Полученные магнитные азимуты направлений выписывают на карту (см. рис. 73), в таблицу или на схему маршрута.

Измерение расстояний. Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф (см. табл. 6).

Составление схемы и таблицы движения по азимутам. Схему составляют в такой последовательности:

На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ориентиры изображаются на схеме такими же условными знаками, как и на карте;

Перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями;

Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе-магнитные азимуты, в знаменателе - расстояния в метрах. Если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке и известна величина шага ведущего, то расстояния в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках;

Наносят на схему стрелку север-юг и дополнительно показывают ориентиры в стороне от маршрута, а также по направлению маршрута, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные ориентиры.

Применительно к рис. 24 таблица будет иметь следующее содержание (табл. 10).

Таблица 10

№ точки

Участок пути

Магнитный азимут (Ам), град

Расстояние, м

Расстояние, пара шагов

Сарай-курган

Курган - дом лесника

Дом лесника - перекресток дорог

Перекресток дорог - мост

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схема (таблица) движения не составляется. Азимут направления движения определяется непосредственно на местности по компасу и объявляется устно.

5.4. Ориентирование на местности по карте в движении

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).

При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).

Компас - один из самых древних и универсальных приборов, помогающих человеку ориентироваться на местности. Но несмотря на популярность и общедоступность компасов, далеко не каждый человек, увлекающийся загородными поездками, умеет ими пользоваться. Точнее, найти стороны горизонта с помощью компаса, конечно, может каждый (хоть и не всегда правильно), однако на этом обычно все умения и заканчиваются, а реально ориентироваться по нему может едва ли один человек из ста отдыхающих на природе.

А в действительности с помощью компаса можно решать множество других задач, связанных с ориентированием: находить те или иные объекты, двигаться по заранее спланированному маршруту, вычислять азимуты и магнитное склонение.

Имея карту и компас и умея ими пользоваться можно уверенно двигаться в нужном направлении в любой местности

Далее предлагаю разобрать основные задачи ориентирования, которые можно реализовать с помощь магнитного компаса (далее по тексту - компаса), и сами способы их решения. Эти способы одинаково хорошо работают, как в южном, так и в северном полушарии за исключением некоторых областей, о которых мы рассказывали здесь.

Так, с помощью компаса можно:

  • ориентировать карту для решения последующих задач;
  • определять магнитное склонение;
  • определять направления (азимуты) по карте;
  • по известным азимутам определять направление на местности;
  • ходить по азимутам, в том числе выходить по аварийному азимуту;
  • определять свое местоположение.

Сразу оговорюсь, что для этого будет использоваться планшетный компас, имеющий боковую линейку: именно такая модель позволяет с большой точностью выполнять измерения по карте. На фото показан пример такого прибора:

Часто перед начинающим туристом становится вопрос, какой компас выбрать и где его купить. Самым хорошим с мой точки зрения компасом является жидкостный планшетный компас, который можно найти в специализированном туристическом магазине или магазине спорттоваров. Он достаточно легкий и компактный, при этом позволяет быстро и точно выполнять измерения. Среди туристов также пользуются большой популярностью маленькие компасы с креплением на большой палец руки и громоздкие армейские модели, но первые хороши только для спортивного ориентирования, где скорость важнее точности показаний, а вторые хоть и позволяют проводить точные измерения, но громоздки и тяжелы.

Ориентирование карты

Ориентирование карты необходимо для удобства дальнейшего обращения с ней, например, для определения магнитного азимута.

Для того, чтобы сориентировать карту, нужно знать значения

Итак, алгоритм действий следующий:

  1. Компас выставляется так, чтобы значение 0°/360° на его шкале оказалось под компасным указателем.
  2. Карта кладется на ровную горизонтальную поверхность.
  3. К боковой вертикальной рамке карты прикладывается компас.
  4. Карта поворачивается вместе с компасом, пока северная часть стрелки компаса не укажет на шкале значение магнитного склонения. Например, при магнитном восточном склонении равном 10°, стрелка должна показать 10° на шкале. Если же склонение 10°, но западное, тогда стрелка должна показать левее от 0°/360°, то есть 360° – 10° = 350°.

Как только это произошло, можно говорить о том, что карта ориентирована. В видео показано, как это выглядит на практике:

Можно также ориентировать карту, не зная магнитного склонения, но для этого понадобится линейный ориентир либо два точечных, одновременно видных на местности и обозначенных на карте. Именно этот способ лежит в основе метода нахождения магнитного склонения, который некоторое время назад мне пришлось изобретать с нуля для прохождения Олешковских песков.

Определение магнитного склонения

Если на карте не указано магнитное склонение, что в последнее время встречается сплошь и рядом, воспользоваться Интернетом не удается, а точность измерений на местности важна для дальнейшего ориентирования, можно магнитное склонение найти самостоятельно.

Рассмотрим вариант решения этой задачи в случае, когда имеется линейный ориентир, например, прямой участок дороги:

  1. Человек становится на этот ориентир и замеряет с помощью компаса его азимут. Для этого визирует целик и мушку вдоль ориентира и вращает буссоль компаса до тех пор, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале. Указатель компаса при этом покажет на шкале значение азимута исследуемого ориентира (именно так осуществляется измерение азимута на объекты).
  2. Кладет карту на ровную горизонтальную поверхность.
  3. Прикладывает к линейному ориентиру, обозначенному на карте, линейку компаса. При этом важно соблюдать правильное положение компаса: он должен лежать на изображении ориентира так же, как он находился по отношению к этому ориентиру во время измерений на местности.
  4. Человек вращает карту с компасом до тех пор, пока северная часть стрелки не покажет на 0°/360° на шкале. В тот момент карта считается ориентированной.
  5. Не сдвигая карту, поворачивает буссоль компаса до тех пор, пока указатель не окажется над значением 0°/360°.
  6. Прикладывает линейку компаса к боковой рамке карты и смотрит на отклонение северного конца стрелки. Если стрелка отклонилась вправо, то склонение восточное, влево - западное. То, насколько градусов она отклонилась от 0°/360°, и будет значением магнитного склонения.

Значение магнитного склонения лучше записать, чтобы не забыть, и использовать в этой местности, когда понадобится в очередной раз точно сориентировать карту.

Определение азимута по карте

По карте азимуты измеряются в основном для прокладывания пути, хотя иногда это делается для определения своего местоположения или для нанесения на карту увиденного на местности объекта.

Для того, чтобы определить азимут по карте:

  1. Карта ориентируется, как было сказано ранее.
  2. Компас располагают линейкой от предполагаемого места стояния человека на карте до ориентира, на который измеряется азимут.
  3. Буссоль компаса вращается до тех пор, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале.
  4. Указатель компаса при этом покажет на шкале значение магнитного азимута.

Как видим, этот способ мало чем отличается от определения азимута на местности, ведь по сути это одно и то же.

Определять азимут можно и без предварительной ориентировки карты, но в этом случае будет измерен истинный азимут, а не магнитный. А перевести один в другой

Определение направления на местности

Определение направления на местности по известному азимуту требуется преимущественно для движения по азимутам.

Для этого:

  1. Вращением колбы компаса достигается такое положение буссоли, при котором указатель показывает то значение азимута на шкале, по которому определяется направление.
  2. Компас кладется на горизонтально расположенную ладонь.
  3. Человек вместе с компасом поворачивается вокруг своей оси, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале.
  4. По целику и мушке визируется направление.

Важно во время визирования не изменять положения компаса, чтобы не получить дополнительные ошибки. Для этого в некоторых моделях компасов предусмотрено зеркало, чтобы параллельно с визированием контролировать положение стрелки.

Хождение по азимутам

Хождение по азимутам применяется в местностях, бедных на ориентиры, где стоя у одного ориентира, невозможно разглядеть другой, который обозначен на карте. Яркий пример такой местности - сосновый лес: ориентиры могут быть скрыты за деревьями и находиться на значительном расстоянии друг от друга, при этом передвигаться по азимутам в отличии от смешанных лесов здесь все-таки можно из-за слаборазвитого подлеска.

Если предстоит большой переход, то в таких случаях чаще всего применяют поэтапную схему:

  1. Размечают на карте траекторию наиболее удобного движения.
  2. Делают пометки азимутов и расстояний между ориентирами, между которыми движение будет осуществляться по прямой линии.
  3. Используя карту, двигаются по азимутам, перемещаясь от одного выбранного на местности ориентира к другому и постепенно проходя все обозначенные на карте точки.

Обычно для перестраховки также выбирается аварийный азимут, который позволяет человеку, заблудившемуся в дикой природе и не сумевшему вернуться на прежний путь, выйти к известному линейному или площадному ориентиру, а после - либо к начальной точке маршрута, либо к людям.

Определение своего местоположения

Совокупность методов позволяет определить приблизительное местоположение человека на местности, если в наличии имеется карта с отмеченными ориентирами, хорошо заметными на местности из точки стояния.

Для этого можно воспользоваться одним из следующих алгоритмов.

Метод №1. По точечному ориентиру.

Для этого метода достаточно найти точечный ориентир, обозначенный на карте и видимый на местности, и подойти к нему.

Стоя возле этого ориентира, можно говорить о своем точном местоположении: оно будет соответствовать местоположению этого ориентира на карте.

Метод №2. По точечному и линейному ориентиру:

  1. Стоя на дороге или на окраине площадного ориентира (например, на границе поля и леса), измеряется азимут на точечный ориентир.
  2. Карта ориентируется.
  3. На карту простым карандашом от обозначения точечного ориентира по обратному азимуту наносится линия. Про то, что такое обратный азимут, можно прочитать здесь.
  4. Пересечение этой линии с линейным или краем площадного ориентира примерно совпадет с местом нахождения проводящего измерения человека.

Этот метод хорош, когда расстояние до точечного ориентира слишком велико, либо добраться до него не представляется возможным.

Метод №3. По двум точечным ориентирам:

  1. На местности измеряется азимут на точечный ориентир (например, отдельно стоящее дерево или перекресток дорог).
  2. Карта ориентируется по сторонам света.
  3. На карте находится изображение этого ориентира и относительно него откладывается обратный азимут, который можно слегка навести простым карандашом.
  4. То же самое делается с другим точечным ориентиром.
  5. Пересечение двух линий на карте покажет примерное местоположение человека, производящего эти измерения.

Этот метод используется в тех же случаях, что и предыдущий, но если человек находится вдали от тропинок и дорог, обозначенных на карте.

Метод №4. По точечному ориентиру и известному расстоянию до него:

  1. Стоя на местности, измеряется азимут на точечный ориентир, расстояние до которого известно.
  2. Карта ориентируется.
  3. От обозначения ориентира на карте чертится линия в направлении обратного азимута.
  4. Известное расстояние до объекта на местности по известному масштабу карты переводится в сантиметры. Для этого расстояние в метрах делится на цифру, стоящую после «1:» в значении масштаба.
  5. Полученное расстояние откладывается на карте от ориентира по прочерченному ранее лучу.
  6. Конец отрезка совпадет с примерным расположением проводящего измерение человека.

Этот метод удобен при недостатке ориентиров, однако используется нечасто, поскольку далеко не всегда можно определить расстояние до ориентира, на который измеряется азимут. Но если в наличии имеются современные измерительные приборы, такие как дальномер, то этот способ вполне реализуем и удобен в использовании.

Конечно, не лишним будет сказать, что для выполнения всех перечисленных задач, нужно соблюдать основные правила обращения с магнитным компасом, о которых мы писали здесь. В частности, нужно находиться в стороне от предметов, вызывающих магнитные девиации.

Карта – необходимая вещь для похода. Благодаря ориентированию по карте, туристический поход пройдет легко и беззаботно. Карта поможет проложить нужный маршрут, определить местонахождение группы, найти необходимые ориентиры.

Применяют карты спортсмены, туристы, военные. Даже после того, как появилось Джи пи эс, карта осталась верным помощником.

Ориентирование по карте – это нахождение направления сторон света, определение своего местонахождения относительно окружающей среды и нахождение необходимого направления движения группы.

Для ориентирования на местности необходимо знать расположение сторон света.

Чтобы сориентироваться на местности, турист может использовать различные подручные инструменты. Например:

  • Применить карту;

Тогда ориентируются на северную звезду и крайние звезды Большой Медведицы, следует провести прямую и разделить ее на 5 частей. Пятая часть будет указывать на север.

Также можно использовать подручные предметы и природу.

Таким образом, можно ориентироваться по солнцу , в 7 утра оно на востоке, 13 на юге, в 19 на западе, в 1 на севере. Для этого часы берут в горизонтальном положении, часовую стрелку направляют к солнцу. Тогда угол между 12 часами и направленной стрелкой, необходимо разделить, он будет указывать на юг, до полудня он будет находиться справа, а после с лева.

Можно ориентироваться по деревьям, мох всегда растет с северной стороны.

Для более детального поиска места нахождения следует использовать карту, она позволит быстро определить, где находиться группа и куда следует двигаться.

Ориентирование по карте, с помощью компаса

Собственное местоположение по карте

Определить свою точку местонахождения наиболее просто по ориентиру местности, например на карте, обозначены переулки, деревья, горы, мосты. Искать личное местонахождение на карте будет удобней благодаря условным знакам обозначения той или иной местности.

Также местонахождение возможно определить:

  • На глаз по ближайшим ориентирам;
  • По пройденному расстоянию;
  • Засечкой по определенному предмету, то есть следует за ориентир взять гору или любую примечательную местность.
  • Обратной засечкой, тогда необходимо для ориентира взять несколько точек.

Близлежащие объекты

Более простым способом определить, где находиться группа, является нахождение ориентира горы, здания, поселения, лесополосы.

Необходимо рассмотреть местность, на которой оказалась группа, найти примечательные объекты, затем их искать на карте.

Определение расстояния до объектов по карте

Для определения расстояния между объектами, следует:

  1. Измерить количество шагов между ними. В этом случае нужно считать шаги парами, после умножить пары на метры.
  2. Измерение расстояния углом. Тогда следует закрыть ногтем большого пальца ту или иную часть карты, если ноготь закрывает объект, значит между вами и заданной точкой около 60 метров или 1 градус.
  3. Вспышка света. Измеряется в секундах.
  4. Измерение расстояния по пальцу. Этим способом, можно определить расстояние между подвижными неподвижными предметами. Необходимо вытянуть кисть вперед, большой палец направить вверх, закрыть один глаз. После открыть второй, количество времени прошедшего между этими моментами, требуется умножить на 10. Это и будет расстояние между объектами.
  5. Определение дистанции на глаз, требует навыков и практики. Их определяют по:
  • Отрезкам;
  • Возможности видимости объекта;
  • Величине относительно пальца.

Чтобы применять данный вид определения расстояния между точками, нужно сопоставлять предметы в размерах, а после перепроверять на карте. Нужно помнить, что чем больше отрезок, тем больше расстояние до него.

  1. Определение расстояния по звуку используют, когда вышеперечисленные способы не могут применяться. Но такие навыки тоже нужно развивать.
  2. На ровной территории звуки речи можно услышать на расстоянии полукилометра. Зимой шаги людей в морозный день слышны, но трудно определить направление шагов.

Сопоставление местности по карте

Наиболее простой способ найти свое местоположение на карте, это найти ориентир, который будет обозначен на ней.

Для того, чтобы определить свое местоположение следует повернуть северный угол карты к северу, тогда все направления карты будут направлены соответственно сторонам света.

Тогда следует ориентироваться по направлениям на карте и нанесенным ориентирам, если невозможно ориентироваться на местности, следует использовать компас.

Для сопоставления линий на карте и местности, следует найти ровный участок территории, поворачивают карту соответственно направлению ровного участка дороги, тогда вся остальная территория будет, расположатся по разные стороны от карты.

Также можно сопоставить свое местоположение относительно ориентира, тогда карту разворачивают так чтобы от местонахождения человека, проводилась прямая линия до ориентира. К точкам на карте, можно приложить линейку, для более точного измерения расстояния.

Сопоставление местности по компасу, следует проводить, когда местность скудна, и по ней сложно сориентироваться на карте. Тогда компас необходимо устанавливать относительно линий или рамки карты.

Для следует, знать и уметь определять стороны света. Уметь читать карту и ее обозначения. На досуге развивать способности определения дистанции между объектами.