Условный знак полевая дорога. «План местности. Условные знаки. Реки и водные ресурсы

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Планы и топографические карты имеют единую систему условных знаков. В основе этой системы лежат следующие положения:

  • каждому графическому знаку всегда соответствует определенный тип объекта или явления;
  • каждый условный знак имеет свой четкий рисунок;
  • на и на планах, которые имеют разный, но близкий масштаб, условные знаки одних и тех же объектов отличаются, как правило, только размерами;
  • в рисунках условных знаков используются приемы и средства, обеспечивающие воспроизведение профиля или внешнего вида соответствующих объектов на земной поверхности, способствующие установлению ассоциативной связи знака и объекта. Обычно выделяют 10 способов формирования композиций знаков.

1. Способ значков .

Он применяется для указания местоположения объектов, не выражающихся в (значки отдельно стоящих деревьев, зданий, месторождений , населенных пунктов, туристических объектов). По своей форме они могут быть геометрическими, буквенными, картинными. В любом случае эти знаки указывают местоположение данного объекта, взаимное расположение различных объектов.

2. Способ линейных знаков .

Он используется для передачи объектов и явлений линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабах карты. Таким способом на топографических картах или планах показывают реки, границы, пути сообщения.

3. Способ изолиний (от греч. «изос» - равный, одинаковый).

Этот способ предназначен для характеристики явлений сплошного распространения на Земле, имеющих числовое выражение, - , и др. Изолиниями при этом называют кривые, соединяющие точки с одинаковым количественным значением. В зависимости от того, какое явление они характеризуют, изолинии будут называться по-разному:

  • - линии, соединяющие точки с одинаковой температурой;
  • изогисты - линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков;
  • изобары - линии, соединяющие точки с одинаковым давлением;
  • изогипсы - линии, соединяющие точки с одинаковой высотой;
  • изотахи - линии, соединяющие точки с одинаковой скоростью .

4. Способ качественного фона .

Он применяется для выделения однородных в качественном отношении участков земной поверхности по природным, социально-экономическим, политико-административным признакам. Этим способом, например, показывают государства на или районы на картах административного деления областей, возраст на тектонических картах, типы растительности на почвенных картах или на картах размещения растительного мира.

5. Способ диаграмм .

Его используют для отображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках, например, годовой ход температуры, количество осадков по месяцам или по метеорологическим станциям.

6. Точечный способ .

Он применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории. Например, этим способом показывают размещение населения, посевных или орошаемых площадей, поголовье скота и т.д.

7. Способ ареалов .

Его применяют для отображения области распространения какого-либо явления (не сплошного по полю ), например, растений, животных. Графическое оформление границы и площади контура ареала может быть самым разнообразным, что дает возможность многогранной характеристики явления.

8. Способ знаков движения .

Он предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, маршрутов путешествий, и других). В качестве графических знаков движения используются стрелки и полосы. С помощью них можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики. На планах и топографических картах этим способом показывают и направление течения .

9. Способ картодиаграммы .

Он обычно используется для показа в виде диаграмм количественных характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц. Способ широко применяется при анализе и обработке статистических и экономических показателей, таких, например, как объем производства, структура , запас древесины и другие.

10. Способ картограммы применяют, как правило, для сравнения относительных показателей какого-либо явления, характеризующих какую-либо территорию в целом. Таким способом, например, показывают среднюю плотность населения на 1 км2 по административным единицам, среднюю областей и т.д. Этот способ, как и способ картодиаграмм, широко используется при анализе статистических показателей.

В самих способах изображения условных знаков заключены сведения о том, для каких объектов и явлений они могут применяться, каковы их возможные и наилучшие сочетания при выражении того или иного содержания карт. Некоторые, условные знаки вообще не могут комбинироваться на одной карте: например, точечный способ не сочетается на карте со способом значков и картограмм. С картограммой хорошо сочетаются способы значков. Это очень важно знать для использования условных знаков.

Перед созданием карты любого масштаба идет отбор явлений или объектов, которые необходимо в виде условных знаков отобразить на ней.

Хорошо изучив условные знаки, можно затем работать с любыми топографическими картами или планами. Правила пользования этими знаками составляют важные разделы грамматики языка карты или плана.

Тема 8. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

На картах и планах изображение объектов местности (ситуации) представлено в картографических условных знаках. Картографические условные знаки - система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».
Для удобства чтения и запоминания многие условные знаки имеют начертания, напоминающие вид изображаемых ими местных предметов сверху или сбоку. Например, условные знаки заводов, нефтяных вышек, отдельно стоящих деревьев, мостов по своей форме сходны с внешним видом перечисленных местных предметов.
Картографические условные знаки принято делить на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные (рис. 8.1). В некоторых учебниках в отдельную группу выделяют линейные условные знаки.

Рис. 8.1. Типы условных знаков

Масштабными (контурными) знаками называют условные знаки, применяемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе плана или карты . По плану или карте можно определить при помощи такого знака не только местоположение объекта, но его размеры и очертания.
Границы площадных объектов на плане могут быть изображены сплошными линиями разного цвета: черным (здания и сооружения, ограды, дороги и т. д.), голубым (водохранилища, реки, озера), коричневым (естественные формы рельефа), светло-розовым (улицы и площади в населенных пунктах) и т. д. Точечный пунктир применяется для границ сельскохозяйственных и естественных угодий местности, границ насыпей и выемок у дорог. Границы просек, тоннелей и некоторых сооружений обозначаются простым пунктиром. Заполняющие знаки внутри контура располагаются в определенном порядке.
Линейные условные знаки (разновидность масштабных условных знаков) применяются при изображении объектов линейного характера - дорог, линий электропередачи, границ и т. п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8 - 10 раз.
Если объект на плане (карте) не может быть выражен масштабным знаком из-за своей малости, то применяется внемасштабный условный знак , например, межевой знак, отдельно растущее дерево, километровый столб и др. Точное положение объекта на местности показывает главная точка внемасштабного условного знака. Главная точка находится:

  • у знаков симметричной формы - в центре фигуры (рис. 8.2);
  • у знаков с широким основанием - в середине основания (рис. 8.3);
  • у знаков, имеющих основание в виде прямого угла, - в вершине угла (рис. 8.4);
  • у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, - в центре нижней фигуры (рис. 8.5).


Рис. 8.2. Знаки симметричной формы
1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек


Рис. 8.3. Знаки с широким основанием
1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни


Рис. 8.4. Знаки, имеющие основание в виде прямого угла
1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции; 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации;
5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья


Рис. 8.5. Знаки, представляющие собой сочетание нескольких фигур
1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы (культовые сооружения)

Объекты, выраженные внемасштабными условными знаками, служат хорошими ориентирами на местности.
Пояснительные условные знаки (рис. 8.6, 8.7) применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными; они служат для дополнительной характеристики местных предметов и их разновидностей. Например, изображение хвойного или лиственного дерева в сочетании с условным знаком леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке указывает направление ее течения, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей.

Рис. 8.6. Пояснительные условные знаки моста, шоссе, реки



Рис. 8.7. Характеристики древостоев
В числителе дроби - средняя высота деревьев в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов, справа от дроби - среднее расстояние между деревьями

На картах помещаются подписи собственных названий населенных пунктов, рек, озер, гор, лесов и других объектов, а также пояснительные подписи в виде буквенных и цифровых обозначений. Они позволяют получить дополнительные сведения о количественной и качественной характеристике местных предметов и рельефа. Буквенные пояснительные подписи чаще всего даются в сокращенном виде согласно установленному перечню условных сокращений.
Для более наглядного изображения местности на картах каждая группа условных знаков, относящаяся к однотипным элементам местности (растительный покров, гидрография, рельеф и т. п.), печатается краской определенного цвета.

8.2. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Населенные пункты на топографических картах масштабов 1:25 000 - 1:100 000 показывают все (рис. 8.8). Рядом с изображением населенного пункта подписывается его название: города - прописными буквами прямого шрифта, а населенного пункта сельского типа - строчными буквами более мелкого шрифта. Под названием населенного пункта сельского типа указывается число домов (если известно), а при наличии в них районного и сельского Советов - их сокращенная подпись (PC, CC).
Названия городских и дачных поселков печатают на картах прописными буквами наклонного шрифта. При изображении населенных пунктов на картах сохраняют их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные и сквозные проезды, промышленные предприятия, выдающиеся здания и другие постройки, имеющие значение ориентиров.
Широкие улицы и площади, изображающиеся в масштабе карты, показывают масштабными условными знаками в соответствии с их действительными размерами и конфигурацией, другие улицы - условными внемасштабными знаками, главные (магистральные) улицы выделяются на карте более широким просветом.


Рис. 8.8. Населенные пункты

Наиболее подробно населенные пункты изображаются на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Кварталы с преобладающими огнестойкими и неогнестойкими строениями закрашиваются соответствующим цветом. Строения, расположенные на окраинах населенных пунктов, показываются, как правило, все.
На карте масштаба 1: 100000 в основном сохраняется изображение всех магистральных улиц, промышленных объектов и наиболее важных предметов, имеющих значение ориентиров. Отдельные постройки внутри кварталов показываются только в населенных пунктах с весьма разреженной застройкой, например, в поселках дачного типа.
При изображении всех других населенных пунктов постройки объединяются в кварталы и заливаются черной краской, огнестойкость построек на карте 1:100 000 не выделяется.
Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. К числу таких местных предметов относятся различные вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви и отдельно расположенные постройки, радиомачты, памятники, отдельные деревья, курганы, скалы-останцы и т. п. Все они, как правило, изображаются на картах условными внемасштабными знаками, а некоторые сопровождаются сокращенными пояснительными подписями. Например, подпись шах. уг . при знаке шахты означает, что шахта каменноугольная.

Рис. 8.9. Отдельные местные предметы

Дорожная сеть на топографических картах изображается полно и подробно. Железные дороги показывают на картах все и подразделяют по количеству путей (одно-, двух- и трехпутные), по ширине колеи (нормальные и узкоколейные) и состоянию (действующие, строящиеся и разобранные). Особыми условными знаками выделяют электрифицированные железные дороги. Количество путей обозначается перпендикулярными к оси условного знака дороги черточками: три черточки - трехпутная, две - двухпутная, одна - однопутная.
На железных дорогах показывают станции, разъезды, платформы, депо, путевые посты и будки, насыпи, выемки, мосты, туннели, семафоры и другие сооружения. Собственные названия станции (разъездов, платформ) подписывают рядом с их условными знаками. Если станция расположена в населенном пункте или поблизости от него и имеет одинаковое с ним название, то подпись ее не дается, а подчеркивается название этого населенного пункта. Черный прямоугольник внутри условного знака станции указывает расположение вокзала относительно путей: если прямоугольник расположен посередине, значит, пути проходят по обеим сторонам вокзала.


Рис. 8.10. Железнодорожные станции и сооружения

Условные знаки платформ, блок-постов, будок и туннелей сопровождаются соответствующими сокращенными подписями (пл., бл. п., Б, тун.). Рядом с условным знаком туннеля, кроме того, помещается его численная характеристика в виде дроби, в числителе которой указываются высота и ширина, а в знаменателе - длина туннеля в метрах.
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия. К дорогам с покрытием относятся автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги. На топографических картах показывают все имеющиеся на местности дороги с покрытием. Ширину и материал покрытия автострад и шоссейных дорог подписывают непосредственно на их условных знаках. Например, на шоссе подпись 8(12)А означает: 8 - ширина покрытой части дороги в метрах; 12 - ширина дороги от канавы до канавы; А - материал покрытия (асфальт). На улучшенных грунтовых дорогах, как правило, дается только подпись ширины дороги от канавы до канавы. Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах оранжевым цветом , улучшенные грунтовые дороги - желтым или оранжевым цветом.


Рис 8.11. Шоссейные и грунтовые дороги

На топографических картах показывают не имеющие покрытия грунтовые (проселочные), полевые и лесные дороги, караванные пути, тропы и зимние дороги. При наличии густой сети дорог более высокого класса некоторые второстепенные дороги (полевые, лесные, грунтовые) на картах масштабов 1:200 000, 1:100 000, а иногда и 1:50 000, могут быть не показаны.
Участки грунтовых дорог, проходящие через заболоченные места, выстланные по деревянным лежням связками хвороста (фашинами) и засыпанные затем слоем земли или песка, называют фашинными участками дорог. Если на таких участках дорог вместо фашин сделан настил из бревен (жердей) или просто насыпь из земли (камней), то их называют соответственно гатями и греблями. Фашинные участки дорог, гати и гребли на картах обозначают черточками, перпендикулярными к условному знаку дороги.
На шоссейных и грунтовых дорогах показывают мосты, трубы, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы (в горных районах).
Мосты изображают на картах различными по начертанию условными знаками в зависимости от материала (металлические, железобетонные, каменные и деревянные); при этом выделяют двухъярусные, а также подъемные и разводные мосты. Особым условным знаком выделяют мосты на плавучих опорах. Рядом с условными знаками мостов, имеющих длину 3 м и более, и расположенных на дорогах (кроме автострад и усовершенствованных шоссе), подписывают их численную характеристику в виде дроби, в числителе которой указывают длину и ширину моста в метрах, а в знаменателе - грузоподъемность в тоннах. Перед дробью указывают материал, из которого построен мост, а также высоту моста над уровнем воды в метрах (на судоходных реках). Например, подпись рядом с условным знаком моста (рис. 8.12) означает, что мост каменный (материал постройки), в числителе - длина и ширина проезжей части в метрах, в знаменателе - грузоподъемность в тоннах.


Рис. 8.12. Путепровод над железной дорогой

При обозначениях мостов на автострадах и усовершенствованных шоссе даются только их длина и ширина. Характеристика мостов длиной менее 3 м не дается.

8.3. ГИДРОГРАФИЯ (ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ)

На топографических картах показывают прибрежную часть морей, озера, реки, каналы (канавы), ручьи, колодцы, источники, пруды и другие водоемы. Рядом с ними подписывают их названия. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее изображаются водные объекты.
Озера, пруды и другие водоемы показывают на картах, если их площадь составляет 1 мм2 и более в масштабе карты. Водоемы меньших размеров показывают лишь в засушливых и пустынных районах, а также в тех случаях, когда они имеют значение надежных ориентиров.


Рис. 8.13. Гидрография

Реки, ручьи, каналы и магистральные канавы на топографических картах показывают все. При этом установлено, что на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 реки шириной до 5 м, а на картах масштаба 1:100 000 - до 10 м обозначают одной линией, более широкие реки - двумя линиями. Каналы и канавы шириной 3 м и более изображают двумя линиями, шириной менее 3 м - одной.
Ширину и глубину рек (каналов ) в метрах подписывают в виде дроби: в числителе - ширина, в знаменателе - глубина и характер грунта дна. Такие подписи помещаются в нескольких местах на протяжении реки (канала).
Скорость течения рек (м/с ), изображаемых двумя линиями, указывают в середине стрелки, показывающей направление течения. На реках и озерах подписывают также высоту уровня воды в межень по отношению к уровню моря (отметки урезов воды).
На реках и каналах показывают плотины , шлюзы , паромы (перевозы ), броды и дают соответствующие им характеристики.
Колодцы обозначают кружками синего цвета, рядом с которыми помещается буква К или подпись арт . к . (артезианский колодец).
Наземные водопроводы показывают сплошными линиями синего цвета с точками (через 8 мм), а подземные - прерывистыми линиями.
Чтобы легче отыскать и выбрать по карте источники водоснабжения в степных и пустынных районах, главные колодцы выделяют более крупным условным знаком. Кроме того, при наличии данных слева от условного знака колодца дается пояснительная подпись отметки уровня земли, справа - глубины колодца в метрах и скорости наполнения в литрах за час.

8.4. ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

Почвенно -растительный покров изображают на картах обычно масштабными условными знаками. К ним относятся условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот и солончаков, а также условные знаки, изображающие характер почвенного покрова: пески, каменистая поверхность, галечники и т. п. При обозначении почвенно-растительного покрова часто применяют сочетание условных знаков. Например, для того чтобы показать заболоченный луг с кустами, контуром обозначают участок, занимаемый лугом, внутри которого помещают условные знаки болота, луга и кустов.
Контуры участков местности, покрытых лесом, кустарником, а также контуры болот, лугов обозначают на картах точечным пунктиром. Если границей леса, сада или другого угодья служит линейный местный предмет (канава, забор, дорога), то в этом случае условный знак линейного местного предмета заменяет собой пунктир.
Лес, кустарники. Площадь леса внутри контура закрашивают зеленой краской. Породу дерева показывают значком лиственного, хвойного дерева или их сочетанием, когда лес смешанный. При наличии данных о высоте, толщине деревьев и густоте леса указывается его характеристика пояснительными подписями и цифрами. Например, подпись обозначает, что в данном лесу преобладает хвойная порода деревьев (сосна), их средняя высота 25 м, средняя толщина 30 см, среднее расстояние между стволами деревьев 4 м. При изображении на карте просек указывают их ширину в метрах.


Рис. 8.14. Леса


Рис. 8.15. Кустарники

Площади, покрытые порослью леса (высота до 4 м), сплошным кустарником, лесные питомники внутри контура на карте заполняют соответствующими условными знаками и закрашивают бледно-зеленой краской. На участках сплошных кустарников, при наличии данных, специальными значками показывают породу кустарника и подписывают его среднюю высоту в метрах.
Болота изображают на картах горизонтальной штриховкой синего цвета с разделением их по степени проходимости в пешем порядке на проходимые (прерывистая штриховка), труднопроходимые и непроходимые (сплошная штриховка). Проходимыми принято считать болота глубиной не более 0,6 м; глубину их на картах обычно не подписывают
.


Рис. 8.16. Болота

Глубина труднопроходимых и непроходимых болот подписывается рядом с вертикальной стрелкой, указывающей место промера. Труднопроходимые и непроходимые болота показываются на картах одинаковым условным знаком.
Солончаки на картах показывают вертикальной штриховкой синего цвета с разделением их на проходимые (прерывистая штриховка) и непроходимые (сплошная штриховка).

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные топографические условные знаки объединяются в группы, последние - в один обобщённый знак и т.д. В целом, систему данных обозначений можно представить в виде усечённой пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1:500, а на вершине - для обзорно-топографических карт масштаба 1:1 000 000.

8.5. ЦВЕТА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа - коричневым ; водоёмы, водотоки, болота и ледники — синим (зеркало вод - светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности - зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники - светло-зелёным), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе - оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги - жёлтым.
Наряду с топографическими условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Луганская область - Луг.) и пояснительных терминов (например, электростанция — эл.-ст., юго-западный - ЮЗ, рабочий посёлок - р. п.).

8.6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Шрифтом называется графическое начертание букв и цифр. Шрифты, которые применяются на топографических пианах и картах, называются картографическими.

В зависимости от ряда графических признаков, картографические шрифты подразделяются на группы:
- по наклону букв - прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонам вправо и влево;
- по ширине букв - узкие, нормальные и широкие;
- по светлоте - светлые, полужирные и жирные;
- по наличию подсечек.

На топографических картах и планах, в основном, используют два вида основных шрифтов: топографический и остовный курсив (рис. 8.17).



Рис. 8.17. Остовные шрифты и скорописное письмо цифр

Топографический (волосной) шрифт Т-132 применяется для подписи населенных пунктов сельского типа. Он вычерчивается толщиной линии 0,1-0,15 мм, все элементы букв - тонкие волосные линии.
Остовный курсив находит применение при оформлении топографических карт, сельскохозяйственных карт, землеустроительных пианов и т. д. На топографических картах остовным курсивом выполняются пояснительные подписи и характеристики: астрономические пункты, развалины, заводы, фабрики, станции и т. д. Конструкция букв имеет ярко выраженную овальную форму. Толщина всех элементов одинаковая: 0,1 — 0,2 мм.
Вычислительный шрифт или скорописное письмо цифр, принадлежит к группе рукописных шрифтов. Был сконструирован для записей в полевых журналах и вычислительных ведомостях, поскольку в геодезии многие процессы полевых и камеральных работ были связаны с записью результатов инструментальных измерении и их математической обработкой (см. рис. 8.17).
Современные компьютерные технологии обеспечивают широкий, практически неограниченный выбор шрифтов разного вида, размера, рисунка и наклона.

8.7. НАДПИСИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Кроме условных знаков, на топографических планах и картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображаемые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений.

По своему значению надписи являются:

  • собственными названиями географических объектов (городов, рек, озер
    и др.);
  • частью условного знака (огород, пашня);
  • условными знаками и собственными названиями одновременно (подписи названий городов, объектов гидрографии, рельефа);
  • пояснительными подписями (озеро, гора и т. д.);
  • пояснительным текстом (передают сведения об отличительных особенностях объектов, конкретизируют их характер и назначение) (рис. 8.18).

Надписи на картах выполняются различными шрифтами, отличающимися рисунком букв. На картах могут использоваться до 15 различных шрифтов. Рисунок букв каждого шрифта имеет элементы, присущие только данному шрифту, что основывается на знании особенностей различных шрифтов.
Для групп родственных объектов применяются определенные шрифты Например, для названий городов используются шрифты прямого начертания, для названий объектов гидрографии - курсивные шрифты и т. д. Каждая надпись на карте должна хорошо читаться.
В расположении надписей собственных названий имеются отличительные особенности. Названия населенных пунктов располагают с правой стороны контура параллельно северной или южной стороне рамки карты. Это положение наиболее желательно, но не всегда выполнимо. Названия не должны закрывать изображения других объектов и помещаться в рамке карты, поэтому необходимо располагать названия слева, сверху и снизу от контура населенного пункта.



Рис. 8.18. Примеры надписей на картах

Названия площадных объектов располагают внутри контуров, так чтобы подпись равномерно была распределена по всей площади объекта. Название реки располагают параллельно ее руслу. В зависимости от ширины реки, надпись помещают внутри или вне контура. Крупные реки принято подписывать несколько раз: у истоков, на характерных изгибах, при слиянии рек и т. д. При впадении одной реки в другую надписи названий располагают так, чтобы не возникало сомнении в названии рек. До слияния подписывают главную реку и приток, после слияния - обязательно название главной реки.
При расположении надписей расположенных не горизонтально особенное внимание обращается на их читаемость. Придерживаются следующего правила: если вытянутый контур, вдоль которого должна быть помещена надпись, расположен с северо-запада на юго-восток, то надпись располагают сверху вниз, если контур тянется с севера-востока на юго-запад, то надпись располагают снизу вверх.
Названия морей и крупных озер располагают внутри контура бассейнов по плавной кривой, в направлении их протяженности и симметрично берегам Надписи небольших озер располагают как надписи населенных пунктов.
Названия гор помещают по возможности справа от вершины гор и параллельно южной или северной рамке. Названия горных хребтов, песчаных образований и пустынь подписывают в направлении их протяженности.
Пояснительные надписи располагают параллельно северной стороне рамки.
Числовые характеристики располагают в зависимости от характера передаваемых ими сведений. Число домов в поселках сельского типа, отметки высот земной поверхности и урезов воды подписывают параллельно северной или южной стороне рамки. Скорость течения реки, ширина дорог и материал их покрытия располагают вдоль оси объекта.
Располагать надписи следует в наименее загруженных местах картографического изображения, чтобы не возникало сомнения, к какому объекту они относятся. Надписи не должны пересекать слияния рек, характерные детали рельефа, изображения объектов, имеющих значения ориентиров.

Основные правила построения картографических шрифтов: http://www.topogis.ru/oppks.html

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое условные знаки?
  2. Какие виды условных знаков вы знаете?
  3. Какие объекты изображаются на картах масштабными условными знаками?
  4. Какие объекты изображаются на картах внемасштабными условными знаками?
  5. Для каких целей служит главная точка внемасштабного условного знака?
  6. В каком месте внемасштабного условного знака располагается главная точка?
  7. В каких целях применяют цветовое оформление карт?
  8. В каких целях применяют пояснительные подписи и цифровые обозначения на картах?

Из книги Мой первый видеофильм от А до Я автора Гамалей Владимир

Разработка и запись схем освещения При работе над фильмом с использованием осветительной аппаратуры необходимо детально разработать схемы освещения. Для кадров общих планов подготавливаются съемочные карты, на которые схематически наносятся условные обозначения

Из книги Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка автора Ильин М С

Условные обозначения групп лакокрасочных материалов по типу пленкообразователя На основе поликонденсационных смол:алкидноуретановые АУглифталевые ГФкремнийорганические КОмеламиновые МЛмочевинные (карбамидные) МЧпентафталевые ПФполиуретановые

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

Условные обозначения групп лакокрасочных материалов по назначению Марка лакокрасочного материала составляется из буквенных обозначений группы и нескольких цифр, из которых первая указывает назначение материала, а остальные составляют порядковый номер регистрации

Из книги Модели железных дорог автора Барковсков Борис Владимирович

КАЧЕСТВО ДОРОГ В СТРАНЕ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО СТЕПЕНИ ВОРОВСТВА В НЕЙ Сегодня там одна российская беда улучшает другую. Г. Зюганов, лидер КПРФ, в интервью ТВ о заседании правительства Правительство одобрило проект закона о платных автодорогах в России. Говоря

Из книги Вяжем шали автора Ивановская Т. В.

Модели железных дорог Б.В. БАРКОВСКОВК. ПРОХАЗКАЛ.Н. РАГОЗИНМОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Под редакцией Б. В. БарковсковаИздание второе перереботанное и дополненное МОСКВА "ТРАНСПОРТ"

Из книги Волшебная изонить автора Ивановская Т. В.

2. Промышленное производство железнодорожных моделей Возникшие на пороге XX века в ряде стран мелкие ремесленные предприятия, выпускавшие примитивные железнодорожные игрушки, вскоре вырастают в крупные фирмы по производству моделей железных дорог, так как спрос на их

Из книги Вязание детских вещей от 3 до 6 лет автора Каминская Елена Анатольевна

2. Изготовление моделей подвижного состава Изготовление моделей подвижного состава представляет собой сложную и очень кропотливую работу. Чтобы правильно построить модель локомотива или вагона, прежде всего надо иметь общее представление о назначении тех или иных

Из книги Обувь для дома своими руками автора Захаренко Ольга Викторовна

Глава IX ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ МОДЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ

Из книги Столярное дело автора Кулебакин Георгий Иванович

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Переводная таблица для условного обозначения

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Условные графические обозначения для электрических схем моделей железных дорог Наименование/Обозначение Род тока постоянный переменный переменный и постоянный Полярность отрицательная положительная Линии электрической связи (провод,

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Буквенные обозначения элементов схем моделей железных дорог С - конденсатор;Е - осветительное устройство (лампа накаливания);F - устройство защиты (предохранитель);FA - элемент защиты по току;К - реле;КС - реле соленоидного типа;М - электродвигатель;Р -

Из книги автора Из книги автора

Обмерные работы, составление обмерных чертежей Столярная отделка интерьеров, изготовление встроенной мебели и оборудования - панелей, внутренних лестниц, дверей, встроенных шкафов в отличие от изготовления корпусной мебели - столов, стульев, шкафов требует учета

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты - разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.


  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов.

Виды условных знаков:


  • площадные (масштабные) - для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные - для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные - ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные - характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные - наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:
  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Вследствие правильного нанесения знаков на карту можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:


  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно - высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:
  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.
Положению на местности соответствуют:
  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Знания о правильном размещении и нанесении знаков помогут правильно составить топографическую карту или план местности, сделав их понятными для других пользователей.

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.


  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь - это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко - пологим.

Хорошая топографическая карта должна быть предельно точной, объективной, полной, достоверной и чётко обозначать контуры объектов. При составлении карты необходимо учитывать требования заказчика.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.