Противостояние 3 как пройти. Противостояние iii: sudden strike: руководства и прохождения. Тактика и стратегия

Против меня глупцы! - так что ж?

Да за меня их тупость.

П. Вяземский

В “Противостоянии 3” вы можете возглавить одну из трех армий: немцев, русских или союзников, войска которых состоят из американцев и англичан. Каждая из этих сил обладает своими сильными и слабыми сторонами, но строятся они по одним принципам.

В каждой армии есть грузовики снабжения, грузовики транспортные и медицинские грузовики. Снабженцы при этом являются по совместительству инженерами. Они могут не только подвозить снаряды и патроны, но и строить проволочные заграждения и противотанковые ежи, наводить понтонные мосты и ремонтировать подразделения.

Состав и вооружение пехоты сильно варьируется в зависимости от принадлежности к одному из трех блоков. У немцев есть знаменитые фаустпатроны, у союзников - базуки, и у наших - противотанковые ружья. Кроме того, некоторые подразделения вооружены еще и гранатами. Существуют также снайперы, автоматчики, стрелки, вооруженные винтовками, и так далее. Офицеры вооружены табельным оружием, то есть пистолетами.

Любые пехотные подразделения могут управлять пушками, тяжелыми пулеметами, минометами и зенитной артиллерией. При этом пушки бывают многих разновидностей, от легких сорокамиллиметровых противопехотных, до дальнобойных гаубиц. Наши войска обладают еще и знаменитыми “Катюшами”.

Кроме всего этого арсенала, время от времени под ваше командование попадают и отдельные части военно-воздушных сил: самолеты-разведчики (отличное средство для устранения “тумана”), бомбардировщики, а также десантные самолеты.

Достоинства и недостатки армий

Немецкая армия

Отличие немецкой армии от остальных заключается в наличии во всех родах войск весьма мощных соединений.

Участвуя в кампании, вам практически не придется управлять снайперами и огнеметчиками. Зато частенько под ваше командование будут попадать гвардейцы-автоматчики. Эти подразделения значительно лучше обычной пехоты, простых стрелков. Они превосходят ее по всем показателям и лучше всего подходят для уничтожения вражеских огневых точек, включая артиллерию.

Большое количество знаменитых фаустпатронов делает немецкую пехоту реальной угрозой даже для тяжелых танков противника. Эти подразделения выдаются вам часто, и это диктует специфическую тактику для немцев - пехотой не стоит разбрасываться и использовать ее как пушечное мясо. Наоборот, она наравне с бронетехникой идет в атаку и подавляет тяжело бронированные цели.

Кроме того, оснащенные фаустпатронами солдаты, спрятавшиеся в доме, могут остановить на узких городских улочках целые танковые дивизии противника.

Минометы выдаются немцам намного чаще других войск. Минометы обладают высокой скорострельностью и достаточно высокой огневой мощью - легкие танки уничтожаются одним прямым попаданием. Навесная траектория стрельбы и большая дальность ведения огня в сочетании с уже упомянутой скорострельностью делает их отличным дополнением для наступающих войск - расчет состоит из одного человека, а перевозка на грузовике обеспечивает необходимую мобильность.

В отличие от русских, у немцев есть бронемашины, оснащенные зенитными орудиями. Они не столь опасны для самолетов, как стационарная зенитная артиллерия, но мобильность позволяет им обеспечить безопасность даже нападающих войск и отдельных тактических группировок.

Немецкие танки по праву пользовались славой во времена Второй Мировой войны - это самые тяжелобронированные и самые тяжеловооруженные машины такого класса. С “Тиграми” могут потягаться только русские Исы, а самоходные установки Германии так и не с чем сравнить.

Однако эти мощные образцы техники достаточно медлительны и неповоротливы, что делает их легкой мишенью для гаубиц и атак с флангов. Поэтому танковым группировкам немцев необходимо обеспечивать мобильное прикрытие.

Хотя номинально и в рядах советской армии есть автоматчики, в 90% случаев вам придется столкнуться с обычными стрелками, чье мастерство оставляет желать много лучшего. Зато количество этих подразделений зачастую просто ошеломляет. Этим объясняется основное использование данных пехотных соединений в смертельных разведывательных рейдах и в качестве “пушечного мяса” при штурме укрепрайонов противника.

Довольно часто вы будете сталкиваться со снайперами. При грамотном использовании один снайпер способен обеспечить минимум половину успеха любой операции - далекий обзор позволяет ему расстреливать артиллерийские расчеты и пехоту противника, оставаясь незамеченным.

Основное отличие артиллерии Советского Союза от войск стран-участниц войны 1941-45 гг. состоит в наличии у нас в рядах легендарных “Катюш”. Эти установки залпового огня стреляют дальше всех присутствующих в игре подразделений и одним залпом сравнивают с землей целые городские кварталы. Это отличное средство против скоплений войск противника. Единственная проблема - “Катюши” требуют огромного количества боеприпасов.

Советская бронетехника не может похвастаться высочайшим качеством и разнообразием. Исы и КВ превосходят легкие и средние танки немцев, но все равно уступают их тяжелым собратьям. Однако Т-34 вполне способен помочь им в этой нелегкой борьбе, так как по своим характеристикам он превосходит аналоги, а высокая скорость и маневренность позволяет наилучшим способом использовать его против неповоротливых германских “монстров” и благополучно избегать огня артиллерии.

Войска союзников

Основное отличие войск союзников от всех остальных - пестрота. В их рядах состоят французы, англичане и американцы. Французские гвардейцы могут соперничать с немецкими автоматчиками, а англичане и американцы вооружены не только огнеметами, но и станковыми пулеметами, что превращает пехотные соединения союзников в реальную силу.

Артиллерия представлена стандартными образцами гаубиц и пушек, но здесь превосходства у данных войск нет.

В классе бронемашин союзники превосходят всех, участвующих в конфликте. С одной стороны, у них есть мобильная зенитная установка, аналог немецкой. С другой стороны, разнообразные машины франко-англо-американского альянса способны доставлять пехоту в любые уголки карты и неплохо вооружены, что открывает широкие возможности для проведения рейдов и операций.

Танки союзников далеко не самые защищенные, и вооружение у них не самое тяжелое. Но благодаря этому им удается быть самыми быстрыми. Пожалуй, это основная характеристика этого рода их войск. Она позволяет им сравнительно безболезненно выявлять и подавлять артиллерию противника.

Кроме этого, американцам и их союзникам чаще, чем кому бы то ни было, предоставляется возможность воспользоваться услугами авиации, включая и бомбардировки и десант. Бомбовый удар, при предварительно проведенной разведке, может уничтожить значительную часть сил противника, тогда как десант в тылу противника способен отправить в небытие зенитки и гаубицы врага.

Нажав клавишу SHIFT, можно задать подразделениям цепочку действий, которую они и будут выполнять шаг за шагом.

Не забывайте, что в любой момент можно нажать клавишу паузы, затем не спеша раздать подчиненным указания и продолжить сражение в реальном времени.

Логистика

Ландшафт

Ландшафт играет важную роль в игре. Например, деревья прячут ваши подразделения, но заодно снижают им зону видимости. Зеленые насаждения, однако, можно в любой момент уничтожить.

Окопавшись на возвышенности, вы получаете лучшую линию обзора и большую дальность стрельбы, в то время как солдаты противника не видят вас.

Убежища

Не пренебрегайте домами, бункерами и прочими укрытиями. В зависимости от их размера, там может укрыться до шести пехотинцев. Такие огневые точки увеличивают обороноспособность ваших подразделений и, как следствие, способны значительно задержать наступление врага. При уличных боях в городе два-три солдата, занявшие оборону в доме и вооруженные гранатами или противотанковыми ружьями, могут уничтожить целое танковое подразделение.

Использование построек

Свои подразделения можно прятать не только непосредственно внутри зданий, но и за ними. Но помните, что укрываться за оружейным складом или баками с горючим не стоит - взрыв этих конструкций уничтожит всех находящихся поблизости.

Не прячьте своих солдат в зданиях, если за этими постройками укрыта ваша же техника - противник концентрирует огонь на таких укрытиях и несомненно уничтожит дом, обнаружив и вашу бронетехнику.

Вышки

Вышки являются слабым укрытием. Скорее даже наоборот - их высота делает из них прекрасную мишень для артиллерии. Однако забравшийся на самый верх солдат способен обозревать значительную территорию, тем самым выявляя цели для ваших войск.

Мосты

Мост - это путь на другой берег для ваших войск. Но не забывайте, что время от времени у вас в тылу могут появляться вражеские подразделения. Поэтому иногда полезно и собственноручно сжигать за собой переправы. И оставляйте взвод пехоты, чтобы не позволить вражеским инженерам вновь их построить.

Понтонный мост иногда способен переправить ваши войска в тыл противника. Вот только найти подходящее для его постройки место не так просто.

Тактика и стратегия

Разведка

Тактика “танкового навала”, столь часто приводящая к успеху, в “Противостоянии 3” не срабатывает. Чтобы спланировать атаку, вам первым делом надо провести разведку. Для этого лучше всего, не считая самолетов-разведчиков, подходят пехотинцы.

Офицеры обладают наибольшей зоной видимости из всех подразделений, однако их вооружение и дальность стрельбы оставляет желать много лучшего. Танки, наоборот, способны уничтожить все что угодно в считанные секунды и на большом расстоянии, но весьма скромный обзор не позволяет им вовремя заприметить врага. Поэтому составляйте комбинированные группы.

Небольшие отряды, идущие впереди основной волны атакующих, заранее выявляют засады и отвлекают на себя огонь противника, предоставляя вам время на корректировку направления атаки.

Комбинированные силы

Не делайте ваши ударные группировки однородными. Помните, что наибольшей эффективностью против танков обладает артиллерия, а против живой силы и легкобронированных целей - наоборот, танки.

Старайтесь не поддаваться соблазну ввязаться в “маленький Сталинград” и выставить свои танки против танков противника. В таких стычках ваши потери составят в лучшем случае минимум 50%. Лучше заманивайте бронетехнику врага на минные поля и противотанковые пушки.

Если же все-таки произошло танковое столкновение, концентрируйте огонь ваших подразделений сначала на одном из танков противника, затем на втором и так далее. Танк автоматически атакует ближайшую к нему цель, а в условиях боя с многочисленными войсками противника это приводит к “размазыванию” урона, и его части получают повреждения, но остаются в живых.

Боевые построения

Стройные боевые порядки радуют глаз. Но не только ваш, но и глаз вражеского наводчика. Поэтому, передвигаясь по потенциально опасной местности или вблизи фронта, ведите свои подразделения широким фронтом, подальше друг от друга. Если, например, два танка едут рядом, то снаряд, пролетевший мимо первого, может попасть во второй.

“Ахтунг! Ахтунг! Танки в городе!”

Неплохой помощью в бою являются минометы, обладающие высокой скорострельностью. Поэтому постоянно перемещайте их на грузовиках за своими наступающими силами.

Помните, что чаще всего группа подразделений, заканчивая передвижение, выстраивается в таком порядке, в каком она была в момент отдачи вами приказа. Используйте это - сначала постройте подразделения в желаемом порядке, а затем посылайте их в нужном направлении.

Обустраивая позиции для своей артиллерии, имейте в виду, что зачастую она становится легкой добычей снайперов и быстрых подразделений противника, использующих свою большую зону видимости. Чтобы избежать этого, поставьте к пушкам офицера (гарантия улучшенного обзора и раннего обнаружения противника) и пулеметчиков или автоматчиков (для уничтожения одиночных легких целей).

Мины

Не пренебрегайте пехотинцами в деле поиска мин - лучше потерять пять минут, чем пять танков. Помните: чтобы обнаружить мину, саперу нужно время.

Минирование подходных путей к своим позициям также крайне эффективно. Единственный минус - один пехотинец переносит только одну мину. Чтобы получить новые, надо воспользоваться грузовиками снабжения.

Зенитки

Зенитная артиллерия обеспечивает вам защиту от бомбардировок. Помните, что самолеты не поддаются управлению, им можно только задавать цель. Поэтому чаще всего самолеты противника летят с одной и той же стороны. Поставьте ваши зенитки подальше от важного объекта именно на их пути.

Старайтесь сбить бомбардировщики даже после того, как их смертоносный груз сброшен - количество самолетов ограничено, в отличие от их амуниции.

Зенитные орудия опасны не только для ВВС, но и для пехоты и бронетехники. Хотя точность оставляет желать лучшего, но скорострельность и мощь на высоте.

Артиллерия

Старайтесь атаковать вражескую артиллерию не танками, а пехотой (снайперы и немецкие гвардейцы лучше всего подходят для этого) или бронемашинами. Таким образом вы устраняете расчет и можете захватить пушки и минометы.

Расчет пушки может состоять из одного человека или из двух. В первом случае она медленнее стреляет. Кроме того, два человека могут пусть и медленно, но перетаскивать ее с места на место.

Гаубицы и “Катюши” способны уничтожать войска противника на огромных расстояниях. Но не поддавайтесь соблазну использовать их против вражеской пехоты - эти орудия “поедают” уйму амуниции. Лучше стреляйте по бронетехнике и укреплениям.

Транспортники

Грузовики могут перевозить не только пехоту. Тяжелые пулеметы и минометы также могут быть погружены и передислоцированы на новые позиции. Это важно, так как, в отличие от артиллерии, это оружие не может быть передвинуто самими пехотинцами.

Зенитки и пушки можно прицепить к грузовику. Постарайтесь постоянно держать их рядом. Также как и взвод пехоты. В случае неожиданного нападения противника это поможет вам вовремя перевести артиллерию в тыл.

Кстати, грузовики первой помощи не только лечат солдат, помещенных внутрь, но и способны перевозить орудия.

Пустые транспортные грузовики к середине миссии обычно в огромном количестве скапливаются в вашем распоряжении. Используйте их как дешевых разведчиков-камикадзе: посылайте их вперед.

Инженеры

Инженеры (грузовики снабжения) не просто снабжают ваши войска амуницией. Они еще и ремонтируют вышедшую из строя, получившую незначительные повреждения технику. А это очень важно, так как все подразделения в игре набирают опыт в ходе сражений, и продлить им жизнь в ваших же интересах.

Постройка понтонных мостов и ремонт обычных - еще одна функция инженеров.

Чтобы не строить проволочные и противотанковые заграждения по одной штуке, нажмите клавишу SHIFT и задайте “цепочку” построек.

Признаюсь, я приступал к статье по "Противостоянию IV" с некоторым душевным волнением. С одной стороны, долг рецензента - быть объективным и беспристрастным. С другой - как можно беспристрастно относиться к игре, когда на ее коробке красуется цитата не откуда-нибудь, а из 7 -го номера "Игромании" : "...Вторая Мировая Игра на тему Второй Мировой Войны... Непременный осенний хит." Пришлось восстанавливать утерянное спокойствие упражнениями цигун и ударными дозами глицина. Придя немного в себя, наскоро придумал для себя нехитрую мантру: "Если что - врежу по полной программе". И сразу почувствовал себя лучше.
Первый Sudden Strike стал если не откровением, то уж по крайней мере глотком свежего воздуха в довольно-таки застойном мире RTS. Игра была действительно "стратегией в реальном времени", но без большинства пороков, присущих играм этого жанра. Разработчики из Fireglow позволили игроку отрешиться от утомительного менеджмента ресурсов и напрямую заняться тактикой. Разумеется, подобная игра рано или поздно была обязана обзавестись сиквелом. И вот - два года спустя выходит Sudden Strike 2 . Правда, в графическом отношении продолжение практически не отличается от оригинала, и таким образом прекрасно иллюстрирует выражение "еще больше того же самого".

Больше всего


Первое и самое большое изменение - появление новой стороны, японцев. Пять воюющих сторон - СССР, Германия, Япония, США и Великобритания, пять кампаний, по одной за каждую сторону; плюс - одиночные миссии россыпью, в том числе пара учебных. Кампании по мере сил стремятся воспроизвести реальные исторические события: в случае СССР и Германии - восточный фронт, янки и японцы сражаются на Тихом океане, ну а британцам досталась Нормандия.
Похвальное стремление добиться исторической достоверности привело к тому, что ни одна из кампаний не похожа на другую. Так, при игре за Германию на нашей стороне солидное превосходство в тяжелой технике, что значительно облегчает прохождение; с другой стороны, японская кампания встречает нас лишь несколькими группами пехотинцев, что только добавляет остроты. Пустячок, а приятно.
После выхода первой части авторов Sudden Strike часто упрекали в том, что миссии в кампании практически не связаны друг с другом, и поэтому не происходит столь желанного "погружения" и вживания в роль полководца. Разработчики учли замечания: теперь каждая миссия кампании представляет собой кусочек большой операции; сами миссии достаточно разнообразны, и в каждой присутствует несколько заданий. В этом отношении геймплей "Противостояния IV" сохранил все то хорошее, что было в Sudden Strike, - миссии хорошо продуманы, и для их прохождения необходимо разумно распоряжаться теми войсками, которые предоставлены в распоряжение игрока.
Еще одна новость кроется в настройках. Если вы знакомы с Sudden Strike, то, возможно, уже знаете, что игра порой подкидывает нереально сложные задачи. Очевидно, разработчики из Fireglow учли пожелания фанатов, поэтому теперь в настройках можно выставить любой из четырех уровней сложности, варьирующихся в интервале от "пожалуйста, не бейте меня" до "всем тихо, хозяин пришел". В самом деле, простой настройкой можно превратить одну и ту же миссию из "быстрорастворимой" RTS, где большинство проблем решается с наскоку, в серьезную тактическую головоломку, требующую от игрока применения всех талантов полководца, до сей поры дремавших на задворках головного мозга.
Пожалуй, в упрек разработчикам можно поставить то, что игра довольно странно оценивает момент наступления победы или поражения. Живой пример: в первой миссии немецкой кампании необходимо выбить противника с моста. Выбил,

пошел дальше. Забыл оставить часть войск для обороны этого самого моста, с кем не бывает, верно? Через некоторое время противник вновь занимает мост, после чего на экране появляется надпись о провале миссии. Не о том, что противник занял мост, а о поражении! При этом мои войска - в полном здравии, не несут никаких потерь, и тут вдруг такое... Я был в шоке.
Здесь же хочу заметить, что при всей реалистичности кампании абсолютно линейные, и каждая следующая миссия выдается только после успешного прохождения предыдущей. Как же здесь не вспомнить гениальные кампании Gettisburg! , где успех или провал в одной миссии влиял на следующую. Честно сказать, после этого простая система "зачет-незачет" уже совсем не радует.

Новые любимые лица

То новое, что присутствует в "Противостоянии IV", несомненно, заставит ликовать как новичков, так и хардкорных фанатов RTS. Самое главное и заметное глазу исправление - огромное количество новых юнитов, правда, основная их масса приходится на новую сторону - японцев. Но зато теперь можно покомандовать кораблями и - для гурманов - бронепоездами. При этом все юниты были сбалансированы таким образом, чтобы более точно соответствовать своим историческим прототипам. Кроме того, юниты приобрели новые функции - морские суда могут использоваться для перевозки и высадки войск, а самолеты - как для бомбардировки, так и для разведки и заброса парашютистов. Танки теперь тоже можно использовать как транспорт - пехота совсем не против прокатиться на броне. Офицеры повышают мораль и радиус обзора, инженеры ставят ежи, сооружают противотанковые надолбы, автоматчики работают массовкой. Множество типов юнитов приносит пользу если не в прямом столкновении, то в изящных вспомогательных операциях вроде установки мин, разведки, что значительно увеличивает число возможных тактических приемов и уловок. Кроме того, все так же доступны любимые трюки из первой части - вражескую технику можно вывести из строя или захватить. Нет ничего приятнее, чем уничтожить вражеский орудийный расчет и тут же обратить огонь артиллерии на противника.
У каждого юнита есть не только набор доступных команд (бежать или ползти, стрелять, атаковать или прятаться), но и личные характеристики. Самые главные - мораль и опыт; более опытные бойцы дальше видят, точнее стреляют и подбадривают
новичков.
Ландшафт более подвержен разрушению, чем раньше, и для танков не составляет труда снести, к примеру, оказавшийся на пути заборчик, что также вносит свои коррективы в тактику.

Как это сделано

Снова основной акцент делается на массовку - в нашем распоряжении большое количество войск, которых нужно с честью вывести из ряда трудных ситуаций; исключения есть, но они скорее подтверждают правило. Иногда это раздражает - особенно если приходится тратить кучу времени на формирование боевых групп из юнитов различных типов, присваивать им номера и заставлять поддерживать нужную формацию. Масштабирование экрана недоступно, невозможно двигать или вращать камеру. Из-за этого операции с большим количеством юнитов или марш-бросками на большие расстояния могут быть довольно утомительны.
Кроме того, большое войско создает проблемы самому себе. Часто войскам приходится действовать в густом лесу и других "закрытых" пространствах, и в этих случаях пехота и техника мешают друг другу, первая путается у второй под колесами, при этом техника просто прекращает двигаться и не предпринимает попыток объехать препятствие. Pathfinding юнитов улучшен по сравнению с Sudden Strike, но все равно при перемещении большого отряда создается устойчивое впечатление, что солдаты сознательно вредят игроку; допускаю, что кому-то это покажется необходимым элементом "реализма", но радости такой элемент игре не добавляет совершенно. Кроме того, малая прозрачность в лесистой местности означает, что игрок проведет немало "приятных" минут, пытаясь отыскать источник огня, который косит одного за другим его солдат.
Также фиксированный угол зрения камеры означает, что подопечные пехотинцы выглядят мелкой мошкарой и муравьишками. При этом не только практически невозможно отличить офицера от санитара, а инженера от автоматчика, но нередко часть юнитов просто теряется в окружающем ландшафте. Гораздо позже, когда армия переброшена с одного края немаленькой карты на другой, замечаешь, что на где-то на месте старта осталось светлое пятно "открытой" карты - там-то и притаились лодыри, которые отлынивают от боев, покуривая пайковые сигареты. Непорядок.
Звук вполне соответствует происходящему на экране. Солдаты вопят, офицеры выкрикивают команды, юниты подтверждают полученный
приказ. Добавьте гул моторов, сухой треск выстрелов и грохот артиллерии - и вы получите представление о том, что доносится из колонок во время прохождения очередной миссии. Кстати, каждая сторона говорит на родном ей языке, что неожиданно и приятно.
Интерфейс практически не изменился со времен Sudden Strike. "Не чини то, что не сломано", - говорят в таких случаях жители Североамериканских Соединенных Штатов.
Отдельно следует отметить локализацию. Озвучка брифингов - просто отличная, а вот в остальном имеются досадные недочеты. Во-первых, тексты самих брифингов: они переведены в общем правильно, но как-то неизящно - такое количество вспомогательных глаголов в русском языке обычно не используется, в отличие от английского или немецкого. Кроме того, присутствуют и откровенные ляпы. К примеру, вы знаете, что такое Japanicher Shutze? Я - нет, только догадываюсь, что это, скорее всего, по-немецки, и первое слово, опять же, скорее всего - "японский"...
Равным образом я догадываюсь о значении разноцветных полосок, они же "bars", в статистике каждого юнита, но почему я должен опытным путем выяснять, что значат все эти "Exp", "M", "A" и другие, а не узнать это прямо в игре, или в крайнем случае из read.me? В общем - оценка "хорошо", но не больше.

Рожденный ползать

Это, к сожалению, о Sudden Strike 2. Игра хорошая, но трепета не вызывает: отругать не за что, но и превозносить - тоже. Это уже скорее не "Противостояние IV", а "осторожная разведка и длительные переходы с бурными и скоротечными противостояниями". Несомненно, понравится фанатам "Противостояния" и другим любителям RTS. Летать не может, но ползает довольно ловко.
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Новизна: 6
Локализация: 2
Рейтинг "Мании": 8
Дождались? Очередной эпизод популярного серила. Приближенная к исторической правде RTS, множество юнитов и никаких ресурсов. Весело, но не для всех.
Оправданность ожиданий: 90%
Zim

Против меня глупцы! — так что ж?

Да за меня их тупость.

П. Вяземский

В «Противостоянии 3» вы можете возглавить одну из трех армий: немцев, русских или союзников, войска которых состоят из американцев и англичан. Каждая из этих сил обладает своими сильными и слабыми сторонами, но строятся они по одним принципам.

В каждой армии есть грузовики снабжения, грузовики транспортные и медицинские грузовики. Снабженцы при этом являются по совместительству инженерами. Они могут не только подвозить снаряды и патроны, но и строить проволочные заграждения и противотанковые ежи, наводить понтонные мосты и ремонтировать подразделения.

Состав и вооружение пехоты сильно варьируется в зависимости от принадлежности к одному из трех блоков. У немцев есть знаменитые фаустпатроны, у союзников — базуки, и у наших — противотанковые ружья. Кроме того, некоторые подразделения вооружены еще и гранатами. Существуют также снайперы, автоматчики, стрелки, вооруженные винтовками, и так далее. Офицеры вооружены табельным оружием, то есть пистолетами.

Любые пехотные подразделения могут управлять пушками, тяжелыми пулеметами, минометами и зенитной артиллерией. При этом пушки бывают многих разновидностей, от легких сорокамиллиметровых противопехотных, до дальнобойных гаубиц. Наши войска обладают еще и знаменитыми «Катюшами».

Кроме всего этого арсенала, время от времени под ваше командование попадают и отдельные части военно-воздушных сил: самолеты-разведчики (отличное средство для устранения «тумана»), бомбардировщики, а также десантные самолеты.

Достоинства и недостатки армий

Немецкая армия

Отличие немецкой армии от остальных заключается в наличии во всех родах войск весьма мощных соединений.

Участвуя в кампании, вам практически не придется управлять снайперами и огнеметчиками. Зато частенько под ваше командование будут попадать гвардейцы-автоматчики. Эти подразделения значительно лучше обычной пехоты, простых стрелков. Они превосходят ее по всем показателям и лучше всего подходят для уничтожения вражеских огневых точек, включая артиллерию.

Большое количество знаменитых фаустпатронов делает немецкую пехоту реальной угрозой даже для тяжелых танков противника. Эти подразделения выдаются вам часто, и это диктует специфическую тактику для немцев — пехотой не стоит разбрасываться и использовать ее как пушечное мясо. Наоборот, она наравне с бронетехникой идет в атаку и подавляет тяжело бронированные цели.

Кроме того, оснащенные фаустпатронами солдаты, спрятавшиеся в доме, могут остановить на узких городских улочках целые танковые дивизии противника.

Минометы выдаются немцам намного чаще других войск. Минометы обладают высокой скорострельностью и достаточно высокой огневой мощью — легкие танки уничтожаются одним прямым попаданием. Навесная траектория стрельбы и большая дальность ведения огня в сочетании с уже упомянутой скорострельностью делает их отличным дополнением для наступающих войск — расчет состоит из одного человека, а перевозка на грузовике обеспечивает необходимую мобильность.

В отличие от русских, у немцев есть бронемашины, оснащенные зенитными орудиями. Они не столь опасны для самолетов, как стационарная зенитная артиллерия, но мобильность позволяет им обеспечить безопасность даже нападающих войск и отдельных тактических группировок.

Немецкие танки по праву пользовались славой во времена Второй Мировой войны — это самые тяжелобронированные и самые тяжеловооруженные машины такого класса. С «Тиграми» могут потягаться только русские Исы, а самоходные установки Германии так и не с чем сравнить.

Однако эти мощные образцы техники достаточно медлительны и неповоротливы, что делает их легкой мишенью для гаубиц и атак с флангов. Поэтому танковым группировкам немцев необходимо обеспечивать мобильное прикрытие.

Хотя номинально и в рядах советской армии есть автоматчики, в 90% случаев вам придется столкнуться с обычными стрелками, чье мастерство оставляет желать много лучшего. Зато количество этих подразделений зачастую просто ошеломляет. Этим объясняется основное использование данных пехотных соединений в смертельных разведывательных рейдах и в качестве «пушечного мяса» при штурме укрепрайонов противника.

Довольно часто вы будете сталкиваться со снайперами. При грамотном использовании один снайпер способен обеспечить минимум половину успеха любой операции — далекий обзор позволяет ему расстреливать артиллерийские расчеты и пехоту противника, оставаясь незамеченным.

Основное отличие артиллерии Советского Союза от войск стран-участниц войны 1941-45 гг. состоит в наличии у нас в рядах легендарных «Катюш». Эти установки залпового огня стреляют дальше всех присутствующих в игре подразделений и одним залпом сравнивают с землей целые городские кварталы. Это отличное средство против скоплений войск противника. Единственная проблема — «Катюши» требуют огромного количества боеприпасов.

Советская бронетехника не может похвастаться высочайшим качеством и разнообразием. Исы и КВ превосходят легкие и средние танки немцев, но все равно уступают их тяжелым собратьям. Однако Т-34 вполне способен помочь им в этой нелегкой борьбе, так как по своим характеристикам он превосходит аналоги, а высокая скорость и маневренность позволяет наилучшим способом использовать его против неповоротливых германских «монстров» и благополучно избегать огня артиллерии.

Войска союзников

Основное отличие войск союзников от всех остальных — пестрота. В их рядах состоят французы, англичане и американцы. Французские гвардейцы могут соперничать с немецкими автоматчиками, а англичане и американцы вооружены не только огнеметами, но и станковыми пулеметами, что превращает пехотные соединения союзников в реальную силу.

Артиллерия представлена стандартными образцами гаубиц и пушек, но здесь превосходства у данных войск нет.

В классе бронемашин союзники превосходят всех, участвующих в конфликте. С одной стороны, у них есть мобильная зенитная установка, аналог немецкой. С другой стороны, разнообразные машины франко-англо-американского альянса способны доставлять пехоту в любые уголки карты и неплохо вооружены, что открывает широкие возможности для проведения рейдов и операций.

Танки союзников далеко не самые защищенные, и вооружение у них не самое тяжелое. Но благодаря этому им удается быть самыми быстрыми. Пожалуй, это основная характеристика этого рода их войск. Она позволяет им сравнительно безболезненно выявлять и подавлять артиллерию противника.

Кроме этого, американцам и их союзникам чаще, чем кому бы то ни было, предоставляется возможность воспользоваться услугами авиации, включая и бомбардировки и десант. Бомбовый удар, при предварительно проведенной разведке, может уничтожить значительную часть сил противника, тогда как десант в тылу противника способен отправить в небытие зенитки и гаубицы врага.

Нажав клавишу SHIFT, можно задать подразделениям цепочку действий, которую они и будут выполнять шаг за шагом.

Не забывайте, что в любой момент можно нажать клавишу паузы, затем не спеша раздать подчиненным указания и продолжить сражение в реальном времени.

Логистика

Ландшафт

Ландшафт играет важную роль в игре. Например, деревья прячут ваши подразделения, но заодно снижают им зону видимости. Зеленые насаждения, однако, можно в любой момент уничтожить.

Окопавшись на возвышенности, вы получаете лучшую линию обзора и большую дальность стрельбы, в то время как солдаты противника не видят вас.

Убежища

Не пренебрегайте домами, бункерами и прочими укрытиями. В зависимости от их размера, там может укрыться до шести пехотинцев. Такие огневые точки увеличивают обороноспособность ваших подразделений и, как следствие, способны значительно задержать наступление врага. При уличных боях в городе два-три солдата, занявшие оборону в доме и вооруженные гранатами или противотанковыми ружьями, могут уничтожить целое танковое подразделение.

Использование построек

Свои подразделения можно прятать не только непосредственно внутри зданий, но и за ними. Но помните, что укрываться за оружейным складом или баками с горючим не стоит — взрыв этих конструкций уничтожит всех находящихся поблизости.

Не прячьте своих солдат в зданиях, если за этими постройками укрыта ваша же техника — противник концентрирует огонь на таких укрытиях и несомненно уничтожит дом, обнаружив и вашу бронетехнику.

Вышки

Вышки являются слабым укрытием. Скорее даже наоборот — их высота делает из них прекрасную мишень для артиллерии. Однако забравшийся на самый верх солдат способен обозревать значительную территорию, тем самым выявляя цели для ваших войск.

Мосты

Мост — это путь на другой берег для ваших войск. Но не забывайте, что время от времени у вас в тылу могут появляться вражеские подразделения. Поэтому иногда полезно и собственноручно сжигать за собой переправы. И оставляйте взвод пехоты, чтобы не позволить вражеским инженерам вновь их построить.

Понтонный мост иногда способен переправить ваши войска в тыл противника. Вот только найти подходящее для его постройки место не так просто.

Тактика и стратегия

Разведка

Тактика «танкового навала», столь часто приводящая к успеху, в «Противостоянии 3» не срабатывает. Чтобы спланировать атаку, вам первым делом надо провести разведку. Для этого лучше всего, не считая самолетов-разведчиков, подходят пехотинцы.

Офицеры обладают наибольшей зоной видимости из всех подразделений, однако их вооружение и дальность стрельбы оставляет желать много лучшего. Танки, наоборот, способны уничтожить все что угодно в считанные секунды и на большом расстоянии, но весьма скромный обзор не позволяет им вовремя заприметить врага. Поэтому составляйте комбинированные группы.

Небольшие отряды, идущие впереди основной волны атакующих, заранее выявляют засады и отвлекают на себя огонь противника, предоставляя вам время на корректировку направления атаки.

Комбинированные силы

Не делайте ваши ударные группировки однородными. Помните, что наибольшей эффективностью против танков обладает артиллерия, а против живой силы и легкобронированных целей — наоборот, танки.

Старайтесь не поддаваться соблазну ввязаться в «маленький Сталинград» и выставить свои танки против танков противника. В таких стычках ваши потери составят в лучшем случае минимум 50%. Лучше заманивайте бронетехнику врага на минные поля и противотанковые пушки.

Если же все-таки произошло танковое столкновение, концентрируйте огонь ваших подразделений сначала на одном из танков противника, затем на втором и так далее. Танк автоматически атакует ближайшую к нему цель, а в условиях боя с многочисленными войсками противника это приводит к «размазыванию» урона, и его части получают повреждения, но остаются в живых.

Боевые построения

Стройные боевые порядки радуют глаз. Но не только ваш, но и глаз вражеского наводчика. Поэтому, передвигаясь по потенциально опасной местности или вблизи фронта, ведите свои подразделения широким фронтом, подальше друг от друга. Если, например, два танка едут рядом, то снаряд, пролетевший мимо первого, может попасть во второй.

Неплохой помощью в бою являются минометы, обладающие высокой скорострельностью. Поэтому постоянно перемещайте их на грузовиках за своими наступающими силами.

Помните, что чаще всего группа подразделений, заканчивая передвижение, выстраивается в таком порядке, в каком она была в момент отдачи вами приказа. Используйте это — сначала постройте подразделения в желаемом порядке, а затем посылайте их в нужном направлении.

Обустраивая позиции для своей артиллерии, имейте в виду, что зачастую она становится легкой добычей снайперов и быстрых подразделений противника, использующих свою большую зону видимости. Чтобы избежать этого, поставьте к пушкам офицера (гарантия улучшенного обзора и раннего обнаружения противника) и пулеметчиков или автоматчиков (для уничтожения одиночных легких целей).

Мины

Не пренебрегайте пехотинцами в деле поиска мин — лучше потерять пять минут, чем пять танков. Помните: чтобы обнаружить мину, саперу нужно время.

Минирование подходных путей к своим позициям также крайне эффективно. Единственный минус — один пехотинец переносит только одну мину. Чтобы получить новые, надо воспользоваться грузовиками снабжения.

Зенитки

Зенитная артиллерия обеспечивает вам защиту от бомбардировок. Помните, что самолеты не поддаются управлению, им можно только задавать цель. Поэтому чаще всего самолеты противника летят с одной и той же стороны. Поставьте ваши зенитки подальше от важного объекта именно на их пути.

Старайтесь сбить бомбардировщики даже после того, как их смертоносный груз сброшен — количество самолетов ограничено, в отличие от их амуниции.

Зенитные орудия опасны не только для ВВС, но и для пехоты и бронетехники. Хотя точность оставляет желать лучшего, но скорострельность и мощь на высоте.

Артиллерия

Старайтесь атаковать вражескую артиллерию не танками, а пехотой (снайперы и немецкие гвардейцы лучше всего подходят для этого) или бронемашинами. Таким образом вы устраняете расчет и можете захватить пушки и минометы.

Расчет пушки может состоять из одного человека или из двух. В первом случае она медленнее стреляет. Кроме того, два человека могут пусть и медленно, но перетаскивать ее с места на место.

Гаубицы и «Катюши» способны уничтожать войска противника на огромных расстояниях. Но не поддавайтесь соблазну использовать их против вражеской пехоты — эти орудия «поедают» уйму амуниции. Лучше стреляйте по бронетехнике и укреплениям.

Транспортники

Грузовики могут перевозить не только пехоту. Тяжелые пулеметы и минометы также могут быть погружены и передислоцированы на новые позиции. Это важно, так как, в отличие от артиллерии, это оружие не может быть передвинуто самими пехотинцами.

Зенитки и пушки можно прицепить к грузовику. Постарайтесь постоянно держать их рядом. Также как и взвод пехоты. В случае неожиданного нападения противника это поможет вам вовремя перевести артиллерию в тыл.

Кстати, грузовики первой помощи не только лечат солдат, помещенных внутрь, но и способны перевозить орудия.

Пустые транспортные грузовики к середине миссии обычно в огромном количестве скапливаются в вашем распоряжении. Используйте их как дешевых разведчиков-камикадзе: посылайте их вперед.

Инженеры

Инженеры (грузовики снабжения) не просто снабжают ваши войска амуницией. Они еще и ремонтируют вышедшую из строя, получившую незначительные повреждения технику. А это очень важно, так как все подразделения в игре набирают опыт в ходе сражений, и продлить им жизнь в ваших же интересах.

Постройка понтонных мостов и ремонт обычных — еще одна функция инженеров.

Чтобы не строить проволочные и противотанковые заграждения по одной штуке, нажмите клавишу SHIFT и задайте «цепочку» построек.