В конструкции многих моделей, предлагаемых в этой книге, применяют пенопласт. Поэтому логичным будет предложить некоторые практические советы по работе с ним. Пенопласт — вспененный полистирол нли полихлорвинил, обладает низкой плотностью и большими возможностями. Для изготовления авиамоделей применяют в основном пенопласт марки ПС (полистирольный), ПХВ (полихлорвиниловый) и упаковоч ...
»
Как было сказано ранее, воздушные змеи запускают на тонком, прочном шнуре-леере. Особенно внимательно надо отнестись к выбору места запуска. Необходимым условием полета змея является ветер. Змеи различных размеров летают приопределенной скорости ветра. Большой и тяжелый змей навряд ли удастся запустить при слабом ветре, когда уверенно может держаться в воздухе змей, изображенный на рис...
»
Для предотвращения случаев попадания в районы с опасными для полетов метеоявлениями необходимо: 1) перед полетом тщательно изучить метеообстановку по трассе и прилегающим к ней районам; 2) наметить порядок обхода опасных условий погоды; 3) наблюдать в полете за изменением погоды, особенно за развитием явлений, опасных для полетов; 4) периодически получать по радио сведения о сос...
»
Угломерно-дальномерная система может быть применена в полете на любом участке трассы в зоне ее действия. Используется она по плану, намеченному в период подготовки к полету. В этом плане указывается, в каком режиме необходимо использовать систему на том или другом участке трассы и для решения какой навигационной задачи ее следует применять. Рассмотрим методы использования системы и порядок рабо ...
»
Над территорией СССР установлены определенные режимы полетов, обеспечивающие безопасность полетов по трассам, в воздушных зонах крупных центров страны и в районах аэродромов, а также предотвращающие случаи нарушения экипажами самолетов государственной границы Союза ССР и позволяющие осуществлять контроль за полетами самолетов.
»
В полетах штурман должен использовать каждую возможность для проверки правильности остаточной радиодевиации. Наиболее простой и удобный способ проверки — это сравнение фактического и полученного по радиокомпасу пеленгов радиостанции. Для этого необходимо:
»
Модель вертолета «Пэнни» (рис. 54) разработал американский авиамоделист Д. Буркхем. Этот миниатюрный вертолет с резиновым мотором снабжен хвостовым винтом и Имеет автомат стабилизации. Основой модели является силовая рейка из сосны длиной 114 мм и сечением 5x5 мм. Сбоку приклеивают пластину из пенопласта толщиной 5 мм и закругляют по виду сбоку; получается своеобразный корпус модели. Сверху...
»
Как известно, на картах конической и поликонической проекций, применяемых для целей радиопеленгации, меридианы непараллельны между собой. Поправкой σ на схождение меридианов называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана радиостанции и северным направлением истинного меридиана самолета, перенесенного в точку радиостанции параллельно самому себе (рис. 12.7). ...
»
Воздушный шар (аэростат) — летательный аппарат легче воздуха, полет которого объясняется законом Архимеда: сила, выталкивающая погруженное в жидкость (или газ) тело, равна весу жидкости (или газа) в объеме этого тела. Данная сила направлена вертикально вверх и приложена к центру объема погруженной части тела. Иными словами, аэростат поднимается вверх (всплывает) благодаря подъемной си...
»
Для достижения безопасности самолетовождения экипаж обязан в течение всего полета сохранять ориентировку, т. е. знать местонахождение самолета. Современные средства самолетовождения обеспечивают сохранение ориентировки при полетах, как днем, так и ночью. Однако практика показывает, что еще встречаются случаи потери ориентировки. Это вызывает необходимость изучения ее причин и действий экипажа п...
»
Плавность в работе ротора на всех полетных режимах автожира является необходимым требованием, так как неровности и тряска, передаваясь на остальные части машины, будут влиять на прочность конструкции, регулировку ротора и других деталей. За неимением достаточного эксплуатационного опыта придется пока ограничиться предварительными соображениями об условиях плавной работы ротора. Во-первых, ротор до...
»
Режим «Скорость» предназначен для определения путевой скорости самолета. Она определяется по времени движения ориентира между метками дальности на экране индикатора. В РПСН-2 в режиме «Скорость» автоматически включается масштаб развертки 50 км и регулируемая задержка запуска развертки в диапазоне 60—150 км. Это позволяет выбирать ориентиры для определения путевой скорости на достаточно б...
»
Для тех, кто не имеет возможности построить модель из пенопласта, предлагаем изготовить электролет наборной конструкции (рис. 46). Основной материал для крыла — бамбук. Из него делают кромки, нервюры и законцовки: для кромок — сечением 2x1,5 мм, для других частей—1x1 мм. Лонжерон выстрагивают из сосновой рейки сечением 1,5Х1,5 мм. Все соединения выполняют с помощью ниток...
»
Очевидно, что для устранения полукруговой девиации необходимо при помощи постоянных магнитов создать силу, равную по величине и противоположную по направлению силе, вызывающей девиацию. Полукруговая девиация вызывается силами СλН и ВλН и устраняется на четырех курсах: 0, 90, 180, 270° при помощи постоянных магнитов девиационного прибора.
»
Условия самолетовождения в зоне грозовой деятельности. Грозы являются опасными явлениями погоды для авиации. Опасность полетов в условиях грозовой деятельности связана с сильной турбулентностью воздуха и возможностью попадания молнии в самолет, что может вызвать его повреждение, поражение экипажа и вывод из строя оборудования. Наиболее опасными являются фронтальные грозы, которые ох ...
»
Условия самолетовождения на малых высотах. Полетами на малых высотах называются полеты, выполняемые на высотах до 600 м над рельефом местности. Такие полеты могут быть преднамеренными (при выполнении различных видов работ авиацией специального применения), учебными (согласно программам летной подготовки) и вынужденными (по различным причинам).
»
Навигационный индикатор может быть использован в полете следующими методами: 1. Методом контроля пройденного расстояния. 2. Методом контроля оставшегося расстояния (методом прихода стрелок к нулю). 3. Методом условных координат.
»
Для вывода самолета в заданный район необходимо: 1. Соединить прямой линией место самолета с пунктом, на который необходимо выйти. 2. Измерить по карте ЗМПУ и расстояние до заданного пункта (рис. 19.7). 3. Стрелки счетчика координат установить на нуль. 4. На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ. 5. На задатчике ветра установить навигационное направление ветра и его скорост...
»
Удачное развитие конструкции автожира повело к теоретическим изысканиям по несущему авторотирующему винту-ротору. Так, например, в 1926 г. появилась работа Пистолези. В 1927 г. была опубликована Глауэртом теория автожира. В 1928 г. ее развил и дополнил Локк. Можно также указать на несколько работ итальянских аэродинамиков (Ферарри, Цистолези, Уго-де-Кариа), относящихся к работе винта в боковом пот...
»
По принципу построения поликонические проекции незначительно отличаются от конических. Они являются дальнейшим усовершенствованием конических проекций. В поликонических проекциях земная поверхность переносится на боковые поверхности нескольких конусов, касательных к параллелям или секущих земной шар по заданным параллелям. На поверхность каждого конуса переносится небольшой шаровой пояс земной...
»
Кружок — одна из форм работы по техническому творчеству. Он объединяет школьников, интересующихся определенной областью техники. Цель занятий любого технического кружка — приобщение ребят к труду, развитие их творческих способностей, формирование умений и навыков. Авиамодельный кружок объединяет ребят, увлеченных авиацией. Для многих из них авиамоделизм, это увлекательное и серь...
»
На картушку магнитного компаса, установленного на самолете, действуют следующие поля: 1) магнитное поле Земли (оно стремится направить стрелку магнитного компаса по магнитному меридиану); 2) постоянное магнитное поле самолета; 3) переменное магнитное поле самолета; 4) электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета.
»
В комплект навигационного индикатора входят следующие основные приборы (рис. 19.1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором. Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автомат...
»
Изготовление тепловых воздушных шаров (монгольфьеров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зарница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его постройки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, карандаш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфьера. Работу начинают с...
»
Модель планера «Малыш» (рис. 25) оправдывает свое название — ее длина всего 500 мм, а размах крыла около 600 мм. В отличие от предыдущей «схематички» у этого планера крыло сделано объемным. Постройку модели лучше начать с фюзеляжа. Из фанеры или липовой пластины толщиной 4—5 мм выпиливают пилон. В носовой его части делают вырез для загрузки балласта при регулировке, который потом...
»
Путь самолета между двумя заданными точками на карте может быть проложен по ортодромии или локсодромии. Выбор способа прокладки пути зависит от оснащенности самолета навигационным оборудованием. Каждая из указанных линий пути имеет определенные свойства. Ортодромией называется дуга большого круга, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками А и В на поверхности земного шара (рис. ...
»
Правильно изобразить поверхность Земли можно только на глобусе, который представляет собой земной шар в уменьшенном виде. Но глобусы, несмотря на указанное преимущество, неудобны для практического использования в авиации. На небольших глобусах нельзя поместить все сведения, необходимые для самолетовождения. Большие глобусы неудобны в обращении. Поэтому подробное изображение земной поверхности...
»
Парусная тележка (рис. 8) состоит из основания, ударника, замка и паруса. Основание— сосновая рейка длиной 150 мм и сечением 10X8 мм На одном ее конце нитками с клеем привязывают скользящую петлю из скрепки и замок — П-образную пластину из алюминия шириной 8 мм. На другом конце рейки закрепляют вторую петлю. Один конец ударника, изготовленного из стальной проволоки диаметром 1,5 м...
»
Компасным меридианом называется линия, вдоль которой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на самолете (рис. 3. 3). Компасный и магнитный меридианы не совпадают. Девиацией компаса Δк называется угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного меридианов. Она отсчитывается от магнитного меридиана к компасному к востоку (вправо) со знаком плюс, к зап...
»
Самые простые соревнования — на время полета. Тут может быть и одновременный старт всех шаров и старт по очереди (по жребию). Выигрывает та команда, у которой шар дольше продержится в воздухе.
Авиационные карты по своему назначению делятся на:
1) Карты планирования – предназначены для получения справочных данных при планировании полетов. Используются при проведении предварительной подготовки и позволяют:
Выбрать запасные аэродромы
Предварительно определить общую заправку топливом
Выбрать маршрутные карты
2) Маршрутные карты – предназначенные для решения основных задач самолетовождения при подготовке и выполнении полета
Эти карты похожи на обычные географические, но являются более подробными. Издаются обычно в масштабах 1:1000000 и 1:2000000. Проекция их по характеру искажений произвольная (называется видоизмененной поликонической или международной проекцией), но искажения в пределах листа карты малы и при измерениях на карте ими можно в большинстве случаев пренебренечь. Из географической нагрузки на карту нанесены в основном те объекты, которые могут быть использованы для ориентировки: водные и лесные массивы, населенные пункты, шоссейные (красным цветом) и железные (черным) дороги и т.д. Из специальной аэронавигационной нагрузки нанесены красными пунктирными линиями изогоны, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением.
3) Маршрутные карты, выпускаемые зарубежными фирмами, имеют такое же предназначение, но выпускаются в разных масштабах, несут больше аэронавигационной нагрузки и, конечно, используют другие условные знаки. Наибольшее распространение получили карты, выпускаемые корпорацией Джеппесен (Jeppesen), которая является мировым лидером по обеспечению аэронавигационной информацией.
4) Радионавигационные карты выполнены в равноугольной проекции в масштабе 1:2000000. Предназначены эти карты для полетов по приборам и поэтому географической нагрузки на них немного: моря, крупные и средние реки и населенные пункты, основные озера и дороги. Мелких ориентиров на них нет. Но зато нанесено много аэронавигационной информации: координаты пунктов маршрута, расстояния и путевые углы, данные наземных радиотехнических средств навигации (координаты, частоты, позывные, время работы) и многое другое. Радионавигационные карты являются уже не столько картами, сколько документами аэронавигационной информации.
5)Специальные и справочные карты – предназначены при подготовки и выполнении полетов. К ним относятся карты магнитных склонений, часовых поясов, климатические и метеорологические, карты звездного неба и др.
КУРСЫ И ПУТЕВЫЕ УГЛЫ
1) ЗЕМНОЙ МАГНЕТИЗМ -Для определения и выдерживания курса самолета наиболее широкое применение находят магнитные компасы, принцип действия которых основан на использовании магнитного поля Земли.
Земля представляет собой большой естественный магнит, вокруг которого существует магнитное поле. Магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими и располагаются не на поверхности Земли, а на некоторой глубине.
Магнитное поле Земли
Ось магнита планеты диполя наклонена к оси вращения Земли под углом примерно 11,5º. Этот условный диполь и создает примерно 70% магнитного поля. Однако региональные и местные магнитные аномалии вызывают искривление силовых линий в разных местах планеты.
Магнитное наклонение Θ – угол между горизонтальной плоскостью и направлением вектора напряженности Т.
Получается, что в магнитных полюсах магнитное Элементами земного магнетизма являются: напряженность(Т), наклонение(Θ) и склонение(Δм).
Вектор напряженности Т направлен по касательной к силовым линиям, он в общем случае не лежит в плоскости горизонта и, вследствие искривления силовых линий, не совпадает с плоскостью географического меридиана. Если разместить в какой-либо точке начало прямоугольной системы координат и направить ось ОХ по меридиану на север, ось ОУ перпендикулярно к ней на восток, а ось ОZ направить вниз, то вектор Т можно разложить на горизонтальную составляющую Н и вертикальную Z(рис. 3.2). Направление горизонтальной составляющей Н является очень важным для аэронавигации, так как это направление и называют северным направлением магнитного меридиана в данной точке. Очевидно, что угол между осью ОХ (направлением истинного меридиана) и вектором Н (направлением магнитного меридиана), есть не что иное, как магнитное склонение Δм в данной точке.
По назначению и выполняемым задачам - четыре основных класса:
Многоцелевая авиация;
Транспортная авиация;
Поисково-спасательная авиация;
Специальная авиация.
а) Многоцелевая авиация.
Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) - аппараты, способные выполнять разнородные задачи без изменения их конструктивной схемы.
Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного. Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное переоборудование. Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую лебёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.
Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов различного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вертолёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.
В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.
б) Транспортная авиация
Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для перевозки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА ), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА ).
Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техники с сопровождающим их персоналом. Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.
Важнейшие характеристики грузовых ЛА - грузоподъёмность; скорость, дальность и себестоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.
В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрнута после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч. в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тяжёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не получили, несмотря на большое число проектов.
Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА) предназначены для выброски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.
Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного состава перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное оборудование.
На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолёты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и разгрузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, боевой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.
Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки людей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого оборудования.
Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.
В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для перевозки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют модификации в варианте "салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте "воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.
в) Поисково-спасательная авиация
Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также экипажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам поиска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тросами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.
Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых применяется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.
г) Авиация специального назначения
Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и торфяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применяются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.
ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания неотложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.
Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.
В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть оборудованы как летающие госпитали или операционные.
Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитарные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель", рассматривается вопрос о его передаче МЧС России.
ЛА управления и связи предназначены для руководства силами и средствами с воздушных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между наземными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.
Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (наблюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.
Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведывательных полётов.
Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и военных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные самолёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, оперативной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.
Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и гражданской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), метеорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.
В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборудуются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видеосъемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудованием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.
Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.
Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут применяться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.
Летающие платформы - перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винтами-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположенными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.
МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автономного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и связи - вертолёта Ка-137.
Планируемый состав авиации МЧС России
Второй учебный вопрос
2. Назначение, основные технические характеристики штатных комплектов технических средств, аварийно - спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования
В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.
Деятельность МЧС
Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.
Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.
При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.
В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе - около 150 тыс. сотрудников.
Спасательная авиация
Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.
Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.
Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова - водосливного аппарата ВАП-2.
Вертолет Ми-8
Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.
Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.
Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей - 1500 л. с.
Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.
По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на четыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.
многоцелевая авиация
Многоцелевая авиация – это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без изменения их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую лебёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.
В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.
транспортная авиация
Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для перевозки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).
Грузовые – это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техники с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.
Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного состава, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное оборудование.
На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.
Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.
Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки людей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого оборудования.
В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.
Для перевозки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8.
В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.
поисково-спасательная авиация
Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам поиска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.
Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тросами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.
Основными поисково-спасательными вертолетами, применяемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.
специальная авиация
Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и торфяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.
Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания неотложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т.д.
Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.
Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"
Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воздушных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между наземными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.
Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (наблюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, метеорологической и других видов).
Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,
движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.
В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборудуются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видеосъемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудованием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.
Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вертолётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.