Интеллектуально познавательные игры по экологии названия. Познавательные игры к году экологии. «Кто где живёт?»

Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

Интересных и занимательных вопросов;

Четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

Равных по силам команд;

Широкого кругозора ведущего;

Системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)

2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)

3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)

4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)

2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)

3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)

4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)

2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)

3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)

2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)

3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые...»

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)

2. Самое большое наземное животное. (Слон)

4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)

6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)

8. Самый быстрый зверь. (Гепард)

9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)

10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)

11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)

12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)

13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)

Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».

Татьяна Иванищева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»

Интеллектуально-экологическая игра

«Знатоки природы »

Задачи :

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе ;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать потребность в двигательной деятельности;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе ;

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

Развивать навыки восприятия звуков.

Материал : Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц : совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых : пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой ; чтение художественной литературы природоведческой направленности ; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе ; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?» , о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Ход игры:

Перед залом лежат на полу следы зверей (желтого и красного цветов, появляется шарик с телеграммой.

Текст телеграммы :

Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию познаний животного и растительного мира» нашей Земли. Мо друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.

Ведущий : Поможем Лесовичку и его друзьям?

Дети : Да, поможем.

Ведущий : Тогда послушайте загадку :

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (след)

Ведущий : Ой, ребята, посмотрите, в зал ведут какие-то следы. Может быть это и есть подсказка Лесовичка. (включается песня «По следам любого» из мультфильма «Маша и медведь» ).

(Дети усаживаются за столы) .

Ведущий : На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, что это за письма? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).

Ведущий : Значит, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.

Ну, что ребята, поможем?

Дети : Поможем.

Ведущий : Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. (Детям предлагается прочитать вывеску : «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?» )

Помощник ведущего : Да, действительно, вы попали в клуб знатоков .

У нас в клубе знатоков свои правила . Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.

У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть !

Ведущий : А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки, одну с номером и вторую без номера.

Ведущий : И сейчас мы проводим разминку, которая представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.

Вопросы для команды «Солнышко» .

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

Вопросы для команды «Радуга» .

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Крутим волчок.

Ведущий : Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу» .

(по два вопроса для каждой команды : голоса птиц : сороки, кукушки, дятла и

На экране - слайды птиц.

Конверт № 2 от Дядюшки – Ау : «Загадочный лес»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Кто может пить ногой? (лягушка)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

(Помощник ведущего объявляет результаты 2 туров)

Помощник ведущего проводит конкурс капитанов.

Помощник ведущего : Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно :

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю? (да)

Помощник ведущего : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Конверт № 3 от пчелки Майи : «Растения наши друзья»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Трава которую и слепой знает. (крапива)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей)

Музыкальная разминка : «Солнышко лучистое!»

Конверт № 4 от кузнечика Кузи : «Знакомые и незнакомые насекомые» .

Игра «Угадай по звуку» .

(На мониторе появляются картинки насекомых : пчелы, комара, кузнечика, шмеля)

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.

Конверт № 5 «Черный ящик»

Внимание черный ящик!

Загадка : «В огне не горит и в воде не тонет. (ответ : лед) или Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (ответ : лед) »

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ : «В черном ящике находится лед» .

Конверт № 6 «Видео вопрос – ситуации» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные : лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)

(Дети одеты в костюмы животных) .

Конкурс «Как вести себя в природе » .

Ситуация для команды «Солнышко»

Лиса : Вчера я видела такую ситуацию :

«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой».

Ведущий : Правильно ли девочки поступили?

Дети : Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Ситуация для команды «Радуга»

Заяц : Я наблюдал такую ситуацию :

«После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой».

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети : Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе . Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Помощник ведущего объявляет общий итог)

Видеоролик от Лесовичка : Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля . Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу .

Ведущий : А ещё, Лесовичок, мы хотим тебе подарить танец.

Музыкальная пауза.

Танец : «Живет повсюду красота!»

(Вручение медалек) .

Список используемой литературы :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Замысел. «Ромашка» — форма организации игры на экологическую тему

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2 — 4-го классов.

Ведущий . Земля, земной шар — это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша -— небо. У нас под ногами один общий пол — земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла — солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». Значит, можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Карточки — задания

1. Распределить слова в два столбика по принципу «живая — неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва

2. Изобразить животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадать загадки

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка)

4. Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9, 3, 1 — 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 — третий день недели. (Среда)

6, 7, 8, 9, 5 — учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10, 8, 11, 15 — нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 — верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес — наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазировать: что было бы, если...

Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Если бы не стало воды?

Если бы исчезли птицы?

7. Провести с одноклассниками аукцион лекарственных растений.

Ваша задача : выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

➢ Я — жень-шень — чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».

➢ На тропинке, на дорожке —

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, —

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет — и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

➢ Липа — средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

➢ Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать:

Белый крошечный цветочек —

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар — успокоение.

➢ Семена мои целебны —

При гастритах пьют настой.

Корни — убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

➢ В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

➢ В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка —

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста —

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

8. Слева написаны времена года, справа — то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход

9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда)

10. Какому животному принадлежит хвост?

— С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

— С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

— У нее хвост вместо руля. (Птица.)

—- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

— У нее хвост — дополнительная рука. (Обезьяна.)

— Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

— У нее хвост — мухобойка. (Корова, лошадь.)

— У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

— В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК

Ответ. Красная книга.

12. Решить задачи из задачника Г. Остера.

➢ Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

➢ В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег — один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. Они вразнобой должны быть написаны ниже.

➢ Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

➢ Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

➢ Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

➢ Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

➢ Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

➢ На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря — ... (буран).

➢ Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово — ... (наст).

Познавательная экологическая игра «Знатоки природы»

(подготовительная группа).

Виды детской деятельности: коммуникация, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физкультура».

Цели деятельности педагога : Уточнить и систематизировать знания детей о приспособленности растений и животных к среде обитания;

Учить детей работать в команде, развивать интерес друг к другу, доброжелательность;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств : ребенок проявляет интерес и любознательность к познавательным заданиям, умеет работать в коллективе, бережнее относится к природе, у ребенка формируются навыки работы в команде.

Материалы и оборудование :

Конверты с заданиями, волчок;

Иллюстрации с различных видов деревьев с листьями и плодами;

Картина «Весна», макет луга;

Схемы: «Этапы развития насекомых», «Цепочки питания».

Ход занятия : Дети разделены на команды, сидят на стульях друг против друга.

Воспитатель : Ребята, мы с вами весь год старательно учились узнавать и любить природу. И надо сказать, что к концу года мы стали настоящими знатоками природы. Сегодня мы будем играть в игру «Знатоки природы». У нас 2 команды «Юные натуралисты » и «Юные экологи ». Перед вами конверты, в которых интересные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чья команда наберет больше жетонов, получит медаль «Юный знаток природы».

Конверт №1. Живая и неживая природа.

Задание для команды «Юный натуралист» (Из первого конверта).

1. Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов (гром)

2. Зимой на земле лежал.

Летом в речку побежал? (снег)

3. Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох (град)

Какая это природа: живая или неживая. Назовите предметы неживой природы на картине.

Задание для команды «Юные экологи».

1. Когда это бывает? Птицы улетают в теплые края?

2. Деревья наряжаются в желтый наряд, сбрасывают листья?

3. Движение сока у березы, клена?

Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.

Назвать на картине все предметы живой природы.

Конверт №2: Дидактическая игра

«Животные луга, леса, болота», 1 - ая команда

«Растения луга, леса, болота», 2 - аякоманда.

Воспитатель раздает карточки с изображением животных (растений), дети определяют, где живут животные, находят их дом.(иллюстрации с изображением луга. Леса и болота). Другая команда определяет, где растут растения (на лугу, в лесу, на болоте и т. д.).

Конверт №3. Животные, птицы, насекомые.

Задание: Назвать одним словом.

Задания для команды №1.

Лиса, волк, рысь, медведь.

Белка, заяц, бурундук, хомяк.

Олень, лось, козел.

Снегирь, синица, воробей ворона.

Продолжить ряд слов: иволга, кукушка…; комар, муха….; корова, лошадь….; попугай, хомяк…. .

Какие насекомые рождаются в воде? (стрекоза)

Задания для команды №2

Какое слово не вписывается в общий ряд?

Комар, оса, муха, волк, бабочка

Клест, дятел, сова, лебедь.

Петух, индюк, ворона, утка, гусь.

Аист, цапля, журавль, курица.

Жираф, зебра, верблюд, слон, белый медведь.

Почему говорят, что растения и животные связаны друг с другом? Составить цепочки питания.

Как рождаются насекомые?

Конверт №4. Мир растений.

1. Где растут эти растения? (макет луга). Покажите их.

2. Чем отличается елка от сосны? По каким признакам отличаются деревья и кустарники?

3. Д\игра «Чья это ветка»

Конверт №5. Эстафета «Собери цветок».

Цель: Вспомнить и применить в игре знания о строении растений.

Дети собирают цветок по отдельным частям (корень, стебель, лист, цветок, плод)

Конверт №6. Правила поведения в лесу.

1. Почему говорят: Лес – богатство и краса – береги свои леса.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

2. Назвать растения Красной Книги.

Назвать животных Красной Книги.

3. Задание: Выбрать правила вежливости. (2 – 3 правила на каждую команду).

Подведение итогов: Итак, ребята, мы выяснили, что знаете вы уже много о растениях и животных. Почему мы должны оберегать природу? (ответы детей). Если мы будем оберегать природу, люди будут меньше болеть, окружающий мир будет чище.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур “ Наши пернатые”

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

Второй тур “ Животные”

Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Третий тур “Что ты знаешь о них?”

Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Четвертый тур “Зеленые друзья”

Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы четвертого тура

1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.

  1. Осина .
  2. Ольха.

2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

  1. Клен.
  2. Береза .
  3. Рябина.

3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

  1. Акция.
  2. Лиственница.
  3. Кедр

4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха .
  2. Липа.
  3. Калина.

5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.

  1. Смородина.
  2. Багульник .
  3. Шиповник.

6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

  1. Полынь .
  2. Крапива.
  3. Пижма.

Пятый тур “Экологический”

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Шестой тур “По страницам Красной книги”

Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

Описание животных и растений, ответы:

1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)

2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)

3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)

4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)

5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)

6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)

Седьмой тур “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв .)
  2. Птичий домик. (Гнездо .)
  3. Ночная птица. (Сова .)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей )
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок )
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
  4. Домашний сторож. (Собака .)
  5. Плод дуба. (Желудь .)

Вопросы 3-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога .)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф .)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина .)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)

Вопросы 4-й команде

  1. Самое большое животное. (Кит .)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью .)
  5. Дом скворца. (Скворечник .)

Вопросы 5-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж .)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф .)
  3. Самая страшная рыба. (Акула .)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого .)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)

Вопросы 6-й команде

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
  2. Домашний сторож. (Собака .)
  3. Корова в детстве. (Теленок .)
  4. Что снесла курица. (Яйцо .)
  5. Где живут зебры. (В Африке .)

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

Практическая часть материала

В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.

Список литературы

  1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
  2. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
  3. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.

Итоговая ведомость

Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.