Сообщение на тему все сводится к деньгам. — Неужели всё сводится к деньгам? История возникновения бумажных денег

Я вернулся к себе в комнату совершенно ошеломлённым. Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели всё сводится к деньгам?» - думал я.

Помнится, я долго не мог заснуть. Мне всё мерещились вокруг груды золота. Да и красавица графиня очень занимала меня. Должен признаться, к стыду моему, что она совсем затмила образ Фанни Мальво, простодушного, чистого создания, обречённого на труд и безвестность. Но утром, в туманных грёзах пробуждения, милый девический образ сразу возник передо мной во всей прелести, и я уже думал только о Фанни…

Не хотите ли выпить стакан воды с сахаром? - спросила госпожа Гранлье, прервав Дервиля.

С удовольствием, - ответил он.

Знаете, я не вижу, какое отношение к нам имеет вся эта история, - заметила госпожа Гранлье, позвонив в колокольчик.

Гром и молния! - воскликнул Дервиль, употребив любимое своё выражение. - Я сейчас сразу прогоню сон от глаз мадемуазель Камиллы, - пусть она знает, что её счастье совсем ещё недавно зависело от папаши Гобсека. Но так как старик на днях умер, дожив до восьмидесяти девяти лет, господин де Ресто скоро вступит во владение превосходным состоянием. Как и почему - это надо объяснить. А что касается Фанни Мальво, то вы её хорошо знаете. Это моя жена.

Друг мой, - заметила виконтесса де Гранлье, - вы, со свойственной вам откровенностью, пожалуй, признаетесь в этом при двадцати свидетелях!

Да я готов крикнуть это всему миру! - заявил стряпчий.

Вот вода с сахаром, пейте, милый мой Дервиль. Никогда вы ничего не достигнете, зато будете счастливейшим и лучшим из людей.

Я немножко потерял нить, - сказал вдруг брат виконтессы, пробуждаясь от сладкой дремоты. - Так вы, значит, были у какой-то графини на Гельдерской улице. Что вы там делали?

Через несколько дней после моего разговора со стариком голландцем, - продолжал свой рассказ Дервиль, - я защитил диссертацию, получил степень лиценциата прав, затем был зачислен в коллегию стряпчих. Доверие ко мне старого скряги Гобсека очень возросло. Он даже обращался ко мне за советами по разным своим рискованным аферам, в которые смело пускался, собрав точные сведения, хотя даже самый искушённый делец счёл бы их опасными. К удивлению моему, этот человек, на которого никто ни в чём не мог повлиять, выслушивал мои советы с какой-то почтительностью. Правда, они всегда шли ему на пользу. Но вот, проработав три года в конторе стряпчего, я получил там должность старшего клерка и переехал с улицы Де-Грэ, так как мой патрон, помимо ста пятидесяти франков жалованья в месяц, давал мне теперь ещё стол и квартиру. Какой это был счастливый день для меня! Когда я зашёл к старому ростовщику проститься, он не сказал мне ни одного дружеского слова, не выразил никакого сожаления, не пригласил бывать у него, а только бросил на меня взгляд, свой удивительный, необыкновенный взгляд, по которому можно было подумать, что он обладает даром ясновидения. Однако неделю спустя старик сам навестил меня, принёс запутанное дело об отчуждении земельного участка, и с тех пор по-прежнему стал пользоваться моими безвозмездными советами с такою непринуждённостью, как будто платил за них. В конце второго, 1818–1819 года, зимою, мой патрон, большой кутила и расточитель, оказался в стеснённых обстоятельствах, вынуждавших его продать контору. Хотя в те времена цены на патент стряпчего не достигали таких баснословных сумм, как теперь, он запросил за своё заведение не мало - сто пятьдесят тысяч франков. Если б деятельному, знающему и толковому стряпчему доверили такую сумму на покупку этой конторы, он мог бы прилично жить на доходы от неё, уплачивать проценты и за десять лет расквитаться с долгом. Но у меня гроша за душой не было, так как отец у меня мелкий провинциальный буржуа. Я седьмой по счёту в нашей семье, а из всех капиталистов в мире я был близко знаком только с Гобсеком… Но, представьте, честолюбивое желание и какой-то слабый луч надежды внушили мне дерзкую мысль обратиться к нему. И вот однажды вечером я медленным шагом направился на улицу Де-Грэ. Сердце у меня сильно билось, когда я постучался в двери хорошо мне знакомого угрюмого дома. Мне вспомнилось всё, что я слышал от старого скряги в ту пору, когда я и не подозревал, какая мучительная тревога терзает людей, переступающих порог его жилища. А вот теперь я иду проторённой ими дорожкой и буду так же просить, как они. «Ну нет, - решил я, - честный человек должен всегда и везде сохранять своё достоинство. Унижаться из-за денег не стоит. Покажу себя таким же практичным, как он».

Когда я съехал с квартиры, папаша Гобсек снял мою комнату, чтобы избавиться от соседей, и велел в своей двери прорезать решётчатое окошечко; меня он впустил только после того, как разглядел в это окошечко моё лицо.

Откуда вы знаете? Он никому не говорил об этом, кроме меня.

Губы старика раздвинулись, и в углах рта собрались складки, как на оконных занавесках, но его немую усмешку сопровождал холодный взгляд.

Только этому я и обязан честью видеть вас у себя, - добавил он сухим тоном и умолк.

Я сидел как потерянный.

Выслушайте меня, папаша Гобсек, - заговорил я наконец, изо всех сил стараясь говорить спокойно, хотя бесстрастный взгляд этого старика, не сводившего с меня светлых блестящих глаз, смущал меня.

Он сделал жест, означавший: «Говорите!»

Я знаю, что растрогать вас очень трудно. Поэтому я не стану тратить красноречия, пытаясь изобразить вам положение нищего клерка, у которого вся надежда только на вас, так как в целом мире ему не найти близкую душу, которой не безразлична его будущность. Но оставим близкие души в покое, дела решаются по-деловому, без чувствительных излияний и всяких нежностей. Положение дел вот какое. Моему патрону контора приносит двадцать тысяч дохода в год; но я думаю, что в моих руках она будет давать сорок тысяч. Я чувствую: вот тут есть кое-что, - сказал я, постучав себя пальцем по лбу, - и если бы вы согласились ссудить мне сто пятьдесят тысяч, необходимые для покупки конторы, я в десять лет расплатился бы с вами.

Умные речи! - сказал Гобсек и наградил меня рукопожатием. - Никогда ещё с тех пор, как я веду дела, ни один человек так ясно не излагал мне цели своего посещения. А какие гарантии? - спросил он, смерив меня взглядом, и тут же сам себе ответил: - Никаких. Сколько вам лет?

Через десять дней исполнится двадцать пять. Иначе я бы не мог заключать договоры.

Правильно.

Ну, так как же?

Пожалуй!

Правда? Тогда надо всё поскорее устроить, иначе перебьют, дадут дороже.

Завтра утром принесите метрическую выпись, и мы поговорим о вашем деле. Я подумаю.

Утром, в восемь часов, я уже был у старика. Он взял у меня метрику, надел очки, откашлялся, сплюнул, закутался поплотнее в чёрную свою крылатку и внимательно прочёл всю метрическую выпись, от первого до последнего слова, повертел её в руках, поглядел на меня опять, покашлял, заёрзал на стуле и сказал:

Ну что ж, давайте торговаться.

Я затрепетал.

Я беру за кредит по-разному, - сказал он, - самое меньшее пятьдесят процентов, сто, двести, а когда и пятьсот.

Я побледнел.

Ну, а с вас по знакомству я возьму только двенадцать с половиной процентов… - Он замялся. - Нет, не так, - с вас я возьму тринадцать процентов в год. Подойдёт вам?

Подойдёт, - ответил я.

Смотрите. Если много, защищайтесь, Гроций (он иногда в шутку называл меня Гроцием). Я с вас прошу тринадцать процентов, - такое уж моё ремесло. Прикиньте - под силу вам столько платить? Я не люблю, когда человек сразу сдаётся. Ещё раз спрашиваю: не много ль это?

Нет, - ответил я. - Я расплачусь, придётся только приналечь на работу.

Вот оно что! - заметил Гобсек, поглядывая на меня искоса лукавым взглядом. - Значит, клиенты расплатятся?

1. Тема власти денег в мире и в душе человека.
2. Накопление и расточительство.
3. Нравственная деградация личности.

Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея, богатства;
Но не окончена жизнь: побереги-ка добро.
Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое,
В меру добро бережет, в меру и тратит его.
Л. Самосский

Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В повести Бальзака эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живого-лот». Тема, которую Бальзак затронул в своем произведении, является одной из вечных тем. Многие писатели обращались к образу скряги, который и комичен, и трагичен одновременно. Нужно отметить, что Гобсек Бальзака далеко не однозначен. Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек: «Были ли у него родные, друзья? Беден он был или богат? Никто не мог бы ответить на эти вопросы». Дервиль рассказывает о « , трагикомическом случае из жизни Гобсека: старый ростовщик случайно уронил золотую монету, а когда ему ее подали, решительно заявил, что эти \\ деньги не его: «Да разве я стал бы так жить, будь я богат!»

Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, «человек-автомат», «человек-вексель». Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств — нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества».

Итак, вот ответ на невысказанный вопрос Дервиля, а знает ли Гобсек о Боге, верит ли в Него? Какой религии привержен этот человек? Золото — вот единственная сила, которую признает старый ростовщик: «Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Он искренне полагает, что над ним самим ничто в мире не имеет власти. Однако власть Гобсека в большей степени проявляется в сфере умозрительного, чем в реальной действительности. Конечно, ростовщик вытрясает из своих клиентов солидные деньги, но на этом проявления его власти и заканчиваются. Гобсек живет так, словно и нет у него огромного состояния. Старому ростовщику, как и пушкинскому скупому рыцарю, достаточно мыслей о том, что он мог бы обладать всем, чем только захочет. Но самое страшное, что герой уже не желает ничего, кроме самих денег. Рассуждая об их власти, Гобсек на несколько мгновений почти становится поэтом — настолько вдохновляет его эта единственная тема.

«Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели все сводится к деньгам?» — такова реакция Дервиля на откровения Гобсека. И все же, несмотря на свои миллионы, на свою власть, Гобсек одновременно и жалок. По крайней мере молодой юрист в какой-то момент посмотрел на ростовщика так, словно тот «тяжко болен». И он действительно болен — болен духовно. У него нет семьи, нет детей, он стар, слаб. Для кого он копит несметные богатства? Зачем живет как бедняк, располагая миллионами? Ничто в мире не имеет над ним власти, кроме денег, его идола. Гобсек наслаждается призраком власти, которой обладают деньги. Собственно, деньги нужны ему не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-ростовщика. В жизни графини Ресто деньги тоже играют не последнюю роль. Сразу нужно отметить: графиня, в отличие от Гобсека, рассматривает деньги именно как средство, благодаря которому она поддерживает внешний лоск светской дамы и удерживает любовника, порочного человека с ангельской внешностью. Нужда в деньгах, которых постоянно требует любовник, заставляет графиню обратиться к ростовщику. Страх, что муж лишит её младших детей наследства, толкает ее на недостойные происки — женщина готова воспользоваться привязанностью старшего сына к ней и отцу, лишь получить в руки завещание умирающего графа.

Итак, Бальзак противопоставляет два способа отношения к деньгам — накопление богатств ради них самих и безудержное мотовство, наглядно показывая ущербность обеих позиций. Не случайно автор описал и последние дни жизни Гобсека. Старик болен, лежит в постели, он понимает, что дни его сочтены — а между тем механизм обогащения продолжает действовать. Скупость Гобсека достигает ужасающих размеров, теряет всякую логику. Клиенты приносили ему различные подарки — продукты, серебряную посуду, которые он продавал в магазины. Но из-за нежелания скупого старика продать товар чуть дешевле продукты портятся. Деньги, товары имеют значение, когда их используют — вот в чем смысл картины гниющих продуктов в квартире покойного Гобсека. И кому отойдет его состояние? Проститутке, его дальней родственнице. Можно предположить, что эта женщина, скорее всего, быстро потратит легкие денежки и снова скатится в привычную пропасть. «Да, все у меня есть, и со всем надо расстаться. Ну, ну, папаша Гобсек, не трусь, будь верен себе...» — таковы последние слова старого ростовщика. Ни сожалений о безрадостно проведенной жизни, посвященной приобретению денег, которыми сам он почти не пользовался, ни мыслей о своей душе — ничего... Да и что душа для человека, признающего единственной силой в мире золото?

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.

Мы снова вернулись к деньгам, верно? Они нужны как средство обмена, чтобы купить топливо для тракторов, с помощью которых вы будете собирать урожай, и так далее. Все возвращается к деньгам, и вот почему: конечно, можно непосредственно обменять зерно на дизельное топливо, но это энергетически неэффективно – придется привезти зерно, выгрузить его у заправочной станции, а владельцу станции надо будет погрузить его в другой грузовик, чтобы отправить его в оплату за топливо, – это очень неэффективный путь.

Поэтому мы используем деньги на протяжении тысяч лет – это гораздо эффективнее, это позволяет продукту поступать непосредственно туда, где он нужен, минуя пять промежуточных звеньев, путешествие по которым лишь загрязнило бы продукт.

Теперь видите, почему мы пользуемся деньгами? Именно поэтому все и сводится к ним!

Итак, есть фермер, позволяющий себе иметь изобильные земли, нужное количество дождя и солнца. Он предвидит колоссальный урожай, но продолжает жаловаться, что не выручает достаточно за свое зерно, не может оплатить расходы и всегда остается в минусе. И Вселенная создает то, о чем он говорит: он снимает обильный урожай отборного зерна, но не может его продать, не может выручить за него достаточно денег, а, соответственно, не может оплатить все счета. Не странно ли это?

А для кого-то другого урожай прекрасно продается, хотя он может быть не настолько успешен в его выращивании. Причина в том, что его система верований, его мысли сообщают Вселенной, что у него всегда достаточно денег, что у него всегда все складывается прекрасно. И к концу года такой человек получает хорошую прибыль и отправляется на отдых. Таким образом, он испытывает тот жизненный опыт, в который верит.

Вы смотрите на них и говорите: «У первого фермера дела должны идти значительно лучше – только взгляните на его земли, на его прекрасный урожай! Как это получается, что он всегда испытывает недостаток средств? А что второй фермер? Он вкладывает вдвое меньше усилий… (Хотя, может, и больше усилий – кто знает? – это, опять-таки, другая категория.) Так или иначе, его урожай беднее, он снимает меньше бушелей зерна с гектара, дождь и солнце не столь оптимальны на его землях, как на полях первого, хотя они живут недалеко друг от друга. (Я был фермером и сам видел подобные расклады.) Однако финансовая ситуация всегда лучше у второго фермера!»

Ха! – Дело в том, что Вселенная всегда отзывается на то, что вы, я, все мы излучаем в мир, сообщая тем самым, что необходимо создавать. Вот так просто. Чего бы это ни касалось, понимаете?

Итак, желанный окончательный результат – это финансовое благосостояние, но промежуточных вариантов может быть огромное множество. Вот, к примеру, художник; он говорит: «Хотя мои картины не очень хорошо продаются, финансово я обеспечен. Каким-то образом дела всегда складываются хорошо, имею более чем достаточно средств на аренду мастерской, на краски и холсты…» И это – тот опыт, который он заказывает и, соответственно, получает от Вселенной.


У другого художника – противоположная ситуация. Его картины отлично продаются, он востребован. Но когда дело касается финансов, ему всегда приходится бороться, чтобы свести концы с концами. У него в голове есть представление о том, что «быть художником – значит никогда не иметь достаточно денег». Это то, что он излучает в мир, и поэтому, сколько бы он ни получал за свои картины, в его жизни постоянно не хватает денег. Он может получать втрое больше первого художника, но при этом едва сводить концы с концами. И не потому, что он не умеет распоряжаться деньгами. Просто Вселенная в буквальном смысле сделает так, что деньги утекают у него сквозь пальцы как песок.

Ведь это то, о чем художник просит Вселенную. И та выполняет просьбу. И с этим ничего невозможно сделать, абсолютно ничего. Можно нанять лучших финансовых менеджеров – и они все равно сделают все ошибки, необходимые для того, чтобы художник потерял свои деньги.

Ведь именно об этом тот просит Вселенную – и так она поступает. Пока он не передумает и не попросит о чем-нибудь другом.

Дождь идет не везде… Когда я был фермером, я (или, скажем, мой сосед) мог получить вдвое больше осадков и на 30–40 процентов больше солнца, чем другой фермер, находящийся на расстоянии 5–10–15 миль от нас. Случалось, что в засушливые периоды я был свидетелем того, как набегали тучи и буквально затапливали половину моей земли, тогда как другая половина оставалась сухой, как пустыня.

Такова жизнь. Мы можем создать все, что хотим испытать в жизни, все! Но для этого надо уметь послать правильный сигнал Вселенной – и мы делаем это, детально представляя себе результат. Неважно, каким способом, главное, чтобы испытать связанные с этим эмоции. Они будут свидетельством того, что мы поступаем правильно.

Итак, мы хотим урожай? Или, в конечном итоге, хотим финансового изобилия от этого урожая? Тогда представляйте его себе так сильно, чтобы эмоционально и физически начать ощущать то, чего желаете.

Кроме того, время от «начала процесса создания» до «появления результатов в физической реальности» очень разное для разных людей. Это может занять месяц, а может год или даже два. По моему опыту, абсолютный максимум – это три года, похоже, что это предел. Но это обычно означает присутствие сильного сопротивления, или то, что вы хотите чего-то такого, чему требуется время для воплощения в реальность.

«Деньги в интернете» - Не анонимные системы требуют обязательной идентификации участников системы. Мошенник же получает свои деньги. Заключение. Техника безопасности у банкомата. Виды электронных денег. 4. Мошенничества при операциях с банкоматами. «Электронные деньги: риски потери денег и методы защиты.». Правда, по словам банковских работников, клиенты не спешат пользоваться такой услугой.

«Деньги и инфляция» - Деньги либо хранятся, либо находятся в движении. Разминка. Основные понятия: Как инфляция влияет на покупательную способность денег? Виды денег. Задание. Сколько денег нужно стране? Стоимость драгоценностей и недвижимости растёт быстрее стоимости жизни во время инфляции. Как вы понимаете утверждение «Покупатель всегда прав» с точки зрения маркетинга?

«Карманные деньги ребёнку» - Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. Можно давать карманные деньги ребенку с шести-семи лет. Давать или не давать детям карманные деньги? Карманные деньги не нужны. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. ДА - 72 % НЕТ- 8 % 4.На что ты тратишь карманные деньги?

«Товар и деньги» - Было время, когда денег не существовало. Некоторая сумма денежных единиц условно считается эквивалентом для товаров. Деньги - вторичны по отношению к товару, не существуют без товара. У людей возникает стремление к накоплению денег. Деньги – иллюзорная форма всеобщего рабочего времени. Как долги государства.

«Куда уходят деньги» - Доходная часть семьи: Семейный бюджет- одна из важнейших составляющих каждой семьи. Расходы. Деление дохода каждого члена семьи на две части: общественную и личную. Семейный бюджет. Используя рационально свой доход, никогда не окажешься в долгах. 3) Ежедневно ведутся записи расходов. Бюджет делится на две части – доходную и расходную.

«История возникновения денег» доклад, кратко изложенный в этой статье, расскажет Вам о том, когда появились первые деньги и как они эволюционировали.

Сообщение «История денег»

Точно сказать, когда появились деньги сложно. Ведь даже понятие денег во все времена было разным. В период существования первобытных людей практиковался обмен. Например, те, кто занимались гончарным делом, выменивали горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, кузнецы и так далее. Поняв, что это не очень удобно, пришло понятие того, что ценность пищи и вещей разная.

Новой денежной формой стали определенные предметы, товары или животные. Например, на острове Науру рассчитывались крысами, в Эфиопии брусками соли, ацтеки – какао-бобами, а американские колонисты – табачными листьями и шкурками животных. Самыми распространенными деньгами древнего времени были раковины каури: их использовали в Китае, Африке, Индии и Таиланде.

В этот период сформировались требования к деньгам:

  • Они не должны портиться при передаче и хранении.
  • Деньги должны быть легкими и небольшого размера.
  • При наименьшем делении их общая ценность не уменьшается.

История появления металлических денег

Приблизительно в VII веке до нашей эры металлические деньги заняли прочное место в экономической системе большинства стран мира. Первые монеты были выпущены в Лидии в 687 году до нашей эры. Они были похожи на фасоль и назывались стандартами, статерами. Потом их стали изготавливать в Греции, на юге Италии и Малой Азии. Наибольшую ценность несли золотые монеты, потом шли серебряные и медные деньги. В IX-X веках столетиях чеканить монеты стали в Киевской Руси. Ученые предполагают, что в Древнем Китае их стали чеканить еще раньше, чем в Европе. При чем, на монетах делались специальные отверстия посредине для более практической транспортировки.

Начиная с XVII – XVIII веков драгоценные металлы, используемые при чеканке монет, были заменены на «обычные» — алюминий и железо. Полномасштабное производство металлических денег началось в XVIII столетии.

История возникновения бумажных денег

Первые деньги из бумаги появились в 800 году до нашей эры в Китае. Их возникновение обусловлено тем, что императору было неудобно перевозить целые горы металлических монет. И китайцы придумали бумагу, из которой они стали делать деньги.

Первые упоминания о деньгах из бумаги в Европе относятся к 1574 году. Один нидерландский город был осажден испанцами. У жителей не осталось ни монет, ни кожи и они воспользовались бумагой, дабы временно заменить металлические деньги для своего выкупа.

Через несколько десятилетий такой денежный эквивалент появился в Швеции. Потом банкноты стали выпускать в Англии. В Норвегии первые бумажные деньги появились в 1695 году, в Дании в 1713 году. Во Франции банкноты вошли в оборот только в 1871 году.

В Северной Америке они появились в 1690 году. Окончательно банкноты были узаконены Конгрессом США в 1775 году.

Есть такая вероятность, что в скором времени бумажные и металлические деньги будут вытеснены цифровой валютой, так как практически все крупные торговые операции происходят через интернет.

Надеемся, что сообщение на тему «История денег» помогло Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про деньги Вы можете оставить через форму комментариев ниже.