Ролевая игра путешествие на воздушном шаре. Игра "Путешествие на воздушном шаре" - классный час - внеурочная деятельность - конспекты уроков - Портфолио Стахиевой Э.А. Страусы, провокаторы проблем и позитивные реалисты

Эта очень известная, можно сказать - традиционная групповая (командная) игра, проявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные - вплоть до необходимости выжить...

Предложенный здесь вариант "Катастрофы" имеет несколько отличий от традиционного ее варианта: а именно:

· игра сопряжена со следующей - "Необитаемый остров", что делает ее сценарно увлекательней;

· несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей - он подработан под следующую игру "Необитаемый остров" и делает выбор более сложным и увлекательным. Впрочем, приводится и более нейтральный-стандартный вариант списка вещей - тогда игра идет спокойнее и не так остро.

В "Катастрофу" можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже нецелесообразно. На наш взгляд, группу предположим 32 человека стоит разбить на четыре команды по 8 человек. Разбивка может по любому принципу, но мы обычно формируем "идейно-тематические" группы по следующей процедуре:

– Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-сердечный-сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? - Выбрать этих Лидеров.

· Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.

Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые м-группы.

· Как правило, взявшись за руки и закрыв глаза, чувствуя только руки друзей. И тогда последующая настройка-вводная начинается как с обычных формул расслабления, тонкой чувствительности, переходя позже на тематику “Полета на воздушном шаре”.

Лирическая настройка-вводная (выход на Тему):

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, комитетом по делам молодежи ООН). Вы поднимаетесь над землей, вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над морем - видимо, это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дела, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. Но что это? Вот на горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, он ее перевернет. Вдалеке, по направлению ветра - несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей - и долетите до островов. Но что выбросить? Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима - неизвестно.

Все открыли глаза и оказались в своей группе, не забывая обстановку, в которой вы находитесь.

Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа строго самостоятельно, ни какие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 10 минут.

Список вещей, находящихся в гондоле шара: Каны, миски, кружки, ложки - 7 кг; Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 6 кг; Подборка полезных книг про все - 22 кг; Консервы мясные - 20 кг; Топоры, ножи, лопата - 12 кг; Канистра с питьевой водой - 20 л; Бинты, вата, перекись, зеленка - 5 кг; Винтовка с запасом патронов - 30 кг; Презервативы и другая контрацепция - 2 кг; Импортный шоколад - 10 кг; Золото, бриллианты - 4 кг; Очень большая собака - 55 кг; Рыболовные снасти - 1 кг; Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь - 3 кг; Теплая одежда и одеяла - 50 кг; Соль, сахар, набор поливитаминов - 9 кг; Медицинский спирт - 10 л

· Дополнительно мы в этой разработке даем другой список вещей: более стандартный и не привязанный к следующей игре "Необитаемый остров”.

10 минут индивидуальной работы.

После того, как свое - индивидуальное - ранжирование сделал каждый, дается задание для работы в командах: "Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Выкинете не то - умрете на острове с голоду или беззащитно погибнете. Тем более - если выкинете сразу все: это равносильно гибели. Свое индивидуальное ранжирование сделал каждый, но все вы в командах, и каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас не меньше 20, не больше 30 мин. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Как это подсчитать, я объясню потом, это несложно. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым - или кто лучше всех умеет убеждать других".

30 минут командной работы.

· Очень часто в группах идут энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит "останавливать ход времени" и вправлять мозги: "Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернут они корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? ... Время включается снова! Работаем!"

Те м-группы, которые выработали решение раньше, ранжируют победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть его список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать МОДУЛЬ РАЗНОСТИ. То есть, если по п. 1 (Каны, кружки...) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5 - 3 = 2). Если бы у Васи этот пункт был бы на 5-ом месте, а у группы на 2-ом, разница была бы “три” (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе - Васино или Петино.

Если же группа не сумела справить с заданием досрочно, этот ранжир победителей можно совершенно безболезненно пропустить. Это, конечно, очень интересно для игроков, но, на наш взгляд, вещь малонужная. Если есть возможность, это стоит обсудить с группой: что, на их взгляд, важнее: умение доказать именно СВОЮ ПРАВОТУ - или работать в целом на СПАСЕНИЕ ГРУППЫ?

· Теоретически очень несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро “подмять” под себя всю группу. Он просто заявляет: “Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи должно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое...” Вопрос: считать ли Васю гением общения?

А что по-настоящему важно, так это обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. “Какова была общая стратегия? Кто вносил какой вклад (дать обратную связь на каждого). Ранжирование: Кто нас спасал и наоборот (С КЕМ БЫ ТЫ НЕ ПОЛЕТЕЛ?) - по стилю обсуждения и работы.

На это обязательно надо дать 10 мин. Если же этот момент пропустить, то для ребят все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.

Стандартный набор (не привязанный к игре "Необитаемый остров"):

Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
6 кг
2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
3 кг
9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
Ракетница с компл. сигн. ракет 6 кг
Комплект географических карт и компас 2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Список вещей, ориентированный на игру “Необитаемый остров”

Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
6 кг
22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 6 кг
Подборка полезных книг про все 22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Презервативы и другая контрацепция 2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Необитаемый Остров

При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:

· продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии,

· проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);

· наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что - рождено требованиями самой жизни;

· познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.

Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры "Катастрофа на воздушном шаре". Этот вариант мы и показываем.

Игра лучше всего проходит в группе (команде) численностью от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).


Инструктаж к Игре:

"С помощью Господа Бога вы почти благополучно спаслись и оказались на Необитаемом острове..." (далее зачитывается - см. Приложение).

Вы не совсем с пустыми руками, у вас есть вещи - последняя треть из списка вашего ранжира (кто раньше - у того половина) плюс зажигалка с запасом жидкого газа.

Вы не обязаны реализовывать Символику вашей группы. Вы собрались под знаком Мудрецов, но теперь живите, какие вы есть реальные. Игра - способ лучше узнать друг друга в обсуждении - и жизни. Сделайте свою жизнь-обсуждение живыми и яркими.

Начать ИГРУ, оставить 10 минут на обсуждение итогов игры-работы и обратную связь на каждого.

· В "Необитаемый остров" мы обычно играем в два этапа. Первый раз - как бы пробная игра, устраивается сразу после "Катастрофы..." и длится недолго. Но за это время все входят в ее атмосферу и к следующему разу, ко второму разыгрыванию "Острова" оказываются хорошо душевно подготовленными.

По итогам первого этапа игры стоит обсудить, какие команды смогли сделать игру интересной, а какие - нет. Стоит, в частности, подсказать, что не интересно, если вы, как игроки:

– заняты только делом, а не психологией. Полчаса обсуждаете, будут ли на острове козы, а не поинтересуетесь душой того, кто согласился быть палачом. Что стоит за вашими выборами-решениями? Какая психология?

– не делитесь своими переживаниями по ходу игры. Кого-то принятая жизнь на Острове уже тяготит, но он сидит, терпит и молчит.

– все решения перекидываете на Лидера-Старшого. "Будет проблема - Старшой решит". Пусть решает сейчас! Как бы вы решили на месте Старшого?

– уходите от проблем. Надо делиться на семьи - не хи-хи, а делитесь!

Продолжение игры в Необитаемый остров: игра запускается заново, возможно с небольшим обновлением состава команд и с большим временем. Перед игрой стоит напомнить основные установки, делающие Игру интересной - и предупредить о важности решения вопроса о власти.

Стоит предупредить, что власть может быть захвачена. Например, один сильный договаривается с другим сильным, сманивает на свою сторону колеблющихся - и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия. Обыкновенный фашизм.

Другая опасность - тягомотная демократия Советов, где каждый мелочный вопрос решается по часу и у каждого свое мнение.

Первое обсуждение в м-группах: Какую задачу перед Жизнью на Острове вы ставите? Чему хотите себя научить? Будут ли индивидуальные задания? - 5 мин. - и доклады.

Дополнительное задание: "Будьте готовы сделать Рекламу Своего Острова и своей жизни!"

ИГРА идет неопределенное количество времени (от часа до двух), пока одна или две команды ее точно не исчерпают.

Во время игры-обсуждения каждые 15 мин. стоит делать РЕФЛЕКСИЮ по пунктам (для этого в каждую команду раздать шпаргалку с вопросами):

– дружественная, добрая, веселая атмосфера? Кто создает тепло, а кто - конфликтоген или зануда?

– конструктивность? Решаете быстро, дельно, сильно? Кто создает пустой треп или вязкое болото?

– динамика, острота сюжета? Создаете ли трудные, острые ситуации-сюжеты? Кто?

– кто - вне обсуждения? Почему?

По окончании Игры 10 мин ее обсуждение и обратная связь на каждого. Что я дал для жизни на Острове? Много ли?

В какую Общину ты пошел, если бы твоя Община погибла? - К Варварам? Работягам? Мудрецам? Гуманистам? Выбор аплодисментами.

Игра

Волею судеб вы оказались на НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения, короткий холод зимой, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и трагичность происшедшего, тем более что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Тут не место для развлечений, трепа и хихонек - вам надо есть и надо выжить. Настройте себя соответствующим образом - и наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать на нем хозяйство. Для этого на листке бумаги сделайте карту острова и обозначьте, что на нем где есть.

Кто у вас будет Лидер? Какие есть у него рычаги власти?

Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить функции, роли, обязанности и т.п. Какие санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случится ситуация "Стрекоза и Муравей", то что Муравьи скажут Стрекозе? И если он один Муравей, а все - Стрекозы?

Вы будете выдумывать законы свои или примете какую-либо религию, где законы общежития уже определены? А если среди вас неверующих кто-то верующий и тратит время на постройку часовни и молитвы, вместо того чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, как тогда?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? по трудовому вкладу? больше слабым и больным? (и у вас оказывается выгоднее быть слабым и больным?) больше сильным, ибо от них больше проку? А если кто-то сердобольный решит подкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Ваша община принимает решения большинством голосов? А могут ли мужчины, если их большинство, решить про жизнь женщин?

Пределы власти вашей Общины, может ли она вмешиваться в чью-то частную жизнь? Имеет ли право человек никого не слушать и жить по своему? А если он злой и вредит? (На острове растет конопля, и один из вас стал наркоманом, не работает, ворует и писает в щи).

Возможен ли у вас раскол на две колонии? Что делать, если одна группировка начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на отдельный собственный кусок острова? На часть имущества? На какую? (У вас на всю общину два топора, он сам забрал себе один - иначе, говорит, не выживу. Ваши действия?)

Какое наказание за изнасилование? убийство на почве ревности? воровство? поджоги? Есть ли у вас что-то, за что полагается смертная казнь? Кто тогда будет палачом?

Есть ли у вас неприкосновенность личной собственности? Имеет ли право община у кого-то что-то (хижину или вещи) реквизировать в случае острой необходимости? А если он не отдает и воюет?

При жарком климате: вы все равно будете соблюдать приличия и требовать хотя бы минимума одежды, или разрешается ходить без?

Имеет ли право каждый мужчина когда-то иметь женщину, чтобы не взбеситься? Как это право он может реализовать? Кто хотел бы, чтобы свои занятия сексом окружающие скрывали? А кто разрешил бы сексу быть открытым?

У вас будет "шведская семья"? Многоженство-многомужество? Пары? Кто с кем? Какие примете законы про ревность? В какой идеологии будете воспитывать детей?

Если первые годы вы не можете позволить себе рождения ребенка (вас мало, и каждый работник на счету), что делать с риском забеременеть без возможности аборта? Судьбу ребенка определяет родители, община или мама? Имеет ли право пара рожать детей, если кормить детей потом приходится другим?

Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным и обузой для остальных?

По результатам ваших решений: Нет ли у вас теперь обиженных, недовольных, одиноких? Сможете ли вы им чем-нибудь помочь?

Когда благоустроитесь: будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда? Как их будете устраивать? Каких других ритуалов вы захотите придерживаться?

__________________________________

Вам дается полная свобода действий в рамках задания. Выберите летописца, чтобы записывать все, что вы решили, вести "летопись жизни". И постарайтесь, чтобы ваша жизнь была живой и богатой. Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать Земной Рай? - Вперед!

Я - Хозяин?

Эта игра - тренинг уверенности в себе. Основной механизм - ролевая игра типа актерской, а мотивом оказывается ситуация командного состязания, ситуация "брошенного вызова". Это очень сильный мотив, и там, где пасует человек сам перед собой и ведущий один на один перед ним, группа сверстников в ситуации командного соперничества из самого слабого за несколько минут "выжимает" максимум из возможного.

Вопросы ведущего: “Что такое для вас Хозяин? А Не-Хозяин?” В процессе ответов группы идет формирование общих смыслов.

· Отвечают обычно по типу: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, а готов оценивать сам; он не тревожный; не мельтешит и не заискивает; разрешает себе быть раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться и давать разрешения другим.

Итак. одна из главных черт "Хозяина" - это уверенность себе. Кто в себе уверен, встаньте!

· Поздравьте того, кто встал первым или самым "сильным" образом, а остальные пусть сядут.

Я верю, что ты - Хозяин, но покажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй что-то - так, чтобы все поняли, что Хозяин здесь - ты. Пожалуйста!

· У Сильных это обычно получается, и неплохо. Это может быть что угодно: например, спокойное распоряжение: “Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!” Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.

– Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!

· Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он Хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсудите это.

Хорошо, а теперь, как Хозяин, передай свои полномочия: назначь следующего ("Хозяином будешь ты!" - из претендентов. Претендент должен произнести какую-нибудь фразу (или, например, просто назваться) так, чтобы все почувствовали - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают рукой с пальцем вверх (говорит как хозяин, уверенный в себе человек) или вниз (говорил как человек зависимый, не уверенный в себе).

· Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как это: "продемонстрировать, что Я - Хозяин!"

Впереди - командная игра, и все должны разбиться по командам. Конечно, это можно сделать как угодно, но мы и это оформляем в виде веселой и подвижной игры.

Итак, разбивка на 4 команды через игру: "В группу по...!" Все ходят под музыку по кругу, по команде "В группу по N!" все объединяются в (двойки, четверки, тройки - что будет названо). Предупреждение: "Кто останется вне (двойки, четверки и т.д., получит фант! Ваша задача - обязательно оказаться в м-группе!" Итак, ходим! А теперь... в группу по 3!

· Дикий рывок, все (почти) мгновенно в тройках. Проработайте тех, кто оказался вне.

Ходим... В группу - по 4! по 5! по (столько, чтобы все разбились на четыре команды)!

Итак, образовалось четыре команды, назовем их Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Перед каждой командой стоит двоякая задача:

найти в соседней команде Слабака (или Слабаков, можно и парня, и девушку), и одновременно

подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинение в адрес своих Слабаков. “Опровержение” может быть и словами, и делами, но делами лучше. Сразу стоит подсказать, что “опровергать” можно, как оставаясь среди своих, в окружении своей команды, так и перейдя в окружение обвиняющей тебя команды. Последнее, очевидно, труднее, и годится только для по-настоящему в себе уверенных людей.

На подготовку - 5 минут.

Игра: Команда называет у соседей Слабаков, те опровергают - своей реакций и своими действиями.

· Ведущий комментирует и подчеркивает сильные стороны Слабаков.

Обычно собственно Игра (доказательство "Я - Хозяин" играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою Силу, обсуждение; затем Обвинители сами оказываются в роли Обвиняемых со стороны следующей команды, и т.д. Но иногда, на больших конкурсах (а эта игра великолепно идет на конкурсах Молодых Коммерсантов) для экономии времени ее можно запустить во всех группах одновременно. В этом случае к каждой команде нужно приставить Судей (выделяются из других - нейтральных - команд).

Войди красиво

Это небольшое упражнение для ребят, которое имеет смысл и само по себе, и как средство для создания теплой и красивой атмосферы.

Стулья расставляются кругом, все парни выходят за круг, девушки садятся через стул. Ребята должны: войти по очереди в круг, поприветствовать всех девушек, подойти к одной, опуститься на одно колено, поцеловать поданную руку, попросить разрешения сесть рядом, сесть.

· Ведущий комментирует сделанное каждым, отмечая и удачное, и весело пародируя менее удачное.

Конкурс артистизма

Прошу встать, Девушки пересаживаются на один ряд стульев, ребята - на другой, напротив них. Объявляется КОНКУРС АРТИСТИЗМА под лозунгом "Мы, конечно, лучше - хотя вы, безусловно, прекрасны!" Кто будет капитаном команды девушек? Капитаном команды ребят?

(командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.


Порядок проведения игры
В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов». «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т. д. Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.
Введение в игровую ситуацию
Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу – и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас подучат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, пятнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная. С соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».


Список вещей, находящихся в корзине шара:

1) миски, кружки, ложки (9 кг);

2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);

3) географические карты и компас (2 кг);

4) консервы мясные (20 кг);

5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);

6) канистра с питьевой водой (20 л);

7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);

8) винтовка с запасом патронов (30 кг);

9) шоколад (10 кг);

10) золото, бриллианты (25 кг);

11) большая собака (55 кг);

12) рыболовные снасти (1 кг);

13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);

14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);

15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, – погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15–20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут. Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т. е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.


Деловая игра «Необитаемый остров»

Данная игра позволяет диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии, выявить лидеров между членами команды; дать возможность проявить личностные качества игроков (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство, бодрость духа, заурядность и т. д.); показать, как строятся законы человеческого общества, что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни. Обычно играют параллельно четыре команды по 6–8 человек («Мудрены». «Гуманисты». «Трудяги-работяги». «Дикие варвары»). Порядок проведения игры.

Игра продолжается в течение 60–90 минут, пока одна или две команды не доведут ее до конца. Во время игры каждые 15 минут проводятся обсуждения (для этого каждая команда получает вопросы). Например:

Культура – понятие, отражающее символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. К. включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ.

Международные организации (international organizations) – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста М. о., различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику.

Менеджмент – 1. Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организацию систем управления и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.

2. Процесс оптимизации деятельности человека путем разработки решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами; искусство, которое требует постоянного творческого подхода.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком для осуществления управленческой деятельности.

Методология социологического исследования – составная часть и особая область социологического познания, содержащая совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Методы социального управления – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение другого ограничено каким-либо одним из них.

Метод групповой дискуссии – метод групповой работы по решению проблем, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М. г. д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Начинающая организация (learning organizatio n ) – течение в организационном поведении 90-х годов XX века, основанное на признании ценности знаний для роста конкурентных преимуществ. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой деятельности (оборудовании, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях, системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, верованиях, практиках).

Образование – система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Образовательная политика – составная часть политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования. О. п. – это система экономических, организационных, социальных и других мер с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. О. п. направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, а также на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных О. п.

Образовательное учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Общественные блага – блага, обладающие свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении. Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса.

Организационное поведение . Появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

Ориентация членов группы на задачу или на себя (task oriented behavior or self oriented behavior). Американский психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы распределения и перераспределения ролей в группе.

Показатели социальные – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в обществе научно обоснованным требованиям.

Политика организации – система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В контексте управления человеческими ресурсами необходимо рассматривать кадровую политику. Однако П. о. тесно связана с финансовой и внешнеэкономической политикой. Такой подход характерен для крупных частных западных компаний и системы государственной службы.

Политические ориентации – представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. П. о. формируются как результат процессов, протекающих в сфере социально-политической психологии и определяющих направленность общественно-политического поведения людей. П. о. отличаются от идейно-политических концепций, программ партий и течений, изучаемых политологией, историей общественной и политической мысли.

Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разработка П. с. и. начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения.

Призвание – синтетическая характеристика, выражающая степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял П. как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Профессия – (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор П.: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж П., семейные традиции, социальная среда, – любой может стать решающим.

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Теория человеческого капитала . Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера.

Тестирование интеллекта – измерение индивидуальных интеллектуальных способностей к решению теоретических и практических задач. В психологии существует множество моделей интеллекта, подразумевающих разные подходы к его тестированию.

Большинство ранних концепций и тестов интеллекта разрабатывались в конце XIX – начале XX вв.

Тесты – одна из наиболее распространенных и практически эффективных методик психологической диагностики. Выполнение тестов требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека (учебной, профессиональной, спортивной и др.).

Трудовой договор – соглашение между работодателем и нанимаемым, касающееся предстоящей работы данного сотрудника на предприятии. В качестве работодателя может выступать физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать Т. д.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. У. представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. У. должно быть направленно на успех и выживание. В У. всегда есть субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т. о. основная задача У. – организовать работу других людей. Различают У. техническими системами, экономическое, а также социальное У., в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление образованием – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей, поставленных обществом в сфере образования. Структура отраслевой вертикали У. о. включает федеральное министерство образования (Министерство образования и науки Российской Федерации), региональные министерства и департаменты, районные отделы.

Устойчивое конкурентное преимущество (sustainable competitive advantage ) – долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в данное время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и которая не может быть скопирована.

Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

Шкалы оценок – наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть либо резко отрицательными, либо социально нейтральными (норма), либо максимально положительными. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д.

Эксперимент – форма познания объективной действительности в науке, при которой явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

Эксперимент естественный – разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора.

Эксперимент инновационный – диагностика новшества пробным нововведением. В широком социальном плане Э. и. выступает как механизм перехода организационных, социально-экономических систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностическая функция Э. и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности.

Эксперимент хоторнский – ряд знаменитых исследований, проведенных в США в течение 1924–1932 гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго) и оказавших огромное влияние на все последующее развитие индустриальной социологии. Руководил исследованиями профессор Э. Мэйо, возглавивший затем отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе деловой администрации при Гарвардском университете.

Этика деловых отношений – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер: общественно-профессиональной жизни, профессиональной деятельности. Э. д. о. базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеет некоторые отличительные особенности. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение Э. д. о. – один из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика руководителя – система норм нравственного поведения руководителя, основанная как на понимании и учете психологии работников, так и на воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила во многом определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение.

Этикет речевой – правила речевого поведения на службе. Выделяют Э. р. проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем. Э. р. включает в себя устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т. п.

Этикет служебный – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э. с. – сотрудничество и взаимопонимание. Э. с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социальную и психологическую атмосферу в коллективе.

Использованная литература

1. Резник С. Д., Игошина И. А., Шестернина О. И. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учебное пособие / М.: ИНФРА-М, 2012. 320 с.

2. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник / М.: Экономистъ, 2006. 665 с.

3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю. П. Сурмина Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

4. Багиев Г. Л., Наумов В. Н. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод. СПб., 1997. 89 с.

5. Резник С. Д. Организационное поведение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 460 с.


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Ричард Л., Дафт. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. 736 с.

  2. Карташева Л. В. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 157 с.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 692 с.

  4. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

  5. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2010. 464 с.

Дополнительная


  1. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация: учебник / Пер с. англ. В. Л. Доблаев. 3-е изд. М.: Дело и сервис, 2008. 464 с.

  2. Веснин В. Р. Теория организации: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 272 с.

  3. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.

  4. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 311 с.

  5. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

  6. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

  7. Васильев Г. А., Деева Е. М. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

  8. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

  9. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. 2005.

  10. Резник С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

  11. Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учеб. для вузов. М., 2009.

  12. Алиев В. Г., Дохолян С. В. Организационное поведение: Учеб. для вузов. М., 2004. 310 с.

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

  1. Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
  2. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
  3. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
  4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.


18.07.2007
Руслан
неплохое упражненьице, все процессы в группе можно продиагностировать)))
06.09.2007
Мария
я проводила это упражнение с подростками от 14 до 15 с половиной лет. вместо дебатов мы всё время скатывались на тему скорой смерти и её неизбежности. к тому же если коллектив уже сформирован велика вероятность выбора основанного на личных симпатиях и антипатиях.:(
31.10.2007
Константин
Совершенно неэкологичное упражнение. Без ассоциации с конкретными участниками группы еще куда ни шло.
Сам проводил безотносительный вариант. Довольно жестоко, но сносно.
Мое мнение, что цель обозначена не совсем точно.
В данном виде похоже на программу подготовки молодых нацистов.
Прошу автора не обижаться, просто моя собственная практика показала неприменимость данного упражнения в молодежной аудитории при успешной проекции должностей на участников.

03.11.2007
Анна
Для Константина. Есть более гуманный вариант этог упражнения и он полностью соответствует дрстижению вышеуказанной цели. Если интересно, могу напечатать.
03.11.2007
Виктория
Анна, буду Вам очень благодарна, если напечатаете!
03.12.2007
Ольга
интересная игра!проводила на учительском коллективе на МО, но немного в другой интерпретации
01.03.2008
ССС
Игра неплохо идет со взрослыми.
25.03.2008
дима
блин,игра очень классная.
здесь важно как тренер работает с динамикой группы.

05.07.2008
Татьяна Дмитриевна
На одном из семинаров я принимала участие в данной игре, только условие было другое: группе из 8-12 человек объявляют, что они в реальном времени летят на воздушном шаре (ситуация максимально приближается к реальности). Шар начинает падать и один ДОБРОВОЛЕЦ должен выпрыгнуть за борт, чтобы спасти остальных. Ведущий нагнетает обстановку пока кто-то не решиться, а потом этому человеку задает вопросы:
1. Что в своей жизни ты теряешь прыгнув сейчас?
2. От чего избавляешься?
3. Что хотел бы сказать оставшимся?
3. Что тебя толкает на этот шаг?
Человек выходит из круга и ситуация повторяется, пока кто-то из членов группы не скажет стоп или пока не останется 1 человек.
Упражнение на осознание ценности своей жизни, своего предназначения.Очень сильное!

24.08.2008
Рустам
психологи рекомендуют с осторожностью проводить такого рода упражнения
23.10.2008
Саша
Интересное конечно упражнение, но для очень сильного тренера. Особенно вариант с добровольцем.
17.03.2009
Мур
интересно а эта игра пойдет для подростков, состоящих на учете в КДН?
06.11.2009
Елена
думаю,упражнение надо адаптировать под ту или иную группу. оно очень сильно. и с ним надо осторожно.
18.03.2010
Юля
ну че посмотрим на эту игру в действии завтра,потом отпишусь
01.05.2010
Юрий
Юлия, как прошла игра?)
14.02.2011
СГ
Юлю выбросили из воздушного шара
лол

15.02.2011
Виктор
СГ, ну зачем ты так про Юлю?
11.10.2011
Романа
Я проводила такую же игру со студентами.Только повернула на умение аргументировать,доказывать.. и Дети выбирали роли из детских мультфильмов. Очень всем понравилось и никто никакого страха и ужаса не испытывал.Наоборот, шутили и старались,как можно больше привести аргументов,почему именно он должен остаться на этом шаре.
06.12.2011
Ася
У меня со студентами тоже на ура шло.
А сейчас в дет.доме с подростками решила провести, но почитала комменты и как-то опасаюсь теперь.

20.06.2013
Елена
У нас проводили в университете. Всем понравилось, оставило массу впечатлений, а также мыслей! Да, определенно надо подстраиваться под группу, не всем подойдет.
14.11.2013
дарина
на аргументацию вполне не плохо идет, но я меняла на "шар должен отправиться для создания новой цивилизации, вас 6 а мест 4"
04.12.2013
тамара
Я участвовала в чём-то похожем. На тренинге для психологов нас разделили на тройки, которые должны были бороться за место в лодке (одно!) в океане. Наблюдая вторую тройку, я ясно поняла, что утоплюсь сама и уговорю утопиться соседку. И это будет чистой воды самоубийство и убийство. Вся психосоматика у меня была налицо. Попросила остановить упражнение, т.к. всё ясно: для бизнеса оно подходит(острая конкуренция), для нас простых педагогов-психологов...После такой встряски инструкцию даю типа "Вы ангел, летящий где-то над чем-то. Вы видите терпящих бедствие...Вы ангелы жизни и делаете маленькое чудо...На помощь вы посылаете шлюпку (плот, лодка, спасательное судно. Она может успеть подобрать 5(6) человек, остальных просто не успеет собрать, т.к. силы у вас ещё небольшие,а несчастные слишком уж разбросаны. Кто окажется ближе к вашей лодочке, кому вы сможете помочь, отчаянно махая пусть детскими, но могущими помощь крыльями. И в конце обязательно проговариваем право на жизнь аутсайдеров. Однажды у меня были в списке священник и психолог. Молодняк сразу сказал, что всё психолог поймёт, а священик сам откажется от места. Быть ангелом как-то легче.
24.04.2017
Анна
У меня сейчас группа из 25 человек. Готовлю их как специализированных волонтеров. Через неделю мероприятие, в котором могут принять участие только 5 из них. Они об этом знают, но все хотят побороться за эти места. Возраст 15-17 лет. Проведу для них игру в ключе реальной сложившийся ситуации. У каждого будет задача убедить остальных в том, что они достойны этого, при этом они же сами должны определить, кто окажется в этой пятерке. Думаю, что группа определит, какими качествами должены обладать эти люди и чего личнр им нехватает, чтобы оказаться в пятерке.

Проведу - отпишусь о результате:)


24.04.2017
Марина
Есть похожая игра "Необитаемый остров". А еще снят интересный фильм про студентов, как они принимали участие в похожей игре, очень познавательно. Только не помню название.
04.07.2018
ThurmanUniom
Производствосветодиодных табло для спорта, бегущих строк, табло для АЗС 15 апреля 2016 Эксперт в сфере подбора персонала среднего и высшего звена (найду лучших!). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для оценки команд "Воздушный шар"

Хочу привести пример еще одной игры из своей практики.
Игру "воздушный шар" использовали для оценки сплоченности и выявления индивидуальных качеств коллектива магазина, т.е. сотрудников, которые работают друг с другом некоторое время.
Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.
Процедуры:

  1. принятие индивидуальных решений,
  2. выработка коллективного решения в группах,
  3. межгрупповое взаимодействие: дискуссия,
  4. анализ результатов и подведение итогов.

Время: 45 мин.
По завершению игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Информация для участников игры:

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном до ближайшего участка суши 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, достаточно большой, скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.

В гондоле остались следующие предметы:

  1. Канат- 50 м.
  2. Аптечка с медикаментами — 5 кг.
  3. Компас гидравлический - 6 кг.
  4. Консервы мясные и рыбные — 20 кг.
  5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.
  6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.
  7. Конфеты разные - 20 кг.
  8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
  9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.
  10. Палатка 10-местная- 20 кг.
  11. Баллон с кислородом- 50 кг.
  12. Комплект географических карт- 25 кг.
  13. Канистра с питьевой водой- 20 л.
  14. Транзисторный приемник - 3 кг.
  15. Лодка резиновая надувная- 25 кг.

Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем делим аудиторию на команды по 5-7 человек, и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Озвучиваем правила игры:

o Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против».

o Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).

o Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений - компромисса.

o Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

o Количество высказываний одного человека не ограничивается.

o Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

o Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

o Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

o При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет».

После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики:

Что способствовало успеху?

Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.

Общность целей (индивидуальных и групповых).

Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество).

Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др.

Что препятствовало эффективной работе команды?

Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.

Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам).

Превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового. Низкая культура спора, слабое владение вербализацией.

Неразвитая эмоциональная культура и др.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
  • Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.
  • Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
  • Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа: Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Беседа о воздушном транспорте. Изготовление атрибутов к игре «Ловись рыбка».

Оборудование: Группа оформлена цветами, воздушными шарами голубого цвета, занавес с облаками, стульчики на количество детей, набивные мячи (игрушки заместители), резиновый шар, насос, компас, карта, шапочки для продавцов. В магазине продают – удочки, компас, карту, набор посуды, набор продуктов. Комплект «Ловись рыбка».

Декорации: Елочки, пеньки, дрова, фотографии с видами Левого берега, грамзапись.

Ход игры

Организационный момент. (звучит музыка из мультфильма).

Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Вам понравились герои этого рассказа?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали друзей Незнайки?

Дети: Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Сиропчик, Тюбик, Гусля, Ворчун, Пончик, Растеряйка, Кнопочка, Цветик.

Воспитатель: Почему их так звали?

Дети: Знайка был самым умным и главным коротышкой. Доктор Пилюлькин лечил от всех болезней. Винтик и Шпунтик были механиками. Сиропчик любил газированную воду. Тюбик был художником, а Гусля музыкантом.

Воспитатель: Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?

Дети: Сначала Знайка предложил построить воздушный шар. Для этого нужно было собирать резиновый сок из фикусов. Затем Шпунтик принес насос от автомобиля, чтобы накачать шар воздухом. А корзину коротышки построили из березовой коры. Еще нужно было запастись мешками с песком, для того, если во время путешествия в шаре начнет остывать воздух, то тогда нужно будет выбрасывать мешки с песком из корзины, и шар снова будет подниматься вверх.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы сможете сделать воздушный шар.

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы его построим из стульчиков, и отправимся в путешествие. Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Командир будет руководить строительством воздушного шара, показывать дорогу. Для этого ему нужны компас и карта. Ребята, а вы знаете как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. А еще нужна карта по которой всегда можно определить место где мы находимся. Для путешественников карта просто необходима. Кто у нас будет командиром?

Дети выбирают командира.

Воспитатель: Вручает командиру компас и карту. В путешествии может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами). Нам нужны повара, Чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду. (ведро, кастрюлю, тарелки, ложки). Еще нам нужен лоцман, чтобы управлять воздушным шаром. И штурман, который будет следить за направлением полета. Ему нужна подзорная труба. Начнем готовиться к полету. Командир, как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг?

Командир: Каждый сам возьмет себе стул.

Воспитатель: Круг похож на дно корзины? Что можно подстелить?

Дети: Газету! (командир командует, как правильно расставить стулья. Не забыть дверцу.)

Воспитатель: Командир, а нужны нам мешки с песком? (Да) Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (используем предметы заместители, набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют сетку из лоскутков, для шара, чтобы он получился красивым. Возьмите клей, веревочку, будем пришивать флажки к веревочке. Работаем вместе. Вы должны это делать очень аккуратно, после окончания привязываем флажки к корзине. Корзина готова Но нам для путешествия надо купить необходимые вещи в магазине. Не забудьте купить теплые вещи, высоко над землей холодно даже летом, а сейчас осень. Продавцами в магазине будут. (назначаются продавцы).

Девочки занимают места за прилавком. Дети делают покупки. Покупают фрукты, овощи, хлеб в дорогу.

Командир (берет рупор и объявляет): «Внимание. Сегодня в 12 часов по солнечному времени состоится отлет воздушного шара. До отправления остается 5 минут. Всем занять места в корзине».

Воспитатель: Заходим все через дверь. Командир, потом лоцман, штурман и все остальные. Все готовы. Надеть всем парашюты. (дети имитируют движения одевания) Воспитатель надувает шар насосом и привязывает к веревке. Командир объяви старт.

Командир: Дает отсчет 10,9,8, и т.д. Полетели. (звучит музыка, опускается занавес с облаками).

Воспитатель: Лоцман у тебя же нет руля. Как ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревку обеими руками, В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз. Штурман, следи за направлением полета. Куда поворачивать? (Штурман дает команды глядя на карту – влево, вправо) Командир посмотри в подзорную трубу, нет ли опасности.

Командир: Пролетаем над городом.

Воспитатель: Штурман, посмотри карту. Ребята, Кто ни будь взял фотоаппарат? Делайте снимки. Посмотрите, какие замечательные фотографии у нас получились. (поликлиника, памятник, детский сад, детская площадка, парк, институт, школа, железнодорожная платформа, мост) Узнали над каким местом мы пролетали? Это наш Левый берег. Командир проверь компас.

Воспитатель: А как ты это узнал.

Командир: Я взял компас положил его на ладонь- красная стрелка указывает на север, а шар летит по стрелке.

Лоцман. Наш шар начал терять высоту!

Командир: Нужно сбросить мешки с песком. Сбрасываем только по одному. Теперь можем продолжать полет.

Воспитатель: Ребята, мы терпим крушение. Наш шар падает. Попробуем набрать высоту. Воздушный шар продолжает опускаться приготовить парашюты. Будем прыгать. (Дети выпрыгивают – командир последним покидает корзину). Все приземлились. Командир, возьми карту и определи где мы находимся. (Командир по карте определяет место где находимся). Мы упали на лесную поляну. Радист проверь работает ли рация? Передавай в штаб, где мы находимся, и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу). Доктор, проверь, не получил ли кто травму. (доктор обустраивает медпункт).

Воспитатель: Мальчики, вам нужно собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. А повара сварят уху.

Дети играют самостоятельно: идут к врачу, ловят рыбу складывая ее в ведро, разжигают костер.

Воспитатель: Ребята, помните как в лесу надо разводить костер? Правильно спички должны быть у взрослых. Потому, что от неосторожного обращения с огнем может начаться пожар в лесу. А после ужина костер нужно погасить залив угли водой. Давайте я помогу вам разжечь огонь. А в случае дождя можно укрыться в пещере. (стоят дуги)

Повара раздают тарелки, чашки и кормят всех у костра. Дети сидят на пеньках бревнышках, на корточках.

Воспитатель: Как долго мы будем здесь находиться? Да, здесь очень хорошо. Но нам пора домой. Я сейчас посмотрю карту. Я вижу здесь знакомую тропинку, по которой мы сможем вернуться обратно в наш детский сад. Сворачиваем лагерь.

Дети убирают игрушки. И по тропинке идут домой под песню «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Вот мы и пришли обратно к нам в детский сад. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Что нового вы узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз?

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами путешествовали, коротышки из Цветочного города прислали нам по почте посылку. Давайте посмотрим, что там находится. (Угощение от Незнайки и его друзей).