Рецензия игры - Wargame: Airland Battle. Wargame: AirLand Battle – на суше и в небесах Обзор игры wargame airland battle

Но попала в яблочко она лишь с пятого раза — заняла пустующую нишу между RTS и серьезными варгеймами о периоде «холодной войны». В независимом дополнении французы осторожно закрепляют успех.

Некоторые подвижки на этом фронте, впрочем, есть. Если вы сформируете отряд из техники разных типов, игра автоматически задаст им построение (скажем, поставит ПВО позади танков). Удобнее стало вести городские бои с участием пехоты: солдат достаточно отправить в квартал, и они сами «зачистят» его и займут позиции. Машины научились отступать задним ходом, чтобы не подставлять слабо бронированную корму. Информационные панели выводят гораздо больше данных о подчиненных. Но подобные мелочи, хоть и приятные, — удел патчей, а не аддона.

Авиации отвели меню в углу экрана, так что судорожно ловить ее «резиновой рамкой» не заставляют. Там показано, чем занят нужный истребитель или штурмовик, можно выбрать его и послать на следующую цель либо вернуть на аэродром. Распоряжаться самолетами надо аккуратно, потому что стоят они дорого, а зенитки сбивают их в два счета. Зато для точечных ударов подходят куда лучше артиллерии, которая в Wargame скорее подавляет противника, нежели наносит ему урон.

Рагнарёк

Общее число юнитов возросло с 350 до 750, так что любая держава соберет боеспособную армию даже со всеми фильтрами. За Североатлантический альянс теперь, кстати, выступают Швеция, Канада, Финляндия и Норвегия. Именно эти страны появились в потому, что аддон посвящен северному театру Третьей мировой. Одиночное прохождение тут, правда, еще слабее, чем в . Вместо миссий с внятным сюжетом авторы предлагают нечто вроде Total War : стороны конфликта двигают фишки по карте скандинавского полуострова в пошаговом режиме, а потом воюют в реальном времени.

Динамическая кампания не совсем безнадежна. В ней приходится учитывать, когда прибудут подкрепления и какие области обладают наибольшей стратегической ценностью. Всевозможные случайные события и спецприемы типа ядерных ударов не дают заскучать, но надолго развлечение не затянет. Битвы длятся каких-то двадцать минут и всегда протекают по схожему сценарию. Эксперименты невозможны, ибо произвольно сохраняться нельзя — только автоматически. Плюс, компьютер видит, где расположены все ваши войска и нагло этим пользуется. Решите вдруг повоевать за Скандинавию — зовите товарища: в можно играть в кампанию вдвоем.

* * *

Пока выходят такие проекты, хоронить жанр RTS рано, пусть в нем и доминирует мультиплеерное направление. Не удивлюсь, если через год-другой вовсе превратит Wargame в MMORTS. Сессионный геймплей, глобальная карта и «колода» юнитов уже есть. Осталось сделать клиент бесплатным и прикрутить систему монетизации.

Одна из тех игр. которые проще всего охарактеризовать фразой «не для всех». Освоиться в ней далекому от жанра человеку будет невероятно трудно, но если все-таки разобраться. то вам откроется очень и очень глубокая стратегия.

В своем новом проекте Eugen Systems решили дать возможность любому желающему переписать события холодной войны. По версии разработчиков, в 1981 году страны ОВД и НАТО так и не сумели найти компромисс, что, в свою очередь. вылилось в полноценный конфликт в Северной Европе. Нам предлагают четыре кампании. по две на каждую из сторон. То, как вы с ними справитесь. и выявит победителя столкновения.


Тактический режим напоминает совет генералов: мы сидим над раскрашенной в разные цвета глобальной картой и вершим судьбы целых государств, выбирая, куда направить войска в первую очередь. Например, захватите порт - получите преимущество на море, а если повезло отвоевать аэродром, то сможете усилить воздушные силы. Это такая шахматная партия, где любая ошибка может обернуться сокрушительным шахом и матом.

Несмотря на свое название, Wargame: Airland Battle - не чистокровный варгейм, в игре нашлось место и яростным сражениям в реальном времени, напоминающим World in Conflict. Никакого строительства базы или добычи ресурсов, чистая тактика. Просто наплодить солдат и задавить врага числом получается редко,
здесь нужно думать головой, правильно расставлять каждого юнита. грамотно устраивать засады и просчитывать все свои действия задолго наперед.


Свои коррективы может внести любая незначительная деталь: не вовремя начавшийся дождь, поломка техники, недостаток топлива. А уж если лидер страны внезапно свалится с инфарктом. моральное состояние армии неминуемо ухудшится.

Авиация - главное нововведение Wargame: Airland Battle (а это уже вторая игра серии - первая вышла в прошлом году и носила подзаголовок European Escalation). Вызвал истребитель, указал цель, и пилот буквально в считанные секунды нанесет удар, скроется за горизонтом и тут же начнет подготовку к следующему заходу. Всего несколько таких обстрелов способны переломить ход сражения, но победить исключительно авиа-ударами не выйдет: на покупку, заправку и починку «птичек» уходит куча времени и денег, да и промахнуться немудрено.


К слову, Wargame: Airland Battle - настоящий рай для любителей техники. Тут вам и десятки танков на любой вкус, и внушительный парк вертолетов - моделей столько, что проще перечислить, чего в игре нет. Людям «не в теме», правда, будет трудно понять, для каких условий подходит тот или иной экземпляр или почему конкретно этот истребитель дороже другого. Зато истинные фанаты милитаристской тематики будут в восторге.

У Eugen Systems вышла выдающаяся стратегия. По-хорошему хардкорная. умная и глубокая. Не хватает разве что дружелюбности к игроку и... какой-то изюминки. что ли. которая бы выделила Wargame: Airland Battle из толпы. Поклонники жанра уже давно прошли сингл и с упоением сражаются в мультиплеере на двадцатых, а вот остальные проект попросту не заметили. Что же, их потеря.

Не стоит обманываться названием игры: AirLand Battle , как и ее предшественница, не является чистым варгеймом. Она больше походит на тактическую RTS сродни World in Conflict. Чувство дежавю вызывает все то же территориальное противостояние на замкнутых аренах, отсутствие сбора ресурсов и необходимости строить базу. Французский проект целиком сосредоточен на сражении - и в угоду тактике в механику закрадываются определенные условности.

Однако игру не зря назвали именно Wargame . От известного жанра AirLand Battle, в первую очередь, переняла глубокую серьезность и необходимость тщательно продумывать свои действия. Здесь не прощаются безответственные "раши" на позиции противника: и если в туториале еще кажется, что ты способен контролировать ситуацию парой нажатий мышью, то в дальнейшем - при прохождении кампании и на полях мультиплеерных сражений - осознаешь, что для эффективной борьбы нужно продумывать все свои шаги наперед. Благо, богатое разнообразие техники позволяет выстроить свою стратегию так, как того требует ситуация.

Поначалу в игре непросто освоиться, особенно если вы не успели опробовать первую часть. Поэтому рекомендуем вам покорно пройти обучение: ведь AirLand Battle - проект не из разряда "сел и поехал". Один лишь интерфейс встречает своим далеко не самым приветливым и изысканным видом. Порой бывает трудно разобраться в калейдоскопе иконок, устилающих экран. Очевидным достоинством игры, в то же время, является удобно масштабируемая карта, которая позволяет мгновенно приближать и отдалять камеру. Плавный переход от крупного плана к стратегическому виду очень напоминает Supreme Commander.

Сражения по своей сути напоминают перетягивание каната, и наилучшим образом это ощущается в мультиплеере, когда в затяжных боях воображаемая линия фронта находится в постоянном движении. С разных сторон карты располагаются респавны для юнитов игроков, а расстояние между штабами заполнено территориями, которые требуется захватить. Одни зоны дают бонус к притоку очков подкреплений, позволяющих вызывать дополнительную технику. Другие же могут дублировать респавн - и новые отряды будут появляться гораздо ближе к очагу сражения.

Побеждает в итоге тот, кому хватит упрямства задавить соперника по всем направлениям. И не следует думать, что ваша единственная задача - это безостановочное накатывание волнами на позиции противника. Нет, такой сценарий просто не пройдет. Важно умело расставлять подконтрольные юниты, устраивать засады в городах и лесах. Заметив пригодное для обороны здание, пехота без промедления занимает его и становится источником реальной опасности для танков, решивших сократить путь через населенный пункт. В лесах же можно укрыть свою тяжелую технику для засады или оставить где-то на передовой разведчика. Предугадывание событий, решительные действия с опережением соперника на несколько шагов - вот ключ к успеху в этой непростой игре.

Вся техника обладает фиксированным запасом топлива и амуниции, получает критические повреждения и требует ремонта. Прямо в сердце сражения приходится посылать заправщиков, которые не позволяют танковым ветеранам остановиться посреди чистого поля как вкопанным. Починиться и пополнить иссякший запас вооружения можно также и на базах. Израсходовавшую ресурсы технику не возбраняется иногда использовать и как приманку для врага - тоже своего рода тактический ход.

Какова у всего этого цель? В одиночной игре нас встретит сюжетная кампания, действия которой разворачиваются во времена Холодной войны. Этот исторический период отличался завидной нестабильностью, чем и воспользовались разработчики: в зависимости от развития событий противостояние держав может привести к ядерному конфликту. Всего доступных игроку государств будет 12. Техника может оказаться в армии любая, но не забывайте, что единая национальная принадлежность отрядов подарит им заметные бонусы. Сложность со временем все возрастает, также постепенно открывается доступ к новым юнитам. Но настоящее противостояние умов начинается в мультиплеере, где могут сойтись до 10 стратегов с каждой стороны. Игроки используют все возможные способы для решения конфликта в свою пользу, и здесь уже не избежать обязательного сравнения с интеллектуальными спортивными играми. Почти как в шахматах, в AirLand Battle приходится разыгрывать свои комбинации и грамотно отвечать на действия противника. Множество юнитов схлестываются в сражениях, на передовую спешат ремонтники и заправщики, захваченные с трудом зоны уже через минуту лишаются контроля - поле боя, как игральная доска, живет своей жизнью и требует внимательного подхода.

Вторая часть игры заметно преуспела в щекотании нервов: от предшественницы ее отличает класс боевой авиации, а это значит, что надо не только активно пользоваться новыми возможностями, но и оказывать аналогичной вражеской силе достойное сопротивление. Помимо этого игра пестрит мелочами, которые очень трудно охватить с первого раза. Ее интересно изучать, открывать для себя новые возможности и совершенствовать свой стиль ведения боя.

Пускай Wargame AirLand Battle - это еще не настоящая шахматная партия, но уже вполне себе увлекательная головоломка. От вас не требуется блистать микроконтролем, поскольку спокойный и размеренный геймплей способствует вдумчивой и аккуратной игре. Здесь нет сногсшибательного экшена уже упоминавшейся World in Conflict, равно как и нет излишней вычурности настоящих варгеймов. AirLand Battle тяготеет к золотой середине - и поэтому может стать любопытным открытием для широкого круга игроков.

Плюсы: умный и тонкий геймплей; богатое разнообразие юнитов.
Минусы: недостаток зрелищности; неглубокий сюжет.
Вердикт: отличная разминка для ума, истосковавшегося по серьезным стратегиям.

Снабжение(СНБ)

Командно-штабные машины(КШМ):
Эти единицы предназначены для захвата зон. Чтобы захватить КШМ должна оказаться внутри периметра зоны. Захват зон дает прирост очков развертывания. Особенно важен захват точек в режиме игры «Завоевание». В отличие от режима «Уничтожение», где выигрывает та сторона, которая уничтожит больше войск противника, в режиме «Завоевание» потери не имеют значения и противник будет стараться ликвидировать КШМ чтобы лишить вашу команду контроля над той или иной зоной. КШМ можно разделить на 4 типа.

Легкие – это самый дешевый и самый уязвимый тип КШМ. Они имеют силу 5 и не бронированные. И могут стать легкой добычей случайного артналета. Пример: УАЗ-469У(СССР) М151А1 СР(США).

Средние – это «рабочие» КШМ в большинстве игр. Они могут быть как на колесном ходу так и на гусеничном ходу. Они уже имеют силу 10 и кое-какую броню. Пример: БРДМ-2У(СССР), М577 СРС(США).

Тяжелые – это КШМ в виде танков. Таким машинам не страшны артналеты и они способны дать минимальный отпор в случаи необходимости. Пример: Т-72К1(СССР), CMD М60А1(США).

Аэромобильные – это КШМ в виде вертолетов. Их применение очень специфическое т.к. их нельзя спрятать в лесу(только в болоте). Их легко уничтожить ввиду того что они имеют силу 4 – 6 и не бронированные.

Тактика применения:
Контроль важных зон один из ключевых моментов в ВГ. Поэтому выживаемости КШМ должно быть приделено большое внимание. Нужно стараться прятать КШМ в не очевидных для противника местах, если в зоне всего один небольшой лесок, то это плохое место, лучше спрятать машину где-то на окраине зоны в лесополосе. Такая же история с ближайшим леском от дороги, опытный противник может догадаться, где остановилась КШМ, если захват произошел быстро после начале матча. Так же при артналете вашу КШМ может контузить и зона на секунду будет потеряна, это будет сигналом для противника, что «нужно бы добавить», поэтому при такой ситуации стоит сменить местоположение КШМ.

Снабжение:
Во время боев ваши войска получают урон, тратят боеприпасы и топливо, чтобы восполнить это все требуется снабжение. Машина для снабжения можно разделить все на 2 типа:

Наземные – это обычные грузовые машины такие как Урал-4320(СССР) или М35 Сargo(США).
Воздушные – это грузовые вертолеты, такие как МИ-26(СССР) или CH-47C Super chinook(США).

Тактика применения:
При уничтожении машины снабжения она взрывается и наносит урон соседним машинам, поэтому уничтожение одной может привести к детонации остальных машин снабжения рядом. Ввиду этого настоятельно рекомендую при прибытии на место рассредоточить отряд командой «Показать формирования» -> «Рассредоточение». При этом в игре есть баг, после рассредоточения машины перестают снабжать войска, для того чтобы исправить это просто прикажите отряду куда-нибудь следовать, а затем сразу отдайте команду «Стоять». С вертолетами снабжения такая же история как машинами снабжения(они взрываются) и такая же как с командными вертолетами(их нельзя спрятать в лесу).Так же к снабжению относятся FOB-ы. Их можно ставить только до начала игры.

Пехота(ПЕХ)

Пехота – это царица полей, в ВГ пехота в поле – это покойники! Пехота в здании – отлично, пехота в лесу или в горах – хорошо, пехота на открытой местности очень плохо. Пехота ползает медленно, но везде и без штрафов от местности(она не может загрузнуть или потерять гусеницу). Пехота универсальный инструмент она может бороться с самолетами, вертолетами, танками и другой техникой, а также с другой пехотой противника. Но при этом она уязвима, ее могут расстрелять, разбомбить, сжечь. Пехоту можно разделить на следующие типы:

Противовоздушная – это пехота вооруженная переносным зенитным ракетными комплексом(ПЗРК). ПЗРК имеет инфракрасную головку самонаведения(про плюсы и минусы ИК зениток будет более подробно говориться в разделе про войска поддержки(ПДЖ)). Такие отряды способны спивать все виды воздушных целей в игре. Пример: ПЗРК Игла(СССР), LAAD Stinger(США)

Противотанковая – это пехота вооруженная противотанковыми управляемыми ракетами(ПТУР). Пример: ПТУР Конкурс(СССР), аналога у США нет, но у других фракций НАТО есть, например ATGM Milan разных модификаций. Как правило, такие отряды очень малочисленные по 2 человека в отряде. Такая пехота способна уничтожать технику на большом расстоянии более 2км. Также в игре присутствует пехота с ручными противотанковыми гранатометами(РПГ) Например: у СССР прямого аналога нет, но есть у других фракций ОВД, например у ГДР Panzerjager, SMAW(США). Такая не эффективна на открытой местности, но эффективна в условиях ограниченной видимости(на вершинах холмов, в лесах, за поворотом) где можно подобраться на расстояние выстрела незамеченным.

Обыкновенная пехота – это пехота вооруженная автоматом/штурмовой винтовкой, каким-то РПГ, пулеметом. Это обычная «рабочая» пехота которая должна первая встречать наступающих в населенных пунктах. Пример: ВДВ, Мотострелки(СССР), Riflemen, US Marines(США).

Спецназ – это элитные бойцы которые в состоянии дать прикурить всем. Пример: Спецназ(СССР), Delta force(США). Нужно отметить что спецназ СССР вооружен реактивным пехотным огнемётом(РПО), что делает его не эффективным против тяжелобронированных целей, средне эффективным против легкобронированных, и очень эффективным против любой пехоты противника.

Инженерные войска – это пехота предназначена для борьбы с другой пехотой противника. Вооружена огнеметами или РПО. Пример: Саперы(СССР), Assault engineers(США).

Горнострелки – это пехота вооруженная как обычная, только вместо РПГ у них ПТУР. Такая пехота способна бороться с средними танками противника на расстояния около 1,5км или меньше. Пример: Горнострелки(СССР), Mountaineers(США).

Резервисты – это плохо вооруженная с низкой моралью и плохой подготовкой, но многочисленная пехота. Ни СССР ни США не имеют резервистов.

Тактика применения:
Защиту пехота получает только в зданиях. Горы и лес только скрывают пехоту, она не получает там никакой защиты, то есть если пехоту заметили она будет получать такой же урон как будто она на открытой местности. Поэтому пехоту нужно держать немного дальше от края леса, чтобы противник не мог вести прицельную стрельбу по ней. Исключением могут быть разведчики, которым нужен максимальный обзор. Или случай когда противнику нечем ответить. Например, подбить танк с помощью ПТУР-а, который не может достать по дальности. В задачи пехоты входит штурм населенных пунктов. Это сложная и важная тема достойная отдельного пункта. Но это руководство должно быть коротким. Но если вкратце:

  1. подавить вражеское ПВО с помощью артиллерии.
  2. подавить вражеское ПВО с помощью ППВО(ракеты которые наводятся на радиолокационные излучатели) авиации.
  3. залить все напалмом.
  4. ликвидировать пехоту и технику покинувшею укрытия.
  5. начать штурм с прикрытием дымом по всему фронту.
  6. приготовится к потерям.

Поддержка(ПДЖ)

Поддержка содержит два рода войск это ПВО и артиллерия.

ПВО:
Предназначено для борьбы с различными летательными средствами противника.

Инфракрасный(ИК) – больше подходит для борьбы с вертолетами. Пример: Стрела-10М(СССР), M1097 Avenger(США).

Радиолокационное – больше подходит для борьбы с самолетами. Данный вид ПВО уязвим для самолетов, имеющих в своем арсенале ракеты, наводящиеся радиолокационное излучение(в игре имеет тег ППВО). Пример: 9К37 Бук(СССР), M727 I-Hawk(США).

Зенитно-артиллерийские системы – это зенитки с мелкокалиберными пушками. Их преимущество шквальный огонь, который практически сразу деморализует противника. Зенитки данного типа могут быть как с радаром, так и без. Пример: ЗСУ 23-4 Шилка(СССР), M163 Pivads(США)

Тактика применения:
ИК ПВО имеет в большинстве случаев небольшую дальность, поэтому приходится извращаться, чтобы достать вражеский вертолет. Не редкость ситуация когда у вертолета дальность стрельбы больше чем у зенитки. В таких случаях нужно использовать рельеф в свою пользу или из укрытия. Радиолокационное же ПВО бьет далеко, точно и сильно. Для борьбы с ППВО можно применять 2 тактики:
1) ПВО отключено постоянно и включается только когда летит авиация противника(без ППВО).
2) Отключать ПВО, только тогда когда замечен самолет ППВО.
Радиолокационное ПВО имеет маленький возимый боезапас(БК), поэтому рекомендую всегда держать рядом машину снабжения.

Артиллерия:
Предназначена для борьбы с легкобронированными средствами противника, КШМ, пехотой… Одним словом всем, что имеет броню 3 и меньше.

Минометы – есть два типа артиллерии, одна работает по площадях, другая по объектах. Минометы относятся к той, что работает по объектах. Обладают самой малой дальностью в игре, но самой большой скорострельностью и скоростью наведения. Пример: 2С23 Нона-СВК(СССР), LAV-M(США).

Гаубицы – дальность, как правило, уже на плюс минус половину карты, средняя скорость наведения и перезарядки. Этот тип артиллерии уже скорей работает по площадях, нежели по объектах. Пример: 2С19 Мста-С(СССР), M109A6 Paladin(США).

Тяжелые САУ – артиллерийские системы с калибром 200мм и более. Обладают наибольшей дальностью в игре, хорошей точностью, но очень низкой скорострельностью и малым возимым боезапасом. Пример: 2С7М Малка(СССР), М110А2(США).

РСЗО – Тип артиллерии который определенно работает по площадях. Рассевание снарядов, в отличии от ствольной артиллерии, увеличивается с увеличением расстояния. Пример: БМ-30 Смерч(СССР), М270 MLRS(США).

Тактика применения:
Кроме уничтожения вражеских объектов на артиллерию положена еще одно наверно более важная задача – контрбатарейная борьба. Это очень важно иначе вас просто разбомбят. Хороший игрок всегда осуществляет контрбатарейную борьбу, поэтому настоятельно рекомендуется менять дислокацию артиллерии немедленно после залпа. Последовательность ваших действий должна быть следующей. Указать место для атаки по области через shift быстрый марш на др. позицию через shift рассредоточится и так каждый раз после залпа.
Тактика применения РЗСО может быть следующей, подойти дойти на мин. Безопасное расстояние сделать залп и сразу же покинуть позицию. Стрельба с дальних расстояний из РЗСО крайне не эффективна.

Танки(ТНК)

Танки основной рабочий элемент в игре, как при наступлении, так и при обороне. По сути все остальные типа войск в игре обслуживают два типа войск это танки и пехота. Но в отличии от танков, пехота не способна вести успешные наступательные действия. Танки можно поделить на три типа: легкие, тяжелые и ракетные.

Легкие – Не путать с дешевым хламом. Их тактика применения в основном засадного типа. Это тактика которая обеспечивает преимущество первого выстрела. Такие танки не пригодны для борьбы с основными боевыми танками(ОБТ) противника, но хорошо подходят для их поддержки. Стоит также упомянуть о легких колесных танках. Он эффективны вначале игры ввиду высокой мобильности. Они способны доставить серьезные проблемы врагу появляясь в непредвиденных и неудобных местах. Они эффективны в начале игры, пока противник не стабилизировал фронт, в середине и конце игры они бесполезны. У СССР и США колесных танков нет. Примеры легких гусеничных машин: БМП-685(СССР), M8 AGS(США).

Тяжелые – Сюда относятся танки, лобовая броня которых 15 и больше. Эти танки способны вести наступательные действия т.к. способны выдержать несколько попаданий, чтобы уничтожить такой танк с одного выстрела средство поражения должно иметь бронебойность более 25, а таких не много в игре. Пример: Т-64БВ(СССР), М1А1 Abrams(США).

Ракетные – это танки, имеющие управляемое ракетное вооружение. Преимущество таких танков заключается в том, что они имеют дальность боя большую минимум примерно на метров 200. Здесь стоит отметить тот факт, что подавляющее большинство советских танков вооружены ПТУР-ами. Т-62МВ-1(СССР), MBT-70(США).

Тактика применения:
Танки могут быть использованы для усиления обороняющейся пехоты в городе или же при контратаке. Главной опасность для танков представляет атака с воздуха, поэтому не стоит пренебрегать зенитками. Также серьезной проблемой может стать пехота вооруженная ПТУР-ами не редкость ситуация когда по танку ведется огонь из зданий, а пехота остается незамеченной. Тогда можно попробовать приказать танку атаковать по область как артиллерии и если пехота будет контужена и это собьет наведение ПТУР-а или контузит что понизит вероятность попадания и увеличит время перезарядки. Также можно задыметь опасное направление. При игре стороной ОВД стоит не забывать, что танки у них имеют дальность боя большую, нежели у НАТО.

Разведка(РЗВ)

Альфа и Омега ВГ. Без разведки наступательная операция может обернуться полным провалом. Без разведки можно прохлопать готовящееся наступление противника. Без разведки нет целей для артиллерии.

Разведывательная техника – это наземная машина разведки на гусеничном или колесном ходу. Подходит для разведки при не стабильном фронте и при наступлении. Когда пехоте не успевает за волной наступления, а вертолеты использовать нельзя из-за вражеской ПВО. Пример: БРДМ-2(СССР), M1025 Humvee MK.19(США)

Разведывательная пехота – средняя по характеристикам разведка. Этого типа разведки должно быть много и везде на поле боя. Разведка(СССР), Rangers(США).

Разведывательный спецназ – его стоит брать, только если нет спецназа в разделе пехоты. Здесь нужно упомянуть о разведывательном спецназе из 2 человек. Эти ребята предназначены для разведки на самом острие и для проникновения за линию фронта т.к. имеют превосходную незаметность. Спецназ ВМФ(СССР), Отсутствует у США.

Разведывательные вертолеты – предназначены для наблюдения за большими пространствами и возвышенностями, где у наземных средств наблюдения нет прямой линии видимости. Пример: МИ-24К(СССР), OH-580 Kiowa Wr.(США).

Тактика применения:
Хоть у разведки и есть оружие, использовать его она должна в последнюю очередь, т.к. при выстреле отряд демаскируется. Хотя и есть исключения, но такие боевые единицы малочисленны и дорогие. Разведывательный спецназ, из 2х человек, может подобраться к пехоте в зданиях незамеченным достаточно близко, что бы засекать их в них.

Транспорт(ТРН)

Огнеметные танки – предназначены для борьбы с пехотой в зданиях. Дальность стрельбы огнемета больше чем у РПГ противника(конечно если не считать пехоту с ПТУР-ами). Поэтому просто указываем огонь по области как для артиллерии, но нужно учесть что для это требуется прямая линия видимости. Также дым от огня служит препятствием для обзора, что тоже можно использовать в нужный момент. Пример: ТО-62(СССР), M67A1 Zippo(США).

Противотанковые ракетные комплексы – наилучше их применять из засад в силу того, что они имеют слабое бронирование. Также нужно помнить что их преимущество в большей дальности, поэтому не стоит применять их на палых расстояниях. БРДМ-2 Конкурс(СССР), M901 ITV(США).

Противотанковые САУ – по крайней мере, они так называются в игре. По сути, они и тактика их применения не отличается от легких танков. Пример: 2С15 Норов(СССР), Отсутствует у США.

Машины поддержки танков – используются обеспечения подавляющего огня. Хорошо использовать при наступлении, когда необходимо обеспечить непрерывный шквал огня. У танков большая задержка между выстрелами машины поддержки танков решают эту проблему. Пример: БМПТ(СССР), М163 CS(США).

Инженерные танки – предназначены для борьбы с пехотой и легкой техникой противника. Имеют дальность чуть меньше 2,5км, но низкую скорострельность. Пример: Отсутствует у СССР, M728 CEV(США).

Тактика применения:
В силу того разношерстности типов войск в этой категории трудно дать какие-то наставления. Стоит упомянуть о ТОС-1 Буратино которая не подход ни под один из выше перечисленных типов. Это ракетная система залпового огня(РСЗО) которая стреляет напалмом. Она имеет дальность 3,5км поэтому позицию для залпа стоит выбирать осторожно. Не стоит выстреливать сразу весь залп в одну точку т.к. это будет избыточно, вместо этого разделить залп на 2 или 3 части. Так можно немного довести ее до состояния «беспокойства» выстрелив чем-то легким по ней, это увеличит разброс, что ведет к увеличению площади поражения напалмом.

Вертолеты(ВРТ)

Высоко мобильный тип войск в игре. Леса, горы, водные преграды, здания все это, для них не имеет ни какого значения. С учетом высокой скорости, вертолеты, открывают большие возможности по тактическому маневрированию.

Ударные вертолеты – их основная цель борьба с бронетехникой противника на больших расстояниях. Пример: МИ-28(СССР), AH-64 Apache(США).

Зенитные вертолеты – предназначены для борьбы с летательными аппаратами противника. Их хорошо использовать вначале игры против других вертолетов противника. Когда тот пытается занять более выгодное положение на карте. Пример: КА-50 Акула(СССР), OH-58C/S(США).

Вертолеты поддержки – их основная роль борьба с пехотой и техникой противника. Такие вертолеты как правило вооружены большим количеством неуправляемых реактивных снарядов(НУРС). Если такой вертолет атакует пехоту(даже в здании) и поблизости нет зениток чтобы сбить его, то это для пехоты может кончиться очень плачевно. Пример: МИ-4А(СССР), UH-1C Heavy hog(США).

Тактика применения:
Если после десантной операции остались вертолеты, лучше их отвести назад или спрятать за горой, они могу потом еще пригодится. Та же тактика применяется и ударным вертолетам, выводить их нужно только тогда когда есть цели для них. Это связано с тем, что если вертолет висит на одном месте, к нему могут незаметно подобраться и сбить. Также следует следить за вертолетами чтобы они не меняли высоту на сверхнизкую в таком случаи их можно уничтожить с помощью артиллерии.

Самолеты(СМЛ)

Самый скоростной тип войск в игре. Используется в основном вначале игры для завоевания превосходства в воздухе, прикрытия своих войск на марше, а в середине и конце для стабилизации фронта в критических ситуациях, а также как инициаторы наступательных операций. Самолеты не требуют снабжения т. к. они заправляются на аэродроме.

Истребители :
Легкие – вооружены ракетами ближнего радиуса действия, они имеют больший угол наведения, чем ракеты среднего и дальнего действия. Такие истребители, как правило, более маневренные, если они сели кому-то на хвост, то сбросить их практически невозможно. Их стихия это dogfight. Пример: МиГ-23МЛД(СССР), Отсутствует у США.

Истребители завоевания превосходства в воздухе – предназначены для уничтожения других истребителей. Вооружены ракетами малого и среднего радиуса действия. Пример: СУ-27С(СССР), F-15C Eagle(США).

Перехватчики – предназначены для оперативного реагирования на самолеты противника. Вооружены ракетами дальнего радиуса действия и имеют большую скорость полета. Слабы или беззащитны в dogfight. Пример: МиГ-31(СССР), F-14 Tomcat(США).

Тактика применения:
Применять истребители стоит только в начале игры, пока противник не выстроил серьезной ПВО. В начале стоит сконцентрироваться на бомбардировщиках противника, затем истребители, потом можно приняться за вертолеты противника.

Ударные :
Предназначены для нанесения точечных ударов по противнику. Часто такие самолеты в целях самообороны вооружены зенитными ракетами ближнего радиуса действия.

Штурмовики – единственные самолеты в игре, которые имеют бронирование. Предназначены для уничтожения танков противника, за исключением чехословацкого СУ-25 который вооружен тяжелыми НУРС-ами. Пример: СУ-25(СССР), A-10 Thunderbolt II(США).

С НУРС-ами – самолеты вооружены НУРС-сами. Применяются для точечных ударов по противнику, если вблизи есть дружественные войска. Пример: Отсутствует у СССР, A-4F Skyhawk II(США).

Противотанковые – такие самолеты вооружены ракетами, которые способны уничтожить танк с одного выстрела. Пример: МиГ-27К(СССР), AV-8B Harrier II(США).

Самолеты подавления ПВО – вооружены ракетами которые наводятся на радиолокационное излучение. Предназначены для уничтожения ПВО с активным радаром. Рекомендуется иметь их в деке, если предполагается использование самолетов в среднем и позднем этапе игры. Их нужно пускать впереди ударных или бомбардировочных самолетов для того чтобы они уничтожили пару зениток и приняли несколько ракет на себя. При такой тактике опытный игрок может отключить зенитки, чтобы не потерять их, что тоже есть полезным. Такие самолеты как правило имеют РЭП(средства радиоэлектронного противодействия) лучше, чем у ударных или бомбардировочных самолетов. Пример: Миг-25БМ(СССР), EF-111A Raven(США).

Тактика применения:
Таким самолетам не нужно приказывать напрямую цель(кроме самолетов с НУРС-ами им нужно приказывать отковать по области) их нужно отправлять чуть позади линии фронта и чтобы они там кружились. Так они будут стрелять, если там что-то будет в зоне поражения, а зениткам будет трудней их сбить.

Бомбардировщики:
Фугасные – вооружены фугасными бомбами. Подходят для уничтожения пехоты и легкой техники. Здесь стоит отметить F-117 Nighthawk, он обладает превосходной скрытностью в игре что делает ему возможность облетать незаметно за пределами карты линию фронта и наносить удары там где противник их не ждет. А корректируемая бомба GBU-10 способна уничтожить практически любой отряд пехоты в здании или легкой бронетехники. Эта бомба способна даже сбивать вертолеты которые висят на большой высоте. Но он беззащитен перед истребителями. Пример: СУ-24М(СССР), F-111E Aardvark(США).

Кассетные – вооружены кассетными боеприпасами которые предназначены для уничтожения легкой бронетехники, они наносят слабый урон тяжелобронированным целям и не наносят, а только загоняют в панику пехоту. Пример: МиГ-29М(СССР), F-16C Fighting falcon(США).

Напалмовые – вооружены напалмовыми боеприпасами. Такие бомбы не наносят большого урона при взрыве, но наносят много урона постепенно и что более важное заставляют войска в зоне поражения покинуть укрытие. Это очень важно при штурме населенных пунктов. Но нужно быть внимательным, чтобы залить зону в населенном пункте полностью иначе пехота просто переместится в ту часть зоны, где нет огня. Пример: ЯК-38(СССР), F-4J Phantom II(США).

Тактика применения :
Ну тут ничего заумного нет в принципе, ты стреляешь они умирают. Единственное что можно посоветовать, это устраивать налеты большими группами. Например ПВО противника способна сбить три самолета ты посылаешь три самолета все три падают, теперь представь ситуацию когда посылается семь самолетов урона нанесено более чем в два раза, а потери такие же. И использовать самолеты подавления ПВО, как писалось ранее.

Не стоит обманываться названием игры: AirLand Battle, как и ее предшественница, не является чистым варгеймом. Она больше походит на тактическую RTS сродни World in Conflict. Чувство дежавю вызывает все то же территориальное противостояние на замкнутых аренах, отсутствие сбора ресурсов и необходимости строить базу. Французский проект целиком сосредоточен на сражении - и в угоду тактике в механику закрадываются определенные условности.

Однако игру не зря назвали именно Wargame. От известного жанра AirLand Battle, в первую очередь, переняла глубокую серьезность и необходимость тщательно продумывать свои действия. Здесь не прощаются безответственные "раши" на позиции противника: и если в туториале еще кажется, что ты способен контролировать ситуацию парой нажатий мышью, то в дальнейшем - при прохождении кампании и на полях мультиплеерных сражений - осознаешь, что для эффективной борьбы нужно продумывать все свои шаги наперед. Благо, богатое разнообразие техники позволяет выстроить свою стратегию так, как того требует ситуация.

Поначалу в игре непросто освоиться, особенно если вы не успели опробовать первую часть. Поэтому рекомендуем вам покорно пройти обучение: ведь AirLand Battle - проект не из разряда "сел и поехал". Один лишь интерфейс встречает своим далеко не самым приветливым и изысканным видом. Порой бывает трудно разобраться в калейдоскопе иконок, устилающих экран. Очевидным достоинством игры, в то же время, является удобно масштабируемая карта, которая позволяет мгновенно приближать и отдалять камеру. Плавный переход от крупного плана к стратегическому виду очень напоминает Supreme Commander.

Сражения по своей сути напоминают перетягивание каната, и наилучшим образом это ощущается в мультиплеере, когда в затяжных боях воображаемая линия фронта находится в постоянном движении. С разных сторон карты располагаются респавны для юнитов игроков, а расстояние между штабами заполнено территориями, которые требуется захватить. Одни зоны дают бонус к притоку очков подкреплений, позволяющих вызывать дополнительную технику. Другие же могут дублировать респавн - и новые отряды будут появляться гораздо ближе к очагу сражения.

Побеждает в итоге тот, кому хватит упрямства задавить соперника по всем направлениям. И не следует думать, что ваша единственная задача - это безостановочное накатывание волнами на позиции противника. Нет, такой сценарий просто не пройдет. Важно умело расставлять подконтрольные юниты, устраивать засады в городах и лесах. Заметив пригодное для обороны здание, пехота без промедления занимает его и становится источником реальной опасности для танков, решивших сократить путь через населенный пункт. В лесах же можно укрыть свою тяжелую технику для засады или оставить где-то на передовой разведчика. Предугадывание событий, решительные действия с опережением соперника на несколько шагов - вот ключ к успеху в этой непростой игре.

Вся техника обладает фиксированным запасом топлива и амуниции, получает критические повреждения и требует ремонта. Прямо в сердце сражения приходится посылать заправщиков, которые не позволяют танковым ветеранам остановиться посреди чистого поля как вкопанным. Починиться и пополнить иссякший запас вооружения можно также и на базах. Израсходовавшую ресурсы технику не возбраняется иногда использовать и как приманку для врага - тоже своего рода тактический ход.

Какова у всего этого цель? В одиночной игре нас встретит сюжетная кампания, действия которой разворачиваются во времена Холодной войны. Этот исторический период отличался завидной нестабильностью, чем и воспользовались разработчики: в зависимости от развития событий противостояние держав может привести к ядерному конфликту. Всего доступных игроку государств будет 12. Техника может оказаться в армии любая, но не забывайте, что единая национальная принадлежность отрядов подарит им заметные бонусы. Сложность со временем все возрастает, также постепенно открывается доступ к новым юнитам. Но настоящее противостояние умов начинается в мультиплеере, где могут сойтись до 10 стратегов с каждой стороны. Игроки используют все возможные способы для решения конфликта в свою пользу, и здесь уже не избежать обязательного сравнения с интеллектуальными спортивными играми. Почти как в шахматах, в AirLand Battle приходится разыгрывать свои комбинации и грамотно отвечать на действия противника. Множество юнитов схлестываются в сражениях, на передовую спешат ремонтники и заправщики, захваченные с трудом зоны уже через минуту лишаются контроля - поле боя, как игральная доска, живет своей жизнью и требует внимательного подхода.

Вторая часть игры заметно преуспела в щекотании нервов: от предшественницы ее отличает класс боевой авиации, а это значит, что надо не только активно пользоваться новыми возможностями, но и оказывать аналогичной вражеской силе достойное сопротивление. Помимо этого игра пестрит мелочами, которые очень трудно охватить с первого раза. Ее интересно изучать, открывать для себя новые возможности и совершенствовать свой стиль ведения боя.

Пускай Wargame AirLand Battle - это еще не настоящая шахматная партия, но уже вполне себе увлекательная головоломка. От вас не требуется блистать микроконтролем, поскольку спокойный и размеренный геймплей способствует вдумчивой и аккуратной игре. Здесь нет сногсшибательного экшена уже упоминавшейся World in Conflict, равно как и нет излишней вычурности настоящих варгеймов. AirLand Battle тяготеет к золотой середине - и поэтому может стать любопытным открытием для широкого круга игроков.

Плюсы: умный и тонкий геймплей; богатое разнообразие юнитов.
Минусы: недостаток зрелищности; неглубокий сюжет.
Вердикт: отличная разминка для ума, истосковавшегося по серьезным стратегиям.