Ps vr или время виртуальной реальности. Обзор Sony PlayStation VR: виртуальная реальность как она есть. Выводы: технология будущего или мыльный пузырь

Большинство людей не испытывало ощущений виртуальной реальности и не приобретало шлемы VR, несмотря на то, что Oculus Rift и HTC Vive уже давно вышли на рынок. Вероятно, гарнитуры VR мало покупают из-за их высокой цены и небольшого количества совместимых ПК, но PlayStation VR от Sony может переломить тенденцию.

Шлем виртуальной реальности PlayStation VR — Отзывы

PlayStation VR — это первый не мобильный вариант VR шлема, который стоит 63.000 рублей, и пользователей PS4 гораздо больше, чем у VR-совместимых компьютеров.

Стоит ли оно того?

Одним словом, Да. Хотя у PS VR ограниченная мощность и возможности в сравнении с Rift и Vive, эта гарнитура обеспечивает опыт полной виртуальной реальности. С ней вы сможете смотреть с края скалы, погружаться на дно океана и даже летать, оставаясь на месте.

Настройка PlayStation VR

Настройка гарнитуры PlayStation VR через PlayStation 4 происходит относительно легко. Шлем поставляется в комплекте с процессорным модулем, который служит концентратором для PS4, телевизора и гарнитуры.

Необходимо подключать камеру PlayStation, которая вставляется в специальный порт в задней части консоли. В коробке с PS VR вы найдете подробные инструкции, но многое интуитивно понятно в самом оборудовании. Камера PlayStation не входит в базовую модель VR и вам придется покупать её отдельно, или же купить за 32.000 рублей набор, который включает в себя гарнитуру, камеру и 2 контроллера PlayStation Move.

Большинство игр используют DualShock 4, но в других доступны или даже необходимы контроллеры Move. Ощущение виртуальной реальности усиливается при использовании контроллеров движения вместо стандартного геймпада. Для всего этого нужно место, которое займут устройства и соединяющие их кабели. Также необходимо держать заряженными Dual Shock 4 и 2 контроллера Move, а значит добавляется ещё и заряженная станция. Получается целая система виртуальной реальности, которая занимает много места и создает беспорядок.

Дизайн и конструкция PS VR

Шлем PS VR сделан из прочного пластика, с мягкими полосами на передней и задней панели, где он крепится к голове. Гарнитура весит 610 грамм, что во время игр почти не ощущается. Внешний свет блокируется за счет плотного прилегания, но из-за этого, внутри шлема может быть жарко.

Придется постараться, чтобы надеть PlayStation VR. Вам нужно подогнать гарнитуру под затылок и лицо, а также определиться с вертикальным углом. В комплекте идут стерео-наушники, но, если у вас есть вариант получше, можете использовать свои. Подключать их нужно к разъему на панели питания в PS VR.

Всё это обеспечивает стабильное положение гарнитуры на голове, она не должна спадать, даже когда игрок будет крутить головой во время игры.

В инструкции всё расписано более подробно, так что не стоит бояться купить шлем и не суметь им воспользоваться. Однако, такую непростую последовательность действий придется выполнять каждый раз, иначе, что-то будет неидеальным: игры станут размытыми, текст трудно читаемым, а напряжение на глаза усилится.

Виртуальная реальность PS VR

С разрешением 960×RGB×1080 и 100 градусами обзора, устройство PlayStation VR уступает своим конкурентам, но всё равно обеспечивает чувство полного погружения в виртуальную реальность, в отличие от работающих со смартфонами гаджетах типа Google Cardboard.

Игры на PS VR могут заставить пользователя по-настоящему переживать и даже бояться. Но не стоит ожидать, что с этой гарнитурой вы сможете наслаждаться невиданной реалистичностью во всех играх на PlayStation. Например, Batman: Arkham VR страдает от Screen-door effect («эффекта москитной сетки») и зашкаливающей зернистости. Те игры, которые не страдают от пикселизации, меньше по масштабу. Нужно время, чтобы привыкнуть к виртуальной реальности, но всё равно вы вряд ли сможете играть в игры с VR так же долго, как просто на консоли.

От VR действительно может тошнить, в чем мы убедились при тестировании более 10 игр подряд, но данная проблема не только этой гарнитуры. Особенно вызывают дискомфорт игры от первого лица и игры с быстрым движением.

Ограничения перемещений

У камеры PlayStation очень маленькая область эффективного отслеживания движения шлема PS VR и контроллеров Move. Вы сможете сидеть или стоять, но, если наклонитесь слишком далеко вперед или слишком широко расставить руки, камера потеряет вас.

В таких ориентированных на движение играх как Job Simulator: The 2050 Archives, которые больше подходят для виртуальной реальности комнатного масштаба HTC Vive, PlayStation VR создает ощущение скованности и неспособности двигаться. Однако, в этом и преимущество PS VR. Всем системам VR нужно какое-то свободное пространство, но для PS VR требуется всего около 6 квадратных метров. Для использования шлема нужно всего-то сидеть и не двигаться, поэтому нам не потребуется выделять так много места, как на другие устройства VR.

Телевизор превращается в социальный экран

Наиболее отличительной особенностью PlayStation VR может считаться «социальный экран» — отображение на экране телевизора того, что видит пользователь гарнитуры. Rift и Vive могут выводить изображение на монитор компьютера, но PS4 больше рассчитана на игры, поэтому экран телевизора для тут больше подходит.

Видео на социальном экране будет в более низком разрешении, чем в играх на PS4, но по качеству близко к тому, что видит пользователь.

PlayStation VR — только для знакомых с PlayStation

Нужно учитывать, что PlayStation VR — это периферийное устройство для PS4, а не отдельная платформа, поэтому, разработчики подразумевают, что пользователи хорошо знакомы с консолью и контроллером.

Для Rift и Vive нужен ПК, и у них есть специальные меню ввода управления и магазина. PlayStation VR, напротив, полностью интегрирована в PlayStation Network, и в большинстве игр требуются или контроллеры DualShock 4 или PlayStation Move. Нет специального меню PS VR, или даже различий между отображением игр c виртуальной реальностью и без неё.

Это может показаться незначительным отличием, мы думаем, что у большинства желающих приобрести PS VR уже есть PS4. Но тем, кто не знаком с продукцией PlayStation, будет тяжело разобраться с навигацией в меню и вообще играть в игры.

Гарантия

У PlayStation VR гарантия на один год с ограниченной ответственностью производителя. Гарантия не распространяется на ущерб, который устройство понесло по вине пользователя.

Итог

Не смотря на все старания сделать виртуальную реальность более доступной, PlayStation VR все-таки устройство не для всех. Не каждый будет тратить десятки тысяч рублей ради немногих достойно работающих игр, при этом нужно иметь PS4 и каждый раз подключать и подгонять оборудование.

HTC Vive остается лучшей гарнитурой VR для домашнего использования, с более высоким разрешением дисплея, более масштабным отслеживанием движений и недоступными для PS VR возможностями. Но HTC Vive стоит примерно вдвое дороже, так что, если вы хотите потратить меньше на полное погружение в виртуальную реальность – PS VR является единственным вариантом.

Шлем PlayStation VR не дает возможности свободно ходить по комнате в состоянии виртуальной реальности, но для всех ранее не использовавших гарнитуры VR, ощущения всё равно будут ошеломительными.

Преимущества

  • Хорошая библиотека игр;
  • Безопасная гарнитура;
  • Полное ощущение виртуальной реальности;
  • Более доступная, чем Rift или Vive.

Мечты о настоящей виртуальной реальности уже несколько десятилетий не покидают умы фантастов, любителей киберпанка и технических энтузиастов. Кто-то представляет ее как способ расширить человеческие возможности — например, посетить любое место и взглянуть на него будто бы своими глазами. Другие пугают и предостерегают — дескать, погрузившись с головой в мир искусственный, люди напрочь забудут о существовании мира реального. «Матрица» и «Джонни-мнемоник», «Лабиринт отражений» и «Нейромант», ShadowRun и Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Soul Hackers — счет произведений, где в той или иной мере упоминается VR, идет на сотни.

Если же копнуть глубже, то выяснится, что первые устройства виртуальной реальности появились еще в конце 60-х годов. Те разработки сложно было назвать выдающимися по нынешним меркам — они были тяжелыми, неудобными и могли отображать лишь простейшие графические модели. В игровую же индустрию технология пришла несколько позже, в 1980-м, когда на аркадных автоматах Atari появилась Battlezone. Проект считается одним из первых созданных для виртуальной реальности, поскольку он использовал сочетание псевдотрехмерной графики и специальных «очков» для отображения картинки. В 90-е годы VR попытались приспособить для домашних компьютерных развлечений — можно вспомнить, к примеру, Forte VFX1. Но громоздкая, дорогая и не способная порадовать картинкой система так и не стала популярной.

К теме VR индустрия по-настоящему вернулась лишь несколько лет назад: в 2010 году основатель Oculus VR Палмер Лаки представил первый прототип Oculus Rift. Через четыре года Sony анонсировала загадочный девайс, скрывающийся под кодовым названием Project Morpheus, а в 2015-м к гонке подключились HTC и Valve, заявив о разработке HTC Vive. Вообще, если оглянуться назад, то станет понятно, что за последние шесть лет мир в целом и игровая индустрия в частности буквально «повернулись» на теме виртуальной реальности. Именитые разработчики вроде Джона Кармака бросали все и с головой ныряли в новую область, а знаменитые студии наперебой заявляли и продолжают заявлять о создании все новых и новых проектов под VR.

Впрочем, рассуждать и философствовать на эту тему можно еще долго, но вряд ли вы пришли сюда за этим. Пора перейти непосредственно к теме нашего разговора. К нам в руки попал шлем виртуальной реальности, известный в младенчестве как Project Morpheus, но получивший в итоге имя PlayStation VR. Японцы, судя по рекламе и заявлениям представителей компании, нацеливаются на массового пользователя. Отсюда и простота настройки, и более-менее вменяемая стоимость, и достаточно низкий порог вхождения в неизведанный и загадочный VR-мир (нужны только PlayStation 4 и PlayStation Camera). На словах все это звучит очень красиво, но так ли хорош гаджет на практике? Садитесь поудобнее, мы вам обо всем расскажем.

Технические характеристики

Думаем, ни для кого не секрет, что для комфортного отображения картинки в шлемах виртуальной реальности требуются немалые вычислительные мощности. Причем дело тут не столько в разрешении изображения, сколько в стабильной частоте обновления — чаще всего именно из-за проблем с ней появляются головные боли и другие неприятные симптомы, сопровождающие VR-приключение. И перед инженерами, работавшими над PlayStation VR (далее в тексте — PS VR), стояла крайне непростая задача по оптимизации проектов с учетом железа консоли.

Японцы не стали выдумывать космические технологии и справились с проблемой производительности PlayStation 4, что называется, «в лоб» — у PS VR лишь один 5,7-дюймовый OLED-RGB-дисплей с общим разрешением 1920 × 1080 точек. У конкурентов в лице Oculus Rift и HTC Vive, напомним, два экрана с общим разрешением 2160 × 1200. Получается, что PS VR на один глаз выводит картинку в разрешении 960 × 1080, тогда как соперники выдают 1080 × 1200. Разница в числах на бумаге может казаться незначительной, однако на практике зернистость изображения при использовании шлема Sony очень заметна. Из-за этого порой сложно погрузиться в происходящее, когда чудик, который вроде бы должен вас пугать, покрыт «лесенками» с ног до головы.

Но есть и обратная сторона — шлем Sony умеет обновлять картинку как со стандартной для других устройств частотой 90 Гц, так и с частотой 120 Гц, что делает игровой процесс более плавным. Для достижения подобного результата используется метод «репроекции» — берется изображение с частотой 60 Гц, из которого на основании данных о поле зрения пользователя создается изображение с частотой 120 Гц. Японцы отмечают, что это не интерполяция, и обработка происходит без каких-либо видимых задержек. Однако как именно создаются промежуточные кадры, разработчики не уточняют.

За отслеживание движений отвечает стандартная PlayStation Camera для PS4. Способ точно такой же, как и в случае с контроллерами Move, — положение шлема в пространстве определяется при помощи светодиодов, установленных на передней и задней плоскостях устройства. Технология хоть и не новая, но работает без каких-либо серьезных проблем, плюс не требует размещать в помещении отдельные вынесенные сенсоры, как для HTC Vive.

Также в комплекте с PS VR идет специальный процессорный блок. Многие предполагали, что он будет обеспечивать дополнительную вычислительную мощность, однако Sony поспешила опровергнуть расползающиеся по Сети слухи. По сути, это вспомогательное устройство, которое служит HDMI-сплиттером, обрабатывает объемный звук и позволяет использовать «кинематографический» режим, о котором мы расскажем чуть позже. Его дизайн повторяет классическую PS4 с ее светодиодной полосой ближе к левому краю, так что рядом с консолью коробочка смотрится уместно.

Правда, несмотря на то, что процессорный блок поддерживает разрешение вплоть до 2160р, его забыли подружить с HDR. Если у вас есть телевизор с поддержкой данной технологии, то потребуется каждый раз возиться с проводами, чтобы отключить консоль от блока и подключить напрямую к экрану. Неудобно.

Разъемы обозначены символами кнопок контроллера DualShock. На подключаемых в эти разъемы кабелях такая же маркировка. Мелочь, а выглядит интересно

Настройка

Поскольку PS VR — устройство для массового рынка, то и подготовка шлема к использованию должна быть максимально простой. Sony хорошо справилась с задачей, так что вам не придется зарываться в настройки, сверлить дыры в стенах для установки сенсоров или жаловаться не нехватку USB-портов. Однако готовьтесь к появлению клубка дополнительных проводов. Если вы привыкли аккуратно делать разводку, то придется поднапрячься, чтобы после подключения устройства место перед телевизором не выглядело как логово кибернетического паука.

Процесс подключения облегчается благодаря обозначениям на каждом кабеле и подготовленным Sony доходчивым текстовым и видеоинструкциям — с их помощью разобраться во всем можно за несколько минут. Правда, стоит сразу принять во внимание, что из-за обязательного использования процессорного модуля потребуется дополнительная розетка. Даже если вы захотите использовать консоль без шлема, то блок все равно должен быть запитан, иначе картинка на экран попросту не будет выводиться.

С рабочей зоной шлема особых проблем не возникло. Я ожидал, что потребуется очень точно следовать схеме выше, то есть сидеть на достаточном расстоянии от камеры, направленной точно на шлем. На практике PS Camera стояла под телевизором и смотрела примерно под углом 30 градусов вверх, а полутора метров между ней и шлемом оказалось достаточно для корректного распознавания PS VR и его полноценного использования в играх. Только проверьте, чтобы рядом не было ярких источников света, а светодиоды шлема не отражались в зеркалах — в противном случае возможна некорректная работа устройства. С контроллерами, что особенно касается PS Move, схожие неудобства — стоит случайно заслонить рукой, как игра либо теряет их, либо пытается «додумать» примерное расположение, что практически равноценно потере. Хотя такие ситуации достаточно редки и не особо влияют на общее впечатление от использования.

На настройку уходит от силы минут десять, причем основное время тратится на поиск наилучшего положения камеры. Здесь преимущество на стороне владельцев «круглой» PS Camera последней версии (CUH-ZEY2), поскольку в ее комплект поставки входит крепление для размещения на тонком телевизоре. Обладателям «квадратной» камеры (CUH-ZEY1/R) потребуется либо повозиться, либо купить подставку отдельно (39CLICA2).

Как только все будет подключено корректно, система в нескольких сообщениях расскажет вам о необходимых вещах, убедится, что все работает, и пригласит в мир виртуальной реальности.

Эргономичность

По моему субъективному мнению, PS VR выглядит футуристичнее и интереснее, чем Rift и Vive. Sony обычно удается дизайн (простите, PS4 Pro и Slim, это не про вас), и ее шлем виртуальной реальности — не исключение. На голове устройство действительно смотрится словно гаджет из будущего, особенно когда включаются синие светодиоды.

При этом создатели позаботились об удобстве. У PS VR нет резинок и всяческих странных липучек, единственная цель которых — вжать лицо в шлем. Наоборот, устройство больше всего напоминает головной убор и надевается очень просто — достаточно, удерживая кнопку сзади, отвести скобу на нужное расстояние, а затем покрутить специальную шестеренку, чтобы обруч плотно обхватил голову. Внутренняя поверхность шлема мягкая и прорезиненная.

Еще одна кнопка, расположенная внизу фронтальной части, отвечает за перемещение переднего блока в горизонтальной плоскости. Вообще, идея с двигающимся экраном гениальна в своей простоте. Благодаря ей можно не только мгновенно выпрыгнуть из виртуального мира в реальный, но и использовать PS VR в очках, не боясь расплющить их. Тем более сама часть с дисплеем прилегает к лицу неплотно — если опустить взгляд вниз, можно увидеть небольшой зазор. Только, увы, это не спасает от запотевания линз — время от времени придется снимать шлем и протирать их.

Еще одно удачное решение — небольшой пульт управления на кабеле шлема. С его помощью можно не только включать устройство, но и регулировать громкость наушников (разъем 3,5 мм присутствует и расположен сбоку) или же вовсе отключать звук. Сами кнопки выполнены так, чтобы на ощупь их нельзя было перепутать. Клавиши включения/выключения утоплены в корпус, а «+» и «-», наоборот, выступают, причем на «+» имеется специальная тактильная маркировка.

С распределением веса тоже все хорошо — несмотря на немалые габариты и 610 грамм массы, во время продолжительной игры шлем практически не ощущается и не давит ни на лицо, ни на шею. По части эргономики и удобства PS VR можно считать наиболее удобным шлемом из представленных в продаже.

⇡ Игры

Вот мы и подобрались к самой интересной части — играм. Ведь каким бы хорошим ни было устройство с инженерной точки зрения, оно не выживет без дальнейшей программной поддержки. Как раз на этом — пожалуй, главном — поле PlayStation VR производит двоякое впечатление.

Первые несколько часов погружения в виртуальную реальность действительно можно назвать незабываемыми. Становится понятно, почему многие разработчики сходят по ней с ума, — ведь новая технология позволяет им забросить игрока в самую гущу событий. Грань между выдуманным персонажем и пользователем стирается полностью — именно вы находитесь там, в заброшенном доме, и именно за вами охотится демонического вида женщина с ножом. Можно перенестись на концерт поп-дивы Хацуне Мику и размахивать палочкой в ритм, находясь в зале. Сесть за руль гоночного болида и крутить головой, высматривая траекторию для обгона. Стать пилотом космического корабля или удирать от погони. Да хоть самим Бэтменом!

Однако представленные на данный момент проекты тянут максимум на технические демонстрации виртуальной реальности, но никак не полноценные игры. Sony хвасталась, что подготовила к выходу PS VR множество проектов. Это так, но все они оказались вариациями либо рельсовых шутеров, либо симуляторов ходьбы с элементами хоррора, либо разного рода аркадами, которые должны показать какие-то аспекты шлема и контроллеров PS Move. Их интересно попробовать — это действительно новый и очень занимательный опыт. Вот только сидеть за ними больше одного-двух часов попросту скучно (а многие заканчиваются и того раньше). Проходить же их заново нет никакого смысла, поскольку ничего нового по части ощущений уже не получишь.

Также никуда не делась проблема с укачиванием, причем в некоторых проектах неприятное чувство и тошнота могут проявляться уже через несколько минут после запуска. Особенно часто жалобы поступают на игры, где нужно самостоятельно ходить с видом от первого лица. В этом случае бедный мозг разрывается, пытаясь соотнести визуальную информацию (мы же идем!) с данными, поступающими от тела (оно же сидит!). Причем не совсем понятно, что именно служит причиной неприятных ощущений. Например, за динамичной, забрасывающей стробоскопическими эффектами REZ можно просидеть несколько часов подряд, а от размеренного хоррора Here They Lie с неплохой картинкой мутит уже через пару-тройку минут. Стоит отметить, что я никогда прежде не жаловался на излишнюю чувствительность вестибулярного аппарата.

«Морская болезнь» — скорее исключение, чем правило, однако перед покупкой нелишне будет все-таки протестировать игры самостоятельно. И здесь Sony дала маху, поскольку в PlayStation Store практически нет демоверсий, заточенных под виртуальную реальность. Возможно, это временное явление, но на данный момент владельцы PS VR поставлены перед фактом приобретения игр, стоимость которых может доходить до четырех тысяч рублей, без какой-либо проверки. Конечно, в коробке со шлемом находится диск с восемью «демками», но это лишь малая часть того, что есть в цифровом магазине. Здесь было бы неплохо перенять опыт Oculus — в своем магазине компания указывает уровень «комфортности», позволяющий определить, насколько велик шанс почувствовать себя плохо во время прохождения.

Помимо разнообразных виртуальных забав, шлем можно использовать для навигации по меню консоли и в обычных играх. В этом случае включается так называемый кинематографический режим. Картинка транслируется на огромный виртуальный экран (три, четыре или почти шесть метров — на выбор), что создает ощущение присутствия в кинотеатре. На деле эту возможность интересно протестировать пару раз, а затем благополучно о ней забыть. Конечно, вам никто не запретит таким образом что-то проходить или смотреть, но шлем с его разрешением картинки, выводимой на каждый глаз, просто не может тягаться с Full HD-телевизором. Не говоря уже о 4К.

Продумала Sony и социальную составляющую. Изображение и звук, которые пользователь видит и слышит в шлеме, при помощи процессорного блока транслируются на телевизор. Это позволяет находящимся в комнате людям следить за прохождением. Интересно посмотреть, как разработчики будут (и будут ли?) использовать эту идею — она заметно освежила бы проекты с асинхронным локальным мультиплеером.

Стоимость

Во время написания этого материала Microsoft совместно с партнерами анонсировала шлем виртуальной реальности, который планирует продавать за 300$. Однако ни дата выхода, ни какие-либо подробности пока не объявлены, поэтому PlayStation VR на данный момент можно считать самым доступным предложением на рынке. Давайте посчитаем, во сколько обойдется знакомство с набирающей популярность технологией при помощи устройства японской компании. Сразу отметим, что мы не будем брать в расчет Google Cardboard и прочие насадки на мобильные телефоны, а остановимся на сравнении решений от Sony, Oculus и HTC.

Начнем с японцев. Если у вас уже есть PlayStation 4, камера и два PlayStation Move, то прикоснуться к виртуальной реальности можно за 35 000 рублей — такова рекомендованная стоимость PS VR в нашей стране. Если нужна PS Camera, прибавьте к этой сумме около 4 500 рублей, а за пару Move нужно будет доплатить еще порядка 4-5 тысяч. Итого владельцам консоли от Sony потребуется выложить порядка 44 500 рублей для полноценного знакомства с VR.

Это если у вас уже есть сама консоль. Если нет, добавляйте стоимость PlayStation 4 (27 000 руб.) или ее Pro-версии (35 000 рублей). В первом случае комплект обойдется уже в 71 500 рублей, а второй вариант и вовсе опустошит кошелек на 79 500 рублей. Весьма существенная сумма за возможность с минимальными неудобствами попробовать виртуальную реальность, пусть и не максимального качества.

В случае с Oculus Rift сначала потребуется собрать компьютер, вписывающийся в рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core i5-4590/AMD FX 8350, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290, а также наличие разъема HDMI 1.3 и двух портов USB 3.0. Стоимость такой конфигурации в готовом виде составит примерно 65 000 рублей. Или на несколько тысяч меньше, если собирать своими руками. Тут стоит отметить, что мы взяли «старые» требования, поскольку они указаны у подавляющего большинства игр в магазине Oculus. Сама компания недавно объявила, что благодаря новой технологии генерации промежуточных кадров достаточно и ПК с Intel Core i3-6100/AMD FX450, а также NVIDIA GeForce GTX 960 на борту. Видимо, разработчики об этом еще не слышали.

Загвоздка в том, что потребительская (да и любая другая) версия Rift не продается в нашей стране официально — заказать ее можно из США за 599$, то есть с доставкой выйдет порядка 40 000 рублей. В комплект входит геймпад от Xbox One, адаптер к нему, ИК-сенсор и беспроводной контроллер. Но ведь мы говорим о полном погружении, так что придется потратить еще 200$ (13-14 тыс. руб.) на контроллеры Oculus Touch. Итого за примерные 105 000 рублей получим виртуальную реальность среднего класса с умеренными неудобствами в виде необходимости использования большого количества USB-портов.

Наконец, детище компаний HTC и Valve, Vive, потребует следующего железа: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290, а также разъем HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 плюс один порт USB 2.0. Как видите, рекомендуемые требования чуть ниже, однако на стоимости компьютера это скажется не сильно — она составит порядка 63 000 рублей.

Рекомендованная же стоимость самого Vive на российском рынке — «всего лишь» 70 000 рублей. В комплект, помимо шлема, входят два беспроводных контроллера и две базовые станции для определения положения устройства в пространстве. Заодно стоит убедиться, что у вас есть свободное место площадью около 9 квадратных метров без мебели, затем придется правильно расставить сенсоры и выполнить еще много различных действий. Покупая такой дорогой гаджет, рассчитываешь, что он будет работать прямо «из коробки», однако это не так — он нацелен на энтузиастов, готовых вкладывать деньги и время. Особенно деньги: конечная стоимость конфигурации превышает 130 000 рублей, что ударит по карману даже сильнее, чем Oculus Rift.

Подведем итоги. Примерная стоимость знакомства с современной виртуальной реальностью для начинающих с нуля составит:

VR — удовольствие не из дешевых, особенно если потребуется собирать конфигурацию с нуля. А собрав, стоит учесть, что подавляющее большинство представленных игр сейчас скорее напоминают технические демонстрации, так что любой шлем вполне может отправиться на полку через пару недель. Как бы то ни было, для тех, кто не хочет возиться с компьютером и уже купил PS4, PS VR может стать неплохим выбором, предлагающим относительно демократичную стоимость и простую настройку. Правда, стоит обратить внимание на то, что от «зернистости» и маленького разрешения дисплея шлема не спасет даже PS4 Pro. Если же качество изображения все-таки стоит у вас на первом месте, то лучше обратиться к решениям для ПК.

Вывод

По правде говоря, знакомство с PS VR не развеяло скепсиса по поводу будущего виртуальной реальности. В свое время EyeToy и Kinect тоже вызывали немалый ажиотаж, однако на деле оказалось, что устройства не нужны ни геймерам, ни игровой индустрии. Kinect обрел известную популярность в среде любителей DIY-проектов, но говорить о глобальном успехе не приходится.

Впрочем, общение с PS VR все же заставило пусть и не кардинально, но пересмотреть свои взгляды. У Sony действительно есть шансы собрать неплохую аудиторию. Смотрите сами. Количество владельцев PlayStation 4 в сентябре перевалило за 47 миллионов , то есть пользовательская база консоли огромна. К тому же у шлема была мощная рекламная компания — в одной только Японии за первую неделю скупили более 50 тыс. устройств. Между прочим, Oculus постеснялась огласить цифры продаж, хотя коммерческий вариант ее шлема находится на рынке с начала года.

Однако основные причины потенциального успеха PS VR заключаются в следующем. Во-первых, Sony осуществляет корпоративный контроль качества, благодаря которому, хотелось бы верить, в продажу не попадут игры, работающие с низкой частотой обновления кадров. Во-вторых, стоимость. Да, чтобы ее уменьшить, пришлось пойти на технические компромиссы, но тем не менее виртуальная реальность остается собой даже при низком разрешении. К тому же бренд PlayStation сейчас невероятно силен, а по части эргономики у PS VR на данный момент попросту нет конкурентов — шлемом несложно, удобно и приятно пользоваться.

Есть и обратная сторона медали. Например, поддержка разработчиков. Обещать-то они, конечно, могут много чего, но по факту еще ни один из показанных или выпущенных проектов не продвинулся дальше уровня технической демонстрации. Все заявленные ААА-игры используют механику старого доброго рельсового тира, в котором персонаж прибит к полу, а перемещение обычно происходит методом загадочной телепортации. Глобальная проблема виртуальной реальности как раз заключается в неспособности предоставить нормальный способ передвижения героя по локациям. И это лишь одно из неудобств — риск укачивания и огромное количество проводов тоже понравятся далеко не всем. Тем более есть вероятность увидеть года через полтора-два обновленную версию PS VR эксклюзивно для PS4 Pro. Как раз по этим причинам будущее шлема от Sony видится туманным.

Только время покажет, станет ли виртуальная реальность следующим витком эволюции для игр или с треском провалится. Пока что это занятная, но еще слишком сырая технология, которая будет интересна энтузиастам и людям, постоянно находящимся в поисках свежих ощущений. Приверженцев же привычного игрового процесса она, увы, надолго не удержит.

Обзор Sony PlayStation VR | Введение


Идея виртуальной реальности не нова, но эра потребительского VR только проходит стадии инкубации. За прошедший год в продажу поступили несколько потребительских устройств виртуальной реальности, включая мобильную гарнитуру Samsung Gear VR и две системы для ПК - Oculus Rift и HTC Vive.

Gear VR дал доступ к базовым функциями виртуальной реальности миллионам людей (в Oculus докладывают, что за месяц число активных пользователе превышает миллион человек). В то же время сотни тысяч пионеров выбрали Rift и Vive, чтобы испытать премиальную VR дома.

Oculus, HTC и Samsung несомненно сдвинулись с мёртвой точки. Но первую реальную проверку интереса к VR со стороны массового потребителя проходит корпорация Sony. Система PlayStation VR (PSVR) стоит дешевле, чем решения для ПК, и она более доступна благодаря совместимости с PS4. По данным Sony, перед выпуском PSVR компания успела продать более 40 миллионов консолей PS4, таким образом, в её распоряжении имеются десятки миллионов VR-совместимых платформ.

Системные требования PlayStation VR очень просты: вам нужна PlayStation 4. Недавно Sony выпустила консоль PS4 Pro, которая поддерживает технологию HDR и разрешение 4K. Но не обязательно покупать более дорогую версию приставки, чтобы в полной мере ощутить возможности PSVR.

В какой-то степени будущее VR сейчас находится в руках Sony. Миллионы геймеров пользуются консолями, а не ПК, поэтому многие пользователи испытают первый опыт от виртуальной реальности на PS4. В связи с этим, продукт Sony просто обязан быть образцовым. Если PSVR понравится людям, они захотят показать её своим друзьям и знакомым, а те, в свою очередь, захотят купить себе такую же. Но если платформа будет иметь серьёзные недостатки, то распространение VR замедлится.

Если для виртуальной реальности требуется высокопроизводительный ПК, как консоль может с ней справиться?

Топовые системы виртуальной реальности требует больше производительности, чем способна обеспечить PS4, но Sony нашла решение.

Верите или нет, в Sony начали работать над PSVR задолго до создания консоли PlayStation 4. На конференции Immersed 2015 мы говорили с доктором Ричардом Марксом из Sony Interactive Entertainment о процессе разработки PSVR . Маркс заведовал экспериментальной исследовательской лабораторией Sony Magic Lab в отделе исследований и разработки PlayStation. По его словам, проект Morpheus (кодовое название PSVR) официально был начат в конце 2010 года, но эксперименты с отдельными технологиями, применяемыми в PlayStation VR , происходили в течение всей его 17-летней карьеры в Magic Lab. Ясно одно - Sony потратила много времени и сил на создание собственной технологии виртуальной реальности.

Кроме того, компания разрабатывала каждый аспект гарнитуры PlayStation VR самостоятельно. Команда, ответственная за реализацию PSVR, использовала широкий арсенал экспертов, работающих в огромной транснациональной корпорации. К тому же, Sony присутствует во многих отраслях электроники, поэтому при создании компонентов PSVR инженеры и разработчики линз могли работать рука об руку.

Обзор Sony PlayStation VR | Шлем виртуальной реальности PSVR


PlayStation VR заметно отличается по внешнему виду от Vive и Rift. Для того чтобы сбалансировать вес шлема на голове, две последние гарнитуры, а также OSVR HDK 1 и 2, используют трёхточечные ремни. Эти гарнитуры давят на лицо, и если неправильно отрегулировать ремни, может быть неудобно. Однако конструкция Sony передаёт вес на лоб.

В конструкции крепления PlayStation VR используется механика, а не ремни, как в других гарнитурах. Сверху есть кольцо с широким возможностями регулировки под разные размеры головы. Сзади кольца есть колёсико блокировки и кнопка снятия блокировки. Нажав кнопку, можно подогнать кольцо под ваш размер головы. Чтобы зафиксировать регулировку, достаточно повернуть колёсико. Также оно позволяет сжимать кольцо для более точной подгонки крепления.

Благодаря особенностям механизма PlayStation VR , часть гарнитуры с экраном и линзами не опирается на лицо. Инженеры Sony разметили передний блок на жёстком кронштейне, поэтому он не прижимается, а нависает над лицом. Также есть система регулировки по глубине, которая особенно понравится пользователям, носящим очки. Весь передний блок можно придвинуть или отодвинуть от лица нажатием одной кнопки. Диапазон регулировки превышает 2,5 см, поэтому гарнитурой можно пользоваться даже в толстых очках. Обратите внимание, что в механизме регулировки по глубине нет шарниров, что может стать слабым местом гарнитуры, поскольку он подвергается большой нагрузке (на растяжение), если держать дисплей во время регулировки.













На передней внутренней части кольца есть мягкая подкладка, поэтому гарнитура удобно опирается на лоб. Подкладка есть и в задней части крепления, там, где кольцо защёлкивается. Снять подкладку для очистки или замены не получится, но Sony защитила её прорезиненным, влагонепроницаемым материалом, который легко протирается.

В отличие от большинства гарнитур виртуальной реальности, в PlayStation VR не используется поролоновая прокладка для защиты от света по краям, поскольку гарнитура неплотно прилегает к лицу. Вместо этого Sony применила мягкую резиновую заслонку, которая при необходимости подстраивается под форму ваших очков. Если резинка слишком давит, её можно вообще снять, хотя в результате уровень погружения в виртуальный мир немного снизится.

Из левой части головного крепежа выходит жёсткий кабель длиной полтора метра. Первые 25 см кабеля защищены толстым резиновым покрытием, которое задаёт направление изгиба провода. Дополнительное уплотнение защищает кабель от пережима и повреждения.

PlayStation VR - единственная VR-гарнитура со встроенной кнопкой "питание", по крайней мере из тех, что мы видели. Примерно в 45 см ниже гарнитуры на проводе находится пульт управления, включающий кнопки повышения/понижения громкости наушников, отключения звука и питания шлема. Это весьма удобно, поскольку вам не обязательно отключать разъём гарнитуры, если вы хотите вернуться к игре на телевизоре.

Конец кабеля для передачи данных PlayStation VR разделён на два разъёма: HDMI и фирменный интерфейс, который передаёт данные из PlayStation в гарнитуру. Sony также добавила 3-метровый удлинитель, чтобы вы могли пользоваться устройством, сидя на диване. Технически необходимости в удлинителе нет, но 1,5 метра оригинального кабеля не всегда бывает достаточно. Если сидеть близко к консоли, чтобы дотянулся основной кабель, то могут возникнуть трудности с позиционированием камеры слежения (об это чуть позже).

Для отслеживания движения PSVR использует систему, которая применяется для работы с контроллерами Move и DualShock 4. Камера PlayStation определяет положение и ориентацию гарнитуры по девяти синим светодиодам, установленным в стратегических точках. Светодиоды есть в каждом углу лицевой стороны устройства и один в центре. Также есть по одному светодиоду по бокам и два сзади. Кроме системы отслеживания по светодиодам в гарнитуре применяется чувствительный к движению трёхосевой гироскоп и трёхосевой акселерометр.

Особый дисплей

VR-гарнитуры Rift и Vive используют по два дисплея с разрешением 1080x1200 точек (под одному на каждый глаз) и частотой обновления 90 Гц. Графическая подсистема должна обеспечивать 90 кадров в секунду или больше. Sony разрабатывала PS4 для игр в разрешении 1080p (и ниже) и часто при 30 FPS. Большинство считает, что даже разрешения 1080p недостаточно для виртуальной реальности, поэтому вариант использования более низкого разрешения для PSVR отпадал. Sony хочет добиться широкого распространения своей VR-платформы. Чтобы этого достичь, необходимо, чтобы система оставляла максимально положительные впечатления от использования. Поэтому вариант более низкой частоты обновления тоже не подходит, поскольку все исследования Oculus и Valve говорят о её прямом влиянии на уровень комфорта и восприятия.

Разрешение 2160x1200 точек и частота обновления 90 Гц требуют быстрой видеокарты в ПК. В Sony PS4 используется мощный графический процессор, но в отличие от PS4 Pro, он не может сравниться с современными высокопроизводительными видеокартам. Вместо того чтобы переложить на плечи разработчиков игр задачу обеспечения 90 FPS на железе среднего класса, Sony применила другой подход.

Дисплей гарнитуры может работать на частоте обновления 90 или 120 Гц, а разработчики могут ориентироваться на любое из этих значений. Если игра работает при 90 FPS, то частота обновления дисплея будет 90 Гц. Конечно, разрешение 1080p при частоте обновления 90 Гц – непростая задача для консоли, а это может негативно сказаться на качестве контента для PSVR. Sony решила проблему с помощью технологии "репроекции", позволяющей разработчикам оптимизировать игры под частоту кадров 60 FPS. Консоль перепроецирует каждый второй кадр, удваивая частоту кадров до 120 FPS, и тогда частота обновления дисплей PSVR достигает 120 Гц.

Дисплей Sony PlayStation VR имеет разрешение 960x1080 точек на каждый глаз. Чтобы устранить любые недостатки в качестве воспринимаемого изображения, компания использует технологию OLED с RGB-субпикселями. Если Rift и Vive нужно три пикселя для создания цвета, то Sony может воспроизвести любой цвет на одном пикселе. По сравнению с традиционным субпиксельным дисплеем, эта технология даёт более чёткие цвета и после неё цвета на Rift и Vive кажутся почти размытыми.

Линзы

Специальные линзы для VR-гарнитуры Sony изготавливали те же эксперты, которые разрабатывают оптику для её зеркальных камер. Мы не уверены, какой тип линз используется в PlayStation VR , но мы не заметили видимых сегментов, то есть это не линзы Френеля. Даже в Rift с гибридными линзами Френеля есть видимые строки, если смотреть на линзу, а не через неё. Линзы PSVR, похоже, не имеют эффекта "рыбьего глаза". В этот отношении Sony предложила кристально чистое решение.

Технические характеристики PlayStation VR
Тип дисплея Дисплей OLED с малым послесвечением (субпиксели RGB)
Размер дисплея 5,7-дюйма
Разрешение 1920x1080 точек (960x1080 на каждый глаз)
Частота обновления 90 Гц, 120 Гц
Поле видимости ~100 градусов
Тип линзы Не известно
Корректировки линзы Цифровая корректировка IPD, расстояние от глаз до линзы
Датчики Трёхосевой акселерометр, трёхосевой гироскоп
Технология отслеживания Слежение камерой по светодиодам, шесть степеней свободы
Интегрированная камера Нет
Аудио Микрофон, встроенный 3.5-миллиметровый аудиоразъём
Порты HMD Фирменный разъём подключения гарнитуры (разъём HDMI/фирменный разъём)
Длина кабеля HMD Несъёмный кабель гарнитуры 1,5 м, удлинитель 3 м
Материалы изготовления Пластик, стекло, поролон, резина
Размеры VR-гарнитуры (ШxВxД) Прибл. 187x185x277 мм (при минимальной длине головного крепления)
Размеры процессорного блока (ШxВxД) Приблизительно 143x36x143 мм
Вес 610 г. (без кабеля)


СОДЕРЖАНИЕ

Первый взгляд на шлем Sony – работает с PS4, появится в продаже осенью, цена от 30 000 рублей, 17 игр на старте, 50 игр до конца года, для работы понадобятся камера, джойстики и наушники, вкратце – очень понравилось…

Комплект поставки

  • Шлем виртуальной реальности
  • Процессорный модуль
  • Кабель подключения к шлему виртуальной реальности
  • Кабель HDMI
  • Кабель USB
  • Стереонаушники
  • Силовой кабель переменного тока
  • Адаптер переменного тока

Железо

Начну со звука, тут есть кое-что интересное. В комплекте со шлемом поставляются простые вставные наушники, я советую вам сразу же купить мониторные наушники для лучшего эффекта погружения. Думаю, стоит подготовить какую-то подборку с моделями разной цены для использования с PS VR. Для тестов использовались h.ear on, выложил фотографию в «инстаграм», и многие спрашивали, что это за тряпки на наушниках – в целях гигиены в Sony используют этакие чехлы для наушников. Так вот, про звук. Поскольку мы имеем дело с виртуальной реальностью, звуковая картинка тоже очень важна. Например, при приближении к объекту звук усиливается, как бы наводится резкость, на удалении звук «замыливается», теряет четкость. Шлем умеет создавать Dolby Surround 7.1, причем вне зависимости от наушников – чем лучше модель, тем больше звуковой информации вы получите, тем интереснее будет играть. Я специально начал со звука, потому что этот момент упускают в обзорах, считают неважным – на самом же деле, в играх вроде Resident Evil 7 помогать испугаться будут именно разные акустические эффекты. Отрадно, что в Sony уделили этому столько внимания – вероятно, позже появятся и комплекты, где вместе с PS VR будут и хорошие наушники.

Теперь о железе. Для начала – SONY PS VR ПРЕКРАСНО РАБОТАЕТ С PS4. Специально выделяю этот момент, потому что уж очень много в сети диванных аналитиков, делающих странные выводы о совместимости шлема только с приставкой нового поколения. Это не так! То устройство, что довелось потестировать, было подключено именно к PS4 и работало без малейших проблем.

Физически программно-аппаратный комплекс состоит из двух модулей. Во-первых, это сам шлем. Массивное оголовье регулируется с помощью кнопки на задней части, регулируется и фронтальная панель с очками. Носить удобно, только в помещении без кондиционера сильно потеет голова. Зимой с такой проблемой вы вряд ли столкнетесь. Линзы тоже запотевают, нужно протирать. Наушники нужно располагать поверх шлема, получается этакая капсула, где вы отрезаны от реальности. Во-вторых, это процессорный модуль, его можно поставить на PS4 и соединить кабелями с шлемом, приставкой и телевизором. Вот как выглядит весь комплект. Замечу, тут используются кабели, похожие на HDMI, но это не HDMI.








На кабеле есть пульт ДУ с кнопками включения, регулировки громкости, разъемом для наушников. Есть возможность отключить встроенные в шлем микрофоны. Изображение выводится на телевизор, позже появятся игры, где один человек будет играть в очках, а второй участвовать в процессе, глядя на телевизор. В-третьих, для работы PS VR вам понадобятся PS Camera и два джойстика PS Move, прибавьте еще около 8 000 рублей. Сами очки будут стоить от 31 000 до 37 000 рублей, в продаже PS VR появится в октябре, если не произойдет ничего сверхъестественного.






Характеристики устройства

  • Внешние габариты: Шлем виртуальной реальности: 187x185x277 мм (ширина x высота x длина, без учета выступающей части, при минимальной ширине обруча)
  • Процессорный модуль: примерно 143x36x143 мм (ширина x высота x длина, без учета выступающей части)
  • Масса: Шлем виртуальной реальности: примерно 610 г (без кабеля)
  • Процессорный модуль: примерно 365 г
  • Технология дисплея: OLED
  • Размер панели: 5,7 дюймов
  • Разрешение экрана: 1920xRGBx1080 (960xRGBx1080 на один глаз)
  • Частота смены кадра: 120 Гц, 90 Гц
  • Поле зрения: Примерно 100 градусов
  • Сенсоры: Шестиосная система отслеживания движения (трехосный гироскоп, трехосный акселерометр)
  • Интерфейс подключения: Шлем виртуальной реальности: HDMI, AUX, разъем для гарнитуры
  • Процессорный модуль: HDMI TV, HDMI PS4, USB, HDMI, AUX
  • Функции процессорного модуля: 3D звук, социальный экран (зеркальный режим, отдельный режим), кинематический режим

Несколько слов о дополнительных функциях, с помощью PS VR можно не только играть, но и просматривать видео (в том числе и 360-градусное), фото, использовать функции Share Play и «Прямой эфир». Полагаю, в будущем любое видео из любой программы на PS4 можно будет посмотреть в шлеме – например, «Страшные сказки» из Amediateka.

Во время игр вполне можно сидеть, в идеале между телевизором и вами должно быть расстояние около двух-трех метров, чтобы вы не задели руками технику. Калибровка происходит быстро и без проблем даже с прототипами, во время игры положение джойстиков отслеживается точно, попадаешь туда, куда целишься. В целом, настройка и начало использования очень просты, понятны, подключаете, располагаетесь поудобнее и с азартом отстреливаете гадов в каком-нибудь Rush of Blood.




Игры

Немного официальной информации: «В настоящий момент в разработке ПО для PS VR участвуют более 230 разработчиков и издателей – от небольших независимых команд до крупных студий и ведущих издателей индустрии, таких как 2K Games, Electronic Arts Inc. и Ubisoft Entertainment. Число игр для PS VR, находящихся в разработке у студий-партнеров, а также у SCE Worldwide Studios (SCE WWS), уже превысило 160. Ожидается, что более 50 из них, в том числе Eagle Flight (Ubisoft Entertainment), EVE: Valkyrie (CCP Games), Headmaster (Frame Interactive), Rez Infinite (Enhance Games), Wayward Sky (Uber Entertainment), RIGS: Mechanized Combat League, Tumble VR, Until Dawn: Rush of Blood и VR Worlds (SCE WWS) будут выпущены до конца этого года. Кроме того, DICE и Lucasfilm уже работают над Star Wars Battlefront™ (Electronic Arts Inc.) эксклюзивно для PS VR. На старте продаж системы все ее владельцы смогут бесплатно загрузить в PlayStation®Store THE PLAYROOM VR*4 от студии SCE WWS».

На момент появления в продаже будет доступно 15 игр, к концу года обещают около пятидесяти. Мне удалось попробовать несколько, поделюсь с вами впечатлениями. Очень понравилась London Heist, вы едете в Лондоне на пассажирском сиденье и отстреливаетесь от волн врагов, рукой вставляете магазин (используются джойстики Move) в пистолет-пулемет, можно открывать бардачок, брать сок и прочее, и прочее. С этой игры начал, и она вызвала наибольшие эмоции, прямо как детский игровой автомат, только в виртуальной реальности и можно оглядываться вокруг, попадаешь в боевик из девяностых.

Второй аттракцион называется Rush of Blood, это именно аттракцион, где люди, слабые духом и нервами, будут вскрикивать. Просто представьте, как это ощущается в шлеме, когда смотришь не только вперед, а прямо перед глазами появляются разные картинки, можно заглянуть за угол или еще куда-то. Уже сейчас любители «графона» обвиняют Sony, мол, разрешение маленькое. Но PS VR – это штука про эмоции, ваш мозг сам дорисует картинку, нужно просто расслабиться и получать удовольствие.

Техническая демка Into the Deep показывает возможности шлема, появилась уже довольно давно, но актуальности не потеряла, спускаетесь на платформе на глубину, наблюдаете за рыбами, подводными лодками, атакующей вас акулой. Занятно.

Мучительная игра Headmaster, где где-то в колонии вам приходится отбивать мячи головой, поначалу это просто – напомню, бить надо и правда головой, не джойстиками! - потом, когда они вылетают очень близко слева или справа от ворот, становится тяжелей.

Игра Job Simulator – симулятор офиса, скорее комедия, чем игра, – вряд ли будет пользоваться популярностью, но можно потренироваться в управлении с помощью Move.

Про Battlezone расскажу ниже.

О других играх буду рассказывать по мере появления, но уже сейчас чудесно провел время – а ведь это еще лишь, скажем так, игры начального уровня!

Тошнота

Первые полчаса игр прошли незаметно и без проблем – более-менее линейная The London Heist вызывает восторг, а не неприятные ощущения, но вот когда настало время Battlezone VR, уже через несколько минут пришлось снять шлем и передохнуть. Фух! Все-таки виртуальные развлечения очень тяжело даются первое время, если ехать на танке прямо, то все хорошо, но ведь в игре так не получится, нужно маневрировать. И вот здесь начинается тошнота. Впрочем, как говорят коллеги из Sony, есть несколько моментов. Во-первых, тошнота наблюдается примерно у десяти процентов людей. Во-вторых, чем чаще пробуешь, чем чаще играешь, тем быстрее привыкаешь, тошнота уходит. Нужно нарастить этакую «мозоль», после чего проблем уже не будет. В-третьих, очень сильно помогает поначалу простой прием – снять один наушник, связь с реальностью восстанавливается, понимаешь, где ты, кто ты, какое положение у тела в пространстве, тошнота уходит.

Ну и еще – после первой пробы PS VR где-то с час ощущения были даже не неприятные, а странные, словно долго катался на катере в шторм. Видимо, тоже нужна привычка.

Выводы

На мой взгляд, среди других VR именно у PS VR впереди блестящее будущее. Есть инфраструктура – игроки PS4 могут купить шлем, аксессуары и тут же приступить к играм и другим развлечениям. Не нужно покупать мощный компьютер, не нужно покупать супердорогой шлем – конечно, цену PS VR не назовешь доступной каждому, но и тот опыт, что получает потребитель, стоит каждой копейки. Нечто совершенно новое, особенно когда появятся игры вроде Resident Evil и другие, еще не продемонстрированные широкой публике.

Нас ждет много интересного, связанного с PS VR. Вот взять спортивные приложения, полное погружение поможет заниматься йогой. Или играть в гольф совершенно иначе по сравнению с обычными приложениями. Футбол, пляжный волейбол, развивающие игры для детей, гонки, совершенно иные шутеры, игры ужасов, игры-триллеры, военные игры и кто знает, что еще. Может, в будущем PS VR будет подключен к дверному звонку и можно будет со всех сторон осмотреть посетителя, прежде чем открыть дверь кивком головы. Кстати, соединение со смартфоном во время игр становится необходимым – иначе будет много пропущенных звонков. Реальность PS VR затягивает.

Правильность выбранного пути подтверждают и собранные предзаказы – в России интерес к PS VR огромен, и люди готовы платить, даже не видя продукт.

Буду ли покупать себе – конечно.

Попытки полностью погрузить игроков в компьютерную вселенную предпринимались с конца 70-х: компания Atari даже ненадолго создала собственную лабораторию по изучению виртуальной реальности.

После этого было еще много смелых экспериментов: от бешено дорогих игровых автоматов до экзотических домашних консолей вроде Virtual Boy от Nintendo и парадоксальных гаджетов вроде перчатки Power Glove.

Во время загрузки произошла ошибка.

Короче говоря, виртуальной реальности хотелось давно и всем. Однако условия сложились только недавно: качество графики на ПК и современных консолях достигло такого уровня, что их то и дело путают с реальностью редакторы серьезных новостных компаний.

PlayStation VR: как все устроено

Установка PlayStation VR - комплекта виртуальной реальности для одноименной игровой консоли от Sony - занимает 20-40 минут (зависит от опыта). Каких-то особенных сложностей нет, просто очень много проводов.

PlayStation 4 подключается к телевизору обычным HDMI-кабелем, но виртуальная реальность устроена сложнее: в комплекте со шлемом поставляется процессорный модуль, похожий на сплиттер, только не с одним, а с двумя входами HDMI - по одному на каждый «глаз» шлема.

У шлема классный футуристичный дизайн, он удобный. Крепится одним движением и не мешает получать удовольствие.

Богдана Серебриян

Переходник питается от отдельного кабеля, а еще для работы с PlayStation VR понадобится подключить к шлему отдельную стереогарнитуру.

Кроме того, для некоторых игр потребуются еще два контроллера Move с камерой в придачу. И, разумеется, все это предстоит корректно откалибровать в меню самой PlayStation.

Поначалу захватывает дух

Первые несколько секунд внутри PlayStation VR испытываешь смесь священного ужаса и детского восторга. Причем восторг испытываешь даже в случаях, когда речь идет о неинтерактивной сцене из Resident Evil 7, где игрока заживо съедает женщина-демон.

Очень хочется почувствовать себя космонавтом на МКС: увидеть, как выглядят восходы и закаты на орбите. Получить такую игру было бы круто!

Дмитрий Швеенков

Между игроком и игрой больше нет препятствий, расхожий журналистский штамп про «погружение в игру с головой» становится буквальным: от монитора еще можно отвернуться, а здесь картинка транслируется напрямую в мозг, а два экрана создают захватывающий стереоэффект.

PS VR аккуратно считывает наклон головы и как результат - чувство присутствия не разрушает ни легкая размытость картинки, ни придурковатая анимация героев, которая вдохновляет пародии на YouTube.

Особенно это заметно на примере Eagle Flight, симулятора орла от создателей последних частей Far Cry. Графика в этой игре похожа скорее на трехмерный мультфильм и далека от фотореализма, но внутри орлиной головы об этом даже не вспоминаешь. Вместо этого хочется самозабвенно парить над оставленным человечеством Парижем, ловить жирную рыбу в позеленевшей Сене и выяснять отношения с дерзкими летучими мышами на Эйфелевой башне.

Виртуальная реальность укачивает

Виртуальная реальность изящно уравновешивает большинство сопутствующих недочетов. Легкую неуклюжесть контроллеров с датчиками движения мастерски обыгрывают в сатирической Job Simulator.

Даже игры совсем консервативных жанров - вроде виртуальных тиров и симуляторов танков - смотрятся фантастически правдоподобно и реалистично внутри шлема. Если, конечно, не подведет вестибулярный аппарат: у многих начинает кружиться голова.

Один мой знакомый даже решил вернуть устройство в магазин: организм отказывался приспосабливаться к условиям виртуальности. Другой знакомый - лицензированный автогонщик, но и это его не спасло: перегрузки внутри PS VR оказались тошнотворнее поездки по сложнейшей трассе Нюрнбургринг.

После игры ощущение, что проснулся в неудачной фазе сна. Я поиграла 40 минут и весь вечер ходила с легкой тошнотой.

Богдана Серебриян

Мне удавалось выдерживать интервалы минут по двадцать, после чего приходилось делать перерыв - примерно так же укачивает тех, кто вглядывается в экран смартфона на пассажирском сиденье автомобиля. Люди покрепче могут держаться часами: так, игровой журналист, любитель дикого отдыха Алексей Макаренков сумел просидеть внутри шлема 7 часов с двумя перерывами, но и ему потом пришлось невесело - «кружилась голова, болел желудок, короче, чуть не сдох».

Разработчики игр, кажется, готовились к этому и стремились сгладить эффект морской болезни. В некоторых играх повороты корпуса героя осуществляются рывками, и дело не в ограничениях железа: даже от сравнительно плавного движения вперед начинает мутить, а уж резкий поворот всего виртуального тела в сторону мог бы довести до беды и расстройства желудка.

То самое ощущение когда мозг пытаются обмануть. Первые минуты, когда ты, допустим, «научился летать», очень воодушевляют!

Дмитрий Осадчук

Впрочем, такие эффекты в основном характерны для игр, где нужно передвигаться при помощи контроллера. Там, где нужно просто вертеть головой, укачивает реже или не укачивает совсем. Поэтому идеальной игрой для PS VR оказывается Eagle Flight: плавность движений парящей птицы не только не вызывает ощущения качки, но и как-то умиротворяет.

Стоит ли брать?

Всё указывает на то, что игровая реальность - это будущее индустрии развлечений. Будущее, которое не то что стоит на пороге, а просунуло ногу между дверью и косяком, и не планирует уходить: в технологию вкладываются серьезные компании вроде Facebook, Sony, Samsung и много кто еще.

Результаты опросника устроителей крупнейшей индустриальной конференции GDC свидетельствуют, что интерес к теме среди разработчиков игр за последний год вырос в полтора раза, а на самой GDC в этом году пройдет отдельный двухдневный VR-форум.

Во-вторых, для PS VR вышло много симпатичных игр, но большинство из них - далеко не первой величины: первым крупным блокбастером с поддержкой шлема стал Resident Evil 7, проектов сопоставимого масштаба в ближайшие месяцы не предвидится.

Когда тебе предлагают попробовать новинки в игровом VR от PlayStation, никак не ожидаешь получить графику уровня пятилетней давности. Сильно зависит от игры, но ни одна из них не впечатлила проработкой визуализации и качеством картинки.

Дмитрий Осадчук

Каждая игра стоит в среднем полторы-две тысячи рублей, да и PlayStation Move с камерой продаются отдельно. Сам шлем при этом стоит 35 000 рублей, что гораздо дешевле, чем Oculus Rift или HTC Vive, но только при условии, что у вас уже есть PlayStation 4, а ваш интерес к виртуальности ограничивается играми, доступными в PSN.

PlayStation VR позволяет испытать невероятный опыт, но пользоваться им на этом этапе развития - примерно то же самое, что покупать мобильный телефон в середине 90-х: громоздко, дорого, плюс тошнота и головокружение.