Правила игры в шашки по швейцарской системе. Швейцарская система. Как можно поиграть в эту игру

Швейцарская система - система проведения турниров (получила свое название потому, что впервые была введена в турнирах Швейцарского рабочего шахматного союза). Турнир по швейцарской системе проводится следующим образом. Перед началом устанавливается количество туров (обычно 5-13). Все участники ранжируются по рейтингу или другим способом, например, жеребьевкой. В 1 туре играют первая половина участников со второй половиной, например, при 20 участниках играют пары 1-11, 2-12 и т.д. Цвет определяется жеребьевкой для первой пары, а далее цвет меняется, например, если первый номер играет белыми, то второй - черными, третий - белыми и т. д. В последующих турах встречаются участники, имеющие по возможности равное количество очков. Процедура составления пар перед началом каждого тура аналогична первому туру. Участники, уже встречавшиеся между собой, не должны играть вторично. Цвет фигур по возможности чередуется. Перед следующим туром должен быть выявлен результат всех партий. Если число участников нечетное, то последний в данном туре получает очко (в таблице обозначается «+»). В настоящее время для составления пар обычно используют компьютерные программы.

Швейцарская система позволяет провести турнир с широким охватом участников в сжатые сроки и вполне применима для ряда соревнований, особенно массовых, при неравном по силе составе участников. Максимально допустимое количество участников 2 в степени N, где N - число туров. Однако некоторые организаторы проводят массовые турниры с превышением этого число, что может привести к случаю, когда два участника набрали стопроцентный результат, то есть победитель не будет выявлен.

Это к разговору, начатому в последнем подкасте – о том, как быть, если увеличение числа команд в нашей лиге и дальше пойдёт в той же прогрессии.

Не знаю, как будет в январе – может быть, от нас пара команд отвалится и никаких проблем не возникнет, а может быть, в очередной раз заявятся 4-5 команд-новичков. Как я уже говорил, последний вариант развития событий поставит нас перед необходимостью реформировать чемпионат, поскольку в один круг мы такое количество не прогоним – не хватит игровых дней. Даже если сократить кубковые раунды до одного матча, всё равно не хватит.

Тем не менее выход всегда есть.

Один я уже предложил – разбить чемпионат на два этапа, при этом на первом команды будут разбиты на подгруппы и сыграют в них 18-20 туров, а на втором в финальной пульке сойдутся лучшие (победители групп или же по две лучшие из каждой), которые в коротком турнире в 3-4-5 туров определят чемпиона и призёров.

Однако есть и второй вариант, достаточно любопытный. Речь идёт о швейцарской системе, у которой тоже, безусловно, есть масса минусов, но есть и несомненные преимущества.

Если кому-то лень читать или же кто-то не совсем понял, объясню попроще. При швейцарской системе количество туров, вне зависимости от числа команд, оговаривается заранее. По отношению к нам это может быть, к примеру, 20 туров, если речь идёт обо всём чемпионате полностью, либо, скажем, 17-18, если нам нужно таким образом «оформить» только первый этап.

Пары в 1-м туре определяются по жребию или же по коэффициенту (мелочь, которая быстро решается), а начиная со 2-го в пары всякий раз сводятся команды С ОДИНАКОВЫМИ ИЛИ С ПРИМЕРНО ОДИНАКОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ. То есть, лидеры – с лидерами, середняки – с середняками, а аутсайдеры – с аутсайдерами. Грубо говоря, если ты в первом туре выиграл, то в соперники тебе уготована команда, которая тоже победила, а если проиграл – то следующий матч проведёшь с проигравшим. И так – на протяжении всей дистанции, хотя, конечно, чем дальше, тем труднее выбирать абсолютно равных, в концовке турнира порой приходится «сталкивать» и не самые «равные» команды. При этом повторения пар быть не может – иными словами, ранее сыгравшая пара в чемпионате уже не встретится, даже если она после какого-то тура занимает первые два места в таблице с равными показателями.

Несомненным плюсом этой системы является то, что всем сильнейшим командам в итоге так или иначе придётся сыграть между собой. Практика показывает, что даже при наличии 90-100 участников (команд) и заявленных 20 турах к концу турнира между собой почти обязательно сыграют первые 14-15. Какие-то «дыры» там, конечно, возможны, но исключительно по причине того, что в последнем туре кто-то из «верхушки» неожиданно крупно сольёт и провалится, а кто-то из серединки крупно выиграет и резко поднимется. Однако лидеров, первые 5-6 команд, это никогда не касается – все они между собой сыграют на 99,9% обязательно.

Теперь о минусах «швейцарки» . Первый и самый значительный – эта система всегда (во всяком случае я не припоминаю исключений) применялась в индивидуальных видах спорта и играх – шахматах, шашках, рэндзю и т.п. Хотя в шахматах «швейцарка» активно применялась и в командных соревнованиях, в частности – на шахматных Олимпиадах. Если вы из прочитанного уяснили, о чем идет речь, то сразу и второй минус – команды не смогут сыграть хотя бы по разу с каждым из всех соперников. (Правда, при нескольких десятках участников это и на фиг никому не нужно. Мы ведь как раз от этого и хотим уйти.) Есть еще третий, скрытый и не очень приятный – для «швейцарки» в командном турнире требуется ЧЁТНОЕ количество участников. Хотя, при желании, эта проблема тоже решается.

Короче говоря, я предлагаю: пока есть время (сезон впереди), вникнуть в специфику швейцарской системы и либо одобрить ее в качестве ВОЗМОЖНОГО способа проведения последующих чемпионатов, либо отвергнуть. При этом учесть разные нюансы: а) ее можно применить для всего чемпионата в целом; б) ее можно в укороченном варианте применить только для первого этапа чемпионата, по окончании которого лучшие 4 (5, 6) команд обычным круговым турниром в один круг разыграют три первых места.

Вот еще что: в шахматах (это я знаю точно – в своё время изучал их историю) порой бывали случаи, когда ушлые гроссы в турнирах по «швейцарке» умышленно сливали партию, чтобы опуститься в таблице ниже – там им доставались соперники послабее, за счёт которых можно было прыгнуть резко вверх. Но такое происходило нечасто и особого успеха не имело, победить такой тактикой никому не удавалось. У нас же, в прогнозировании, это и вовсе выглядит полным абсурдом.

И, конечно же, «швейцарка» – невыносимая головная боль для судей, которым после каждого тура приходится долгое время проводить в размышлениях над турнирной таблицей, чтобы в следующем туре составить пары, максимально удовлетворяющие условиям системы.

Тем не менее такая овчинка выделки стОит, уж поверьте.

Расскажите друзьям об этой статье:

Шевченко Виктор Александрович (Буденновск) предлагает следующую схему:

Таблица движения по турам (пример)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА ПО ШВЕЙЦАРСКОЙ СИСТЕМЕ

Процедура жеребьевки. Три способа проведения это:
А) слепой жребий;
Б) жребий по алфавиту;
В) расстановка команд по «рейтингу».

В данном примере рассматривается самый сложный вариант - участвуют 11 команд. Команды расставлены по итогам прошлого сезона, в том числе учитываем составы команд, разрядность, в 1-й или во 2-й группе края они участвовали и далее еще ниже рангом; команды сыгравшие в одном из туров в дальнейшем не играют! При желании можно написать компьютерную программу для облегчения расчетов.

Итак, для первого тура команды расположились в следующем порядке:

Проводим 4 тура (желательно нечетное количество туров, но при большем числе команд). Обязательным условием первого тура - нечетные номера - принимают дома. В последующих турах, как правило, идет чередование. Самая последняя в рейтинговой жеребьевке одиннадцатая команда получает 3 очка и разница +:- (за победу - 3 очка, ничью - 1, неявка, незаявленный игрок и т.д. - 0 очков, а противнику в случае потери очков отрицательного результата: по 3 очка и счет 3:0). После каждого тура последнее место получает аналогичное количество очков.

Составляем таблицу движения по турам с нарастающим итогом очков.

1 тур:

А) записываем команды в зависимости от очков и разницы мячей: делаем пометки игр Дома - Д, Выезд - В.

Б) не игравший «Маяк» получает выезд (пропускающей худшей команды «Динамо»)

2 тур:

Подбираем пару «Строителю», как имеющему наилучшую разницу в 3 - й очковой группе, итак:

3 тур:

Записываем команды по очковым группам в порядке убывания по очкам и разнице забитых мячей:

6 очков В 1. «ФК Невинномысск» 6:0 подбираем пару сверху вниз с наилучшими показателями:
4 очка В 2. «Строитель» 9:1 1. «ФК Невинномысск» - «Колос» 0:5
Д 3. «Колос» 7:1 2. «Строитель» - «ФК Ипатово» 6:2
В 4. «ФК Ставрополь» 6:1 3. «ФК Ставрополь» - «Маяк» 8:0
Д 5. «ФК Ипатово» 4:1 4. «Нефтяник» - «Жемчужина» 1:0
3 очка В 6. «Нефтяник» 4:4 5. «Динамо» - «К/М» 1:1
Д 7. «Жемчужина» 4:7 Стрелками указываем спуск и подъем когда вынужденно берем
Д 8. «Маяк» 0:4 в пару команды близко стоящие, но с разным (минимально)
В 9. «Динамо» 0:8 количеством очков! Каждый спуск и подъем уравновешивают
0 очков Д 10. «К/М» 1:5 друг друга; более двух - нежелательно.
В 11. «Сигнал» 2:10

4 тур:

7 очков Д 1. «ФК Ставрополь» 14:1 х 1. «Строитель» - «ФК Ставрополь» 2:1
Д 2. «Строитель» 15:3 х 2. «Колос» - «Нефтяник» 4:0
В 3. «Колос» 12:1 3. «ФК Ипатово» - «ФК Невинномысск» 4:1
6 очков Д 4. «Нефтяник» 5:4 4. «Жемчужина» - «Динамо» 2:0
Д 5. «ФК Невинномысск» 6:5 5. «Сигнал» - «Маяк» +:- 3:0
4 очка В 6. «ФК Ипатово» 6:7
Д 7. «Динамо» 1:9
3 очка В 8. «Жемчужина» 4:8
В 9. «Сигнал» 2:10
В 10. «Маяк» 0:12
1 очко В 11. «К/М» 2:6

Х - в случае равенства выездов и домашних встреч берем текущий рейтинг команд, т.е. сумма очков с кем играл; если равенство, то разность мячей и дальше - забитые(потом только возможен жребий): для определения кто играет дома.

Вносим результаты последнего тура в таблицу и проставляем суммарный результат.

Примечание: в случае равенства очков выше та команда, текущий рейтинг которой больше, если он равен, игра между собой, если ничья,лучшая разница, если она равна - то большее число забитых. Дальше - жребий.

Теория: Швейцарская система соревнований

1.Порядок проведения жеребьёвки команд - участниц.

А) если команды равны по силам, то они располагаются в алфавитном порядке и в 1-м туре играют 1-2, 3-4 и т.д. При необходимости в первых турах пары можно видоизменить по территориальному принципу. Команды, стоящие в парах первыми, играют на своем поле.

Б) если команды по силам отличаются, либо отличаются группы команд, то они располагаются в таблице-жеребьёвке согласно рейтинга (т.е. с учетом разрядности, подбора игроков, занятого места в предыдущих соревнованиях и т.д.). Если это группы, то жеребьёвка для 1-го тура, делается для сильнейшей группы и им даются (скажем 4 команды) № с 1 по 4, далее следующие команды или группы. Таким образом команды выстраиваются по ранжиру - это и есть жеребьёвка. И № команд нужны лишь для 1-го тура, в котором встречаются: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8, 5-9, 6-10 (для 11 команд как в нашем случае).

В) число команд должно быть четным! Если же, все-таки, нечетное число команд, то не играет самый слабый противник, который автоматически получает победу (либо ничью) - это решает до начала соревнований судейская коллегия с представителями. Для определения коэффициента эти очки в зачет не идут. После каждого тура слабейшая команда меняется и получает в системе игр дома - выезд место очередной выбывший команды.

Г) в случае если команда выбывает в середине тура, то "очки" ей в оставшихся турах не начисляются, а сохраняются имеющиеся.

2. Начиная со второго тура команды разбиваются по очковым группам с нарастающим итогом.

3. Число туров желательно нечётное, что при большом количестве команд позволит подбирать для каждой очковой группы соперников с равным количеством выезд-дома. В итоге этот показатель не должен разниться на 1, что обеспечит подбор соперников.

4. Минимальное число команд в швейцарской системе рекомендуется - 16.

5. Число туров - кратно 3-5-7,в зависимости от числа команд (т.е. число команд делится на 3-5-7 и т.д.), но не более 13-15 туров (решает судейская коллегия с учетом выше указанного - кратности).

6. Начиная со II-го тура идет разбивка команд по очковым группам и подбор соперников с равным или наибольшим количеством очков, в том числе с учетом:

дома - выезд.

При неоднородном составе участников, после прохождения экватора соревнования, рекомендуется для одинаковых очковых групп командам определить коэффициент, т.е. им коэффициентом для каждой команды служат очки соперников с которыми искомая команда встречалась, что повысит равноценность каждых пар.

7. В случае, если участники большей очковой группы окажутся в нечетном количестве, то им в пару берется команда из ближайшей очковой группы - имеющей лучшие показатели. Этим командам делается спуск и подъем. Два подряд спуска и подъема нежелательны. Если у команды есть спуск и подъем - то дальше команда считается не имеющая их.

8. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. В случае равенства очков у двух или нескольких команд, расстановка команд в порядке убывания проводится с помощью коэффициентов (сумма очков соперника с которыми играла искомая команда). Если коэффициент равен у команд, то учитываются следующие показатели: разница забитых и пропущенных мячей, разница на чужих полях, забитых на чужих полях и т.д. В случае равенства всех показателей - жребий.

9. За победу команда получает 3 очка, за ничью 1 очко. Встреча заканчивается в основное время.

Система соревнований , порядок проведения шахматного соревнования (турнира, матча, матч-турнира), личного или командного. Выбор системы соревнований зависит от числа его участников, сроков проведения, целей и задач, которые оно преследует. Среди систем соревнований наиболее известны следующие.

  • Круговая - все участники (команды) играют друг с другом поочерёдно в порядке, определяемом таблицами очерёдности игры. По сравнению с другими системами отличается наименьшим влиянием случайности на итоги соревнования.
  • Швейцарская , или система по жребию , - проводится с любым числом участников (команд) в ограниченные сроки. Разработана для соревнований Швейцарского рабочего шахматного союза (отсюда название). Шахматный кодекс СССР рекомендует проводить 6-9 туров при 18-30 участниках, 9-12 - при 30-50 участниках, 12-15 - при числе участников свыше 50. Для составления пар перед началом каждого тура производится жеребьёвка . В каждом туре встречаются участники с равным или почти равным числом очков, повторные встречи не проводятся и игра одним и тем же цветом свыше двух раз подряд исключается. При подведении итогов в случае равенства очков у двух или более участников для определения мест чаще всего применяется система коэффициентов Бухгольца (см. Система коэффициентов). Наиболее массовые соревнования, проведённые по швейцарской системе, - чемпионат СССР 1967 (13 туров при 130 участниках), международный турнир в Лондоне (6 туров при 910 участниках), Всемирные шахматные олимпиады (с 1976) и другие.
  • Олимпийская - выбывание участника или команды из соревнования после проигрыша партии (матча) или после потери определённого числа очков в личных соревнованиях. При ничейном результате: партия (матч) переигрывается или игравший белыми выбывает (возможен также жребий); личная встреча обычно играется до конца, исход командного матча решают коэффициенты, при использовании которых предпочтение отдаётся очкам, набранным на более высоких досках. Цвет фигур определяется вначале жребием, затем чередуется. Применяется для массовых соревнований.
  • Схевенингенская - половина участников (одной команды, группы) играет поочерёдно с остальными. Впервые применена на турнирах в Схевенингене в 1923 (отсюда название). При наличии двух команд результат командного матча определяется суммой очков, набранных участниками каждой команды. Применяется для тренировочных соревнований между молодыми и опытными шахматистами, а также в международных командных встречах.
  • Система Силли - расположение участников соревнования в турнирной таблице (перед началом соревнования) согласно жребию или в соответствии с их квалификацией; предложена итальянским шахматистом А. Силли (отсюда название). Все участники играют одинаковое число партий. Применяется при проведении массовых соревнований по переписке.
  • Матчей - встреча двух шахматистов или команд между собой (например, матчи на первенство мира среди мужчин и женщин и другие).
  • Матч-турниров - соревнования, в которых ограниченное число участников или команд играют между собой по круговой системе в несколько кругов (например, матч-турнир на первенство мира 1948; матчи-турниры сборных команд СССР 1973 и 1981).

Для одного соревнования возможно использование нескольких систем; например, первый, наиболее массовый этап проводится по олимпийской или швейцарской системам, а заключительный - по круговой.

Откуда и получила своё название. Турнир проходит без выбывания, в каждом туре, начиная со второго, пары соперников отбираются так, чтобы встречались между собой участники, набравшие равное количество очков. За этот счёт из турнира исключаются партии между заведомо несопоставимыми по силе противниками, что позволяет для определения победителей обойтись небольшим, по сравнению с круговой системой , числом туров при большом числе участников.

Условия применения

Традиционно для получения наиболее объективного результата турниры проводились по круговой системе , в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков - если в круговой системе 100 игрокам потребовалось бы 4950 встреч в 99 турах, то в швейцарской достаточно 450 партий в 9 турах (выигрыш в одиннадцать раз).

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам , при N участниках N + 2 k {\displaystyle {\sqrt {N+2k}}} туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу log 2 ⁡ N + log 2 ⁡ k {\displaystyle \log _{2}N+\log _{2}k} , округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой M*N/2, где N - количество игроков (чётное) и M - количество туров (когда все игроки играют во всех турах).

Минимальное число туров, необходимое для справедливого определения призовой тройки, в зависимости от числа участников:

участников туров
7-8 5
9-16 6
17-32 7
33-64 8
65-128 9
129-256 10

Порядок проведения турнира

  • В первом туре все игроки упорядочиваются (случайным жребием, или по рейтингу). Пары составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках - четыре) одним цветом, кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без игры.
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире или по коэффициенту Солкофа , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире, исключая самый лучший и самый худший результаты. Кроме них (или вместе с ними) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» - более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного - двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) - игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня. С другой стороны, правила отбора исключают игры заведомо слабых с заведомо сильными, не представляющих никакого интереса.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой - несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона , где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам - то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема - как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет - в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную [ ] , что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В играх с существенной ничейной полосой (шахматы, шашки, сянци) в турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

В играх, в которых ничейная полоса исчезающе мала или отсутствует (сёги, го), подобных проблем нет.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open ) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 - игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-3 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-2 2
игрок-8
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-4
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1 . Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков. Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца , то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 - 5, поэтому второе место занимает игрок-3 , третье - игрок-2 . Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца - 4,5 и 3,5), далее - игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7 , имеющий 0 очков.