Экспозиционный фонд. Экскурсии в московский монетный двор Из повседневности к вечным ценностям

До революции в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг было два музея: один при бумагоделательном, другой - при испытательном отделении.

Первый музей в 1897 году основал инженер-технолог Н.А. Резцов, работавший в это время заведующим бумагоделательным отделением Экспедиции. Это был первый в России музей писчебумажного дела. Он знакомил с развитием бумажного производства в стране и, в частности, в Экспедиции Заготовления Государственных бумаг. Здесь были представлены коллекции образцов сырья и бумаги, как российских, так и зарубежных фабрик. Гордостью музея была экспозиция образцов бумаги с водяными знаками.

В музее при испытательном отделении Экспедиции можно было ознакомиться с образцами государственных бумаг (банкнотами, облигациями, векселями и др.), иллюстрированными изданиями, отпечатанными в Экспедиции, образцами гальванопластических художественных изделий.

Музеи работали на предприятии до 1919 года. В этот период печатное и граверно-художественное отделения эвакуировали в Москву, вместе с ними были перевезены и экспонаты музеев. Сегодня они хранятся в Спецфонде АО "Гознак".

В 1977 году на фабрике открылся музей, отображающий историю организации и развития Ленинградской бумажной фабрики Гознака.

Посетители могут ознакомиться с экспозицией, представляющей собой единое выставочное пространство в 4 залах площадью около 200 квадратных метров. Материал, представленный в залах, связан между собой хронологически и охватывает исторический период с петровских времен и до наших дней. Редкие примеры литофаний, черпальных форм, образцов бумаги с водяными знаками, а также использование компьютерной техники в качестве презентационного оборудования позволили создать современную экспозицию.

В первом зале представлена история Экспедиции заготовления государственных бумаг за первые сто лет ее работы. Особое место в этом зале занимают письменный стол и кресло управляющего Экспедицией князя Б.Б. Голицына.

Второй зал посвящен работе предприятия в начале XX века. Фотоматериалы дают представление о том, как вручную отливалась бумага; все отделения Экспедиции: бумагоделательное, печатное, граверно-художественное и ремонтно-механическое. В витрине экспозиции представлены печатные издания этого уникального предприятия. Здесь же можно увидеть на фотографиях театр Экспедиции, ее Техническую школу, церковь, магазин и другие подразделения ЭЗГБ.

С советским периодом деятельности Санкт-Петербургской бумажной фабрики и ее настоящим днем можно ознакомиться в третьем зале. В одной из витрин зала представлена рекламная продукция АО «Гознак».

Посетители могут сами на старинных табельных часах на специальной карточке проставить время своего прихода и ухода из музея.

В четвертом зале выставки представлена бумага с водяными знаками. Здесь можно увидеть гербовую бумагу, изготовленную в XVIII – XIX в., бумагу для документов и банкнот, почтовую бумагу, черпальные формы и водяные знаки с портретами политических вождей, писателей и поэтов, с изображением достопримечательностей. В витрине зала выставлены денежные знаки, которые изготавливались сначала в Экспедиции заготовления государственных бумаг, а затем уже в советское время в Объединении «Гознак». Украшением этого зала являются литофании (восковые копии) с картин Айвазовского, Джорджоне, выполненные художниками Гознака.

Официальная дата основания столичного филиала Гознака 25 апреля 1942 года. Внешнеполитическая специфика того времени диктовала свои условия. Изначально производство было ориентировано на изготовление наградных знаков отличия: боевые медали, ордена, почетные регалии за трудовую деятельность. «Спутник» предлагает посетить увлекательные авторские экскурсии на Монетный двор Москвы.

Из повседневности к вечным ценностям

Здесь изготавливают разменные монеты не только под заказ Банка России, но и для таких государств, как Индия, Абхазия, страны Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки, Африки.

После распада СССР, когда запустили в производство новые денежные знаки России, практически все технические операции осуществлялись вручную. За одну минуту, опытный работник фасовал до 350 монет.

Благодаря практически полной автоматизации, производительность предприятия на текущий момент значительно возросла. За 1 минуту выпускают:

  • 850 монет – номиналом 10 копеек;
  • 600 монет – номиналом 5 рублей.

Ежедневно с заводского конвейера сходят монеты номиналом от 1 до 10 рублей весом в несколько тонн. После расфасовки денежные знаки отправляют на хранение в Банк России и только потом они попадают в наши кошельки.

Разработка и выпуск инвестиционных монет из серебра и золота – одно из производственных направлений Московского Монетного двора. Устойчивым спросом также пользуется продукция из палладия, платины, сплавов на базе меди, стали, никеля и прочих металлов.

Здесь налажено производство золотых часов. Некоторое модели изготавливаются по индивидуальному заказу в единственном экземпляре. Стоимость таких изделий приравнивается к музейным экспонатам.

Эксклюзивные подарки

Во время экскурсии на Монетный двор, Вы посетите торговый салон, в котором представлен внушительный ассортимент сувенирной продукции:

  • Памятные монеты, выполненные из драгоценных и цветных металлов;
  • Наборы разменных монет;
  • Сувенирные значки;
  • Юбилейные медали;
  • Государственные знаки отличия;
  • Эксклюзивные бизнес-сувениры;
  • Браслеты и наручные часы;
  • Футляры, портсигары.

Закажите экскурсию онлайн, мы принимаем индивидуальные, коллективные заявки, обеспечиваем комфортабельным транспортом и опытными гидами. Экскурсионная программа в Московский Монетный двор – это увлекательное путешествие, в котором Вы узнаете много исторических фактов и невероятных историй.

Конкурс "Ценных дел мастера" от Музея

Денежные знаки являются одним из древнейших и важнейших изобретений человечества. История отечественного денежного дела сплетена воедино с историей страны, её культурой, достижениями, героическими событиями. В 1818 г. в России было основано первое специальное предприятие по изготовлению защищенной продукции - «Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг». В 2018 г. исполняется 200 лет с этого знаменательного события.

Какое отношение к этому имеет Музей Подпольная типография 1905-1906 гг. ? В подполье на Лесной печатали фальшивые деньги? Один из служащих Экспедиции был «сочувствующим» и тайно делал листовки? А, быть может, наши революционеры выкрали оборудование с Экспедиции? НЕТ.
Создатель подпольной типографии - Трифон Теймуразович Енукидзе (1877-1937) - вошел в историю не только как революционер и непревзойдённый конспиратор. В 1919 г. он разработал «Положение о создании Управления фабриками заготовления государственных знаков» (ГОЗНАК).

Что нужно делать?

  • Придумайте, нарисуйте и опишите сувенирную банкноту для Музея Подпольная типография 1905-1906 гг. . Требования к банкноте написаны ниже.
  • У конкурса личный и командный тип зачета, но не забывайте, что даже над самым скромным с виду денежным знаком трудится целый штат специалистов.
  • Один участник может отправить на конкурс только один проект банкноты (ответ можно отправить только 1 раз, проверяйте наличие всей информации и файла в вашем ответе при отправке).
  • Ответы принимаются через форму на странице конкурса (внизу страницы) в виде файлов в формате doc, docx, pptx, pdf, размером до 3 МБ.
  • В файле, который участник загружает в ответ, должны быть:
    • фотография или скан изображений банкноты с двух сторон;
    • описание банкноты: номинал, размеры, тона, основные сюжеты, в какой стороне и части они расположены, что они собой символизируют и т.п. Текст не должен превышать 2 тысячи знаков (с пробелами).

Требования к банкноте:

  • Номинал: 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 или 500 рублей;
  • Банкнота должна быть нарисована с двух сторон;
  • Размер банкноты - не менее 9х15 см и не более 15х25 см. Размер необходимо указать на вашем рисунке и в проекте.
  • Так как конкурс, в первую очередь, - художественный и творческий, то придумывать и реализовывать степени защиты для банкноты не нужно.
  • На банкноте необходимо отобразить ВСЕ перечисленные ниже пункты:
    • наиболее яркие, с вашей точки зрения, музейные предметы. Это могут быть экспонаты, группа предметов, экспонаты-легенды и т.п.
    • сюжет, имеющий непосредственное отношение к печатному делу. Это может быть техника, история её развития, собирательный образ мастера-печатника, издания, выходившие в типографии на Лесной и др.
    • сюжеты, связанные с Грузией, её природой, культурой, бытом. Можно обратиться к истории Московской Грузинской слободы. Почему именно Грузия, вы можете узнать, прочитав про Музей Подпольная типография 1905-1906 гг. .
    • эмблема музея - это, по традиции, рисунок лицевой части здания (фасада). Размер эмблемы - не более 5 % от общей площади банкноты. Не допускается копирование официального логотипа музея или рисунка с Олимпиадного магнитика.
    • виньетки, розетки, узоры, фоновые (гильоширные) микросетки также являются обязательными элементами любой банкноты. Участник сам выбирает, какие из этих элементов использовать.
  • не допускается буквальное копирование музейного предмета или иного произведения, связанного с музеем.

Критерии проверки работ:

  • соответствие работы тематике и условиям конкурса;
  • непременно аккуратность и качество исполнения;
  • оригинальность и разнообразие сюжетов и элементов банкноты;
  • четкое описание. Оно должно быть таким, чтобы, не видя банкноту, можно было её мысленно представить (попробуйте посмотреть, например, описания гербов).
  • Важно понимать разницу: предмет (он же экспонат) - является отдельным элементом, Сюжет - группа элементов, взятая не просто в «кучу», а несущая в себе некую завершенность, например: самовар на столе на подносе с сахаром - для чаепития.
  • «Легенда» экспоната - история, непосредственно с ним связанная. Он мог принадлежать известному человеку, использоваться по самому оригинальному «не по назначению» и пр.
  • Постарайтесь отвлечься от революционной тематики, так как Музей Подпольная типография 1905-1906 гг. рассказывает не только о революции. Организаторы подолья, прежде всего, были смелыми, дружными и весьма изобретательными людьми.
  • Непременно загляните на страничку «Виртуальный музей », где представлено много интересных материалов.

Музей заверяет, что данный конкурс не носит какого-либо коммерческого или корыстного характера. Проект задуман в рамках научно-просветительской деятельности.

Бонусное задание

Чтобы лучше вникнуть в денежное дело, попробуйте выполнить внеконкурсное задание. Что использовано в качестве фоновой сетки на банкноте, которая является иллюстрацией к конкурсу.

Один из вариантов расположения необходимых элементов на одной стороне банкноты.

Тип зачета: личный и командный (для команд)

Тэги: Подпольная типография 1905-1906 гг., Художественный, Исторический

Ответы участников

2 EkaterinkaGr
Добрый день, Моя банкнота номиналом 100 рублей выполнена на бумаге с использованием простого карандаша, цветных карандашей и гелевых ручек. Размер банкноты 9см.х15см. На лицевой стороне изображен фасад здания, где располагалась подпольная типография, представлен фрагмент комнаты, где могли работать подпольщики, рабочие инструменты для типографии и предметы обихода, газеты, и номинал купюры 100 рублей крупным шрифтом. В элементах декора использован рисунок обоев того времени. Оборотная сторона купюры представляет собой мое представление комнаты где мог жить подпольщик, обычный рабочий или служащий и куда могли быть принесены газеты для дальнейшего их распространения. В комнате есть печка, где можно приготовить еду, стол с лавкой. На столе самовар и один из выпусков газеты. Убранство комнаты отличается простотой.
4 Raketa
Наминал:500, размер: 9,5х22см. В работе использовано: акварель, простой карандаш. На лицевой стороне купюры изображены музейные экспонаты. В музее есть стол с данными предметами. Вверху вывеска музея с фасадной части здания. По углам купюры располагается наминал (500р). Работа выполнена в ярких тонах, использованы оттенки зеленого, коричневого, желтого, фиолетового, розового. Вензеля выполнены в стиле Грузии. На тыльной стороне купюры в середине, выделено вензелями, как акцент музейный экспонат (печатного дела). С права находится изображение фасада музея, с лево вывеска музея. Из главного акцента, в середине, семерично расходятся вензеля к бокам купюры, с верху и с низу. Так же выполнено в одной цветовой гаме. В данной работе мы хотели отобразить главные экспонаты музея. Добавили ярких цветов,вензеля. Наша купюра очень редкая, выпускается раз в год. Даёт право пообедать во всех Грузинских ресторанах бесплатно. Бонусное задание. В качестве фоновой сетки на банкноте использованно фасад здания музея Подольской типографии.
6